Панфилова. Тренинг педагогического общения
Скачать 0.81 Mb.
|
С помощью мимики, поз и жестов проявляется душевная энергия человека, выражаются движения, симптомы (например, бледность или покраснение кожных покровов, тремор пальцев). Тому, кто хочет понимать этот язык, нужно прежде всего изучить различные средства его выражения и уметь их корректно и адекватно интерпретировать. Б. Шоу в предисловии к сборнику своих избранных пьес отмечал, что есть 50 способов сказать слово «да» и 500 способов сказать слово «нет», а вот написать эти слова можно только одним способом. Л,Н. Толстой в романе «Война и мир» нашел словесные обозначения для 97 оттенков человеческой улыбки, для 85 оттенков выражения глаз и других эмоциональных экспрессий, отражающих отношение человека к внешнему миру и демонстрирующих его чувства. Когда мы замечаем либо неискренность собеседника, либо всплеск чувств у него, то зачастую ссылаемся на свою интуицию, говорим о «шестом чувстве». На самом же деле распознать их нам позволяет включенное наблюдение, внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам (изменение зрачков, спрятанная правая рука и пр.), умение их читать и отмечать несовпадения со словами, т.е. нёконгруэнтность коммуникативных приемов, о которой мы уже говорили. Интересно, что об этом размышляли еще древние, свидетельством чего является само происхождение слова «интуиция». Латинское intueriозначает просто «внимательно смотреть». На этом принципе основан широко известный детектор лжи, благодаря чувствительным датчикам отмечающий то, что с трудом различает и анализирует глаз. Невербальные коммуникации обычно осуществляются совместно с вербальными и всегда как часть ситуации, которая передает контекст. Слушатели должны быть очень осторожны и не придавать слишком большого значения одному изолированному невербальному сигналу до тех пор, пока не сопоставят его с другими невербальными сигналами, с вербальным сообщением, с сиюминутной ситуацией, а также с окружающей средой и культурой в более широком смысле. 116
117 вает свои эмоции, его все равно выдают «экспрессивные привычки», спонтанные сигналы глаз (зрачков), рук, ускользающие из- под контроля. Умение «считывать» невербальные сигналы дает педагогу следующие преимущества:
А. Шопенгауэр заметил, что знание о человеке — область, в которой никогда нельзя достичь совершенства, и даже опытный человек все снова и снова попадается на ошибках. Только с помощью вопросов «на уточнение» и «на понимание» можно перепроверить истинность интерпретаций; этой возможностью в деловом взаимодействии необходимо постоянно пользоваться.
Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния. На основе полисенсорной природы невербальной коммуникации выделяются такие ее виды, как кинесика, такесика, проксемика, паралингвистика (просодика) и экстралингвистика (табл. 9). Все обозначенные в таблице виды невербальных сообщений не изолированы, они находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда вступая в противоречие, однако при этом каждую позицию можно исследовать самостоятельно. Кинесика. 'Это наука, занимающаяся исследованием языка тела. Американский психолог Р. Бёрдвистл предложил этот термин для изучения общения посредством анализа движений тела. «Кин» — мельчайшая единица, «буква» движения. Считывая «кины», мы в итоге можем интерпретировать сообщения, передаваемые жестами и другими движениями тела. Кинесика включает движения, отражаемые оптической или визуальной системой человека, т.е. зрительно воспринятый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в педагогическом общении. 118
В кинесике различаются два вида сигналов — аналоговые и цифровые. Аналоговые (неязыковые) сигналы являются непосредственными, образными, построенными на аналогии с явлениями, существующими в окружающем мире природы. Цифровые сигналы — символические, абстрактные, часто «сложные», специфические для человека. Люди пользуются теми и другими сигналами, кроме того, они осознают основные моменты своего восприятия; если захотят, то фиксируют цифровые сигналы — слова, а при желании воспринимают или, правильнее, принимают во внимание и аналоговые сигналы — язык тела, в котором много аналоговых сигналов, сообщающих партнерам информацию на уровне отношений. Наиболее выразительными средствами кинесической коммуникации являются лицо и глаза. Выражение глаз находится в тесной связи с речевой коммуникацией. Например, оптимальным для педагогического общения является спокойный, внимательный взгляд; глаза горящие, беспокойные, взгляд напряженный, частое моргание свидетельствуют о перевозбуждении; унылый, недовольный взгляд может говорить о заторможенности человека. Специалисты заметили: при гневе глаза широко раскрыты, а зрачки сужены; презрение или страдание — глаза суженные, тусклые; огорче 119 ние — глаза как бы «угасшие»; страх — глаза не блестят; от удивления расширены не только глаза, но и зрачки; при «отсутствии» в момент слушания — глаза становятся стеклянными, зрачки — прозрачными; при радости, удовлетворении интереса глаза блестят. Особенно важную роль глаза играют при коммуникации посредством мимики. Продолжительный контакт глаз может быть сигналом восхищения, тогда как краткий обычно означает беспокойство. С другой стороны, прямой контакт глаз в течение более чем 10 с способен вызвать у собеседника психологический дискомфорт и беспокойство. Длительность взгляда зависит от таких индивидуальных особенностей людей, как степень общительности и абстрактности мышления. Психологи отмечают, что люди общительные и уверенные в себе смотрят на собеседников пристальнее и дольше, чем замкнутые, направленные «вовнутрь себя». В практике педагогического взаимодействия считается зачастую, что партнеры, которые не смотрят в глаза собеседнику, что-то скрывают, имеют сомнительные намерения. Это может иметь место и в тех случаях, когда глаза умышленно «отвлекают» (например, можно избегать контакта глаз, вращаясь влево или вправо на кресле, снимая с себя невидимые пылинки, рассматривая что-то в окне, рисуя, протирая очки). Контакт глазами особенно важен при разговоре, беседе, так как он выполняет регулирующую функцию. С его помощью можно начать разговор, дать сигнал о необходимости реплики или о конце высказывания. Частота контактов позволяет судить о степени межличностной близости между собеседниками, а направление взгляда при взаимодействии зависит от содержания общения, индивидуальных различий между ними, от сложившегося характера взаимоотношений. |