Главная страница
Навигация по странице:

  • Професиональная этика педагога

  • Тимонина ив. Профессиональная этика педагога кемерово 2014


    Скачать 1.52 Mb.
    НазваниеТимонина ив. Профессиональная этика педагога кемерово 2014
    Дата22.04.2022
    Размер1.52 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаProfessionalnaya_etika.pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #490313
    страница1 из 22
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    ТИМОНИНА ИВ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА Кемерово 2014
    Составитель Кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики ФГБОУ ВПО «КемГУ» И.В.Тимонина Рецензент Кандидат педагогических наук, доцент Утверждено на заседании межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики- 2014 Завкафедрой доктор педагогических наук, профессор Н.Э. Касаткина
    Професиональная этика педагога Учебно-методическое пособие
    / Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово 2014.- с. Профессиональная этика педагога- второе издание учебно-методического пособия, существенно дополненное новыми материалами. Адресовано студентам, бакалаврам, магистрам, аспирантам университета, а также преподавателям, учителям, изучающим вопросы педагогической этики. Учебно- методическое пособие может быть использовано для чтения лекций по курсу, проведения семинарских занятий и для самостоятельной работы студентов.
    Кемеровский госуниверситет, 2014
    Оглавление
    Предисловие……………………………………………………………………6
    Тема Предмет и задачи профессиональной этики педагога Происхождение и взаимосвязь понятий этика, мораль, нравственность, этикет Педагогическая этика как научная дисциплина Педагогическая этика в контексте исторического развития Основные категории педагогической этики Тема 2. Современные проблемы профессиональной этики педагога Гуманизация процесса воспитания проблемы и противоречия 26 2.Нормативно-правовые документы оправах ребенка Воспитание школьников в духе прав человека Тема Нравственное сознание современного учителя Педагогическая этика о нравственном сознании учителя Структура нравственного сознания учителя Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма Тема Этические основы профессионального общения Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности ребенка Этическая защита в педагогическом общении Тема Нравственная культура педагогического общения и пути ее формирования Основные компоненты культуры педагогического общения и способы ее формирования Сущность и функции нравственных отношений педагога с учащимися и их родителями Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя Тема Этика взаимоотношений педагога и школьников в сложных педагогических ситуациях. Конфликт и контакт Конфликты виды, структура, стадии протекания Педагогический конфликт Предпосылки и причины возникновения конфликтных ситуаций в процессе общения ………………………………………….98 Нравственное поведение учителя в конфликтных ситуация
    Способы разрешения нравственного конфликта Тема Речевой этикет в профессиональной деятельности учителя ....110 Понятие культуры речи и ее элементы Этикетные нормы общения. Речевой этикет Пути совершенствования речевого мастерства учителя Формирование культуры речевого общения в классном коллективе Тема 8. Этико - психологические отношения в педагогическом коллективе Общие этические принципы и характер делового общения Особенности общения в педагогическом коллективе официальные и неофициальные формы общения Конфликты в педагогическом коллективе нравственно - этический аспект Этика взаимоотношений руководителя образовательного учреждения с педагогическим коллективом Тема 9. Формирование этики педагогического профессионализма 148 Профессионализм и профессиональная компетентность педагога Профессионально значимые качества личности учителя Кодекс профессиональной этики учителя Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма Этические заповеди современного учителя Тема 10. Актуальные вопросы этико - нравственного поведения и воспитания подрастающего поколения Динамика этико-нравственного становления личности в условиях современного общества Поступок как исходный момент нравственного поведения воспитанника Коллизии и мотивы нравственного поведения личности Тема Этические проблемы информационного пространства в нравственном становлении личности Ретроспективный анализ влияния средств массовой коммуникации на нравственное становление личности Моральные дилеммы информационного общества и информационная этика Влияние средств массовой коммуникации на этико - нравственное формирование личности Глоссарий Приложения Литература
    ПРЕДИСЛОВИЕ biВведение курса Профессиональная этика педагога в цикл программ по педагогике обусловлено тем, что в процессе перестройки современного общества произошла смена ценностных ориентаций и нравственных идеалов. Это не могло не сказаться на такой профессиональной сфере, как учитель, где нравственный облик представителя этой профессий является зеркалом общественной морали. Особая роль в этом процессе отводится педагогу, который может лишь тогда стать профессионалом, когда овладеет тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, морали. Именно он помогает сформировать духовный мир ребенка, дать ему общие представления о нормах поведения в обществе, прививает моральные качества, нравственные ориентиры. Учитывая, что каждый учитель должен обладать высокой профессиональной и мировоззренческой культурой, особо актуальными становятся вопросы профессиональной этики педагога, нравственного облика будущего учителя. Данный курс предполагает теоретическое и практическое овладение основными компонентами культуры педагогического общения развитие и совершенствование у будущего педагога личностных качеств, обеспечивающих его психологически адекватное общение с учащимися, их родителями и коллегами по работе. Программа курса интегрирует знания и умения студентов по педагогике психологии, философии, полученные ими на предшествующих этапах обучения, и является завершающей в системе изучения пси- холого-педагогических дисциплин. Цель курса углубить знания студентов в области общенаучной и педагогической этики способствовать формированию этико-нравственной культуры будущего педагога. В процессе изучения курса Профессиональная этика педагога у студентов есть возможность познакомиться с историей зарождения и развития этических учений в области воспитания и обучения подрастающего поколения систематизировать знания и умения в области понимания внутреннего мира ребенка. По итогам изучения курса студенты должны уметь
     этически грамотно организовывать педагогическое общение с детьми разного возраста, устанавливать деловые отношения с родителями и коллегами по работе,
     иметь определенные моральные ориентации и установки, отвечающие этико – нравственным нормам педагогического общения,
     обладать навыками эмпатийного понимания ребенка, его эмоционально - чувственной сферы грамотно руководить процессом накопления положительного нравственного опыта поведения воспитанника. Учебное пособие состоит из одиннадцати основных тем по курсу, занятий для самостоятельной работы, двух коллоквиумов, а также включает список литературы по теме Профессиональная этика педагога и ряд приложений. Каждая тема имеет базовый информационный блок, где походу изучения материала студенты встретят высказывания известных педагогов, психологов, философов, помогающих глубже осмыслить изучаемую тему, а также вопросы для размышления, которые позволят активизировать мыслительную деятельность обучающихся на занятиях. Каждая тема завершается контрольным блоком, состоящим из вопросов для самостоятельной проверки изученного материала, и разнообразными практическими заданиями. С целью более глубокого усвоения курса к каждой теме прилагается список литературы. Учебное пособие заканчивается контрольным тестом по курсу, который студенты выполняют самостоятельно, вопросы к зачету позволяют оценить знания и умения, полученные входе изучения данного курса. Те студенты, которые проявили интерес к курсу, могут, пожеланию, написать реферат по одной из выбранных тем (примерная тематика рефератов указана в приложении.
    ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. Происхождение и взаимосвязь понятий ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ЭТИКЕТ.
    2. Педагогическая этика как научная дисциплина.
    3. Педагогическая этика в контексте исторического развития.
    4. Основные категории педагогической этики. Происхождение и взаимосвязь понятий ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ЭТИКЕТ. Этика - дна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности. Термин ЭТИКА происходит от древнегреческого слова «ethos» (нрав, обычай, местопребывание, характер и др) Процесс формирования этики начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в период античности в Древней Греции, Индии, Китае. Первые попытки философского обобщения моральных процессов, являются прямым продолжением этических размышлений в рамках героического и дидактического эпосов
    (Гомер и Гесиод), практической мудрости (Семь мудрецов. Уже в ранних памятниках древнегреческой литературы рассматривается соотношение индивидуальной воли и всеобщего блага, необузданных, горячих страстей и умеряющего, трезвого разума, интересов и целей одного индивида с интересами и целями других. Также довольно определенно обозначается та нормативная модель поведения - подчинение индивидуального всеобщему, страстей разуму, живых личностей абстрактным нормам, того, что есть, тому, что должно быть, - которая получает систематическое обоснование в складывающейся философской этике. Анализ ранних литературных памятников европейской культуры - поэм Гомера (Х вв. дон. э, Гесиода (конец VIII начало VII в. дон. э, изречений Семи греческих мудрецов (VII - VI вв. дон. э, которые отразили разрушение родового строя и становление классовой цивилизации в Греции, свидетельствует, что именно реальные коллизии соци-
    ально-нравственного развития, в частности противоречия между благом целого (племени, народа, сословия, полиса) и благом отдельных личностей, явились предметом первых этических размышлений. Последовательное рассмотрение названных источников показывает этическое мышление складывается и усугубляется по мере того, как формируются абстрактные моральные нормы, возрастает конфликт между ними и реальным поведением людей. Впоследствии Аристотель (384- 322 г.г. до н.э.), написавший такие работы, как Ни- комахова этика, Большая этика и др. ввел в науку понятие этика, этический, чтобы обозначить им группу добродетелей, относящихся к характеру человека, подчеркивающих его мужество, уверенность, щедрость и другие качества личности. Науку, которая призвана изучать данные этические добродетели, Аристотель назвал ЭТИКОЙ. Так впервые появилось этот термин в науке. Однако Аристотеля не следует считать первым эти- ком. Еще до Аристотеля, различными проблемами морали активно занимались Платон
    (428-348 г.г. до н.э.) и Сократ (469-399 г.г. до н.э.). Таким образом, в 5 веке до нашей эры этические учения начинают занимать важное место в духовной культуре, что явилось следствием социально-экономического и духовного развития человечества. Мыслители античности рассмотрели очень многие проблемы морали и создали тот культурный задел, который предопределил в значительной мере развитие этики в последующих столетиях.
    Этика средних веков стала непосредственным преемником античной культуры (5- 15 в в. Ново взглядах ученых этой эпохи (Иоанн Златоуст, Августин Аврелий, Фома Ак- винский и др) доминировали христианские догматы, в связи с тотальным господством в обществе религии и церкви. Новая эпоха, которая зарождалась в недрах античности, - эпоха средневековья требовала другого понимания предмета этики перехода от понимания морали как совокупности добродетелей к ее пониманию как системы объективных надындивидуальных норм. Исторически этот переход казался связанным с религиозным осмыслением морали. Если кратко, в двух словах, выразить суть переворота в этике, связанного с переходом от античности к средневековью, то он состоит в том, что этика стала религиозной. Ее судьба на многие столетия оказалась сопряженной с монотеистической религией - христианством. В первом письменном документе христианства - "Откровение Иоанна Богослова" Иисус Христос появляется как носитель карающей справедливости, беспощадный мститель. Мотив мести встречается ив более поздних произведениях. Так, евангельский Иисус говорит, что он принес на землю не мира меч. Злом, которое подлежало безусловному истреблению, было богатство, (Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. - Матф. 6, 19) беззаконие, насилие, эксплуатация человека человеком, социальное неравенство (вызнаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими но между вами да не будет так. - Матф. 20, 25), национально-племенная рознь (Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех. - Рим. 10, 12). Словом, все те общественные отношения, которые составляют кровь и плоть классового общества, "сатанинской" Римской империи. В относительно самостоятельную дисциплину этика выделилась в конце VIII века Причиной этому послужило то, что в реальной жизни мораль не существовала изолированно, ее принципы пронизывали все виды человеческой деятельности. Знание о морали формировалось в результате деятельности не только этиков, но и психологов, педагогов, социологов, историков, литературоведов ив ряде других наук, которые непосредственно касаются изучения человека. (Л.А.Попов). Этическое и оптимистическое становятся господствующими в мировоззрении
    XVIII века. Считается уже хорошим тоном выражать отвращение ко всему, что хоть в
