Главная страница

Психология семьи и семейного воспитания. Теоретические основы семейного воспитания лекция Семейная педагогика и психология в системе наук


Скачать 1.54 Mb.
НазваниеТеоретические основы семейного воспитания лекция Семейная педагогика и психология в системе наук
Дата28.03.2023
Размер1.54 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПсихология семьи и семейного воспитания.pdf
ТипЛекция
#1019901
страница1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1 1
Психология семьи и семейного воспитания
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Лекция 1.1. Семейная педагогика и психология в системе наук
Первая тема курса посвящена теоретико-методологическим основам психологии семьи и семейного воспитания. В ее рамках будут раскрыты предмет, задачи и методы исследования психологии семьи и семейного воспитания. Вы познакомитесь с историей развития семьи и брака, функциями семьи. Вы также узнаете о добрачных факторах благополучия брака, теории брачного выбора, стадиях и кризисных периодах брака.
В современной действительности остро стоят вопросы преодоления человеком собственного одиночества, обретения устойчивого гармоничного союза с другим человеком, сохранения этого союза на протяжении всей жизни. Лучше всего это выразил Сергей Леонидович Рубинштейн, когда писал о том, что отношение к людям – основа человеческой жизни, и психологический анализ, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии.
Психология семьи
– одно из древнейших направлений психологического знания. Все попытки осмысления индивидуально- психологической и общественной жизни человека связаны с пониманием семейно-ролевой организации и динамики. Социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой.
Психология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Подчеркивая групповое качество своего

2 2 объекта, психология семьи рассматривает индивида, но как члена семьи – составную часть целого, которая сводится к отдельной личности.
Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития, развитие личности в семье.
Теоретической основой психологии семьи стали исследования:
− в социальной психологии;
− психологии личности;
− психологии развития;
− педагогической психологии;
− клинической психологии.
Как практическая отрасль психология семьи стала развиваться в связи с задачами профилактики нервно-психических заболеваний и проблемами семейного воспитания. Психология семьи рассматривает вопросы:
− супружеских отношений;
− детско-родительских отношений;
− межпоколенное взаимодействие;
− диагностику семейных отношений;
− семейное консультирование;
− терапию и коррекцию семейных отношений.
Задачи психологии семьи включают:
− исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;
− изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера;
− изучение психологических особенностей супружеских отношений; изучение психологических особенностей детско-родительских отношений, роли семейного воспитания в развитии ребенка на разных

3 3 возрастных этапах;
− изучение ненормативных кризисов семьи и выработку стратегий их преодоления.
Условно можно выделить во всей психологической литературе три направления в изучении понимания семьи.
Социальная психология семьи. С точки зрения данного направления, семья – социальный институт. Социальная психология семьи исследует закономерности межличностных отношений в семье, устойчивость, стабильность внутрисемейных отношений. Задача социальной психологии семьи – изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы и на семейное поведение личности. Данное направление рассматривает также закономерности становление, функционирования и распада семьи как групповой целостности. Социальная психология семьи граничит с социологией и социальной психологией.
Психология семейных отношений исследует межличностные отношения в семье с позиции влияния на развитие личности, описывает статусно-ролевые различия, психологические дистанции, динамику.
Семейное консультирование, диагностика, терапия описывают выстраивание коррекционных методик на основе теоретического осмысления проблем семьи и брака.
Семья является объектом исследования многих наук – социологии, экономики, права, этнографии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи.
Экономика рассматривает потребительские аспекты семьи и ее участие в производстве материальных благ и услуг. Этнография исследует особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография – роль семьи в процессе воспроизводства населения, тенденции брачности и детности.
Педагогика рассматривает семью как субъект воспитания, ее воспитательные

4 4 возможности.
Алла Николаевна Ганичева и Ольга Леонидовна Зверева в своей работе указывают, что семейная педагогика изучает условия семейного воспитания и разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка.
Ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Константин
Дмитриевич Ушинский, Петр Францевич Лесгафт, Петр Федорович
Каптерев, Виктор Николаевич Сорока-Росинский. В трудах классиков педагогики подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка. Домашнее воспитание рассматривается как важнейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание – как священное право каждого ребенка. Правильное воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей, повышение их психологической культуры.
Объект семейной педагогики – состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предметом изучения является сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка.
Еще в глубокой древности сложились две ветви воспитания – в семье и общественных учреждениях. Обе ветви имеют много общего, но есть и существенные, принципиальные различия в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания.
В круг задач семейной педагогики входят:
− разработка теоретических проблем семейного воспитания;
− изучение опыта семейного воспитания;
− внедрение научных достижений в практику семейного воспитания;
− исследование путей повышения педагогической культуры родителей;
− обоснование целесообразного соотношения семейного и

5 5 общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и педагогов.
Рассмотрим основные методы психологии семьи и семейного воспитания.
Наблюдение – восприятие поведения людей в семейной ситуации с последующей фиксацией происходящих событий. Психолог при этом не вмешивается в действия членов семьи, за которыми наблюдает. Запись результатов наблюдений должна быть строго фактологической, без выводов и интерпретаций.
Метод анализа конкретных ситуаций. Изучение конкретной семейной ситуации или случая подразумевает всестороннее исследование:
− использование тестов;
− изучение биографий;
− проведение собеседований.
Опрос.Опросить каждого человека невозможно, поэтому психологи работают только с отдельной выборкой. Опрос может быть проведен по телефону, в личной беседе, анкета может быть разослана по почте.
Необходима внимательная формулировка вопросов. Они должны вызывать разнообразные ответы, поэтому целесообразно использовать открытые вопросы: «Что? Как? Каким образом? Почему? Для чего? Зачем?».
Методики диагностики родительско-детских отношений делятся:
− на предназначенные для детей;
− для родителей;
− пригодные для обследования детей и родителей;
− содержащие задания для детей и для родителей;
− для взаимодействующей диады – родитель – ребенок.
Приведем известные методики диагностики, которые хорошо зарекомендовали себя в исследовательской и практической работе с семьей.
Методики, предлагаемые ребенку:

6 6
− методика «Рисунок семьи» и ее модификации;
− методика Жиля;
− различные варианты методики «Незавершенные предложения»;
− детский аперцептивный тест Беллак;
− опросник эмоциональных отношений в семье, составленный
Захаровой.
Методики, предлагаемые родителям:
− семейная генограмма Черникова;
− методика «Линия жизни семьи» берет начало от индивидуальной методики, разработанной супругами Крониками, – «Твоя линия жизни»;
− родительское сочинение «История жизни моего ребенка»;
− опросник родительских отношений Варги-Столина;
− опросник стиля родительского воспитывающего поведения
Эйдемиллера;
− опросник родительских установок и реакций Шафера.
Статистические методы. Для расчета уровня значимости полученных результатов и их взаимосвязи используется математическая статистика.
Однако эти методы ограничены в плане обнаружения причинно- следственных связей.
Эксперимент – это единственный метод, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-нибудь одного фактора, влечет за собой обязательное появление другого. Условия психологического эксперимента контролируются, что позволяет выявить определенные влияния и связи, причины явлений. Обязательно наличие контрольной и экспериментальной группы.
Дадим определение понятиям «брак» и «семья». Брак – особый общественный институт, форма общественного устройства, санкционируемая и регулируемая форма отношений между полами, устанавливающая их права

7 7 и обязанности по отношению друг к другу, к их детям и потомству. Брак определяется как средство развития общества в целом, традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней.
Семья – социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.
Семья – система отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на браке или кровном родстве, имеющая исторически определенную организацию.
Приведем обзор метафорических представлений о семье, предложенных современными молодыми людьми:
− «это город, который нам предстоит построить и сохранить»;
− «едущий поезд с вынужденными или запланированными остановками, на которых выходят и входят разные люди»;
− «молекула»;
− «произведение искусства среди кучи металлолома»;
− «оркестр, играющий одну музыку»;
− «крыша, которая защищает от бурь и непогоды»;
− «улыбающиеся и ждущие, пушистые домашние тапочки»;
− «горошины в стручке»;
− «зонтик, который защищает от дождя».
В приведенных метафорических характеристиках отражены аспекты семейных отношений:
− объединение;
− эмоциональная близость;
− защищенность;
− определенность;
− эстетичность;
− опасность утраты;
− ответственность;

8 8
− социальная необходимость.
В психолого-педагогической литературе выделяют юридические признаки семьи. К ним относятся брачные или кровнородственные связи, совместное проживание в одном помещении и общий бюджет.
К признакам семьи как социального института относят установки и образцы поведения:
− уважение;
− лояльность;
− готовность защищать;
− ответственность;
− родительско-детские отношения.
Еще одним признаком является символика семьи, которая выражается в общности фамилии, наличии обручальных колец, штампа в паспорте, свадебном платье, праздничном застолье. Семью как социальный институт характеризуют утилитарные черты – наличие хозяйства – дом, машина, мебель. Устный и письменный кодекс, брачный контракт, обязанности, идеология – романтическая любовь, совместимость, также являются социальными признаками семьи.
Существует множество классификаций семейных функций, как в отечественной литературе, так и в зарубежной. Мы разберем семейные функции с точки зрения системного подхода, а также институциональные и базисные функции семьи. Рассмотрим одну из классификаций семейных функций. Экономическая функция связана с оплатой банковских счетов, банковскими вкладами, заработной платой и другими финансовыми опе- рациями. На семье лежат также обязанности по удовлетворению физиологических потребностей членов семьи, связанных с интимной близостью, приобретением и приготовлением пищи, покупкой одежды, лечением и профилактикой болезней, уходом за домом. Семья выполняет восстановительную функцию по организации индивидуального семейного

9 9 отдыха, хобби ее членов. Важной функцией семьи является социализация детей, связанная с развитием социальных навыков и межличностных отношений. Семья способствует самоидентификации детей. Помогает им увидеть свои сильные и слабые стороны, способствует развитию чувства принадлежности. Велика воспитательная роль семьи. Именно в семье ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность. Семья выполняет также мировоззренческую функцию, формируя систему ценностей у ребенка. Образовательная функция семьи связана с образова- нием детей и продолжением образования родителей. Наконец, семья играет важную роль в профессиональной подготовке и решении проблем, связанных с профессиональной деятельностью.
Таким образом, понимание семьи как целостной системы позволяет распространить на нее положения, относящиеся к функционированию системных объектов.
Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой и специфическими функциями.
Семья как целое определяет некоторые характеристики входящих в нее индивидов.
Семейная система не является простой суммой составляющих ее элементов.
Каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием.
Семейная система обладает способностью к саморегуляции.
Понимание семьи как системы приводит, в свою очередь, к пониманию необходимости применения комплексного подхода к организации клинико- психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии детей, психофизиологической системы мать-ребенок, всей семейной системы в целом.
Семья начала развиваться вместе с развитием брачных отношений. При

10 10 этом менялись ее функции и общественные роли. В современном обществе семья уступила некоторые из своих функций другим общественным институтам. В психологической литературе выделяются институциональные функции семьи, которые являются обезличенными – не каждый член семьи выполняет ту или иную функцию. К ним относится репродуктивная функция, связанная с биологическим воспроизведением, сохранением вида, продолжением фамилии. Семья осуществляет сексуальную функцию – упорядочивание половых контактов партнеров. Охранно-защитная функция заключается в психологической, физической, экономической защите всех членов семьи. Семья дает первичную социализацию, этнические и эстетические установки, формирует первичные навыки и образцы поведения, реализуя воспитательную функцию. Семья распределяет обязанности, возлагает на членов семьи ответственность по обеспечению жизнедеятельности, осуществляя хозяйственно-бытовую, организационную функцию. Рекреативная функция заключается в том, что семья – это место восстановления сил, организации досуга. Семья обеспечивает создание условий для счастья каждого члена семьи – фелицитологическая функция.
Среди институциональных функций также коммуникативная, нормативная и регулятивная функции. Коммуникативная связана с удовлетворением потребности членов семьи в общении и в уединении. Семейное общение деликатно и интимно. Семья осуществляет нормативную функцию – задает систему норм, ценностей мнений, которые выступают основой выбора человека и критерием оценивания. Семья регулирует отношения каждого ее члена друг с другом, с другими людьми, с обществом – регулятивная функция.
Базисные функции семьи касаются удовлетворения личных потребностей в семье:
− удовлетворения потребности в любви;
− в развитии индивидуальности;

11 11
− половой идентификации;
− формирования позитивных отношений;
− психотерапевтическая потребность.
В психологии семьи понятие «функция» используется практически во всех своих значениях:
− это роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;
− внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;
− функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;
− чаще всего функция семьи понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.
Фактически каждая функция соответствует некой потребности или группе потребностей:
− потребности в любви;
− защите;
− общении;
− отцовстве и материнстве;
− духовной;
− физической близости;
− и др.
Питирим Александрович Сорокин выделил три направления эволюции семьи и брака.
Первое направление. Почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу.
Второе направление. На первичной ступени половых отношений господствовала широкая свобода брачных сношений, которая и являлась характерной для ранних эпох. Моногамные связи кратковременны и

12 12 случайны.
Третье направление связано с эволюцией брака, состоящей в ограничении свободы половой жизни, в переходе от группового брака к браку моногамному.
При формировании человечества на стадии дикости отношения между полами регулировались биологическими потребностями, преобладал промискуитет – беспорядочные половые связи между кровными родственниками. Брака как общественного регулирования между полами еще не существовало. Это была биогенная, добрачная форма сожительства между мужчинами и женщинами.
Первоначально это были эндогамные связи, то есть внутренние браки
– внутри одной общности и рода. Конфликты на сексуальной почве и генетическое ослабление начинают угрожать самому существованию рода.
Общество начало искусственно регулировать сексуальные отношения через систему табу – запретов. Пару искали из другого рода, дети оставались в материнском роде. Такие отношения называются экзогамными и характерны для уровня Каменного века. Эти связи обнаружили свои преимущества – с генетической точки зрения более здоровые дети, и стали закрепляться обычаями. Таким образом, возникла первая форма человеческого брака – групповой, дуально-родовой. По сути это было приходящее супружество.
Мужчины одного рода имели право на женщин другого рода и наоборот.
Хозяйство, производство вещей и продуктов оставались в рамках первичного рода, матриархат. Дети находятся с матерью, а когда мальчики подрастают, переходят к мужчинам и проходят обряд инициации. В эпоху нового каменного века – неолита, а особенно в Железном и Бронзовом веках формируется парный брак. Его появление связано с возникновением земледелия, усовершенствованием орудий, созданием условий, когда два человека способны прокормить семью. Постепенно ответственность за семью все более переходит к отцу, закрепляется, появляется патриархат.

13 13
Родство уже считалось по отцовской, мужской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи – моногамная, то есть, единобрачная семья. Полностью закрепилась моногамия как новая форма брака с возникновением частной собственности на средства производства, с разделением общества на классы. Жена перешла на жительство к своему мужу, в семью мужа, и вместе с детьми подпала под его власть. Былое равенство супругов в браке закончилось на многие века.
С переходом к феодализму обществом был установлен единый для всех обязательный церковный брак, хотя крепостные могли вступать в него лишь с позволения своего хозяина, помещика, феодала и практически по его выбору.
Необходимо сказать, что патриархатная семья существовала и существует в форме не только моногамного, но и полигамного брака, когда один муж имеет право владеть несколькими женами, целым гаремом. В этом случае особенно ярко видно неравноправие женщины в браке. И не только в экономических и правовых отношениях, но и в отношениях сексуальных, в отношениях между полами. Женщина имеет право вступать в брак только с одним мужчиной, мужчина же – одновременно с несколькими женщинами.
Ныне полигамия существует в некоторых мусульманских странах, но у цивилизованных слоев населения она уже идет на спад.
Надо отметить, что история знает и иную форму неравенства в браке – полиандрию, то есть многомужество. И до сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета, Южной Америки. В Индии чаще всего жена старшего брата становилась общей женой всех братьев – и получалась так называемая фратериальная, или братская семья. Причем женщина в таких семьях обычно занимает высокое положение, ссоры здесь крайне редки, отношения между членами семьи мягкие, доброжелательные.
Превратившись в собственника семьи, ее имущества, и всего, что ранее принадлежало жене, муж стал выступать в качестве кормильца детей и

14 14 жены, а они – в качестве его иждивенцев, независимо от того, кто на самом деле содержал семью. Положение женщины ухудшилось, она превратилась в бесправную домашнюю рабыню. Установление отношений наследования богатства резко поставило задачу биологического отцовства. Мужчина теперь был заинтересован в том, чтобы дети его жены были именно его детьми. Появляется система государственных и религиозных законов, культ девственности, таинство брака. Измена супруги – тяжкий грех, и за подобные проступки даже католическая церковь позволяла расторгать браки. В некоторых странах и государство становилось на защиту прав мужчины. В частности, еще в середине XIX века во Франции супружеская неверность со стороны жены могла быть наказана заключением в тюрьму сроком до двух лет.
Однако это равенство всегда носило формальный характер. К голосу женщины не прислушивались уже при выдаче ее замуж. Действовал принцип «стерпится – слюбится». Кроме того мужчина в рабовладельческом обществе имел право вступать в связь со своими рабынями.
Что касается трудящихся и рабочего класса, где женщина с самого вступления в брак была втянута в процесс материального производства, она уже не была иждивенкой мужа. Женщина стала экономически равноправной с мужем, и брак в таком случае был не столько патриархатно-моногамным, сколько эгалитарным, равноправным для обоих супругов. В настоящее время такой брак, независимо от социального строя, все более распространяется у всего человечества, во всех слоях населения.
Современные мужчины уже по-другому смотрят на вопросы образованности и карьерных успехов жены. По данным социальных опросов, они стали придавать интеллекту и образованию партнерши куда больше значения, чем умению готовить и вести домашнее хозяйство.
В современном мире появилась альтернатива законного брака – гражданский брак. Уже две трети населения Земли не видят разницы между

15 15 официальными и незарегистрированными отношениями. В психологической литературе отмечают, что гражданский брак привлекает многих своей необязательностью. Появляется своего рода синдром «вечной молодости», что кажется многим крайне привлекательным. Более того, в крупных городах появилась особая категория людей «свободные эгоисты».
Представители этого типа рациональны, успешны, привыкли много тратить на себя, они любят моду и готовы платить за то, чтобы хорошо и молодо выглядеть. Их отношения – либо брак гостевой, когда партнеры живут отдельно и встречаются несколько раз в неделю, либо ни к чему не обязывающие романы. Однако данные социологических опросов указывают, что в настоящее время гражданский брак нередко оказывается прочнее официального. И чем дольше гражданский брак длится, тем больше у него шансов превратиться в официальный. Отмечено, что после трех лет совместной жизни отношения официально оформляют около 75 % сожителей. Кроме того, люди привязываются друг к другу, не желают искать новых партнеров, а чувство тревожности, вызванное временностью гражданского брака и необязательностью отношений, все усиливается и, в конце концов, партнеры женятся.
Ллойд Демоз привел свою оценку изменения отношения к детям, начиная с IV века нашей эры до современности:
− стиль детоубийства – инфантицидный. С античности и до IV века нашей эры. Когда родители боялись, что ребенка будет трудно воспитать или прокормить, они обычно убивали его, и это оказывало огромное влияние на выживших детей. У тех, кому повезло выжить, преобладали проективные реакции, а возвратные реакции находили выражение в гомосексуальных половых актах с детьми;
− бросающий стиль в IV–ХIII веках нашей эры. Родители начали признавать в ребенке душу, ее греховность, отправляли детей воспитываться в монастырь или в заведение для маленьких детей, в

16 16 дом другого знатного рода в качестве слуги или заложника, отдавали навсегда в чужую семью или окружали строгой эмоциональной холодностью дома. Символом этого стиля может быть одна из популярных до тринадцатого века картин с изображением суровой
Марии, которая крепко, почти до удушья, сжимает в руках младенца
Иисуса. Проекции по-прежнему очень сильны – ребенок полон зла, его надо все время бить. Однако возвратные реакции значительно ослабевают. Это заметно из уменьшения числа гомосексуальных связей с детьми;
− амбивалентный стиль в XIV–XVII веках. Ребенку дозволено участие в жизни родителей. Детей начинают любить, но отказывают им в самостоятельности и индивидуальности, лепят по своему подобию. В случае сопротивления «выбивают» злое начало. У философа Джона
Локка самой популярной метафорой было сравнение детей с мягким воском, гипсом, глиной, которым надо придать форму. В искусстве становится популярным «образ заботливой матери»;
− навязывающий стиль –XVIII век. Ребенка нянчила родная мать. Он не подвергался пеленанию и постоянным клизмам. Его рано приучали ходить в туалет. Не заставляли что-либо делать, а уговаривали. Били иногда, но не систематически. Повиноваться заставляли часто с помощью слов;
− социализирующий стиль XIX век – середина XX. Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют, подготавливают к будущей жизни. В девятнадцатом веке отцы стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием. Основа воспитательных воздействий – упражнение;
− помогающий стиль с середины XX века. Данный стиль основан на допущении того, что ребенок лучше, чем родитель, знает свои

17 17 потребности на каждой стадии развития. В жизни ребенка участвуют оба родителя, они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности. Детей не бьют и не ругают, им прощают, если они в состоянии стресса устраивают сцены. Такой стиль воспитания требует огромных затрат времени, энергии, а также бесед с ребенком, особенно в первые шесть лет, потому что помочь ребенку решать свои ежедневные задачи невозможно, не отвечая на его вопросы, не играя с ним. Быть слугой, а не повелителем ребенка, разбираться в причинах его эмоциональных конфликтов, создавать условия для развития интересов, уметь спокойно относится к периодам регресса в развитии – вот что подразумевает этот стиль, и пока еще немногие родители со всей последовательностью испробовали его на своих детях.
Каждая культура порождает определенную нормативную модель семьи.
Дохристианская модель семьи. Русские до XIV в. были в большей мере язычниками, нежели христианами. Отношения мужа и жены строились не на отношениях «доминирования – подчинения», а на изначальной конфликтности. В славянском язычестве женщина не являлась существом, подчиненным мужчине и обладала качествами, отличными от мужских, считалась носителем особой женской силы. Тайное женское могущество являлось причиной ее власти над мужчиной и внушало страх, почтение и даже ненависть. Женщина обладала свободой, как добрачной, так и в браке.
Если девицу принуждали выйти замуж без ее согласия, и она причиняла себе увечье, с виновников взыскивался штраф. Женщина имела возможность развода и могла, если ее не устраивает муж или отношение к ней семьи мужа, вернуться к матери и отцу. Поскольку чаще всего рода враждовали между собой (Монтекки и Каппулетти – отголосок язычества на итальянской почве), то и отношения мужа и жены сохраняли оттенок вражды, конфликта. Муж не

18 18 доверял жене, жена – мужу. Муж ждал от жены козней, лжи, отравления. В семье главную роль играла «большуха» – старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ею была жена отца или старшего сына. Родители, как целое, противостоят детям, одно поколение борется с другим. Дети – всегда в подчинении.
Христианская – традиционная модель семьи в XII веке. Семьи многопоколенные, разветвленные, функционируют под единым начальством старшего. Общинность – преобладание насильственно-коллективистских начал. Семьи предельно открыты обществу. Существуют условия для неформального соседского контроля. Не было анонимности воспитания.
Развитие личности каждого человека во многом определяло повседневное общение с природой, включенность в нее семейно-бытовой хозяйственной деятельности. Семья автоматически включала детей в свои повседневные заботы, так как домашний труд каждого был условием выживания.
Совместно проживающие близкие родственники расширяли возможности социализации, многократно увеличивалось число межличностных ролей и контактов. Существует монопольный авторитет отца как образца поведения, защитника, распорядителя. Семья на 100 % выполняла все семейные функции. Государство не вмешивалось в сферу семьи. Для этого времени характерна высокая смертность: 50 % детей умирали до 6 лет, продолжительность жизни до 35 лет, каждые шестые роды заканчивались смертью роженицы. Поэтому существовала необходимость высокой рождаемости – женщина в среднем рожала по десять человек.
Многодетность также имела следующие объективные причины: дети приносили в семью доход, начиная работать с трех-четырех лет, с пяти лет их брали работать на фабрику. Мальчиков рожать было выгоднее, так как на них выдавали надел земли. Слабая государственная власть не давала защиты и гарантии семье – считалось, чем больше семья, тем больше возможности выжить и защититься.

19 19
Современная модель семьи – постиндустриальная. Происходит изменение в функциях семьи. Ряд функций отходят в другие социальные институты – защитная, образовательная. Семья отдаляется от производства –
дом отделен от работы. До 70 % современных семей нуклеарные, где два супруга живут отдельно от родителей, с детьми или без них. Характерна общая эмансипация женщин, их включенность в процесс производства.
Современная семья – эгалитарная, то есть основанная на отношениях равенства мужчины и женщины, партнерстве. Увеличение числа разводов, повторных браков. Переход от развода по инициативе мужа к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов. Происходит переход от открытой к закрытой системе выбора супруга независимо от предписаний родства и традиций. Эволюция взглядов на сексуальную мораль – либерализация отношения к половой близости вне брака и, как следствие, увеличение числа детей вне брака. Существует проблема детности – тотальная малодетность. Моралью общества и семьи становится:
«дети – это дорого», «семья мешает карьере», «происхождение – признак цивилизации». Удлиняется период социализации детей, усиливается экономическая зависимость детей от родителей. Постепенное уменьшение детской смертности связано с развитием медицины, укреплением здоровья.
До образования семьи идет процесс формирования супружеской пары.
Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак. Рассмотрим теории выбора брачного партнера и добрачные факторы благополучия брака.
В рамках психоаналитического подхода говорится о том, что в поисках партнера люди ориентируются на образ родителя противоположного пола.
Моделью «его взрослого» является родитель того же пола. Люди переносят любовь и энергию либидо с первых объектов любви на общественно одобряемый объект – брачного партнера.

20 20
Еще одной теорией брачного выбора является теория комплементарных потребностей Уинча. Основной тезис этой теории – люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи особенности противоположны и комплементарны – дополняют их собственные.
Например, человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего, предпочтет партнера сильного и доминантного. Это связано с тем, что индивид всегда стремится максимизировать степень удовлетворения своих потребностей.
Для данной теории подходит знаменитый тезис
«противоположности притягиваются».
Инструментальная теория Сентера исходила из предположения о том, что люди стремятся выбрать в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристики обеспечивают максимум удовлетворения и минимум затрат. В поиске партнера соблюдается принцип гендерной схожести – ценности и потребности наиболее типичные для мужчин должны совпадать с женскими потребностями и ценностями.
Теория «стимул – ценность – роль» или «обмен и максимальная выгода» Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Согласно данной теории, в основе брачного выбора лежит процесс оценивания качеств брачного партнера и определение того, кто может принести наибольший выигрыш при наименьших затратах.
Характеристика партнера – благо, подлежащее обмену. Основные классы благ:
− внешний облик – физические данные;
− манера поведения;
− статус – сумма благосостояния;
− происхождение;
− образование;
− место в обществе;
− ценности и убеждения;

21 21
− социально-психологические характеристики.
Сам процесс выбора брачного партнера условно состоит из серии непоследовательных стадий и если потенциальный кандидат не прошел стадию, то выбыл из «игры»:
− стимул;
− первое внешнее впечатление;
− сравнение ценностей;
− ролевая притирка.
Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» Керкгоффа и Дэвиса.
Схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор.
Первый фильтр – фильтр близости мест жительства, учебы, работы.
Отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться.
Затем следует фильтр гомогамии, социального происхождения, который исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям – статусу, положению в обществе.
Фильтр взаимной аттракции. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий.
В психологии семьи выделяются добрачные факторы благополучия брака:
1) место знакомства – учеба, работа, люди живут рядом;
2) положительное первое впечатление;
3) длительность периода ухаживания не более полутора лет;
4) инициатива брачного предложения со стороны мужчины;

22 22 5) срок обдумывания предложения женщиной до двух недель;
6) праздничное торжество по случаю заключения брака – свадьба.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта