ответы на вопросы к вступительным в магистратуру юриспруденция. вопр. на вступ в магистр-ру. Тгп вопросы
Скачать 2.63 Mb.
|
17. Правовая культура: понятие, содержание, структура, характеристика элементов и их взаимосвязь. Функции правовой культуры: понятие, содержание, виды и значение для развития правовой системы России. Ценности права и правовая культура: соотношение, взаимосвязь, значение для развития правовых систем. Ценности права, ценностные ориентиры и ценности общества: соотношение и значение. Правовая культура и правовое регулирование. Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Речь идет о такой культуре, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки. Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Под правовой культурой предлагается понимать "систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей" (А.Р. Ратинов). В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт. Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. В качестве структурных элементов правовой культуры можно выделить следующие признаки: 1. Право в качестве системы норм - нормы права не должны противоречить друг другу, при этом сочетаясь с иными социальными нормами, например, с нормами морали, религии и так далее. Однако господствовать должны именно правовые нормы. Нормативно-правовые акты должны содержать правовые нормы, соответствующие действующим правоотношениям в обществе, не должно быть устаревших норм, пробелов в праве. 2. Правоотношения - общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании нормами права. Данные правоотношения характеризуются типичностью, подконтрольностью, наличием противоположных интересов. Иные отношения не могут регулироваться нормами права, например, не может существовать закона о любви и дружбе. 3. Правосознание - население должно иметь высокий уровень правовых знаний, то есть сформированную правовую идеологию, и уважение к праву, а именно правовую психологию. Правосознание может подвергаться деформации, однако оно может быть преодолено путем правового образования, а также правового воспитания личности и общества. 4. Правовые учреждения - обеспечение эффективной деятельности системы правоохранительных органов, например, судов, полиции, прокуратуры, адвокатуры и других. Также, необходима развитая система юридических служб в организациях, на предприятиях, наличие специализированных СМИ, которые бы доносили правовую информацию до населения, например, "Российская газета". 5. Правовая деятельность - все участники правоотношений должны соблюдать нормы права, в том числе и адресованные им персонально. Это накладывает некоторые обязательства на человека и гражданина в силу его правового статуса. Функции культуры 1. Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и обеспечению становления гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития индивида. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора. 2. Право регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой сфере. Регулятивная функция правовой культуры реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. 3. Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т.д. Исходя из этого правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. 4. Право социализаторская функция правовой культуры может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем, необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности. 5. Коммуникативная функция. Обеспечивая общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Правовое общение выступает в качестве формы межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных существ в сфере права. Коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает идейно-правовые связи граждан, преемственность правового опыта и совершенствование общества, формирование и повышение правовой культуры индивидов. Функции правовой культуры: 1) По времени действия все функции правовой культуры можно подразделить на постоянные (аксиологическая, коммуникативная) и временные (экологическая, демографическая). 2) Определенное значения имеет их классификация их на основные и неосновные. По нашему мнению, такое разграничение приемлемо в силу ряда причин. Во-первых, оно имеет значения для выделения в рамках функций как общих, ведущих направлений влияния, выражающих сущность данного явления, так и особых, специфических сторон воздействия – подфункций. Во-вторых, в различные исторические этапы развития общества может быть сделан акцент на одной или нескольких наиважнейших сторонах правовой культуры. ЯВ-третьих, в силу самой природы правовой культуры, одни направления выступают в качестве главных (например, оценочная), а другие оказываются производными, сопутствующими (развитие способностей людей к научно-теоретическим исследованиям. А.В.Сим считает, что отнесение той или иной юридической функции к категории основных связывается с наличием определенных признаков, главными из которых являются: А) обусловленность функции важностью соответствующей задачи, стоящей перед обществом (личность и тд). Б) постояннство, стабильность и перспективность функции. В) осуществление функции не отдельными частями юридического явления (например, правотворческой практикой), а всем механизмом правовой системы общества в целом. Г) собирательность функции в смысле охвата ее отдельных направлений деятельность (подфункций). Отсутствие данных признаков, по ее мнению, относит ту или иную юридическую функцию к разряду неосновных. Г.В.