Главная страница
Навигация по странице:

  • Функция

  • Функция «personality»

  • Тема 29. Проблема возрастной периодизации психического


    Скачать 475.97 Kb.
    НазваниеТема 29. Проблема возрастной периодизации психического
    Дата15.12.2022
    Размер475.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла29-49.docx
    ТипДокументы
    #847194
    страница19 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    Тема 49. Гештальт-терапия: базовые понятия и практика

    Понимание человека в гештальт-терапии. Гештальт-терапия (от нем. Gestalt – образ, форма, структура + греч. therapeia – лечение) – форма психотерапии, разработанная в рамках гештальтпсихологии Фредериком Перлзом. Гештальт-терапия – это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми. Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил в 40-е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фриц (Фредерик Соломон) Перлз. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента. Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях: ● Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например психику и тело, является искусственным. ● Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт , структурное целое, которое называют полем организм – окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться. ● Человеческое поведение согласно теории гештальт-терапии подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма – фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводят к удовлетворению потребности – гештальт завершается и разрушается. ● Контакт – базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, так же как в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным. ● Осознание – осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает как переживание восприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма – ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности – идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т.е. охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии – это расширение осознания. Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и зачастую ложными представлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма – процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания. ● Здесь и теперь – принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания. ● Ответственность – способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь – за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя.

    Поле организм/среда. Концепция поля организм/среда пожалуй наиболее сложная для понимания часть теории гештальт-терапии, поскольку побуждает отойти от привычного взгляда на поведение человека и посмотреть на него с другой, более широкой перспективы. Взгляд с точки зрения теории поля в середине прошлого века был новаторским для психотерапии того времени, которая традиционно рассматривала пациента как отдельное изолированное существо и считала, что причины его поведения и его симптомов нужно искать в нем самом, что они обусловлены его характером, его личными комплексами или особенностями психопатологии. Надо сказать, что такой взгляд и сейчас является весьма распространенным. Гештальт-терапия смотрит на индивида не как на отдельную монаду, как на него смотрели психиатрия, а затем психоанализ начала ХХ века, а как на существо, изначально включенное в сложную сеть взаимовлияний и взаимоотношений. Взгляд с этой стороны предполагает, что стоит посмотреть на то, что происходит между человеком и его окружением и на то, в каких условиях происходит это взаимодействие. Теория психологического поля была впервые сформулирована академическими гештальт-психологами, а сам термин был позаимствован из физики, т.к. был хорошей метафорой, иллюстрирующей взаимовлияние внешне невидимых сил. Понятие поле организм/среда в гештальт-терапии имеет в виду, что индивид является и частью своей среды обитания, и одновременно тем, кто воздействует на нее. Вместе они образуют единое целое. Так, например, для хищника в дикой природе ландшафт, растительность, другие животные являются его средой обитания, но с другой стороны, он сам является средой обитания для микроорганизмов, насекомых и других животных. В мире социальных отношений для человека его среду обитания образуют другие люди, а он, в свою очередь, является частью их жизненной среды. Например, для сотрудника, только что устроившегося на предприятие, работающие на нем люди, будут восприниматься как элементы его новой рабочей среды, а он с их стороны, как новый элемент среды, к которой они уже привыкли. Несмотря на биологическое происхождение терминов организм и среда, эту метафору вполне можно применить для понимания процессов, происходящих на психологическом и социальном уровнях бытия. В отличие от животного, жизненная среда человека наполнена намного большим количеством значений. Например, женщина воспринимает, работающего вместе с ней мужчину, не только как возможного сексуального партнера, желанного или нежеланного, или потенциального отца своих детей, но и как начальника или подчиненного, хорошего или плохого специалиста, интересного или скучного собеседника, человека заслуживающего доверия или не заслуживающего его и т. д. Более того, человек способен воспринимать другого человека не только как объект, наподобие неодушевлённых элементов среды, но и как субъекта. При желании женщина может увидеть этого мужчину не только с утилитарной точки зрения, как полезного или бесполезного для себя, но и как другого человека со своим уникальным внутренним миром и своей свободой. Все это усложняет картографию поля человеческих взаимоотношений. Среда обитания отдельной личности включает семейное и ближайшее социальное окружение, отношения с терапевтом или в терапевтической группе, культуру, традиции, политический режим и экономическую ситуацию, климат, экологию и многое-многое другое. Эта среда постоянно находится в процессе изменения, в движении, влияя на индивида, а он, так или иначе, реагирует и влияет на нее. Этот непрерывный поток взаимовлияний и взаимодействий всегда актуален, происходит здесь-и-теперь, поэтому поле всегда современно. В то же время в здесь-и-теперь поля включены история и планы людей на будущее. Например, события, которые произошли во времена правлений Ивана Грозного и Сталина, продолжают воздействовать на мышление и поведение людей в настоящем. Планы молодого человека поступить в институт в своем городе или поехать учиться в другой, влияют на его отношения с друзьями, родителями и родственниками в настоящем. С точки зрения гештальт-терапии, именно эти разные взаимовлияния в поле являются первичной детерминантой того, что мы чувствуем, намереваемся и делаем, а не наша индивидуальная характерология и устремления.

    Чувственное осознание (awareness). Термин «чувственное осознавание» (sensory awareness) впервые, в 50‑х годах XX века, предложила Ш. Селвер. Так она назвала свою версию метода, разработанного Э. Гиндлер в 20‑х годах прошлого столетия, который впоследствии был назван «терапией, концентрированной на движении». Страдая неизлечимой формой туберкулеза, Э. Гиндлер смогла найти путь к выздоровлению, опираясь лишь на собственную интуицию и на огромное желание выжить. Э. Гиндлер утверждала, что можно научиться чувствовать деятельность тела и тем самым воздействовать на саморегуляцию организма. Гиндлер также придерживалась того мнения, что любое название «несет в себе опасность застоя», ограничивает развитие, и потому не давала своей работе специального названия, говоря только о «работе с людьми». Это объясняет происхождение различных названий метода, придуманных ее учениками. Говорят о «тренировке, ориентированной на расслабление» (Meyer, 1961), «терапии, концентрированной на движении» (Stolze, 1959), «телесном воспитании душевного равновесия» (Ehrenfried, 1957) и об «осознании, дыхании и терапии расслаблением» (Schaarschuch, 1957; Fuchs, 1949). Каждый автор подчеркивает неокончательный характер названий. Некоторые авторы использовали термин «сосредоточенное движение» (Concentrated Movement Therapy); а такие понятия, как терапия движением, терапия расслаблением, воспитание психического равновесия, тренировка психологической устойчивости, предполагают разные теоретические основания (Штольц, 1959). Ш. Селвер была одной из немногих последователей, распространивших идеи Э. Гиндлер в США. С 1938 года она активно разрабатывала свой подход чувственного сознавания. Впоследствии ее работой заинтересовался ряд известных аналитиков и психотерапевтов, и некоторые из них – Эрих Фромм, Клара Томпсон и Фредерик Перлз – стали ее учениками. Позже Перлз включил многое из того, чему научился на ее уроках, в гештальт‑терапию (Брукс, 1997). Работа Ш. Селвер и Ч. Брукс оказала большое влияние на Б. Гунтера, создавшего технику «чувственного пробуждения» (sensory awakening). Эта техника помогает ощутить свое тело и чувства, научиться прикасаться к другим и отвечать на прикосновения (Gunter, 1969). Другой аспект привлек внимание У. Шютца. Он разрабатывал способы, усиливающие чувствительность, позволяющие более тонко дифференцировать различные ощущения, помогающие человеку лучше сознавать себя и окружающий мир (Schutz, 1969). Чувственное сознавание – это процесс обучения дифференцированному восприятию телесных ощущений, фантазий, образов, эмоций и установлению взаимосвязи между ними. Терапия тут заключается в исследовании чувственного опыта человека в самых обычных ситуациях. Этот метод помогает человеку понять, что в функционировании организма естественно, связано с реальной действительностью, а что обусловлено иными факторами. Одно из главных положений метода заключается в том, что, ориентируясь на ощущения, на переживания, человек делает мышление более реальным, а поведение в большей степени соответствует его намерениям. Человек с детства приучен приуменьшать значение собственного опыта и «учиться на опыте других», то есть подменять свой опыт рациональными конструкциями, которые удовлетворяют окружающих. При этом ощущения собственного тела игнорируются. Метод чувственного сознавания помогает преодолеть этот барьер и обучает более полному телесно‑инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а мышление часто обусловлено информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью. Другим существенным аспектом метода чувственного созна‑вания является изучение процесса коммуникации между участниками группы, в частности – прикосновений. Степень близости и дистанция, взаимопомощь и ответственность, чувство окружения – эти аспекты на телесном уровне гораздо легче и быстрее. В целом метод чувственного сознавания ставит перед собой следующие задачи: дифференцировать чувственный опыт, отделить продукты сознания от реальной действительности, которую мы воспринимаем с помощью ощущений; понимание того факта, что восприятие относительно; научить «проживанию в опыте». То, что Гиндлер называла «разворачиванием», а Селвер «проживанием в опыте», есть интеграция ощущений, эмоций и созданных на их основе образов и мыслей в единое целое здесь и сейчас. Простое ощущение может дать удивительно богатый опыт, то переживание, которое мы часто отрезаем, живя «головой». Чтобы этому научиться, необходимо развить чувство внутреннего мира и покоя, способность сохранять осознание, не пытаясь что‑либо изменить. Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на обычных действиях: клиент ложится, сидит, стоит, ходит. Эти действия дают естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить осознание того, что мы делаем. Другой аспект чувственного сознавания включает взаимодействие. Исследуются различные способы прикосновения: легкий толчок, шлепок, поглаживание и пр. Прикосновение может отражать застенчивость, агрессивность, вялость, беспокойство и пр. Важное значение при этом имеет ориентация на внутренний покой, на медитацию. Селвер и Брукс утверждают, что по мере усиления чувства внутреннего покоя ненужные напряжения и лишняя деятельность уменьшаются, восприимчивость к внутренним и внешним процессам усиливается, происходят и другие изменения всей личности. Метод чувственного осознавания ставит своей задачей последовательную интеграцию интеллектуального и чувственного опыта. Понятие чувственного опыта, имеющее огромное значение для жизнедеятельности организма, его дифференцированное восприятие и переживание являются основой данного подхода. Для большинства людей чувственный опыт ограничивается переживанием комфорта и дискомфорта, а некоторые обращают на него внимание только в случае возникновения болезненных ощущений.

    Фигура и фон. Одно из основных положений гештальт-теории заключается в том, что каждый человек обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой. В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это ФИГУРА. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это ФОН. Нередко фигура и фон меняются местами. Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любимыми яствами, будет только фоном, а стакан воды - фигурой. Когда жажда будет удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами. Строго говоря, это термины, применяемые для объяснения «перцептивной связи между объектом фокусирования (фигурой) и остальной частью перцептивного поля (фоном)». Фигура чаще всего структурирована, она постепенно выделяется на общем фоне, становясь основным объектом восприятия, а фон – нечто вторичное в процессе восприятия. Отношение между фигурой и фоном - одно из центральных понятий гештальт-психологии. Ф. Перлз применил это положение к описанию функционирования личности. В его понимании фигура выступает в качестве доминирующей потребности, а ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма. В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается. Он теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис. Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступить место другому. Такая НЕОТРЕАГИРОВАННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ становится, по Ф. Перлзу, причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. Полная блокировка незавершенныхгештальтов может привести к неврозу. Задача гештальт-терапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге - нейтрализовать (завершить) ее. В целом Гештальт психологи выделяли следующие отличия фигуры от фона: 1. Фигура целостна, а фон аморфен, не дифференцирован, лишён структуры. Фон всегда менее оформлен и структурирован, чем фигура. 2. Фигура является центром субъективного опыта. 3. Фигура перцептивно ярче, чем фон, более интенсивна по сенсорным качествам. 4. Контур у фигуры и у фона один и тот же, феноменально же контур всегда принадлежит фигуре и поэтому она представляется несколько ближе, чем фон. Фигура всегда имеет замыкающие линии, даже если объективно они отсутствуют. 5. Фигура более константна, чем фон, она сохраняет свои свойства, а фон нет. Структура реакций на данный стимульный комплекс сохраняется в памяти, то есть если мы однажды восприняли что-либо как фигур, то мы имеем тенденцию воспринимать это как фигуру и при последующих предъявленьях. При изменении освещенности фигура оказывает большее сопротивление изменению цвета, чем фона. Отношение фигуры и фона можно продемонстрировать на следующих примерах. Все из нас сталкивались с так называемыми двусторонними или реверсивными фигурами, которые могут рассматриваться двумя способами с одинаковой вероятностью. Когда один из рисунков рассматривается, как фигура другой превращается в фон. Например, следующую фигуру можно видеть либо как свечу, либо как два лица в профиле, которые смотрят друг на друга. Но какой бы способ рассмотрения такой фигуры вы не выбрали, контур - всегда часть фигуры, но не фона.

    Творческое приспособление. Творческое приспособление (концепция приспособления в гештальт-терапии) Ключевой концепцией гештальт-терапии является концепция организмической саморегуляции. Основная тенденция любого организма — поддержание равновесия (гомеостаза). Каждое мгновение организм находится во взаимодействии со средой и на него действует масса факторов, нарушающих это равновесие (внешних — требования среды) и внутренних (дефициты и потребности). Здоровье организма зависит от способности индивидуума осознавать свои доминирующие потребности и удовлетворять их, поддерживая тем самым гомеостатическое равновесие. При этом происходит постоянное соотнесение потребностей организма с возможностями окружающей среды. Удовлетворение потребности уменьшает напряжение, восстанавливает равновесие и завершает ситуацию. Нахождение способа, которым может быть удовлетворена актуальная потребность в данных условиях среды и составляет суть процесса творческого приспособления. Этот процесс является непрерывным, поскольку равновесие постоянно нарушается. Творческое приспособление включает как осознавание наших потребностей (и возможностей окружения), так и способность отдавать им приоритет в соответствии с определенной иерархией ценностей. Эта способность индивидуума важна потому, что некоторые потребности приходят в осознавание одновременно и личность должна выбрать доминирующую, на данный момент, жизненную потребность. Идея творческого приспособления была выдвинута Полом Гудменом для обозначения различий между активным и продуктивным взаимодействием человека с миром и пассивной адаптацией к имеющимся условиям среды. В этом смысле творческое приспособление — это такой вариант контакта с миром, при котором могут быть удовлетворены собственные потребности и сохранены гармоничные отношения с миром и самим собой. Человек может приспособить свое поведение к окружению или воздействовать на окружение для того, чтобы приспособить его к своему поведению. Невозможность удовлетворения актуальных нужд лежит в основе формирования психосоматических симптомов и психической патологии. Термин творческое приспособление включает в себя связку полярностей, одна из которых не может существовать без, другой. Творческое — означает, что в любой новой ситуации, индивидуум находит иной способ удовлетворения своих потребностей, в том числе и приспосабливая под себя среду. В то же время он учитывает и новые условия, которые нередко носят характер ограничений (непосредственно приспособление к ограничениям). Способность к творчеству часто связана с проявлениями конструктивной агрессин, а также способностью выносить напряжение ситуации неопределенности. Процесс поиска нового решения (наилучшего из возможных решений) в ситуации неопределенности при отсутствии заданного выбора и будет, при этом, творческим приспособлением. Такой способ саморегуляции в гештальт-терапии рассматривается как здоровый. Например, пациент сталкивается с огромным количеством ограничений. Масса старых способов удовлетворения своих потребностей (социальных, психологических и даже физиологических) прекращают свое существование. Остаточные возможности (физические и психические) перестают соответствовать привычным (ранее) условиям среды. Термин творческое приспособление включает в себя связку полярностей, одна из которых не может существовать без, другой. Творческое — означает, что в любой новой ситуации, индивидуум находит иной способ удовлетворения своих потребностей, в том числе и приспосабливая под себя среду. В то же время он учитывает и новые условия, которые нередко носят характер ограничений (непосредственно приспособление к ограничениям). Способность к творчеству часто связана с проявлениями конструктивной агрессин, а также способностью выносить напряжение ситуации неопределенности. Процесс поиска нового решения (наилучшего из возможных решений) в ситуации неопределенности при отсутствии заданного выбора и будет, при этом, творческим приспособлением. Такой способ саморегуляции в гештальт-терапии рассматривается как здоровый. Например, пациент сталкивается с огромным количеством ограничений. Масса старых способов удовлетворения своих потребностей (социальных, психологических и даже физиологических) прекращают свое существование. Остаточные возможности (физические и психические) перестают соответствовать привычным (ранее) условиям среды. Новыми способами поддерживать при этом здоровое равновесие, становятся собственные изменения (принятие травмы и имеющихся ограничений, личностный рост, развитие и обучение новым навыкам, профессии), а также активное воздействие на среду для того, чтобы приспособить ее к своим ограничениям. Новыми способами поддерживать при этом здоровое равновесие, становятся собственные изменения (принятие травмы и имеющихся ограничений, личностный рост, развитие и обучение новым навыкам, профессии), а также активное воздействие на среду для того, чтобы приспособить ее к своим ограничениям.

    Кривая контакта: фазы контакта (преконтакт, контактирование, полный контакт, постконтакт). Первая фаза называется предконтактом. В этой фазе заключено то, что составляет фон, задний план, это главным образом тело и именно в теле начинает возникать ощущение. Это ощущение является признаком наиболее актуальной потребности организма, которая развивается в данный момент. Я употребляю здесь термин "потребность" в очень широком смысле, т.е. потребность, импульс, аппетит, желание, незавершенная ситуация, то, что составляет суть "зерно" ситуации, "оно" ситуации. Следовательно, гештальт здесь отделится от фона, чтобы начать образовываться и затем "пойти на контакт" с окружающей средой, приобретая все более и более четкие контуры. Во время этой фазы, фазы предварительной ориентации, у людей могут возникать затруднения в связи с неспособностью построить гештальт с ясными контурами.

    Контактирование

    В следующей фазе, которая называется контактированием, этот гештальт, эта фигура, которая отделилась от недифиренцированного фона, в свою очередь отойдет на задний план, чтобы напитать фон, дать ему энергию. Начиная с этого момента, возбуждение, энергия мобилизуются и позволяют организму обратиться к окружающей среде, чтобы изучить предоставляемые возможности с целью найти там удовлетворение своей потребности.

    В этой фазе контактирования с окружающей средой человек будет производить то, что техническими терминами определяется как идентификация и отвержение, проще говоря, будут осуществлять функцию выбора "да" или "нет". "Да, это может мне подойти. Нет, это мне не подойдет". Организм произведет выбор и отвержение среди ресурсов окружающей среды, чтобы удовлетворить "оно" ситуации.

    Финальный контакт

    Следующим шагом в последовательности опыта является финальный контакт. В этот момент окружающая среда, в свою очередь, отходит на задний план и образуется новая фигура: это выбранный объект.

    Субъект будет устанавливать с ним финальный контакт, полный контакт, в какой - то момент будет иметь место до определенной степени неразличимость человека и избранного объекта. На короткое время нет больше ни фигуры, ни фона, ни границ между субъектом и объектом.

    В межличностных отношениях на смену четко идентифицированным "Я" и "Ты" может появиться в какой-то момент "Мы". "Мы" любви, оргазма, конфликта, ужаса или любой другой контактной ситуации.

    Постконтакт

    Последней является фаза, которая называется фазой постконтакта. В фазе полного контакта граница открылась таким образом, чтобы впустить объект опыта, а в фазе постконтакта граница закрывается на этом прожитом опыте, и в этот момент начинается работа по ассимиляции. Нет больше фигуры, в поле не остается больше ничего актуального.

    Self: id-функция, функция personality, ego-функция. В Гештальт-подходе self функционирует в трех режимах: как «id», как «ego» и как «personality».

    Функция«id» связана с внутренними импульсами, жизненно важными потребностями и, в особенности, с их телесным проявлением. Так, «id»-функция указывает мне на то, что я голоден, подавлен или расслаблен, «id»-функция проявляется в моих автоматических действиях: когда я дышу, хожу и даже вожу машину, думая при этом совсем о другом. Мой «id», как бы руководит мной почти без моего ведома.

    Функция«ego», в отличие от «id», — это активная функция выбора или сознательного отказа: я сам с полной ответственностью за мои собственные действия ограничиваю или расширяю контакт с окружающей меня средой, исходя из осознания моих собственных потребностей и желаний. Возможные нарушения этой функции выражаются, по словам Гудмана, в различных «видах потери функции ego», которые некоторыми авторами рассматриваются как механизмы защиты ego или механизмы избегания и для обозначения которых многие гештальтисты, вслед за Польстерами, используют двойное название — механизмы «сопротивления-адаптации».

    Функция «personality» — это представления субъекта о себе самом, его собственный образ самого себя, позволяющий ему признать свою ответственность за то, что он ощущает, и за то, что он делает. Именно функция «personality» моего self определяет то, как я интегрирую мой предыдущий опыт, как я усваиваю то, что происходит со мной в жизни, именно она формирует у меня чувство того, кто я есть.

    В этих трех своих функциях self проявляется в разное время с разной интенсивностью или степенью выраженности: так, иногда я сам себя не узнаю, действуя не свойственным мне образом, когда на меня находит плохое настроение. А в другое время мой self растворяется в интенсивной конфлуэнции: во время танца, экстаза, оргазма... или наоборот, с наступлением состояния внутреннего «недеяния», «творческой пустоты», предшествующего возникновению следующей, новой фигуры, которая в свою очередь мобилизует мое внимание.

    Механизмы модификации контакта: конфлюенция, интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм. Конфлюэнция (confluence) слияние - уменьшение интенсивности self. При включении механизма человек перестаёт разграничивать «Я» и «Не Я», он находится в слиянии с окружающим миром. Нет четко проходящей границы между собственным «Я» и окружающей средой. В такой ситуации невозможно определить, где собственные чувства и желания, и где чувства и желания другого, где «Я», а где «Ты». Развивающий процесс. Процесс слияния является нормальной фазой развития в зародышевом и новорожденном периодах. Младенец не способен сделать различия между «Я» и матерью, или « Не Я». Во время стадии развития «автономия – нерешительность, стыд» ребенок начинает отделяться от матери, видеть разницу между «Я» и «Не Я». Стадии развития рассматриваются по Э. Эриксону. Проявления:

    1. Избегает собственных переживаний, часто употребляет местоимение «МЫ». Слияние в «Мы» - это бегство от ответственности, от необходимости принять собственное решение. Не может утвердить свое «Я».

    2. Человек ужасно не терпит переживаний различий в своей структуре личности и другой личности. Характерно наличие убежденности, что мысли другого совпадают с его мыслями, и он их умеет читать. Если обнаруживаются различия в предположениях - появляется агрессия.

    3. Механизмом слияния объясняются желания людей вступать в различные общества.

    Задачи терапии: построение личных границ с окружающим миром с помощью процесса сепарации и индивидуации. В связи с этим клиент во время терапевтического сеанса должен высказываться от первого лица. Человек должен начать проживать опыт собственных выборов, потребностей и чувств и не смешивать их с выборами, потребностями и чувствами других людей. Он должен усвоить, что он может столкнуться с ужасом отделения от других людей и при этом остаться живым. Важно заметить, что «слитый человек», возможно, когда-то получил интроективное послание о том, что отделение от главных заботящихся о нем людей не будет принято. Вопросы типа: «Что вы сейчас чувствуете?» или «Чего бы вы хотели сейчас?» могут помочь человеку сфокусироваться на самом себе. Чувства, вызванные такими вопросами, дают ему возможность не идти на поводу у общепринятых стандартов. Первым шагом к изменению конфлюэнтных отношений становится его разговор о собственных потребностях и желаниях сначала с терапевтом, а затем, возможно, и с тем человеком, с которым связаны его ожидания.

    Понимание невроза в гештальт-терапии (потеря ego-функции, отсутствие творческого приспособления). Интроекция (introjection) - безоценочное принятие чужих чувств, установок, мыслей (взятие из среды чего-либо). Граница между организмом и средой смещена внутрь самого организма и им не осознаётся. Развивающий процесс. Один из ранних механизмов, является генетически обусловленной формой функционирования индивида. Индивид всегда занят тем, что интроецирует все происходящее вокруг него; он беспрерывно получает из внешнего мира образы, звуки, сообщения, запахи... и это ему необходимо для жизни, адаптации и выживания. По мере роста он включается в процесс интроекции, проверяя интроективные положения на наиболее значимых стадиях развития. Различают пассивную или патологическую интроекцию и активную или творческую интроекцию. Пассивная интроекция сохраняет структуру поглощенных вещей, творческая интроекция разрушает их структуру и ассимилирует субстанцию. Ассимиляция (лат. assimilatio ) – употребление, усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ. Проявления.

    1. Жить по правилам других людей, которые умеют нравится. Я хочу жить свободно, но по правилам других. Вербальные выражения типа: «Я должен», «Мне следует». Клиент в детской позиции «научите меня как жить».

    2. Нереалистичные ожидания от себя и других. Намеки на поиск хороших, ригидных паттернов.

    3. Один гуру сменяет другого гуру, укрепление позиции «Я ничего не стою!»

    Задачи терапии: Основным инструментом борьбы с интроекцией является фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможно для него, и, следовательно, утверждение его личной силы, помогающей различать «меня» и «тебя». Это может сопровождаться выделением инроецированого послания и человека, дающего это послание; отделением собственных потребностей, взглядов, верований и т.п. от взглядов, верований человека дающего послание; и, в конечном итоге, принятие решения жить собственной жизнью. Ретрофлексия (retroflexion)

    это процесс возврата чувств назад, точно против себя. Эмоции, реакции, действия предназначенные другим людям, меняют направление и обращаются к субъекту в том случае, когда их неполноценно отреагировали. Ретрофлексия содержит и проекцию и интроекцию. Развивающий процесс. В процессе развития ретрофлексия проявляется во время стадии автономии (стыда – сомнения) и исходит из физиологической потребности контролировать собственный кишечник и мочевой пузырь, т.е. «сдерживать» и «отпускать». Эта физиологическая необходимость потом переходит в психологическую необходимость «позволять» или «отпускать» чувства, поведение. Проявления:

    1. Задержка дыхания.

    2. «Проглатывание» чувств.

    3. Мускульные проявления, такие как сжатие кулаков, закусывание губ или, например, ситуация когда человек задыхается.

    4. Изменение тона и цвета кожи в местах, где возникают блоки.

    5. Положение тела (скрещивание ног, скованные руки и т.д.).

    6. Жалобы на психосоматические болезни или депрессию.

    Задачи терапии: Перераспределение энергии таким образом, чтобы внутренняя борьба, т.е. раскол, замеченный ранее, был вскрыт (возвращение к истинной задержанной эмоции). Это достигается работой с чувством вины, клиенту помогают выразить это чувство, затем восстановить агрессивный компонент чувства, и лишь за тем разворачивают направление агрессии, которая становится гетероагрессией. Трансформация энергии из внутренней во внешнюю зависит от постоянного одобрения дыхания и в соответствующий момент экстернализации, вербальной экспрессии и намеренного преувеличения конкретных телесных поз или движений. Например, когда клиент закусывает губу, спросить иго: «Над чем ты хочешь поразмыслить?», или когда клиент сжимает кулаки, попросить его выразить на внешнем объекте (подушке) все что он сдерживает и обращает на себя. В контексте теории полярности необходимо подвести клиента к абсурдности сказанного им, достигается путем показа клиенту того, что две части амбивалентности говорят одно и тоже. Ретрофлексия при этом снижается.

    Терапия направлена на осознание собственных желаний, принятие ответственности за собственный выбор. Эготизм - понимается как, неспособность потерять контроль и отдаться переживанию слияния с объектом потребности. При эготизме на контактной границе имеется событие и место встречи но, граница при этом односторонняя, личность создающая «фигуру», делает это только для собственной пользы. Нет взаимодействия, нет «брать» и «давать». За всем этим может стоять сильный страх провала и стыд за свое несовершенство. Задачи терапии: Клиент с эготизмом требует достаточной терпимости терапевта, невысокого темпа работы (постоянное замедление!), тщательное исследование нового опыта (маленькими порциями), умения терапевта обращаться со своим стыдом, отсутствие фиксации на быстром терапевтическом успехе. Полярностью к эготизму является спонтанность. Сверхспонтанные клиенты избегают болезненного внутреннего опыта, убегая от чувств в действия. Стратегией терапевта в таком случае являются также замедления (паузы) и побуждение к осознаванию. Для отчета о чувствах необходимо стимулировать клиента удерживаться в паузах, обдумывать происходящее. Ажитация клиента снижается, если терапевт уделяет внимание опоре, дыханию и замедлению, акцентируется на самоподдержке и поддержке среды. Стратегии работы гештальт-терапевта (работа с внутренней феноменологией и работа на границе контакта), гештальт-терапевтические техники. Первая из названных в этой статье стратегий может быть обозначена как работа с внутренней феноменологией клиента и имеет ряд фундаментальных отличий от работы на границе контакта. Во- первых, здесь терапевт находится не в диалоге с клиентом, а в позиции фасилитатора диалога клиента с неотреагированными трудными элементами его внутреннего опыта. Терапевт выполняет роль ресурса, вспомогательного «Я» клиента. Эта работа более структурирована технически, и переживания самого терапевта не попадают на границу контакта. Несмотря на то, что эта работа менее творческая, она оказывается очень подходящей для начинающих терапевтов, что видимо и послужило причиной такого бурного ее распространения, что на некоторое время она полностью подменила собой само понятие гештальт-терапии. В то же время, описать ее надо подробно, поскольку в литературе она описана фрагментарно и эмоционально. Сначала восторгались, потом начали ругаться, что, мол, свели всю гештальт-терапию к технике. А работа эта сама по себе заслуживает внимания. Наиболее известна из всего этого периода работа Ф.Перлза со снами как с проекциями разных частей личности и выяснением «экзистенциального послания» сна. Само название «работа с внутренней феноменологией» нуждается в объяснении. Все, что существует, происходит, является неким феноменом. Есть вещи, существующие только во внутреннем мире, например, при психозе. Люди, сидящие в психотерапевтической группе являются феноменами внешнего мира и одновременно они же существуют как феномены внутреннего мира в голове друг у друга. Феномены — это то, что обязательно заканчивается, они ограничены и изменчивы. Например, сила тяжести не относится к феноменам, также как и другие объективные законы. Феномены существуют как конкретные воплощения страха, любви, злости, они - субъективны. Реальность, как известно, есть нечто, производное от субъекта. Поэтому основная рабочая зона терапевта — это зона проекции. Кроме границы, у феномена есть поддержка его интеграции с помощью энергии чувств. Феномены связаны определенными чувствами. Феномен - это то, что небезразлично клиенту. Феномены, представленные во внутреннем пространстве человека, могут быть описаны как некоторые- изоляты, внутри которых есть напряжение. Это что-то, что изолировано от обмена с другими объектами внутреннего мира. Любое внутреннее переживание когда-то было опытом внешнего контакта с референтными фигурами внешнего мира. Невозможность продуктивного разрешения этого диалога когда-то в прошлом приводит к формированию хронического переживания незаконченной ситуации, некоего застывшего изолята во внутреннем пространстве клиента. Внутренние феномены подменяют реальность внешнего мира. Искаженная картина внутренней феноменологии нарушает поведение во внешней среде. Задача терапии — помочь клиенту вновь развернуть это «схлопнутое» переживание в диалог, сделать обе стороны диалога подвижными и достичь новой, более продуктивной интеграции. Сам термин «внутренняя феноменология» означает, что мы будем работать не с реальной мамой клиента, а с «образом мамы». Если клиент работает с реальным терапевтом, он работает в режиме реального диалога. Однако можно организовать и диалог с воображаемым терапевтом, поставить пустой стул попросить клиента вообразить на стуле терапевта и поговорить с ним. Конечно это будет разговор клиента со своим «внутренним терапевтом». Таким образом, работа с внутренней феноменологией заключается в выявлении внутренних «драйверов», управляющих поведением, распознавании противоположности, т.е. объекта управления (например, это могут быть противоположности «торопливая мать - медлительный ребенок» или «контролирующий отец - беспомощная зависимая дочь» и т.д.) и поддержание диалога между двумя феноменами внутреннего мира клиента, каждый из которых — он сам. Задачей терапевта здесь является поддержка хороших фигур у клиента и избегание вступления с клиентом в прямой диалог, что явилось бы признаком дефлексии клиента. Исключением является первая фаза работы, в которой происходит выявление болезненной проблематики и фигуры для работы (Именно в этой точке и происходит выбор дальнейшей стратегии — либо поддерживать эмоциональное осознавание на границе контакта, либо выделять некий напряженный изолят и уходить с границы контакта. В любом случае работа с внутренней феноменологией клиента обеспечивает большую безопасность терапевта, поскольку обе выделяемые для работы полярности принадлежат клиенту. Это становится особенно актуальным при столкновении клиента и терапевта с одной и той же проблемой.) Если условно обозначить внутреннюю зону клиента в виде круга, то в нем можно выделить некие темные непереваренные куски опыта. Задача терапевта -помочь клиенту сфокусировать тему, вывести за пределы внутренних феноменов и спроецировать на пустой стул. Затем представить, какая полярность образует второй стул. На двух стульях как бы представлен клиент целиком. Таких полярностей, т.е. различных способов интеграции, много у одного и того же клиента. Однако в данный момент только одна пара образует фигуру проблемы. В процессе проецирования у клиента может возникнуть сопротивление. Здесь отношение к сопротивлению принципиально иное, чем при работе на границе контакта. В данном случае важно «дожать» клиента, чтобы он все-таки спроецировал проблему (например, пусть почувствует себя изжеванной резинкой, если он говорит, что это его жизнь, и, конечно же, встает вопрос о том, кто же его так изжевал?). Выделение, проецирование сложного образа на стул маркируется изменением состояния клиента. Таким образом, первый шаг - это прояснение темы. Второй - выделение противоположностей. Важно, чтобы количество фигур было не больше двух (противоположности, в сумме составляющие целое). Если клиент неясен и говорит о многих вещах сразу, задача терапевта превратить это в одну тему. Терапевт также должен препятствовать дефлексии клиента, который так и норовит увеличить количество стульев, перепутать их значение, вовлечь терапевта в «треугольник» или разговор о бессмысленности диалога с пустым стулом и т.д. Третий шаг - как можно более точное описание позиций с использованием образов, прозвищ и различных приемов амплификации. Важно оживить обе позиции (при этом терапевт одинаково поддерживает обе позиции клиента, вне зависимости от внутренних приоритетов). Четвертый шаг -фасилитация диалога. Пятый - интеграция. Важно, что интеграция должка быть произведена самим клиентом после прохождения кульминации диалога. Работа на границе контакта. Клиент всегда включается в работу по поводу какого-либо «голода» и предъявляет терапевту привычный способ поддержания себя в голодном состоянии. При этом терапевт оказывается для клиента питательным продуктом. Может также быть выявлено нарушение и выделительной функции клиента, когда клиенту стыдно, неловко кормить терапевта какой-либо информацией. Для иллюстрации работы на границе контакта можно использовать метафору, как маленький пингвиненок пытается съесть сырую рыбу. Пожует, пожует и отрыгивает ее взрослому пингвину. Тот пожует, пожует, и вот уже пища оказывается пригодной дош пингвиненка. Так и клиент обращается к терапевту с какой-то информацией, а терапевт немного ее видоизменяет и возвращает обратно клиенту в более пригодном для употребления виде. Тот пожует, пожует и опять отрыгивает терапевту, мол не годится. А терапевт опять немного пожует, и - обратно клиенту. И так много раз... Что очевидно следует из этой метафоры, так это то, что терапевту нужно сформировать и натренировать специальный «терапевтический желудок», чтобы не отравиться ядом, которым его пытается накормить клиент. Попросту говоря, чем более терапевт является проработанным, чем больше он в курсе по поводу собственных проблем, тем более свободно он чувствует себя с клиентом. Чем меньше у него зона неосознаваемой тревоги - тем меньше шансов попасться в ловушкуДВажно помнить, что терапевт является переходной фигурой в жизни клиента, предоставляющей клиенту возможность потренироваться в осознавании и изменении опыта. Так что и яд клиента, и деликатесы, которыми н пытается кормить терапевта, предназначены вовсе не ему, а реально значимым фигурам в жизни клиента. Работу на границе контакта можно определить как диалог, в ходе которого поддерживается процесс удовлетворения межличностных потребностей клиента в беседе с терапевтом. Т.е. это диалог, в котором удается распознать и преодолеть остановки этого процесса, исследовать возможности клиента отстоять свои границы, предъявить свои интересы, отказаться от ядовитой для себя информации и т.д. Диалог — это всегда встреча двух феноменологии - терапевта и клиента. В данном случае фигурой диалога является способ клиента устраивать свой контакт, свою жизнь в контакте с окружающей средой, которой выступает терапевт. Если есть схема, технология разговора - он перестает быть открытым диалогом. Поэтому при работе на границе контакта терапевт всегда находится в ситуации неопределенности и вынужден осуществлять творческое приспособление к ситуации. Есть особая ценность терапевтического «незнания» как основы терапевтического любопытства. Психотерапевт может поддерживать процесс диалога в определенных рамках на протяжении длительного времени, но не может гарантировать его результат. Несколько слов о понятии творческого приспособления. Творческое приспособление можно определить как процесс поиска нового решения в ситуации неопределенности в отсутствие заданного выбора. Понятие напряжения также необходимо, поскольку' энергия творческого приспособления определяется «разностью потенциалов» между знанием и незнанием в зоне чистого интереса, любопытства, возбуждения. Способность к творческому приспособлению связана также с проявлениями конструктивной агрессии, но утрачивается, если на место возбуждения приходят тревога или страх. Способность к творчеству связана со способностью выдерживать напряжение ситуации неопределенности. Способность к творческому приспособлению зависит также от чувства юмора, умения быть смешным, азартным, играть в серьезные вещи. Набор этих качеств позволяет ребенку превращать беспокойство в любопытство и расти, развиваться в страшном и непонятном мире взрослых. Обращение к терапевту во многом связано с утратой способности к творческому приспособлению. Пациент - это тот, кто терпит нужду и голод. Его потребность не удовлетворена, поскольку архаический привычный способ ее удовлетворения больше не работает. Поддержка со стороны терапевта - это поддержка поиска клиента и поддержка его нецеленаправленности. Сугубая серьезность терапевта может подтвердить худшие опасения клиента, а хорошая шутка - лучший помощник в терапии, шлюз, снижающий пафос драмы. Работа на границе контакта - это постоянная работа с проекциями клиента, т.е. с его фантазиями, с его переносом в адрес терапевта и сопоставление этих фантазий с реальностью. Формирование терапевтических отношений, т.е. переноса в терапевтический контакт характерных для клиента способов переживания и действия, поддержание этого переноса с целью исследования этих способов и постепенное освобождение диалога от проекций клиента создает основу долгосрочной психотерапевтической работы.,'Клиент всегда попытается заставить терапевта играть по своим правилам. В каком-то смысле, если провести параллель с точкой зрения психоанализа, гештальт-терапевт выступает родителем «иного типа» или, проще говоря, «иным», т.е. живым человеком. Всегда встает вопрос: что делать терапевту со своими чувствами, возникающими в сеансе? Основа обращения психотерапевта со своими реакциями - это уважение и внимание терапевта к своей собственной феноменологии. Обучение психотерапии - это во многом обучение тому, как обходиться со своими реакциями и как встраивать их в терапевтический диалог в форме, доступной для клиента и с терапевтической пользой для него. Здесь очень мало от техник (подробнее об этом, а также о ресурсах эмоционального сопротивления терапевта и клиента.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта