Главная страница

Тимонина ив. Профессиональная этика педагога кемерово 2014


Скачать 1.52 Mb.
НазваниеТимонина ив. Профессиональная этика педагога кемерово 2014
Дата22.04.2022
Размер1.52 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаProfessionalnaya_etika.pdf
ТипУчебно-методическое пособие
#490313
страница16 из 22
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   22
в нравственном становлении личности Ретроспективный анализ влияния средств массовой коммуникации на нравственное становление личности. Моральные дилеммы информационного общества и информационная этика. Влияние средств массовой коммуникации на этико - нравственное формирование личности Ретроспективный анализ влияния средств массовой коммуникации на нравственное становление личности. В недалеком прошлом человек владел четырьмя видами коммуникации — устной речью, музыкой, живописью и письменностью. В XV веке появляется печатная книга, в XVII — газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап в развитии науки и СМИ изобретены фотография, радиотелефон, кино, грамзапись. В XX веке широко распространяются телевидение, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д, космическая связь. Причем, к концу нашего века на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные. Наступивший век уже имеет множество звонких характеристик. Его называют веком Единения народов, веком Компьютерной эры, веком Космического диалога. Дальнейшие тенденции развития СМК можно проследить в постиндустриальных обществах, где формируется совершенно новая структура СМК. Так, создается телевидение, которое предлагает каждой семье до 500 каналов, а Интернет создает возможности прорыва в мировое сообщество. Можно, нажав кнопку сидя перед монитором, заказать товар, высказать мнение (да, нет, не знаю, получить на экране информацию о ценах товаров, расписаниях транспорта, бронировать места в театрах или гостиницах и т. д. В настоящее время происходят значительные изменения в информационной области практически каждый человек имеет доступ к прессе, ТВ, видео, радио, многие "общаются" с компьютером. Благодаря широкому распространению средств массовой информации (СМИ) человек оказывается под воздействием множества информационных потоков. СМИ - элемент общественной системы, они в ряду механизмов самоуправления общества участвуют в формировании массового сознания, предъявляя лицам разного рода нормы, ценности. СМИ играют большую роль в нашей жизни. Они выступают мощным средством управления общественным сознанием и одновременно субъектом непосредственного воздействия на общественное сознание. При этом они реализуют, в том числе, и воспитательную функцию - формируют мировоззрение, ценностные ориентировки, нравственные убеждения. СМИ относятся к таким воспитательным средствам, которые действуют практически на всех этапах формирования и развития личности
(Носкова Л. Г) Одно из немногих достижений процесса демократизации в России - свобода средств массовой информации. Однако эта свобода породила и много недостоверной информации, а также материалов искажающих человеческие ценности и пропагандирующих насилие и агрессию. Информация все активнее превращается в объективно действующий фактор и составляющую процесса воспитания подрастающего поколения. Моральные дилеммы информационного общества и информационная этика
Исследование процесса нравственного воспитания в современных условиях показывает, что существуют устойчивые противоречия между потребностью общества в нравственной личности и реальными условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности
 ориентацией значительной части российского общества на западные образцы, высокий материальный уровень и традиционной ментальностью, направленной на реализацию высших, духовных ценностей
 становлением в российском обществе новых ценностных ориентации и инерционностью присущих школе процессов
 заложенными в содержание образования гуманистическими ценностями и недостаточным использованием их потенциала, системы социальной информации в учеб- но-воспитательном процессе общеобразовательной школы и ее социокультурной среды
 потребностью педагогической практики в научном осмыслении инновационных процессов, происходящих в современной школе, и недостаточным количеством научных исследований, раскрывающих новые линии развития нравственного воспитания в условиях становления информационной цивилизации (Гладченкова Н. Н. Основой нравственных противоречий информационного общества является моральная дилемма, полученная входе кризиса, связанного с развитием техники, которую можно определить как результат вызова современному обществу, В этом смысле сама моральная дилемма является вызовом традиционной культуре, в которой проявляется несоответствие технического прогресса и нравственности общества. Можно выделить следующие моральные дилеммы информационного общества (Филина О.А.):
 дилемма свободы и смысла,
 дилемма технофилии и технофобии,
 дилемма универсального и локального,
 дилемма информационного блага и информационного зла,
 дилемма свободы и ответственности работника СМИ. Характер этих дилемм свидетельствует о духовно-нравственном кризисе современного человека, кризисе смысла его существования.
