Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
Скачать 2.75 Mb.
|
Глава 8 ПСИХОСИНТЕЗ ТЕОРИЯ Автором психосинтеза является Роберто Ассаджиоли (1888–1976). Слово «психосин- тез» не случайно звучит как антитеза слову «психоанализ». Первоначально сам Ассаджио-ли занимался психоанализом, и в начале ХХ века автор психоанализа Зигмунд Фрейд считал Роберто Ассаджиоли одним из основных своих последователей в Италии. Но позднее Ас- саджиоли счел, что предлагаемое психоанализом исследование глубин психики индивида является недостаточным для гармонизации личности, хотя и позволяет познакомиться с «темными силами» подсознания, обусловливающими наши проблемы, страхи, внутренние конфликты. Ассаджиоли разработал собственное направление практической психологии, назвав его психосинтезом. Ассаджиоли определял психосинтез «как динамическую, даже драматическую концеп- цию нашей психической жизни, предстающей как непрерывное взаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодействующих, сил с объединяющим центром, кото- рый постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать». Психосинтез нацелен в первую очередь на развитие и совершенствование личности, а затем – на гармонизацию ее отношенийсЯивсеболее полное объединение с ним. В отличие от предшествовавших психологических школ, например психоанализа, пси- хосинтез сосредотачивается прежде всего на положительных чертах человека, таких, как радость, любопытство, любовь и др., стремится получить доступ к этим качествам, необхо- димым для того, чтобы иметь дело как с личным страданием человека, так и со страданием общества, планеты, мира. Психосинтез сосредотачивает внимание не на проблеме человека, а на его цели, на его позитивной мотивации, на том, к чему он хотел бы прийти. Основная трудность психосинтеза, так же как и психоанализа, состоит в том, что работа с пациентом в основном идет на уровне его бессознательного. Чтобы лучше понять сущность психосинтеза как метода психокоррекции, вначале целесообразно рассмотреть концепцию Ассаджиоли о структуре личности, которая отлича- ется от подобных концепций Фрейда и Юнга. Структура личности, или «карта внутреннего мира» (рис. 8.1), по Ассаджиоли, состоит из низшего бессознательного (1), среднего бессознательного (2), высшего бессозна- тельного (3), поля сознания (4), сознательного Я (5), высшего Я (6) и коллективного бессо- знательного (7). Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей лич- ности. В него входят: простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; многочисленные комплексы, несущие сильный эмоциональный заряд; образцы кошмарных сновидений и фантазий; неконтроли- руемые парапсихические процессы. Среднее бессознательное (предсознательное) – область, где пребывают все психиче- ские навыки и состояния. Здесь происходит усвоение полученного опыта, зарождаются и созревают плоды нашего ума. Среднее бессознательное и сознание тесно связаны между собой и могут спонтанно переходить друг в друга. Высшее бессознательное (супербессознательное) – область формирования и источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств. Здесь же, по мне- И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 370 нию Ассаджиоли, зарождаются и сосредотачиваются высшие пара-психические функции и духовная энергия. Нельзя говорить, что низшее бессознательное «хуже» высшего. Просто низшее бессо- знательное – это начало, основание, а супербессознательное – это резерв развития личности. Поле сознания – это непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непре- рывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу. Сознательное Я – это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле сознания). Ас-саджиоли так подчеркивает эту разницу: «Существующее между ними различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями». Именно этот элемент личности Ассаджиоли называет Эго, Высшее Я – наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обмо- рок, наркоз, состояние гипноза и т. д.). Высшее Я не изменяется и не исчезает. Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле сознания», т. е. снова начинает осозна- ваться нами. Ученик Ассаджиоли Пьеро Ферруччи ввел понятия персонального Я и трансперсо- нального Я. Создается впечатление, что в каждом из нас существует два Я. То же самое указано и на схеме структуры личности, по Ассаджиоли (рис. 8.1). Личное Я не осознает трансперсональное Я, а трансперсональное – не проявляет себя в нашем сознании. С дру- гой стороны, сам Ассаджиоли пишет: «В действительности нет двух Я, двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявляется на разных уровнях сознатель- ности и самопостижения». Осознание персонального Я – условие психического здоровья, реализация транспер- сонального Я – признак духовного совершенства. Наша психика не изолирована, она, по образному выражению Ферруччи, плавает в оке- ане, который Карл Юнг назвал коллективным бессознательным. По мнению Юнга, коллек- тивное бессознательное содержит в себе опыт всего человечества и передается из поколения в поколение. Ассаджиоли подчеркивает, что внешний овал его схемы структуры личности, не случайно представляющий пунктирную линию, следует рассматривать не как «отделяю- щий», а только как «разграничительный» с коллективным бессознательным Юнга. Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются: • постижение своего истинного (высшего) Я, • достижение на основании этого внутренней гармонии, • налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружаю- щими людьми. Глубинное познание своей личности. Познание личности нужно начинать с низшего бессознательного, со вскрытия «комплексов», которые были унаследованы из сознания еще в младенческом возрасте. Ассаджиоли называет их «фантазиями», «мыслеобразами», «тем- ными силами» и придает им (так же, как и Фрейд) большое значение в формировании нев- розов. Далее необходимо исследовать среднее и высшее бессознательное. В результате мы можем обнаружить в себе скрытые способности, истинное призвание, свои резервные воз- можности. Все это чистой воды психоанализ, и проводить его лучше с помощью опытного психоаналитика. Так считает и Ассаджиоли, только в отличие от Фрейда он рассматривает психоанализ не как окончание, а как начало лечения. Глубокое познание собственной личности является в психосинтезе лишь первой ста- дией работы по воссозданию целостной личности человека, за которой следуют: • установление контроля над различными ее элементами; И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 371 • постижение своего истинного Я – выявление или создание объединяющего центра; • собственно психосинтез – формирование или перестройка личности вокруг нового центра. Контроль над различными элементами личности. Разделение психосинтеза на этапы, несомненно условно, так как все они тесно взаимосвязаны. Особенно это касается двух последующих этапов: контроля над различными элементами личности и постижения своего истинного Я. Такое разделение оправданно только в качестве методологического под- хода, как элемент техники лечения. Для того чтобы приобрести контроль над отдельными элементами личности, нужно их сначала выявить, а это невозможно без одновременного отграничения и постижения своего истинного Я. С этой целью в психосинтезе применяют метод работы над субличностями. Субличностями называются полуавтономные части личности, которые, организовав- шись вокруг определенной потребности и став достаточно сложными, стремятся к незави- симому существованию. Для своего самовыражения субличности используют инструменты – наши тело, эмоции, мышление. Активизация какой-либо субличности сопровождается определенными телесными ощущениями, позой тела, соответствующими эмоциональными состояниями, мыслями. Субличности могут образовываться в разном возрасте и закрепляются через регуляр- ное повторение и подкрепление. Каждая субличность имеет свой собственный стиль и соб- ственную мотивацию, отличную от других, свои характеристики. Иногда создается впечат- ление, что отдельные качества индивида усиливаются, притяжение между ними возрастает и они начинают вести независимую жизнь, имеющую свои собственные цели и желания. Каждое человеческое существо можно представить как смесь отдельных сублично- стей. Изменение или трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом. Зачастую субличности являются психологическим наследием, уходящим корнями в культурное и религиозное прошлое, и бессознательно передаются от родителей детям через неосознаваемое копирование, подражание поведению родителей, воспитателей и окружаю- щих людей. Каждое повторение сформировавшейся схемы поведения служит кристаллиза- ции образующейся психодинамической структуры (субличности). Первичная функция субличностей обычно заключается в защите личности ребенка или взрослого. Формирование субличностей бывает связано с какими-либо психологическими травмами. Мы можем легко убедиться в своей многозначности, осознав, как часто мы меняем свою общую картину мира, сменяя принятую модель вселенной с той же легкостью, с какой меняем наряды. Поэтому и жизнь временами кажется нам болотом, временами гонками, при- ключением, кошмаром, загадкой, карнавалом и т. д. Различные модели мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой из них мы вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств, поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов образует нечто вроде личности в миниатюре, или, как мы будем называть ее, субличность. Субличности – это психологические образования, подобные живым существам, сосу- ществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собствен- ный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отстраниться от нее и наблюдать со стороны. В психосинтезе это называется «разотождествлением». Поскольку все мы склонны отождествлять себя – становиться «тем же» – с той или иной субличностью, И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 372 мы начинаем полагать себя ею и верить, что мы есть она, и ничто иное. Разотожде-ствление является разрывом с этой иллюзией и возвратом к себе. Нередко это сопровождается чув- ством просветления и освобождения. В некоторых случаях выявление субличности сопровождается также тревогой или страхом. Другие люди, выявив субличность, в особенности глубоко укорененную, внезапно чувствуют себя обнаженными и незащищенными, как если бы броня их растворилась, что на самом деле и происходит. Однако, какой бы ни была первоначальная эмоциональная реак- ция, осознание действительного положения вещей во всех случаях повышается и, следова- тельно, повышается степень свободы. Нет плохих или хороших субличностей. Все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего существа, хотя поначалу эти составляющие могут представляться нам отрицательными. Субличности становятся вредными только тогда, когда контролируют нас. Поэтому одна из целей работы в психосинтезе состоит в том, чтобы не позволить им подчи- нять нас и, следовательно, ограничивать, в том, чтобы обрести способность отождествляться и разотождествляться с ними по своему желанию. Что значит быть пленником субличности? Это значит, что она навязывает мне свой- ственные себе стереотипы и не допускает каких-либо иных. Но если какая-то установка или форма отношения к происходящему оказывается единственно для меня возможной, она становится ограничением. Если какая-то форма поведения оказывается единственно для меня возможной, она становится вынужденной. Если какая-то точка зрения становится един- ственно для меня возможной, она становится шорами. Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувство- вать себя как «Я», как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих «суб-Я». Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправ- лять ее, заботиться о ней. Нужно научиться быть гибким, чтобы не зависеть от сублично- стей, но в то же время и не подавлять их самовыражения и не игнорировать их потребности, иными словами, уметь им сочувствовать. Работа с отдельными субличностями – это первый необходимый шаг. Предприняв его, мы сможем понять динамику их взаимоотношений и определить, каким образом нарушается наша целостность. Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Иными словами, не принимая субличность, мы способствуем ее вырождению, дальнейшему отпадению от истока. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали нам лучшие свои стороны, мы должны относиться к ним с пониманием. Подводя итог, отметим, какую пользу дает работа с субличностями: 1. Мы учимся распознавать разнообразные, подчас противоречивые стороны своей личности, подвергая ее тем самым миниатюрному психоанализу. При этом мы «усынов- ляем», признаем и принимаем все свои части вместо того, чтобы изгонять их в бессозна- тельное. 2. Мы учимся освобождаться из-под контроля властвующих над нами сил, которые бросают нас из стороны в сторону, как шарик для пинг-понга. 3. Мы повышаем уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние суб- личностей и позволяя им усиливать друг друга. 4. Мы можем возвести каждую субличность на высшую ступень раскрытия ее возмож- ностей, обнаружив тем самым, что любое психологическое содержание несет в себе зерно собственного преображения. 5. И наконец, снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к выявлению скрытого ядра своей личности – своего истинного Я. И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 373 Первым этапом в работе с субличностями является их осознание и распознавание. Этот процесс включает в себя развитие способности субъекта к отождествлению и рас- тожде-ствлению. Ассаджиоли считал фундаментальными психологическими принципами то, что: 1. Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. 2. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя растожде- ствили. Когда человек отождествляет себя со своим гневом, страхом, чувством вины, бесси- лия, это сковывает и ограничивает его. Когда человек говорит «Я в гневе», «Я в ужасе», он как бы помещает себя внутрь своего гнева, ужаса, ограничивает себя ими. Тогда гнев или ужас являются хозяевами человека. Человек как бы подчеркивает такими выражени- ями свою подчиненность, несамостоятельность в такой ситуации. Если же человек в той же ситуации говорит «Меня пытается поглотить волна страха» или «Мною пытается овладеть вспышка гнева», то он как бы отделяет себя от них и тем самым обретает способность бес- пристрастно, неотождествленно наблюдать происходящее, осознавать и анализировать его природу, истоки и последствия. Такая позиция в корне отлична от подавления нежелатель- ных импульсов и позволяет трансформировать энергию этих импульсов, направив ее в жела- емое, конструктивное русло. Фундаментальный принцип, на котором построена практика психосинтеза, заключается в том, что человек может сознавать различные свои стороны как отличные от себя. Одни отождествляют себя преимущественно со своим телом (спортсмен, манекен- щица), другие – с интеллектом (ученый, «премудрый пескарь»); третьи – с чувствами (влюб- ленный юноша). Такое однобокое отождествление себя с одной из частей своей личности прежде всего затрудняет познание «себя для себя». Более того, длительное отождествление себя с отдельными элементами личности нередко ведет к трагедии: «стареющий спортсмен», «блекнущая актриса», «ушедший в отставку политик» и т. п. Эти отождествления могут быть стойкими, но могут носить и временный характер. Каждый из нас временами говорит (или думает): я раздражен; у меня все валится из рук; у меня ничего не получается. Мы можем сдаться этим чувствам или отождествиться с ними и надолго впасть в гнев или депрессию, а можем и отграничить эти чувства от своего сознательного Я, осознать их, постараться увидеть их причину и нежелательные последствия. Иногда этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление «темных» сил. Смысл разотождествления, учит Ассаджиоли, заключается в том, чтобы отделить выделенные комплексы и «мыслеобразы» от нашего сознательного Я, разложить их на эле- менты и постараться контролировать их и управлять ими. «Иными словами, – пишет Асса- джиоли, – нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно – так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними „психологическую дистанцию“ и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать их происхождение, их природу и их глу- пость». Это не означает, что энергию этих негативных чувств и желаний нужно обязательно сдерживать и подавлять. Эту энергию нельзя пускать и на самотек. Нужно научиться кон- тролировать ее и управлять ею, направляя в конструктивное русло, но это возможно только при отграничении и постижении стержня своей личности, своего истинного Я. Работа с субличностями состоит из следующих этапов (Руффлер, 1998): 1. Осознание и распознавание. 2. Принятие. 3. Координация и трансформация. 4. Интеграция. И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 374 5. Синтез. Осознание и распознавание. Первый этап в работе с субличностями – это осознание и распознавание наших психологических структур. Данный процесс включает развитие спо- собности отождествления и разотождествления со своей субличностью. Для того чтобы вне- сти какое-либо изменение в нашу жизнь, надо осознать то поведение и те психологические структуры, которые нам хотелось бы изменить. Распознавание любого объекта в первую оче- редь требует направления внимания на этот объект. Уже сам факт концентрации внимания может повлечь за собой определенные изменения. Структура, находящаяся в фокусе внима- ния, проясняется и становится видимой. |