    какой-то мере связано с убеждениями, основанными на суеверии. Воля к прогрессу, столь характерная для XVIII столетия, сокрушает, наряду с религиозными, и национальные предрассудки. Передовые умы века зовут к ломке национальных рамок и указывают на человечество как на величину, с которой следует соразмерять идеалы. Наступает эра авторитета целесообразности и нравственности. Осуществляется великий процесс воспитания в человеке гражданина. Одновременно прилагаются усилия к тому, чтобы каждый человек воспитывался в духе, соответствующем его человеческому достоинству и его благу. Начинается борьба с невежеством. Этическая мысль конца
    I и всего  века представляет собой довольно пеструю картину она рассматривает вечные проблемы человека с различных мировоззренческих позиций. Это глубоко раскрывается в духовных исканиях Ф.М. Достоевского,
    Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова и др. Вторая половина XIX - начало XX встали временем перелома, знаменовавшего собой конец классической и становление новой, современной философии и этики. Это выразилось в изменении подходов к традиционным проблемам. Классическая философия морали базировалась на культе разума, который должен был открыть и сформулировать принципы устройства мира на началах человечности и справедливости. Нравственность мыслилась как выражение истинной сущности человека, его предназначения как разумного существа. Но развитие истории XIX-XX вв., казалось, полностью опровергло эти ожидания. Разум и наука, хотя и подтвердили свое торжество в познании и подчинении сил природы, обнаружили свое бессилие в устройстве человеческой жизни. И требовались

    какие-то новые пути для реализации этих ожиданий, либо разоблачение их иллюзорности и избавление человечества от напрасных надежд. Существенное влияние на развитие этической мысли в России оказало издание классической и новой зарубежной этической литературы. Только в последние пятнадцать лет XIX в. впервые на русском языке были изданы такие работы, как "Этика" Аристотеля (1884), "Этика" Спинозы (1886), "Критика практического разума" Канта (1897), Свобода воли и основы морали. Две основные проблемы этики" Шопенгауэра (1886), "Так говорил Заратустра" (1898) и "Поту сторону добра и зла" (1900) Ницше, "Основания этики" Спенсера (1898), "Этика" В. Вундта (1887-1888), "Изложение и критика современных систем морали" (1886), "Будущее морали" (1899) и "Критика новейших систем морали" (1900) А. Фулье, "История и критика современных английских учений о нравственности" Ж.М. Гюйо (1898), "Этика или наука о нравственности" Г. Гефдинга (1898), Система этики" Ф. Паульсена (1889), "Наука о нравственности" Ф. Кирхнера (1900) и др. Важное значение имел выход двухтомного труда Ф. Йодля "История этики в новой философии" (1896-1898), под редис предисловием B.C. Соловьева, который отмечал, что на русском языке не существовало до сих пор никакой общей истории нравственных учений - причем не только оригинальной, но и переводной. По мнению Соловьева, этот недостаток был тем более чувствителен, что "пробудившийся в русском обществе с сер. х - концах годов интерес к философии лежал, прежде всего, в области нравственности, а не умозрительных вопросов. Очевидно, что к концу века этическая мысль в России вышла на уровень европейской этической традиции. Об этом свидетельствуют такие признаки, как 1) всестороннее обоснование метафизических и позитивных начал нравственности 2) систематизация нравственности в рамках философской и богословской мысли 3) разработка теоретических основ этики (сущности, специфики, функций морали) в рамках сравнительного исследования права и нравственности 4) обоснование мировоззренческого потенциала этики, способствующего ее интеграции в социально-
    политические программы. К началу XX в. этика была вполне готова стать важным звеном идейной борьбы и политической жизни России, а также существенным фактором, определяющим духовную жизнь общества и его культурный подъем.(Гусейнов А.А. История этических учений.)
    Этика -I века затрагивает жизнь человека во всех сферах культуре, политике, экологии, педагогике. Изменения в общественной жизни ознаменовались новыми противоречиями и поисками истины человеческого бытия и мироустройства. Культура и этика- эта проблема становится в наше время все более актуальной, ибо развитие цивилизации в XX веке уже подошло к такому рубежу, когда лишенная этического начала культура буржуазного общества все более угрожает благополучию и существованию человека на Земле. Необходимо в полной мере оценить ту опасность, которую представляет для будущего человечества так называемая "массовая культура" буржуазного общества, не имеющая прочных нравственных основ, пропитанная идеями насилия, разбоя, культом секса и непрерывно и длительно растлевающая человеческое достоинство многих поколений. С другой стороны, в нравственном развитии человечества совершается величайшей важности шаг разуверившиеся в капитализме человечество отворачивается от этики индивидуализма, выродившейся в культ эгоизма и стяжательства, и обращает свои взоры к этике коллективизма Культура и этика, Альберт Швейцер
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта