Главная страница

Тимонина ив. Профессиональная этика педагога кемерово 2014


Скачать 1.52 Mb.
НазваниеТимонина ив. Профессиональная этика педагога кемерово 2014
Дата22.04.2022
Размер1.52 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаProfessionalnaya_etika.pdf
ТипУчебно-методическое пособие
#490313
страница3 из 22
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
??? Вопросы для размышления ??? Чем объяснить, что в школе сегодня доминирует авторитарный, антигуманный стиль общения, идет нарушение педагогической этики Какая причина, по-вашему, наиболее существенно влияет на этот процесс Аргументируйте свой ответ. Согласны ли вы сданным утверждением, приведенным в пособии Д.Г.Левитеса? Какова ваша точка зрения на эту проблему?
«Чем талантливей, ярче, убедительней педагог, тем большую угрозу он представляет для воспитанника, ибо, порой сам того не осознавая, всем своим обликом подавляет волю, внутреннюю свободу ученика, не столько не раскрывает в нем его самого, сколько навязывает себя как эталон, образец самореализации. Причины нарушения прав ребенка не претерпели значительных изменений за эти годы, как показывают исследованиях г.г.  в. ив первые десятилетия I в. Причины нарушения прав можно искать в следующем
 сохранение наследия советской системы воспитательных мер и стандартов в современных школах
 слишком большая численность учеников в классах, неоднородный состав классов сточки зрения способностей учеников
 отсутствие качественного отбора при найме учителей в школы
 отсутствие у учителей достаточных знаний в области детской психологии
 отсутствие системы мер контроля над действиями учителей и отсутствие системы наказания за нарушения прав ребенка (неотвратимость наказания важнее тяжести наказания

 происходит затухание воспитывающей функции школы. Признание того, что школа должна воспитывать, формировать культуру общения, не находит отражения у большинства педагогов только 34,1 % - признали, что школа должна давать опыт социального взаимодействия и общения,
 многие педагоги еще не могут сориентироваться в мире новых ценностей воспитания, не видят новых ориентиров,
 общество в целом имеет низкий уровень этической культуры общения, что нашло отражение во всех социальных институтах, причастных к воспитанию подрастающего поколения.
 падение престижа профессии учитель (в том числе низкий уровень оплаты труда в последние десятилетия, отсутствие авторитета учителя перед учеником и незнание учителем иных мер по поддержанию (созданию) собственного авторитета.
2. НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОПРАВАХ РЕБЕНКА. Проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Свидетельством этого является анализ принятых международным сообществом за последнее десятилетие документов, законодательно определяющих права ребенка Международные документы
• Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г
• Декларация прав ребенка ООН 1959 г
• Конвенция ООН оправах ребенка 1989 г
• Декларация тысячелетия ООН и План реализации Декларации тысячелетия ООН 2000 г
• Декларация и план действий ООН Мир, пригодный для жизни детей 2002 г
• Заключительные замечания Комитета по правам ребенка ООН к Третьему периодическому докладу Российской Федерации о выполнении Конвенции ООН оправах ребенка
2005 г
• Глобальная инициатива Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Города, доброжелательные к детям
• Доклад ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире 2005 г. Не оставим без внимания каждую мать, каждого ребенка, Международная классификация функционирова-
ния,ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ-ДП) и другие документы Всемирной организации здравоохранения.
******************************************************************** ДЕКЛАРАЦИЯ от лат. declaratio- объявление, провозглашение) не имеет обязательной силы, является рекомендацией. В ней провозглашаются основные принципы, программные положения. КОНВЕНЦИЯ (от лат. conventio - договор, соглашение) - международное соглашение, как правило, по какому – то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали)
********************************************************************* Законодательство РФ
• Конституция РФ

• Семейный кодекс РФ
• Гражданский кодекс РФ
• Гражданский процессуальный кодекс РФ
• Кодекс РФ об административных правонарушениях

• Уголовный кодекс РФ
• ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
• ФЗ от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений
• ФЗ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 Об образовании
• ФЗ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан
• ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ О гражданстве Российской Федерации (вред. от
28.06.2009 г. № 127-ФЗ);
• ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (вред. от 28.06.2009 г. № 127-ФЗ);
• ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
• Федеральная целевая программа Дети России на 2007–2010 гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172);
• акты Президента РФ Указ Президента Российской Федерации от 9.10.2007 г. № 1351 Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Указ Президента Российской Федерации от 6.11.2004 г. № 1417 О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и др
• Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 159 Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
• Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. №986 Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка
• региональное законодательство большинства субъектов Федерации содержит ряд законов и постановлений о защите прав ребенка. Конвенция ООН оправах ребенка конкретизировала основные положения Декларации прав ребенка и возложила на принявшие ее государства правовую ответственность за их действия в отношении детей. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в общественной жизни. Конвенция – это документ высочайшего педагогического значения. Статья 8. Государство обязуется уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя, семейные связи, не допуская противозаконного вмешательства. Статья 12. Право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, его затрагивающим. Статья 13. Право ребенка выражать свое собственное мнение. Это право включает свободу искать, получать и давать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме. Статья 16. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Статья 18. Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка. Статья Право на образование на основе равных возможностей. Школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Статья 29. Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.
Авторитаризм в отношении к детям (как родительский, таки педагогический) - явление интернациональное. Взаимоотношения взрослых и детей должны выстраиваться на другой нравственно-правовой и педагогической основе. Необходимо, чтобы уважение к мнению, взглядам, запросам, в целом к личности ребенка не только стало нормой общечеловеческой культуры, но и принималось как норма права. Педагогика требований, воспитания должна стать педагогикой доброжелательных отношений личностей – равноправных субъектов права. Родитель и педагог должны сегодня знать, что права ребенка также защищены Законом Российской Федерации Об образовании (статьи 5,6,32, 50, 51). В статье 15 Закона Об образовании говорится, что применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающемуся воспитаннику не допускается. Конвенция, как и Декларация оправах ребенка и Закон Об образовании провозглашают основополагающие принципы организации гуманистической жизни свобода, неприкосновенность, равенство, созидание. Однако на практике данные принципы имеют и свои противоречия. Разрешить эту проблему педагогу помогут советы Н.Е.Щурковой. СВОБОДА Профессиональная свобода педагога постоянно наталкивается на стену сопротивления учащихся им кажется, что учитель ущемляет их свободу. Предоставление же свободы воспитанникам перечеркивает все педагогические замыслы учителя. Разрешением данного противоречия может стать договор, отражающий коллективное осмысление и принятие определенных норм и правил поведения. Договор способствует предотвращению либо смягчению межличностных столкновений в реализации личностной свободы каждого участника педагогического процесса РАВЕНСТВО – это наиболее противоречивый принцип в его практической реализации разность социальных условий, способностей, характеров, интеллекта, психических процессов и т.д. – всё это делает проблематичным осуществление равенства между учащимися, а также между педагогом и учениками. И здесь на помощь может прийти поиск общих интересов, совместное СОЗИДАНИЕ в процессе творческой деятельности. Созидательная деятельность помогает осуществить равенство каждого ребенка, получившего доступ к самоутверждению, творчеству, состязанию с другими. Таким образом, разница в правах, «разноправие» – естественный феномен социокультурного развития человечества. Нельзя искусственно сократить или увеличить дистанцию общения, дать больше или меньше прав кому-либо; педагогу необходимо человеческое чутьё и профессиональное достоинство, уважение личности ребенка, его прав и свобод.
Нормативно-правовая база в аспекте соблюдения прав ребенка получила реализацию ив нашей Кемеровской области. Так Советом народных депутатов Кемеровской области
26.01. 2011 г. принят ЗАКОН ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ, где четко прослеживалось одно из главных направлений гуманизация образования, социальная защита детей, подростков, работников образования с учетом соблюдения конституционных и законодательных прав. Вторая составляющая гуманизации воспитательно-образовательного процесса - это гуманистическое воспитание, которое неразрывно связано с гуманизацией образования и обучения учащихся. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание – это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, входе которой происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве субъекта и соавтора. В становлении субъектности учащемуся требуется духовная и нравственная поддержка, помощь. Ее ока Первое, неоспоримое право ребенка – высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нами сам скажет, в чем его право, загадок и ошибок станет меньше. Я. Корчак.

зывают педагоги, родители, взрослые, сотрудничающие с детьми в решении проблем их здоровья, образования, досуга. Эта помощь имеет гуманитарный характер, те. осуществляется адресно, с любовью и уважением к детям, заботой о растущем человеке, милосердным отношением к нему. Гуманистическое воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте осуществляется как процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развитие его природных способностей - ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. В подростковом возрасте - это процесс интенсивного физического и социального созревания личности, создающей предпосылки начала культурной самоиндентификации, вхождение в мир национальной культуры. В старшем школьном возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно нравственной автономизации личности, физического и нравственного самосовершенствования, вхождение в жизнь общества, жизненного самоопределения. Гуманизация образования направлена на конструирование содержания, форм, и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого ученика, его познавательных процессов, личностных качеств. Гуманизация образования может получить реализацию при соблюдении, по крайней мере, трех условий
 нужен учитель с высоким уровнем развития нравственных и интеллектуальных качеств, подлинный интеллигент.
 нужно конструировать новые технологии обучения, максимально учитывающие предпочитаемые ребенком способы переработки учебного материала,
 нужны принципиально новые технологии воспитания ив целом развития личности, стимулирующие самообучение, саморазвитие, самовоспитание. Активная модернизация образования в последние годы, тем не менее, не решила проблемы преодоления правового нигилизма, формирования правовой культуры общества. Новая парадигма компетентностного подхода также не позволила пока увидеть плоды правового воспитания, хотя именно этому направлению образования подрастающего поколения стало уделяться, бесспорно, большее внимание (Певцова Е.А.)
2. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, уважения достоинства и прав других людей, способности решать конфликты без использования открытых искры- тых форм принуждения - одна из основных задач современной школы. Нельзя у ребенка сформировать ненасильственное отношение к другим людям (толерантность, если сама педагогика и существующая практика школьной жизни продолжают в своей основе оставаться на авторитарных позициях. Подтверждением этому может служить проблема отношений «учитель-ученик», в основе которых в идеале должны быть доброжелательность, уважительное отношение, соответствующее им поведение, интонации, взгляды, жесты, мимика, улыбка и многое другое. В комплексе они создают культуру человеческих взаимоотношений. Школа, учитель могут многое сделать, чтобы общечеловеческие ценности, гуманистические идеи стали для каждого ученика не только суммой знаний, но и синтезом нравственных норм, определяющих поведение человека Усвоение прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, инте-
«Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребенку познать себя как члена общества, живущего по нравственно-этическим нормам. ША. Амонашвили.
ресов, установок, что служит одной из психологических основ для самосовершенствования. Нравственное воспитание как путь к созданию фона для педагогических усилий в области прав человека обосновано ив том смысле, что в нормальном обществе право вытекает из морали, обуславливается ею. Этические и этико-религиозные традиции существуют даже в тех обществах, в которых недостаточно развито правосознание. Кроме того, права (особенно в раннем возрасте ) и не в чисто юридическом смысле, могут усваиваться как нравственные возможности, например, право на внимание, любовь, уважение и т.д.. Особенно необходимо подчеркнуть нравственный смысл воспитательной работы на материале прав человека. Усвоение этих прав способствует формированию человеческого достоинства, как одного из кардинальных, нравственных качеств свободного человека, а также - чувство ответственности, являющееся по своей природе нравственно-правовым и основным свойством личности, воспитанной в духе прав человека.
Существеннейшее значение в воспитательной работе школы имеет формирование у школьников такого качества, как миролюбие (означает лад, согласие, единодушие, приязнь, дружбу, доброжелательство. Эти черты характера складываются из нравственных проявлений личности способности улаживать несогласие, вражду, терпимо относиться к противоположному мнению, уважать право других. Миролюбивый человек способен к компромиссу, а это качество формируется на границе между правами моими и твоими
». Воспитание школьников в духе прав человека – процесс длительный, многоаспектный. А.Ф.Никитин считает, что данный процесс имеет три условных этапа Целевая установка первоначальной программы (5-6 кл) - мотивационное ориентирование учащихся, формирование и укрепление у них представлений о значимости прав человека в жизни общества. Достигается это подключением к изучению предмета опыта самих учащихся, их знаний о прошлом и настоящем родины, экскурсами в историю таких стран, как Англия, США, Франция и др, рассказами о Всеобщей декларации прав человека, Декларации и Конвенции оправах ребенка. Следующий этап – расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права и свободы человека. В подростковых классах (7-9 кл) эта работа проводится на разных учебных предметах и во внеурочной работе. В старших классах вводится новая программа курса Человек и общество, кроме того организуются факультативные занятия, уроки по курсу Права человека, осуществляются межпредметные связи по этой теме. Цель заключительного этапа - активизировать общественную деятельность учащихся, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя на практике как знание самих прав и свобод, таки умения их реализовывать. По мнению Певцовой Е.А начало XXI в. ознаменовано появлениемновых тенденций в правовом обучении. Их особенностями являются

практико-ориентированный подход в изложении содержания выстроенных правовых курсов - опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни
формирование активной гражданской позиции личности
 уважение к правам человека и нормам международного права
обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника
 решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем. Главными целями правового обучения стали вопросы повышения правовой грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответственности и социальной активности.
Произошел переход от экспериментальных форм преподавания права в школе, которые соответствовали этапу опытного освоения правового обучения, к устойчивым (стационарным) формам стабильного правового образования. Согласно концептуальным принципам правового обучения главными задачами современной школы должно стать формирование
 уважения к праву,
 собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,
компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции. Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе
способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия
 коммуникативных способностей, прежде всего устной речи
систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков
 конкретных умений и навыков действия в социальной сфере. Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. Организуя предпрофильную правовую подготовку, современный учитель должен знать, что в старшей школе (10-11 классы) в зависимости от профиля образовательного учреждения, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено различными курсами. Например, самостоятельный курс Основы правоведения, Право набор специализированных (модульных) курсов Право и экономика, Право и демократия и т.п.; часть интегрированного курса Человек, общество, право, а также их комбинациями. Вопросы для самопроверки.
1. Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые проблемы и противоречия современной школы, которые приводят к нарушению принципа гуманизма в воспитательно - образовательном процессе школы
2. Какие нормативно - правовые документы провозглашают основные права ребенка С какой целью принимались данные документы, в чем их отличие и какие основные права ребенка они закрепляют
3. Что необходимо дать школьникам в области прав человека, какова цель и необходимость данных занятий
******* Практическое задание. ******* Выпишите, на ваш взгляд, основные статьи Конвенции ООН оправах ребенка, которые в обязательном порядке должны знать а) учащиеся, б) учителя, в) родители. Предложите свою методику знакомства школьников с правами человека (воспользуйтесь методикой Певцовой Е.А. Детская правовая школа в образовательном учреждении
// Народное образование с Певцова Е. А.Детская правовая школа в образовательном учреждении Текст / Е. А. Певцова // Российское образование. - 2011. -
№ 6. - С. 32-36.)
Создайте вместе с учащимися вовремя педагогической практики Кодекс равенства в общении. Подготовьте сообщение на темы a) Гуманистическая педагогика в исторической перспективе (Иванова СВ. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания // Вопросы философии
.2007.-№10.; Е. А. Коломиец Психология русского гуманизма как методологическая основа теории самореализации личности // Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной
120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г) / Ответственные редакторы А. Л. Журавлев, МИ. Воловикова, ТА. Ребеко. – М Изд-во Институт психологии РАН,
-2009.
– с. ipras.ru›engine/documents/document2007.pdf b) Насилие и ребенок разрешение проблемы (Болотова Е.Л.Правовые механизмы противодействия насилию в образовании Народное образование. - 2012. - N 1. - Сидр. см. список дополнительной литры к занятию) Выберите утверждения, характеризующие признаки гуманного воспитания а) уважение прав и свобод личности, б) поощрение добрых дел, в) предъявление разумных и посильных требований, г) уважение позиции воспитанника, д) уважение права человека быть самим собой, е) воспитание в духе христианской морали, ж) полная свобода действий воспитанника, з) воспитание милосердия, и) отказ от наказаний, унижающих достоинство человека, к) формирование положительных качеств личности Литература. Основная
1.Мишаткина Т.В. Педагогическая этика Текст учеб пособ. Сер. Высш образ, Изд-во Феникс .-2004.-304 с.
2. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика. Текст Барнаул изд-во АлтГТУ,
2010.- с
3. Профессиональная этика и служебный этикет Текст : учебник / В. Я. Кикоть и др ; под ред. В. Я. Кикотя .- М. : ЮНИТИ : Закон и право , 2012 .- 559 с.
. Дополнительная
1. Амонашвили ША. Размышления о гуманной педагогике. Текст – М Изд. Дом
Шалвы Амонашвили, 2001. – 495 с.
2. Берулава МН. Гуманистическое образование в условиях информационной цивилизации Текст Педагогика. – 2008. – №7. – С. 3–8.
3. .Белкин Правовая культура учителя Текст Учитель с 4. Бондаренко О.А. Права ребенка в Российской Федерации конституционно-правовой аспект Текст // Юристъ - Правоведъ. - 2010. - № 1. - с. 72-76.
5. Боровикова Л. В Мир взрослых и мир детства тенденции развития взаимоотношений Текст Человек и образование с 69 -73 6. Валеева Р.А Защищенность ребенка в детской среде как педагогическая проблема Текст // Вестник НЦБЖД. - 2010. - № 6. - С. 5-8.
7. Канке В.А. Современная этика. Текст Изд – во Омега –Л.-2011.-400С.
8. Каландаришвили, З. Н. Правовое воспитание и его актуальные проблемы в современном российском обществе Текст / З. Н. Каландаришвили // Право и образование. -
2009. - № 5. - С. 42-48.
9. Нечаева, А. М. Защита интересов ребенка семейно-правовые предпосылки Текст / А. М. Нечаева // Государство и право. - 2010. - № 6. - С. 76-83

10.Певцова Е. А.Детская правовая школа об образовательном учреждении Текст / Е. А.
Певцова // Российское образование. - 2011. - № 6. - С. 32-36.
10. Певцова Е. А. Детская правовая школа в образовательном учреждении Текст // Народное образование. - 2011. - N 6. - С. 40-44.
11. Семенов ГС. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.г. Пресс конференция в свете Федерации Федерального собрания Российской Федерации Текст // Воспитание школьников с 56-58 12. Соломыкина Л.А. Институт уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса формирование и результаты работы Текст // Воспитание школьников с 12-16. Документы
1. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год Москва, 2011 // Российская газета. 2011. - 13 мая- C. 17. - Режим доступа http://dlib.eastview.com/browse/doc/24755817 2. Письмо Минобрнауки РФ от 15 марта 2007 г. Методические рекомендации по обучению правам человека в образовательных учреждениях РФ Электронный ресурс // Офиц. Сайт Мин ва образования и науки. Режим доступа URL: http://mon.gov.ru/press/news/3554 3. Конвенция оправах ребенка ООН (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) // Официальный сайт ООН. Электронный ресурс. Образование в области прав человека в России аналитический отчет.–М.: Московская школа прав человека, 2008. – 454 с.
5. Образование в области прав человека в Российской Федерации. Краткий обзор.
ОБСЕ/БДИПЧ. –2009. – 24 с. Тема 3. НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ. Педагогическая этика о нравственном сознании учителя. Структура нравственного сознания. Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА О НРАВСТВЕННОМ СОЗНАНИИ УЧИТЕЛЯ Нравственное сознание человека в единстве сего эмоциональной сферой и поведением представляет собою сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Основой человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе (Б.Т.Лихачев). Эмпирически человек становится носителем нравственного сознания в процессе взаимодействия с социально-культурной средой. Хотя формирование индивидуального нравственного сознания обусловлено влиянием факторов конкретной социальной среды, его природа является идеальной, также, как идеальной является природа мысли и природа сознания вообще. Известно, например, общепризнанное в науке положение, что природа индивидуального сознания человека, несмотря на свою связь с физиологической деятельностью мозга, является идеальной нив самом сознании, нив его продуктах эта деятельность не обнаруживается.
Нравственное сознание является частью общего сознания личности. Функция общего сознания состоит в том, что оно удостоверяет личность в действительной подлинности ее присутствия в универсуме бытия. Функция нравственного сознания состоит в том, что оно выражает отношение личности к осуществляемым ею самой процессам ориентации, самоопределения и участия в общем универсуме бытия. Нравственное сознание открывает перед человеком двойную очевидность реальность его собственного, этически воспринимаемого я и реальность нравственного порядка в общей структуре бытия. По внутреннему свидетельству нравственного сознания, все, что есть в человеке, в окружающих его людях ив его отношениях к ним, — все это подлежит оценке сточки зрения абсолютного блага и связанных с ним понятий достоинства и долга. В открывающихся для личности возможностях самоопределения и
самоактуализации понятия долга, достоинства и блага являются самыми фундаментальными ориентирами, какие предоставляет в ее распоряжение нравственное сознание. Нравственное сознание является одним из самых глубоких и самых интимных проявлений личности. Обладая нравственным сознанием и находясь в его обладании, человек открывает себя для самого себя и переживает себя в своей собственной оценке. Личность осознает свою оригинальность и исключительность, оценивает себя в категориях самооценки ив этом оценочном осознании своего я переживает характер своей самобытности в ее запредельной и недосягаемой глубине. В отношении ко всей окружающей реальности бытия самосознающее себя я выходит за свои собственные пределы и распространяется по всему открывающемуся ему феноменальному лику бытия, не превращая при этом в себя окружающую реальность ив тоже время не растворяясь в ней, а лишь этически постигая ее сточки зрения заключенного в ней блага и определяя к ней свое нравственное влечение. Благодаря способности нравственного сознания личности априорно и эмпирически познавать этический смысл всего, что ее окружает, ее существование можно охарактеризовать как бытие экстенсивно раскрывающееся, ценностно ориентированное и нравственно становящееся (Архимандрит Платон (Игумнов)) Нравственное сознание учителя представляет диалектическую совокупность этических знаний, нравственных чувств, убеждений, воли и идеалов, определяющих его нравственные отношения, поступки и профессиональные действия (Л.Л.Шевченко). Нравственное сознание учителя - часть нравственного мира, который проявляется в сознании, деятельности и отношениях. Его можно определить и как часть нравственной культуры личности, характеризующей уровень нравственного развития человека. Нравственная культура личности педагога – это целостная система элементов, охватывающая культуру этического мышления способность морального суждения, умение пользоваться этическими эстетическим знанием, различать категории добра и зла, гармонии и красоты, применять нравственные нормы на практике,
 культуру чувств (способность к моральному резонансу, сопереживанию, Не человек для нравственности, а нравственность для человека.

В.Г. Плеханов. Нравственность не есть вещь, которую один может подарить другому, а внутреннее состояние, достигаемое только через собственный опыт.
Вл. Соловьев

 культуру поведения, характеризующую конкретный способ осуществления в моральной практике помыслов, знаний и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка,
 этикет как уровень приверженности правилам, регламентирующим форму, манеры, стиль, тон общения. Нравственное сознание учителя, наряду с феноменами и явлениями морали, отражает и педагогическую реальность, субъектов этой реальности. Нравственное сознание учителя знает, должно знать не только, что такое мораль, каковы функции морали, ее понятия, каково их содержание и т. дно и знать, что такое педагогическая мораль, в чем сущность, например, педагогического долга, педагогической справедливости и т д. как категорий педагогической этики, в чем смысл добра, милосердия и т. д. с педагогической, а не только с этической точки зрения. Учитель в своем моральном мышлении должен интерпретировать категории и понятия морали не только сквозь категориальные рамки этического мышления, но и сквозь категориальные рамки педагогического мышления, в котором особое место занимает моральный его строй. Этический уровень осмысления педагогических проблем задает критерии оценки достигаемого учителем результата. Нравственное сознание учителя обращает внимание, должно обращать внимание не на ученика вообще, а на ученика как на определенное лицо. В такой обращенности нравственного сознания учителя на конкретного ученика являет себя педагогическая совесть, которая говорит как голос личности учителя, действующего в конкретных условиях, несущего ответственность за результаты своей деятельности. Педагогическая совесть возвращает нравственное сознание учителя на объективную точку зрения относительно конкретного ученика, оценки его достижений и т. д. Педагогическая совесть предоставляет учителю возможность отвечать не только перед собой или хотя бы за самого себя, но и перед учеником и за ученика. Ответ за ученика не есть решение его проблемно есть побуждение его к самостоятельному решению собственных проблем (Позднякова О.К)
2. СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В структуру нравственного сознания педагога включаются
 нравственные (этические) взгляды,
 убеждения (идеалы,
 нравственные чувства, которые отражают моральные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка. Данные компоненты структуры взаимосвязаны между собой. Их формирование происходит в контексте развития нравственной культуры личности педагога. Нравственные (этические) взгляды педагога. Нравственные взгляды учителя – это комплекс этических знаний, требований, норм и правил взаимодействия педагога с учащимисяв воспитательно - образовательном процессе школы. Динамикаразвития нравственных взглядов связана с процессом расширения профессиональной информированности педагога о личности ребенка. Этические взгляды педагога включают в себя понимание ряда этических категорий
 идеалы детства, отрочества, юности принципы диалогового взаимодействия учителя с учащимися осознание своего профессионального долга осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной совести учителя понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к педагогической деятельности
Убеждения (идеалы) педагога. Убеждения являются центральным элементом сознания и самосознания личности. Они характеризуются уверенностью личности в том, что приобретенные им знания, взгляды, принципы, идеалы являются истинными и соответствуют его жизненным целями стремлениям (С.Б.Елканов). Убеждение по своей сути имеет трехкомпонентную структуру
 познавательный компонент (глубокое знание предмета (темы) разговора,
 эмоционально – мотивационный компонент (отношение к этому знанию,
 волевой компонент (готовность действовать в соответствии сознанием и желанием. Таким образом, убеждения представляют собой идеи, которыми педагог овладел настолько, что они уже сами владеют личностью и управляют ее практическими действиями и поведением. Без твердых педагогических убеждений не может быть веры в возможность совершенствования личности ребенка. Ядром нравственных убеждений личности является нравственный идеал, который представляет собой зафиксированную в сознании общества модель. Данная модель ориентирует педагога в его практической деятельности. Педагогическая этика рассматривает нравственный идеал педагога как систему высоких нравственных качеств личности учи- теля.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


написать администратору сайта