Технологии воспитательной работы
Скачать 1.76 Mb.
|
поиск в журналах или в архивах у коллег «интересного» готового сценария мероприятия. 55 2. Построение содержания и выбор формы мероприятия Каждое мероприятие связано с определенной областью культуры. Задача воспитателя состоит в том, чтобы отобрать необходимое содержание, ориентирующее на основную цель мероприятия. Так, если целью вечера будет отдых, развлечение, создание доброжелательного настроя в отношениях воспитанников, то основное содержание стоит построить на шутках, веселых сценках, песнях и розыгрышах. А вот если цель вечера — дать старшеклассникам представление об идеалах, мечтах, устремлениях их ровесников в годы Великой Отечественной войны, то потребуется отбор иного литературного, музыкального и кино-, фотоматериала. Содержание мероприятия органично связано с формой его реализации. Воспитателю следует определить: насколько массовым будет мероприятие (для всех классов в параллели, только для одного класса, с приглашением родителей), какая форма общения будет ведущей — монолог воспитателя или приглашенного гостя (лекция, устный журнал), диалог (круглый стол, вечер вопросов и ответов), дискуссия (литературный поединок, вечер встречи поколений). Но в технологии мероприятия возможны варианты, когда цель воспитателя ясно требует определенной формы: например, стремление воспитателя активизировать учебную деятельность школьников по литературе и русскому языку рождает идею провести в классе викторину по образцу телевизионного «Поля чудес». 3. Подготовка мероприятия Она требует организации нескольких важных моментов. - Определение времени проведения мероприятия: конкретной даты, часа. Важно учесть, на какой день учебной недели планируется мероприятие, не будут ли дети излишне возбуждены, например после урока физкультуры, успеют ли участники и гости подготовиться к мероприятию. Кроме опасности не успеть подготовить мероприятие, есть и опасность затянуть подготовку, и тогда у детей утратится к нему интерес, увлекут другие занятия. - Определение места проведения мероприятия. Многие мероприятия теряют половину своей результативности только из-за того, что проводятся после уроков в душном классе, где дети сидят на привычных местах, а классный руководитель, как на уроке, занимает место у доски. Интересно, что В. А. Сухомлинский свои беседы со школьниками на самые сложные мировоззренческие и нравственные темы (о Родине, о долге перед родителями, о любви и дружбе) проводил только на природе: в школьном саду, в живописном месте на берегу реки, на цветущем лугу. - Оформление мероприятия. Каждое мероприятие требует создания определенного эмоционального настроя участников. С этой целью используется музыкальное сопровождение, демонстрация видеоматериалов и слайдов, оформление помещения плакатами, рисунками. Элементами оформления могут быть шутливые эмблемы участников, шары и цветы. 56 - Организация участников мероприятия. «Львиная доля» подготовки к мероприятию приходится на самого воспитателя, поскольку он реализует технологию педагогического воздействия. Он, как правило, выступает в роли ведущего, и его слово выражает главные идеи мероприятия. Поэтому воспитатель должен тщательно отобрать содержание, найти нужный уровень эмоциональной интонации, быть искренним и убежденным В подготовке мероприятия должны участвовать и воспитанники. Как правило, отдельным детям или микрогруппам даются поручения по оформлению, приглашению гостей, подготовке конкурсов, концертных номеров. Обязательно учитываются индивидуальные интересы и склонности воспитанников. В более развитом коллективе воспитатель может уступить свою роль главного руководителя мероприятия кому-либо из членов актива. 4. Проведение мероприятия Если алгоритм технологии мероприятия выдержан точно, оно ожидаемо воспитанниками с интересом и переживается как яркое событие. Методические требования к организации воспитательного мероприятия: 1. Воспитательная цель мероприятия, его необходимость. Продуманность методических приемов для достижения цели. 2. Качество, подготовленность воспитателя, учащихся. 3. Уровень содержания. 4. Уровень педагогического такта в обращении с учащимися. 5. Соотношение роли учащихся и воспитателя. 6. Доступность плана применительно к возрасту детей. 7. Конкретность плана. 8. Место и условия для проведения. 9. Выводы по проведенному мероприятию. Структура мероприятия 1. Наименование воспитательного мероприятия, дата проведения, места, возраст детей. 2. Определение формы (жанра): этическая беседа, диспут, праздник, поход- экскурсия, психологический тренинг, урок самоуправления и др. 3. Конкретные педагогические цели и воспитательные задачи, реализуемые именно на этом мероприятии. Например: воспитание интереса к технике, животным, науке, искусству, политике, спорту, своему внутреннему миру, самовоспитанию; изменение характера межличностных (межгрупповых) отношений в коллективе класса (воспитание уважения друг к другу, терпимости, готовности помочь и т.д.); изменение психологического климата в классе (после какой-либо неудачи, конфликта); изменение отношения к какому-либо члену коллектива (он интересно рассказал о своем увлечении, о котором никто ранее в классе не знал, и у него появились товарищи, единомышленники); 57 обнаружение, пробуждение, развитие способностей какого-либо из членов коллектива (изменение отношения к себе); изучение правил этикета в поведении: на вечере, танцах (этикет мы понимаем как культурную форму самозащиты и самоутверждения в обществе); общение с природой, приобретение знаний и умений, необходимых в экстремальной ситуации; другое. 4. Наличие плана подготовки и проведения мероприятий, его продуманность, целесообразность, завершенность. 5. Участие коллектива воспитанников в разработке целей, плана проведения мероприятий и мотивация участников на активность. 6. Описание и анализ хода подготовительной работы, распределение поручений, отношение участников к их выполнению. 7. Педагогическая позиция педагога, стимулирование инициативы, активности, самостоятельности воспитанников, искусство привлечения помощников. 8. Учет возрастных особенностей, индивидуальных и коллективных запросов и интересов детей. 9. Позиция школьников при проведении мероприятия (активность и инициатива или безразличие и пассивность). 10. Положительное, наиболее удачные моменты проведенного мероприятия, наличие воспитывающей ситуации: нравственная радость, гордость за себя и товарищей или нравственное раскаяние. Недостатки и трудности в работе, пути их устранения. 11. Степень достижения поставленных целей. 12. Устремленность в будущее, наличие перспектив, развитие проблемы в следующих мероприятиях, системность воспитательной работы в классе. 5. Анализ итогов мероприятия Такой анализ организуется в ближайший день после мероприятия, пока у участников еще свежи впечатления и сохранились «следы» общих переживаний. Разговор в логике «понравилось — не понравилось» не принесет большой воспитательной пользы. В центр обсуждения итогов мероприятия следует поставить вопросы: что нового узнал; в чем изменил свое представление об этой проблеме; что привлекло тебя в подготовке к мероприятию; что, на твой взгляд, стоило сделать иначе и почему; твои предложения в план мероприятий на будущее. Технология игры Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр. Известные отечественные исследователи теории и технологии педагогически организованной игры (Ю. П. Азаров, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. 58 Газман, В. Ф. Матвеев, С. А. Шмаков, М. Г. Яновская) классифицируют их по разным основаниям: - по предметному оснащению — с природными материалами, игрушками, спортивным инвентарем; - по отношению к учебной деятельности — дидактические и досуговые; - по мере творчества — игры по правилам, творческие игры; - по характеру ролевого начала — сюжетно-ролевые, игры- драматизации; - по продолжительности — кратковременные, длительные многофункциональные конкурсы и турниры и т. д. Организуя игру, воспитателю следует выбрать тип конкретной игры согласно конкретной ситуации воспитания. Технологический алгоритм ролевых игр в процессе воспитания представлен тремя основными компонентами. 1. Создание у участников игрового состояния. Любая игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Опытный и творческий воспитатель для этой цели использует разные атрибуты, отличительные знаки участников, эмблемы, бумажные шапочки, он переставит мебель в помещении и изменит интерьер, организует неожиданный приход «почтальона» с «секретным» пакетом и др. Ребенку порой достаточно надеть гюйс и бескозырку, чтобы он сразу себя почувствовал моряком, готовым отправляться в дальнее плавание. В такой момент у участников игры возникает специфическое эмоциональное отношение ко всему происходящему, к окружающим людям и к самим себе, появляется романтическое настроение, предчувствие чего-то загадочного и интересного. Возможны игры, в которой момент начала не связан с созданием игрового состояния, а построен на запоминании правил игры, рассаживании или построении участников, прямых игровых установках. 2. Организация игрового общения. Игровое общение по своей природе — процесс двуединый: оно предполагает как реальное общение конкретных участников игры, так и воображаемое общение игровых персонажей, принятых ролей. Поэтому при организации игровых групп, при распределении ролей важно учитывать реальные отношения воспитанников: их возраст, опыт, интересы, симпатии. Но не менее важно обеспечить участникам игры и воображаемое общение: поддерживать их ролевые действия и переживания, эмоциональную идентификацию с персонажем и соучастие в ролевом взаимодействии («капитан» — «боцман», «вождь племени» — «разведчик»). Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических операций: - установления личного контакта участников игры; - добровольного принятия детьми игровой роли; 59 - установления игровых правил, обязательных для всех участников; - обеспечение авторитетного судейства, контроля за выполнением правил игры; - организации общения «от ребенка» (воспитатель должен эмоционально идентифицировать себя с играющими детьми). Очень важно включение самого воспитателя в игровое общение детей, принятие им игровой позиции. Игра в процессе воспитания не может существовать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом участии воспитателя игра становится важнейшим средством воспитания. Поэтому профессиональный воспитатель должен уметь играть, осмысленно выстраивать свою игровую позицию в детской игре. Типичные проявления игровой позиции воспитателя: - быстрый и органичный переход от реального плана поведения к игровому поведению (например, совершенно серьезное подчинение приказу ребенка, выполняющего ответственную роль, участие в общих игровых действиях); - проявление доброжелательного отношения к детям, оптимизма, чувства юмора, определенное внутреннее состояние обращения к своему детскому опыту, своеобразная «инфантилизация» своего поведения; - тонко скрытое педагогическое руководство детской игрой, незаметные подсказки, помощь, без выхода из игровой роли. 3. Организация игрового действия. Игровое действие всегда связано с психической и физической активностью воспитанников и проявляется в выполнении ими определенных движений (командная игра в мяч), трудовых операций («Мастерская Деда Мороза»), поведенческих действий (сюжетно-ролевая игра «В поисках таинственного острова»). Игровое действие направляется правилами игры или ее сюжетом. Нередки случаи, когда детей нужно обучить первым игровым действиям: познакомить с правилами игры, показать приемы ориентирования на местности и др. Но технология педагогически организованной игры обязывает «скрывать» прямое обучающее начало, считаясь с особенностями этого вида деятельности ребенка. Настоящая игра всегда произвольна: ребенка нельзя заставить играть, он может только сам захотеть участвовать в игре и испытывать от этого удовольствие, удовлетворение. Поэтому педагогическая организация игры и должна искать «скрытые» способы, «вплетенные» в естественную ткань игры. Воспитатель, организующий игру, всегда ставит перед собой определенную педагогическую цель, например; развить двигательные навыки детей, расширить их кругозор, дать представление о тех или иных сторонах социальной жизни, раскрыть творческие возможности воспитанников, создать для них ситуации переживания успеха, обогатить опыт дружеского общения в коллективе и др. Но ребенок в игре прямо не реализует эти педагогические цели, они должны быть преобразованы в его 60 индивидуальные цели, которые связаны со стремлением, «чтобы было весело, интересно», «чтобы выиграть», «чтобы победить противника», «чтобы доказать, что мы лучше», «чтобы получить приз» и др. Детская игра должна иметь результативное завершение. И это не только факт состоявшейся победы, поражения (или «победила дружба»), но и яркое эмоциональное переживание итога игрового действия. В педагогически организованной детской игре важно отметить всех участников: победителей — особыми призами, присвоением «званий» и «титулов»; проигравших — за проявленные достижения в ходе игры, за особые творческие «взлеты», за стремление к победе, за выручку и взаимопомощь... Кроме того, в практике воспитания активно используются деловые игры, коммуникативные, дидактические, творческие игры, игры- драматизации, спортивные игры, игры-реконструкции и др. Таким образом, основная идея технологии игры направлена на то, чтобы воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей формы. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше воспитатель воспринимается детьми как желанный участник их игры. Технология коллективного дела Эта технология родилась в практике «педагогики общей заботы», созданной замечательным ленинградским ученым-педагогом И. П. Ивановым. Ее блестящим воплощением стали в конце прошлого столетия Фрунзенская коммуна в Ленинграде, «Искатель» в Туле, «Каравелла» в Свердловске, «Бригантина» в Чите, яркая система воспитания во Всероссийском лагере «Орленок». В наши дни из жизни детей и подростков ушла система пионерской и комсомольской организации, утрачено представление о коммунарской воспитательной системе, но технология коллективного дела по-прежнему востребована как современная организация содружества детей и взрослых, как технология творческого самоопределения в коллективной деятельности. Сама форма воспитания — «дело» — серьезно противостоит мероприятию и игре. Дело предполагает преобразование действительности на пользу людям. С точки зрения технологии воспитания здесь важны четыре главных начала: продуктивность, общественная значимость, коллективность, творчество. Какие педагогические условия обеспечивают эти составляющие коллективного дела? 1. Дело представляет собой самостоятельно (совместно с воспитателем и другими взрослыми) организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника. Коллективные дела могут выстраиваться в различных содержательных областях: - трудовые — «Город мастеров», «Радость малышам»; 61 - общественно-политические — «Салют ветеранам», «Вахта памяти»; - познавательные — «Защита фантастических проектов», «Турнир звездочетов»; - художественные — «Фестиваль народных талантов», «Золотая осень»; - спортивные — «Снежная фантазия», «Веселая спартакиада». Коллективное дело не может быть «спущено сверху», даже предложено воспитателем. Его следует найти, обратив свое внимание к событиям и фактам реальной жизни, к поиску единомышленников и тех, кто нуждается в помощи. Этот прием у И. П. Иванова называется «разведка дел и друзей». 2. Коллективное дело — это проявление гражданской творческой заботы (это не «Труд-работа», а «Труд-забота»). Любое дело должно проходить проверку определением: «На пользу кому?», «На радость кому?». Это могут быть незнакомые люди (пожилые пенсионеры), малыши в соседнем детском саду, родители, ровесники в сельской школе, зимующие в городе птицы, животные в зоопарке. Для того чтобы у воспитанников возникла такая направленность на заботу, воспитатель должен поддержать их желание действовать, увлечь перспективой поиска («Давайте вместе подумаем», «Давайте представим, как бы мы на месте...»), обратить внимание на области героического, необычного, малоизвестного (в истории, в изучении природы) или фантастического, веселого. 3. Коллективная организация деятельности участников дела. «Краеугольным камнем» технологии коллективного дела является работа микрогрупп. Механизм включения микрогрупп в коллективную деятельность достаточно прост: все, что затевается («разведка», анализ идей и проектов, планирование, подготовка и проведение дела, коллективное обсуждение), начинается и заканчивается в микрогруппах. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, часто «по секрету» от других, но не изолированно. Тенденции соревнования не «перевешивают» возможности кооперации и сотрудничества, действия всех микрогрупп сливаются в единое общее дело. Деятельностью микрогрупп руководит Совет дела. Его состав достаточно подвижен: каждое новое коллективное дело требует нового Совета. Сюда входят и те воспитанники, кто умеет придумывать что-то новое, интересное, и те, кто умеет «загораться», быстро включаться в деятельность. Кроме того, в технологическом оснащении коллективного дела большое значение имеют «чередующиеся творческие поручения», которые даются отдельным участникам дела и микрогруппам. Поручение может быть зафиксировано в знаках отличия (повязках, эмблемах, значках и др.), и они при смене поручений переходят к новым исполнителям. Такие знаки отличия не только выражают содержательный смысл поручения (например, «затейники», «летописцы», «репортеры»), но и фиксируют определенный 62 опыт, традиции этого поручения, которые передаются вместе со знаками отличия. Важная роль в создании коллективных переживаний и коллективного опыта принадлежит «огонькам» — обсуждениям «в кругу». В конце каждого дня участники дела садятся в круг и друг за другом («по солнышку») высказывают свое мнение и оценку общему делу («что сегодня получилось, а что — нет; кому от наших дел сегодня было хорошо; что сделать, чтобы не повторить сегодняшнюю ошибку»). 4. Основное правило коллективного дела: «Все творчески — иначе зачем?!» Дело должно строиться на механизме импровизации, выдумки, поиска нового. Длительная подготовка, репетиции, официально разработанные сценарии здесь неприемлемы. Ситуация коллективного дела должна восприниматься его участниками как часть реальной жизни, как жизненная проблема, которую следует принять как свою собственную, значимую и интересную лично тебе и твоим товарищам. Атмосфера коллективного дела должна быть насыщена творчеством, сюрпризами, розыгрышами, шутками, здесь должны царить мажорное настроение и готовность создать «радость по секрету». Технологический алгоритм коллективного творческого дела представлен шестью последовательными стадиями. На каждой стадии создаются новые цели, обновляются отношения между участниками дела, меняются формы и способы их деятельности. (Технология каждой стадии коллективного дела и их наименования даны И. П. Ивановым.) Первая стадия — «Предварительная работа». Начинается организация различных направлений коллективного поиска дела: в какой области деятельности, в связи с какими знаменательными событиями, каким людям сможем помочь. Проводятся «нацеливающие» мероприятия: «стартовая беседа», «анкета желаний», «разведка дел и друзей». Вторая стадия — «Коллективное планирование дела». Проводится «сбор-старт»: сначала в каждой микрогруппе обсуждаются предварительные идеи дела (Что проведем? На радость и пользу кому? Где? Когда? С кем вместе?). Затем все микрогруппы участвуют в коллективной дискуссии. Представители групп по очереди берут слово, а остальные участники имеют право задавать вопросы, возражать или соглашаться. Эту воспитательную ситуацию иногда называют «время на шум». Ведущий сбора (воспитатель или кто-либо из ребят) сталкивает разные мнения, просит их обосновать, развивает наиболее интересные предложения. Сбор-старт заканчивается принятием коллективного решения (голосованием), выбирается Совет дела. Сразу после сбора-старта проводится первый сбор Совета дела, где избирается его председатель, составляется план проведения дела. Определяются примерные поручения каждой микрогруппе в общей 63 организации дела, например: нарисовать плакаты, пригласить гостей, подобрать музыкальное сопровождение и др. Третья стадия — «Коллективная подготовка дела». Уточняется общий проект дела, его сроки и этапы. Каждая микрогруппа готовит свой «добрый сюрприз» как часть общего проекта. На этой стадии воспитатель и Совет дела должны приложить определенные усилия, чтобы между группами не возникло нездорового соперничества и вражды, чтобы более слабые в чем-то группы могли преодолеть трудности, увлечься делом, получить товарищескую помощь. Эта стадия — самая длительная по времени, поэтому здесь могут иметь место мероприятия и игры, которые будут способствовать расширению кругозора детей, создадут атмосферу увлеченности и романтики (например, экскурсия в музей, встречи с интересными людьми). Иногда нужно организовать для отдельных микрогрупп (в тайне от других) репетиции песен, сценок. Кроме того, необходима специальная работа с ведущими главного сбора: стоит написать план-сценарий, продумать музыкальные паузы и тексты-связки. Четвертая стадия — «Проведение коллективного дела». Эта стадия — своеобразная кульминация коллективного дела: главный сбор, праздник, многочасовой конкурс или эстафета творческих дел. Каждая микрогруппа раскрывает свои «секреты», представляет свои «сюрпризы», и они складываются в реализацию общего проекта. Воспитатель может сам вести праздник, если это первые шаги коллективной творческой деятельности детей, или только открывать и закрывать его. Вполне допустимо создать команду из взрослых участников дела (учителей, родителей), которая будет выступать в конкурсах наравне с детьми. Пятая стадия — «Коллективное подведение итогов дела». Эта стадия организуется сразу, на следующий день после проведения коллективного дела. Его участники проводят анализ собственной деятельности. Для этой цели избирается форма «сбора-огонька», где обсуждение происходит «по кругу» и строится вокруг вопросов: «Что получилось хорошо?», «Что не удалось и почему?», «Что предлагаем на будущее?». Главная задача этой стадии — закрепить коллективные переживания воспитанников и убедить их активно браться в дальнейшем за преобразование окружающих условий и обстоятельств жизни. Шестая стадия — «Ближайшее последствие коллективного дела». Здесь начинают осуществляться предложения, принятые на стадии коллективного подведения итогов: создаются творческие группы для разработки идей нового коллективного дела, происходит смена «чередующихся творческих поручений». Коллектив вновь «загорается» поиском новых дел и друзей. Таким образом, технология коллективного дела представляет собой систему, которая своеобразно интегрирует технологию мероприятия и игры. Участники дела проводят экскурсию и устный журнал, «концерт-ромашку» и 64 конкурс, играют в путешествие, в почту, в редакцию журнала... Они, по возможности, преобразуют реальные условия своей жизни или конструируют игровые обстоятельства, но главное, сообщают своей деятельности общественную значимость, рождающуюся в общей заботе об улучшении жизни. Эта технология реально обеспечивает детскому коллективу опыт субъекта воспитания. |