Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
Скачать 2.59 Mb.
|
6.9. СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ Параллельно с пейзажной лирикой, перекликаясь с ней, развивалась и другая тенденция в поэзии для детей, более насыщенная социальным содержанием, обращенная к житейским заботами, часто, к трудовой жизни крестьянского ребенка. Новый этап в творчестве для детей начинается с творчества Николая Алексеевича .Некрасова (1821-1877), задумавшего создать специальный цикл Стихотворения, посвященные русским 282 детям. В эту книгу должны были войти Дядюшка Яков, Пчелы, Генерал Топтыгин, Дедушка Мазай и зайцы, Соловьи, Накануне Светлого праздника. Отдельным изданием такая книга не вышла (и было бы хорошо издать ее сейчас. Публикуя эти стихотворения в журналах, поэт указывал Из приготовляемой к печати книги стихотворений для детского чтения. Но и помимо этого цикла в его поэзии все время проявляло себя пристальное внимание к самым разным сторонам детской жизни («Мороз- Красный нос, Саша, Плач детей, Школьник. Некрасов видел в детях будущего человека, он понимал пору детства, как время забав и радостей, но и как пору настоящего мужания, настоящей подготовки к самостоятельной, исполненной большой цели жизни. Обращаясь к детям, Некрасов как бы продолжил традиционную и характерную для XVIII века форму разговора наставника с ребенком, но наполнил ее совершенно новым содержанием. Прекрасную притчу, как благодаря прохожему удалось спасти от гибели пчел, со вниманием и благодарностью выслушивает от отца мальчик. Историю о том, как из-за жестокости людей соловьи чуть не забросили целую деревню, дети узнают от матери. В Железной дороге сталкиваются две точки зрения на воспитание ребенка папенька-генерал считает, что ребенка надо держать в неведении и не смущать детское сердце зрелищами неприглядных сторон жизни у автора совсем другая позиция. Он уверен, что с ребенком надо говорить честно, надо доверять ему. Ив поэме автор постоянно обращается к мальчику Ты присмотрись к нему, Ваня, внимательно / Трудно свой хлеб добывал человек. Или такие строчки Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять. В поэме Дедушка вернувшийся из ссылки декабрист непросто отвечает на пытливые вопросы мальчика из ответов старика вырастает целая программа воспитания и образования человека, способного продолжить путь служения народу. Некрасову принадлежит особое открытие в его стихах впервые полноценным героем предстал крестьянский ребенок, которого ни литература, 283 ни общественное сознание как бы еще не знали. Автор вступает в полемику с сложившимся стереотипом по отношению к его герою О, милые плуты Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей. Но если бы даже ты их ненавидел, Читатель, как низкого сорта людей, – Я все-таки должен сознаться открыто, Что часто завидую им В их жизни так много поэзии слито, Как дай Бог балованным деткам твоим Стихотворение, которое мы процитировали – Крестьянские дети построено как ряд наплывов, воспоминаний автора о разных эпизодах жизни крестьянского ребенка, о двух сторонах медали, потому что рядом с поэтической стороной есть и совсем другая, когда ранняя необходимость участвовать в тяжелом труде лишает его детства. Всем нам памятна картина из этого стихотворения Однажды, в студеную зимнюю пору. Чаще всего конец этого эпизода выпадает из нашего знания. Мы помним только строчки Рванул под уздцы и быстрей зашагал. А между тем, именно этот эпизод, где автор будто бы в детский театр… попал» вызывает у поэта целый поток тех честных мыслей, которым нет воли, / Которым нет смерти – дави не дави, / В которых так много и злобы и боли, / в которых так много любви. Но все равно, две стороны медали так сливаются между собой, что остается навсегда одна, незабываемая память И пусть обаянье поэзии детства проводит вас в недра землицы родной. Шесть Стихотворений, посвященных русским детям дают представление о том, насколько поэт знал фольклор и предшествующую детскую литературу, ее образы, ее темы, героев. И здесь традиционные формы он наполняет новым содержанием. Совершенно переосмысляется им тема сиротки, и вместо привычного коли бедна, будь покорна, дядюшка Яков дарит сиротке Феклуше не пряника букварь, напутствуя ее совсем другими словами Коли бедна ты, так будь ты умна Переосмысляет Некрасов и сказочный сюжет про неуклюжего, неповоротливого Мишку, вместо него возникает совсем другой образ – генерала Топтыгина, и сказочка наполняется совершенно новым содержанием. В стихотворениях для детей Не- красов создал образы удивительных людей – умных, щедрых на выдумку, богатых душой. Дядюшка Яков, прохожие, пленяющие байками крестьянских детей, смекалистый и добрый человек, который научил, как спасти пчел и, наконец, дедушка Мазай. В его любви к своему болотистому и низменному краю Некрасов увидел настоящую поэтическую душу. Стихотворение про Мазая – одно из самых увлекательных в поэзии для детей все здесь – и неожиданный сюжет, и открытая, полная доброты душа самого дедушки – все вызывает радостную и сочувственную реакцию ребенка. Этим героем – дедушкой Мазаем – Некрасов открыл небывалых прежде, нарисованных с такой полнотой пленительные образы бабушек и дедушек. В русле некрасовских традиций развивалась поэзия для детей Алексея Николаевича Плещеева (1825-1893), Ивана Захаровича Сурикова (1841-1880), Ивана Саввича Никитина (1824-1851), Спиридона Дмитриевича Дрожжина (1848-1930), с характерными для их поэзии мотивами деревенской природы, крестьянского труда, картинами жизни ребенка – с ее горькими и радостными сторонами. В творчестве Плещеева поэзия для детей занимает значительное место. Он был постоянным автором журналов Детское чтение, Семья и школа, Родник, Игрушечка. Для детей составил, две книги Подснежник. Стихотворения для детей и юношества, СПб, 1878»; Дедушкины песни. Стихотворения для детей и юношества АН. Плещеева., М. 1891». Детство для Плещеева – лучшая пора жизни, пора чистых радостей, дружбы, светлых надежд, когда, кажется, что все на свете должно служить ребенку Глядят из сада ветки / Берез и тополей / И шепчут Охраняем / Мы тихий сон детей / Пусть радостные снятся / Всю ночь малюткам сны, / Чудесные виденья / Из сказочной страны (Огни погасли в доме. Однако, для Плещеева время детства полно и первых тревог, первых ударов судьбы. Поэт выводит ребенка в широкий мир, дает ему понять и почувствовать, что в жизни есть свой драматизм, рядом с радостью существует горе, солнце может смениться ненастьем. С глубоким состраданием рисует он обездоленного ребенка В походке, в движеньях, во взоре / Нетрезвости детской следа / сквозит в них тяжкое горе, / Как в рубище ветхом нужда, который находит сочувствие у такого же обездоленного старика И с братом голодным, что было / В котомке, он все разделил / Собрав свои дряхлые силы, / На ключ за водицей сходил (Нищие. Обещая много утешительного больному ребенку, дед не может ответить на главный вопрос скоро ли вернется мама, которой уже нет, и скорбное молчание деда окрашивает все стихотворение грустью и печалью, ставит под сомнения все ожидания лежащего в жару ребенка (Ожидания. Взрослые в стихотворениях Плещеева любят детей. Детский смех, детская радость заставляют их забыть свои недуги, усталость, печали (Из жизни, Бабушка и внучек, Завтра. Нов любви этой есть уже и своя требовательность, она осмыслена духовной заботой. Эта духовная забота ощущается ив стихотворении Детство, где, в воспоминаниях о давних друзьях, он выделяет больше всех того, кто, нуждаясь и голодая, Читал все и ночью и днем. / <…> Любили мы слушать его, и казался / Другим в те минуты он нам / Нежданно огнем его взор загорался, / И кровь приливала к щекам. Особенная эта требовательность к детству звучит в стихотворении Зимний вечер. В доме, который описывает автор, детям уютно, весело, несмотря на непогоду Пусть гудит сердито Вьюга под окном, Хорошо вам, детки, В гнездышке своем Но вся сила этого стихотворения направлена на то, чтобы этими другим деткам стало ясно, что где-то, совсем рядом есть другая, несчастливая жизнь, что где-то рядом сними есть сироты, одинокие дети, которым негде укрыться от непогоды И конец стихотворения звучит как призыв к сочувствию, к милосердию, к заботе о тех, кто в этом так нуждается Если приведется Встретить вам таких, Вы как братьев, детки, 286 Приголубьте их Мысль, звучащая в последних строчках, представляется особенно важной Плещеев продолжает и развивает здесь определенную традицию в детской, и не только детской литературе. Начиная с Л.Н. Толстого, сего повести Детство, многие писатели с особенным вниманием обратились к периоду детства, как наиважнейшему, определяющему, подчас, всю последующую судьбу человека. Нельзя кончить разговор о Плещееве, не назвав одно из лучших стихотворений Старик. Во многих хрестоматиях из этого стихотворения печаталось только несколько строк Дедушка, голубчик, сделай мне свисток. – Дедушка, найди мне беленький грибок. – Ты хотел мне нынче сказку нынче рассказать. – Посулил ты белку, дедушка, поймать. – Ладно, ладно, детки, дайте только срок, Будет вами белка, будет и свисток Есть много сходного в сюжете, в образе плещеевского дедушки с дедом Мазаем. Но есть в этом стихотворении и другая тема – тема любви, благодарности детей к взрослому, к старику. Конец стихотворения Иго- рюют детки больше всех по нем <…> / И где спит теперь он непробудным сном, / Часто голоса их слышны вечерком, внятно говорит о том, что не исчезают, оставляют вечный след человеческое обаяние, бескорыстие, доброта. Стихотворение это по особенному вписывается в мысли поэта о детях. Стихотворение Старик сразу вызывает ассоциацию с другим – Лысый, с белой бородою И.С. Никитина. Многие стихи Никитина «Ухарь купец, Жена ямщика, Утро, Ночлег в деревне, Бурлак получили известность, стали песнями при жизни поэта. С особенной любовью отмечал мастерство лирического пейзажа Никитина Бунин: Красота ранней зари изображена так, что все стихотворение было как бы напоено ее росами, крепкой утренней свежестью, всеми запахами мокрых камышей. горячим блеском солнца. Полнее всего о том, как памятно поэту время детства, Никитин сказал в стихотворении Детство веселое, детские грезы 287 Только вас вспомнишь – улыбка и слезы. Стихотворение это особенно напоминает Былое Плещеева: оба написаны как воспоминание о былом, как воспоминание о том, сколь непросто, а подчас, трудно и горько шли дальнейшие годы неслучайно постоянным рефреном у Никитина звучат строчки Зимняя вьюга шумит и гудит. Тем дороже, тем очарованнее сохраняются в сердце воспоминания о детстве оно, как самое дорогое, самое незыблемое дает силы преодолевать все житейские невзгоды. Жизнь ИЗ. Сурикова прошла в тяжелой работе ив борьбе с нуждой. Поэтический дебют его состоялся только в конце шестидесятых годов, когда Плещеев заметил талантливого самоучку и почувствовал в нем поэта, способного писать для детей. Сначала семидесятых годов Суриков становится постоянным автором журналов Детское чтение, Воспитание и обучение, Детский сад. Он хорошо знал жизнь крестьянского ребенка и, продолжая традиции Некрасова, стремился изобразить ее во всей полноте, с разных сторон. Раннее сиротство, утрата привилегий детства, непосильный трудна этих мотивах часто строились сюжеты его стихотворений. Снег стелется в поле. Из рощи дитя Санишки с валежником тащит, кряхтя, И вязнет в сугробах, из сил выбиваясь. Маленький герой Сурикова выступает в ореоле самых высоких нравственных представлений он уже готов и способен не только разделить горе отца, потерявшего хозяйку дома, но и вообще снять с него непосильные заботы Я стану лелеять и нянчить сестру И с ранней зарею вставать поутру Потом подрасту и возьмусь за работу. Зачем мне собою отца тяготить Зимой. Чувство глубокой симпатии возникает к этому, так рано, так сознательно проявляемому благородству натуры ребенка. 288 Для поэзии Сурикова также характерно стремление повернуть другой стороною медаль, показать поэзию в жизни крестьянского ребенка. Три стихотворения В ночном, На реке, У пруда – это три разные картины, где детство предстает во всем его обаянии и поэзии и, одновременно, в его горькой правде. Как хороши ребята в ночном, когда, сторожа лошадей, у костра, они предаются своим фантазиям, они чувствуют свободу и радость существования. Не менее поэтична картина ночной рыбной ловли деда с внуком сколько страхов, сколько сказочных ощущений испытывает ребенок Как будто сказочный мирок / Открылся вдруг перед глазами / Виденья чудные пред ним / Вставали пестрыми толпами. И рядом картина как будто совсем из другой жизни сторожащая уток малютка- девочка, рой ее мыслей о том, как в доме скудно, голодно, как отец пошел в город продавать корову Маленькое сердце Сжалось больно, больно, А кругом так тихо, Ясно и привольно Для поэзии Сурикова нехарактерна сложная метафоричность, предельно простыми средствами он создает образную картину мира, где все живет деятельной жизнью, где все взаимосвязано В небе тучка набежала, Мелкий дождик сеет. В поле травка показалась, Поле зеленеет. Весна. Особое место в русской поэзии заняло его стихотворение Детство Вот моя деревня. Автор рисует всего две картины дневные шалости героя с товарищами и вечер дома, в избе. Картины выписаны так крупно, зримо, с таким эмоциональным подтекстом, что этот, как будто однообразный мир, становится безгранично большим. День приносит безоглядную радость общения с природой, с друзьями. А в бедной деревенской избе, освещенной лишь огоньком светца, все расставлено по одними тем же местам – мать сидит за прялкой, дед плетет лапти, а бабка на печи. рассказывает внуку сказки, которые рождают в душе мальчика настоящую поэзию. Стихотворение передает те главные, изначальные чувства и понятия, которые формируют человека, служат ему опорой на всю жизнь. Как будто те же картины возникают на полотнах В.Г. Перова Тройка, В.Е. Маковского Дети, бегущие от грозы, ИМ. Прянишникова Воробушки. Всюду в лицах детей и грусть, и надежда, и свобода. Органично продолжает некрасовскую традицию творчество С.Д. Дрожжина. Он родился в семье крепостного, его образование – две неполных зимы в школе. Жизнь была наполнена поиском заработка, скитаний он хорошо знал, что такое труд, особенно крестьянский. Едва лине большая часть поэзии Дрожжина вошла в детское чтение. Отдельными изданиями для детей вышли Год крестьянина. Стихотворения С.Д. Дрожжина. Для детей и юношества (М, 1905), Четыре времени года. Сельская идиллия для детей (МВ книжки эти вошли далеко не все стихи, обращенные к детям он был постоянным автором журналов Детское чтение, Задушевное слово, Игрушечка, Светлячок Как будто традиционные мотивы смена времен года, сельские работы, прилети отлет птиц – все это окрашивается личным чувством, природа воспринимается как основа жизни, где сосредоточено самое главное труд и праздник, природа становится источником творчества. Дрожжин выразил в стихах самые сильные впечатления жизни, начиная с деревенского детства Детские годы. Ион тоже может сказать И с любовью вспоминаю / Детства прожитые годы. Он делится этими впечатлениями вот внук просит деда научить его пахать И Пахом к сохе с любовью Внука за руку повел Внук тихонько бороздою За лошадкою пошел. Долго издали на внука Смотрит дедушка седой И любуется глубоко Проведенной бороздой. Первая борозда. 290 Как будто вся трудовая жизнь проходит в стихотворениях В крестьянской семье, Пахарь, Летом, В деревне. Простои открыто говорит поэт об истоках своего творчества Я для песни задушевной Взял лесов зеленый шепот, Ау Волги в жар полдневный Темных струй подслушал ропот Взял у осени ненастье, У весны – благоуханье У народа взял я счастье И безмерное страданье. С самого детства, впервые детские книжки входят его стихотворения «Птичка-синичка» («Птичка-синичка / Где посидела, / Там и пропела / Песни свои, Птичка (Весело на поле / Пташечке летать, / Над цветами в поле / Песни распевать, Гнездо ласточки (Ласточка / Сизокрылая Под моим окном / Свила гнездышко) и самое известное Все зазеленело Солнышко блестит, / Жаворонка песня / Льется и звенит. Стихотворения эти настоящая лирика детства. Вопросы и задания 1. Какие новые темы, мотивы, образы каких героев вошли в поэзию в некрасовской лирике 2. Какие картины наиболее характерны для поэзии ИЗ. Сурикова, АН. Плещеева, И.С. Никитина, С.Д. Дрожжина? 3. Что отличает детство крестьянского ребенка 4. Герои каких стихотворений запомнились вам больше всего 5. Сопоставьте разговор наставника, старшего с ребенком в поэзии Некрасова ста- ким же художественным приемом в литературе XVIII века. Определите, в чем их различие. 6.10. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ Начало XX века открыло поэзии совершенно новые имена Иннокентия Федоровича Анненского (1855-1909), Вячеслава Ивановича Иванова (1866-1949), Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942), Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924), Александра Александровича Блока (1880-1921), Андрея Белого (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, 1880-1934), Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966), Марины Ивановны Цветаевой (1992-1941), Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). С 291 именами этих поэтов, вначале века, чаще всего связывалось литературное направление, получившее название символизм. Постепенно, в поисках новых решений, возникали и другие поэтические школы акмеизм, футуризм, кубофутуризм. Идеологом мировоззрения символизма стал поэт и философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), сын известного историка СМ. Соловьева. Его главная идея выросла изучения древнегреческого философа Платона она заключалась в том, что непосредственно воспринимаемая человеком действительность является лишь отражением другого, идеального мира. Соловьев верил в способность человека общаться с трансцендентным (потусторонним) миром. Это дано не каждому человеку, а только глубоко верующему, и чаще всего поэту. В учении Соловьева возникало представление о Божестве, в котором он видел женское начало (Das Ewig-Weibliche) или образ Жена, облеченная в солнце. Это представление полнее всего выразил Блок в первом томе Стихов о Прекрасной Даме. В поэзии Блока и его последователей возникло множество условных обозначений, как бы система символов. Заря, звезда, солнце, белый цвет – это синонимы Прекрасной Дамы. Ветер – знак Ее приближения. Утро, весна – время надежды навстречу. Зима, ночь – разлука и торжество злого начала. Синие, лиловые миры символизируют крушение идеала, болото указывает на обыденную жизнь, жолтые фонари, жолтая заря (орфография Блока) – на пошлость повседневности, чорный (орфография Блока) – символ чего-то грозного, опасного. Конечно, здесь приведен только небольшой фрагмент, но ион поможет вам понимать стихотворения символистов. Однако мы обращаемся к детской литературе, и здесь надо сказать о необыкновенном чуде. В отличие от реалистической поэзии, так прочно связанной с стихами для детей, творческая практика символистов в гораздо меньшей степени повлияла на поэзию, обращенную к детям. Напротив, как раз именно детство чаще всего возвращало поэта из надземных потусторонних сфер на землю, заставляя его убеждаться в ее конкретном реальном 292 существовании. Поэзия символистов словно посмотрела на действительность с высоты роста ребенка, и ей открылось совершенно другое пространство. Окружающее предстало близким, ощутимым, бесконечно разнообразными интересным. Белки, зайки, мышки, крыски. Землеройки и кроты, Как вы вновь мне стали близки. Снова детские цветы. <…> Вплоть до самой малой мошки Близок стал мне мир живых, И змеистые дорожки Повели к кустам мой стих. (К.Бальмонт. Детский мир. Дорожка ведет к таким обыденным предметам, как брусника, еж, ежевика, черника, и все это связано с детьми, а дети сродни природе Маше, Оле, Ане, Пете. / Травки сестры. Травки – дети (Травки. Бальмонт написал для детей множество стихотворений и чаще всего он печатался в журнале Тропинка. Но главная его книга, обращенная и к детям и к взрослым получила название «Фейные сказки. Примечательно, что впервые «Фейные сказки были опубликованы в журнале Детское чтение. В этой книге он выделил отдельный цикл Детский мири здесь все для детей – и Сказочки, и стихотворение Смешной старик»:поэт, вместе с детьми, подсмеивается над ученым стариком, главное занятие которого читать книги. Ау детей совсем другое желание Книги пусть читает он И сидит в шкафах, Мы же любим небосклон, Вольных смехов светлый звон, Сад в живых цветах. В этом же цикле есть стихотворение Заинька, написанное спустя пятьдесят лет после стихотворения .Ф.Б. Миллера Раз, два, три, четыре, пять. Конечно, создавая свое стихотворение, Бальмонт помнило том зайчике, который после слов «пиф-паф» умирает. В стихотворении Баль- монта зайчика, живого озорного воришки, опустошающего огороды, не может поймать «амка», ни попасть в него из ружья сторож. Для Бальмонта 293 заинька должен быть всегда, вечно живым. На его защиту встает вся природа Заиньку белого вьюга бережет, Заиньку полночь в обиду не дает. Заиньку белого ежели убьют, Что женам песенки веселые споют Бальмонт придумал удивительную Фею («Фейные сказки. Конечно, она может использовать в каких-то случаях свои чары, но чаще всего она оказывается озорной, веселой, способной на бесконечные шалости девочкой. Да и окружающий ее мир – детский. Сад, куда она приходит и где каждый цветок предлагает ей свою дружбу, как будто состоит из цветов- детей, живущих по строгому режиму А когда придет закат, Все цветы проговорят В росах умываться, Спать приготовляться. Фея катается на коньках (Фея и снежинки, дружит с жуком Вместе по дикой рябинке В час приходили урочный. Вместе вкушали росинки, С пылью мешая цветочной. Фея и бронзовка. В этой книге сказок Бальмонт ведет своего читателя в увлекательный мир, знакомый ребенку, но переданный по-своему, с другими сюжетными подробностями («Учудищ», Кошкин дом. А рядом с сказочными картинами возникают в стихах поэта совсем привычные За грибами (Вот мы дружною семьей – / За грибами в лес. / Яда ты, да он со мной, Старый лес воскрес, Осень (Поспевает брусника, / Стали дни холоднее, К зиме Лес совсем уж стал сквозистый, / Редки в нем листы. / Скоро будет снег пушистый / Падать с высоты. Конечно ив «Фейных сказках и других стихотворениях, напечатанных в детских журналах, встретятся сложные метафоры и ассоциации (Осенняя радость Посвист Облачная лестница От птицы к птице, но при внимательном чтении мы поймем и увидим те краски, к которым прибегает поэт, рисуя приход весны (Праздник весны, «Солнышко-ведрышко») и другие события в жизни природы ив жизни ребенка. Неслучайно Бальмонт написал несколько Колыбельных песен. В творчестве |