Драч выделяет всего две главные функции культуры, а именно: «трансляции социального оптыа» и «социализации личности», считая остальные неосновными. 3) Необходимо рассматривать не только явные, но и латентные (скрытые) направления воздействия правовой культуры на все сферы жизнедеятельности людей. Явными, например, являются аксиологическая, коммуникативная, правопреобразующая функции. К латентным могут быть отнесены, в частности, функции трансляции правового опыта, прогностическая и др. Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма. Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение. ЦЕННОСТЬ ПРАВА — способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу. Определение юридических ценностей — предмет юридической аксиологии, направленной на различение ценности и оцениваемого факта (явления, объекта, отношения и т.д.) и определение (с позиций и в контексте соответствующей иерархии и системы ценностей) его ценностного значения и смысла. Ценность при этом относится к сфере целей, смыслов долженствования, нормативности, формальности в её различении со сферой эмпирического, сущего, фактического. В предмет юридической аксиологии входит изучение ценности права, ценностно-правового значения закона и государства. Можно выделить основные проявления ценности права: 1. Социальная ценность права состоит в том, что оно, воплощая общую, групповую и индивидуальную волю (интерес) участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Оно вносит стабильность и порядок в эти отношения. В обществе, в условиях цивилизации, нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и других отношений, реализуя при этом демократические, духовные и нравственные ценности. Обеспечивая простор для упорядоченной свободы и активности, право служит фактором социального прогресса. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, развития демократии. 2. Инструментальная ценность права — одно из проявлений его общесоциальной ценности — состоит в том, что право является регулятором общественных отношений, инструментом для решения разнообразных задач, в том числе для обеспечения функционирования других социальных институтов (государства, социального управления, морали и др.) и иных социальных благ. Как инструмент, право используется различными субъектами социальной жизни — государством, церковью, общественными объединениями, коммерческими организациями, гражданами. В цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность и нормальную жизнедеятельность, социальный мир, согласие, снятие социальной напряженности. 3. Собственная ценность права как социального явления состоит в том, что право выступает как мера а) свободы и б) справедливости. В этом качестве право может предоставлять человеку, коммерческим и некоммерческим организациям простор для j свободы, активной деятельности и в то же время исключать произвол и своеволие, то есть служить гарантом свободной достойной и безопасной жизни. Социальная свобода, не связанная правом, вне права, может перерасти в произвол, в несправедливость для большинства людей. Право выступает силой, способной противостоять беззаконию. Ценности права и правовая культура взаимозависимы. Чем выше уровень правовой культуры общества, тем выше ценность права. 18. Раскройте содержание, охарактеризуйте сущность и назовите причины и источники проявления правового нигилизма и правового идеализма. Формы проявления правового нигилизма. Формы проявления правового идеализма. Правовое регулирование и проявление правового нигилизма и правового идеализма. Положительные и отрицательные аспекты правового нигилизма и правового идеализма. Правовой нигилизм, правосознание и правовая культура. Правовой идеализм, правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм – общее негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву, законам, нормативному порядку. Причины в невежестве, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Речь идет о невостребованности права обществом. Формы выражения нигилизма: 1. Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных НПА. 2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юр предписаний, когда субъекты не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, стремятся жить и действовать по «своим правилам». Неисполняемость законов – признак бессилия власти (мысль о том, что законы пишутся, чтобы их нарушать; неисполнение указов Президента….).3. война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов. Это зачастую приводит к коллизиям. С другой стороны, существуют отношения, не опосредованные правом, хотя нуждающиеся в этом. Дает о себе знать и насыщенная регламентация отдельных сторон жизни общества.4. подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции. Нередко существует мнение, что ради дела, здравого смысла можно поступиться законом. Идея законности может в определенных ситуациях использоваться властными структурами как повод для применения силы и нарушения прав человека. 5. Нарушение прав человека. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность гос-ва обеспечить порядок и спокойствие в общ-ве. Право, как бы само выступает причиной нигилизма. Многие граждане, подвергшиеся преступным посягательствам, не обращаются в полицию, суд, т к не верят в их возможность защитить и наказать виновного. Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых ("рыночных") ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против "шоковых" методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов. Правовой идеализм- переоценка права. И нигилизм, и идеализм отражают деформированное правосознание, дефицит политико-правовой культуры. Эти крайности, несмотря на их противоположную направленность- две стороны одной медали. В практическом плане на право нельзя возлагать несбыточные надежды – оно не всесильно. Ожидание, что принятие законов улучшит жизнь, может не оправдаться и это может привести к разочарованию, правовому скепсису. Формы идеализма: - создание таких норм, которые будут регулировать отношения, еще не возникшие в обществе. – отсутствие реального механизма для реализации юр нормы; - недооценка тех экономических, политических условий, в которых будет работать норма. Несмотря на то, что правовой идеализм и правовой нигилизм имеют противоположную направленность, оба эти явления носят негативный характер и отрицательно влияют на процессы, происходящие в обществе. Правовой нигилизм уже в самом своем названии отражает свою сущность – отрицательное, негативное, неуважительное отношение к праву, законам и нормативному порядку. Степень выражения правового нигилизма может варьироваться от безразличного отношения к праву, его явной недооценки до полного его отрицания, враждебного, протестного неприятия. В нашей стране в последние годы создавались многочисленные предпосылки для развития проявлений этого феномена. Ими пронизано все общество, от высших эшелонов власти до рядовых граждан. Пренебрежительное отношение к законам, неверие в возможности права порождает ощущение безнаказанности, что приводит к увеличению числа правонарушений, росту преступности. Бессилие власти, проникновение правового нигилизма в среду государственных структур, когда сама власть пытается не следовать духу и букве закона, а подогнать правовые нормы «под себя», вызывает повышение социальной напряженности в обществе, что особенно опасно. Тем не менее, пути преодоления правового нигилизма и правового идеализма существуют, хотя это длительный процесс, затрагивающий различные сферы общественных отношений. Он должен быть направлен не только на изменение законодательства, но и объективных условий жизни. Для этого необходимо возродить и утвердить у людей веру в право, действуя по следующим направлениям: а) привести всю законодательную базу как на федеральном, так и региональных уровнях, в соответствие Конституции; б) ликвидировать противоречивые, взаимоисключающие позиции из нормативных актов; в) при разработке новых законов четко и взвешенно подходить к их содержанию, оценивая их взаимосвязь, механизмы и рычаги их реализации, их возможности в применении к существующим условиям с учетом отношений, сложившихся в обществе; г) привлечение к законотворческой деятельности высококвалифицированных специалистов в области права, а также, при разработке правовых норм, регулирующих какую-либо конкретную сферу деятельности – специалистов-профессионалов в этой области; д) обеспечение обязательности исполнения законов путем совершенствования механизмов реализации правовых норм, опираясь, прежде всего, на правовые процедуры; е) направление усилий общества на повышение уровня общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания. Правовой идеализм/ нигилизм, правосознание и правовая культура взаимосвязаны между собой и прав-й нигилизм и идеализм являются своего рода отражением уровня правосознания общ-ва и правовой культуры. 19 Законность: плюрализм понимания и содержательная характеристика концепций. Принципы законности: понятие, содержание, обеспечение, практическое значение. «Законность», «правовое государство», «демократия»: значение и соотношение понятий для современной государственности. Особенности понимания, обеспечения и реализации законности в различных типах правовых систем. В юридической науке сложилась традиционная концепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении всеми субъектами права действующего законодательства. А сточки зрения функциональной роли законность рассматривается как принцип, как метод осуществления власти, как режим общественной жизни, как система требований, предъявляемых к личности. Имеются пробелы и в теоретических подходах к исследованию проблем, касающихся определения понятия законности, ее сущности, сфер выражения. Объясняется это общим неудовлетворительным состоянием общественных наук, в том числе юридической, в советский период. Главное же состоит в том, что даже теоретические выводы увязывались с практикой, не соответствовавшей этим выводам, что приводило к искажению проблемы и путей ее решения. Наряду с этим имели место разные подходы в понимании принципов, гарантий законности, их классификации. Одним из существенных условий было то, что это сложное социальное явление рассматривалось не во всей многогранности, а с точки зрения отдельных сторон его выражения. Режим законности существует лишь тогда, когда выполняются требования законности, к которым можно отнести следующие. 1. Верховенство закона. Содержание законности составляет точное и неуклонное соблюдение законов. Вместе с тем, термин законодательство предполагает всю наличную систему нормативных актов данного государства. Существенным здесь становится выявление соотношения юридической силы различного рода нормативных актов. Высшей юридической силой, как известно, обладает закон, поэтому при коллизии законов и подзаконных актов, следует руководствоваться законом. Однако если подзаконные акты не противоречат закону и принимаются государственными органами в пределах своей компетенции их исполнение и соблюдение также является содержанием законности. 2. Нормативная обоснованности индивидуально - правовых актов. Закон предоставляет широкие возможности правоприменительным органам для проявления творчества и самостоятельности. Однако при разрешении конкретного юридического дела, учете всех фактических данных по делу, правоприменительные не должны отступать от требований закона. В этих целях существует механизм контроля над законностью в деятельности правоприменительных органов и должностных лиц - порядок обжалования решений и приговоров, прокурорский надзор. 3. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Эта проблема особенно актуальна в федеративном государстве, к которому относится Россия. Такая особенность государственного устройства может повлечь коллизии законодательства в разных субъектах федерации. Основной путь обеспечения единства законности - это закрепления принципа разграничения компетенции органов федеральной власти и субъектов федерации, при том, что законодательство субъектов федерации не должно противоречить федеральным законам. 4. Всеобщность требования исполнять законы и соответствующие им подзаконные акты. Это требование означает, что все без исключения должны соблюдать законы и подзаконные акты. Не существует государственного органа и должностного лица, которое бы стояло «над законами». Режим законности распространяется на всех. 5. Пресечение правонарушений. Важную роль среди требований законности является своевременное обнаружение и пресечение правонарушений. Всякое правонарушение должно быть раскрыто в максимально сжатые сроки, виновное лицо должно быть привлечено к ответственности и наказано. При этом важны быстрота и неотвратимость наступления ответственности, что является условием её эффективности. Лишь при выполнении этих требований отдельные правонарушения не смогут подорвать режима законности. Понятие законности в трудах многих юристов отличается. Так, Н.Г. Александров, рассматривает законность как «особенный общественный режим», «обстановку», в которой правонарушения своевременно раскрываются и пресекаются, как «устойчивый образ правоотношений» Л.С. Явич связывал законность с таким понятием как правомерность. Он считал, что законность, выступает, в качестве системы ее требований и предопределяет ся значимостью права Обратим внимание на определение законности, содержащиеся в публикации ученых-юристов современного периода. «Законность, отмечают С.Г. Дробязко и В.С. Козлов, – это торжество законов, такое состояние взаимоотношений в государстве и обществе, при котором предпринимается все возможное, чтобы закон никем не нарушался, а в случае нарушения опять-таки делается все возможное, чтобы без промедления восстановить нарушенные права и наказать виновных». В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.). К основным принципам законности относятся следующие. 1. Принцип единства. Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон - "калужской" или "казанской", а только единой всероссийской 2. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно. Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности (идеологической, политической, прагматической) недопустимо. 3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности. Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры "воздаяния за деяния" (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой. 4. Принцип верховенства закона. Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение - непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия. 5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности. Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" 6. Принцип взаимосвязи законности и культурности. Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства. Обеспечение законности=гарантии законности Под гарантиями законности понимаются объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры обеспечения режима точного и неуклонного соблюдения требований законности. Среди гарантий законности выделяют общие и правовые. К общим гарантиям относятся экономические, политические, воспитательные факторы. Экономические факторы означают рост экономического благосостояния общества, повышение материального уровня жизни людей. К политическим факторам относится демократизм общественного и государственного строя, широкое участие граждан в решении политических, государственных вопросов. Главную роль здесь играет избирательная система. Воспитательные меры представляют собой формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры. Большую роль здесь играет правовая идеология, меры по патриотическому воспитанию. Правовые гарантии включают в себя меры по совершенствованию законодательства, меры по выявлению нарушения законности, меры защиты, ответственность, профилактику нарушения законности. Надзор и контроль за состоянием законности включает конституционный контроль, контроль со стороны представительных органов, судебный контроль, прокурорский надзор, контроль со стороны вышестоящих ведомственных органов, контроль со стороны общества. Важным средством обеспечения законности является нормативная урегулированность законами и подзаконными актами всех общественных отношений, которые нуждаются в такой регламентации. Соотношение законности, правопорядка и демократии заключается в следующем: 1. истинная демократия будет невозможна без законности и правопорядка, так как она превратится в хаос, злоупотребления; 2. законность и правопорядок не несут людям пользу без демократических институтов, механизмов и норм, с помощью которых можно будет урегулировать нормативную основу законности и правопорядка. Считается, что укрепление правопорядка в обществе не может произойти без осуществления законности в работе самого государственного аппарата, без устранения коррупции. Основным условием укрепления законности и правопорядка будет служить всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни. 20.Правопорядок: понятие, содержание и основные элементы. Значение категории «правопорядок» для юридической науки и юридической практики. «Правопорядок» как элемент системы правового регулирования и элемент системы государственности. Соотношение понятий «общественный порядок» и «правопорядок»: подходы к установлению и юридическое значение разграничения. Состояние правопорядка и взаимосвязь между состояниями правопорядка и общественного порядка в современной России. Способы и средства обеспечения правопорядка. Правопорядок – это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права. Правопорядок принято характеризовать как: 1) объективную необходимость. 2) государственно-правовое явление, формирующееся при решающем участии государства и с помощью юр средств; 3)явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией, так как правопорядок получает свои юр качества и свойства от правовых идей, представлений, принципов, которые воплощаются в законах, в юридической практике; 4) охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. Это область экономики, в частности по поводу собственности, распределения материальных благ; это взаимоотношения между социальными группами - нациями, государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранные и другие отношения; 5) явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах; 6) завершающий этап всех юридических форм и процессов, т.е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивается правовыми методами; 7) форму организации общественной жизни - динамичную категорию, на которую воздействуют различные факторы, в том числе негативного характера - преступность, факты беззакония, политический режим в стране. Различают материальное, государственно-волевое и юридическоес одержание правопорядка. Материальное содержание составляют закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимосвязи с экономикой, культурой, идеологией. Государственно-волевое содержание образует совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка. Юридическое содержание правопорядка включает в себя: а) реализованность права и законности; б) систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъективных прав и юридических обязанностей; в) состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей. В структуре правопорядка выделяют 3 элемента: 1) правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан. 2) правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, например порядок выборов, законодательный процессуальный порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспечение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участников правопорядка как по горизонтали, так и вертикали; 3) атрибутивные элементы правопорядка(методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудового распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов) Функции правопорядка: 1.функции, связанные с взаимодействием с внешней средой. 2.функции упорядочения внутренних связей и отношений. Она направлена на обеспечение действия правопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопорядка во времени, в пространстве. 3 сохранение и совершенствование правопорядка. Принципы правопорядка, в основном те же, что и в сфере законности. При этом здесь действуют как общие принципы (законности, конституционности, справедливости), так и специальные (принцип целостности, субординации корреляционных связей в структуре правопорядка, принцип подконтрольности как обществу в целом, так и специальным гос органам и гражданам, которые имеют право на жалобу в административные инстанции, право судебной защиты своих прав и свобод, в том числе в международных органах). Законность и правопорядок выступают основой, ядром общественного порядка, т.е. порядка в обществе. Под общественным порядком понимается обусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и придающая им определенную организационную форму. Правопорядок и демократия. Не может быть подлинной демократии без правопорядка. Демократия в любой ее трактовке имеет правовое измерение, следовательно, может успешно развиваться, функционировать только на правовом поле, а не за его пределами. Законность - фундамент демократии, без которого она рассыпалась бы, как дом, построенный на песке. Способы обеспечения правопорядка: 1. Контроль над законностью решений судов; 2. Надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, прописанных в Конституции РФ; 3. Создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне; 4. Надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти; 5. Предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости 1) Надзор — это функция государственных органов по систематическому наблюдению за соблюдением законов и иных нормативных актов для того, чтобы обеспечить законность, правопорядок и безопасность граждан. 2) Контроль - это функция государственного управления как определенная стадия в цикле управления, проверка на соответствие деятельности государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан установленным нормам права. 3) Контрольно-надзорная деятельность – деятельность, обеспечивающая взаимодействие между органами контроля и надзора вместе с теми органами, объединениями и лицами, которые являются подконтрольными и поднадзорными. |