Особую значимость представляют моральные дилеммы информационного свойства, которые характеризуют нравственную логику современной информационной культуры
1) противоречие между высокой информированностью общества и недостоверностью информации
2) противоречие между изобилием информации, и ее избыточностью, ненужностью, бессмысленностью
3) противоречие между широким распространением информации, и ее недоступностью) противоречие между информационной насыщенностью современного человека и деструктивным влиянием информации на психику человека
5) противоречие между свободой слова и мнения и манипуляцией сознания. В целом, моральные дилеммы информационного общества создают два существенных противоречия 1) противоречие между культурными техническим развитием 2) противоречие между техническим развитием и нравственностью. Следствием этого является необходимость развития информационной этики. Ряд исследователей (Канарская В.И. и др) предлагают принять кодекс информационной этики, для определения ориентиров нравственных ценностей личности

 в сети необходимо подчинять свою информационную деятельность общему интересу всех действующих лиц, или всеобщему благу,
 для этики Интернета добродетель - это ставшее привычкой нравственное поведение в Сети,
 для сохранения целостности Сети нужны нравственные принципы и нормы,
 субъектом свободы в виртуальном мире становится личность,
 личность обосновывает порядок в Сети исходя из представления человеческого достоинства и прав личности. Влияние средств массовой коммуникации на этико – нравственное формирование личности С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации, функционирующие в информационном поле, созданном при помощи новых технологий. В связи с этим возникает проблема влияния информационной среды (в частности телевидения как ее важнейшего компонента) на этико – нравственное формирование личности. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, так как это влияние неоднозначно. Такс одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы. После развала СССР и падения так называемого "железного занавеса" - на российские экраны буквально обрушился поток насилия. Последовавшая вскоре после этого процесса коммерциализация российского кинематографа и телевещания эту ситуацию значительно усугубила. С учетом того, что насилие подсознательно притягивает и завораживает человека - оно является одним из наиболее выигрышных и оправданных, сточки зрения финансовой мотивации данного вида деятельности, элементом кино - и теле-продукции. В результате, за два с лишним десятилетия молодежная преступность в России возросла в полтора, а подростковая - почтив раза. Проведенные исследования показали, что более 30% российской молодежи совершают преступления под влиянием кинофильмов и телепередач. Подростки видят каждый годна телеэкране до 10 тысяч сцен насилия молодых людей, кто в возрасте 14 лет смотрел телевизор больше х часов в сутки, склонны к насилию, а 20% - вообще опасны для общества и морально готовы совершить преступное деяние (Сидоров А. Насилие — вон с экрана // Труд. 2003. № 78. С. 6.)
С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, таки в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Главный потребитель видеокультуры — молодой человек начала 21 века — представляет собой сложноструктурированного субъекта, стратифицированного по возрасту, гендеру, профессии, уровню образования и т.д. По сути, социокультурное образование, цель которого — приобщение человека к мировой культуре, в том числе к таким ее компонентам, как телевидение и радио, печать и кино, можно считать сложившимся. Однако сегодня во многом изменились и сами средства массовой информации, и их роль в обществе. Изменилось и само содержание понятия
«медиаобразование».
«Медиаобразование (англ. Media education от лат. media — средства) — направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, ТВ, радио, кино, видео и др. ). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств (Российская педагогическая энциклопедия. М, 1993. Т. 1. С. 555). Как же взаимодействует школа I века с современным телевиденьем? У советской школы еще имелись некоторые основания для подобной мании величия. Печатные СМИ Советского Союза были чудовищно скучны, и учащиеся читали их с еще меньшей охотой, чем школьные учебники и классическую литературу из школьного курса. То, что мелькало интересного в подцензурных телепрограммах, было насквозь ли- тературоцентрично и тоже скорее работало на привычный имидж. Сегодня взаимодействие СМИ и школы особенно актуальны для России в переходный период, период становления демократического общества. К числу самых серьезных из таких проблем можно отнести практически полное игнорирование в любом школьном курсе всего того, что связано со СМИ. Игнорируется тот очевидный факт, что наиболее значительные изменения сегодня происходят именно в информационной области и что, благодаря широкому распространению средств массовой информации, ребенок постоянно оказывается под ударом множества информационных потоков. И воздействие этих потоков ни родителями, ни учителями, как правило, не контролируется, практически не прогнозируется и не учитывается.
Во-вторых, время, проводимое ребенком перед TV или видео, по продолжительности уже приближается или превосходит время пребывания в школе. Но при этом школьник простым нажатием кнопки может выбирать тот или иной информационный поток. Например, только спорт, детективы, развлекательные шоу и др. Школьники могут сознательно избегать серьезных образовательных передач, никогда не смотреть передач, связанных с социальными проблемами, политическими движениями, событиями, происходящими в мире. По бытующему сейчас образному выражению, человек может свить себе информационный кокон, отгородиться от реального мира, жить в иллюзорном информационном пространстве. Но есть и положительная сторона медали СМИ, которую педагоги просто не учитывают. Во-первых, многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Школьники — постоянные зрители таких программ TV как Подводная одиссея команды
Кусто», Очевидное — невероятное, От винта, Клуб путешественников, Великие тайны и мифы XX века и др. Значительная часть информации в этих передачах в большей или меньшей мере связана с основами тех наук, которые изучаются в школе. Однако образовательные учреждения мало реагируют на дидактический потенциал СМИ. Пока же пропасть между СМИ и школой увеличивается, поскольку потребление информации учителем и школьниками зависит в основном от индивидуальных вкусов каждого и редко совпадает. Это необычайно серьезная проблема, обусловленная не только возрастными отличиями, но и, по сути, принадлежностью к разным пластам цивилизации. Можно каждодневно фиксировать изменения в мироощущении и речи детей под влиянием СМИ. Нов школе мало кто обращает внимание на возникающие у детей коммуникативные трудности, связанные как с изменением окружающего их предметного мира, таки с насыщением русского языка англицизмами, специфической лексикой бизнеса и политики. Очевидно, в этих условиях учить школьника критическому отношению к получаемой информации эффективнее всего в комплексе, на материале и учебной информации, и материалов СМИ, если те посвящены одной и той же проблеме. В современном педагогическом пространстве неизбежно должна изменится роль учителя или вузовского преподавателя. Преподаватель не является теперь единственными непогрешимым источником и носителем знания, транслятором информации, его в роли информатора вытесняет интернет. Преподаватель должен стать организатором педагогического пространства, путеводителем для ученика (студента) на его пути по лабиринтам знания, культуры. И конечно, уметь работать в поле диалога. Цель педагогики нового времени – воспитание мыслящей личности, умеющей ориентироваться ив интернет-сети, ив реальной действительности, давать оценку тем или иным фактам, явлениям, совершать осознанный выбор в альтернативных обстоятельствах (В.П. Крючков.
??? Вопросы для размышления ???
Проанализируйте статью и выпишите основные проблемы современного общества, которые негативно влияют на нравственное становление личности. Выступите в качестве оппонента в данной дискуссии. Нравственные проблемы современного общества России
(intercircass.org›?p=781) В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности. Другими словами — современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (ив первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна сточки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно- нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях. В своих геополитических интересах наши противники ставят перед собой цель — дальнейшее ослабление России в мировом сообществе. Ими стимулируется сепаратизм в национальных республиках, насаждаются несвойственные нашему менталитету морально- нравственные ценности, разжигается межэтническая и межконфессиональная вражда. Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации, возникли деформации её культурного и информационного пространства. Наиболее уязвимыми оказались такие сферы, как нравственное здоровье, культура, патриотизм, духовность. Потеря человеком, особенно молодым, жизненных ориентиров, часто используется различного рода экстремистами и оппозиционными силами для решения деструктивных задач.
Современное общество утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Современная система образования не в состоянии ответить на все вызовы времени, удовлетворить весь спектр интеллектуальных и духовных потребностей человека. В её рамках не могут быть полностью решены
вопросы информационной и правовой культуры, здорового образа жизни, санитарного и экологического просвещения и многие другие. Прежде всего, в действующей системе образования нет четко обозначенной системы воспитания, само понятие воспитание редуцировано до идеи адаптации к социуму. Идет процесс вытеснения воспитательного процесса в систему дополнительного образования и коммерциализации последнего, не соблюдается принцип культуросообразности в воспитании, нарушаются права ребенка на религиозное самоопределение, допускается проникновение в школу идей половой распущенности, потребительства, жестокости, оккультизма и т.д. Удручающим фактом является значительное снижение качества образования. Еще не так давно Россия считалась одной из самых читающих стран. Теперь, по социологическим опросам, мы читаем враз меньше, чем в социальных государствах Европы. К сожалению, мы сегодня должны признать значительное снижение уровня знаний в широких кругах населения. Так, недавно проведенные Всероссийским Центром изучения общественного мнения социологические исследования показали, что 28% опрошенных лиц разного возраста убеждены, что Солнце — это спутник Земли, а 30% считают, что устранить радиацию можно в процессе кипячения. Страна отметила 70-летие начала Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. Серьезную озабоченность по поводу знания учащейся молодежи истории войны высказывают ветераны, многие педагоги, государственные деятели. В настоящее время преподавание истории в России до сих пор ведется по разным учебникам, их число достигает 70- ти. В некоторых из них на историю Великой Отечественной войны отводится всего 5 часов, например Сталинградскую и Курскую битвы детям предлагается изучить на уроке за
45 минута освободительный поход Советской армии предлагается к самостоятельному изучению. Всякому здравомыслящему и неравнодушному педагогу очевидно образование и воспитание подрастающего поколения не может и не должно быть отдано на откуп реформаторам от образования, плоды, деятельности которых подпадают под смысл известной пословицы Гора родила мышь. Очевидно, что наша школа должна опереться в деле нравственного воспитания на уже давно положенное предками основание (фундамент) отечественной духовной культуры, которая неразрывно связана с этническими ценностями национальных культур народов России, христианством, мусульманством и др. религиями. Мыслить иначе — наделе означает непротивление злу, массовой безликой культуры, насилию и разврату, насаждаемым подвидом западной модели образования и воспитания Сегодня уже достаточно ясны суть и истоки кризиса, охватившего отечественную систему образования и воспитания.
Во-первых, это кризис целей, поскольку утрачено однозначное представление о человеке, которого мы хотим воспитать.
Во-вторых, кризис мировоззренческий, поскольку всплыли вечные вопросы об отношениях человека и общества, индивидуального и социального, жизни и ее смысла.
В-третьих, существует кризис теории воспитания, так как появилось множество воспитательных концепций, большинство из которых научно не разработаны до конца и не обеспечены методологически.
В-четвертых, общество испытывает острый недостаток в компетентных воспитателях, то есть страдает система подготовки воспитателей разных уровней. Все это привело и продолжает приводить кряду деструктивных тенденций в духовной и нравственной жизни нашего общества. Стремление к духовному и нравственному совершенству подменяется стремлением к поиску одних лишь телесных удовольствий и наслаждений. Развивается нездоровая тенденция предпочтения материальных ценностей духовным.
Нередки и такие ситуации, когда просыпающаяся в человеке естественная потребность в духовной жизни начинает заменяться суррогатом в виде нездоровой тяги к мистическим культам религиозных сект и оккультизма. Как следствие у детей и подростков возникают довольно смутные, искаженные представления о таких добродетелях, как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Духовная опустошенность современных молодых людей нередко толкает их на путь алкоголизма, наркомании, преступного бизнеса, экстремизма и терроризма ощущение безысходности и отчаяния приводят к самоубийству. Проблемы нравственности всегда интересовали человечество и это отражено во многих древних учениях, философских мыслях и т.д. Философское представление о нравственности стало формироваться еще в Древней Греции, когда, в эпоху Сократа, в центре философствования встала не природа, а человек и его бытие. Сократа за ним Платон, положили проблемы нравственности в основу философии. Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. Решение этих и многих других проблем только государственными средствами невозможно. Необходима солидарность и консолидация значительных интеллектуальных ресурсов, прогрессивного, здравомыслящего населения для преодоления складывающихся негативных тенденций.
Сегодня, когда требуется объединение и концентрация усилий на решение острых социальных, нравственных проблем, важна активная позиция самого гражданского общества, нужна мобилизация творческой энергии людей. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры различных народов. Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений. Реализация духовно-нравственного воспитания возможна в нескольких аспектах
 культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры нравственно-эстетическом (в контексте нравственного христианского, мусульманского и др. учений о человеке, цели его жизни
 этнокультурном (на основе национальных традиций народов России. Рассмотрим несколько детально каждый из аспектов.
Культурно-исторический. Мы по праву гордимся своими историческими героями. Это плеяда талантливых полководцев, государственных мужей, выдающихся ученых, деятелей культуры, писателей и поэтов с мировым именем. Все они истинные патриоты России. Их жизнь отражена в литературных произведениях, запечатлена в художественных полотнах, легла в основу многочисленных кинолент и т.д.
В современной реальности весьма недостает тех исторических основ, моральных принципов на которые опиралась жизнь России в минувшие времена. Самое страшное, что идет процесс вытеснения из сознания нового поколения гордости за свое историческое и культурное наследие и возрастает тлетворное влияние набирающей силу скверны. Мы являемся свидетелями того, что все чаще находятся желающие переписать нашу историю. И, как правило, делается все это совершенно безнаказанно, с подачи наших идеологических противников. А ведь история государства — это его основное богатство, главный рычаг в формировании нового поколения патриотов, истинных граждан России. Тем, кому кажется, что на подобные вещи можно не обращать внимания, стоить заметить, что, например, Япония таким путем старается оспаривать права России на владение Курильскими островами. Другой пример — нездоровый ажиотаж вокруг пересмотра итогов Великой Отечественной войны и роли нашей страны в этой великой победе. Так что очень своевременно создается комиссия при Президенте РФ по предотвращению попыток фальсификации истории, приносящих вред государству. В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках в обществе, думая каких исправить, такой герой всегда начинает с себя. В.Астафьев писал Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем.
В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать многие имена великих русских классиков, национальных писателей (Ч.Айтматов, Р.Гамзатов) и наших соотечественников — А. Кешоков, К.Кулиев. Путешествуя по дорогам их нравственного мира, мы становимся лучше и мудрее Говоря о культурно-историческом аспекте нельзя не сказать о телевидении. Телевидение сейчас играет важнейшую воспитательную и идеологическую роль в значительной мере влияет на общественное мнение. В этой ситуации особую значимость приобретает вопрос о том, насколько содержание и качество телевизионных программ отражает действительность и соответствует уровню развития и потребности наших граждан.
Есть новости, дискуссионные площадки, которые еще сохранились на некоторых каналах. Но большая часть телевидения никакого отношения к СМИ не имеет. Это жутко низкопробная продукция, связанная с телесериалами, показом каких-то иностранных фильмов. Вы посмотрите ни одного современного фильма не проходит, в котором небыли бы сказаны нецензурные слова. Мы говорим федеральные каналы показывают такую продукцию. Это значит, что государство показывает такую продукцию. Когда говорим с телевизионными чиновниками, они объясняют Нам нужны деньги. Им нужны деньги на производство таких телесериалов и других развлекательных программ. То есть замкнутый круг они создают продукцию, чтобы получать деньги для того, чтобы опять делать низкопробную продукцию.
К сожалению, современная телевизионная пропаганда, которая основывается на чуждых для нашего менталитета лозунгах по принципу бери от жизни все, добивайся богатства любой ценой подрывает нравственные устои российского общества.
Проблема нравственности, патриотизма, интересов общества и проблемы рекламы на телевидении связаны гораздо теснее, чем это может показаться на первый взгляд. Производителям рекламы и современным бизнесменам, заказывающим им рекламу, явно не хватает не только патриотизма, но и обычного рационального мышления. Если они хотят жить в цивилизованной великой стране, где соблюдаются законы и защищаются интересы народа, они должны научиться уважать свой народ, его чувства, нравы и потребности. В России, когда высмотрите телевизионную передачу, чаще всего вас никто не предупреждает о том, что она прерывается для рекламы. Реклама может остановить футбольный матч, интересную познавательную программу или захватывающий художественный фильм. При этом потребности зрителя никто не принимает во внимание. Потребителя от рекламы никто не защищает. Мы не можем от нее отделаться, нечем защитить свою психику от навязчивой, а часто и вредной рекламы. Эмоции, возникающие вовремя просмотра фильма или познавательной передачи, оказываются прерванными, нарушенными, искаженными. Возникает проблема эффективности социального воздействия произведений искусства на человека.
Происходит деформация ценностных ориентаций. Шедевры классики оказываются на одном уровне с рекламой пива, жевательной резинки или памперсов. Социальный психолог А.Моль в книге «Социодинамика культуры предложил для этого явления термин мозаичная культура. Суть его состоит в том, что для человека общества потребления одинаковую ценность представляет информация о научном открытии мирового значения и сведения рекламы о появлении в продаже бытовой техники по сниженным ценам. Если же быть справедливым, тона телевидении, в СМИ лишь как в зеркале отражается перекос всей системы культуры. Фредерико Феллини еще в х годах XX века яростно выступал против засилья низкопробных американских программ на западноевропейском телевидении. Разве потребление кокаина стоит легализовать по той причине, что часть молодежи пристрастилась к нему И бандитизм также перестанет быть вне закона только потому, что гангстерам нужны средства к существованию — возмущался всемирно известный кинорежиссер, когда в оправдание слышал довод, что это делается для привлечения средств на содержание телевидения, СМИ, да и, населению это нравиться.
Следующие проблемы связаны с кино. Вызнаете, что детского кино у нас практически нет. Если есть детские фильмы, то это картины или иностранного производства, или из советского прошлого. И то, я по своим детям смотрю, они в старых фильмах уже не все понимают. Это совсем другая эпоха. Они не понимают значение красного галстука или еще чего-то. Деньги не выделяются на детские фильмы. Проведите эксперимент исходите в кинотеатр на детский сеанс и послушайте рекламу того, что мы, взрослые, должны посмотреть вечером. На детском сеансе вместе с мамой и бабушкой сидят подростки, ивам начинают 5-7 минут показывать отрывки, которые я даже не хочу цитировать. Это показывается на детском сеансе, это зафиксировано и никто об этом ничего не говорит.
Интернет — безусловно, величайшее достижение научного прогресса. Это виртуальная реальность, это уникальные возможности доступа к информации, к образованию, к саморазвитию. Это абсолютная информация, которая практически не имеет ограничений.
С другой стороны, это виртуальное пространство является источником очень серьезных рисков и угроз для общества, особенно для наших детей. Список негативных явлений весьма объемный терроризм, порнография, педофилия, пропаганда наркотиков, насилие итак далее. При этом скорость распространения информации абсолютно неконтролируема, мгновенна. С этой скоростью по миру распространяется не только добро, но и то, что разрушает корневую человеческую культуру и ценности, на которых держится наша цивилизация. И от этого факта невозможно отвернуться. Более того, попытка игнорировать, не замечать этого, просто преступна.
Одна из самых важных задач, которая сейчас стоит перед нашим обществом — наполнение Интернета человеческими ценностями, и сделать их интересными для наших детей. Совсем недавно в е годы перед нами стояла задача компьютеризировать наше общество, сделать доступными возможности современных технологий и Интернета для всех. Идея компьютеризации была поддержана на уровне национальных приоритетных проектов, в которые были включены школы. К сожалению, мы не сразу задумались о том, какие опасности и угрозы несет в себе всемирная сеть. Если бы мы обезопасили себя сразу, опережающим, превентивным образом, у нас было бы сейчас гораздо меньше проблем, потому человек неподготовленный не может себе гарантировать безопасность, даже на самых хороших и безупречных лекарствах есть рекомендации по применению и дозировки. На профессиональных сообществах, на институтах гражданского общества лежит громадная ответственность за создавшуюся ситуацию с Интернетом.

Нравственно-эстетический. Под «духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Поэтому в современной педагогике среди прочих, более чем какое-либо другое, имеет право на существование направление, обращенное к духовно- нравственным основам просвещения и базирующееся на фундаменте православных, мусульманских культурных традиций. Современная школа либо совсем отказывается от своей воспитательной функции, либо находится в растерянности из-за непонимания того, какой цели в деле воспитания она должна придерживаться, к какому идеалу вести ребенка. И это скорее не вина современной школы, а ее беда, поскольку дважды за прошедшее столетие рушилась сложившаяся в нашей стране система воспитания.
Вначале века коммунистический режим полностью разрушил систему религиозного воспитания. В конце этого же века разрушена система атеистического советского воспитания, полноценной замены которой на государственном уровне нет до сих пор. Сегодня отсутствует единый системный подход в вопросах воспитания, поскольку нет единой цели, а воспитывать «чему-нибудь» и «как-нибудь» невозможно.
Никто не станет спорить, что подрастающие поколения попали под обстрел идей и взглядов, разрушающих гражданственность, патриотизм, пропагандирующих моральную распущенность и безответственность. По существу возникла невиданная духовно- нравственная эпидемия. Это бедствие требует специального теоретического и экспериментального изучения и анализа, позволяющего охватывать и прогнозировать происходящую эпидемию, разрабатывать способы ее подавления, лечения и устранения. Громадные возможности научно-технического прогресса безжалостно способствовали возникновению и широкому распространению новых способов и средств растления человека.
Методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в России традиционно являлись семья, педагогика (дошкольная и школьная, а также религиозная культура, которая в последнее время реабилитируется во всем богатстве ее проявлений Воспитательная работа начинается в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы — распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети — результат такого подхода.
Большая часть того, что дети и молодежь слышат и видят в семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Задача государства, гражданского общества заняться своевременной и эффективной профилактической работой, влиять на семью, укреплять институт семьи, организовывать досуг молодежи, объединять подростков и детей для совершения добрых дел.
Дошкольное образование, школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должны опираться на разумное и нравственное в человеке. Должны помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ жизни. Это осуществимо средствами организованного этического воспитания дошкольников и школьников, органически вплетенного в учебно-воспитательный процесс. Ведь этика, как наука о нравственной
жизни человека, о нравственном добре и зле, только ей присущими методами и формами воздействия на растущего человека способна выйти на глубинный этический диалог со школьниками о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла жизни. Этика, изучая нравственную жизнь человека, направляет личность на внутреннее самосовершенствование. Отношение к жизни и человеку, как наивысшим ценностями должно стать содержанием курса этики в дошкольном и школьном образовании, закладывающем основу этической культуры в подрастающем поколении. Сегодня это становится особо значимо.
Говоря о дошкольном и школьном воспитании, нельзя не сказать об игрушках, играх, на которых происходит процесс воспитания. Много говорится и пишется в СМИ о низком качестве, а порой и о наличии в материалах, из которых делаются игрушки вредных и токсических веществ. Большим потоком такие игрушки поступают из Китая. Но еще большую озабоченность вызывает смысловая нагрузка многих игрушек и игр.
Закон, защищающий детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, подписанный Президентом в 2010 году, вступит в силу только 1 сентября 2012 года. Кто-то пролоббировал этот закон так, чтобы была отсрочка на два года, чтобы использовать это время для уничтожения наших детей. Когда нужно было изменить Конституцию и срок президентства, этот сложнейший закон за неделю прошел все законодательные закорючки. А закон, который должен сохранить наших детей для будущего, нужно еще ожидать два года. Странная позиция Законодатели разъясняют, что надо подготовить финансовую базу итак далее. Какую финансовую базу Ведь очевидно надо как можно скорее просто запретить некоторые компьютерные игры, те, которые продаются по всей стране террористы уничтожают наших десантников, бойцов, которые защищают правопорядок в зоне конфликтов. А что стоит бесконтрольная продажа многочисленных петард, лазерных указок и т.д. Мы тоже в детстве играли, но привыкли к тому, что всегда побеждали наши танки с красной звездой, наши самолеты. Что сегодня происходит Одна подоплека во всех этих играх как обойти закон и уничтожить законные формирования ради победы незаконных. Эти игры миллионными тиражами идут сегодня в наши детские аудитории. Это ужасно, и никто этого не запрещает. Они еще два года будут безнаказанно выпускать и реализовывать эту продукцию.
Кроме эстетического воспитания, необходимо возрождать духовно- нравственное воспитание. Утрата стержневой роли традиционных религий, изменение понимания сути духовности в нашей современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно- нравственному становлению человека на основе религиозной культуры во всех формах ее проявления. Это давало и дает личности возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Религиозные принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. Изучение религиозной культуры в государственной школе в форме отдельного предмета — это одна из наиболее полных форм освоения учащимися знаний о религиозных традициях и, следовательно, наиболее эффективное средство решения проблем ду- ховно-нравственного воспитания. Еще совсем недавно такая постановка вопроса была неприемлема. Сейчас государство, президент России А.Д.Медведев осознают важность воспитания у подрастающего поколения религиозного мировоззрения.
Религиозное мировоззрение, религиозные ценности пронизывают всю российскую многонациональную культуру, историю, поэтому без изучения основ религии, ее культуры, невозможно быть культурными полноценно образованным человеком.
Этнокультурный (на основе национальных традиций народов.
В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. На всем протяжении существования человечества у каждого народа материнский язык, традиции, обычаи, духовно- нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества.
Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи личности культурных ценностей, традиций, социальных норм поведения того этноса, представителем которого она является ив среде которого она живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурного воспитания подрастающего поколения позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
Различными народами в процессе своего исторического развития накоплен положительный воспитательный опыт, создана высокая педагогическая культура. Народ — живой, вечный источник педагогической мудрости, народная педагогика — это из поколения в поколение собранная духовная жизнь народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа. Основу национальной педагогики составляют духовная культура, народные традиции, обычаи, социально- этические нормы. Поэтому народную педагогику рассматривают как духовный феномен, свойственный общественному сознанию и народным традициям. Духовный феномен (духовность) является общечеловеческим принципом существования рода человеческого и объединяет в себе любовь, доброту, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость и другие лучшие качества человека.
А народы Северного Кавказа за многие годы тесного существования и сотрудничества, борьбы за выживание в трудных природных условиях и независимость создали уникальный этнический анклав, горский этикет и почти единый материальный и духовный мир — свою своеобразную цивилизацию. Но Кавказ хранит в себе и ныне мощные исторические традиции. На планете несу- ществует региона, где жили бы длительно и совместно сотни народов. Армяне и грузины, азербайджанцы и кабардинцы, курды и таты, балкарцы и адыги, русские и евреи, аварцы и лезгины, кумыки и даргинцы, греки и украинцы, осетины и карачаевцы, чеченцы и ингуши водном Дагестане свыше 40 народов.
Это удивительное национальное сосуществование является драгоценным сокровищем всего человечества. Именно поэтому гражданское общество Кавказа, в том числе его научная, художественная и другие прогрессивные составляющие должны сконцентрировать свое внимание вокруг проблем духовно-нравственного воспитания, межнациональных отношений, сотрудничества и взаимопомощи народов. Традиции Кавказа в этом смысле неисчерпаемы, и на этих традициях должно проходить воспитание подрастающего поколения.
Воспитательный потенциал традиций заключается в воспитании потребности к труду и потребности делать людям добро, культивировании положительного отношения к труду, предоставлении самостоятельности в выполнении порученного дела воспитании любви к этническому роду занятий воспитании уважения и соблюдения традиций поведения в обществе формировании социального поведения подрастающего поколения в среде своего этноса в регулировании отношений между поколениями, привитии уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту. В формировании привязанности к родным местам, бережного отношения к природе, животному и растительному миру, развитии умения анализировать явления природы и многое другое.
Хранителем традиций является семья — как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущих в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. В современных условиях необходимо развитие воспитательного потенциала семьи по использованию традиций в этнокультурном воспитании детей и подростков. Традиции воплощают в себе нравственный опыт поколений. Овладение этими традициями служит показателем этнокультурной воспитанности человека.
Этнокультурное образование подрастающего поколения в настоящее время определяется социально-политическими, духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного воспитания и образования в развитии будущего России.
Эти перемены сделали позитивный переход от политических и классовых приоритетов в социальной и духовной жизни, к выдвижению на первый план ценностей общечеловеческих и национальных, реабилитировали религиозную культуру, утвердили мировоззренческий плюрализм. Подобные изменения в жизни общества побуждают к расширению границ нравственного воспитания.
Общественная палата КБР, как один из мощных элементов гражданского общества республики, не может оставаться в стороне от этих важных проблем. Вопрос « О состоянии и задачах покоренному улучшению духовно- нравственного воспитания молодежи вынесен для заслушивания на пленарном заседании Общественной палаты КБР в сентябре текущего года. В настоящее время идет процесс подготовки вопроса и выработки рекомендаций Общественной палаты КБР, направленных на улучшение духовно- нравственного воспитания молодежи республики. Сегодня, по мнению Общественной палаты КБР, духовно-нравственное воспитание нуждается в современном теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия между
 динамично развивающимся обществом, огромным потоком новой информации и невысоким уровнем образованности основной массы населения наличием в обществе небольшой группы фантастически богатых людей и преобладающее количество бедных, те. невысокий базовый социальный слой общества активным процессом смены общественно-политического строя и отсутствием экономической свободы (бедность) для выживания в этих условиях ориентацией общества на нравственно активную и устойчивую личность и ростом проявлений аморализма в социальной среде объективной потребностью динамично изменяющегося общества в нравственно воспитанных людях и не разработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по эффективной организации нравственного воспитания учащихся подросткового возраста потребностью общества в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственности поколений в традиционных ценностях и утратой, либо предельной минимизацией школьным образованием функции духовно- нравственного просвещения растущей потребностью образовательно-воспитательной практики в новых подходах к проблемам духовно-нравственного развития и ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях Общественная палата КБР, поднимая этот вопрос, выражает тем самым озабоченность сохранением острой, проблемной ситуации по таким вопросам, как отношение молодежи к браку и семейным ценностям, к вопросам морали, нравственности и права, кал- коголю и наркотиками другим вопросам, связанным с духовно-нравственным состоянием молодежной среды. Своей основной задачей члены палаты считают привлечение внимания всех структур государства и общества к необходимости безотлагательного принятия срочных эффективных мер по обеспечению позитивного духовно- нравственного климата в республике, в каждой организации, в каждой семье. Наша республика может и должна стать образцовой площадкой, не только в Северокавказском регионе, но ив России, где на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, ведется активная работа по расширению границ нравственного воспитания.
Тема, конечно, очень интересная, и интересна она тем, что в комплексном плане этот вопрос еще не рассматривался, особенно в гражданском обществе. Вопрос очень широкий, ведь существует много объективных и субъективных факторов духовно- нравственного развития личности в обществе. Поэтому при поддержке Президента, с помощью Общественной палаты нам надо общими усилиями, на всех уровнях общества, согласованно решать проблему духовно- нравственного воспитания, начинать работу по составлению комплексных мер по духовно-нравственному воспитанию личности, формированию у нее нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.
П.К. Таов, Председатель Общественной палаты КБР д.э.н, профессор, Академик РАЕН Заслуженный деятель науки РФ Вопросы для самоконтроля. Какое влияние оказывало на нравственное становление личности информационное пространство в разные исторические периоды Когда, по вашему мнению, было легче контролировать процесс нравственного становления личности Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры современных моральных дилемм, влияющих на нравственное воспитание подрастающего поколения. Какие достижения и недостатки современной информационной культуры оказывают влияние на формирование нравственной культуры подрастающего поколения Как оградить ребенка от пагубного влияния СМИ
******* Практическое задание. ******* Как вы относитесь к запрету для просмотра в России ряда детских мультфильмов (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изменениями и дополнениями Вот список мультфильмов, который не стоит показывать детям Ну погоди, 1969 г. Пропаганда хулиганства, нездорового образа жизни, издевательств над животными.

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   22


написать администратору сайта