Главная страница
Навигация по странице:

  • Индивидуальный профиль поглаживания

  • Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
    Дата08.10.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
    ТипСправочник
    #721645
    страница43 из 62
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   62
    Поведенческие факторы эго-состояний

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    340
    вы обычно «входите» в КР. Возможно, это происходит тогда, когда вы начальник на работе. Если вы родитель, рассмотрите поведение, которое показываете при объяснении ребенку, что надо делать.
    Приведем несколько примеров того, что я могу написать в колонку КР.
    Слова: «Не делай этого! Прекрати! Делай это! Вот так-то! Хорошо! Плохо! Тебе сле- дует! Ты должен!»
    Тон голоса: глубокий, резонирующий, сердитый.
    Жесты: разрубаю рукой воздух, держу вместе пальцы, соединяю руки за головой.
    Положение тела: опрокидываюсь глубоко назад на стуле, запрокидываю голову,
    смотрю свысока.
    Выражение лица: кончики рта слегка опущены вниз, брови подняты вверх.
    Возможно, вы обнаружите, что некоторые из этих факторов подходят также и для вас.
    Главное – составить ваш собственный, уникальный список. А теперь приступайте к работе.
    Отмечайте лишь то, что можно видеть и слышать. Не интерпретируйте. Например, в колонке «Выражение лица» отметьте только то, что, по наблюдениям людей, вы делаете со своим лицом. Не пишите слова типа: «снисходительный, деловой, высокомерный…». Это будут интерпретации. Когда вы смотрите на меня и слышите мой голос, возможно, видите,
    что я веду себя как деловой человек. Однако деловитость – это не совсем то, что вы видите.
    Это интерпретация, т. е. нечто иное, нежели то, что вы наблюдаете.
    Когда вы закончите колонку Контролирующего Родителя, приступайте к аналогичному заполнению других колонок. Для Воспитывающего Родителя составьте список особенно- стей поведения, которые вы переняли у своих заботливых родителей.
    Для Адаптивного Ребенка запишите поведенческие факторы, оставшиеся с детства,
    которые вы проявляете при подчинении приказам других людей. Возможно, вы поступаете так, когда соглашаетесь с кем-то в компании, говорите с начальником на работе и т. д.
    Для Свободного Ребенка вспомните, когда в последний раз вы вели себя, как когда- то в детстве: не подчиняясь приказам других, не восставая против них. Возможно, катаясь на американских горках, вы прятали лицо и пронзительно кричали, когда неслись вниз по склону. Возможно, во время очередной прививки вы замечали, что дрожите от страха при виде шприца в руках медсестры.
    Помните, что функциональные подразделения Родителя и Ребенка могут проявляться как в негативном, так и в позитивном плане. Были ли случаи, когда вы своим поведением побуждали людей сменить позицию негативного Контролирующего Родителя? Если у вас есть дети, подавляете ли вы их? Если да, то как они видят и слышат, что вы в негативном
    Воспитывающем Родителе? Говоря с начальником, подстраиваетесь ли вы иногда под него,
    в то же время ненавидя его? Если да, то как бы вы видели и слышали себя на видеопленке в негативном Адаптивном Ребенке?
    В колонке Взрослого отметьте типы поведения, которые вы проявляете, когда ведете себя как взрослый в ситуации «здесь и теперь». Это может быть случай на работе, когда вы обменялись информацией с коллегой. Возможно, это будет ситуация в универсаме, в котором вы делаете покупки. Может быть, это будет чтение этой книги и изучение эго-состоя-ний.
    Помните, что эго-состояние Взрослого связано с чувствами «здесь и теперь», так же как и с мыслями. Следовательно, поведение Взрослого может включать в себя выражение эмоций,
    где чувства адекватны текущей ситуации.
    Заполните колонку Свободного Ребенка примерами вашего поведения, когда вы ведете себя как спонтанный ребенок, а не спонтанный взрослый.
    Упражнение 8.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    341
    Вспомните последний случай, когда кто-либо отвечал вам из своего Ребенка. Какие поведенческие факторы другого человека вы интерпретируете как исходящие из Ребенка?
    Было ли это реагирование на вашего Контролирующего или Воспитывающего Родителя?
    Если это так, то просмотрите ваш список поведенческих факторов и объясните, как другой человек видел и слышал в вас Родителя. Как бы вы изменили свое поведение для того, чтобы окружающие отвечали из другого эго-состояния? Проделайте то же упражнение для послед- них случаев, когда кто-либо отвечал вам из Взрослого, Родителя.
    Упражнение 9.
    Вернитесь вновь к списку поведенческих факторов, которые вы для себя отметили.
    Используйте исторический диагноз для проверки факторов каждого эго-состояния.
    При анализе факторов Контролирующего и Воспитывающего Родителя отметьте, если помните, какого родителя или парентальную фигуру вы копируете в каждом поведении.
    Какие мысли и чувства сопровождают это поведение? Для факторов Адаптивного и Свобод- ного Ребенка вспомните ситуации в детстве, когда вы вели себя таким же образом. Сколько вам было лет? Что вы думали и чувствовали в этих случаях? Для Взрослого отметьте, что ваше поведение не является проигрыванием вашего детства. Возможно, вы захотите перене- сти часть поведенческих факторов в другую колонку. Например, некоторые факторы, кото- рые первоначально вы отнесли ко Взрослому, больше подходят к Адаптивному Ребенку.
    Упражнение 10.
    Возьмите лист бумаги и озаглавьте его: «Я человек, который…». Затем за две минуты напишите все возможные способы закончить это предложение. После этого расслабьтесь и в течение некоторого времени осматривайте комнату, в которой вы находитесь. Для того чтобы помочь себе «войти» во Взрослого, сядьте на стуле прямо. Ногами упритесь в пол. Посмот- рите, что вы написали. Каждый вариант законченного предложения проверьте на то, явля- ется ли он отражением реальной действительности или контаминацией Ребенком. Если вы решите, что какие-то варианты исходят из контаминации Ребенком, подумайте, какова реаль- ная действительность. Выделите контаминированные Ребенком слова и употребите слова
    Взрослого. Например, если вы написали: «Я человек, который не умеет ладить с людьми»,
    то это предложение можно переделать и так: «Я разумный и дружелюбный человек и вполне способен ладить с людьми». Измените подобным образом все контаминированные Ребенком варианты.
    А теперь возьмите другой лист бумаги. За две минуты напишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей или парентальных фигур. Как и раньше, «включите» Взрослого. Посмотрите ваш список Родительских девизов и убежде- ний. Отметьте, какие варианты отражают реальность, а какие контаминированы Родителем.
    Если вы решите, что некоторые варианты нуждаются в изменении в соответствии со взрос- лой реальностью, вычеркните их и замените на новые. Например, вы могли вычеркнуть:
    «Если у тебя сначала что-то не получается, пытайся еще и еще» и написать вместо этого:
    «Если у тебя сначала что-то не получается, измени то, что ты делаешь так, чтобы получи- лось». Это упражнение можно делать в часы отдыха.
    Техника 2. Определение трансакций
    Упражнение 1.
    Существуют три случая параллельных трансакций: Взрослый – Взрослый, Родитель –
    Родитель и Ребенок – Ребенок. Нарисуйте параллельные трансакции для этих случаев. Для каждого примера продумайте слова-стимулы и слова-реакции.
    Упражнение 2.
    Представьте себе разговор, состоящий из цепочки параллельных трансакций Взрос- лый—Взрослый. Сделайте то же самое для трансакций Родитель—Ребенок, Родитель—
    Родитель и Ребенок – Ребенок. Проверьте, соответствуют ли они первому правилу коммуни-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    342
    кации. Если вы работаете в группе, проиграйте в парах каждый тип коммуникаций. Посмот- рите, как долго вы можете обмениваться параллельными трансакциями.
    Упражнение 3.
    Приведите собственный пример пересечения стимула В – В реакцией Д—Р. Как может продолжаться разговор, если человек, принявший эту реакцию, перешел в Родителя и напра- вил из этого эго-состояния параллельную трансакцию? То же самое проделайте при пере- сечении стимула В—В реакцией Р – Д. Приведите пример пересечения стимула В—В реак- цией Д—Д. Нарисуйте трансакционную диаграмму. В этом примере обратите внимание на то, что параллельные векторы не всегда означают параллельную трансакцию.
    Если вы работаете в группе, попарно проиграйте разговор, в котором пересекается каждая трансакция. Каждый раз при общении с другим человеком определяйте, какое эго- состоя-ние он пытается в вас вызвать (к какому вашему эго-состоя-нию он обращается).
    Войдите в другое эго-состояние и ответьте ему. В свою очередь, он пересекает вашу тран- сакцию. Посмотрите, как долго вы сможете так продолжать, не входя в параллельные тран- сакции. Когда закончите, обсудите ваши ощущения при выполнении этого упражнения. Чем они отличались от более раннего упражнения, в котором вы обменивались только парал- лельными трансакциями?
    Упражнение 4.
    Если вы работаете в группе, три добровольца рассаживаются перед группой на сту- льях, и каждый выбирает себе роль Родителя, Взрослого, Ребенка. Представьте себе, что вы гуляете в лесу. Каковы ваши ощущения?
    Теперь пригласите еще трех добровольцев, которые будут Ребенком, Взрослым, Роди- телем лица противоположного пола. Эта личность сходила в кино. Что она там увидела?
    Теперь поставьте стулья так, чтобы Р—Р, В—В и Д—Д были напротив друг друга.
    Это супружеская пара, у которой возникли проблемы. Заведите разговор. При этом можно обращаться как к другому человеку, так и к своему другому эго-состоянию. Поддерживайте разговор в течение пяти минут. При этом каждый раз убеждайтесь, что ваши слова обращены к определенному состоянию эго. Можно сыграть и по пять эго-состояний.
    Упражнение 5.
    Вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали себя замкнутым в неприятной рутине параллельных трансакций с каким-нибудь человеком. Возможно, это какая-то ситуация на работе или взаимоотношения с близким вам человеком. С помощью функциональной модели определите эго-состоя-ния, из которых исходите вы и другой человек. Выработайте четыре способа, которые вы могли бы использовать при выборе эго-состояния с целью пере- сечения потока трансакций. Первое время записывайте любое возможное пересечение. Из этого списка возможностей выберите один или несколько способов, которые быстрее всего приводят к успеху.
    Если вы ранее исключили из выбора какую-либо возможность как неприемлемую, вер- нитесь к ней еще раз. Помните, что вы можете использовать любое из ваших эго-состояний.
    Иногда необычное пересечение срабатывает лучше всего. Проиграйте ситуацию для про- верки возможностей вашего выбора и определения результатов.
    В группе любой желающий может описать замкнутую ситуацию, из которой он хочет освободиться. Другие члены группы с помощью мозгового штурма определяют возможно- сти для выбора, в каждом случае проигрывая пересечение по ролям.
    Техника 3. Поглаживания Упражнение 1.
    Приведите по пять примеров на каждый из четырех видов поглаживаний – позитив- ные условные и безусловные, негативные условные и безусловные. Приведите невербаль- ные и вербальные примеры к каждому виду поглаживаний. В группе обменяйтесь по цепочке позитивным условным поглаживанием с человеком, сидящим слева от вас. В каждом случае

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    343
    наблюдайте за тем, как дается и принимается поглаживание. Когда круг закончен, обсудите то, что вы наблюдали. Затем проделайте то же по кругу в другом направлении. Снова обсу- дите, как даются и принимаются поглаживания.
    Упражнение 2.
    Вспомните, как вы в группе по кругу раздавали и принимали поглаживания. Какие из них были прямыми, а какие поддельными? Подслащивал ли их кто-нибудь? Кто принимал поглаживания с открытым (искренним) признанием? Кто игнорировал предлагаемое погла- живание? Как вы видели и слышали их в этот момент? Отказывался ли кто-либо открыто от поглаживания, которое не хотел принять, или игнорировал его?
    Теперь разбейтесь в группы по четыре человека. Решите, будете ли вы в предстоящем упражнении работать только с позитивными поглаживаниями или с позитивными и с нега- тивными. Если кто-либо в группе хочет обмениваться только позитивными, его требование нужно удовлетворить. Выберите того, кто будет первым. В течение трех минут он слушает,
    как остальные три члена группы дают ему вербальные поглаживания. При этом они могут быть условными или безусловными. По окончании трех минут он делится с остальными членами группы своими впечатлениями. Обсудите следующие вопросы:
    • какое из полученных поглаживаний я ожидал получить?
    • каких поглаживаний я не ожидал?
    • какие поглаживания мне понравились?
    • какие не понравились?
    • были ли поглаживания, которые я хотел получить, но не получил? Затем наступает очередь второго человека, и все повторяется.
    Упражнение 3.
    Вернитесь к упражнениям по поглаживанию, которые уже проделали в группе. Обсу- дите, что вы испытывали, когда давали, принимали и отвергали поглаживания. Какие из них были вам приятны? Какие неприятны? Когда вам было неприятно, не проводили ли вы связь между этим чувством и правилами, которые родители установили для вас в детском возрасте?
    Упражнение 4.
    Поделитесь на группы по четыре человека. Если хотите, пусть это будет та же группа,
    что и в упражнении, когда три человека раздавали поглаживания, а четвертый слушал. Это упражнение – просьба о поглаживании. Снова выберите члена группы, который в течение трех минут будет просить других о поглаживании.
    Три других человека отвечают поглаживанием в том случае, если они искренне хотят его дать. Если вы не заинтересованы в искреннем поглаживании, ответьте: «Я не хочу тебя гладить сейчас». Не давайте никаких других объяснений. По окончании упражнения про- ситель делится своими ощущениями с другими членами группы. Затем наступает очередь другого человека, и все начинается снова.
    Если вы работаете индивидуально, напишите пять позитивных поглаживаний, которые вы хотите получить, но о которых обычно не просите. Они могут быть вербальными, невер- бальными или теми и другими. В течение следующей недели попросите кого-нибудь дать вам каждое из этих поглаживаний. Если вы получаете поглаживание, поблагодарите того,
    кто его дал. Если нет, то затребуйте информацию из Взрослого о том, почему другой человек не захотел дать вам поглаживание, о котором вы просили.
    Упражнение считается законченным после того, как вы попросили о поглаживании,
    независимо от того, получили его или нет. Когда вы попросили обо всех поглаживаниях в вашем списке, погладьте себя за это упражнение.
    Упражнение 5.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    344
    А теперь, работая быстро и интуитивно, нарисуйте собственный профиль поглажива- ния (табл. 7.4).
    В подзаголовок «просить о поглаживаниях» негативной (нижней) части колонки вклю- чите случаи, когда вы косвенно пытались привлечь внимание других людей, при этом испы- тывая болезненные и неприятные чувства. В этом случае вы будете разыгрывать убеждение
    Ребенка в том, что «любое поглаживание лучше, чем его отсутствие». Аналогичным обра- зом, когда заполняете негативную колонку «отказывается давать», включите в нее случаи,
    когда вы отказывали другим в негативных поглаживаниях, которые они пытались косвен- ным образом получить от вас.
    Подумайте, что в своем профиле поглаживания вы хотите изменить. Если хотите что- либо изменить, начинайте увеличивать соответствующие колонки. Если вы хотите изменить свой профиль поглаживания, запишите пять видов поведения, направленных на увеличение любой желаемой колонки. В течение ближайшей недели осуществите это поведение. Напри- мер, если вы хотите давать другим больше позитивных поглаживаний, то можете записать комплименты, которые могли бы искренне выразить друзьям, но никогда этого не делали. В
    течение следующей недели выскажите эти комплименты друзьям.
    Упражнение 6.
    Каждый член группы по кругу рассказывает всем что-нибудь хорошее о себе. Если кто- то не желает делать это упражнение, то, когда подходит его очередь, просто скажет «пас».
    Абсолютно нормально, что при выполнении этого упражнения вы открыто и искренне хва- лите себя. Когда кто-либо из членов группы хвастается, остальные внимательно слушают и выражают ему свое одобрение.
    Таблица 7.4.
    Индивидуальный профиль поглаживания

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    345
    Если вы чувствуете, что хотите сказать еще что-то хорошее о себе, то продолжите это упражнение. В этом случае пусть каждый член группы по очереди выходит в центр круга и без остановки похваляется в течение некоторого времени. Человек в центре круга должен обращаться к разным членам группы, делаяэтодостаточногромко, чтобыслышаливсе. Если вы не знаете, о чем говорить, просто повторяйтесь. Остальные участники поддерживают человека в центре, высказывая ему свое расположение, например: «Здорово! Молодец! Ну,
    еще! Еще!»
    Один из вариантов этого упражнения – «карусель самопоглаживаний». Группа делится на две подгруппы, образуя два круга, один внутри другого. Лица людей, сидящих во внут- реннем круге, обращены к партнерам из внешнего круга, при этом образуются пары. Лидер группы или доброволец засекает время. В течение трех минут люди во внутреннем круге непрерывно похваляются, обращаясь к своим партнерам из внешнего круга, которые слу- шают их с вниманием и одобрением. Человек, следящий за временем, командует поменяться ролями, и участник из внешнего круга начинает хвастаться, а его партнер из внутреннего круга внимательно слушает. По истечении еще трех минут следящий за временем просит подвинуться. Сидящие во внутреннем круге смещаются на одно место влево, чтобы у них был новый партнер, и опять начинают хвастаться в течение трех минут. Затем в течение этого же времени похваляется их новый партнер из внешнего круга. После этого внутренний круг смещается еще на одно место и так далее. Можно продолжать это упражнение до тех пор,
    пока все сидящие во внутреннем круге не похвастаются перед каждым из внешнего круга.
    Если вы занимаетесь один, возьмите большой лист бумаги и напишите все хорошее о себе без ограничения во времени. Прикрепите лист на видном месте или держите его всегда при себе. Каждый раз, когда вы подумали о себе что-то хорошее, допишите это в ваш список.
    Составьте список пяти способов, с помощью которых вы могли бы гладить себя пози- тивно. Это может быть время, когда вы расслабляетесь в теплой ванне, слушаете вашу люби- мую музыку или просто едете на работу. Не считайте эти поглаживания наградой за что- либо, гладьте себя для своего удовольствия.
    Проверьте с помощью Взрослого, являются ли на самом деле эти поглаживания пози- тивными. Убедитесь в том, что они доступны, безопасны и не вредят вашему здоровью, а затем осуществите каждое из этих поглаживаний.
    Техника 4. Структурирование времени
    Упражнение 1.
    Составьте схему структурирования времени. Для этого нарисуйте круг и поделите его на части, представляющие собой части времени, которое вы обычно каждый день тратите на шесть способов структурирования времени. Посмотрите, хотите ли вы изменить способы структурирования времени. Если да, то нарисуйте, чего вы хотели бы достигнуть. Напишите пять вариантов, с помощью которых хотите увеличить желаемые способы структурирова- ния времени. На следующей неделе осуществите ваши планы и после этого вновь нарисуйте круг структурирования времени. Каждый день отмечайте, как вы и другие структурируют

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    346
    свое время. Анализируйте структурирование времени везде: на собраниях, на работе, в раз- говорах с соседями, на вечеринках. Не говорите другим о том, что вы делаете, пока не убе- дитесь, что они хотят узнать об этом.
    Упражнение 2.
    Разделитесь на группы по шесть человек, выбрав любую тему для разговора. Обсуж- дайте ее в течение трех минут, при этом каждый человек разыгрывает один из способов структурирования времени. В конце проведите обсуждение. Затем выберите другую тему для разговора, поменяйте способ структурирования времени и повторите упражнение. В
    большой группе рассчитайтесь от одного до шести. Все первые номера разыгрывают уход,
    вторые – ритуалы, третьи – времяпрепровождение и так далее. Затем поменяйтесь ролями друг с другом. В конце поделитесь своим опытом с остальными членами группы.
    Техника 5. Определение жизненного сценария
    Упражнение 1.
    Возьмите карандаш и бумагу и напишите ответы на следующие вопросы. Работайте быстро и интуитивно, записывая первый ответ, который придет в голову. Какое название у вашего сценария? Что это за сценарий? Веселый или печальный? Победный или трагичный?
    Интересный или скучный? Затем опишите последнюю сцену: чем заканчивается ваш сцена- рий? Сохраните ваши ответы, к которым можно вернуться снова, получив дополнительную информацию о сценарии жизни.
    Упражнение 2. Расшифровка вашего сценария
    Сны, фантазии, сказки и детские рассказы могут привести к разгадке нашего сценария.
    Не сдерживайте вашего воображения при их выполнении. Не думайте о том, для чего они нужны и что означают. Не контролируйте себя и не пытайтесь угадать то, что вам нужно сказать. Просто представьте какие-то образы и ощутите связанные с ними чувства. После этого можно приступить к анализу и расшифровке. Наилучший результат достигается в том случае, если вы работаете в группе или с партнером. При работе в группе или индивидуально было бы неплохо записывать ваши ответы на пленку. Для этого включите магнитофон и начинайте выполнять упражнение. После этого прослушайте пленку несколько раз и дайте простор вашей интуиции. Вы будете, несомненно, удивлены тем, как много вы узнали о себе и своем сценарии.
    Возможно, в процессе выполнения упражнений вы будете испытывать сильные эмо- ции, отражающие ваши детские чувства, которые выплыли на поверхность наряду с вашими сценарными впечатлениями. Если вы будете испытывать подобные чувства, то в любой момент можете решить, прекратить или продолжить упражнение. Если вы захотите остано- виться, прекратите упражнение и сконцентрируйте внимание на каком-то предмете в ком- нате. Скажите себе (или вашему партнеру), что это за предмет, какого он цвета и для чего он нужен. Подумайте об обычной теме для взрослого разговора, например, что у вас будет на обед или когда вам в следующий раз нужно быть на работе. Выполняя упражнения, сидите или стойте прямо.
    Герой или героиня. Кто ваш любимый герой? Возможно, это персонаж детской сказки,
    а может быть, герой или героиня пьесы, книги или фильма, который вы помните. Это может быть также и реальный человек. Начните с героя, который первым пришел вам в голову.
    Затем включите магнитофон и отвлекитесь от вашего партнера или группы. Станьте этим героем и говорите о себе столько, сколько вам хочется, при этом начинайте со слова «Я…».
    Независимо от избранного вами героя начинайте работать, войдите в его образ и говорите о себе.
    Сказка или басня. Другой вариант первого упражнения заключается в том, чтобы рас- сказать сказку или басню. И снова выберите то, что вам нравится, первое, что придет в голову. Это может быть детская сказка, классический миф – все, что хотите. Для того чтобы

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    347
    извлечь максимум пользы из рассказа, можно продолжить его, став каким-нибудь персона- жем или предметом из него, при этом каждый раз говорите о себе.
    Сон. Выберите какой-то из ваших снов. Больше всего можно узнать из недавнего или же много раз повторяющегося сна, хотя для этого упражнения подойдет любой сон. Рас- скажите ваш сон, при этом говорите не в прошедшем, а в настоящем времени. Затем, как и в упражнении со сказкой, станьте каким-либо человеком или вещью и начните говорить о себе. После того как вы закончите, сразу же скажите, что вы чувствовали. Было ли вам приятно или нет? Вам понравилось, как закончился сон? Если нет, вы можете продолжить упражнение, заменив концовку сна. При этом рассказывайте новое окончание вашего сна в настоящем времени. Убедитесь в том, что вы вполне удовлетворены концовкой сна. Если нет, придумайте еще один конец и так далее, сколько вам будет угодно.
    Предмет в комнате. Осмотрите вашу комнату и выберите какой-нибудь предмет,
    лучше всего тот, о котором вы подумали в первую очередь. Затем станьте им и начинайте говорить о себе. Для того чтобы получить максимум пользы от упражнения, попросите парт- нера поговорить с вами, как с избранным предметом. Партнер должен просто разговаривать с вами, как будто вы дверь, камин и т. д.
    Посмотрите на свою жизнь как на игру. Для этого упражнения необходим человек,
    который бы разговаривал с вами, пока вы отдыхаете, исполняя роль гида. Записывайте свои роли на пленку и прослушивайте их во время отдыха. Один гид может провести это упраж- нение для целой группы людей. Гид не должен повторять свою роль слово в слово. Лучше всего, если он наметит для себя последовательность рассказа, а затем начнет импровизиро- вать. Между предложениями необходимо делать паузы, чтобы дать участникам возможность сконцентрироваться на том, что они видят.
    Расслабьтесь на стуле или на полу. Можете закрыть глаза. После этого гид начинает говорить: «Представьте, что вы в театре. Вы ожидаете начала спектакля. Это спектакль о вашей жизни. Что за спектакль вы собираетесь смотреть? Комедию или трагедию? Драму или мыльную оперу? Интересный ли это спектакль или скучный, героический или зауряд- ный – или какой-то еще? Полон ли театр, полупустой или пустой? Будет ли публика вос- хищаться или скучать? Веселиться или плакать? Будет ли она аплодировать или уйдет со спектакля – или что-то другое? Как называется ваш спектакль, спектакль о вашей жизни?
    А сейчас свет потушен. Опускается занавес. Ваш спектакль начинается. Вы видите первую сцену. Это самая первая сцена вашей жизни. Вы – младенец. Что вы видите вокруг себя? Кто там? Видите ли вы лица? Если видите лицо, обратите внимание на его выражение. Что вы слышите? Осознавайте то, что чувствуете. Может быть, вы чувствуете что-то физически или переживаете эмоции? Чувствуете ли какой-нибудь запах или ощущаете что-либо на вкус? А
    теперь на какое-то время осознайте эту первую сцену вашего спектакля». (Пауза.)
    Гид продолжает: «А сейчас наступила вторая сцена. В этой сцене вашего спектакля вы
    – ребенок в возрасте от трех до шести лет. Где вы? Что видите вокруг себя? Есть ли кто- нибудь рядом? Кто это? Что они говорят вам? Что вы отвечаете? Слышите ли какие-нибудь другие звуки? Что вы чувствуете в этой сцене? Испытываете ли какие-то физические ощу- щения или эмоции? Может быть, вы чувствуете какой-то запах или ощущаете что-то на вкус?
    Затем осознайте то, что видите, слышите, чувствуете во второй сцене вашего спектакля, в которой вам от трех до шести лет». (Пауза.)
    После этого гид теми же словами вводит вас в следующие сцены спектакля: сцену юношества, от десяти до шестнадцати лет; настоящую сцену, где вам столько лет, сколько сейчас; сцену десять лет спустя; последнюю сцену вашего спектакля – сцену вашей смерти.
    В репликах гида к этой сцене должен звучать вопрос: «Сколько вам лет в этой последней сцене спектакля?»

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    348
    Наконец гид просит вас вернуться в настоящее, дав столько времени, сколько необхо- димо. Поделитесь с группой или партнером вашими ощущениями.
    Упражнение 3.
    Проанализируйте, что нового вы открыли в своем сценарии при выполнении предьщу- щих упражнений. Определили ли вы отдельные аспекты своей жизни, в которых решили быть победителем, побежденным или не-победителем? Если это так, то для каждой области напишите, как бы вы узнали о том, что стали победителем, а не побежденным или не-побе- дителем. Каким будет результат вашей победы? Затем для каждой области напишите пять действий для достижения выигрышных результатов. Каждый день выполняйте по одному действию и, если вы работаете в группе, расскажите о своем успехе товарищам.
    Упражнение 4.
    Вспомните какую-нибудь недавнюю стрессовую ситуацию, которая завершилась для вас неблагоприятным образом. Припомните то неприятное чувство, которое вы испыты- вали в этой ситуации. Однако, выполняя упражнение, необязательно вновь испытывать это чувство. Теперь припомните ситуацию в прошлом году, которая также закончилась для вас неблагоприятным образом и в которой вы испытывали аналогичные неприятные для вас чувства. Затем припомните ситуацию пятилетней давности, в которой вы испытывали те же неприятные чувства. После этого вспомните подобную неблагоприятную ситуацию с такими же неприятными чувствами в юношестве. Затем припомните подобную сцену с ана- логичными неприятными чувствами из вашего детства. Сколько вам было тогда лет? Если возможно, подумайте об аналогичной сцене или сценах из самого раннего детства. Сколько лет вам было тогда? Кто в ней присутствовал? Что происходило?
    Цель упражнения заключается в том, чтобы определить конец «резиновой ленты». Что общего между недавними ощущениями и вашими детскими переживаниями? Если в послед- ней ситуации участвовал какой-то человек, какое лицо из прошлого вы надевали на него?
    Когда вы осознаете, какую прошлую ситуацию проигрываете, можете рассоединить резиновую ленту. Пусть осознание Взрослого напомнит вам о том, что люди в ситуации
    «здесь и теперь» на самом деле отличаются от вашего отца, матери или других людей, чьи лица вы надеваете на них. Если выначинаетеиспытыватьтожесамоенеприятноечувство, осо- знайте, что текущая ситуация отличается от той, которая была в прошлом. Теперь вы обла- даете всеми ресурсами и возможностью выбора взрослого человека, как, впрочем, и ребенка,
    которым вы были в первоначальной ситуации.
    Упражнение 5.
    Нарисуйте свою сценарную матрицу. Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте на нем пустую сценарную матрицу, в которую можно записывать полученные от родителей послания. Работайте быстро, доверяя своей интуиции.
    Приказания. Просмотрев список двенадцати приказаний, продумайте, ассоциируется ли каждое из этих приказаний с пережитыми вами жизненными трудностями или неприят- ными чувствами. Отметьте приказания, которые являются важными для вас. Имейте в виду,
    что некоторые приказания исходят от обоих родителей. Помните ли вы, в какой форме роди- тель давал вам это приказание? Было ли оно в форме прямых указаний или определений?
    Если вы сомневаетесь, работайте интуитивно. Если вы найдете более подходящее название для приказания, поставьте его в скобках после общепринятого обозначения, например: «Не будь ребенком (Не радуйся)».
    Контрсценарий. Вспомните фразы «делай…», «не делай…» (указания и запреты), а также девизы и лозунги, которые родители вам часто говорили в детстве. Когда каждый из родителей был доволен вами? Недоволен? Какие они употребляли слова, чтобы показать,
    что они довольны или недовольны вами? Что они советовали для того, чтобы вы достигли успеха?

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    349
    Исходя из этого, определите ваш контрсценарий. Это легко можно сделать, вспомнив,
    от какого родителя исходил каждый приказ. Если не можете вспомнить, попробуйте дога- даться. Иногда контрсценарий может исходить от других родственников или школьных учи- телей.
    Программа. При заполнении сценарной матрицы мы обычно рассматриваем лишь негативную часть программы. (Для выявления тысяч полученных от родителей позитивных указаний «Вот как…» не хватило бы никакого места.) Помните, что негативная программа исходит из контаминированного Взрослого родителя, хотя на диаграмме она направлена просто из круга Взрослого. Говорил ли каждый из родителей, как нужно достичь определен- ного сценарного результата? Часто один родитель показывает, как подчиняться приказанию или контрприказанию, полученному от другого родителя. Например, мать может передать вам послание «Не чувствуй», а отец показывает «Вот как надо не чувствовать». Запишите вашу негативную программу предложениями, начинающимися «Вот как надо…». У некото- рых людей в программе нет явных негативных посланий. Поэтому, если вы не можете их выявить, оставьте часть вашей матрицы незаполненной.
    Использование фантазии, сказок и снов. Вернитесь к материалам, полученным при выполнении упражнений с фантазией, сказками и снами и записанным в свободной форме.
    Проанализируйте их в терминах формальной сценарной матрицы. Используйте ваше мыш- ление и интуицию для выявления связей между этими данными и информацией в матричной диаграмме. Соответственно измените или исключите отдельные данные в вашей матрице.
    Упражнение 6. Ломка паттернов сценарного процесса
    Если вы не удовлетворены своим сценарным процессом, то можете выйти из него. В ТА
    эта цель достигается легче всего. Необходимо начать с выявления своих паттернов сценария,
    их осознания, а затем, осуществляя контроль Взрослого над своим поведением, разрушить эти паттерны.
    Если вашим основным паттерном является сценарий «Пока не», сломайте его, радуясь и получая удовольствие еще до завершения этой работы. Для человека со сценарием «После»
    выход из сценарного процесса заключается в том, чтобы жить и радоваться сегодня, предва- рительно решив, что и завтра он будет радоваться. Например, если вы на вечеринке, пейте в свое удовольствие, но не слишком много, чтобы у вас назавтра не болела голова. Для слома паттерна «Никогда» решите, что вы действительно хотите. Составьте список из пяти пунк- тов, которые можете осуществить для удовлетворения вашего желания, а затем ежедневно выполняйте один из этих пунктов. Если вы проживаете тему «Всегда», осознайте, что вам не следует постоянно повторять одни и те же ошибки. Если хотите, то можете бросить не удовлетворяющую вас работу, изменить плохие взаимоотношения или найти новое место жительства. Из паттерна «Почти – тип 1» можно выйти, убеждаясь в том, что вы доводите свои дела до конца. Если вы убираете комнату, не оставляйте ее неприбранной, если читаете книгу, читайте все главы. Для ломки паттерна «Почти – тип 2» займитесь приятным заня- тием и радуйтесь любому достигнутому успеху. Составьте список ваших целей и при дости- жении вычеркивайте их. Не стремитесь к очередной цели, не добившись предыдущей.
    Если вы считаете, что вам был передан сценарий с открытым концом, осознайте, что ваши родители, не ведая того, преподнесли вам подарок. Поскольку финальные страницы вашего первоначального сценария утеряны, вы можете свободно написать желаемую кон- цовку. Каждый раз, когда вы поступаете вразрез с вашим сценарным паттерном, то ослабля- ете его для будущего, облегчая себе задачу последующего выхода из своей старой сценар- ной темы.
    Просмотрите приведенные выше описания различных типов сценарного процесса.
    Выберите паттерн или паттерны, которые подходят к вам больше всего. Будете ли вы чув- ствовать себя уютно, если поступите в соответствии с этим паттерном или паттернами? Если

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    350
    нет, то выработайте пять типов поведения, которые идут вразрез с вашим сценарным про- цессом. Начните их осуществление немедленно, выполняя в день по одному пункту. Рабо- тайте до тех пор, пока не будете удовлетворены произошедшими изменениями.
    Упражнение 7. Обнаружение драйвера
    Известны пять драйверов: Будь лучшим, Радуй других, Старайся, Будь сильным,
    Спеши. Каждый из них характеризуется определенным набором слов, тоном голоса,
    жестами, положением тела и выражением лица.
    Вам уже известно, как использовать эти сигналы в поведенческом анализе эго-состоя- ний. Для обнаружения драйвер-ного поведения необходимо сжать вашу временную шкалу,
    так как драйверное поведение обычно проявляется в течение от половины до одной секунды.
    Для подобного анализа, если вы не привыкли к нему, требуется определенная практика,
    однако с течением времени умение наблюдать процесс за такой краткий промежуток станет вашей второй натурой.
    Тезис «не интерпретировать» применим здесь так же, как и в поведенческом диагнозе.
    Анализируйте то, что вы реально видите или слышите. Например, при наблюдении за мной вам, возможно, хочется сказать, что я выгляжу строгим. Какие изменения произошли с моим лицом, телом и голосом, позволившие вам сделать вывод о строгости? Видите ли вы, где у меня напряжены мышцы? Какой мой голос (низкий, высокий, громкий, резкий)? Припод- няты или опущены брови? На что направлен взгляд? Что я делаю с руками? Чтобы научиться обнаруживать драйверы, наблюдайте за этими сигналами.
    Упражнение 8. Практикум в обнаружении драйверов
    Посмотрите какое-нибудь телеинтервью, используя его для непрерывного наблюдения драйверного поведения. Если у вас есть видеомагнитофон, запишите эту передачу, а затем,
    используя медленное проигрывание и стоп-кадры, сравните ваши наблюдения с получен- ными ранее результатами. Определите, проявляют ли телекомментаторы различные главные драйверы. Отличается ли главный драйвер у вашего любимого телеведущего от драйвера неприятного вам политического деятеля? Что вы думаете о своем главном драйвере? Запи- шите ответ. После этого проведите объективную проверку. Это можно сделать с помощью человека, знакомого с драйверны-ми сигналами, который будет наблюдать за вами, или сами запишите себя на видео и просмотрите сделанную запись. Были ли вы правы в первоначаль- ной оценке вашего главного драйвера?
    Если вы работаете в группе, разбейтесь на подгруппы по три человека. Решите, кто будет клиентом, кто – терапевтом, а кто – наблюдателем. Клиент в течение трех минут рас- сказывает что-нибудь терапевту. Терапевт слушает, при необходимости отвечает и следит за временем. Наблюдатель записывает обнаруженные им драйверы клиента и терапевта. (Для упрощения упражнения наблюдатель может сначала сконцентрироваться лишь на драйвер- ном поведении клиента.) По истечении трех минут наблюдатель сообщает о выявленных им драйверных сигналах. После этого участники меняются ролями и повторяют упражнение.
    Отмечайте любые проявления драйверного поведения в повседневной жизни. Практи- куйтесь в обнаружении драйверов на работе, в магазине, в транспорте, при общении с дру- зьями. Не говорите людям о ваших наблюдениях, пока не будете уверены в том, что их это интересует.
    Упражнение 9. Пять разрешений
    Для каждого драйверного послания имеется противоядие, которое называется разре- шением. Если вам повезло с родителями, то некоторые разрешения вы получили от них.
    Если нет, то можете придумать их сами. Ранее мы уже встречались с ними, а сейчас приве- дем их полный список.
    Драйвер…………………………………….Разрешение
    Будь лучшим……………………………….Ты и так достаточно хорош

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    351
    Радуй других……………………………….Радуйся сам
    Будь сильным………………………………Открыто говори о своих желаниях
    Пытайся…………………………………….Делай
    Спеши……………………………………….Не спеши
    Каждый раз, когда вы осознанно выходите из драйверного поведения и ведете себя свободно, то подкрепляете разрешение невербально. Разрешение можно также повторять перед сном и утром после пробуждения. Напишите его большими буквами и повесьте на видном месте.
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   62


    написать администратору сайта