Тимонина ив. Профессиональная этика педагога кемерово 2014
Скачать 1.52 Mb.
|
). Почему именно дискурсивная этика является новым стандартом демократии и этикой XXI века Во-первых, дискурсивная этика основана на принципе нравственности – не вреди человеку, обществу, природе ни словом, ни мыслью, ни делом. Созидай для человека, общества, природы мыслью, словом и делом. Во-вторых, дискурсивная этика предполагает прямое массовое общение граждан через информационно- коммуникационные системы в режиме реального времени. В-третьих, дискурсивная этика предлагает динамическую массовую этическую оценку социальным событиям, результаты которой отражаются в режиме реального времени и видны всем. (Юнацкевич ПИ) В кратком ретроспективном анализе нам удалось проследить, как на протяжении ряда веков формировалась наука этика. Однако до сих пор нет однозначного определения данного понятия. ЭТИКА- учение о нравственности (морали, ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (философский словарь) ЭТИКА- это философское учение (объектом которого является мораль, объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни. (Гойхман О.Я., Надеина Т.М.) 2. ЭТИКА- это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы. (Словарь русского языка.-М.: Русский язык, ЭТИКА- это кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики Словарь поэтике Под ред. И.С. Кона.-М.,1983 ). Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе. Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем. Moralität, англ. moral, morality) и нравственность (нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues). Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида. Мораль - (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром излом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчести- ем, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.(В. Кемеров Философская энциклопедия) Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др. Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, те. в различные исторические эпохи у разных народов. Однако в морали должное не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей. (Лавриненко В.Н.) Специфика норм морали заключается в следующем ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применяются в самых различных жизненных ситуациях, моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека. Нравственность - есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - это единство внешней и внутренней культуры личности, одним из составных элементов которой является ЭТИКЕТ. Категории морали и нравственности, безусловно, оказывают влияние (и порой существенное) на характер РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ. При этом большинство философов сегодня не поддерживают идею существования какой-то одной, единственно верной теории морали. В отечественной литературе последних лет специально подчеркивается, что недостаточно понимать мораль как форму общественного сознания или особый механизм регулирования поведения людей, что она является особым духовно- практическим отношением человека к миру. Вместе стем самые разные концепции морали при обращении к толкованию ценностей жизни оперируют общими понятиями добра и зла долга и совести, справедливости, счастья и др. (Гойхман О.Я, Надеина Т.М.) Профессиональная нравственность (мораль – есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительнок условиямдеятельностиданной профессии. Можно говорить о специфической нравственности врача, юриста, учителя и т. д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика Профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас сложных, необычных. Этикет (от франц. etiquette – ярлык, этикетка) означает установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Этикет совпадает с общими требованиями вежливости. (Ивакина Н.Н., 84). Отсюда РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ- это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе. Этикет- явление историческое. Правила поведения людей изменялись с учетом условий жизни общества, конкретной социальной среды. Элементы этикетных норм поведения появились еще на ранних ступенях развития человеческого общества (например, определенные правила поведения рядового члена общества по отношению к вождю племени. Но большинство исследователей считают, что этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Этикет всегда выполняли выполняет определенные функции разделение починам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока. В русский язык слово этикет вошло в VIII столетии при Петре 1, когда устанавливались широкие культурные и политические связи России с другими государствами. В это время создавались особые руководства по этикету для молодых людей, в них подробно указывалось, как следует вести себя в обществе. В 1717 г. была издана переводная книга Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от раз- Кто двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд. Аристотель ных авторов. В ней довались советы молодым дворянам, как соблюдая этикет, добиться успеха при дворе ив свете. Основы же современного служебного этикета фактически были заложены Генеральным регламентом Петра I, где были заимствованы наиболее апробированные зарубежные этикетные нормы. (Гойхман О.Я., Надеина Т.М.). Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон морально - этической и эстетической. Первая сторона – это выражение нравственной нормы предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения. Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в обществе. Знание норм этики, умение следовать им в поведении ив речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей. К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия. ??? Вопросы для размышления ??? Многие правила этикета, особенно современного практически совпадают с элементарной вежливостью. Не следует ли отсюда вывод, что человек, строго выполняющий требования этикета, является высоконравственной личностью Аргументируйте свой ответ. 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя. (Шевченко Л.Л.). Специфика педагогической этики обусловлена, прежде всего, тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным объектом воздействия - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность. Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога. Педагогическая этика осуществляет эмпирико-описательную, теоретико- философскую и нормативную функции, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Основные задачи педагогической этики исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали, разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности, выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя, изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися, разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога. Основные методы исследования педагогической этики тождественны общенаучным методам теоретический анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, анкетирование, социо- метрия, рейтинги др. 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Анализ этико-педагогических идей прошлого показывает, что уже в древности существовали как ее сторонники, таки противники. Так, Демокрит призывал строить процесс воспитания, сообразовываясь с природой ребенка. Среди методов воспитания представлены скорее методы взаимодействия и убеждения, чем наказания и принуждения. Этический рационализм отличает взгляды Сократа, требования к воспитателю и ученикам едины - это задача самопознания (познай самого себя. Вопросы профессиональной этики учителя впервые поставил М. Квинтилиан. Он не рекомендовал использовать принуждение в обучении. Учитель должен пробуждать положительные чувства ребенка, поощрять его просьбами и похвалами, радоваться его успехам. Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 г. г, известный римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении "О воспитании оратора. Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения. В школе основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного классицизма. Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Квинтилиан полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику развития. Квинтилиан теоретически обосновали применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним. Подробно рассматривает вопросы педагогической этики Я.А.Коменский (1592-1670), обращая особое внимание на взаимоотношение педагога и воспитанника. Я.А.Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др. Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. Никто не может сделать людей нравственными или благочестивыми, кроме нравственного или благочестивого учителя. Я.А.Коменский Великая дидактика правил искусства развивать нравственность 1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения. 2. Прежде всего основные, или, каких называют кардинальные добродетели мудрость, умеренность, мужество и справедливость. 3. Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство. 4. Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании. 5. Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева. 6. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность. 7. Особенно необходимые юношеству виды мужества благородное прямодушие и выносливость в труде. 8. Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений. 9. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом. 10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель готовность услужить другими охоту к этому. 11. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой. 12. Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное 13. Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей. 14. Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание. 15. Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них. 16. Итак как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина. Проблеме нравственных аспектов воспитания, гуманного отношения к детям особое внимание уделяли Ж.Ж. Руссо (1712- 1772), И.Г. Песталоцци (1746-18270), Я.Корчак (1878-1942). Они были уверены, что любовь учителя к детям может решить все проблемы воспитания. Духом гуманизма, любовью к детям пронизана книга Я.Корчака Правила жизни, в ней раскрыты основные нравственные нормы общества. Автор учит детей доброте и чуткости, трудолюбию уважению к людям труда. Его фундаментальный труд Как любить ребенка представляет собой синтез размышлений о детях и их воспитании. Центральная идея книги – обоснование педагогической истины о том, что главное для воспитания – любить ребенка, знать его душу, понимать его мир, видеть в нем равного себе. Уметь представить себя ребенком. Доброта учителя – основная черта его личности и ведущее профессиональное качество. Формирование добрых человеческих отношений Я.Корчак не представлял без доверия к воспитанникам. Доверчивость, вера в людей, - писал он, - не толи это добро, которое можно сохранить и развить в противовес злу, которое порой нельзя устранить, а можно лишь, да и то с трудом, приостановить в развитии. Чтобы проявлять добрые человеческие отношения к детям, воспитатель, по Я.Корчаку, должен познать себя, отдавать себе отчет в томна что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать воспитать, научить, – говорил он, обращаясь к учителю. Дальше педагог отмечал, что для этого воспитателю важно вместе с ребенком по- детски радоваться и грустить, любить и сердиться, обижаться и стыдиться, опасаться и доверять. В трудах Воспитательные моменты, Право ребенка на уважение, Правила жизни, Шутливая педагогика, в художественные произведениях для детей и о детях Когда я снова стану маленьким, Король Матиуш на безлюдном острове, Упрямый мальчик, «Кайтусь-волшебник» и др. Я.Корчак призывали учил проявлять к детям глубочайшее уважение, заботиться о растущей личности, уважать радости и горе, слезы и неудачи ребенка, уважать его тайны и надежды. Я.Корчак показал, что без светлого, радостного детства, прожитого во всей полноте, вся последующая жизнь человека может быть искалечена. Недопустимо унижение, оскорбление достоинства личности ребенка. Человек, униженный в детстве, когда он был совсем беспомощным, может сам превратиться в насильника и тирана. Современники Я.Корчака отмечали, что он превратил наблюдения за ребенком в науку. Наблюдения замечательного педагога, систематическое углубление знаний о детях служили не только разработке теоретических положений, но и решению конкретных воспитательных задач. Я.Корчака справедливо называют величайшим гуманистом своего времени. Отличительной чертой и самой сильной стороной его гуманизма была действенность. Его гуманизм это защита детей от законов того времени, которые не позволяли ребенку раскрыть то, что дано ему природой. Основной смысл педагогической концепции Я.Корчака – ребенок и его благо. В истории отечественнойэтико - педагогической мысли данные вопросы были глубоко изучены теоретически и практически в работах К.Д. Ушинского, АС. Макаренко, В.А.Сухомлинского: только тот педагог может считаться профессионалом, который обладает педагогическим тактом, уважает личность воспитанника, стремиться развивать в ребенке все лучшее через привитие ему опыта добрых дел. .Л.С.Макаренко в сложное время борьбы за победу социализма впервые года советской власти, работая с беспризорными детьми, доказал реальность марксистского тезиса о формировании нового человека в новых исторических условиях. Он создал педагогику и этику коллективного детского труда и стал виднейшим теоретиком и практиком единой трудовой политехнической школы. Этико-педагогические воззрения и теория нравственного воспитания В.А.Сухомлинского строились на глубоком анализе опыта, накопленного советской педагогикой, а также на основе философского осмысления конкретно-исторических условий, в которых проходила его деятельность. В.А.Сухомлинский поднял серьезную проблему нравственного порядка - значение ценности каждой человеческой личности, необходимости высокогуманного, чуткого и бережного отношения к каждому человеку, особенно к детям. Тот этап исторического развития, на котором находится ныне наше общество, можно охарактеризовать как возвышение человеческой личности, - писал он. В.А.Сухомлинский, разрабатывая этико-педагогическую систему коллективных влияний с учетом неповторимой индивидуальности каждого ребенка, на практике утверждал, что всеобщее образование должно осуществляться при уважении и воспитании чувства собственного достоинства ученика, верил в одаренность и талантливость каждого растущего человека (Карпова Н. Л. Научное исследование проблемы педагогической этики учителя активизировалось в 60-90 годы, когда профессиональная этика стала предметом межнаучных исследований. Вопросы профессиональной и нравственной культуры педагога, его социальной ответственности перед обществом за воспитание ребенка, проблемы сущности педагогической В школе должны быть человечные, гуманные отношения между воспитателем и его питомцами. Страшным злом является встречающая его грубая, бесконтрольная власть воспитателя - будь то педагог или родитель. В.А. Сухомлинский. морали стали наиболее актуальными для субьектов педагогической деятельности данного периода. Так е годы породили новое направление в педагогике, получившее название педагогика сотрудничества, в основе которой лежит главный принцип паритетное отношение сторон, взаимоуважение и взаимопонимание, учет морально-правовых норм в процессе общения. Целеполагающей идеей педагогики сотрудничества являлось стремление педагога помочь ребенку пережить радость познания, стимулировать его активность и творчество. В современных условиях педагогика сотрудничества рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагоги ученики в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарища учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, таки в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности. Педагогическое сотрудничество - явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны педагогической медали, составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Есть очень способные учащиеся, но немало и таких, которые ленятся, не хотят учиться, которых к этому надо приучать, а иногда - даже принуждать. Но это наши дети, и мы не можем исключить их из сферы нашего педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого учителя (преподавателя, мастера) - постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно- производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию. Таким образом, педагогическое сотрудничество - это не только взаимодействие, не только доверие и взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность учащихся (http://osvarke.info/) Таким образом, педагоги прошлого (П.Абеляр, Э.Римский, Ж.Жерсон, С.Френе и др) и наши современники (Э.А.Гришин, В.А.Кан-Калик, Я.С.Котингер, И.И.Чернокозов, Л.Л.Шевченко и др) сформировали общие аспекты этики педагогического профессионализма современного учителя уважение личности ребенка, его достоинства, постоянное проявление любви к ребенку в процессе обучения и воспитания. 4. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. Категории этики — это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. Категории этики — не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в тоже время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы (Кобликов АС. Категории педагогической этики. Это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны морали и составляющие теоретический аппарат педагогической этики (Шевченко Л. Л. В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра, долга, добродетели, совести. Современная педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. В современной педагогической этике выделяются такие категории, как - педагогическая справедливость, - профессиональный педагогический долг - профессиональная честь и совесть - достоинство - педагогический авторитет - самодисциплина Педагогическая справедливость - своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности, проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, социально полезной деятельности и т.п Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения куч бе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками. Справедливый учитель-это высшая похвала педагогу в ней выражены уважение, признание ума и человечности, доброты и принципиальности, единства личных и деловых качеств. В.А.Сухомлинский писал Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Нонет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка. Известный немецкий философ А.Шопенгауэр (1788-1860) полагал, что чувство справедливости восходит к чувству сострадания. Именно это чувство, по его мнению, удерживает человека от нанесения обид другому лицу, от эгоизма, равнодушия. Профессиональный педагогический долг. Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей. Педагога должен осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интел- «Общий принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим. Вл. Соловьев. лектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Профессиональный педагогический долг понимается как превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу каждого педагога. Категория долга тесно связана с такими понятиями, характеризующими моральную деятельность учителя, как ответственность, самосознание, совесть, мотив Профессиональный долг педагога основывается на осознании морального долга это ориентация на безусловное уважение личности ребенка и требовательности к нему, утверждение гуманности и соблюдение морально-правовых норм, регулирующих процесс воспитания и обучения. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни. Профессиональная честь. Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуги качеств. Осознание этой значимости составляет основу профессионального достоинства личности, самооценку ее деятельности. Профессиональная честь - это понятие морального сознания (сходно с категорией достоинство) Профессиональная честь и профессиональное достоинство взаимно дополняют друг друга, помогают поддерживать определенный, достаточно высокий уровень нравственности в конкретных условиях той или иной профессии. Понятие профессиональной чести предписывает нормативные требования к поведению и предполагает в отношении клич- ности ту меру уважения, которую он заслужил со стороны всех участников педагогического процесса – учителя, учащихся, родителей. Развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга. Профессиональная совесть Совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших ценностей. Совесть активизирует нравственную жизнь человека, она является важным механизмом утверждения добра, справедливости. Профессиональная совесть - это категория этики, отражающая взаимосознание и моральную ответственность личности перед самим собой внутренняя потребность поступать справедливо. Совесть - наиболее совершенная форма самоконтроля. Профессиональная совесть учителя - это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед своими учениками. Педагогический авторитет. Основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства это духовная власть над сознанием учащихся. Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, - указывал А.С.Макаренко,- на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, вашей помощи ему и на вашей ответственности, а его воспитание. Доброжелательность и искренность – неотъемлемые черты авторитетного педагога. Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого- педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т. д. Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоеватьавторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности ребенка свойственны такому педагогу. Общение с классом приобретает формально - бюрократический характер. Авторитет педантизма. У такого учителя существует система мелочных, никому ненужных условностей. Систематические придирки педагога к ученикам не согласуются со здравым смыслом. Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину. Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитету воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать учеников. На красноречия такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание. Авторитет мнимой доброты. Проявляется чаще у начинающих учителей в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепрощение приводят к игнорированию всех указаний учителя, над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются. Вопросы для самопроверки. 1. Как соотносятся между собой понятия этика, мораль, нравственность, педагогическая этика Что объединяет эти понятия 2. Раскройте понятийный аппарат педагогической этики, предмет, задачи, функции, основные методы исследования. 3. Восстановите в памяти общую историческую картину развития этико- педагогической мысли с античности до наших дней. 4. Проанализируйте понятия педагогическая справедливость, профессиональный педагогический долг, совесть и др, относительно к эпохе I века. 5. Найдите общие педагогические понятия, связывающие данные термины педагогической этики с терминами теории воспитания. ******* Практическое задание Подготовьте сообщение на одну из тем Этика становление и современность. Этические идеи средневековой педагогики. Основные положения педагогической этики в деятельности В.А.Сухомлинского. Педагогическая справедливость - показатель объективности действий педагога Авторитет педагога – основа воспитательного влияния на взаимоотношения в разных системах педагогического процесса. см. общий список литературы к пособию) 2. Выделите основные положения педагогической этики, имевшей место в 70-80 г.г в. в деятельности учителей – новаторов (ША. Амонашвили, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин и др для подготовки используйте статьи Богуславский МВ. Феномен Ш.А.Амонашвили / Проблемы современного образования.-2011.-№1.-с.26-41; книга Педагогический поиск опыт педагогов новаторов. Литература. Основная. 1. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика Учебное пособие. Текст - Барнаул Изд-во АлтГТУ, 2010. – 155 с. 2. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика Учебное пособие / Т.В. Мишаткина. Текст Ростов н/Дону: Феникс Мн Тетра Системс, 2004. – 304 с. 3. Профессиональная этика и служебный этикет Текст : учебник / В. Я. Кикоть и др ; под ред. В. Я. Кикотя .- М. : ЮНИТИ : Закон и право , 2012 .- 559 с. Дополнительная 1. Артемова Л.А. Аристотель о нравственных добродетелях как основе гармоничных отношений личности. Текст // Воспитание школьников с. 2. Барсукова С. А. Совесть как предмет психологического исследования / Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г) / Ответственные редакторы А. Л. Журавлев, МИ. Волови-кова, ТА. Ребеко. – М Изд-во Институт психологии РАН, 2009. с ipras.ru›engine/documents/document2007.pdf 3. Белухин ДА. Педагогическая этика желаемое и действительное Текст / ДА. Белу- хин. М МПСИ, 2007. – 123 с. 4. Гунаева, З.Х. О результатах исследования проблемы педагогической этики в трудах К.Д. Ушинского, ПФ. Каптерева, КН. Вентцеля Текст / З.Х. Гунаева // Страницы истории педагогики материалы для студентов по изучению курса истории педагогики. Вып. 32. – Пятигорск ПГЛУ, 2011. – С. 53-61 5. Назаров В. История русской этики Учебное пособие для студентов вузов. Текст - Изд.-во Гайдарики с. 6. Сариева А. Б. Понятие о педагогической этике и её задачи Текст / А. Б. Сариева // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г. — Уфа Лето, 2012. 7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Текст - М Сердце отдаю детям. Текст - М. 8. .Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина. Текст // Воспитание школьников 7.- с. 9. Таликов СВ. Педагогическая этика в структуре этической науки. Текст http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2012/2012_2_951_955.pdf 10. Чабанова С. С. Авторитет учителя генезис педагогических подходов Знание. Понимание. Умение.-2009.-№3.-с.37-39 Тема 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. Гуманизация процесса воспитания проблемы и противоречия. 2.Нормативно-правовые документы оправах ребенка. 3. Воспитание школьников в духе прав человека. 1. ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ. Основные идеи гуманизации образования имеют долгую историю. Их родоначальниками некоторые считают представителей современной гуманистической психологии и педагогики (Ш.Бюлер, А.Маслоу, К.Роджерс). Однако данные идеи были сформулированы значительно раньше в трудах выдающихся ученых просветителей многих стран мира. Впервой половине 20 века эта концепция, обоснованная Дж. Дьюи (1859-1952), получила название педоцентризма, а также прагматизма в педагогике. Она представлена также в "свободном воспитании" периода педагогических поисков начала 20 века, в педагогике М. Монтессори и Вальдорфской школе Р.Штайнера. Во второй половине XX века концепция получила развитие в работах А. Маслоу, К. Роджерса и др. В педагогических работах это получило название гуманистическая педагогика, неопедоцентризм. Гуманистическая педагогика в отличие от гуманистической психологии на данный момент времени все еще находится на стадии своего становления и пока что не выделилась в самостоятельную школу. Вместе стем следует подчеркнуть, что в основе практически любой общей педагогической теории и практики заложены принципы гуманизма. Весь ее мировой опыт свидетельствует об этом. Имена великих педагогов Я.А. Комен- ского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского, НИ. Пирогова, Л.Н. Толстого, АС. Макаренко, В.А. Сухомлинского и многих других, – это и имена великих гуманистов, уделявших вопросам становления и воспитания достойного человека первостепенное значение. Гуманистическая педагогика исходит из идеи гуманности человека, заложенной в его природе и способной к проявлению, самоактуализации. Она видит свою цель в раскрытии гуманных творческих возможностей каждого человека. Ее идеал – здоровая творческая личность. Гуманистическая педагогика исходит из убеждения в том, что способность человека к самосовершенствованию, его стремление к достойной жизни, истине, добру, справедливости и красоте являются одновременно величайшей потребностью человеческого существования (Дмитриева Е.Н.). В центре внимания гуманистической педагогики – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Школа в гуманистической педагогике призвана способствовать созданию условий, в которых достигаются осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибку, на свободный выбор и творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От педагога гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. Почему ребенок для одного воспитателя плоха для другого хорош Мы требуем стандарта добродетели и поведения, и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании Я.Корчак Обновление школы, гуманизация образования и воспитания не имеют ничего общего с нравоучениями и моральными сентенциями. Еще К.Д.Ушинский решительно отвергал такую педагогику и связывал гуманизацию прежде всего с организацией разумной и привлекательной для учащихся деятельностью, способствующей становлению их добрых чувств и устремлений. Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в целом складывается из трех основных составляющих правовая база соблюдение прав и гуманное отношение к ребенку, гуманистическое воспитание, гуманизация образования. Рассмотрим подробнее каждую составляющую. Создание условий для максимального развития каждой личности в обществе людей с разными физическими и психологическими особенностями в качестве общечеловеческой проблемы волновало прогрессивную мысль с античных времен. Путями разрешения этой проблемы виделось одной стороны принятие и соблюдение законов, ас другой – соответствующее воспитание (Щуркова НЕ. Современная школа сегодня делает достаточно много в направлении гуманизации воспитательного процесса. Однако проблема реализации гуманистического принципа в школьную практику остается еще до конца нереализованной и примеров тому достаточно много. Взрослый, выступая в качестве родителя, воспитателя, учителя часто пытается занять позицию правого во всем. Мотивация такого поведения взрослого подкрепляется внутренним убеждением разя взрослый, значит, я знаю, как лучше. Но всегда ли эта позиция педагогически оправдана, всегда ли мы соблюдаем те этические нормы, общаясь с ребенком, которые нас характеризуют как ПЕДАГОГА с большой буквы Соблюдаем ли мы ПРАВА РЕБЕНКА, и есть ли они у него Школа - первый общественный институт, с которым сталкивается ребенок, который формирует у него основную систему правовых и нравственных представлений. Поэтому особую значимость приобретает оценка респондентами их правового положения в школе, нормативного регулирования школьной жизни, и возможности самому влиять на управление собственной жизнью и школьными делами. Отвечая на вопрос о соблюдении прав ребенка в школе, почти половина - 48,6% ответили, что права подростков в их школе в основном соблюдаются 15% - права подростков соблюдаются редко, 3,7% - что права не соблюдаются никогда или почти никогда. 24,8% опрошенных отметили, что никаких особых праву подростков в их школе нет, и 8,47% затруднились ответить на этот вопрос. Таким образом, получается, что каждый Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя. ША. Амонашвили Наш долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего боле святого, чем право других людей. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами И.Кант. седьмой ребенок считает, что его личные права в школе нарушаются. (Калабихина И. Е. и др) Сегодняшняя статистика не в пользу учительства. В 1993 проведено экспериментальное обследование 5 тысяч учащихся школ Хабаровского края, Свердловской области, Екатеринбурга сточки зрения реализации прав ребенка, подобные исследования проводились ив г.г. (Московская область. Результаты неутешительные 1. В школах господствует авторитарный стиль общения в системе администрация – учитель-ученик». В школах широко практикуются различные виды насилия над учащимися. Виды насилия физическое оскорбление - в наибольшей степени ему подвергаются учащиеся младших классов (22%), (5-6 кл. Это удар указкой, линейкой, книгой и др. предметами, словесное оскорбление – в большей степени используется по отношению к учащимся кл. (56%), (начальн. шк- 42%; 7-8 кл. – 30 %). Взрослый намеренно, сознательно пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство психического дискомфорта при помощи грубых слови выражений. Характерная особенность - отсутствие свидетелей, В московских школах дисциплина достигается не всегда достойными методами. Две трети опрошенных рассказали о том, что учителя обзывают и оскорбляют учеников, около трети респондентов говорят о том, что учителя кричат и поднимают на них руку (в основном это подзатыльник или линейка. Наказания подобного рода могут быть за успеваемость, поведение, затруднение в решении задачи или не сдачу нормативов на физкультуре (Калабихина И. Е) публичное унижение – оскорбление при свидетелях (класс, друзья, др. учителя, родители. В большей степени подвергаются учащиеся младших классов (70%), 5-6 кл- 15%, 10-11 кл- 0,5 %. коллективное осуждение с унижением достоинства - происходит при пассивном или активном участии свидетелей, организованном учителем (-лями), могут вовлекаться и родители (начальн. шк- 60 %, 5-7 кл- 40 %). шантаж - угроза нежелательного, противоречащего этическим нормам разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его поведения. Лидируют поданному показателю учащиеся 7-9 кл- 70%, 10-11 кл- 40 %, наказание трудом – наиболее завуалированная форма. Начальная школа %, 5-9 кл- 82%, 10-11 кл %. Тот, кто смотрит на ребенка, как на объект приложения сил воспитательной системы, как на пустой сундук, в который необходимо что-то вложить, как на кусок глины, из которого нужно вылепить некое соответствие созданной в воображении модели- всякий, кто ставит перед собой такие цели, уже совершает насилие. Д.Г.Левитес. Таким образом, в большей степени подвергаются различным видам унижения учащиеся начальной школы, в более выгодном положении находятся старшеклассники, но и тут не все благополучно. Социологические исследования (Шнекендорф З.К, 1997 г, проведенные в разных регионах страны, а также современные исследования (Калабихина И. Е, 2006- 2009 г.г. Московская область) показывают, что во многих школах педагоги только ограничиваются разговорами о гуманизме, о признании прав школьников. Так, 46% опрошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными методами. Со своей стороны ученики отмечают следующие недостатки, возникающие в процессе общения со своими наставниками неудовлетворенность общим моральным климатом в школе высказали 69% респондентов опрошенных учащихся оскорблены тем, что большинство учителей кричат на учеников. Доброжелательность у большинства своих наставников отметили всего 20 % респондентов, уважительное отношение к ученику как к личности независимо от успеваемости отметили 18% . Почти каждый третий (29%) признается Я чувствую, что многие учителя считают меня человеком второго сорта. Но существует и другая не менее сложная проблема. Провозгласив гуманистический принцип, педагог школы поставил себя в ситуацию острых постоянных противоречий ежедневной школьной реальности уважение ученика со стороны учителя нив коем случае не гарантирует формирование уважения учителя со стороны ученика - более того, даже создает опасность формирования потребительского отношения к педагогам, как бы обслуживающим детей (Щуркова НЕ. Данные противоречия разрешить достаточно сложно. Но выход из этой проблемной ситуации можно найти, лишь зная нормативно-правовые документы, где Человек признается как наивысшая ценность жизни. |