УП_ТГиП-2_ПРИНЯТО_10 12 2014. Теория государства и права часть ii. Теория права в схемах, комментариях и определениях
Скачать 7.4 Mb.
|
Глава 13. Правосознание и правовая культура Массовое — совокупность представлений и чувств, выражающих отношение к праву и правовым явлениям, которое характерно для нестабильных временных объединений людей. Общественное — совокупность представлений и чувств, выража- ющих отношение макроколлективов (населения страны, конти- нента, исторической эпохи) к праву и правовым явлениям. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.3 Уровни правосознания В теории права различаются следующие уровни правосознания (см. схему 13.3). Схема 13.3 – Уровни правосознания Обыденное правосознание — массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта. Профессиональное правосознание — понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде про- фессионалов-юристов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реа- лизации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекват- ности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человече- ской беде и т. д.). Понятия, идеи, убеждения юристов формируются на основе прежде всего юри- дической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональное сознание юристов в предмет специального анализа. Научное правосознание — идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.4 Функции правосознания 157 В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритет- ная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конститу- ционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы. 13.4 Функции правосознания Функции правосознания (см. схему 13.4): 1. Познавательная (информационная) — направлена на получение определен- ных правовых знаний, в том числе информации о действующем законода- тельстве, практике его реализации. Без такой информации, осмысления ее невозможно выработать конкретное отношение к праву. 2. Оценочная — суть ее в определенном отношении личности к разным сто- ронам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношение к праву и законодательству, к правовому поведению окру- жающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению. Выделяют три вида оценочных отношений: к праву, его нормам, принци- пам, институтам; к поведению — собственному и окружающих; к деятель- ности правоохранительных органов — суда, прокуратуры, органов внутрен- них дел, юстиции и др. Практическая реализация оценочной функции поз- воляет выработать правовую установку личности, т. е. предрасположен- ность к действию в соответствии с оценкой полученной информации. Пра- вовая установка, в свою очередь, определяет правовую ориентацию лич- ности, которая представляет собой своеобразную внутреннюю программу действий в юридически значимой ситуации. 3. Регулятивная. Эта функция состоит в выработке определенного механиз- ма регулирования поведения или действий и осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Результатом про- явления регулятивной функции служит поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения. Схема 13.4 – Функции правосознания 158 Глава 13. Правосознание и правовая культура 13.5 Правовая культура С категорией «правосознание» тесно связано понятие «правовая культура», ко- торое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. Правовая культура — это качественное состояние правовой жиз- ни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершен- ства правовых актов, правовой и правоприменительной деятель- ности, правосознания и правового развития личности, положи- тельно влияющее на общественное развитие и поддержание са- мих условий существования государства и общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В теории государства и права понятие правовой культуры рассматривается с двух позиций — в широком смысле этого слова и в узком смысле. В широком смысле правовая культура — это разновидность об- щей культуры общества, охватывающая все правовые ценности, в том числе законы, развитую законодательную технику, право- вую науку, развитое юридическое образование, совершенную юри- дическую технику и стабильный правопорядок. В узком смысле правовая культура — это разновидность общей культуры отдельного лица, которая включает в себя опреде- ленный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.6 Правовая культура личности Правовая культура личности — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает в себя не только психологиче- ские и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следую- щих элементов (см. схему 13.5): 1) идеологический (правовая идеология); 2) психологический (правовая психология); 3) поведенческий (юридически значимое поведение). 13.8 Виды правовой культуры 159 Структура правовой культуры личности Знание права Уважение права Соблюдение права Схема 13.5 – Структура правовой культуры личности 13.7 Правовая культура общества Правовая культура общества — это уровень правосознания и пра- вовой активности общества, степень прогрессивности юридиче- ских норм и юридической деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов (см. схему 13.6): 1) уровень правосознания, т. е. степень информированности общества в пра- вовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности; 2) уровень правовой активности общества — т. е. развитие правовой деятель- ности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксиро- ван лишь в правовом поведении; 3) степень прогрессивности юридических норм — уровень развития права, культура юридических текстов и т. п.; 4) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотвор- ческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности). Схема 13.6 – Структура правовой культуры общества 160 Глава 13. Правосознание и правовая культура 13.8 Виды правовой культуры Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (см. схе- му 13.7). Виды правовой культуры Индивидуальная Групповая Общественная Схема 13.7 – Виды правовой культуры Индивидуальная правовая культура представляет собой такое свойство лич- ности, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Источником правовых знаний личности обычно служат практический опыт, окружающая среда, средства массовой информации и др. Источник правовых зна- ний непосредственно зависит от уровня образования личности, возраста, рода за- нятий и т. п. Знание закона выполняет роль стимула правомерного поведения, если личность заинтересована в таком знании и выражает готовность поступать в соот- ветствии с требованиями закона. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков правомерно- го поведения и правовой активности. Групповая правовая культура, свойственная отдельным социальным группам, в первую очередь профессионалам-юристам. Она зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей. Правовая культура общества представляет собой составную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования обще- ственных отношений. Она непосредственно зависит от уровня общественного пра- восознания, состояния и характера законодательства и прочности существующего в стране правопорядка. Правовая культура общества прямо связана с общим куль- турным уровнем населения и функционирует во взаимодействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения. 13.9 Уровни правовой культуры Правовая культура проявляется главным образом на обыденном и профессио- нальном уровнях (см. схему 13.8). 13.10 Функции правовой культуры 161 Схема 13.8 – Уровни правовой культуры Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамками повседнев- ной жизни людей и, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей. Профессиональный уровень правовой культуры свойствен лицам, занимаю- щимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Данному уров- ню присущи высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности. 13.10 Функции правовой культуры В юридической литературе принято выделять шесть функций пра- вовой культуры: познавательно-преобразовательную; праворегуля- тивную; ценностно-нормативную; правосоциализаторскую; ком- муникативную; прогностическую (см. схему 13.9). Схема 13.9 – Функции правовой культуры Содержание познавательно-преобразовательной функции правовой культу- ры составляет цель, которую ставит перед собой любое демократическое обще- ство, — формирование правового государства. В связи с этим данная функция на- правлена на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценностью. 162 Глава 13. Правосознание и правовая культура Праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей задачей обес- печение устойчивого, эффективно действующего механизма развития правовой си- стемы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой. Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное зна- чение. Иначе говоря, все элементы структуры правовой культуры выступают объ- ектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности. Правосоциализаторская функция имеет своей направленностью формирова- ние правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно. Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юри- дической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и за- имствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран. Прогностическая функция предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи. Все названные функции правовой культуры взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается дей- ствие другой. 13.11 Правовое воспитание Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Одним из средств косвенного воздействия на формирование правосознания является правовое воспи- тание, которое призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность го- сударства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определен- ных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориента- ций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и исполь- зование юридических норм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.11 Правовое воспитание 163 Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граж- дан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превраще- ние их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения. Правовое воспитание — сложный процесс, включающий в себя следующие составные части (см. схему 13.10): 1) субъекты воспитания (органы государства, государствен- ные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.); 2) объект воспитания (граждане, трудовые коллективы, соци- альные группы и т. д.); 3) содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, прин- ципам, информации, опыту и т. п.); 4) метод воспитания (убеждение, принуждение и иные прие- мы психолого-педагогического воздействия на объект вос- питания); 5) формы воспитания (см. схему 13.11): правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специ- альных и высших учебных заведениях); правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населе- ния телевидением, радио, иными средствами массо- вой информации); юридическая практика (способствует передаче юри- дической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего, правореализатор- ской деятельности и т. п.); правовая агитация (активная деятельность по распро- странению правовых идей средствами массовой ин- формации, устными выступлениями с целью оказать воздействие на широкие массы); самовоспитание (связано с личным опытом, самооб- разованием, собственным анализом правовых явлений). 164 Глава 13. Правосознание и правовая культура Схема 13.10 – Структура правового воспитания Схема 13.11 – Формы правового воспитания 13.12 Формы деформации правосознания Правосознание отдельно взятой личности, социальной группы и общества в це- лом не всегда удовлетворяет общепризнанным требованиям, оно (правосознание) может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты и деформации. Деформации правосознания — это различного рода искривления сформированного профессионального правового сознания, кото- рые свидетельствуют о его перерождении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.12 Формы деформации правосознания 165 Наиболее распространенными формами деформации правового сознания явля- ются правовой нигилизм, правовой идеализм, дилетантизм, инфантилизм и «пере- рождение» правового сознания (см. схему 13.12). Схема 13.12 – Формы деформации правосознания Правовой нигилизм — отношение к правовой действительности, выражающееся в девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политичес- кой мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Правовой идеализм — это гипертрофированное отношение к юри- дическим средствам, безоговорочная вера в торжество закона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Эта вера связана с переоценкой возможностей права, убеждением, что доста- точно принять хороший закон и все проблемы общества будут решены. Правовой дилетантизм — небрежное отношение к праву, право- вым ценностям, вызванное не умыслом достижения противоправ- ных целей, а отсутствием достаточных правовых знаний. |