Главная страница
Навигация по странице:

  • 451 градус по Фаренгейту

  • Технократическая цивилизация, общество потребления

  • ЭТО ИНТЕРЕСНО

  • 10 классРУСС ЯЗ (1). Учебник для 10 классов общеобразовательных школ алматы 2019


    Скачать 4.84 Mb.
    НазваниеУчебник для 10 классов общеобразовательных школ алматы 2019
    Дата24.01.2022
    Размер4.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла10 классРУСС ЯЗ (1).pdf
    ТипУчебник
    #340340
    страница15 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
    Задание 1. Перед вами портреты выдающихся творцов духовной культуры человечества: ученых, писателей, поэтов, художников, музыкантов и т.д. Кого еще вы бы включили в
    «Галерею Великих»? В чем, по вашему мнению, заключается величие этих людей? Каковы были их устремления, в чем они видели смысл своих открытий и творений?
    Возможно, в размышлениях вам поможет высказывание современного педагога Андрея Елисова: «Культура творит, а суть
    творчества – умножение добра, блага и красоты».
    Абу Наср аль-Фараби
    872-950 гг.
    Леонардо да Винчи
    1452-1519 гг.
    Уильям Шекспир
    1564-1616 гг.
    Людвиг ван Бетховен
    1770-1827 гг.
    Александр Пушкин
    1799-1837 гг.
    Абай Кунанбаев
    1845-1904 гг.

    155
    Задание 2. Прочитайте текст о том, как воздействует искусство на духовный мир человека. Поразмышляйте над вопросами к тексту.
    Духовное освоение произведений искусства является одной из высших потребностей человека. Тот, кто вступает в общение с художником (в широком смысле), вникает в созданные им художественные образы, воссоздавая их в своем воображении. Этот процесс называется сотворчеством, ведь содержание произведения
    (изобразительного, литературного, музыкального и т.д.) – это не только то, что высказано и написано, но и то, что возникает в зрителе при виде услышанного, увиденного, прочитанного.
    Результаты труда художника являются всего лишь некими материальными объектами без зрителя, ведь произведения искусства – это всегда сообщение, сотворчество, сопереживание. Только в результате восприятия зрителем произведения искусства обретают предназначенное им духовное бытие. И никто не может нас заставить полюбить творчество того или иного творца. Мы вольны в выборе, что является проявлением нашего художественного вкуса.
    Любое произведение – будь то словесное либо музыкальное сочинение, спектакль, живописная картина или архитектурное сооружение
    – воздействует на наши органы чувств и включает процессы эстетического восприятия. Возникает чувство восхищения, удовольствия. И чем дольше длится созерцание картины, прослушивание музыки, чтение поэмы, т.е. творческое освоение произведения искусства, тем бо́льшая радость и восторг охватывают человека. Как правило, мы даже не в состоянии вразумительно объяснить, почему нам нравится то или иное творение...
    Альберт Эйнштейн
    1879-1955 гг.
    Дмитрий Шостакович
    1906-1975 гг.
    Чингиз Айтматов
    1928-2008 гг.

    156
    ...Почему рассказ Чехова о зауряднейшем случае, или погоня некоего
    Чичикова за «мѐртвыми душами», или картина Сурикова о мало кому сегодня известной боярыне Морозовой потрясают душу, заставляют снова и снова обращаться к этим произведениям, восхищаться ими и... постоянно удивляться: да что же здесь такого выдающегося? чем они трогают и поражают? Да просто настоящее, большое Искусство! И независимо от социальной, религиозной и любой иной значимости
    (или незначительности) представленного события оно до глубины души трогает нас, очищает душу, обогащает духовно. В этом великая тайна и неиссякаемая сила искусства.
    (О. Дивненко, фрагменты из учебного пособия «Эстетика»)
    1. Как влияет на человека настоящее, большое искусство?
    2. В чем заключается процесс нашего «сообщения, сотворчества, сопереживания» с художником
    (автором произведения искусства)?
    3. Приходилось ли вам переживать эти состояния? Какие произведения искусства вызвали их?
    4. Есть ли у вас любимое произведение искусства? Попробуйте проанализировать его влияние на ваш внутренний мир. Что связывает это произведение лично с вами? Что вы чувствуете от соприкосновения с ним, какие нравственные чувства возникают в душе?
    Задание 3. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал:
    «Культура любого народа, определяя его духовную уникальность, выражая его творческие силы и способности, одновременно является достоянием всего человечества». Обратитесь к материалам научно-образовательного интернет-портала «Самопознание» http://www.ozin-ozi-tanu.kz (раздел «Вечные ценности народа») и на их основе подготовьте сообщение об одном из представителей казахской национальной культуры.
    Постарайтесь расширить представленную на портале информацию, раскрыв общечеловеческую значимость ценностей духовной культуры казахского народа.
    451 градус по Фаренгейту
    отрывок из романа
    Р. Брэдбери
    ...Брандмейстер Битти уселся, выбрав самый удобный стул. Его красное лицо хранило самое мирное выражение. Не спеша он набил

    157 свою отделанную медью трубку и, раскурив ее, выпустил в потолок большое облако дыма.
    – Решил зайти, проведать больного.
    – Как вы узнали, что я болен? ...
    – Я видел, что к тому идет...Каждый пожарник рано или поздно проходит через это. И надо помочь ему разобраться. Надо, чтобы он знал историю своей профессии. Раньше новичкам все это объясняли. А теперь нет. И очень жаль. Только брандмейстеры еще помнят историю пожарного дела... Сейчас я вас просвещу...
    ...Битти уселся поудобнее, минуту – не меньше – сидел молча, в раздумье.
    – Как все это началось, спросите вы, – я говорю о нашей работе, – где, когда и почему? Началось, по-моему, примерно в эпоху так называемой гражданской войны, хотя в наших уставах и сказано, что раньше. Но настоящий расцвет наступил только с введением фотографии.
    А потом, в начале двадцатого века, – кино, радио, телевидение. И очень скоро все стало производиться в массовых масштабах.
    Монтэг неподвижно сидел в постели.
    – А раз все стало массовым, то и упростилось, – продолжал Битти. –
    Когда-то книгу читали лишь немногие – тут, там, в разных местах.
    Поэтому и книги могли быть разными. Мир был просторен. Но, когда население удвоилось, утроилось, учетверилось, содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка. Вы понимаете меня, Монтэг?
    – Кажется, да, – ответил Монтэг...
    – Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия –
    собаки, лошади, экипажи – медленный темп жизни. Затем двадцатый век.
    Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание.
    Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке! ... Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом еще больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты, потом еще: десять-двадцать строк для энциклопедического словаря. Я, конечно, преувеличиваю. Словари существовали для справок.
    Но немало было людей, чье знакомство с «Гамлетом» ограничивалось одной страничкой краткого пересказа в сборнике, который хвастливо заявлял: «Наконец-то вы можете прочитать всех классиков! Не отставайте от своих соседей» ...
    – А теперь быстрее крутите пленку, Монтэг! Быстрее! Клик! Пик!
    Флик! Сюда, туда, живее, быстрее, так, этак, вверх, вниз! Кто, что, где, как, почему? Сокращайте, ужимайте! Пересказ пересказа! Экстракт из пересказа пересказов! Политика? Одна колонка, две фразы, заголовок! И через минуту все уже испарилось из памяти. Крутите человеческий разум в

    158 бешеном вихре, быстрее, быстрее! – руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние, ненужные бесполезные мысли! Жизнь коротка. Что тебе нужно?
    Прежде всего работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему- нибудь, кроме умения нажимать кнопки, включать рубильники, завинчивать гайки, пригонять болты? ...
    – Как можно больше спорта, игр, увеселений – пусть человек всегда будет в толпе, тогда ему не надо думать... Больше фильмов. А пищи для ума все меньше. В результате неудовлетворенность. Какое- то беспокойство. Дороги запружены людьми, все стремятся куда-то, все равно куда. Бензиновые беженцы. Города превратились в туристские лагеря, люди – в орды кочевников, которые стихийно влекутся то туда, то сюда, как море во время прилива и отлива...И все это произошло без всякого вмешательства сверху, со стороны правительства. Не с каких-либо предписаний это началось, не с приказов или цензурных ограничений. Нет! Техника, массовость потребления – вот что... привело к нынешнему положению.
    – Но при чем тут пожарные? – спросил Монтэг...
    – Ну, это очень просто. Когда школы стали выпускать все больше и больше бегунов, прыгунов, скакунов, пловцов, любителей ковыряться в моторах, летчиков, автогонщиков вместо исследователей, критиков, ученых и людей искусства, слово «интеллектуальный» стало бранным словом, каким ему и надлежит быть. Человек не терпит того, что выходит за рамки обычного... Мы все должны быть одинаковыми...
    Вот! А книга – это заряженное ружье в доме соседа. Сжечь ее!
    Разрядить ружье! Надо обуздать человеческий разум. Почем знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека? ...И вот, когда дома во всем мире стали строить из несгораемых материалов и отпала необходимость в той работе, которую раньше выполняли пожарные (раньше они тушили пожары), тогда на пожарных возложили новые обязанности – их сделали хранителями нашего спокойствия... Они стали нашими официальными цензорами, судьями и исполнителями приговоров...
    – Вы должны понять, сколь огромна наша цивилизация. Она так велика, что мы не можем допустить волнений и недовольства среди составляющих ее групп. Спросите самого себя: чего мы больше всего жаждем? Быть счастливыми, ведь так? Всю жизнь вы только это и слышали. Мы хотим быть счастливыми, говорят люди. Ну и разве они не получили то, чего хотели? Разве мы не держим их в вечном движении, не предоставляем им возможности развлекаться? Ведь человек только для того и существует. Для удовольствий, для острых

    159 ощущений. И согласитесь, что наша культура щедро предоставляет ему такую возможность...
    – Цветным не нравится книга «Маленький черный Самбо». Сжечь ее.
    Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и ее тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку легких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь все, что рождает тревогу. В печку! ...
    – Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зерна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, – ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хоть на самом деле они стоят на месте... Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология. Не дай бог, если они начнут строить выводы и обобщения... Человек, умеющий разобрать и собрать телевизорную стену, – а в наши дни большинство это умеет, – куда счастливее человека, пытающегося измерить и исчислить Вселенную, ибо нельзя ее ни измерить, ни исчислить, не ощутив при этом, как сам ты ничтожен и одинок... Подавайте нам увеселения, вечеринки, акробатов и фокусников, отчаянные трюки, реактивные автомобили... Если драма бессодержательна, фильм пустой, а комедия бездарна, дайте мне дозу возбуждающего – ударьте по нервам оглушительной музыкой! И мне будет казаться, что я реагирую на пьесу, тогда как это всего-навсего механическая реакция на звуковолны. Но мне-то все равно. Я люблю, чтобы меня тряхнуло как следует.
    Битти встал.
    – Ну, мне пора. Лекция окончена. Надеюсь, я вам все разъяснил.
    Главное, Монтэг, запомните – мы борцы за счастье – вы, я и другие.
    Мы охраняем человечество от той ничтожной кучки, которая своими противоречивыми идеями и теориями хочет сделать всех несчастными.
    Мы сторожа на плотине. Держитесь крепче Монтэг! Вы даже не

    160 понимаете, как вы нужны, как мы с вами нужны в этом счастливом мире сегодняшнего дня.
    Битти пожал безжизненную руку Монтэга. Тот неподвижно сидел в постели. Казалось, обрушься сейчас потолок ему на голову, он не шелохнется...
    – Ну вот и все, Монтэг. Может, хотите сегодня выйти попозже, в ночную смену? Увидимся с вами сегодня?
    – Не знаю, – ответил Монтэг.
    – Как? – На лице Битти отразилось легкое удивление.
    Монтэг закрыл глаза.
    – Может быть, я и приду. Попозже.
    – Жаль, если сегодня не придете, – сказал Битти в раздумье, пряча трубку в карман.
    «Я никогда больше не приду», – подумал Монтэг.
    – Ну, поправляйтесь, – сказал Битти. – Выздоравливайте. – И, повернувшись, вышел через открытую дверь.
    1. Чем занимаются пожарные в том времени, которое описал писатель-фантаст? Как Битти разъясняет своему сослуживцу цели и смысл уничтожения книг?
    2. Каким предстает перед нами мир недалекого будущего? Как понимается в этом мире счастье человека?
    3. Как общество пришло к такому положению? Что изменило мышление людей?
    4. Есть ли что-то общее между фантастической реальностью, описанной Р. Брэдбери, и современной массовой культурой?
    5. Читали ли вы роман «451 градус по Фаренгейту»? Интернет дает возможность прочитать его краткий пересказ за 8 минут, тогда как чтение всего произведения в оригинале займет не менее 4 часов. Какой вариант вы выберете? Почему?
    Задание 4. Поразмышляйте о том, какие профессии перестанут существовать в недалеком будущем. Какие новые профессии могут появиться? Каким вы видите будущее профессии, которую планируете избрать?
    Современная эпоха отличается невиданным прежде взлетом технических изобретений, интенсивно внедряющихся в обыденную жизнь людей, а также невиданными масштабами потребления материальных благ, далекими от реальных потребностей.
    Проблема сохранения культуры и духовности в условиях технократической цивилизации и общества потребления волновала не только писателей-фантастов, создавших романы-предупреждения о

    161 судьбе человечества в мире, глобально меняющемся под воздействием научно-технического прогресса. В ХХ веке и в наши дни эта проблема
    – в центре внимания философов, социологов, культурологов различных стран.
    Многие из них говорят о наличии глубокого кризиса внутреннего мира современного человека, ощущении опустошенности и бессмысленности жизни, растущем с увеличением «благ» техногенной цивилизации. Н.А.Бердяев, Э.Фромм, А.Маслоу, Д.С.Лихачев и др. поднимали вопрос о том, к чему может привести цивилизация, которая развивается с такой стремительностью, в которой люди утрачивают ощущение духовной радости, теряют связь друг с другом, с природой, с духовным наследием человечества.
    Современный казахский поэт и общественный деятель
    Мухтар Шаханов пишет о
    «цивилизованном мире»:
    Односторонний технический прогресс
    Принял уродливую форму
    Техницизма и вещизма,
    А великое чудо
    Появлении и развития Личности
    Обернулось эгоцентризмом,
    Эгоистичной жестокостью,
    Разрушительной для совместной жизни
    И разумной деятельности людей.
    Философ Ральф Эмерсон писал о западной цивилизации, в которой «вещи вскочили в седло и погоняют человечеством», обличая ее в бессмысленной трате человеческих сил и материальных ресурсов, тогда как значительная часть населения земного шара находится за чертой бедности.
    «Технократическое мышление – это Рассудок, которому чужды
    Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания, достоинства. Существенной его особенностью является взгляд на человека как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность…»
    – эти слова принадлежит современному философу В.П. Зинченко. Развитие средств массовой коммуникации, рекламы, попкультуры показывают, что
    Технократическая
    цивилизация,
    общество потребления – метафоры, описывающие состояние современ- ного общества, для которого характерны значительный рост технических достижений, высокий уровень потребления материальных благ, распространение массовой культуры.

    162 сознанием многих людей сегодня можно манипулировать, насаждая определенные стереотипы мышления и поведения.
    Разделяете ли вы тревогу деятелей культуры о судьбе человечества? Согласны ли вы с их оценками масштабов духовного кризиса? Проведите дискуссию на тему: «Нужно ли ограничивать потребление и сдерживать технический прогресс?».
    Задание 5. Прочитайте приведенные ниже высказывания.
    Какой выход видят их авторы в преодолении духовного кризиса современной цивилизации?

    Современный человек стоит на перепутье, перед ним стоит дилемма: продолжать ли существование слепого потребителя, зависимого от неумолимой поступи новых технологий и дальнейшего накопления материальных ценностей – или искать и найти дорогу к духовной ответственности, которая в конечном счете могла бы стать спасительной реальностью не только для него лично, но и для общества. (Андрей Тарковский).

    Гибнущую планету
    Можно спасти,
    Если совместными усилиями,
    Всей мощью людского разума
    Выработать концептуальную основу
    Новой общечеловеческой морали,
    Способной сохранить
    Единые принципы духовности... (Мухтар Шаханов)

    Надо усмирить цивилизацию, но не смирительной рубашкой, которую она сама изобрела, а с помощью лучших средств Культуры:
    Верою, Надеждою, Любовью. Надо спокойно и вразумительно объяснить, что мы в ней очень нуждаемся. Но Культура важнее.
    Цивилизация не выше Культуры, она инструмент в руках Культуры.
    Цивилизация должна входить в мир не сама по себе, а через Культуру: она облагородит цивилизацию, сделает еѐ чуткой, любящей, отзывчивой, освободит еѐ от суррогатов Культуры, от всего ложного…
    Вообразим только: какими станут сознание и жизнь людей, если телевидение, радио, газеты, журналы, интернет, если все виды искусства – театр, балет, кино, музыка, литература, живопись окажутся под доброй волею их матери – Культуры! (Ш.А. Амонашвили)

    163
    ЭТО ИНТЕРЕСНО
    В настоящее время технический прогресс позволяет воплощать потрясающие идеи в творчестве. Известный дирижер из Лос-Анджелеса
    Эрик Витакр придумал, как собрать виртуальный хор, и успешно реализовал свою задумку. Собрав через интернет около 200 человек из различных стран мира, он предложил каждому из них записать его партию
    (сопрано, альт, тенор или бас) в выбранной музыкальной композиции, после чего соединил индивидуальные партии в единую запись.
    Но главной своей задачей ЭрикВитакрставил не просто спеть отдельные партии и свести их вместе, а сделать полноценный виртуальный хор. Ему интересно было добиться совместного творчества в музыке. Для этого он записал ролик с инструкциями как петь, где он дирижирует и где есть аккомпанемент на фортепиано. В назначенное время участники хора, проживающие в Австрии,
    Аргентине, Канаде, Англии, Германии, Ирландии, Новой Зеландии,
    Филиппинах и других странах, прекрасно исполнили композицию в он-лайн. Эксперимент удался полностью.
    Виртуальный хор Эрика Витакрастал поэтическим символом единства человечества в его стремлении к красоте и гармонии.
    (По материалам Интернет)
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта