Теория государства и права. Учебник для бакалавров Оригиналмакет подготовлен компанией ооо Оригиналмакет
Скачать 1.3 Mb.
|
Тема XIII. Место и роль норм права в системе других социальных норм § 1. Что собой представляют социальные нормы и каковы их виды? Под социальными нормами понимаются нормы, или правила по- ведения, которые регулируют отношения между отдельными индиви- дами и различными институтами, между индивидами и социальными группами, между индивидами и обществом. «Где есть общество, — писал Г. Ф. Шершеневич, — там должны быть и правила общежития, или со- циальные нормы. Социальные нормы определяют поведение человека в обществе, а следовательно, отношение человека к другим людям» 1 Одной из разновидностей социальных норм являются правовые нормы. Кроме социальных, существуют технические нормы. Они определя- ют отношение людей к различным средствам производства, орудиям труда, к природе, к животному миру. Это, например, нормы выработ- ки на производстве, правила эксплуатации сельскохозяйственных ма- шин или любой иной техники, всевозможные технические и техноло- гические стандарты. Разумеется, технические нормы, как и сама сфера их приложения, не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм и сфер их непосредственного применения. Все нормы взаимосвязаны, взаимодействуют, оказывают влияние друг на друга. Опосредованно воздействуют технические нормы и на общество, а также на возникаю- щие в нем между людьми и образуемыми ими группами и ассоциациями отношения. В этом смысле данные нормы имеют социальный характер. Однако социальность технических норм весьма условна по сравне- нию с собственно социальными нормами, ограниченна и проявляется как в специальных нормативно-правовых актах, в которых излагается содержание различных технических норм (например, касающихся ох- 1 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права: учеб. пособие (по изд. 1910—1912 гг.). Т. 1. М., 1995. С. 152. раны труда или техники безопасности), так и в актах, имеющих отсы- лочный характер. К числу социальных норм относятся также нормы морали, обычаи, нормы, содержащиеся в актах, издаваемых партийными органами и об- щественными организациями, религиозные нормы и др. В основе различий тех или иных видов социальных норм, в том числе правовых и неправовых, лежат особенности регулируемых ими общественных отношений. Каждый вид неправовых социальных норм опосредует вполне определенный круг общественных отношений и имеет свои особен- ности по сравнению как с другими видами неправовых норм, так и с правовыми нормами. Правовые нормы отличаются от неправовых: 1) по характеру отношений,на которые они «накладываются». Нормы права (например, конституционного, административного) закрепляют прежде всего основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Неправовые социальные нормы, опосредуя зачастую эти отношения, все же большей частью регулируют весь круг общественных отношений — межличностных, межгрупповых и др.; 2) по порядку и способу установления. Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой деятельности политических партий, раз- личных общественных объединений и организаций или же складыва- ются (как, например, нормы морали, обычаи) в процессе общественной жизни, общественной практики, в быту. В отличие от них нормы права, как известно, содержатся в актах, издаваемых или санкционируемых го- сударством, а точнее, уполномоченными на то государственными орга- нами; 3) по формам или способам выражения. Если нормы права всегда со- держатся в конкретных правовых актах и излагаются в письменной форме, то неправовые нормы, как правило (кроме норм, содержащих- ся в актах — решениях партийных органов или в актах общественных организаций), не облекаются в такие формы. Пронизывая собой все сферы духовной и общественной жизни, опосредуя их и оказывая на них регулирующее воздействие, неправовые социальные нормы со- держатся лишь в сознании людей и передаются в устной форме из по- коления в поколение; 4) по форме и средствам обеспечения. Основными формами и сред- ствами обеспечения норм права, кроме материальных, организацион- ных и иных форм и средств, которые свойственны и неправовым нор- мам, являются такие специфические средства, как юридические. Они могут выражаться, например, в указаниях на санкции, применяемые к нарушителям норм уголовного или других отраслей права, в обеспе- 184 Раздел III. Теория права чении свободы выбора той или иной модели поведения участниками гражданско-правовых и иных правоотношений, наконец, в простой констатации того факта, что государство гарантирует соблюдение норм права и содержащихся в них велений; 5) по характеру и степени определенности мер воздействия, при- меняемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений. В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причем эти меры далеко не всегда строго определенны. Об определенности можно говорить лишь от- носительно мер воздействия, применяемых партийными органами и различными общественными организациями к лицам, нарушающим соответствующие правила поведения. Что же касается, скажем, на- рушений норм морали, нравственности или норм, содержащихся в обычаях, то здесь никакими актами не предусматриваются какие- либо определенные меры общественного воздействия. Иначе обстоит дело, когда нарушаются нормы права. В данном случае не исключа- ется применение таких мер, как общественное осуждение, партийное или профсоюзное взыскание и пр. Однако решающее значение имеют все же меры государственного принуждения. Независимо от формы они должны быть четко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго определенный по сравнению с мерами общественного воздействия характер. Кроме перечисленных, существуют и другие отличия правовых норм от неправовых. Однако они не касаются сущностной или со- держательной стороны этих норм, а отражают лишь внешние формы их изложения, доведения до сведения исполнителей и их примене- ния. Отличительные признаки правовых норм, с одной стороны, сви- детельствуют об их тесной связи и взаимодействии со всеми иными социальными нормами, а с другой — указывают на центральное место и ведущую роль норм права в системе этих норм. § 2. Как соотносятся между собой право и мораль? Мораль занимает особое место в системе социальных норм, существу- ющих в любом обществе. Слово «мораль» происходит от латинского moralis — нравствен- ность. Она является одной из форм общественного сознания. В мора- ли отражаются представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном или вредном для обще- ства поведении. Тема XIII. Место и роль норм права в системе других социальных норм 185 В отличие от права, оперирующего такими терминами и крите- риями оценки поведения людей, как, например, «правомерное» или «неправомерное» поведение, «юридические права» и «юридические обязанности», «правонарушение» и «юридическая ответственность», в нормах морали отражаются иные оценочные категории и критерии, а именно: категории «добро» и «зло», «честь» и «бесчестие», «гуманное» и «негуманное», «добропорядочное» и «постыдное», «справедливое» и «несправедливое» и др. Опираясь на эти категории и критерии и используя свои собствен- ные методы и средства, право и мораль выполняют в обществе оди- наковые по своим конечным целям и задачам регулятивные и воспи- тательные функции. Они выступают в качестве важнейших составных частей механизма социального регулирования любого локального со- циального организма (например, региона, субъекта федерации, трудо- вого коллектива), а также всего общества. Мораль, как и право, имеет социальный характер. Это означает, что с помощью норм морали регулируются такие отношения и свя- зи, которые возникают между людьми, между человеком и обще- ством. Мораль и право имеют общие сферы распространения и регулирова- ния. Это особенно значимо, как было уже отмечено, для демократиче- ских политических режимов. Здесь сферы «приложения» права и мо- рали в максимальной степени совпадают. Однако даже максимальное совпадение вовсе не означает их полного слияния. Сфера регулятивного воздействия норм морали неизменно шире сфе- ры, на которую распространяются нормы права. Последние, как и само государство, имея дело с жизненно важными для всего общества и ин- дивидов интересами и отношениями, не могут тем не менее проникать во все поры общества, регулировать все межличностные и подобные им отношения. Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права. Говоря о соотношении права и морали, важно иметь в виду, что они сами по себе, а вместе с ними и характер их отношений весьма дина- мичны и историчны. § 3. Динамичный и исторический характер взаимоотношений права и морали Право и мораль не являются вечными и неизменными категориями. Они возникают вместе с обществом, вместе с ним изменяются и раз- виваются, вместе с обществом совершенствуются или же, наоборот, 186 Раздел III. Теория права деградируют. Именно в этом многовековом развитии и совершенство- вании права и морали проявляется как исторический, так и динамич- ный характер их взаимосвязи и взаимодействия. Чтобы убедиться в справедливости сказанного, достаточно по- ставить, например, такой вопрос: может ли мораль, оправдывающая рабство на ранних стадиях развития человечества, быть присуща со- временному государству? Или: может ли средневековая мораль, брав- шая нередко под свою защиту «святую инквизицию», соответствовать современным представлениям о нравственности? Разумеется, нет. И дело не только в том, хороша она была или плоха. Основная причина в том, что общества (или части его), проповедовавшего эту мораль, уже не существует. Новые общества, приходившие на смену ему по мере экономического и социально-политического развития, вырабатывали и закрепляли в нормах морали свои, отвечавшие их интересам пред- ставления и взгляды о добре и зле, справедливости и несправедливо- сти. На всех этапах развития общества, где использовался и использу- ется чужой труд, всегда зримо или незримо существовали по крайней мере две не совпадающие между собой системы морали: мораль рабов- ладельца и раба, феодала и холопа, работодателя и работополучателя и т. д. Г. Ф. Шершеневич, отвечая на вопрос о том, существует ли такое поведение, «которое бы всегда и везде признавалось как нравствен- ное», и можно ли найти такое поведение, «которое во все времена и у всех народов осуждалось бы как безнравственное», указывал: «Исто- рия и этнография разрушают иллюзию абсолютной нравственности и устанавливают изменчивость нравственных норм, относительность нравственных понятий» 1 По мнению современных западных авторов, в мире нет абсо- лютной и универсальной морали, а есть лишь мораль, связанная с определенными профессиями, религиозная, политическая мораль, мораль различных классов, социальных групп, наконец, мораль от- дельно взятого в историческом плане общества и его членов — пред- ставителей стоящих у власти или находящихся в оппозиции под- властных классов 2 В Спарте, например, существовал обычай периодически проводить массовые убийства государственных рабов — илотов. Это позволяло держать их в постоянном страхе и повиновении. Чтобы придать таким бесчеловечным расправам видимость справедливости и законности, 1 Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 171. 2 Dictionary of Sociology and Related Sciences. L., 1988. P. 198. Тема XIII. Место и роль норм права в системе других социальных норм 187 высшие должностные лица Спарты — эфоры — даже объявляли еже- годно илотам войну. И это соответствовало взглядам рабовладельцев на добро, гуманизм, справедливость, общественную полезность. Но соответствовало ли это взглядам на мораль рабов? Кроме исторически преходящих норм морали и ее ценностей, но- сителями которых являются те или иные классы, социальные слои, правящие династии, группы, существуют и непреходящие, вечные, общечеловеческие ценности и элементы морали. Это не только «не убий», «не укради», «не обмани». Но это и «уважай ближнего как само- го себя», «неуклонно следуй совету старших», «пожелай счастья дру- гим, как самому себе» и др. П. Гольбах, активно отстаивавший принципы всеобщей морали, не без оснований утверждал: «Все любят себя, все желают своего счастья, все нуждаются в помощи для достижения его; все стремятся к тому, что им представляется желательным, и избегают того, что им кажется вредным; все способны следовать опыту, размышлению и в большей или меньшей мере — разуму. Таким образом, все они способны узнать цену добродетели и опасность порока». Обращаясь к сильным мира сего с призывом следовать принци- пам всеобщей морали, он писал: «Государи! Правьте на основании справедливости, морали и законов… Будьте великими, энергичными, справедливыми, творите добро, уважайте свободу и собственность гражданина, не позволяйте угнетать его от вашего имени. Дайте ему полезные и мудрые законы. Старайтесь о его нравственном воспита- нии…» Иными словами, воплощайте в издаваемых вами законах об- щечеловеческую мораль. Общечеловеческие ценности и элементы морали закрепляются нормами права как в международных, так и в национальных правовых актах. Многочисленные подтверждения тому можно видеть на приме- ре не только современных, но и многих древних правовых актов. Теоретически нормы права и содержащиеся в них требования, с од- ной стороны, и требования норм морали — с другой, всегда гармони- чески сочетались и согласовывались друг с другом. Но в практическом плане, в процессе реализации тех и других такое гармоническое соче- тание прослеживается далеко не всегда. § 4. Обычай: отличительные черты и связь с правом Обычаи отличаются от права рядом признаков. Наиболее важные из них состоят в следующем: 1) обычаи — это правила поведения, которые в отличие от права никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливают- 188 Раздел III. Теория права ся и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей; 2) обычаи возникают в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех же действий одими и теми же лицами или группами (группой) лиц. Одноразовые или эпизодически повторяющиеся действия не создают и не могут создать обычаев; 3) обычаи относятся к такому виду неправовых социальных норм, которые связаны с общественной психологией. Наряду с традициями, нравами, обыкновениями и обрядами обычаи складываются и реали- зуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психиче- ского восприятия; 4) обычаи соблюдаются не в силу опасения перед государственным принуждением или иными формами официального давления, а в силу привычки, естественной потребности человека в определенной, очер- ченной рамками этого обычая манере поведения. Привычка становит- ся «второй натурой» человека (человек — «раб привычки»), превраща- ется в потребность вести себя так, как это предписывается обычаем, а не иначе. Обычаи, санкционированные государством в лице уполномочен- ных на то органов, называются правовыми. Они, как и все иные право- вые акты, обеспечиваются государственным принуждением. Правовой обычай, о чем свидетельствует его название, является одной из форм (источников) права. Он органически сочетает в себе моральные требования, предъявляемые обществом и государством к поведению отдельных лиц и их объединений, с правовыми. Правовой обычай является своеобразным «нормативным актом», вбирающим в себя наряду с правовыми и моральные начала. Что связывает правовые и неправовые обычаи с правом? Что слу- жит основанием для их взаимосвязи и взаимодействия? Это в первую очередь однотипная экономическая, социально-политическая и иде- ологическая среда, в которой функционируют обычаи и право. Это общие в конечном счете цели — установление и поддержание в обще- стве определенного порядка и стабильности, которые осуществляются в процессе реализации и норм права, и обычаев. Наконец, это общие регулятивные и воспитательные функции. Те и другие соответствую- щим образом воздействуют как на отдельного человека, так и на все общество. Тема XIII. Место и роль норм права в системе других социальных норм 189 Приложения к теме XIII 1. Схема Социальные нормы Нормы морали Религиозные нормы Нормы, содержащиеся в обычаях Нормы права Нормы, содержащиеся в актах партийных и других органов 2. Вопросы для самоконтроля 1. Что понимается под социальными нормами? Каковы их виды? 2. Как соотносится право с моралью? Что у них общего и что особен- ного? 3. Что такое обычай? Чем он отличается от права? 4. Какова связь обычая с правом? 3. Рекомендуемая литература к теме XIII Агешин Ю. А. Политика. Мораль. Право. М., 1982. Актуальные проблемы теории права: курс лекций / под ред. К. Б. Тол- качева и А. Г. Хабибулина. Уфа, 1995. Алексеев С. С. Общая теория права: курс в 2 т. М., 1981, 1982. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1979. Виноградов П. Г. Очерки по теории права. М., 1915. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995. Головкин Р. Б. Право в системе нормативного регулирования совре- менного общества. Владимир, 1999. Гредескул Н. А. Общая теория права. СПб., 1909. Гримм Д. Д. Энциклопедия права. СПб., 1895. Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. Зыкин И. С. Обычай в советской правовой доктрине // Сов. государст- во и право. 1982. № 3. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. М., 1916. 190 Раздел III. Теория права Кленнер Г. От права природы к природе права. М., 1988. Керимов Д. А. Философские проблемы права. М., 1972. Лукашева Е. А. Право. Мораль. Личность. М., 1986. Пеньков Е. М. Социальные нормы — регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. М., 1972. Плахов В. Д. Традиции и общество. М., 1982. Селюков Ф. Т. Происхождение действующего права. М., 1997. Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущ- ность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990. Фридман Л. Введение в американское право. М., 1992. Халфина Р. О. Право как средство социального управления. М., 1988. Хвостов В. М. Общая теория права. М., 1914. Хайде Л. Осуществление свободы. М., 1995. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. М., 1994. Хутыз М. Х., Сергейко П. Н. Энциклопедия права. М., 1995. Экимов А. И. Справедливость и социалистическое право. М., 1980. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 20. |