Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
Скачать 2.75 Mb.
|
Экологическая проверка. Войдите внутрь новой роли и проверьте, нравится ли вам там. Если нет, вам надо немного подредактировать этот образ. Ваше бессознательное сооб- щает вам о неких противоречиях. Вернитесь на предыдущий шаг и меняйте этот образ (добавляйте или меняйте качества) до тех пор, пока вам внутри не будет комфортно. 2. «Экран». Представьте перед собой экран, разделенный пополам. В одной половине поместите себя «старого», а в другой – себя нового. Вы сами можете выбрать, с какой поло- виной экрана у вас более ассоциируется старая роль, а с какой новая. 3. Взмах. А теперь оттолкните от себя образ себя «старого», а образ себя нового втолк- ните в себя. Так надо сделать очень быстро 5–7 раз. После каждого взмаха отвлекитесь на несколько секунд и создайте картинку заново. Иногда очень удобно помогать себе руками. Один образ вы кладете на одну ладонь, а второй – на вторую. 4. Проверка. Опять представьте экран. Какой образ более устойчив? Более устойчивым должен быть новый. Старый может съеживаться, рассыпаться, его может быть трудно удер- живать или он может отодвигаться сам, без ваших усилий. И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 461 5. Привязка к будущему. Что это изменит в вашей жизни? Посмотрите в свое будущее и попробуйте найти ответ на этот вопрос. Упражнение 2. Классический «Взмах» 1. Определите визуальный ключ – это либо образ, запускающий поведение (что лучше), либо образ, обязательно присутствующий в процессе, например рука с сигаретой в случае с курением. Так же важно сделать ключ как можно менее специфичным (универсаль- ным), то есть чтобы он повторялся во всех системах. В примере с курением – не конкретная пачка сигарет, а опять же рука с сигаретой. Этот образ должен быть ассоциированным. 2. Создайте образ желательного состояния. Он должен отвечать следующим требо- ваниям: • отражать способности и качества человека, а не поведение; • обладать способностью создавать новые варианты поведения; • быть диссоциирован от клиента; • иметь размытый фон; • нравиться клиенту. 3. Замените эти две картинки. Представьте образ ключа (ассоциированная картинка с образом проблемного поведе– ния). Очень быстро замените его образом желательного со– стояния (метафоры: слайд-проектор с двумя слайдами, резкая смена кадра, маленькая картинка желательного поведения в углу большого ключа, вырастая, заслоняет его и т. д.). Отвле– чение: посмотрите вокруг. Повторите процедуру 5–7 раз. Старайтесь с каждым шагом ускорять процесс замены образов. Вы достаточно долго можете смотреть на образ ключа, на образ «желательного Я», но замена должна происходить очень быстро. Для скорости можно помогать себе щелчком пальцев, взмахом руки. 4. Проверьте новую стратегию. Предложите клиенту вспомнить образ визуального ключа и откалибруйте его фи– зиологию. Отличается ли это состояние от состояния на пер– вом шаге техники? Узнайте, насколько легко клиенту удержи– вать образ визуального ключа. Проведите поведенческую про– верку. Предложите клиенту сделать что-нибудь, что раньше запускало его привычку. Как легко он может теперь останавливать автоматическое поведе- ние и управлять им? 5. Подстройка к будущему. Предложите клиенту представить себя в трех-четырех ситуациях в будущем, в которых бы раньше возникало проблемное поведение. Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, можете ли вы понять, что упустили или что еще вы можете сделать, чтобы этот процесс заработал. Упражнение 3. Шестишаговый рефрейминг (краткое пошаговое описание) 1. Определите поведение «X», которое вы хотите изменить. Назовите его любой бук- вой, цифрой, цветом – только чтобы это было безоценочно. 2. Установите контакт с «частью» личности, ответственной за это поведение: • Установите сигналы «Да» и «Нет». • Дайте имя этой части. • Согласна ли часть, отвечающая за поведение X, чтобы ее называли А? 3. Определите намерение части А. Не хотите ли вы дать мне знать на уровне созна- ния, что вы хотите для меня сделать с помощью поведения X? Если получаете ответ «Да», то попросите часть А сообщить об этом на уровне созна- ния. Если «Нет», то можно попытаться сделать это бессознательно, с помощью условного сигнала. И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 462 • Приемлемо ли это намерение для сознания? 1. Новое поведение. Создайте новые варианты поведения, которые бы реализовали данное намерение. На уровне подсознания часть А сообщает о своем намерении Творческой Части и выбирает три новых варианта поведения, более эффективных, чем X, из тех, кото- рые придумывает Творческая Часть. Каждый раз, когда происходит выбор, подается сигнал «Да». • Согласна ли Творческая Часть помочь части А найти новые варианты поведения? • А теперь мне бы хотелось, чтобы часть А сообщила о своем намерении Творческой Части, а та начала бы создавать новые варианты поведения, из которых часть А выбирала бы те, которые более эффективны, чем X. 2. Экологическая проверка. Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против трех новых выбранных вариантов поведения? Если «Да»: • Пусть все части, имеющие что-либо против трех новых вариантов поведения, сооб- щат о своих намерениях Творческой Части, а она начнет придумывать новые варианты пове- дения вместо X, удовлетворяющие намерениям как части А, так и всех этих частей. Часть А же выберет те три, которые будут более эффективны, чем X. После выбора каждого варианта поведения просьба сообщать «Да». • Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против этих трех новых выбранных вариантов поведения? 1. Ответственность. Согласна ли часть А взять ответственность использовать три новых варианта поведения вместо X, учитывая, что они более эффективны? Если нет, то можно предложить ей взять ответственность попробовать в течение месяца (недели, трех месяцев) использовать эти новые варианты поведения вместо X. Упражнение 4. Интеграция противоположных частей (Визуальное сдавливание) 1. Противоречие. Определите поведение или желание, ко– торое вас не устраивает, и что вы хотите вместо этого (одно– временно с этим): • С одной стороны я хочу А, с другой – Б. • В этой ситуации я испытываю В, а хочу испытывать Г. 2. Ассоциация. Найти для каждой части: подходящую руку, имя, образ, характерную фразу. 1. Намерение. Выяснить намерение каждой части. 2. Общее намерение. Задавайте вопрос: «А зачем тебе это нужно?» каждой части до тех пор, пока не достигнете общего намерения. 3. Интеграция. После того как общее намерение определено, предложите частям объ- единиться для его достижения и, если согласие достигнуто, начинайте медленно сводить руки. 4. Экологическая проверка. Спросите себя: «Есть ли части, которые против того, чтобы я проинтегрировался с этой новой частью?» Если таких частей нет – то вы с ней интегри- И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 463 руетесь, «вталкиваете» в себя. Если такие части есть – вы возвращаетесь на первый шаг и работаете с «новой» частью и с частью, «которая против». 5. Привязка к будущему. Представьте не менее трех ситуаций, связанных с изначаль- ным противоречием, в будущем и посмотрите, как вы там себя ведете. Упражнение 5. Круг Мастерства Данная техника позволяет создать очень мощный интегрированный ресурс, который вы можете использовать как для проработки проблемных ситуаций, так и для «оперативной помощи». 1. Качества. Составьте список качеств (умений), которые вы хотели бы в себе улуч- шить: • спокойствие; • сосредоточение; • уверенность в себе; • простодушие; • и т. д. – всего 7—10 штук. 2. «Носитель». Проставьте напротив каждого качества имя человека, животное, при- родное явление, у которых это каче– ство развито лучше всего, можно сказать, что это «оли- цетво– рение» этого качества: • спокойствие – ель; • сосредоточение – лазер; • уверенность в себе – лев; • простодушие – собака; • ит.д. 3. Новые качества. Напишите на листике бумажки каждое из качеств (умений) и нари- суйте по мере возможностей его «олицетворение». 4. Круг Мастерства. Создайте Круг Мастерства – область, где сосредоточены все ваши ресурсы: умение, состояние, знание и проч. Положите туда все, что вы уже имеете. Зайдите и прочувствуйте его. 5. Вживание в носителя. Разложите бумажки с качествами по часовой стрелке на рав- ном расстоянии друг от друга вокруг Круга Мастерства. Становясь на бумажку, старайтесь стать этим «олицетворением», максимально вжиться в него. Выбирайте момент, когда нуж- ное качество проявляется максимально сильно (то есть, например, лев максимально уверен в себе). 6. Интеграция. После того как вы прошли по всем бумажкам и максимально вжились в каждый образ, переместите бумажки с рисунками внутрь Круга Мастерства. После чего войдите внутрь его и прочувствуйте его изнутри. Что там изменилось? Упражнение 6. Прилагательные успеха 1. Человек. Опишите тремя прилагательными человека, с которым вам нравится общаться, а также человека, с которым вам общаться не нравится. 2. Поведение. Теперь опишите тремя прилагательными свое собственное поведение, когда вы общаетесь с этими людьми. 3. Разукрупнение. Разукрупните свои прилагательные до поведенческого уровня: 753 • часто улыбаюсь; • говорю спокойным голосом; • у меня угрюмое лицо; • мой голос выше. Все данные записываются в две колонки. И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 464 1. Фильм. Вспомните конкретную встречу с этим человеком (диссоциированный звуковой фильм) и «переделайте» свои поведенческие паттерны на противоположные. Заметьте, что меняется в поведении партнера. 2. Подстройка к будущему. Найдите одного-трех человек, с которыми вам хочется улучшить отношения или начать с нуля строить хорошие, и просмотрите, что станет с этими отношениями, когда вы ведете себя так, как в первой коммуникации (хорошие отношения). Упражнение 7. Круг контекстов 1. Основные контексты. Попробуйте назвать основные контексты вашей жизни: Работа, Дом, Клуб, Друзья. Старайтесь, чтобы их было не более 5–7. Сделайте «Круг кон- текстов» – пространство, где каждое место будет обозначать какой-либо контекст. 2. Точка гармонии. Создайте место, где вы полностью гармоничны. Пусть оно будет в центре вашего «Круга способностей». 3. Способности. Какие основные способности вы проявляете в каждом из контекстов. Просто запишите их на бумажке списком, а бумажку положите на место, обозначающее дан- ный контекст. 4. Изменение. Встаньте в точку гармонии и подумайте, какие способности вам нужны в каждом из контекстов. Одни вы можете забрать, другие добавить, назвать по-другому. Ста- райтесь добавить в каждую из своих способностей гармонии и мастерства, которые у вас есть в этом центре. Это ваше собственное пространство, и вы можете менять его, как сочтете нужным. Соответственные изменения вносятся в бумажки. 5. Интеграция. А теперь проинтегрируйтесь с этими вашими изменениями. Выйдите из центра и пройдитесь по «Кругу», забирая и вспоминая каждое из состояний. Закончите все в точке гармонии. 6. Привязка к будущему. Посмотрите в свое будущее и определите, как повлияют полу- ченные изменения на вашу жизнь. Упражнение 8. Обратная связь из неудачи 1. В чем заключается проблемное отношение или убеждение? Все ли ваши самосто- ятельные проекты заканчиваются позором? Являются ли ваши попытки в приготовлении пищи хорошими новинками для уличных кафе? В какой области вы получаете нежелатель- ный результат? Убеждены ли вы в том, что не можете сделать что-то или что вы не очень хороши в чем-то? Когда вы думаете о проблеме, обратите внимание на свою физиологию и положение глаз. Размышления о неудаче часто сопровождаются неприятными ощущениями, картинками того времени, когда вы потерпели неудачу, внутренним голосом, выговариваю- щим вам, или всем этим одновременно. Невозможно иметь дело со всем этим сразу. Вам необходимо определить, что происходит отдельно в каждой репрезентативной системе. 2. Посмотрите вниз направо и войдите в соприкосновение со своими ощущениями. Что чувства сами по себе пытаются сделать для вас? Каково их позитивное намерение? Может быть, они мотивируют вас? Или защищают вас? Посмотрите вниз влево. Есть ли что-то в сло- вах, взятых в отдельности, такое, что было бы вам полезным? Посмотрите вверх влево и рас- смотрите картинку воспоминаний. Есть ли в ней что-то новое, чему вы могли бы поучиться? Начните строить более реалистическую перспективу проблемы. Вы способны на большее. Отметьте, какие положительные ресурсы вплетены в воспоминания о проблеме. Свяжите слова, картинки и ощущения с желаемой целью. Как они могут помочь вам достичь ее? 3. Определите положительный ресурсный опыт в перспективе, нечто такое, в отноше- нии чего вы уверены, что сможете достичь его в будущем. Это должно быть что-то важное. Определите основные визуальные, аудиальные и кинестетические субмодальности того спо- соба, которым вы думаете об этом опыте. Заякорите этот опыт кинестетически, прикосно- вением. Проверьте, получаете ли вы доступ к ресурсному переживанию, когда вы воспро- изводите якорь. И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 465 4. Посмотрите вверх вправо и сконструируйте картинку желаемой цели, которая при- нимает в расчет то, чему научили вас ощущения, картинки и слова, связанные с проблемным убеждением. Проверьте, находитесь ли вы в гармонии со своей личностью и отношениями. Убедитесь, что существует прямая связь между воспоминаниями и позитивной целью или положением. Возможно, вы захотите модифицировать цель, учитывая то, чему вы научились из своих воспоминаний. 5. Сделайте субмодальности желаемой цели такими же, как и субмодальности положи- тельного референтного опыта, удерживайте якорь референтного опыта, пока вы это делаете. Этот процесс даст вам возможность учиться у прошлого и освободить свои ожидания буду- щего из тисков прошлых неудач. Вы будете думать о своей цели в субмодальностях пози- тивной установки. Упражнение 9. Регулировка интенсивности переживаний Упражнение выполняется в парах: Клиент и Оператор. 1. Выбор ситуации. Выберите неприятную ситуацию. Если вы работаете со звуком, тогда желательно, чтобы она была связана с разговором. Если с образами, тогда это не важно. Главное – картинка. 2. Работа со звуком. Попробуйте сделать звук такой громкости, чтобы эта ситуация вызывала у вас чувства желательной интенсивности. Можно представить, что перед вами регулятор громкости или дистанционный пульт от телевизора и вы уменьшаете звук. Воз- можно, это у вас получится само собой. 3. Работа с изображением. Отодвиньте картинку на такое расстояние, чтобы эта ситу- ация вызывала у вас чувства желательной интенсивности. Если не получается сразу, можно попробовать «взять ее руками» и отодвинуть. Можно поработать с яркостью или размыто- стью. Посмотрите, что влияет сильнее, и работайте с той субмодальностью, которую вам легче удается менять. 4. Изменение интенсивности переживания. После того как вы смогли уменьшить звук, отвлекитесь, потом попробуйте вспомнить ситуацию в первоначальном варианте и опять уменьшите громкость. Так надо сделать раз 5–7. Учтите, что уменьшать громкость надо очень быстро, стараясь с каждым разом делать это все быстрее и быстрее. Вспоминать можно и медленно, а вот уменьшать звук надо стараться чрезвычайно быстро. При работе с изображением сделайте то же самое с расстоянием или с яркостью, если она влияет сильнее, или с размытостью и т. д. 5. Проверка. Попробуйте после этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если все работает, звук сам, без вашего вмешательства, станет тише (или картина отодвига- ется, становится более размытой и т. п.). Если нет, попробуйте проделать пункт 3 еще раз, но на большей скорости. Если не получится, попробуйте проделать все то же самое, но не уменьшать звук, а отодвигать картинку, то есть попробуйте не со звуком, а с изображением. Если работали с изображением, теперь попробуйте со звуком. 6. Обучение подсознания. А теперь нам надо обучить наше подсознание делать это автоматически. Это не означает, что вы больше не сможете вспоминать неприятные ситуа- ции. Это означает, что ваше бессознательное само теперь сможет выбирать наиболее подхо- дящую интенсивность переживаний. Попробуйте объяснить бессознательному то, что мы от него хотим. Для этого проделайте пункты 1–4 еще с 3–4 ситуациями из различных кон- текстов. 7. Проверка работоспособности. Теперь попробуйте вспомнить любую неприятную ситуацию. Если она сама изменится в сторону уменьшения интенсивности переживаний, то все работает. В данном упражнении стоит обратить внимание на следующее. Для одних главное в ситуации будет отдаление картинки, а звук будет не столь важен. Для других основное – это И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 466 звук, то, что ему говорят. Тогда лучше работать с ним. Обычно у таких людей одновременно с уменьшением звука картинка тоже либо отдаляется, либо темнеет, либо покрывается тума- ном и т. п. Упражнение 10. Смена субмодальностей неприятной ситуации Упражнение выполняется в парах: Оператор и Клиент. 1. Ситуации. Вам нужно выбрать из собственного опыта 2 ситуации: «Рабочую» – отношение к которой вы хотите изменить, и «Эталонную» – ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания. Оператор калибрует внешние невер- бальные признаки Клиента в каждой ситуации. 2. |