Главная страница
Навигация по странице:

  • «организация» и «управление»

  • Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности

  • Философско-антропологический подход к воспитанию ребенка

  • Технологии воспитательной работы


    Скачать 1.76 Mb.
    НазваниеТехнологии воспитательной работы
    Дата05.05.2022
    Размер1.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаtehnologii_vospitat.raboty_2016.pdf
    ТипУчебное пособие
    #512926
    страница2 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    Деятельностный подход в воспитании учащихся
    Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, операций, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

    14
    Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии.
    Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато
    Л.С. Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил
    А.Н. Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев.
    Вторая происходит посредством умственных действий, где человек не оперирует с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах. А.Н. Леонтьев рассматривал человеческую деятельность как процесс, в результате которого в качестве необходимого момента возникает психическое «вообще». Он считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации — перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход - от внутренней деятельности ко внешней — обозначается термином «экстериоризация».
    Сущность деятельностного подхода в воспитании. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.
    Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
    Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитывающей деятельности.
    Деятельностный подход в воспитании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса преимущественно в его субъект. Воспитание при этом понимается как «восхождение к субъектности» (М.С. Каган).
    Основные
    понятия
    деятельностного
    подхода.
    Рассмотрение категориального аппарата осуществимо посредством содержательного наполнения категорий и основных понятий. В этих целях проведем весьма условную классификацию этих категорий, исходя из различных аспектов деятельностного подхода.

    15
    В качестве первого аспекта назовем деятельностный характер деятельностного подхода. Указанный атрибут наиболее полно представляет категория деятельности, конечно, в ее психологическом и педагогическом смысле. Многообразие типов деятельности (и это в первую очередь относится к «внутренней деятельности» и соответствующей категории) отражают такие понятия, как
    «духовная деятельность»,
    «взаимодеятельность», «общение», «целеполагание как деятельность»,
    «смыслообразующая деятельность», «жизнетворчество как деятельность».
    Деятельность воспитателя, организующего и управляющего деятельностью воспитанников, отражается категорией «метадеятельность», или «надпредметная деятельность». Необходимость введения подобной категории обусловлена тем фактом, что педагог как бы поднимается над всеми доступными ему и его воспитанникам видами и формами деятельности, усваивает их на профессиональном уровне с целью эффективного использования в интересах воспитания питомцев как субъектов деятельности и жизнедеятельности в целом. Таким образом, воспитание предстает как деятельность по организации других видов деятельности, в которых в не меньшей степени воспитывается сам педагог.
    Некоторые авторы категорию метадеятельности относят к описанию личностной жизнедеятельности воспитанника. Здесь имеется в виду тот факт, что воспитанник сам организует свою деятельность и находит свои смыслы в ней, преобразуя тем самым свою ценностно-смысловую сферу. Воспитание в таком понимании предстает как метадеятельность по преобразованию воспитанником своей ценностно-смысловой сферы посредством самоорганизации деятельности.
    В качестве второго аспекта для содержательного наполнения категорий и основных понятий деятельностного подхода выделим его личностную ориентированность. Этот блок включает следующие категории и основные понятия: «личность», «личностный смысл», «внутренний потенциал»,
    «самоактуализация», «самоопределение», «смысл жизни», «субъект»,
    «субъектность», «субъектные свойства личности», «достоинство» и др.
    Субъектные свойства личности проявляются также в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личных контактов, к взаимопониманию, умению вступить в диалог и его поддерживать и, главное, в развитых способностях производить смысловые преобразования не только в себе, но и в других. Стать субъектом — это значит репрезентировать себя другим, отразиться в других, продолжить себя в них, «запечатлеться». В возможности транслирования, взаимообмена субъектностью заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия. Отмеченные свойства личности представлены целым «семейством» понятий, отражающих направленность субъекта на реализацию своей «самости»: «самооценка»,
    «самообразование»,
    «самоанализ»,
    «самоограничение»,
    «самоидентификация», «самодетерминация», «самовоспитание».

    16
    Третий блок основных понятий выделим, приняв за основу методологический и методический компоненты подхода, т.е. то, что в определении подхода обозначено как организация и управление. Понятия
    «организация» и «управление» трактуются примерно так же, как это принято в большинстве успешно реализуемых концепций воспитания, а именно как организация воспитательного процесса и управление развитием личности посредством создания для этого благоприятных условий, к которым относятся воспитательная среда, мотивация обучающего и воспитанника, личность воспитателя. К указанному блоку относятся категории и понятия: «воспитательное пространство», «метод», «механизмы воспитания», «организация воспитательного процесса», «пространство деятельности», «результат воспитания», «ситуация деятельности», «ситуация воспитывающей деятельности»,
    «содержание воспитания»,
    «социокультурное воспитательное пространство», «средство воспитания»,
    «субъектное пространство», «управление развитием личности», «формы воспитания», «цель воспитания» и др.
    Принципы как составная часть деятельностного подхода:
    - принцип субъектности воспитания;
    - принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
    - принцип учета сензитивных периодов развития;
    - принцип со-трансформации;
    - принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
    - принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;
    - принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
    - принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
    - принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
    - принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
    - принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
    - принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.
    Реализация деятельностного подхода в практике воспитания
    Общая ориентация при использовании методов воспитательной деятельности обусловлена теоретическими представлениями, согласно которым наибольшим воспитательным эффектом обладает ведущий тип деятельности и производные от него многообразные виды деятельности.
    Динамика смены используемых методов подчинена основной идее деятельностного подхода, которая выражена самим определением сущности воспитания как восхождения к субъектности. Методы повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия: метод

    17 уважения детской личности, педагогическое требование, убеждение, доверие, побуждение, сочувствие и т.п.
    Методы поддержки инициативы, методы самоорганизации взаимодействия, совместной учебной деятельности и др. Методы, средства и формы воспитания, обеспечивающие наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия.
    Центральное требование методики — недопустимость навязывания неадекватных возрасту мотивов деятельности.
    Личностно-ориентированный подход
    в воспитательной деятельности
    Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н.
    Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (К.Д. Ушинский, Н.И.
    Пирогов, В.В. Зеньковский, НА. Бердяев, В.В. Розанов, В.П. Зинченко,
    О.Ф.Больнов, В. Дильтей, М. Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых — представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне, Я. Корчак, С.
    Френе, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х гг. XX в. теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.
    Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в воспитательной деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. В данном определении отражена сущность этого подхода и выделены наиболее важные его аспекты:
    - во-первых, личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;
    - во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
    - в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.
    Три составляющие данного подхода:
    Первая составляющая — основные понятия. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода, на наш взгляд, можно отнести следующие:

    18
    - индивидуальность — неповторимое своеобразие чела-века или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
    - личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
    - самоактуализированная личность — человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
    - самовыражение — процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
    - субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
    - субъектностъ — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
    - Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
    - выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
    - педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).
    Вторая составляющая – принципы (исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся). В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или руководителя образовательного учреждения. Назовем принципы личностно- ориентированного подхода.
    1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
    2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески

    19 содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
    3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
    Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
    4.
    Принцип выбора.
    Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка.
    Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно- воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
    5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
    6. Принцип доверия и поддержки. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
    Третий компонент технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно- ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
    - диалогичность;
    - деятельностно-творческий характер;
    - направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
    - предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
    Философско-антропологический подход к воспитанию ребенка

    20
    Исходным положением в становлении философско- антропологического подхода в воспитании стали идеи К.Д. Ушинского о содержательном и познавательном наполнении педагогики и ее взаимоотношении с науками о человеке. По его представлению, педагогика
    — это «собрание правил практической деятельности», требующее научного обоснования. Логика этого обоснования проста: если общая антропология есть учение о человеке как биологическом виде, то педагогическая антропология есть учение о человеке развивающемся, воспитывающемся.
    Философско-антропологический подход разрабатывает проблемы, связанные с созданием педагогической антропологии на основе использования всех достижений человекознания, предварительно осмысленных философской антропологией (Б.М. Бим-Бад, К.Д.Ушинский и др.).
    Философско-антропологический подход лежит в основании формирующейся педагогики бытия и утверждает методологические положения:
    - имеющие в своей основе мировоззренческие и методологические установки философской антропологии;
    - имеющие своим предметом реальное бытие субъекта воспитательного процесса во всей его духовной целостности и полноте;
    - рассматривающие способность человека к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания;
    - являющиеся онтологией человеческого бытия, содержащие в своем арсенале методы постижения этого бытия в его эмоционально-душевной целостности посредством понимания и взаимопонимания на основе диалогического взаимодействия;
    - рассматривающие воспитание, самовоспитание, обучение и учение в качестве способов бытия субъектов воспитательного процесса, требующих адекватных (их бытию) методов, средств, форм воспитания и исследовательской деятельности;
    - утверждающие ценностно-смысловое равенство участников воспитательного процесса, диалогический стиль общения и взаимодействия, а отношения между ними - по типу «субъект-субъект».
    Основные категории и понятия подхода
    1-я группа — понятия, отражающие человеческое бытие как таковое:
    «бытие», «бытие в культуре», «дух», «духовность», «духовное бытие»,
    «душа», «душевность», «жизнь», «индивид», «индивидуальность», «кризис»,
    «незавершенность», «неустойчивые формы бытия», «субъект», «человек»,
    «человеческое бытие» и др.
    2-я группа — понятия, отражающие человеческое бытие как самопознание:
    «внутренний опыт»,
    «диалог»,
    «диалогическое взаимодействие», «истина бытия», «переживание», «понимающее бытие»,
    «постижение», «смысл жизни», «цель жизни», «ценность» и др.

    21 3-я группа — понятия, отражающие бытие как самоопределение, самовоспитание: «воспитание», «воспитывающее понимание», «личность»,
    «незавершенность»,
    «самовоспитание»,
    «самодетерминация»,
    «саморазвитие», «самореализация», «совесть», «творчество» и др.
    4-я группа — понятия, отражающие бытие как бытие в Мире:
    «благодарность», «встреча», «внешний опыт», «вера», «взаимопонимание»,
    «доверие», «любовь», «надежда», «сопереживание», «великодушие» и др.
    Основные понятия - «человек», «воспитание», «человеческое бытие».
    «Человек» — категория основная для определения стратегии и цели воспитания. Поэтому сущность воспитания может быть представлена как
    «сохранение, воспроизведение, осуществление человеческого качества в педагогическом взаимодействии» (И.А. Колесникова).
    «Воспитание» — категория бытия, а не знания и переживания (М.
    Шелер). Воспитание — это способ бытия человека, когда он посредством собственных усилий, на основе собственных потребностей и влечений, в диалоге с культурой, представленной в форме соответствующих условий бытия, самоосуществляется, реализует, актуализирует природные предпосылки.
    «Человеческое бытие». Референтом такой категории выступает жизнь, человеческое существование в единстве не только с социумом, но и с Миром,
    Космосом, Универсумом.
    Принципы философско-антропологического подхода:
    - антропологический принцип, который: а) предписывает рассмотрение понятия «человек» в качестве исходной, базовой категории, а всех других понятий и категорий — как производных от исходной, описывающих и углубляющих понимание сущности человека и специфики его бытия; б) фиксирует выбор человека в качестве исходной, базовой ценности, определяющей цели, методы, средства и формы воспитания; в) акцентирует внимание, взаимные усилия субъектов воспитательного процесса на актуализации, воспроизведении и самоосуществлении «человеческого в человеке»;
    - онтологический принцип, обусловливающий рассмотрение воспитания как бытия конкретного человека, понятия «воспитание» - как онтологической категории, методов, средств, форм воспитания - как различных способов бытия субъектов воспитательного процесса (встреча, кризис, любовь, разочарование, пробуждение, благодарность и т.п.);
    - принцип диалогизма, обеспечивающий субъект-субъектный характер взаимоотношений участников воспитательного процесса, их ценностно- смысловое равенство и паритетность в воспитании и самовоспитании; создающий возможность свободной диалогической самореализации субъектов; воспитательного процесса в их общении с собой, с другими, с культурой;

    22
    - принцип рассмотрения понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и адекватности любых методов, средств и форм воспитания;
    - принцип рассмотрения способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания, предусматривающий приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации;
    - принцип креативности, предписывающий использование только тех средств, методов и форм воспитания, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника;
    - принцип рассмотрения основных компонентов воспитательного процесса с позиции соответствия их сущности человека.
    Методы воспитания, адекватные философско-антропологическому подходу. Методы воспитания предстают как способы со-бытия воспитателя и воспитанника, в процессе: которого происходит со-трансформация — одновременное; взаимное изменение субъектов воспитательного процесса.
    Цель понимания — в том, чтобы помочь, поддержать, предостеречь, сообщить энергию успеха, вызвать доверие и т.п. Только поэтому воспитатель обязан в первую очередь «прочесть», «обнаружить» смысл.
    Значение философско-антропологического подхода для педагогики и конкретно для воспитания в том, что:
    - усилия воспитания обращены к духовной реальности, которая отличает человека от животного, - к «человеческому в человеке», т.е. к сущности, представленной в индивидуально неповторимой форме. Подобная переориентация воспитательных усилий, если она будет последовательно осуществлена, изменит педагогическое мышление: сущность не может быть познана посредством законов, открытых в природе, но, наоборот, законы природы и сама природа могут обрести смысл только в свете сущностных характеристик человеческого бытия, предназначения человека;
    - философско-антропологический подход открывает возможность воспитания ребенка, подростка, юноши соотнести с их реальной жизнью, духовным бытием, а не подменять «тренировкой» посредством внесения в реальную жизнь искусственно создаваемых ситуаций, мероприятий;
    - в педагогической теории и практике определены стратегия и тактика воспитания, основанные на бережном отношении к индивидуальной сущности ребенка и неприятии насилия над ней. В этом видится подлинная гуманность подхода, открывающая простор самоактуализации индивидов;
    - значение настоящего подхода и в том, что в качестве методов, средств и форм воспитания введены в воспитательный процесс такие понятия, как общение, понимание, диалог, сострадание, со-переживание, встреча, любовь, разочарование и т.п. — все то, что сохраняет саму жизнь.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта