Главная страница
Навигация по странице:

  • Кинестетический

  • Тимонина ив. Профессиональная этика педагога кемерово 2014


    Скачать 1.52 Mb.
    НазваниеТимонина ив. Профессиональная этика педагога кемерово 2014
    Дата22.04.2022
    Размер1.52 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаProfessionalnaya_etika.pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #490313
    страница4 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    Нравственные чувства педагога Нравственные чувства - это переживания по поводу того или иного поведения людей или своего собственного поведения с позиций нравственных категорий, таких как справедливо - несправедливо, «человечно - бесчеловечно (А.А.Востриков). К нравственным чувствам относятся симпатия-антипатия, привязанность- отчужденность, уважение-презрение, любовь-ненависть, справедливость - несправедливость и др. Нравственные чувства являются частью нравственного сознания учителя. По своему содержанию они представляют собой субъективное, личностное отношение к объектами субъектам педагогического процесса. Ведущими нравственными чувствами педагога являются
     любовь к детям,
     профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка,
     терпимость, Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей голове.
    Д.И. Писарев. Нравственные убеждения, взгляды, привычки – все это тесно связано с чувствами. Чувства – это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди.
    В.А. Сухомлинский Нравственное чувство и нравственная вера - вот что способно объединить взрослых и детей.

    Ю.П. Азаров.

     доброжелательность,
     доверие и уважение к учащимся.
    ??? Вопросы для размышления ??? Сегодня, как считает А.Ф.Никитин, нравственное чувство, которое К.Д.Ушинский называл чувством общественности, заменяется все больше чувством групповщины. Люди - часто с детского возраста - приучаются оценивать себя, окружающее, происходящее сточки зрения не общенародных, а групповых, корпоративных интересов уличной дворовой компании (неформального объединения, профессионального клана и т.д.. Отсюда - релятивная нравственность что добро для них, зло для нас и наоборот, свобода от моральных соображений в выборе средств деятельности, нагнетание враждебности. Согласны ли вы с мнением А.Ф.Никитина? Аргументируйте свой ответ. Можно ли таким образом добиться сплоченности подростков и выстроить общение между ними и педагогами на основе корпоративного неформального общения с учетом нравственных критериев Любовь к детям. Любовь - нравственное чувство. Она не скована нравственными оценками и этим отличается от дружбы. Любят не потому что, а несмотря ни на что. Характерной особенностью любви является абсолютное приятие другого человека. Любовь - одна из форм преодоления отчуждения человека от человека, и потому она признана вершиной нравственного отношения к человеку. Любовь понимается, как умение сопереживать миру ребенка и умение видеть учащегося в перспективе его развития. Ее специфическим содержанием является самоотверженность, самоотдача духовная близость и взаимопроникновение. Главный вопрос жизни ребенка Любители вы меня должен стать центральным педагогическим понятием в деятельности учителя. В педагогическом аспекте понятие любовь к детям- это нравственно- эмоциональное чувство, показывающее степень развития нравственного сознания учителя. Любить ребенка – это значит уметь вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь, уметь вслушиваться в настроения учащихся, уметь входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими, уметь своевременно разрешать противоречия школьной жизни. Сострадание, сочувствие, сопереживание – это то, без чего не может быть полноценного воспитания.

    Ю.П. Азаров. Любовь заключает в себе множество добродетелей – терпимость, доброту, милосердие, понимание, заботу, сострадание и отвагу ». П. Вайнцвайг
    «Безусловная любовь – это ваша неизменная любовь к подростку, даже если вам омерзительно его поведение».
    Р. Кэмбелл. Не чувствуешь любви к детям – сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не детьми. Ф. Вигдорова.
    Данное понятие проявляется на уровне сложившихся нравственных отношений с воспитанниками. Эти отношения должны характеризоваться такими качествами, как
     доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта,
     взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность.
    ??? Вопросы для размышления. ??? Если педагог утрачивает способность любить ребенка – он утрачивает способность воспитывать Согласны ли вы с таким утверждением Азарова Ю.П.? Аргументируйте свой ответ. Профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ученика. Современному учителю не только самому приходится испытывать многочисленные физические и психоэмоциональныестрессы. В своей работе он имеет дело сучениками, находящимися в состоянии стресса. Сегодня они чувствуют себя менее защищенными перед напором трудно охватываемой и систематизируемой детским умом избыточной информации, усилившимся разрывом между ускоренным физическим созреванием и удлинением периода общественного становления. Вместе со взрослыми они ощущают многие негативные стороны меняющейся жизни ее непредсказуемость, жестокость, боязнь за завтрашний день
    Кромеэтого,одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - катастрофический рост детских дидактогенных неврозов (психических расстройств, в чем виноваты, прежде всего, учителя. Основная их причина - бесчисленные детские фобии, страхи, которые порождаются равнодушным отношением учителя к ученику, ежедневным диктатом, откровенной грубостью и жестокостью.
    ДИДАКТОГЕНИЯ
     от греч. didaktikos — поучительный, genos — происхождение) — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрацияи др, отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Д. может являться причиной неврозов Краткий психологический словарь.

    Ростов-на-Дону:
    «ФЕНИКС».
    Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, МГ. Ярошевский.1998).
     негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя. Выражается в повышенном
    нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз, ив этом случае может возникнуть необходимость в специальном лечении, в частности методами Научить преодолевать в себе ложный стыд, повышать статус каждого ребенка, его чувство собственного достоинства в коллективе, утверждать подлинные духовные ценности личности - основа истинной любви к детям
    Ю.П. Азаров.
    психотерапии (Популярная психологическая энциклопедия. — М Эксмо.С.С.
    Степанов.2005).
    Педагог профессионально ответственен задушевное здоровье ученика. Репрессивная и агрессивная педагогика, как считает доктор и педагог Дубровский А.А., недопустима. Его Советы раздражительному учителю, несомненно заслуживают внимания педагога сточки зрения педагогической этики
     не предъявляйте чрезмерных требований к ребенку,
     не впадайте в гнев, постарайтесь осмыслить ситуацию,
     не оскорбляйте и не кричите на ученика – это разрушает его психику. Наш опыт подтверждает, что самой главной причиной возникновения неврозов, таких как энурезы, логоневрозы (нарушение речевой функции, различные тики, истерии, юношеские гипертонии, фобии, является школа, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, а если вникнуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием установки на постоянную обеспокоенность охраной здоровья учеников чителем»,- указывал в своих исследованиях А.А.Дубровский. Учитывая все эти факторы, учитель должен помнить, что он ответственен за полноценное развитие ребенка и его психическое здоровье. Уважение к личности ученика. Подлинное уважение к детской личности проявляется, прежде всего, впедагогической требовательности к ребенку, в оказании помощи ученикув раскрытии своего собственного я. Требовательность учителя должна быть доброжелательной, требовательностью друга, заинтересованного в судьбе ученика. Требовательность должна быть реалистичной, выполнимой, понятной ученикам. Манера выражений требований учителем должна быть также достаточно достойной, уважительной, тактичной. Необходимо избегать крика, скороговорок, исключать назидательный тон. Парадоксальность дидактогении (школьных неврозов) заключается в том, что они бывают только в школе - в том священном месте, где гуманность должна стать важнейшей чертой, определяющей взаимоотношения между детьми и учителем.
    Дидактогении - детище несправедливости. Нет ничего опаснее для становления нравственных и волевых сил ребенка, чем безразличие учителя к его успеваемости. Затем - окрик, угроза, раздраженность, ау людей не обладающих педагогической культурой, - даже злорадство вот тыне знаешь, давай сюда дневник, я тебе поставлю двойку, пусть родители полюбуются, какой у них
    сын…Болезненная реакция нервной системы на несправедливость учителя у одних детей приобретает характер взвинченности, у других - это мания несправедливых обид и преследования, у третьих – озлобленность, у четвертых - напускная (деланная) беззаботность, у пятых – безучастность, крайняя угнетенность, у шестых - страх перед наказанием, перед школой, перед учителем, у седьмых - кривлянье и паясничанье, у восьмых - ожесточенность, принимающая иногда патологические проявления. Предупреждение дидактогений зависит от педагогической культуры родителя и учителя.
    В.А. Сухомлинский.
    Уважение воспитанника педагогом обнаруживается в его способности удивляться уникальной одаренностью детской натуры, доверять внутренним духовным силам учащихся.
    3 ЭТАЛОНЫ И АКСИОМЫ НРАВСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. Каждый педагог стремится стать профессионалом своего дела. Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя – мастера, к которой следует стремиться начинающему педагогу. Ряд таких черт, безусловно, ориентированы на общечеловеческие ценности и обусловлены исторической передачей опыта от старшего поколения к младшему. Такой портрет педагога - мастера создавался в разные исторические эпохи и обязательно учитывал нравственные (моральные) эталоны профессиональной деятельности педагога. Современный учитель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем, другом (В.И. Журавлев). Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма - это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду воспитанию и обучению подрастающего поколения. Аксиома 1. Учитель должен уметь любить детей. Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками. Педагог, который искусственно делит учащихся на шалопаев, перспективных, трудных, и обычных, может легко не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу.
    Любовь к ребенку означает, что существование другого имеет для меня смысл. Это стремление к другому человеку, в основе которого желание отдавать, заботиться, улучшать его жизнь и нести за это ответственность. Человек, который любит, способен
     видеть другого человека таким, каков он есть, понять и знать в его конкретности и уникальности

     принять ценность и необходимость человека Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к другому человеку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствие его проблемами переживаниям, требовательной помощью ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения
    Б.Т. Лихачев. Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, нов первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника.
    ША. Амонашвили.

     утвердить человеческое существование другого
     открыть еще нереализованные личностные возможности человека, перспективу его развития. Таким образом, любовь педагога определим как деятельное участие в жизни воспитанника с целью усиления его личностных возможностей, знания, понимания и принятия его уникальности и необходимости, открытия и реализации его ценностной перспективы. Каждый учитель задает себе вопрос какие отношения с учениками я создаю И, безусловно, каждый учитель согласится, что в основе настоящего взаимодействия с учениками находится любовь к ним. Настоящий учитель уверен, каждый его воспитанник есть абсолютная индивидуальность, обладающая уникальными возможностями. Мой воспитанник обладает ценностью независимо от его состояния, поведения или чувств. Я принимаю своего воспитанника, значит, я создаю такие отношения, которые будут ему полезны (Ниязбаева Н.Н.). Любовь к ребенку не есть позволение ему делать все, что он захочет. Уже педагогами прошлого было подмечено, что дисциплина не является воспитательной дубинкой. Постоянные запреты типа нельзя либо делают воспитанника нечувствительным к слову педагога, либо вызывают дух противоречия. Определенные, разумные и постоянные требования приучают ученика к определенному стилю жизни. Стимулируемое любовью педагога волевое действие становится через какое-то время привычным. Поэтому в процессе воспитания необходимо дать ученику почувствовать, что его любят независимо от его проступков и внешних качеств.
    ??? Вопросы для размышления. ??? Нужно ли любить ученика или достаточно добросовестно относиться к своим обязанностям педагога Какова Ваша точка зрения (при затруднении в ответе см. Ражников В.Г.). Способы выражения любви к ребенку визуальный, кинестетический, психологический, педагогический. Визуальный
    – контакт глаз. Контакт глаз предполагает умение педагога смотреть прямо в глаза воспитаннику, когда он общается с учеником. Любящий взгляд стимулирует и окрыляет ребенка, воодушевляет и эмоционально поддерживает его в трудных начинаниях. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности, укрепляет чувство безопасности и уверенности в себе.
    Кинестетический(физический контакт- помогает выразить любовь к воспитаннику с помощью ласкового прикосновения (к руке, можно обнять за плечи, погладить по го-
    «Слово, проникнутое любовью, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и дает ему мири счастье но слово, лишенное любви, и святые истины делает холодными мертвым нравоучением и потому бессильно над умом и сердцем.
    В.Г. Белинский
    лове) в зависимости от ситуации, возраста, индивидуальных особенностей ученика. Не следует использовать вульгарные и панибратские формы воздействия. Психологический - проявляется в пристальном внимании к воспитаннику. Терпеливое выслушивание просьб ученика, полное сосредоточение на проблемах воспитанника вовремя общения с ним. Умение педагога вовремя прореагировать на душевный дискомфорт ученика. Педагогический – любовь проявляется в умении педагога оценить по достоинству действия воспитанника, в умении радоваться искренне вместе с ребенком его успехами огорчаться в случае неудач. Настоящая любовь к ученику строга и требовательна. Аксиома 2. Учитель должен относиться к детям с уважением Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Аксиома 3. Ученик имеет право на незнание Часто неуважительная, авторитарная позиция педагога по отношению к ученику объясняется тем, что школьник еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим учителем. Однако выдающиеся педагоги прошлого неоднократно констатировали тот факт, что учитель должен уважать детское незнание. Воспитанник согласен воспринимать знания и нормы поведения в обществе, если педагог, уважает его незнание и прежде чем приказывать и требовать, объясняет необходимость данных действий и советует, как лучше поступить. Ученик имеет право не знать, но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно- образовательном процессе. Аксиома 4. Злой учитель - непрофессионал. Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полностью овладевают сознанием педагога, то такие эмоции отравляют ум ученика, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Будущему педагогу необходимо научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не престает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной морали. Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими. Я. Корчак
    . Дураков среди детей не более, чем среди взрослых Я. Корчак.
    Когда вы гневаетесь на кого, не избегайте его близости. Подойдите к нему и поклонитесь ему и выскажите спокойно, без шипов злоречья

    все-все, что причиняет вам досаду…И лучшим из вас будет тот, кто первым придет с поклоном. Л. Фейхтвангер. За собой следи, чтобы не раздражаться и людьми и лошадьми надо управлять, владея, прежде всего, собой
    В.Г. Короленко.
    Вопросы для самопроверки. Дайте определение сущности нравственного сознания учителя. Какую роль играет нравственность учителя в педагогической деятельности Назовите и кратко охарактеризуйте элементы структуры нравственного сознания учителя. Раскройте суть таких понятий, как любовь к детям, уважение к личности ученика, профессиональная ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Какие эталоны и аксиомы нравственного профессионализма должен соблюдать педагог Имеют ли данные аксиомы какое-либо отношение к родителю, как педагогу, воспитывающему собственного ребенка
    ******* Практическое задание. ******
    1. Подготовьте сообщение по теме «Педагоги-гуманисты об уважительном отношении к личности ребенка (при подготовке используйте статью Г.И.Ризз Я.Корчак: ребенка надо уважать / Педагогика, № с. 69-72; Я.Корчак Как любить детей- Москва - Воронеж, 1999 / глава Право детей на уважение с.
    2. Подготовьте сообщение на тему Формирование культуры чувств в школьной среде при подготовке используйте работы А.Шемшуриной Этическая грамматика
    /см.общий список литературы к пособию)
    3. Подготовьте сообщение на тему «Дидактогения: причины и ее возможные последствия для ребенка (при подготовке используйте статьи Северный А.А., Иовчук НМ. К вопросу о дидактогенных депрессиях у младших школьников Электронный ресурс // Психологическая наука и образование
    PSYEDU.ru
    2012.
    №1.
    URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru).
    4. Представьте, что вы являетесь членом законодательного органа, созданного волей педагогического сообщества (учителей, учеников, родителей. Создайте свою версию нормативного акта Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма учителя. Литература. Основная
    1.Мишаткина Т.В. Педагогическая этика Текст учеб пособ. Сер. Высш образ, Изд-во Феникс .-2004.-304 с.
    2. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика Текст учеб пособ. Изд-во Новое знание .-
    2004.-304 с.
    3.Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика. Текст Барнаул изд-во АлтГТУ,
    2010.- с Дополнительная

    1. Защита личности от дискриминации. Текст
    Вт. Т. 2 : хрестоматия / авт. вступ. ст. и сост А. Г. Осипов, А. К. Соболева ; под общ. ред. А. К. Соболевой. - М Новая юстиция, 2009. - 410, [5] с. : ЧЗ(1)
    2. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциальные основания феномена любви в педагогическом взаимодействии Текст // Поиск- 2005.- № 4(2).- с)

    3. Позднякова О.К.Формирование нравственного сознания студента - будущего учителя Текст Учебное пособие. - Самара СГПУ.-2009. -200 с.
    4. Позднякова О.К.Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя Текст Монография. - М МПСИ, 2006.
    5. Позднякова О.К. Нравственное сознание учителя этический аспект Текст Монография- М МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭК», 2006.
    6. Савкина СВ. Правила профессиональной этики при проведении педагогической диагностики Текст // Классный руководитель. - 2005. - №5. - с. 16. 29 7. Садовая Л.В. Формирование профессионально-этической конвенциональности будущего учителя в образовательном процессе вуза. Текст - автореферат диссертации- Брянск- 2007 гс. Садовая Л.В. Этика конвенциональности как нормативно-ценностная стратегия профессионально-личностного развития будущего учителя Текст / Л.В. Садовая // Инновационные проблемы педагогического образования- М Изд-во МГОУ,2007.-
    С.46-49. Тема 4. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.
    1. Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы.
    2. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении.
    3. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности ребенка.
    4. Этическая защита в педагогическом общении.
    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ. Отношения учитель - ученик достаточно серьезная педагогическая проблема. Совместная деятельность педагога и учеников, которой они заняты в школе, казалось бы, должна снять проблему общения. Но этого не происходит, так как во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формирования личности стремление все познать, попробовать разноплановые интересы, желания, потребности. Суть проблемы общения в умении сопрягать эти разные духовные миры. ОБЩЕНИЕ Данное понятие психологи определяют как
     сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (Краткий психологический словарь / под ред. А.В.Петровского),
     одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием трудом, игрой, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент – Экзюпери.

    формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности » (НИ. Конюхов,
     связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого (М.В.Гамезо, И.А.Домашенко).
     это сложный и многогранный процесс, который может выступать водно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей к друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания (Педагогическое рече- веденье / словарь-справочник). Вступая в общение человек несет в себе (В.И. Смирнов):
     сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие его социально - нравственную позицию,
     стиль поведения в общении,
     стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться,
     намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания, объективного оценивания,
     сложившийся способ воздействия на партнера по общению, заражение, внушение, подражание. Педагогическое общение - это « многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности (Педагогика Уч. пособие / В.А.Сластенин). Педагогическое общение – это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон и педагога и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту. Это означает
     уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем,
     интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху,
     восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами. Основные функции педагогического общения (Л.М.Митина):
     информационная,
     социально-перцептивная,
     самопрезентативная,
     интерактивная,
     аффективная. Информационная функция общения реализуется в обмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера между учителем и учениками. Передача этой информации осуществляется средствами вербальной и невербальной коммуникации. Социально - перцептивная функция проявляется в умении учителя воспринимать и слушать ученика (собственно - перцептивный уровень, а также в особой чувствительности к воспитаннику (эмпатийный уровень)
    Самопрезентативная функция помогает самовыражению и учителя и ученика. В актах общения осуществляется презентация так называемого внутреннего мира педагога и воспитанника. Общение есть и основа, и суть, и интегральный метод воспитания. ША. Амонашвили.

    Интерактивная функция педагогического общения состоит в обмене образами, идеями, действиями, ив способности отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения. Если учитель заинтересован развитием личности ученика, то он будет стремиться научить его умению социального поведения и общения с инакомыслящими, навыкам ведения споров, дискуссий. Аффективная функция общения заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции. Положительное эмоциональное общение создает условия для творческой совместной деятельности, появления особой социальной установки на другого человека, вызывающей чувство уважения, симпатии, благодарности. В целом данные функции педагогического общения играют основную роль в деятельности учителя и характеризуют его коммуникативные способности. Сточки зрения этической стороны общения акцент следует сделать нате функции в процессе общения, которые играют главную роль в формировани этики человеческих отношении Это (Н.Е.Щуркова) такие функции, как
     открытие ребенка на общение
    - пробудить желание выйти на общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью убедить ученика в его в свободном выборе характера общения (нос учетом нравственных норм, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить ученика в положительном отношении к нему учителя,
     соучастие ребенку в процессе общения – данная функция призвана поддержать ученика в его стремлении к общению, принять часть трудностей на себя, оказать помощь воспитаннику, проявить интерес к его внутреннему миру. Данная функция обеспечивает механизм транслирования одного Я другому Я »,
     возвышение ребенка в процессе общения. Функция возвышения- такое влияние на ученика, при котором ему удается входе взаимодействия сохранить уровень этической культуры общения и, благодаря духовными физическим усилиям, совершить восхождение к новым духовным новообразованиям. Содействовать восхождению значить формировать нравственные качества личности школьника стремление стать добрее, смелее, решительнее. Реализация этих функций обеспечивается практическими профессиональными умениями педагога. Методика формирования данных умений предложена Н.Э.Щурковой (см. Практикум по педагогической технологии, М. Чтобы педагогическое общение было эффективным педагогу необходимо знать
     закономерности общения,
    - структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения,
    - методику изучения общения и межличностных отношений,
    - основные психолого-педагогические и этические требования, предъявляемые к организации педагогического и межличностного общения. Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В данных принципах выражаются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с учащимися. Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, ив основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками (Л.Л.Шевченко):
     принцип ненасилия (право ученика быть тем, что он есть,
     принцип паритетности взаимоотношений,
     принцип уважения труда познания ученика,
     принцип уважения неудачи слез ребенка,
     принцип уважения тяжелой работы роста,
     принцип уважения самобытности ученика,

     принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику,
     принцип оптимальной требовательности и уважения,
     принцип опоры на положительное в ребенке,
     принцип компромиссности спорных решений. Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов.
    2. ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОНТАКТОВ. ЭМПАТИЯ И СИМПАТИЯ В ОБЩЕНИИ В процессе общения с учащимися педагог расширяет свои знания о личности ребенка. Он, неоднозначно воспринимает и оценивает воспитанников в той или иной ситуации, что откладывает определенный отпечаток на формирование эмоционально- межличностных отношений учащихся с учителем. Немаловажную роль в процессе общения играют человеческие отношения, основанные на чувствах симпатии, антипатии, эмпатии. Симпатия, эмпатия и человеческое познание есть явления, представляющие собой единый процесс, характеризующийся постепенным углублением проникновения одного человека в психологию другого.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта