Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
Скачать 2.59 Mb.
|
6.6. МИР ДЕТСТВА В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА Антон Павлович Чехов (1860-1904) вошел в историю русской литературы как мастер психологического анализа, как великий драматург, пьесы которого разгадывает не одно поколение режиссеров. Он не был детским писателем, однако понимал, какое значение может иметь для детей литература. Два своих рассказа о животных - "Белолобого" и "Каштанку - "Чехов адресовал детям. Посылая их для организуемой детской библиотеки, писатель характеризовал свои произведения как "две сказки из собачьей жизни. "Белолобый" был впервые напечатан в журнале "Детское чтение" в ноябре 1895 года. Содержание рассказа - это небольшой эпизод из жизни старой волчицы, пытавшейся украсть овцу на зимовье, нов суматохе схватившей щенка, который прибежал за ней в логово, стал играть с волчатами, и волчиха не смогла его съесть. Чехов наделяет зверя человеческими способностями (прием антропоморфизма волчиха вспоминает, как летом около зимовья паслись овцы, соображает, что теперь, в марте, в хлеву должны быть ягнята. Белолобый, 255 крупной породы щенок вызывает в ней разные чувства. Сначала отвращение и досаду - она рычит на него потом, когда она решает все-таки съесть его, а "он лизнул ее в морду и заскулил, думая, что она хочет играть с ним, ей становится противно. Отправившись на зимовье во второй раз, она видит возвращающегося домой щенка и думает о том, как бы он не помешал ей. А когда это действительно происходит (щенок прыгает к волчихе на крышу хлева, а потом в дыру и, залившись радостным лаем, будит всех обитателей сарая, волчиха уходит прочь. Также, как ив "Белолобом, в "Каштанке" Чехов соединяет два видения мира - глазами животного и глазами человека. Незатейливая, на первый взгляд, история потерявшейся собаки на глазах читателя разворачивается в рассказ о взаимоотношениях человека и животного, который испытывает человеческие чувства привязанности и верности, по-своему (но почти по- человечески) переживает, радуется и страдает ив этих переживаниях подчас оказывается благороднее человека. Чехов словно сопоставляет два мира - человека и животного, и столяр, который называет собаку ничтожным "насекомым существом, на самом деле ничтожен сам, поскольку в пьяном угаре действительно нередко теряет человеческий облик. Автор с самого начала обращает внимание читателя не только на внешние черты поведения Каштанки (потерявшись, она бегает, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, но и на тов каком "душевном" состоянии она находится беспокойно оглядывается по сторонам, плачет, грустит, тоскует. Она "думает, пытается вспомнить, как она заблудилась. Она обладает своим временем - прошлым, настоящими- кто знает - может, и будущим. Прошлое дано в ее воспоминаниях, она его поэтизирует, несмотря на то, что в нем, казалось бы, и не было ничего отрадного она недоедала, спала под верстаком на стружке, столяр-пьяница частенько били ругал ее, Федюшка выделывал с нею такие фокусы, что у нее "зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нов ней живет привязанность к дому, 256 верность и преданность людям, которые были ее хозяевами. А на людей Каштанка смотрит со стороны, для них у нее своя иерархия "Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части на хозяев и на заказчиков между теми и другими была существенная разница первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры. Она возвращается к старым хозяевами это отрадно для нее привязанность, любовь, верность оказываются выше сытости, удобств, тщеславия, блеска славы. Чехов радовался успеху у детей этого рассказа, и заботился окрасочном, иллюстрированном его издании, даже сам искал портрет собаки для обложки. А водном из писем он замечал, что, по мнению детей, он гениален, так как написал рассказ "Каштанка". Сама же "детская тема" возникает у Антоши Чехонте с первых его литературных шагов. Уже в "Осколках московской жизни" он пишет о воздействии на детей массовых бульварных произведений. Возможно, именно низкосортность произведений, адресованных детям, вспоминается А.П. Чехову, когда в письме к Г.И. Россолимо 40 он замечает " так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать только то, что годится и для взрослых. <…> Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, те. из настоящих художественных произведений уметь выбирать лекарство и дозировать его - это целесообразнее и прямее, чем стараться выдумать для больного какое-то особенное лекарство только потому, что он ребенок" (12, 53) 41 А.П. Чехов ввел ребенка вкруг своих персонажей, во многом продолжая традиции Л. Толстого и С. Аксакова, однако, в отличие от них, он не выделял для себя отдельно детской темы. Но если предшественники писателя были в основном сосредоточены на изображении того, как ребенок воспринимает события, происходящие вокруг него, как ощущает перемены в своем внутреннем мире, тов центре внимания чеховского рассказа оде Г.И. Россолимо в 1900 г, когда написано письмо, был председателем отдела семейного воспитания педагогического общества. 41 Чехов А.П. Собр. соч Вт- МВ дальнейшем цитаты делаются поэтому изданию с указанием в тексте тома и страницы. 257 тях впервые оказывается противопоставленность двух равных по значимости миров - детского и взрослого. Если, например, у С. Аксакова внимание повествователя было направлено, в основном, на окружение героя, ау Л. Толстого на то, что происходит в душе ребенка, то Чехова интересует взаимопересечение детского и взрослого мировосприятий на разных уровнях взаимодействия персонажей. У Чехова мы наблюдаем не только ребенка таким, как он кажется нам, но и самих себя такими, как мы кажемся ребенку Ребенок воспринимает мир естественно, а восприятие взрослого стереотипно, лишено непосредственности и радости открытия. В момент утраты личностью детскости исчезает и способность к развитию. Именно поэтому категория детства, детскости, в художественном мире Чехова является своеобразным критерием, которым он оценивает истинность или ложность нравственных исканий своих персонажей. В этом отношении Чехов продолжает Л. Толстого, для которого сохранение детского начала во взрослом человеке - это потенциал для его дальнейшего развития, самоусовершенствования. Безусловно, что опирается Чехов и на традиции Ф.М. Достоевского, для которого детское начало в человеке - единственная возможность его спасения и будущей жизни. Мир взрослый и мир детский в произведениях Чехова не изолированы абсолютно друг от друга - они лишь существуют по разным законам, в разных измерениях. Они пересекаются, но принять друг друга чаще всего не могут - и отсюда неизбежное противостояние, конфликт между ними. Их взаимодействие и взаимопонимание возможны, но для этого необходима инициатива взрослого, который должен постараться принять способ мышления ребенка, его постижение мира и на этой основе взрастить взаимопонимание. Взаимодействие ребенка и взрослого в произведениях Чехова чаще всего конфликтно. Этот конфликт в художественном мире писателя зачастую 42 Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. МС оказывается этапным моментом становления личности маленького героя. По степени соотнесенности детского и взрослого миров и конфликтности в отношениях между ними можно говорить о трех группах рассказов в чеховском творчестве 1. рассказы, в которых преимущественно характеризуются особенности "детского" мира (Детвора, "Кухарка женится, "Гриша 2. рассказы, раскрывающие особенности взаимодействия взрослого идет- ского миров (Событие, "Житейская мелочь, "Дома 3. рассказы, в которых изображается трагический переход ребенка во взрослый мир (Беглец, "Ванька, "Спать хочется. Однако следует заметить, что подобная классификация, как и любая другая, носит условный характер, и часто содержание произведений не исчерпывается их отнесением только к одной из названных групп, поэтому многие исследователи, кладя в основу классификации иные признаки, определяют у Чехова и другие группы рассказов. Так, И.Н. Сухих отмечает у Чехова группу произведений, в которых писатель не только создает образ маленького героя, но и воссоздает его взгляд и голос, ведет повествование в его "тоне и духе. Он отмечает, что такие рассказы вошли в подготовленный писателем сборник рассказов о детях "Детвора, который вышел свет в 1889 году и включал рассказы "Детвора, "Событие, "Ванька, "Беглец, Спать хочется, "Степь. К произведениям с подробной организацией повествования примыкают "Устрицы, "Кухарка женится, "Тайный советник. Такой повествовательный принцип - взгляд ребенка - строго выдержан сначала до конца в одноименном рассказе "Детвора" (1886), давшем название сборнику. По воспоминаниям М.П. Чехова, летом 1885 года Чехов бывал в семье полковника Маевского: "Жили в Воскресенске еще две-три интересные семьи, но центром всей воскресенской жизни была все-таки семья Маевских. У них были очаровательные дети - Аня, Соня и Алеша, с которыми сдружился мой брат Антон Павловичи описал их в рассказе 259 "Детвора" 43 Сюжет рассказа внешне незамысловат в отсутствие родителей несколько детей разного возраста играют в лото, а потом все засыпают. Подражая взрослым, играют на деньги, которые для них не имеют никакой цены, и копейка оказывается дороже рубля. Возраст детей разный Соне шесть лета Вася - уже ученик пятого класса. Уже вначале рассказа Чехов воспроизводит детское восприятие мира. Взрослые уехали на крестины "к тому старому офицеру, который ездит на маленькой серой лошади" (3, 427). Детине могут уснуть, поскольку им очень хочется узнать от мамы, "какой на крестинах был ребеночек и что подавали за ужином 3, 427). Детине просто играют в лото - они играют во взрослую игру, играют в азартных игроков, подражая взрослыми это подражание сталкивается с детской непосредственностью, которая определяет их поведение. Вот Гриша - "маленький, девятилетний мальчик Он уже учится в подготовительном классе, а потому считается большими самым умным. Играет он исключительно из-за денег (3, 427)". Сестра Гриши Аня, "девочка лет восьми, следит за игроками, поскольку боится, как бы кто не выиграл. Деньги ее не интересуют, "счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, по-кукольному красивая, умиляется от самой игры Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши, 428). Алеша, "пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. Он играет, поскольку рад тому, что из-за игры его не укладывают спать. Его интересует не столько сама игра, сколько неизбежные недоразумения, которые возникают вовремя нее " Ужасно ему приятно, если кто обругает или ударит кого, 428). Самое замечательное в рассказе - это разговоры, которые ведут дети. Взрослые темы переплетаются с детской наивностью и простодушием. Вот Соня, сделав партию, кокетливо закатывает глаза, называет Филиппа Фи Вокруг Чехова. - МЛ, 1933. - С. 114. 260 липпыча нехорошим человеком, поскольку он вошел в детскую, когда она была водной сорочке, - и тут же смотрит, как Андрей пытается шевелить ушами, а потом первой засыпает, в то время как все ищут под столом копейку. Дети ведут ее на мамину постель, но сон настолько оказывается сладким, что засыпают все, позабыв и азарт, и взрослые разговоры. "Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры, 432). В рассказах "Кухарка женится" и "Гриша" мы видим столкновение непосредственного детского сознания с миром взрослых людей, чуждыми непонятным им. Однако построены они различно. В рассказе "Кухарка женится" Гриша, "семилетний карапузик, пытается понять неведомое ему до этого явление - сватовство извозчика Данилы к Пелагее, служившей в их доме кухаркой, и свадьбу, которая вскоре последовала. Мальчик не может уяснить, "зачем это жениться" - тем более - на извозчике "с большой каплей пота" на красном носу. В качестве исключения можно жениться на папаше или Павле Андреиче: "у них есть золотые цепочки, хорошие костюмы, у них всегда сапоги вычищенные. Грише жаль Пелагею, он называет ее бедной, ему кажется, что она горько плачет, оттого что теперь "явился какой-то чужой, который откуда-то получил право на ее поведение и собственность. А во сне мальчик видит, как Пелагею похищают злой Черномор и ведьма. В рассказе детский и взрослый миры сосуществуют, они лишь соприкасаются. Мальчик все время подглядывает или невольно подслушивает то, о чем говорят взрослые, не пытаясь проникнуть в мир взрослых. В рассказе "Гриша" внешний мир, с которым сталкивается маленький персонаж, предстает целиком в его восприятии. Гриша, "маленький пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев назад, гуляет с няней по бульвару" (4, 107). Он попал в новый большой мир, который поразителен и непохож на ток чему Гриша привык. "До сих пор Гриша знал один только четырехугольный мир, в котором появляются няня, мама и кошка 261 Мама похожа на куклу, а кошка - на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста. Еще есть пространство, в котором обедают и пьют чай. На бульваре нянька встречается со своим знакомыми эта встреча преломляется сквозь призму зрения ребенка. Гриша видит мир, в котором идут солдаты по улице, бегают две большие кошки, блестит солнце, шумят экипажи в гостях, куда идет нянька вместе с Гришей, - ухват с двумя рогами и печка, "которая глядит большим черным дуплом. Гришу переполняют впечатления, которыми он пытается поделиться с матерью, но он еще очень малине умеет толком говорить, а потому "говорит он не столько языком, сколько лицом и руками. А взрослые не могут и не пытаются его понять. Вечером перевозбужденный от впечатлений мальчик не может уснуть, "все собралось в кучу и давит его мозг, Гриша плачет, гонит прочь печку, поразившую его воображение. А мама, решив, что он покушал лишнее, дает ему ложку касторки. К "Грише" тесно примыкает рассказ "Мальчики, в котором речь идет о том, как Володя Королев и его друг Чечевицын под впечатлением от произведений Майн-Рида собираются бежать в Америку. Здесь перед читателем детское восприятие событий. Ситуация оценивается всеми детьми Чечевицыным, Володей и его сестрами. Володе жаль оставлять маму, он плачет, ноне хочет выглядеть трусом, а Чечевицын, уговаривая его, обещает отдать Володе "всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры. Мальчики все-таки уходят из дома, их ищут. Вечером "чай пили без мальчиков <…> мамаша очень беспокоилась, даже плакала. А потом, на другой день, когда приехал урядник, "писали в столовой ка- кую-то бумагу. Безусловно, речь идет о том, что полиция обнаружила беглецов ив столовой оформлялись документы, но все события преломляются сквозь призму восприятия ребенка, не умеющего правильно назвать детали "какую-то бумагу, "Послали куда-то телеграмму и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына, 462). Вхождение ребенка во взрослый мир сопровождается уничтожением 262 многих детских представлений, и, раскрывая этот процесс, Чехов характеризует то, насколько детское восприятие не укладывается в рамки взрослых понятий и правил. Так, в рассказе "Событие" дети (Нине - 4 года, Ване - 6) искренне радуются появлению на свет котят все их внимание и время посвящены этому - для них это непросто случайно событие. Дети пытаются устроить будущую жизнь котят по подобию жизни людей ставят в разных углах кухни картонки из-под шляп - домики для котята кошка должна ходить к ним в гости размышляют о кошачьем будущем один кот будет утешать свою старуху-мать, другой - жить на даче, третий - ловить крыс в погребе. Они подыскивают котятам отца, поскольку понимают, что "без отца им нельзя. Нина и Ваня серьезны, поскольку чувствуют себя ответственными за котят и маму-кошку. Тем больше их обида, когда отец называет котят гадостью, распоряжается выбросить их на помойку. Дети слезами вымаливают для котят пощаду, но тем ужаснее их состояние, когда они узнают, что котят съел громадный дог, что взрослые смеются этому и совсем не думают наказывать пса. В названии (Событие) контекст рассказа актуализирует не только значение "происшествия, но и еще и "сосуществования" (событие рождение котят заставляет наиболее интенсивно соприкасаться взрослому и детскому мирам, соучаствовать в решении одной проблемы. И тем становится очевиднее искреннее переживание детей и черствость взрослых, которые не желают утруждать себя, ведь, безусловно, что новорожденные котята внесут определенный беспорядок взрослые радуются, что все само собой устроилось - собака со своим охотничьим инстинктом разом избавила их ото всех проблем. Взаимодействие и взаимопонимание ребенка и взрослого человека возможны тогда, когда взрослый старается понять и принять то, чем живет ребенок, осознать его способ мышления, постижение им мира. Это трудно, но возможно, и здесь нужна инициатива взрослого. Особенности подобной 263 ситуации Чехов раскрывает в рассказе "Дома. Гувернантка докладывает прокурору окружного суда Евгению Петровичу Быковскому о том, что его семилетний сын Сережа курит и берет табак из отцовского стола. Отец призывает мальчика для серьезного разговора, к которому сначала он относится с большой долей снисходительности, а затем теряетя, замечая, что сын его не слышит. И, наконец, понимает, что у мальчика "свое течение мыслей. <…> Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер Логикой же и моралью ничего не поделаешь" (5 109). Отец начинает наблюдать за сыном и придумывает средство воспитания он рассказывает сказку о царевиче, который умер от курения в расцвете лети оставил старика отца и государство на верную гибель. Мальчик, проникшись чувством жалости, обещает больше не курить. Примечателен финал рассказа. Прокурору открывается, что восприятие мира ребенком подчиняется не логическим, а эстетическим законам, которые во взрослой жизни играют второстепенную роль, но поэтому воспитывать нужно не логикой, а вниманием и любовью. Кроме того, отец вдруг обнаруживает, что в сыне отразилось и воплотилось все, что когда-то было ему дорого и было им любимо "Прокурор <…> заглядывал в большие темные глаза мальчика, и ему казалось, что из широких зрачков глядели на него и мать, и жена, и все, что он любил когда-либо"(5, 111). Чехов, тонко чувствующий детское восприятие жизни, воспроизводит огромный мир, постигаемый маленьким ребенком, переживания которого зачастую не принимаются взрослыми, и это ранит детскую душу. В этом отношении самые пронзительные чеховские рассказы - "Ванька) и "Спать хочется" (1888). В них центральным является трагическое противопоставление общества и обездоленного ребенка, "выкидыша" общества, по определению Достоевского. Однако Чехов идет дальше. Детская обездоленность не воспринимается взрослым миром как отклонение от нравственной нормы. Нет никакого сострадания (у Достоевского герой находил 264 все-таки сочувствие – среди таких же обездоленных – взрослых, здесь на земле – или после смерти, на небе. У Чехова взрослый мир страшнее, потому что детские страдания становятся обыденностью и не замечаются взрослыми. Действие в рассказе "Ванька" происходит в ночь под Рождество. Время действия выбрано автором неслучайно. Это праздник рождения Христа, когда происходит чудо. И Ванька Жуков, мальчик девяти лет, отданный в учение к сапожнику Аляхину, тоже надеется на чудо. Он пишет письмо деду Константину Макарычу, который остался жить в деревне. Мальчик рассказывает о тяжелой жизни в подмастерьях и умоляет деда избавить его от такой жизни. Ванька вспоминает о деревне, и эти воспоминания оказываются самыми светлыми для ребенка, несмотря на то, что ив деревне он тоже был, в общем-то, никому ненужен его мать, Пелагея, служившая у господ горничной, умерла, а мальчика "спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину". Правда, барышня Ольга Игнатьевна от нечего делать выучила его читать и писать. Пронзительность рассказа усиливается оттого, что Ванька уверен его письмо дойдет до дедушки, поскольку "сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами"(4, 505). Ванька, как ему кажется, все сделал правильно и конверт купили адрес надписал. Вот только читатель понимает, что никто не придет на помощь сироте, ведь письмо адресовано "на деревню дедушке, и ребенок никому ненужен. В центре другого рассказа - "Спать хочется) - Варька, девочка лет тринадцати, нянька маленького ребенка в семье сапожника. У нее много обязанностей ночью - качать ребенка, чтобы он не плакал, днем - топить печку, ставить самовар, убирать дом, бегать в лавочку. Времени спать - нет. Девочка существует с неистребимым, непреодолимым желанием сна она - в каком-то состоянии между сном и явью, особенно по ночам, когда 265 мигает лампадка, а в "ее наполовину уснувшем мозгу складываются туманные грезы" - воспоминания об умершем отце, о матери Пелегее… Инстинкт самосохранения берет свое - и Варька ищет причину бессонницы. Она не понимает, что все ее мучения происходят от бездушия взрослых равнодушных хозяев для нее источником зла является ребенок, который не дает ей спать ночью, когда все люди отдыхают. И задушив ребенка, она "смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая. У Варьки нет даже и светлых воспоминаний о деревенской жизни, как у Ваньки Жукова. Тот вспоминает своего деда, собак, стороживших барскую усадьбу вспоминает, как они с дедом ходили за елкой в лес. У Ваньки есть прошлое, которое ему кажется радостнее, светлее и добрее, нежели настоящее. В какой-то степени оно является для него отрадой и вселяет надежду. У Варьки в прошлом - умирающий в муках отец, нищенство. В ее грезах-воспоминаниях нет светлых красок. Если Ванька вспоминает и елку, окутанную инеем, и летящего стрелой зайца, и посеребренные сугробы, то Варька - жидкую грязь на шоссе, людей, которые падают в эту грязное месиво, холодный и суровый туман. В избе, где на полу мучается умирающий отец, темно, и мать не сразу зажигает огарок свечи. Физическая мука Варьки неизбывно сильна, ей никто не может придти на помощь. Фантастически страшно то, что в рассказе одно живое существо уничтожает другое живое существо, но это единственный выход, который может дать Варьке возможность удовлетворить естественную потребность в сне. У Ваньки и Варьки нет детства - счастливой и беззаботной поры. Дети вовлечены во взрослую работу, которая их ломает, а взрослый мир, которому нет никакого дела до нюансов детского восприятия, корежит детей и переделывает их на свой лад. Произведения Чехова, вошедшие в детское чтение, не перестают поражать нас удивительной мудростью и пронзительностью автора, сумевшего 266 разглядеть за наивностью и простотой непредвзятого мировосприятия ребенка его причастность к основам самого мироустройства. Взгляд ребенка словно очищает самую жизнь от всего мелкого и ненужного, того, что является привычными неизбежным для взрослого человека, но оказывается странными ненатуральным для ребенка. Именно поэтому детское восприятие в поэтике писателя зачастую оказывается синонимом естественного и человеческого. Вопросы и задания 1. Какие особенности детского мира раскрываются А. Чеховым в рассказах "Детвора, Кухарка женится, "Гриша 2. Как А. Чехов изображает взаимодействие детского и взрослого миров (рассказы "Событие, "Житейская мелочь, "Дома 3. Расскажите, в чем заключается трагизм перехода ребенка во взрослый мир (рассказы "Беглец, "Ванька, "Спать хочется. 4. Какие приемы использует А. Чехов для характеристики Каштанки? |