Главная страница
Навигация по странице:

  • § 5. Конституционные нормы как важнейшие элементы нормативной основы политической системы

  • Тема XXIV. Место и роль государства и права 309

  • Тема XXIV. Место и роль государства и права 311

  • § 6. Составные части нормативной основы политической системы

  • § 7. Политические традиции и обычаи

  • Тема XXIV. Место и роль государства и права 313

  • Приложения к теме XXIV 1. Схемы

  • Теория государства и права. Учебник для бакалавров Оригиналмакет подготовлен компанией ооо Оригиналмакет


    Скачать 1.3 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавров Оригиналмакет подготовлен компанией ооо Оригиналмакет
    Дата11.12.2021
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТеория государства и права.pdf
    ТипУчебник
    #300227
    страница34 из 47
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   47
    Тема XXIV. Место и роль государства и права
    307
    организаций (прежде всего уставные), различные нормы «государст- венной и общественно-политической жизни». Другие авторы к числу элементов нормативной основы относят нормы права, нормы, вы- рабатываемые общественными организациями, партийные решения, политические традиции и обычаи, нормы морали, этики политиче- ской жизни. Третьи причисляют к нормативной основе политиче- ские принципы и нормы, правовые нормы, политические традиции,
    «эталоны политического поведения» или «типичные реакции на политические события». Однако все авторы сходятся в том, что не- пременным атрибутом нормативной основы являются социальные нормы.
    Все ли социальные принципы и нормы следует рассматривать в ка- честве слагаемых нормативной основы? В научной литературе одно- значного ответа на этот вопрос нет. Наряду с высказываниями, на- пример, о необходимости отнесения к нормативной основе всех без исключения правовых норм в некоторых работах проводится мысль о том, что в качестве одного из слагаемых нормативной основы может выступать только часть правовых норм, а именно нормы, регулирую- щие отношения, связанные с осуществлением власти. Бесспорно, для такой постановки вопроса есть все основания.
    Предметом регулирования слагаемых нормативной основы явля- ются политические отношения, возникающие в политической системе либо в процессе осуществления политической власти, либо по пово- ду ее. Политический аспект содержания принципов и норм при этом выступает в качестве одного из важнейших критериев «включения» их в нормативную основу.
    Существует, однако, группа социальных принципов и норм, не имеющих прямых связей с политической системой общества. Приме- ром могут служить нормы семейного, трудового, гражданского права, принципы и нормы морали, традиции, обычаи, регулирующие непо- литические по своему характеру и содержанию отношения. Влияние таких принципов и норм на политическую жизнь осуществляется не прямо, непосредственно, а через их взаимосвязь с системой политиче- ских принципов и норм, т. е. опосредованно.
    Нормативная основа политической системы общества является, таким образом, весьма сложным образованием, состоящим из сле- дующих компонентов: 1) правовые принципы и нормы, имеющие по-
    литическое содержание; 2) принципы и нормы, содержащиеся в ак-
    тах партийных органов и общественных организаций; 3) политические
    традиции; 4) политические обычаи; 5) принципы и нормы морали (нрав- ственности).
    308
    Раздел IV. Государство и право

    § 4. Правовые принципы
    и нормы политического характера
    как составные части правовой основы политической
    системы
    Весьма важной составной частью нормативной основы политиче- ской системы являются правовые принципы и нормы политического характера.
    В правовую форму облекаются не только отношения между раз- личными звеньями государственного аппарата и внутри его струк- турных частей, но и разнообразные связи государства с другими эле- ментами — составными частями политической системы общества.
    Правовой характер такого рода связей позволяет учитывать интересы государства, с одной стороны, и политических партий, общественных организаций, политических движений, игравших или играющих фак- тически роль политических партий (Движение демократических ре- форм в России в начале 90-х годов, «Саюдис» в Литве, «Солидарность» в Польше), — с другой.
    Во всех без исключения странах на законодательном уровне закре- плены политико-правовая база деятельности политической системы, формальные и фактические принципы ее функционирования, такие как полновластие народа, демократизм, плюрализм, строгая закон- ность и конституционность, и пр. Посредством права принципам функционирования политической системы придается «всеобщее зна- чение», устанавливаются условия, имеющие силу для всех. Однако история и политическая практика знают немало примеров тому, что провозглашаемые демократические постулаты остаются лишь декла- рированными постулатами.
    § 5. Конституционные нормы как важнейшие элементы
    нормативной основы политической системы
    Важнейшим элементом нормативной базы политической системы является конституция. В ней закрепляются как правовые основы по- литической системы и самого общества, так и его экономический, со- циальный, духовный и политический строй. В силу этого конституция должна рассматриваться не только в сугубо правовом или материаль- ном аспекте, но и в других, отражающих различные стороны (поли- тическую, духовную, идеологическую и иные сферы) жизни общества аспектах.
    Одну из важнейших ролей при этом играет юридический и полити-
    ко-идеологический аспект. В его рамках в государственно-правовой
    Тема XXIV. Место и роль государства и права
    309
    теории и практике западных стран выделяются и анализируются две группы конституции: старые (традиционные), принятые в первона- чальные периоды активного конституционного правотворчества на
    Западе, и новые, точнее, относительно новые, принятые после Второй мировой войны. К первой группе можно, в частности, отнести кон- ституции США (1787), Норвегии (1814), Бельгии (1824), Люксембурга
    (1868), Швейцарии (1874) и др., ко второй группе — конституции Ита- лии (1947), Греции (1952 и 1975), Японии (1947), Основной закон ФРГ
    (1949) и др.
    Конституции, относящиеся к первой группе, были призваны за- щищать послефеодальный, капиталистический строй на его ранних и последующих этапах. Особняком в этом плане стоят конституции Ан- глии, Австрии (1920), Ирландии (1937) и некоторых других государств.
    Конституции, составляющие вторую группу, закрепляли в основ- ном общественные отношения, институты и учреждения, сложивши- еся на более поздних этапах развития капитализма. Они характери- зуются, хотя и в неравной мере, «некоторым новым качеством», ибо дают «нечто вроде модели конституции развитого капиталистического буржуазно-демократического государства»
    1
    второй половины ХХ в.
    Характерными штрихами государственной модели, где приняты такие конституции, можно считать восстановление в тех странах, где господствовали фашистские или профашистские режимы, буржуаз- но-демократических прав и свобод; повсеместное усиление в системе государственного механизма западных стран роли и влияния испол- нительно-распорядительных органов; все более настойчивое стремле- ние власть имущих к представлению существующих конституций не только как актов государства, которыми они всегда были и являются на самом деле, но и как совместных актов «общества и государства»; известное усиление социализации, идеологизации и политизации.
    Говоря об усилении социализации современных западных конститу- ций, следует обратить внимание прежде всего на то, что в них по срав- нению с предшествующими конституционными актами значительно больше внимания уделяется таким вопросам, как эмансипация жен- щин; гарантированность прав и свобод гражданина; политическое и социальное равноправие; охрана окружающей среды; обучение под- растающего поколения; урбанизация и др.
    Усиление идеологизации современных западных конституций выра- жается в стремлении законодателя закрепить в основном законе свои
    «нейтральные» взгляды на окружающую политическую и правовую
    1
    Современное буржуазное государственное право. Критические очерки. Основные институты. Т. 2. М., 1987. С. 31.
    310
    Раздел IV. Государство и право
    действительность, представить в виде равных сторон власть имущих и неимущих, внушить населению мысль о том, что существующее го- сударство — это не орган выражения и защиты интересов прежде все- го господствующих слоев и классов, каковым оно является на самом деле, а орган выражения интересов всего общества, «государство всех и для всех». Конкретным примером идеологизации ныне действую- щих на Западе конституций может служить Конституция Франции
    1958 г., провозглашающая это государство светской, демократиче- ской и социальной республикой и утверждающая, что национальный суверенитет и, следовательно, власть принадлежат народу, который осуществляет их через своих представителей, а также посредством референдумов; конституции Италии, Швеции, Германии и ряда дру- гих государств.
    Политический характер западных и всех иных конституций выра- жается в том, что с помощью норм, содержащися в этих основопола- гающих правовых документах, а также в актах, изданных на их основе, опосредуется в конечном счете сеть политических институтов, поли- тических связей и отношений, существующих между этими института- ми, система исторических, национальных и политических традиций, политико-правовых ценностей, включающих в себя значительное число принципов, лозунгов, правил, политических заклинаний, запо- ведей и т. д. Стремясь подчеркнуть, например, политический харак- тер Конституции США и ее значимость для развития политической системы американского общества, некоторые западные политологи и социологи не случайно называют ее «политической конституцией»,
    «собранием социально-политических верований и обрядов американ- ского общества», «специальным инструментом в руках политических деятелей и их близких друзей, нюансы которого правильно понимают- ся и адекватно толкуются далеко не многими людьми».
    Изучение Конституции США и конституций других западных го- сударств, рассматриваемых в качестве своеобразных «рамок полити- ческого общества, организованного через право и с помощью права», делается в связи с этим вывод некоторыми исследователями, должно быть составной частью «предмета политической науки о государстве», имеющей дело с «различными типами человеческой ассоциации», ма- териальными и политическими интересами граждан, основными сфе- рами и направлениями деятельности государства, с экономической и социально-политической активностью отдельных индивидов и раз- личных социальных групп.
    Нормы права, содержащиеся в конституциях и других юридических актах, являются весьма важными, но не единственными составными частями нормативной основы политической системы. Ибо право, как известно, не может регулировать все политические отношения в обще-
    Тема XXIV. Место и роль государства и права
    311
    стве. Право, например, не может регулировать внутрипартийные и по- добные им отношения. В силу этого механизм социального регулиро- вания политических отношений дополняется другими социальными принципами и нормами, содержащимися в актах партийных органов и общественных организаций, традициями, обычаями, моралью.
    § 6. Составные части нормативной основы
    политической системы
    В числе составных частей нормативной основы политической системы следует прежде всего назвать принципы и нормы, содержа- щиеся в актах партийных органов и общественных организаций, ре- гулирующие отношения между партийными органами и между обще- ственными организациями, между партиями и государством, между государством и общественными организациями.
    Нормы, создаваемые политическими партиями и общественными организациями, можно условно подразделить на нормы внутреннего и внешнего действия.
    Нормы, регулирующие отношения внутри организации, их издав- шей, являются нормами внутреннего действия, или корпоративными нормами. Нормы же, регулирующие отношения между организация- ми, их издавшими, и другими элементами политической системы, яв- ляются нормами внешнего действия.
    Политические нормы внешнего действия, содержащиеся в уставах, программах, других актах общественных организаций, могут быть как рекомендательными, так и императивными. Рекомендательные нор- мы выражаются, как правило, в форме предложений, пожеланий и не имеют обязательного характера. Императивным нормам в некоторой степени присущи такие признаки и черты, как властность и общеобя- зательность содержащихся в них предписаний. Механизм действия этих норм в значительной степени зависит от того, насколько выра- женные в них идеи теоретически обоснованы, оправданы, а следова- тельно, будут ли они поддержаны общественным мнением, играющим очень важную роль в реализации содержащихся в них требований.
    Большое значение имеют политические нормы, содержащиеся в уставах и других основополагающих актах общественных организа- ций. С их помощью создается формально единство, целостность об- щественной организации, фиксируется наличие в ней единой власти,
    «превращение авторитета идей в авторитет власти».
    Уставные нормы закрепляют права и обязанности членов данной общественной организации. Причем необходимо отметить тесную взаимосвязь и взаимозависимость конституционных и уставных прав
    312
    Раздел IV. Государство и право
    и обязанностей, вытекающих из интересов личности и государства.
    Такие взаимосвязь и взаимозависимость обусловлены прежде всего тем, что уставы, положения и другие акты, регламентирующие вну- треннюю жизнь и деятельность этих объединений, базируются на кон- ституционных положениях, составляющих ядро их правового статуса.
    В Конституции РФ такого рода нормы содержатся в ст. 30, закрепля- ющей свободу создания и деятельности общественных объединений, а также право каждого гражданина вступать в эти объединения или быть свободным от вступления и пребывания в них.
    В нормативной основе политической системы общества особое ме- сто занимают принципы и нормы морали, нравственности. Предъяв- ляя к участникам отношений более широкие требования, чем другие социальные нормы, они тем самым возлагают дополнительные обя- занности на субъектов политических отношений.
    В принципах и нормах морали отражаются основные обществен- ные обязанности, а также осознание личностью своего обществен- ного назначения. Обладая особой гибкостью, моральные принципы и нормы регулируют политические отношения самостоятельно и не совпадают с принципами и нормами права, с нормами общественных организаций.
    Для нормативной основы политической системы общества особен- но важно, чтобы политические нормы базировались на принципах и нормах общечеловеческой морали, которая пронизывала бы их содер- жание и определяла их черты. Органическое сочетание норм морали и политики имеет очень большое значение для нормального функци- онирования общества, его политической системы и государства в том числе. Однако на практике мораль нередко расходится не только с по- литикой, но и с правом.
    § 7. Политические традиции и обычаи
    Важной составной частью нормативной основы политической си- стемы являются политические традиции и обычаи, среди которых мож- но выделить исторические, национальные, культурные, бытовые и др.
    Политические традиции и обычаи имеют общие черты — преемствен- ность, повторяемость, относительную устойчивость, эмоциональность.
    В то же время это не тождественные явления социальной жизни.
    В научной и публицистической литературе традициям и обычаям придается большое значение. Однако имеют место случаи приниже- ния роли традиций как регулятивного института, неправомерного ограничения сферы действия обычаев, исключения их из области по- литики и отведения им роли лишь в быту, в семье и т. д.
    Тема XXIV. Место и роль государства и права
    313

    Между тем именно в области политических отношений действует немало традиций и обычаев взаимного общения групп людей, клас- сов, государственных и общественных организаций. Среди поли- тических традиций и обычаев многих стран можно выделить такие, например, как существование политической оппозиции, многопар- тийность.
    Для политических традиций и обычаев характерны наглядно- эмоциональные средства их сопровождения, которые придают им бóльшую выразительность, а следовательно, и эффективность их действия как регуляторов. Политические традиции и обычаи со- действуют стабилизации общественных отношений, упорядочен- ности общества, поступательному развитию его политической си- стемы.
    Одной из особенностей политических традиций является их тес- ная связь с государством. Эта связь обусловлена тем, что в поли- тических традициях и обычаях нередко выражается суть политики государства, которое заинтересовано в их развитии, закреплении, придании им в определенные периоды правового характера, и наобо- рот.
    В ряде случаев традиции и обычаи сочетаются с нормами права.
    Право либо санкционирует их, либо отвергает, либо молчит (так на- зываемое квалифицированное молчание права). Из этого не следует, что традиции и обычаи носят подчиненный по отношению к праву характер, как утверждают некоторые авторы, ссылаясь на случаи воз- никновения коллизий между правом и обычаем, когда первенство или приоритет остается за правом. Это естественно в силу того, что за правом стоит государство. Цепочку взаимоотношений между тра- дициями, обычаями и нормами права можно проследить от традиции и обычая к норме права, а от нее — к новым традициям и обычаям
    (об особенностях правовых обычаев как источнике права см. § 13 темы XIV).
    Во многих странах политические традиции закрепляются законо- дательно. Так, в Акте о министрах короны 1937 г. в Великобритании официально закрепляется оппозиция. Этим же Актом лидеру оппози- ции устанавливается даже постоянное жалованье. В нем определено, кто может рассматриваться в качестве лидера оппозиционной партии.
    Лидер оппозиции — это «член Палаты общин, который является в ней лидером партии, находящейся в оппозиции Правительству Его Коро- левского Величества и имеющей наибольшую численность в палате».
    Если возникает сомнение, в том, «какая партия является или была в течение какого-то времени оппозиционной партией Правительству
    Его Королевского Величества, имеющей наибольшую численность
    314
    Раздел IV. Государство и право
    в Палате общин», или в том, «кто является или являлся в какое-то вре- мя лидером этой партии в палате, то вопрос об этом должен быть раз- решен в соответствии с настоящим Актом спикером Палаты общин, и его решение, заверенное им в письменной форме, будет окончатель- ным».
    Политические традиции и обычаи не ограничиваются какой-либо узкой сферой политической жизни или какой-либо частью политиче- ской системы. Они действуют практически во всех сферах политиче- ской власти.
    Политические обычаи выступают как конкретизированные нормы поведения различных организаций — структурных элементов поли- тической власти — по поводу проведения избирательных кампаний, самих выборов и т. д. Объясняется это тем, что политические обы- чаи формируются на основе сложившихся политических отношений.
    Существование этих обычаев обусловлено и тем, что они выступа- ют в роли своеобразных средств организации исполнения правовой нормы, сочетаются с ней и тесно переплетаются. Традиции же, тоже действуя в политической сфере, охватывают главные, существенные политические отношения, но они не предусматривают детальной ре- гламентации, как обычаи.
    Сферой деятельности политических традиций и обычаев является круг отношений, связанных с осуществлением государственной вла- сти, формированием представительных органов — государственных и общественных, общественным контролем за их деятельностью, с реа- лизацией прав и свобод граждан.
    Приложения к теме XXIV
    1. Схемы
    1)
    Государство
    Политические партии
    Общественно- политические организации
    Общественно- политические движения
    Политическая система общества
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   47


    написать администратору сайта