Главная страница
Навигация по странице:

  • proximity

  • Кооперативная позиция, сотрудничество.

  • Конкурирующе-оборонительная позиция.

  • Паралингвистика и экстралингвистика.

  • Совет.

  • Типичные показатели эффективности и презентативности (по А. В. Петрову)

  • Положение тела человека Жестикуляция

  • Слушает — немного отклоняется назад, скрещивает руки, слегка наклоняет голову.

  • Высокий голос и быстрая речь — представление новых идей. Низкий голос и медленная речь — глубокие внутренние переживания. Мелодичная речь — фокусирует внимание

  • Вверх — заурядность высказывания.

  • Панфилова. Тренинг педагогического общения


    Скачать 0.81 Mb.
    НазваниеТренинг педагогического общения
    АнкорПанфилова.docx
    Дата07.05.2017
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПанфилова.docx
    ТипУчебное пособие
    #7230
    страница14 из 47
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   47
    Исследуя язык тела, американский психолог Дж.Фаст (1995 г.) отмечает такую особенность взглядов. Мы можем «глазеть» на неодушевленный предмет, подолгу рассматривать предметы искусства, пейзаж, животных в зоопарке. ОднакЬ мы не смотрим так на людей. Подсчитано, что максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, не превышает 3 с. Не очень уверенные в себе люди начинают ощущать напряжение и беспокойство раньше. Наиболее оптимально мягкое «прикосновение» взглядами.

    Считается, что во время беседы люди смотрят друг на друга в среднем от 30 до 60 % ее времени. Замечено также, что если эта цифра превышена, то участники переговоров по всей вероятности больше заинтересованы в личности партнера, чем в предмете контакта. При этом абстрактно мыслящие люди стремятся к большему контакту глаз, могут смотреть в упор на собеседника, концентрируя взгляд в одной точке, в отличие от тех, кто мыслит конкретными образами: у первых сильнее развиты способности


    120





    к интегрированию поступающих данных и их труднее отвлечь. Известно также, что в монологах люди смотрят на партнеров в течение 45 % всего времени общения, тогда как в активном диалоге — в течение 65 %.


    Мимика, или выражение лица, — это информативный аспект невербальной коммуникации. Ее важность такова, что при ее отсутствии (амимии) общение практически невозможно, так как это основной канал передачи человеческих эмоций.

    Американские психологи обнаружили, что выражением лица можно передать не менее 10 основных характеристик эмоциональных переживаний;


    Общество, как известно, поощряет выражение одних эмоций и порицает другие, особенно когда речь идет о педагогическом общении. Взгляд человека позволяет считывать самые разнообразные сигналы: от проявления интереса к кому-то до демонстрации абсолютного пренебрежения.


    Выражение натуральных эмоций на лице всегда симметрично. Однако левая и правая его стороны находятся под контролем разных полушарий мозга и потому могут отражать эмоции по-разному. Работа доминирующего левого полушария (в результате перекреста связей управления) проступает на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю (у правшей). Работа правого полушария отражается на левой стороне лица; соответственно на этой стороне труднее скрыть чувства (особенно отрицательные эмоции). По асимметрии лица тренированный наблюдатель может выявить манипуляцию, различить, где естественное и где искусственное поведение.

    Именно потому, что лицо является основным каналом передачи человеческих эмоций, его иногда называют «визитной карточкой» человека. Каждый может научиться следить за своим лицом, усиливать, сдерживать, нейтрализовать или скрывать переживаемые эмоции. Можно сделать выражение лица таким, какое ждет от человека его собеседник, поэтому для сохранения хороших отношений необходимо научиться им «управлять», справляться с экспрессией.

    Жест также является важнейшим элементом двигательных коммуникаций, будучи внешним проявлением внутреннего эмоционально-психологического состояния человека. Обычно под языком жестов подразумеваются движения рук, кистей, ног, головы (жестикулировать способно все тело) и многие другие сигналы в виде


    • счастье;

    • удивление;

    • страх;

    • гнев;

    • печаль;


    • замешательство;

    • решимость.


    • отвращение;

    • презрение;

    • интерес;


    121





    действий (собеседник открывает дверь или форточку, вынимает сигареты, портсигар и т.п.). Специалисты по невербальной коммуникации выделяют пять типов жестов тела.


    Символысчитаются языком знаков, эквивалентны словам или фразам. Например, движение пальца из стороны в сторону в США, России, Италии означает легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано, а в Голландии — отказ.

    Иллюстраторысвязаны непосредственно с вербальным языком, эти жесты поясняют слова, которые произносит собеседник. Например: произнося «Мой третий вопрос...», поднимают три пальца; произнося «там» (возникают ассоциации с чем-то большим), широко разводят руки, произнося «тим» (ассоциация с чем-то маленьким), ладони прижимают друг к другу. Все эти жесты иллюстраторы.

    Регуляторыуправляют устными коммуникациями, заставляя отправителя поторопиться, замедлиться или повторить что-нибудь. Примером может служить частое поглядывание на часы или постукивание пальцами по столу во время беседы.

    Проявления аффектауказывают на эмоциональные состояния, такие, как гнев или смущение, и обычно проявляются в выражении лица. Проявления аффекта отличаются от трех предыдущих типов тем, что люди почти не могут ими управлять. Например, многие краснеют, когда сердятся, при этом они сжимают кулаки, стискивают зубы, но мало что могут изменить.

    Адаптерытакже относятся к жестам, которыми человеку трудно управлять. Часто люди не осознают такие жесты. Подавить зевок, закрыть руками лицо от страха — вот они, жесты-адаптеры.

    Ни один жест нельзя интерпретировать абсолютно точно. Анализируя жесты в момент взаимодействия, можно сделать выводы и об отношении человека к событию, собеседнику, предмету, и о желаниях человека, о его состоянии. Поскольку жесты могут быть произвольными и непроизвольными, типичными для конкретного человека и вовсе для него не характерными, постольку они выражают его состояние на данный момент. Психологи рекомендуют отслеживать «жест в связке с лицом»и считают, что он несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

    Важно помнить, что одни и те же жесты в разных культурах могут быть истолкованы по-разному. Кроме того, для разных народов само значение жестикуляции отнюдь не одинаково. Общаясь, итальянцы в течение часа прибегают к ней в среднем около 80 раз, французы — 20, а финны — только 1 — 2 раза (более частую жестикуляцию жители Финляндии склонны считать признаком несдержанности).

    В.Н.Куницина, Н.В.Казаринова, В. М. Погольша, изучая проблемы межличностного общения, классифицируют жесты следующим образом:


    122





    • описательно-изобразительные и выразительные,подчеркивающие — они сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл;

    • конвенциональные это жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные, дразнящие; они замещают в речи элементы языка, понятны без речевого контекста, имеют собственное значение в общении;

    • модальные— жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения* радости, восторга, удивления; они выражают оценку, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в процессе коммуникации;

    • используемые в различных ритуалах.

    Для преподавателя, выступающего публично, движения рук являются важным элементом невербального поведения. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!». Они делают речь образной, значительной и эмоциональной, а доводы — более убедительными.

    Для стартовой позиции рук, т.е. перед выступлением, преподавателю можно их чуть согнуть в локтях и немного прижать к телу. В начале речи усиленная жестикуляция, как правило, не рекомендуется.

    Движения рук выполняют следующие функции:

    • помогают снять скованность и напряженность;

    • создают дополнительный визуальный ряд;

    • направляют внимание слушателей;

    • структурируют подачу информации;

    • поддерживают ритмику речи;

    • побуждают слушателей к действиям;

    • выражают сопутствующие эмоции;

    • усиливают отдельные высказывания.

    Преподавателю, имеющему дело со слушателями, следует помнить, что жестовые сигналы кроме поддержки речи и расстановки акцентов свидетельствуют также об уверенности или неуверенности оратора, стоящего перед аудиторией. У человека неуверенного жесты, как правило, опускаются ниже талии, порой на уровень коленок, что для деловой коммуникации неудобно, так как взгляд, опущенный ниже талии, относится скорее к межличностному, порой даже интимному, нежели к деловому. О неуверенности говорят также сильно прижатые к телу локти (как будто вы локтями держите тело), напряженная поза, скованные, скрюченные пальцы, трясущиеся руки и т. п.


    123



    Совет. Перед началом выступления следует свободно опустить руки по бокам, а потом соединить большой и указательный пальцы каждой руки. Эффект будет такой же, как будто вы сложили руки и переплели пальцы. При этом никому не будет видно, что вы волнуетесь. Вы будете выглядеть прекрасно. Вы будете ощущать себя, чувствовать тепло собственного тела, но знать об этом будете только вы сами.

    В коммуникации
    поза рассматривается как положение человеческого тела. Эта форма невербального поведения наименее подконтрольна сознанию, поэтому зачастую дает ключ к пониманию статуса или самосознания партнера, свидетельствует об его состоянии — напряжен он или раскован, торопится или готов к длительному общению. С помощью позы можно продемонстрировать интерес к другому человеку (например, наклоняясь к собеседнику) или, наоборот, отсутствие интереса к проблеме, если отвернуться от собеседника или сесть спиной к говорящему. Изменение позы или синхронизация ее с собеседником может указывать на изменение отношений между ними.

    Известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело. Культурные традиции каждого народа накладывают вето на одни позы и поощряют другие (например, поклоны у японцев или сидение с вытянутыми ногами у американцев).

    Немецкий специалист по коммуникации X. Рюкле отмечает, что при проведении «интервью перекрестного огня» тот, кому задают вопросы, сидит, как правило, немного в стороне от тех, кто его спрашивает. По одну сторону располагается задающий щадящие вопросы, а по другую — задающий их в оскорбительной форме. В 80 % случаев тот, кому адресуются вопросы, уже в самом начале упражнения, когда он только еще начинал принимать позу «нога на ногу», так закидывал одну ногу на другую, что колено закинутой ноги направлено было в сторону того, кто задавал помогающие вопросы.

    Специалисты по коммуникативным презентациям считают, что педагогам, стоящим перед аудиторией, не следует занимать позу человека с поникшей головой и опущенными плечами, вцепившегося в стол или трибуну; не стоит им смотреть в потолок, задрав голову, или говорить, отвернувшись от слушателей к окну. Негативно воспринимаются и такие известные каждому из нас позы, как поза «замерзшего» человека — сложенные на груди руки, голова, втянутая в плечи; поза «начальника» — руки за спиной или даже в карманах; поза «Наполеона» — скрещенные руки, стояние то на цыпочках, то на носочках, слишком высоко поднятая голова; поза «медосмотр» — стыдливый жест, руки прикрывают причинное место подобно фиговому листу (кстати, считается, что когда это делает представитель мужского пола, верить ему в тот момент не следует, так как это невербальный сигнал лжи).


    124





    Большинство этих жестов и поз расшифровываются как оборонительные, закрытые для общения или свидетельствующие о надменности и превосходстве. Чаще всего они негативно действуют на аудиторию, так как не просто говорят о неуверенности выступающего, но и об его враждебности или слабой подготовленности.


    К неудачно выбранному положению тела выступающего можно отнести следующее:

    • перенос массы тела на одну ногу; переминание с ноги на ногу;

    • устойчивый взгляд вниз или в сторону от слушателей;

    • разворот одним плечом вперед к аудитории, что создает ощущение повышенной интровертированности (закрытости) говорящего;

    • постепенный отход назад, все дальше от слушателей.

    Позитивная поза: говорящий стоит прямо, ноги расставлены

    на 15 — 30 см, левая нога чуть выставлена вперед и слегка согнута, правая нога опорная; голова слегка наклонена, повернута лицом к аудитории, тело хорошо сбалансировано, устойчиво, но не статично, в меру расслаблено, руки готовы к жестикуляции.

    Такесика. Невербальное поведение, связанное с тактильной системой восприятия, образует такесическую систему невербальной коммуникации. К такесическим сигналам относятся самые разнообразные прикосновения — рукопожатия людей, поцелуи, пошлепывания, поглаживания, похлопывания, объятия. В повседневной деловой жизни прикосновения возможны в определенных случаях и по разным причинам (поцелуй при встрече долгожданного делового партнера), разными способами (рукопожатие или объятие) и в разных местах (у трапа самолета, в офисе, на корпоративном празднике организации). Тактильная стимуляция очень важна для делового взаимодействия. Однако интенсивность и частота прикосновения у разных культур различны и зависят от пола, возраста, статуса и типа личности. Прикосновения дают разнообразную информацию: они сообщают как об эмоциональном состоянии, так и о характере взаимодействия. Специалисты выделяют следующие виды прикосновений:

    профессиональные (носят безличностный характер, например, в сказке «Репка» все держатся друг за друга с единственной целью — вытащить репку, при этом в процессе прикосновения последний участник воспринимается как объект деятельности, а не как личность);

    протокольные, ритуальные (рукопожатия при встрече и при прощании, дипломатические поцелуи и т.д.);

    дружеские (поцелуй при встрече, похлопывание, легкое объятие);

    любовные (в деловой коммуникации применение нецелесообразно).


    125


    Отредактировал и опубликовал на сайте ! ПЕS S I ( ПI S I I ]





    В деловой коммуникации следует учитывать разницу в отношениях к рукопожатию у иностранцев. Например, при встрече с деловыми партнерами из Азии не следует сжимать им ладонь слишком сильно и долго. А вот западноевропейские и американские предприниматели терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку у них очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует пожимать руку энергично и сильно; кроме того, при рукопожатии сцепленные руки принято покачивать от трех до семи раз.

    Внешний вид.В не меньшей степени созданию правильного облика преподавателя способствует его одежда, так как сначала у собеседника доверие проявляется к имиджу (образу), а уж затем к словам.
    Имидж специалиста, как известно, включает не только профессиональные (компетентность, образованность, мастерство) и деловые характеристики (ответственность, организованность, обязательность и др.), но и внешний вид. Обычно люди, которые на работе выглядят уверенно, представительно, хорошо одеты, демонстрируют доброжелательный взгляд и владеют собой, всегда привлекательны, всегда выделяются. На профессиональный имидж влияет и то, как человек пишет и говорит, как умеет владеть собой, каковы его невербальные сигналы, привлекательность и представительность. О многом говорит хорошее состояние тела: подходящие к деловой ситуации духи и лосьон после бритья, ухоженные, пахнущие свежестью волосы или приятный запах кожаного кейса (сумочки) — все они могут вызвать положительные ассоциации.

    В литературе не существует каких-либо твердых правил по поводу делового костюма коммуникатора, но в связи с его способностью отвлекать внимание слушателя от доносимой информации считается, что деловая одежда должна соответствовать таким критериям:

    • быть ситуативно уместной (педсовет или корпоративный праздник);

    • гармонировать со статусом человека, его возрастом и обликом;

    • быть со вкусом подобранной, современной и демократичной;

    • быть удобной, позволять во время взаимодействия или публичного выступления чувствовать себя уверенно и комфортно;

    • учитывать особенности аудитории.

    Для большинства видов деятельности, в том числе для преподавания, наиболее желательна традиционная и консервативная одежда. Профессиональный имидж требует одежду лучшего качества, чем это можно себе позволить по финансовым соображениям, и такого цвета, чтобы подчеркивать нужные пропорции и внушать уверенность в себе.

    Проксемика. «Проксемика», или «пространственная психология», — термин, введенный американским антропологом Э.Т.Хол


    126





    лом для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Проксеми- ка (от англ.
    proximity— близость) — это коммуникация посредством взаиморасположения общающихся собеседников в пространстве. Она включает дистанцирование, позиции за столом, организацию пространственной среды при взаимодействии.

    Дистанцирование — это дистанция, которой придерживается один собеседник относительно другого, а также неожиданные движения, которые имеют целью изменение дистанции (например, резкий шаг назад или вперед). Э. Т. Холл ввел четыре разные зоны, или типа, расстояния для общения, каждый из которых подразумевает определенные отношения близости или дистанцирования при взаимодействии:

    публичное расстояние— от 3,5 м до пределов видимости и слышимости. Коммуникация на публичном расстоянии рассматривается как публичное выступление (речь, доклад, лекция и пр.), а аудитория может быть весьма разнообразной (студенты или жители микрорайона);

    социальное расстояниенаходится в диапазоне от 1,2 до 3,5 м. В этой зоне часто осуществляются коммуникации при групповых деловых встречах, а в педагогической практике это практическое занятие, семинар, тренинг. Как правило, это формальное общение;

    личное расстояние— от 0,45 до 1,2 м, физический контакт при этом обычно Отсутствует (за исключением рукопожатия). Чаще всего в рамках такого пространства проводятся беседы, консультирование, инструктаж, деловая встреча и переговоры. В зависимости от цели и особенностей взаимодействия такой контакт может демонстрировать и вежливое пребывание в одном пространстве, и интерес к собеседнику, а также раздражение или сочувствующее проявление интереса. Чтобы обозначить границу стола, люди используют разнообразные предметы: письменные принадлежности, папки с бумагами. Для захвата пространства в ход идут локти и руки: руки выставляют вперед, чтобы прикрыть «свой участок», локти расставляют как можно шире, чтобы «оградить» свою интимную зону;

    интимное расстояние— от непосредственного физического контакта до 40 — 45 см; подразумевает оно общение тесное и близкое, но с разной степенью эмоциональной окрашенности (от объятия до драки). В английском языке интимная зона называется «ЬиЫе», что означает пузырь. Внутри нашего «пузыря» мы чувствуем себя как бы в безопасности. Тех, кто не подпускается к границе интимной зоны, мы держим на расстоянии примерно вполовину вытянутой от тела руки. На этом расстоянии можно не только видеть партнера, но и чувствовать, воспринимать запахи. В деловом взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону вообще не приня


    127





    то — вторжение, попытка дотронуться иногда вызывают не только отрицательные чувства, но и отторжение.


    Специалисты доказали, что чем сильнее человеку мешает чье-то приближение, тем больше в его крови вырабатывается гормонов борьбы. В такой момент, как правило, он готовится к самозащите, что запрограммировано самой природой: гормоны стресса помогают организму либо справиться с внешней опасностью, либо убежать от нее. Если нет возможности осуществить то или другое, гормон превращается в «яд». Вот почему человек, нарушивший интимную зону партнера, причиняет ему не только психологический, но и физиологический вред. Известные слова Диогена Александру Македонскому по всей вероятности можно интерпретировать как просьбу покинуть его интимную зону. Он сказал полководцу: «Отойди, не заслоняй мне солнца!». И «великий» был достаточно уважителен к «малому» Диогену, чтобы тотчас эту просьбу удовлетворить.

    Величина интимной зоны в каждый конкретный момент зависит от внешних (в транспорте, в лифте, на митинге) и внутренних обстоятельств: от статуса того, с кем мы взаимодействуем; от собственного настроения в данную минуту (или чувства безопасности).

    Нарушение границ территории, особенно интимного пространства человека, сопровождается сигналами тела:

    • беспокойным ерзанием, сигнализирующим о желании удалиться;

    • закидыванием ноги на ногу, поворотом в сторону и подготовкой к бегству;

    • постукиванием пальцами (сигнал внутренней тревоги);

    • опорой на руки с намерением подняться, что сигнализирует

    о желании встать и удалиться;

    • зажмуриванием глаз («Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»);

    • опусканием подбородка на грудь, защитой шеи;

    • приподниманием плечей для прикрытия шеи (вторжение рассматривается как нападение);

    • хватанием предметов, особенно карандашей, которые затем в большинстве случаев заточенным концом поворачиваются в сторону «оккупанта»;

    • вставанием — готовностью уйти.

    Зоны интимной дистанции отличаются друг-от друга в зависимости от той или иной культурной среды. В Западной Европе и в США они составляют 60 см. В Восточной Европе такая зона равна приблизительно 45 см. В странах Средиземноморья это расстояние от кончика пальцев до локтя. В Японии — до 30 см, поэтому японцы страдают, например, от давки значительно меньше, чем представители других национальностей (например, жители Северной Америки).


    128





    Кроме расстояния как такового в организации и анализе взаимодействия учитывается
    пространственное расположение партнеров.Большое значение имеет, например, то, как партнеры садятся за стол на деловом совещании; обычно это связано или с важностью достижения поставленной цели, или с удобствами. Различают четыре вида посадки за столом во время социального общения.

    1. Угловое расположение.Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей собеседнику, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола служит частичным барьером: в случае агрессивного поведения собеседника можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания — сблизиться; территориальное разделение стола при этом отсутствует.

    2. Кооперативная позиция, сотрудничество.Кооперативное поведение необходимо для непосредственного делового взаимодействия. Когда задачи или проблемы решаются собеседниками совместно, им нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, чтобы видеть анализируемые материалы, чтобы обсудить и выработать общие решения.

    3. Конкурирующе-оборонительная позиция.Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества, при которой каждый из собеседников жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается «обыграть соперника». Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь консенсуса при такой рассадке чрезвычайно сложно, даже компромисс затруднителен, а вот конфронтация, конфликт мнений могут завершить коммуникацию. В то же время такая посадка за столом может свидетельствовать и о субординации (преподаватель — студент). Разговор тогда должен быть коротким и конкретным. В то же время на переговорах такая позиция за столом способствует взаимодействию, так как создает равноправные позиции.

    4. Независимая позиция. В определенных ситуациях педагогического общения целесообразно занимать и независимую позицию, размещаясь по диагонали через весь стол, что характерно для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии у них заинтересованности или о желании остаться незамеченным (например, на педсовете, семинаре, совещании).

    Кроме занимаемых позиций за столом порой для успеха педагогического общения имеет определенное значение и сама его форма. Так, квадратный столспособствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению. Он хорош для проведения короткой деловой беседы или переговоров. Сотрудничество возникает с тем партнером, который сидит рядом, причем сидит справа. Максимальное сопротивление партнеру оказывает собеседник напротив.


    129



    За прямоугольным столомна встрече партнеров одинакового социального статуса главенствующим считается то место, где сидит человек, обращенный лицом к двери.

    Круглый столсоздает атмосферу неофициальное™ и за ним лучше всего проводить беседы людям, равным по статусу.

    Паралингвистика и экстралингвистика. Паралингвистика исследует вербальные особенности при общении в той ее невербальной форме, которая связана с голосом выступающего, с особенностями говорения собеседника, т. е. с его тембром, темпом, дикцией, артикуляцией, манерой речи. Все они дают важную информацию об его уверенности или неуверенности, о вере в то, что он сообщает. Поскольку выступающий, как правило, говорит длительный период времени, в достаточно структурированных рамках и со многими людьми одновременно, иногда пользуясь при этом микрофоном и техническими средствами, постольку его голос должен соответствовать многим условиям.

    Акустические невербальные аспекты речи передают сообщения о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование, и о самом говорящем — его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, личностных особенностях.

    Специалисты по паралингвистике и экстралингвистике выделяют четыре главные измерения голоса, на которые следует обратить внимание выступающему. Это громкость, высота, скорость и паузы. Уровень громкости голосадолжен соответствовать размеру помещения и аудитории. Целесообразно точно расставлять акценты и выделять словесные нюансы, либо повышая, либо уменьшая громкость голоса в процессе выступления. Говоря о высоте голоса, необходимо в процессе речи уделить внимание многоразовой перемене высоты тона.

    На профессиональный имидж выступающего влияет манера говорения, поэтому педагогам полезно помнить, что более «позитивное» сообщение лучше доносить до слушателей посредством завершения высказывания на более высокой ноте, а в противоположной ситуации можно говорить более приглушенно.

    Важное значение для успешной публичной коммуникации может иметь темп речиговорящего. Слишком быстрая речь или, наоборот, тягостное медленное повествование, особенно в сочетании с монотонным, негромким голосом, являются препятствием для понимания излагаемой информации, для эффективной коммуникации. Целесообразно стремиться к разнообразию, перемежая длинные предложения с короткими, вкрапляя эмоциональные репризы.

    Выступающему также важно умело пользоваться паузами,придавая им каждый раз определенную длительность и значимость:


    130





    как речевому эквиваленту запятой; для отделения одной мысли от другой; для акцентирования внимания на чем-нибудь значительном; наполняя ее «драматическим» содержанием и, следовательно, актерским мастерством.


    Пауза усиливает запоминание того, что сказано перед ней и после нее. Много значит она и для установления контакта с собеседниками (например, не слушающими).

    Совет. Если вам нужно привлечь внимание собеседника и произнести ключевые высказывания, сделайте следующее:

    • снижайте скорость речи;

    • между блоками слов вставляйте микропаузы;

    • чуть понижайте голос;

    • добавляйте своему голосу приятный тембр, интонации;

    • сообщайте ему доверительные или авторитарные интонации.

    Американский психолог Т. Беннет разработал правило неоднозначности восприятия невербального поведения D-I-E, где:

    Ddescribe(непосредственно поступающая информация);

    1. interpretation(интерпретация этой информации, которая зависит прежде всего от собенностей воспринимающего человека);

    Е — emotion(эмоции, вызванные этой интерпретацией, оказывающие непосредственное влияние на поведение человека).

    Сказанное подтверждает уже высказанную мысль о том, что одна и та же информация может быть многозначно интерпретирована разными людьми и эта возможная многозначность, как правило, не осознается человеком. Зачастую люди переживают эмоции, неадекватные ситуации из-за субъективной их интерпретации, что, в свою очередь, может вызвать странное поведение и привести к возникновению конфликта. Правило Беннета с помощью обратной связи помогает отследить возникновение и характер эмоции, понять, адекватна она или нет (например, спросить: «Правильно ли я понял, что вас расстроили мои слова?»).

    Взаимосвязь мыслительных операций человека, его психического состояния и невербальных сигналов наукой давно доказана. Благодаря такого рода информации многие участники педагогического общения, презентаторы безошибочно «считывают» то или иное состояние человека или группы людей, их поведение и отношения друг с другом.

    Если в.процессе взаимодействия сосредоточить внимание на таких аспектах поведения, то можно заметить, что многие из них достаточно часто повторяются, особенно в ходе публичного выступления, когда человек часто непроизвольно движется. Если внимательно присмотреться, то окажется, что эти движения несут не меньшую смысловую нагрузку, чем слова. Поэтому адекватный характер речи определяется совокупностью невербальных сигна


    131






    Типичные показатели эффективности и презентативности (по А. В. Петрову)


    Таблица 10


    лов. Анализ и оценка типичных показателей внутреннего состояния выступающего во многом позволяют объяснить складывающуюся ситуацию (табл. 10).


    Таким образом, интерпретируя невербальные сигналы в ходе непосредственного педагогического общения, необходимо учитывать следующие моменты:

    • уникальность невербального языка и изменчивость способов невербального выражения;

    • неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием;

    • зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированное™ у него навыков кодирования невербальных сообщений.

    «Считывание» и интерпретацию невербальных сигналов наилучшим образом осуществляют те люди, которые наблюдательны, проявляют искренний интерес к собеседнику и внимание не только к тому, что он говорит, но и к его невербальным сигналам. Такое умение относится к коммуникативной компетентности педагога.

    Таким образом, коммуникативная компетентность участников педагогического общения предполагает достаточно много специальных вербальных и невербальных умений и навыков (они относятся к презентационным) и научиться им можно на тренинге педагогического общения.

    Положение тела человека

    Жестикуляция

    Речевые

    характеристики

    Направление

    взгляда

    Слушает — немного отклоняется назад, скрещивает руки, слегка наклоняет голову.

    Смотрит — распрямляется. Готов к деятельности — слегка наклонен вперед, дыхание глубже, чем обычно

    Жесты говорящего сопровождают деятельность той части его организма, которая принимает активное участие в становлении его внутреннего чувства: жесты на уровне головы — мышление, груди — дыхание, живота — пищеварение, хаотичные жесты — внутреннее беспокойство

    Высокий голос и быстрая речь — представление новых идей. Низкий голос и медленная речь — глубокие внутренние переживания. Мелодичная речь — фокусирует внимание

    Вверх — заурядность высказывания.

    Вправо или влево — внимательное выслушивание.

    Вниз — изоляция, абстрагирование от высказывания
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   47


    написать администратору сайта