Технологии воспитательной работы
Скачать 1.76 Mb.
|
3.3. Технологии духовно-нравственного воспитания личности Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. 74 Духовно-нравственное развитие гражданина России обеспечивает развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретно- человеческом, социально-личностном выражении. Духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Категориальное определение «духовно-нравственный» сегодня находит свое отражение в нормативно-правовых документах Российской Федерации, в Федеральнои законе РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012. Так, образование понимается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства Новое понимание личности гражданина своего Отечества потребовало новых понятий, новых задач. И самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть гармония души, духа и тела человека – воспитание гражданственности, нравственности, трудолюбия. Духовность с точки зрения материализма – индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальная потребность к познаниям; 2) социальная потребность жить и действовать для других. Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью – вторая. Словарь Ожегова говорит: «Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Общеизвестно, что высокую духовность отличают любовь, доброта, сострадание и другие личностные качества, которые способствуют залечиванию душевных и физических ран. Основополагающее значение для формирования духовного мира (или сил души) имеют такие факторы, как радость, любовь и мудрость. С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них 75 ответ. Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически сочетается с объективным бескорыстием, где награда – удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга; наказание – угрызение совести и чувство вины. Г. Шаталова предлагает под духовностью понимать не просто образованность, начитанность, знание, а способность осознавать свою причастность к живой и неживой природе, ощущать каждой клеткой своего тела гармонию многоликого, многоцветного, многообразного и в то же время, единого мира – мира света и красоты. Духовный — обладающий сознанием (мышлением и чувственными способностями), которое формирует внутреннюю моральную (нравственную) силу, побуждающую к деятельности и определяющую поведение. С философской точки зрения духовный, значит связанный с «духовной деятельностью и духовной жизнью». Духовность – это «один из главных ее элементов - духовное производство», составляющее духовную культуру. (С. Ф. Анисимов, А. Г. Здравомыслов). Духовность – это «изначальное свойство материи, наиболее ярко воплощенное в человеке». Духовность – это «творчество, это есть проявление и признак наличия духовности у творящего». Духовное – это, несомненно, возвышенное, но вовсе не обязательно нравственное, это «мир идей». При этом «душевное» – это «мир чувств». Духовность — это интегративный показатель развития личности, включающий в себя душевность, индивидуальную выраженность в системе мотивов личности, это идеальная потребность познания и социальной потребности жить и действовать для других, где важным показателем становится «совесть» как свобода нравственного выбора и ответственности перед самим собой за этот выбор» (С. А. Садыкова) Психологи Е. И. Исаев и В. И. Слободчиков отмечают, что духовность – это потребность в постижении окружающего мира, своего внутреннего «Я» и в осознанном понимании своего назначения в жизни; определенный способ жизни, при котором человек находит ответы на многие вечные вопросы: ради чего он живѐт, что есть истина, добро, любовь. Духовные стремления личности находят реализацию в «художественно-эстетической деятельности». Духовное – субъективная реальность для ребенка как «способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» (В.И. Слободчиков и А.В. Шувалов). Духовность, пишет психолог В.В. Абраменкова, — это состояние духовного человека, его поведения, образа мыслей и пр. С психологической точки зрения, духовное понимается (условно) как такая деятельность сознания, которая направлена на определение личностью критериев добра и зла, на формирование мотивов поведения в согласии (или противоречии) с совестью, а также на поиск смысла жизни и своего места в ней. Совесть — 76 духовная инстанция, выражение нравственного самосознания личности, позволяющего осуществлять контроль и оценку ребенком собственных поступков. Совесть — «внутренний закон, написанный в сердце», образ Божий и подобие Божие, заданные человеку, — в их свободном принятии. Совесть — это не только духовно-нравственное чувство, но одно из проявлений интуиции, создающее возможность восприятия явлений из будущего, без чего не может быть ясности и полноты сознания. В такой постановке духовное сочетается с нравственным. Педагоги С. К. Бондырева, Н. П. Шитякова рассматривают духовность как«показатель существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов», «способность к самоопределению, самореализации, способности личности на основе этой иерархии создавать свой внутренний мир», как «свободный нравственный выбор в постоянно меняющихся жизненных ситуациях». Педагог Н. Н. Никитина под духовностью понимаетособый эмоциональный настрой личности, проявляющийся в тонких движениях души; обострѐнное восприятие всего, что окружает человека; способность к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых — чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии». И. Н. Столяров пишет, что в последние десятилетия стало считаться нормальным для развития человеческой личности ликвидация сакральности духовно-ценностного пространства. В сферу сакрального духовного пространства обычно входит не вся система человеческих ценностей, установок, ориентаций, мотивов и т. п., а лишь наиболее значимая, определяющая границы образа человеческого в каждом индивиде, нарушение которых ведет к разрушению важнейших духовных опор человека. Анализ современной научной литературы по проблеме нравственности показал, что многие философы, культурологи, педагоги, психологи (В. С. Библер, Б. С. Братусь, Здравомыслов, И. Ф. Исаев, И. Ф. Харламов, Е. Н. Шиянов), исследуя сущность нравственности, в первую очередь указывают на личностные потребности в процессе формирования нравственных представлений, раскрывающих внутренний мир индивида. Нравственность — «моральные средства регулирования поведенческих актов, гармонично сочетающие в себе «личные, общественные потребности и интересы»(П. С. Гуревич) Согласно Л. М. Лузиной, нравственность — «простая человечность»; обычные нравственные нормы («доброта, надежность, скромность», толерантность и др.) заключают в себе основу человеческих добродетелей; добродетель, с одной стороны, нравственный направляющий (путеводитель), а с другой — результат самостоятельной, свободной творческой деятельности человека «на пути» к нравственному совершенствованию. В своих исследованиях В.В. Абраменкова выделяет последовательность этапов духовно-нравственного развития ребенка. 77 Так, автор отмечает, что структура духовно-нравственного развития ребенка — единство взаимообусловливающих друг друга процессов: становления (как естественного созревания, возрастания), формирования (как обретения формы, образца под воздействием социально-культурных условий) и преобразования (как «саморазвития, превращения собственной жизнедеятельности в предмет практического преобразования») внутреннего мира ребенка (субъективной реальности, по Слободчикову), его самосовершенствования. Духовно-нравственное воспитание — это процесс целенаправленного внешнего воздействия социума на внутренний мир и поведение ребенка с целью формирования у него нравственных качеств, усвоения им образцов и этических норм как регуляторов поведения, ориентирования на идеал совершенного человека. Духовную жизнь человека нельзя организовать через развитие его психофизических функций; нельзя прийти к духовному только через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредствована психическим, душевным развитием. Основным средством духовно-нравственного развития как воспитания является создание (проектирование) духовно обновляющей и формирующей личность образовательной среды, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности. Современные психологические и педагогические образовательные программы и «технологии» нравственного воспитания и развития направлены: на интеллектуализацию, рассудочность, приоритет обучения над воспитанием; на имморальность (толерантность как принятие зла наравне с добром) моральной нейтральности как принципа безоценочности, который может быть полезен, если рассматривать его в смысле христианского неосуждения ближнего (а значит, и ребенка), но одновременного понимания и различения добрых и злых поступков, явлений, событий и противодействия им; на адаптивность к условиям, к социуму в ущерб активной позиции; в современном подходе духовно-нарвственного развития рассматривается скорее не как цель, но как средство улучшения межличностных отношений, приобретения телесного и душевного комфорта, т. е. утилитарно; на антиколлективность — каждый за себя, отсутствие духа соборности (в арсенале учителя нет групповых форм работы); (Бруннер: «будущее научных изысканий развития — в совместной деятельности, в идее коллектива»); отсюда современное поощрение духа соревновательности, ориентация на индивидуальный выигрыш в играх, на конкурентность в академических и других успехах детей, что стимулирует эгоистические, тщеславные чувства, зависть, а не сорадование успеху товарища; 78 на манипулятивный характер методов воспитательного воздействия и обучения — использование аутотренинга и других психотехник в ущерб формированию произвольности (воли) поведения ребенка и его самовоспитания. В.В. Абраменкова выделяет принципы реализации духовно- нравственного развития ребенка: - ребенок есть активный и свободный субъект духовно-нравственного воспитания, а не объект формирования как манипулирования. Ребенок выступает как развивающийся субъект нравственности — генетический аспект; - ребенок осуществляет свой духовно-нравственный потенциал в контексте системы его отношений с миром, с окружающей средой, с другими людьми (взрослыми и сверстниками; - на духовно-нравственное развитие ребенка оказывает влияние исторический и культурный контекст жизнедеятельности — историко- культурный аспект; - духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка в социо- и онтогенезе определяется двумя важнейшими социальными общностями — семьей (мир взрослых) и детским сообществом (мир детства), активно дополняющими друг друга; - духовно-нравственное развитие ребенка осуществляется в соответствии с его полом и традиционными полоролевыми образцами поведения как мужественности и женственности. Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка — это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой посредством одухотворения и гармонизации этих отношений. Отсюда необходимо: 1) создание развивающих, коррекционных и реабилитационных образовательных программ и методов поддержки детства по гармонизации отношений ребенка с миром, с другими людьми и с самим собой, оптимизации его духовного потенциала; 2) воссоздание детской досуговой и игровой традиции, разработка современных методов, способствующих созданию одухотворенного детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, формирования чувства общности, способности к сопереживанию как действенному состраданию неблагополучию и активному сорадованию успехам другого человека; 3) возрождение детского и молодежного движения просоциальной направленности и организация новых форм детских объединений на основе совместной деятельности по принципу «один за всех и все за одного». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников РФ На текущий момент путь духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка лежит в рамках реализации Концепции 79 духовно-нравственного воспитания. Разработка методологического содержания педагогических категорий «духовно-нравственное развитие» и «формирование духовно-нравственной личности» представлена в документах, которые составляют часть пакета документации ФГОС второго поколения, подготовленной авторским коллективом под руководством А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.Авторы разработки — А.Я. Данилюк, член- корреспондент РАО, главный редактор журнала «Педагогика»; А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО, научный руководитель Института стратегических исследований в образовании РАО, генеральный директор издательства «Просвещение»; В.А. Тишков, академик РАН, член Общественной палаты Российской Федерации, президент Академии педагогических и социальных наук. Первая версия документа вышла под титулом «Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников» и опубликована в «Учительской газете» 9 июня 2009 г. в статье под названием «Гражданин и патриот». Вторая – и на сегодняшний день окончательная – версия имеет другое название: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» (2009). Этот документ с ремаркой «Проект» вышел в издательстве «Просвещение» в 2009 году в серии «Стандарты второго поколения», основанной в 2008 году. Выпуск издания осуществлен в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» (2005) реализуемого Российской академией образования по заказу Федерального агентства по образованию. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьѐй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция призвана: выделить приоритеты в содержании воспитания на каждом возрастном этапе развития ребенка; определить принципы духовно-нравственного воспитания и его специфику в различных сферах — семейной, светской и церковной; определить психолого-педагогические условия реализации воспитания; установить критерии определения сформированности духовно- нравственной воспитанности. В Концепции определены: 80 национальный воспитательный идеал, цель и задачи воспитания школьников; духовно-нравственное развитие гражданина России, ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования; система воспитательной работы общеобразовательной школы; управление воспитательным процессом; взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании школьников; примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся. Национальный воспитательный идеал в Концепции — высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи. В Концепции представлен ретроспективный анализ смены парадигмы воспитательного идеала в России. Выделены цели и задачи воспитания школьников. Так, целью является воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Образование в целом понимается как основа компетенций учащегося, как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и других ценностей. Все это обуславливает выделение основных результатов воспитания, выраженных в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности: личностная культура, социальная культура и семейная культура. (см. табл. 5) Задачи духовно-нравственного воспитания, определенные Концепцией Таблица 5 Задачи воспитания 81 Личностная культура готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения; готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей. Социальная культура сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей; вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями; готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; доверие к другим людям, общественным и государственным институтам; забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия Семейная культура сформированность отношения к семье как к основе российского общества; приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших; бережное отношение к жизни человека, продолжение рода В Концепции представлены понятие «базовые национальные ценности», которые рассматриваются как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. 82 Базовые национальные ценности перечислены и представлены с пояснение своего содержания. Среди них: патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлѐнность и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество — мир во всѐм мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся, как воспитательная задача, поиск решения которой направляет учебно-воспитательную деятельность. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в ключевую воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства и кино для детей и юношества; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; традиционных российских религий; фольклора народов России; 83 истории своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Важно помнить, что базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью. |