10 классРУСС ЯЗ (1). Учебник для 10 классов общеобразовательных школ алматы 2019
Скачать 4.84 Mb.
|
Задание 2. В притче о двух братьях говорится о таких путях самосовершенствования как стремление к знанию и благие дела. А как еще человек может «взрастить» свою душу? Поразмышляйте об этом со своими одноклассниками. Приведите примеры, истории, рассказывающие о людях, сохранивших нравственную чистоту, несмотря на пережитые страдания и несчастья; о людях, возвысившихся в подлинной человечности через любовь и милосердие, покаяние и прощение. Вы можете поделиться этими историями на интернет-порталеhttp://www.ozin-ozi-tanu.kz со школьниками и педагогами страны. 145 Испокон веков человек стремится к самопознанию, нравственному совершенствованию, познанию своей человечности. Самосовершенствование представляет собой работу человека над самим собой, над чистотой своих помыслов, сознательный контроль над своими действиями и поступками. Духовный труд – основное нравственное достоинство, присущее человеку. «Душа обязана трудиться» для того, чтобы человек – еѐ носитель – становился лучше, чтобы он понял: смысл его существования – это восхождение к высшему. Работая над собой, изживая в себе эгоизм, равнодушие, слабоволие, стяжательство и другие пороки, мы воспитываем свою душу, приучаем себя к нравственному труду, учимся любить не только себя, окружающих, но и все, что дарит нам жизнь. Задание 3. Вспомните рассказ-притчу Ибрая Алтынсарина «Чистый родник». В ней три путника размышляют о надписи, высеченной на камне возле родника: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». Проанализируйте представленный автором притчи смыслообраз: «Если бы вода в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее... Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается... Когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы». Напоминает ли вам этот образ характеристику души человека? Попробуйте сформулировать собственное высказывание о стремлении человека к духовному совершенствованию на основе образа родника. А может быть, вы придумаете свой смыслообраз? Сократ – мудрец и герой По А. Шемшуриной Всѐ в мире покроется пылью забвенья. Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: Лишь дело героя, да речь мудреца Проходят столетья, не зная конца. Фирдоуси Иногда мудрец и герой предстают в одном лице, как, например, «отец» античной этики Сократ, сын скульптора Софрониска, живший в 469-399 г.г. до н.э. 146 Вот что он сам говорил о себе: «В молодые годы у меня у меня была настоящая страсть к тому виду мудрости, который называют познанием природы. Мне представлялось удивительным и необыкновенным знать причину каждого явления – почему что рождается, и почему погибает, и почему существует... Размышлял я и о разрушении всего существующего, и о переменах, которые происходят в небе и на земле». Небольшого роста, приземист и некрасив, он любил прекрасное, был чист и светел душой. «Злой человек, – считал Сократ, – вредит другим без всякой для себя пользы». На вопрос, кого можно считать счастливым, ответ Сократа был таким: «Того, у кого честный образ мыслей и острый ум». Сократ считал, что «кто мудр, тот и добр». Сократ основывал мудрость на знании. Он говорил: «Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всѐм пересиливает и удовольствия, и всѐ прочее». В то же время мудрец заявлял: «Я знаю, что я ничего не знаю». Как много надо знать и как сильно стремиться к знанию, чтобы понять, что многого ещѐ человек не знает! Через духовное познание себя Сократ видел путь к познанию других и жизни в целом. Глубокие размышления привели мыслителя к одному из основных его постулатов: «Познай самого себя». Сократ жил и вѐл свои незабываемые полемические беседы, будоражащие ум и ведущие к углублѐнному размышлению, в Афинах, где его слушали многочисленные ученики, среди которых были Платон, Антисфен, Аристипп, Эвклид и др. Своих учений не записывал, они дошли до нас в записях его учеников, свидетельствах Платона, Аристотеля. Сам мыслитель видел цель своих бесед в совместном поиске истины. Как утверждает Диоген Лаэртский, он «первым стал рассуждать об образе жизни... и с увлечением спорил с кем попало не для того, чтобы переубедить их, а для того, чтобы доискаться до истины». Вот как об этом говорит сам Сократ в беседе с Меноном: «Я похож на ската, который, приводя в оцепенение других, и сам приходит в оцепенение. Ведь не то, что я, путая других, сам ясно во всѐм разбираюсь, – нет: я и сам путаюсь и других запутываю. Так и сейчас – о том, что такое добродетель, я ничего не знаю ... И всѐ-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать, что она такое». Для Сократа добродетельность аналогична моральности. Именно от того, насколько добродетелен человек, зависит его счастье, считает Сократ. Этические знания могут помочь человеку на пути к добродетели. Когда Сократу сообщили, что кто-то говорит о нем дурно, мудрец ответил: «Это потому, что его не научили говорить 147 хорошо». Отсюда главная задача этики: научить человека думать и говорить, помня об этических основах человеческого поведения. Современна и мысль Сократа, что задача человека – нравственное самосовершенствование в достижении добродетельности. Актуальны сегодня и главные добродетели, определенные Сократом: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. Добродетель, учил Сократ, не внушение богов, а обоснованное знание того, что действительно хорошо и что делает человека способным жить, не тесня других, а относясь к ним справедливо: способным служить обществу, а не себе одному. Сократ и жизнь свою строил в логике своих высказываний, оставаясь во всем верным своему слову. Его видели всегда в поношенном плаще и босым, а он радовался тому, «сколько же есть вещей, без которых можно жить». В описаниях Диогена Лаэртского мы читаем: он отличался также достоинством и независимостью. Однажды Алкивиад... предложил ему большой участок земли, чтобы выстроить дом; Сократ ответил: «Если бы мне нужны были сандалии, а ты предложил бы мне для них целую бычью кожу, разве не смешон бы я стал с таким подарком?» Сократ, считая, что смысл имеет только жизнь, согласная с убеждениями, и здесь не отступает от своих слов и отдает ее во имя своих убеждений. Обвиненный враждебной его учениям верхушкой афинской демократии по доносу в религиозном нечестии, он отказался от побега, считая его унизительным. Представ перед судом, не менял своих убеждений и не просил прощения, считая, что «лучше мужественно умереть, чем жить в позоре». Услышав фразу: «Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти», он спокойно ответил: «А их к смерти осудила природа». В своей защитительной речи на суде Сократ уподобляет себя оводу, а афинян коню, большому и благородному, но тучному и обленившемуся и потому нуждающемуся в том, чтобы его подгонял какой-нибудь овод. В речи он произносит: «По-моему, бог и послал меня в этот город, чтобы я, целый день носясь повсюду, каждого из вас будил, уговаривал, упрекал непрестанно. Другого такого вам нелегко будет найти, афиняне, а меня вы сможете сохранить, если мне поверите. Но очень может статься, что вы, рассердившись, как люди, внезапно разбуженные от сна, прихлопнете меня и с легкостью убьете... Только вы всю остальную жизнь проведете в спячке...» Приняв смертный приговор, сам выпивает чашу с ядом сакуры. 148 В наследство о Сократе остался его знаменитый метод построения бесед с помощью особых сократовских вопросов, все подвергающих сомнению. В качестве напутствия обратимся к некоторым мыслям Сократа и адресуем их себе для размышлений: Хорошее начало не мелочь, хотя и начинается с мелочи. Знание, отделѐнное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью. Заговори, чтобы я тебя увидел. 1. Что нового вы узнали о Сократе? 2. Какое представление у вас сложилось о мудреце по его высказываниям? 3. Можно ли назвать Сократа Великим Учителем человечества? Почему? Согласны ли вы с автором рассказа, считающем Сократа героем и мудрецом? 4. Сократ говорил: «Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть». Что вы можете сказать о себе по этому поводу? 5. Какие мысли и наставления античного мудреца, на ваш взгляд, наиболее актуальны в наши дни? Стремление человека к духовно-нравственному самосовершенствованию является главным источником, движущей силой эволюции, как самого человека, так и всего человечества. На протяжении всей мировой истории на земле существовали личности, играющие ключевую роль в духовном развитии человеческой цивилизации. Сократ, Платон, Лао-цзы, Конфуций, аль- Фараби, Юсуф Баласагуни, Абай Кунанбаев, Л.Н. Толстой и многие другие великие мыслители оставили миру самое ценное наследие – истинную мудрость, указали и на собственном примере, всей своей жизнью продемонстрировали пути духовного развития. Своей мыслью и своими поступками они навсегда вписали свои имена в летопись мировой истории и стали известны как Великие Учителя человечества. Они жили в разное время и принадлежали к разным народам, культурам, социальным группам. Каждый из Великих Учителей своим путем приближался к истине, при этом их всех объединяла одна цель – способствовать совершенствованию характера человека, указать путь к достижению счастья. И их всех объединяло понимание истины как основы духовного совершенствования человека. Их размышления не повторяют друг друга, но настолько друг друга дополняют, что их уместно сравнить с фрагментами большого 149 пазла: каждое учение интересно само по себе, но, будучи сложенными вместе, они позволяют приблизиться к целостному восприятию истины. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты величайших мыслителей, мы приходим к пониманию, что в основе единства религий, единства народов, единства человека и природы лежит единый фундамент – духовность и нравственность. Великие Учителя, как добрые и участливые спутники, ведут нас по лабиринтам своих духовных исканий, делятся открытиями и откровениями. Для человека, ищущего пути к духовному самосовершенствованию, возвышенные идеи и вдохновляющие примеры из жизни великих Учителей становятся основой познания и ведения осмысленной, достойной и радостной жизни. Словно яркие звезды на небосводе, Учителя человечества освещают путь многим поколениям людей, наполняя их светом любви, мудрости и сострадания. Задание 4. Великий духовный учитель Абай Кунанбаев в своих философских трудах размышляет о путях духовного возвышения человека. Ознакомьтесь с его наставлениями и, следуя им, разработайте свою программу самосовершенствования. Подумайте, какие преображения вы бы хотели осуществить в своих чувствах, мыслях, словах и делах. Придумайте название программы, проиллюстрируйте ее рисунками или символами. Возвыситься духовно можно иными путями. Во-первых, умение сохранить человеческие достоинства даже во время великих испытаний, облагораживает человека. 150 Во-вторых, самовосхваление, выпячивание собственных достоинств могут только навредить тебе. В-третьих, злонамеренность, принижение, оскорбление самолюбия других, порождает ответную враждебность. Причина желания отличиться перед другими – хвастовство, оно порождает зависть, одна зависть влечет за собой другую. Отсутствие же этих пороков приносит человеку умиротворение, а в умиротворенной душе рождается стремление (к духовному возвышению). Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние. Невежество – то есть отсутствие знаний, без которых ничего нельзя добиться; отсутствие знаний равняет человека со скотом. Ленность – злейший враг искусства; бесталанность, безволие, бесстыдство, бедность – порождение лени. Злодеяние – враг человечества; причиняя зло другим, человек отдаляется от людей, уподобляясь дикому зверю. Противоядие от этих пороков – человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания. («Книга слов», фрагмент из Слова тридцать восьмого) Задание 5. Прочитайте притчу. В ней скрыт ответ учителя на вопрос учеников. Как вы думаете, какой это был ответ? Притча о листьях К умирающему учителю пришли ученики и спросили: «Всѐ ли ты рассказал нам о знаниях, которыми ты обладаешь?» Учитель взял горсть листьев и спросил: «Сколько листьев у меня в руке? Больше ли их в ладонях, чем в лесу на деревьях»? «Конечно, меньше», – был ответ. «То, что я вам дал, сравнительно с горстью в моей руке!» – заметил учитель. «Тогда почему ты не рассказал нам всего?» – изумились ученики. И был ответ: ...... Задание 6. Подготовьте презентацию на тему «Вдохновляющий пример жизни и творчества духовных учителей в моей жизни». Расскажите о том, как наследие Великого Учителя или его самоотверженная жизнь вдохновили вас на самосовершенствование и реализацию ваших светлых идей и мечтаний. 151 *** На этом уроке вы услышали много мудрых советов и наставлений от великих учителей человечества. Напоследок – еще один совет от древнеримского философа, поэта и государственного деятеля Сенеки: «Каждую ночь перед сном спроси себя: с какой проблемой я справился сегодня? Какие страсти отклонил? Перед каким искушением устоял? Какое достоинство приобрел?» Попробуйте следовать ему и не забывайте о том, что «душа обязана трудиться...» Жить на земле В. Солоухин Жить на земле, душой стремиться в небо – Вот человека редкостный удел. Лежу в траве среди лесной поляны, Берѐзы поднимаются высоко, И кажется, что все они немножко Там, наверху, друг к дружке наклонились. И надо мной смыкаются шатром. Но чист и синь просвет Между берѐз зелѐных Едва-едва листами шелестящих. Я вижу там то медленную птицу, То белые, как сахар, облака. Сверкает белизна под летним солнцем. И рядом с белизной – ещѐ синее, Заманчивее, слаще глубина. Жить на земле, тянуться в беспредельность – Вот человека радостный удел... 152 ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Человек, словно в зеркале мир, – многолик. Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям Через века и расстояния отрывок А. Нурпеисов Было это в Париже накануне рождественских праздников. После какого-то молодежного концерта Булат Окуджава повел меня в дом своего знакомого композитора, сухощавого бородатого француза. Народу собралось немало, и после легкого угощения мы начали петь и пели охотно и долго, пели в одиночку и все вместе. Обстановка была на редкость теплая, дружеская, настроение – приподнятое, и меня, по природе замкнутого, охватила вдруг приятная легкость, и я тоже подпевал, подтягивал, как мог, потом, отважившись, спел песню Абая «Темной ночью горы дремлют», сложенную на стихи Гете, переведенные им же, Абаем, на казахский язык. – Неужели это сочинил казах? – спросил кто-то из гостей. – А мелодия очень похожа на европейскую… Я улыбнулся, вспомнив удивительный, поистине уникальный случай, выпавший на долю стихотворения Гете «Ночная песнь странника». … На исходе прошлого столетия в отдаленном уголке казахской степи, где еще господствовали нравы азиатского Востока, творил, сражаясь с невежеством, наш великий поэт Абай. Именно в эти годы он увлеченно переводил на родной язык поэзию – Пушкина, Лермонтова, Крылова, Бунина. А это время, когда у казахов еще не было профессиональной письменной литературы, хотя пышно расцветало народное творчество, акыны-импровизаторы, певцы- сказители, защищая честь своего рода, восхваляя знатных феодалов, влиятельных старцев и святых аруахов – духов предков, вступали в искрометные айтысы – поэтические состязания. И только Абай, в молодые годы обучавшийся в мусульманской духовной школе – медресе, а позже, уже в зрелом возрасте, самостоятельно изучивший русский язык, настойчиво тянулся к животворным источникам знания. И поэзия его напоминала одинокую трепетную свечу в бескрайней 153 степи. Благодаря неимоверным усилиям одинокого гения в конце девятнадцатого века все же была проложена тропинка к русской, а через нее и к мировой литературе. Абай, должно быть, интуитивно, чутьем и сердцем своим угадывал, улавливал какие-то родственные и созвучные европейской поэзии и музыке мотивы. И я абсолютно поверил в искренность слов парижанина, сказанных им в тот памятный вечер накануне рождества, о чем-то ему близком и родственном в мелодии Абая. 1. Почему песня Абая тронула сердце парижанина? 2. В чем видит автор рассказа великую заслугу Абая перед своим народом? 3. Как вы понимаете выражение «объединяющая сила искусства»? 4. Приведите пример произведений искусства, которые понятны и близки сердцу каждого человека. История человечества – это история его культуры, история его достижений в материальной и духовной сферах на протяжении многих тысяч лет. Культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций. Однако, пожалуй, самое великое значение культуры заключается в том, что она – есть основа духовного и нравственного возвышения человека. Изначально понятие «культура» употреблялось в сфере земледельческого труда и означало «возделывание, взращивание». Например, возделывание пшеницы, которая после длительной обработки (извлечение из колосьев, очищение, перемалывание) становится более ценным продуктом. Позже культуру стали понимать как воспитание, образование человека, появилось сочетание «культура души». Мыслители различных эпох видели в культуре средство «взращивания» человека, совершенствования его духовной жизни и нравственности: «Человек…возвышает себя культурой, чтобы принести спокойствие всему народу» (Конфуций); «Культура – это мера человечности в человеке» (Карл Маркс); «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше еѐ быть не может» (Ж. Дюамель). Источником и носителем культуры является человек, его мысль и духовные устремления, его познание и творчество. Во все исторические эпохи появлялись удивительные люди, которые |