Главная страница
Навигация по странице:

  • Единственная красота

  • У статуи Венеры

  • НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР НА ЖИЗНЕННОМ ПУТИ

  • Задание 1.

  • ЭТО ИНТЕРЕСНО

  • По велению совести

  • Виктор Франкл

  • 10 классРУСС ЯЗ (1). Учебник для 10 классов общеобразовательных школ алматы 2019


    Скачать 4.84 Mb.
    НазваниеУчебник для 10 классов общеобразовательных школ алматы 2019
    Дата24.01.2022
    Размер4.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла10 классРУСС ЯЗ (1).pdf
    ТипУчебник
    #340340
    страница16 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
    Задание 6. Герои романа «451 градус по Фаренгейту» мечтали возродить духовную культуру, утраченную человечеством, и один из пунктов их плана был таков:
    «Прежде всего, мы должны построить фабрику зеркал. И в ближайший год выдавать зеркала, зеркала, ничего, кроме зеркал, чтобы человечество могло хорошенько рассмотреть в них себя».
    Вообразите такое зеркало, в которое могло бы вглядеться все человечество. Что бы оно увидело в зеркальном отражении?
    Попробуйте изобразить в виде коллажа (рисунка) то, что бы вы хотели увидеть в зеркале человечества.
    Задание 7. Как вы думаете, какую роль играет каждый из нас в судьбе человечества? Прочитайте притчу. Хотелось бы вам сделать в жизни что-то особенное для всех людей?
    Расскажите об этом.
    Единственная красота
    Ш. Амонашвили
    Мальчик размечтался перед сном.
    «Вот скоро стану взрослым и что я сделаю для людей? – подумал он. – Подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет».

    164
    И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям.
    «Построю великолепный Храм». Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много.
    Подумал еще: «Сочиню необыкновенную Песню!». Но опять замешкался: песен тоже много.
    «Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!». И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много.
    И он загрустил. Так и заснул с этой мыслью. И увидел сон.
    Пришел к нему Мудрец.
    – Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное? – спросил он.
    – Да, очень хочу! – с жаром ответил мальчик.
    – Так подари, чего медлишь?
    – Но что? Все уже сотворено!
    И начал перечислять: «Хотел построить Храм, но все храмы уже построены…»
    Мудрец прервал его: «Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты…»
    Мальчик продолжил: «Хотел сочинить Песню, но их тоже много…»
    Мудрец опять прервал его: «Людям не хватает одной единственной Песни, и ее можешь сочинить только ты и спеть ее в
    Храме том…»
    «Думал изваять великолепную Скульптуру, но разве осталось что-либо не изваянное?»
    «Да, – сказал Мудрец, – не изваяна одна единственная
    Скульптура, которая так нужна людям, и можешь изваять ее только ты и украсить ею Храм твой».
    Мальчик удивился: «Ведь все уже сделано!»
    «Да, но всей той Красоте мира не хватает только одного великолепия, творцом которого можешь стать ты», – сказал Мудрец.
    «И что это за Красота, которая выпала на мою долю?»
    И произнес Мудрец волшебным шепотом: «Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным. Песня есть душа твоя, утончай ее.
    Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю. И получит планета
    Земля и вся Вселенная Красоту, которую не познал еще никто».
    Мальчик проснулся, улыбнулся Солнцу и шепнул самому себе:
    «Теперь я знаю, какую Красоту могу подарить людям!»
    Каждый человек является не просто индивидом, представителем семьи, народа, нации, гражданином государства, но и частичкой всего человечества, жителем Земли.

    165
    Не каждому удается сделать великие открытия, подобно
    Копернику, создать великие росписи, подобно Микеланджело, написать великие произведения, подобно Абаю, но каждому дано сделать мир лучше, добрее, светлее. От всех нас и лично каждого, от нашей деятельности зависит настоящее и будущее человеческой цивилизации.
    У статуи Венеры
    Н. Доризо
    Нет, ее красота
    Не творенье всевышнее!
    Так с какой же она
    Снизошла высоты?
    Взяли камень.
    Убрали из камня все лишнее,
    И остались
    Прекрасные эти черты.
    Жизнь моя,
    Я тебя еще вроде не начал.
    Торопился, спешил,
    Слишком редко
    Встречался с тобой.
    Я троянскую хитрую лошадь удачи,
    Словно дар, принимал
    И без боя проигрывал бой.
    Но с годами не стал я
    Внутри неподвижнее.
    В каждой жилке моей
    Ток высокой мечты.
    Взять бы жизнь.
    Удалить все неглавное, лишнее.
    И останется гений
    Ее красоты.

    166
    НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР НА ЖИЗНЕННОМ ПУТИ
    Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.
    Шакарим Кудайбердиев
    Совесть
    фрагмент из книги «Причуды моей памяти»
    Д. Гранин
    С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей...
    ...Мне приходит на память удивительный пример, впечатливший меня надолго. 28 июля 1958 года умер Михаил Михайлович Зощенко.
    На «Литераторских мостках» партийное начальство хоронить его не разрешило, видимо, высокие начальники посчитали, что недостоин. Им всегда виднее. И рядом не разрешили. Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он иногда жил на даче.
    Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. Вести еѐ поручили Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента, не позволять никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. Все желающие в
    Дом попасть не могли, люди заполонили лестницу, ведущую к залу.
    Большая толпа осталась на улице. Радиофицировать не разрешили.
    Слово дали Виссариону Саянову, Михаилу Слонимскому, его другу времѐн «Серапионовых братьев».
    Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов. Это был уже пожилой писатель, автор известной книги об Александре Грине «Волшебник из Гель-Гью», человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях, можно считать, вполне благонамеренный. Наверное, поэтому Александр
    Прокофьев не стал останавливать его, тем более что панихида проходила благополучно, никто ни слова не говорил о травле Зощенко, о постановлении ЦК, словно никакой трагедии не было в его жизни, была благополучная жизнь автора популярных рассказов.
    «Миша, дорогой, – закричал Борисов, – прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты!»

    167
    Надрывный тонкий голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз, люди передавали друг другу его слова, на улице толпа всколыхнулась.
    Александр Прокофьев не посмел нарушить ритуал. Рыдая,
    Леонид Борисов отошѐл.
    Я возвращался домой с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, он говорил: «Слава Богу, хоть кого-то допекло, нашѐлся человек, спас нашу честь, а мы-то, мы-то...»
    Что это было? Борисов не собирался выступать, но что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой, это было чувство, нерассуждающее, подсознательное, неспособное выбирать. Это была совесть, совесть взбунтовалась!
    1. Описанный в рассказе случай произошел в конце 50-х годов
    ХХ века. Вспомните, каким было это время в советской истории? Как складывались судьбы интеллигенции в условиях авторитарного режима?
    2. Можно ли считать поступок писателя Леонида Борисова нравственным выбором? Почему? Что заставило его пренебречь запретами и указаниями партийных органов?
    3. Какие чувства испытали автор рассказа и его друг после случившегося?
    4. Согласны ли вы с автором, считающим, что совесть «куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей»?
    5. Можете ли вы привести пример из собственной жизни, когда ваша совесть «взбунтовалась»?
    Задание
    1.
    Прочитайте размышления современного казахстанского философа и российского писателя о совести. Что в них общего? Авторы задают себе и читателю множество вопросов. Попробуйте ответить на них.
    ...Что же есть совесть? Совесть – понятие, которое используют в связи с человеком. Правда, некоторая часть ученых-зоологов утверждает, что у животных, особенно у домашних, проявляется такая черта, как стыдливость, но это не так. И стыд, и совесть – суть феномены, присущие только человеку. Но присуще ли это качество всему человечеству, или нужно говорить об отдельных личностях, у которых ее следует искать? Возможно ли существование человека без

    168 совести?...Обидевшись на кого-нибудь, мы называем его бессовестным. Так, значит, люди без совести в жизни встречаются? ...
    Лично я полагаю, что на свете абсолютно бесчестных людей нет, ибо тогда человек теряет свой человеческий облик. Именно совесть сохраняет человеческое в человеке... Если представить, что совесть у человека отсутствует напрочь, то это уже не человек, он теряет свою человеческую сущность. Что бы ни делал человек, он совершает свои поступки в человеческом облике, если только это не клон. Человек, рожденный от человека, приходит в мир человеком, абсолютно бесчестным он быть не может. Прожив жизнь, уходит из жизни человеком. Проблема в том, как он эту жизнь проживет...
    Совесть – внутренняя тайна человека, нам не подвластная. Иногда мы пытаемся выведать тайну знакомого нам человека, но ничего из этого не выходит. У каждого есть своя тайна, известная только ему одному...и нет-нет да, пожалуй, и проскользнет в разговоре, что, мол, совесть моя чиста. Чем же измеряется мера этой чистоты, где ее параметры?
    И вообще, что значит понятие чистая совесть? ...
    Возвращаясь к вопросу о том, кого считать человеком, имеющим стыд, честным человеком, скажу, что, на мой взгляд, таковым можно назвать человека, осознающего, что он совершил постыдный поступок, и осуждающего себя за это. Думаю, что вряд ли найдется смертный, не совершивший за свою жизнь ни одного постыдного поступка. Дело не в этом, проблема в том, что люди, совершив постыдный поступок, не осознают этого. Абай так определял стыд: «Стыд – это муки, на которые ты себя обрекаешь, когда осознаешь всю постыдность своих действий или слов».
    Иными словами, стыд – это внутренняя цензура и, на мой взгляд, это проявление совести, которая является внутренней энергией, силой человеческого в человеке...
    Таким образом, когда мы говорим о человеческом в человеке, мы должны остановиться на трех понятиях: стыд, честь, совесть,
    являющихся основой человеческого. Отсутствие хотя бы одного из них ведет к потере цельного человека.
    (Г. Есим, фрагменты из книги «Наука совести»)
    Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неѐ, какой от неѐ прок, если она не приносит никаких выгод, если не даѐт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных? Благодаря чему она существует, совесть, которая грызѐт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не

    169 отступишься? Откуда она взялась? На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. Она не ошибается. Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию...
    Бессовестность сегодня многие стремятся оправдать: «Ничего не поделаешь, таково наше общество». Можно, конечно, считать, что наше общество унаследовало советскую мораль, когда никто не каялся, участвуя в репрессиях, когда поощряли доносчиков, стукачей. Но при чѐм тут совесть? Она относится к личности, она принадлежит душе, единственной, неповторимой, той, что нас судит.
    (Д. Гранин, фрагменты из книги «Причуды моей памяти»)
    «А что есть совесть, о которой во все времена каждый лукаво толкует по-своему, когда и как ему удобно, а что она значит сама по себе?» – спрашивает выдающийся писатель и мыслитель современности Чингиз Айтматов в своем пророческом романе «Тавро Кассандры». Этот вопрос по праву можно отнести к вечной тайне, познать которую стремились И.В. Гете, И. Кант, А.
    Пушкин, Л. Толстой, А. Кунанбаев, Ш. Кудайбердыев и многие другие неутомимые исследователи жизни.
    Совесть – это нравственная глубина в человеке, его внутренний голос, работа его ума и сердца. К тому, как мы учимся, как делаем открытия, как строим дома и добываем нефть, растим детей и лечим людей, общаемся друг с другом – к каждому поступку, который можно оценить по шкале нравственности, имеет отношение совесть.
    Исходящая из глубины нашего истинного «Я», совесть является внутренним регулятором, который определяет наши мысли, слова, поступки, отношение к людям и окружающему миру.
    Совесть проявляется в различных качествах и деяниях человека.
    Шакарим Кудайбердиев, провозглашая совесть высшей человеческой ценностью, видел ее в «единстве скромности, справедливости и доброты». Гарифолла Есим называет формами проявления совести стыд, честь, достоинство, дружбу, порядочность, щедрость, доброту.
    Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
    Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки и не делая новые. И если каждый из нас научится этому, то, возможно, сбудется вековая мечта о прекрасном будущем человечества, которую поэт Султанмахмут Торайгыров выразил так:
    О, как прекрасно будет время, когда идеи равенства и братства
    Желанные нам принесут плоды, когда не сможет совесть человека
    Предметом быть и купли, и продаж.

    170
    ЭТО ИНТЕРЕСНО
    В Шотландии на задней площадке трамваев и автобусов есть небольшой ящик. Этот специальный ящик находится там для того, чтобы пассажиры могли положить туда свою плату, если кондуктор занят на другом конце автобуса и не может подойти к вам. Он называется «ящик совести».
    Подобные эксперименты сегодня - не редкость. Житель одного из сѐл в Хакасии (Россия) открыл магазин без продавца. Покупатель приходит, берѐт товар, а деньги кладет в специальный ящик. Владелец пекарни до этого отдавал товар в магазины на реализацию. Стоимость буханки при этом увеличивалась в полтора раза. Тогда он решил продавать хлеб сам. А чтобы не поднимать цену, отказался от продавца. Честными, по наблюдениям предпринимателя, оказались 99 % жителей поселка.
    Задание 2. Прочтите высказывания о совести. В каких образах представляется совесть авторам изречений? Какой из этих образов вам ближе? Почему? Попробуйте изобразить совесть в виде какого-либо поступка, образа или символа.

    О совесть, наших дел закон и обвинитель.
    Свидетель и судья! В. Жуковский

    Совесть – тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка... В. Даль

    Совесть – это как компас, который дает возможность человеку не сбиться с пути, который дает оценку человеческим поступкам и деяниям. Г. Есим

    Совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, его разбивают. Ф. Гегель
    По велению совести
    Д. Лихачѐв
    Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью.
    Душевная же необходимость – она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчетна.
    Поступать надо правильно не думая, не размышляя долго. Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке.
    Но душевная потребность эта не всегда присуща человеку от рождения. Она воспитывается в человеке и воспитывается в основном им же самим – его решимостью жить по правде, по-доброму.

    171
    Мы учимся ездить на велосипеде и сперва следуем определенным несложным советам друзей: поворачивать руль в ту сторону, в которую падаешь. А вскоре ездим, не думая уже ни о каких правилах, и ездим хорошо и свободно всю жизнь.
    В своих «письмах» я тоже рекомендую несложные правила
    «ездить на велосипеде» – жить честно, по правде. Но это необходимо только для начала. Жить же нужно интуитивно «по велению совести», не задумываясь находить всегда правильные решения, не заглядывая в книжки. Жить гораздо сложнее, чем ездить на велосипеде. Поэтому и советов приходится давать больше.
    Но вот на что обратите внимание. Когда вы только учитесь ездить на велосипеде, когда думаете, куда повернуть, вы затрачиваете множество усилий. А когда научились и не думаете – вы почти неутомимы. И вот мой совет: научитесь не задумываясь, сразу находить правильные решения. Жить будет легко...
    «Правила» только для начала пути. Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно.
    Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца.
    А я помашу вам вслед...
    1. Что академик Дмитрий Сергеевич Лихачев считает самым ценным в человеке?
    2. Что в его понимании означает жить «по велению совести»?

    172 3. Какие напутствия он дает своим читателям?
    4. Всегда ли получается у вас находить правильные решения?
    Как вы понимаете, что приняли верное решение?
    Задание 3. «Все можно отнять у человека, за исключением одного – последней частицы человеческой свободы, свободы выбирать свою установку в любых условиях, выбирать свой собственный путь». Виктор Франкл.
    Как вы понимате смысл этого высказывания? Что может быть отнято у человека? А что, по мнению автора, всегда остается?
    Согласны ли вы с тем, что у нас всегда есть возможность делать собственный свободный выбор?
    Задание 4. Проанализируйте несколько историй – примеров осознанного жизненного выбора:
    1. Предположите, какие нравственные дилеммы возникали перед героями историй в момент принятия ими решения.
    2. Определите, что побуждало людей действовать так, а не иначе, каковы были мотивы выбранных действий.
    3. Можете ли вы привести примеры
    (ситуации) из собственной жизни, когда столкнувшись с какой-либо сложной ситуацией, вы осуществили свой нравственный выбор, проявив свою внутреннюю свободу?
    4. Что движет вами в момент принятия нравственных решений?
    Виктор Франкл – австрийский врач-психотерапевт, в 30-е годы он был известен как успешный психолог с международным именем. В 1941 году
    Франкл работает в венском госпитале
    Ротшильда, где, рискуя собственной жизнью и карьерой, ставит ложные диагнозы душевнобольным пациентам, чтобы спасти их от гибели в результате чудовищных экспериментов нацистов по эвтаназии. В том же году известный врач принимает решение, изменившее всю его жизнь.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта