Барт - SZ. Статья Г. К. Косикова Издание второе, исправленное урсс, Москва 2001
Скачать 1.55 Mb.
|
Приложение III Аналитическое оглавление I. Текст-чтение 1. Типология I : вынесение оценок. a. Никакая критика невозможна без типологии текстов (I), b. Основание типологии : практика письма : текст-письмо. Почему текст- письмо представляет собой первичную ценность : читатель как производитель текста (I). c. Реактивная ценность текста-письма: текст-чтение, классика (I). 2. Типология II : интерпретация. a. Как дифференцировать массу, состоящую из читаемых текстов : оценка множественности текста (II). b. Специфический инструмент этой оценки : коннотация; в любом случае ее следует отличать от денотации, не питая, впрочем, чрезмерных иллюзий (III, IV). c. Классический текст как множественность, хотя и представленная сравнительно скупо (II). 3. Метод I : условия, при которых возникает интерес к множественности. a. Принять во внимание систематизирующую силу чтения в качестве его «довода» (V). Второе и первое прочтения (IX), обращенность различных прочтений на текст (LXXI). b. Допустить предположение, что суть чтения заключается в забвении смыслов (не существует «суммы» текста) (V). c. Проанализировать единичный текст (VI); такой анализ имеет теоретическое значение (VI); он позволяет развеять иллюзию о том, что в тексте имеются незначащие элементы и что структура — это только «чертеж» (VI, XXII). d. Шаг за шагом продвигаться вдоль избранного текста, не опасаясь, что он окажется испещрен отступлениями, ибо они суть не что иное, как показатели межтекстовой множественности (VI). e. Не пытаться выявить глубинную, окончательную структуру текста (VI), не стремиться к реконструкции парадигмы каждого из кодов; сосредоточить внимание на множественных, разбегающихся структурах (XI, XII); поставить 226 во главу угла не структуру, а структурацию (VIII, XII); постараться обнаружить игру кодов, а не план произведения (XXXIX). 4. Метод II : операции. a. Членение текстового континуума на небольшие, примыкающие друг к другу фрагменты (лексии) представляет собою хотя и произвольную, но зато удобную операцию (VII). b. В каждой лексии выявлению подлежат ее смыслы, означаемые, т. е. ее коннотации. Различные подходы к коннотации: ее определение, а также топический, аналитический, топологический, динамический, исторический, функциональный, структурный и идеологический подходы (IV). c. Анализ поставляет материал для различных типов критики (VIH, LXXXI). Это, однако, вовсе не предполагает либерализма, признающего за каждой из этих критик право на известную долю истины; требуется углубление в саму множественность текста, причем отнюдь не с точки зрения его исчислимости или терпимого к нему отношения (II). d. Текст, взятый для анализа : «Сарразин» Бальзака (X и приложение I). II. Коды 1. Код в целом (XII). a. Коды, убегающие в перспективу (VI, XII, LXVII). Не пытаться найти для них точку опоры : проблемы критики : безграничная тематика (XI); бальзаковский текст (ХС); автор как текст (ХС), а не как бог (LXXIV). b. «Уже-написанное» (XII, XXXVI). c. Код как анонимный голос (XII, LXIV). Ирония как голос (XXI). 2. Акциональный код, голос Эмпирии (LXXXVI). a. Установить последовательность действий значит подыскать для нее некоторое имя (XI, XXXVI). b. Эмпирический код опирается на несколько типов знания (LXVII). Существует лишь одна проайретическая логика — логика уже-написанного, уже-прочитанного, уже-сделанного (XI) — обыденного или романического (XI), органического или культурного (XXVI, LXXXVI). c. Способы развертывания последовательности : древо (LVI), переплетение (LXV1II). d. Функции : полнота (XLVI), обесценение (XLV). Акциональный код в принципе обуславливает читаемость текста (LXXXVI), 3. Герменевтический код, голос Истины (LXXXIX). a. Герменевтические морфемы (XI, XXXII, LXXXIX). Герменевтическое высказывание строится по образцу фразы (XXXVII); характерные сбои : беспорядочность, путаница, несформулированные элементы (XXXVII, XLVIII). b. Структурные приемы лжи (1) : экивок : двойное понимание (LXII), метонимическая ложь (LXIX). 227 c. Структурные приемы лжи (2) : ложные доводы, злоупотребление доверием : нарциссический довод (LXI); психологический довод (LXI1I), эстетический довод (LXXII). d. Структурные приемы лжи (3) : казуистика дискурса (LX). e. Ретардация истины равносильна ее конституированию (XXVI, XXXII). 4. Культурные коды, или коды референции, голос Знания (LXXXVII), a. Пословица и стилистическая трансформация (XLIII). b. Коды знания, школьные учебники, беспорядочные сведения (LXXXVII). c. Культурные коды как идеологические призраки (XLII). d. Угнетение как функция референции : повтор (исторжение стереотипов, LIX, LXXXVII) или забывание (LXXVIII). 5. Семы, или коннотативные означаемые, голос Личности (LXXXI). a. Номинация сем, тематика (XI). b. Распределение сем по тексту (XIII). Портрет (XXV). c. Собрание сем : личность, персонаж (XXVIII, LXXXI). d. Семы как индукторы истины (XXVI). 6. Символическое поле. a. Тело как средоточие смысла, секса и денег : отсюда — видимое аналитическое предпочтение, отдаваемое символическому полю (ХСII). b. Обратимость : тема как бы разлита по всему тексту (LXX); в символическое поле можно вступить через три входа, ни один из которых не является главным (ХСII). c. Риторический вход (смысл) : Антитеза (XIV) и способы ее преодоления : придаток (XIV), парадигматический взрыв (XXVII, XLVII, LXXIX). d. Поэтический вход (созидание, секс) :
e. Экономический вход (товар, Золото). Сдвиг, возникающий при переходе от признака к знаку (XIX). Рассказ как объект сделки (XXXVIII); изменение условий сделки (XCI); структурные нарушения (XCII). fВсеобщая неупорядоченность : кастрация как поле (XVII), как метонимия (XXIX), как пандемия (LXXXVIII, XCII). Образ кастратора : «краснобайство» (LXXLX). Метонимическая разлаженность (ХСН). 7. Текст, Текст как ткань, как переплетение кодов и голосов (LXVIII) : стереофония (VIII, XV) и политональность (XV). 228 III. Множественность 1. Неограниченная множественность текста : Торжествующая множественность (II, V). Умеренная множественность (VI) и ее диаграмма : партитура (XV). 2. Ограничительные детерминации. a. Типы солидарности : взаимосвязанность (LXVI), сверхдетерминация (LXXVI), контролируемая дисперсия (XIII). b. Типы полноты : дополнять, заканчивать, предицировать, заключать (XXII, XXVI, XXXII, XLVI, LIV, LXXII); воплотить смысл, проявить искусство (LXXIV); быть многословным (XXXIV); задумываться (XCIII). Персонаж как иллюзия полноты : Имя Собственное (XXVIII, XLI, LXXXI); персонаж как эффект реального (XLIV); персонаж, сверхдетерминированный мотивами собственного поведения (LVTII). Полнота, тошнотворность, устарелость (XLII, LXXXVII). c. Типы завершения : классическое письмо преждевременно прерывает процесс разъятия кодов (LIX); недостаточная роль иронии (XXI). Редукция множественности, осуществляемая с помощью герменевтического и проайретического кодов (XV). 3. Поливалентные и обратимые детерминации. a. Обратимость и поливалентность : символическое поле (XI, XV, ХСII). b. Образ. Персонаж как дискурс (LXXVI), как соучастник дискурса (LXII). Обратимость образа (LXXVIII). c. Затухающие голоса (XII, XX). d. Неразрешимые смыслы (XXXIII, LXXVI). Переписываемость (эвфемизм) (LUI). e. Двойственный характер репрезентации. Репрезентируемое не поддается воплощению (XXXV). «Сплющенная» репрезентация : рассказ, повествующий о самом себе (XXVIII, LXX, XCI). f. Контр-коммуникация. Игра коммуникативных линий (LVII), разделение каналов связи (LXII, LXIX), литература как «шум», как какография (LVII, LXII). 4. Мастерство воплощения. Некоторые достижения автора-классика : удачная синтагматическая дистанция между родственными семами (XIII), неразрешимость смыслов, совмещение операционального и символического пространств (XXXIII, LXX), экспликация экспликанта (LXXIV), игровая метафора (XXIV), 5. Текст-чтение в соотношении с письмом. а. Идеологическая роль фразы : размягчая семантические сочленения, устанавливая коннотативные связи под покровом «фразовости», исключая из игры денотацию, фраза берет смысл под покровительство безгрешной «природы» — под покровительство языка, синтаксиса (IV, VII, IX, XIII, XXV, LV, LXXXII). 229 b. Адаптация смысла в тексте-чтении : классифицирующая и деноминативная функции (V, XXXVI, XL, LVI); паническая боязнь логической «ошибки» (LXVI), борьба кодов : «сцена» (LXV), признание в любви (LXXV); субъективность и объективность как силы, чужеродные тексту (V). c. Ложный вход к бесконечное пространство кодов : ирония, пародия (XXI, XLII, LXXXVII). По ту сторону иронии : энергия неуловимого смысла : Флобер (XXI, LIX, LXXXVII). d. Письмо : его положение по отношению к читателю (I, LXIV), его «довод» (LIX), его способность без остатка распылять любой метаязык, упразднять всякое подчинение одного языка другому (XLII, LIX, LXXXVII). «Чуть в большей или чуть в меньшей степени, но каждый человек находится во власти повествований, романов, приоткрывающих ему многоликую истину жизни. Лишь эти повествования, читая которые человек порой доходит до самозабвения, ставят его лицом к лицу с судьбой. Мы, стало быть, должны страстно доискиваться до сути подобных повествований. Каковы должны быть усилия, обновляющие роман, а вернее сказать, вечно его возрождающие. Многие, разумеется, озабочены поисками приемов, способных превозмочь уже знакомые, изношенные формы. Однако я плохо понимаю — если мы хотим разобраться, что же такое роман, — отчего не обращают внимания и не выделяют его первооснову. Повествование, обнаруживающее возможности самой жизни, пусть и не всегда, но все же способно приводить в состояние некоего исступления, не испытав которого автор остается слеп к этим предельным возможностям. Я убежден: лишь исключительный, невыносимый опыт позволяет автору обретать дальнозоркость, которой как раз и ожидает от него читатель, уставший от близости границ, навязываемых ему приличиями. Какой смысл задерживать внимание на книгах, которые автор не был вынужден написать? Я хотел лишь сформулировать этот принцип. У меня нет желания его обосновывать. Ограничусь перечислением книг, подтверждающих мою мысль (всего несколько названий... я мог бы привести и другие, однако мне хочется некоторой сумбурности): "Грозовой перевал", "Процесс", "В поисках утраченного времени", "Красное и черное", "Эжени де Франваль", "Смертный приговор", "Сарразин" (sic), "Идиот"...*» Жорж Батай «Небесная синь», предисловие. * «Эжени де Франваль» маркиза де Сада (из книги «Преступления любви» ); «Смертный приговор» Мориса Бланшо; «Сарразин» (sic), новелла Бальзака, относительно мало известная, а на самом деле одна из вершин его творчества (Ж. Б.). |