Главная страница
Навигация по странице:

  • 7.1. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ВРЕМЯ

  • Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
    АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    Дата28.01.2017
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    ТипУчебник
    #734
    страница21 из 40
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   40
    А.А. Блока стихи для детей и размышления о детской литературе, о потребностях детства занимают особое место. В журнале Тропинка (1906-1912) имеются первые публикации его стихотворений, в Записных книжках рассыпаны его мысли о воспитании и детских книгах, в последние годы жизни он написал немало рецензий на постановки детских сказок и высказал там интересные соображения о специфике детского восприятия. С особенной любовью он пишет о необычайно популярной в детской среде книжке «Степка-Растрепка», он помнит о своем увлечении ею в детстве, и теперь, снова, находит ее увлекательной, очень смелой и жизненной, с одной стороны, и совершенно лишенной пошлости с другой. Объясняя интерес детей к Степке, он видит его в увлекательной быстроте перехода от причины к следствию ив том, что вся книга напоминает театрального Петрушку, а в том, что дети любят Петрушку, который все время убивает, обманывает и творит прочие пакости, я убеждался много раз. Думаю, что сравнение с Петрушкой совершенно доказывает невинность всех кровопролитий, пожаров и прочих ужасов
    “Степки-Растрепки”» (Блок А. Записные книжки МС. Блок сторонник книги яркой, веселой и живой. Это подтверждается его рецензией на книгу Приключения зайчика Н. Руссель, которую он трактует как жалостную и добродетельную историю, написанную некрасовским стихом без некрасовской силы. В этой рецензии есть очень важная мысль он, конечно, согласен стем, что можно дать зайцу человеческий образно нельзя приписывать очеловеченному зайцу сложных человеческих представлений, ибо это будет звучать фальшиво. Оценивая поэтическую книжку П. Соловьевой (А, Блок отметил большую насыщенность стиха, как на положительные качества указал мало эпитетов, почти нет

    295 уменьшительных, богатые рифмы, ритмическое разнообразие. Он был противником всякой сентиментальности в сказочных повествованиях и, вместе стем, высоко ценил чувства, вызываемые сказкой. В рецензии на постановку Голубой птицы (Блок так называл Синюю птицу) М. Метерлинка Блок писал, что сказка обладает удивительной особенностью, только она умеет с легкостью стирать черту между обыденными необычайным. В этой рецензии Блок противопоставляет свежее непосредственное восприятие жизни у ребенка будничному и трезвому взгляду человека делового и семейного и указывает, как на главную, задачу художника в том, чтобы открыть в каждой человеческой душе глубоко зарытое в ней детское сознание, дать возможность взрослому увидеть все окружающее в новом свете, увидеть окружающее простым детским зрением. И тогда-то и произойдет чудо взрослые (также, как дети) почувствуют самые души вещей – и вещи, и животные, и растения будут говорить сними на понятном языке”»
    53
    Блок составил две книги для детей Круглый год Стихотворения для детей (Ми Сказки. Стихи для детей (М, 1913). Разнообразные твари – зайчик, ворона, полюбившиеся нам персонажи – дедушки, бабушки и, конечно, веселая ватага играющих детей населяют Круглый год. Каждое время года отличается своими неповторимыми особенностями Весна открывается радующим детей вербным воскресеньем Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой. Весна. Весна угадывается и по другим приметам которые надо увидеть, угадать почувствовать Леса вдали виднее, Синее небеса, Заметней и чернее На пашне полоса, И детские звончее
    52
    А. Блок. Записные книжки, МС А. Блок. Собр. соч. Т. 6., МС Над лугом голоса. На лугу. Свои прекрасные приметы несет Лето, где хорошо, как в чудном сне, а Осень навсегда запоминается теми бедами, которые идут навстречу маленькому зайчику Хмурая, дождливая Наступила осень, Всю капусту сняли, Нечего украсть. Бедный зайчик прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы волку Серому попасть. Зайчик. Зима (Так морозно, светло и бело) приносит столько радостей ребятишкам (Прочь от дома на снежный просторно и вызывает щемящее чувство при виде ветхой избушки, бабушки-старушки, которая может поглядеть на окружающее только из окна. Но для всех год кончается светлым праздником Рождества. В стихотворении Рождество Блок с особенной любовью нарисовал девочку, идущую с мамой покупать игрушки Как тонка ты в красной шубке, С бантиком в косице Засмеешься – вздрогнут губки, Задрожат ресницы. Веселая, добрая, она всеми братьями сестрам готова купить игрушки, а ей самой ничего не надо, потому что в ней самой заключены радость и счастье детства. Из второй книжки привлекает своей музыкальностью, своим пониманием особенностей детского мира Колыбельная песня, где, как в сказке, брат и сестра сменяют друг друга (Братний в золоте кафтан, / В серебре мой сарафан, и где так много сказочного, доброго, и все для того, чтобы кончить пожеланием (Спите, спите, спать пора. / Детям спится до утра. И второе стихотворении Сны, где во сне у мальчика переплетаются явь и сон, его игрушечная лошадка превращается в настоящего коня, а он – конник в латах, освобождает из плена прекрасную царевну. Стихотворение необычайно поэтично передает детскую грезу, способность ребенка примерять на себя роль сказочного героя. Литературная жизнь Саши Черного (псевдоним Александра Михайловича Гликберга, 1880-1932) делилась на две части. Постоянный участник сатирических журналов Зритель, «Сатирикон», он прославился как мастер политической сатиры, направленной на представителей власти, на реакцию, царившую в обществе, и на тех нищих духом – людей, готовых примириться с унылым существованием И был совсем другой Саша Черный, который печатался в разных журналах для детей, издавал эти стихотворения отдельными книжками
    («Тук-тук. Стихи для детей. М, 1913; Живая азбука. СПб, 1914; сб. «Жар-Птица», 1912 и др. Для общения с детьми ему не надо было преодолевать никаких дистанций Тук Я новенькая книжка. Что глядишь вовсе глаза Здравствуй, мальчик, стрижка-брижка, И шалунья егоза Посвящение к сб. «Жар-Птица»). Тот Саша Черный, который был известен как автор мрачноватых и горьких стихов, совершенно преображался, обращаясь к детям с безоглядной щедростью, с самым светлым чувством. Он был одним из тех поэтов, который, по выражению А. Блока, сохранял в себе вечное детство. Это про себя писал он так Он хоть взрослый, но совсем такой, как вы Любит сказки, солнце, елки, – То прилежнее он пчелки, То ленивее совы. Детство. Создавая свой портрет, делясь тайнами мастерства, он признается, что весь свой дар, все, что ему дано, он несет детям Ну так вот, такой поэт примчался к вам Это ваш слуга покорный, Он зовется Саша Черный. Почему Не знаю сам. Детям.
    54
    Сб. Сатиры, 1910; Сатиры и лирика, 1911.

    298 Уже находясь в эмиграции, в Берлине, поэт издал книгу Детский остров (первое изд. Данциг, 1921): в нее вошли стихи, написанные в России и новые, созданные за рубежом. Он заново пересмотрел все издания своих стихов и расположил их в определенной системе, по циклам. Самый большой цикл получил название Веселые глазки. Каждый день и каждый час героев этого цикла заняты до отказа дети затевают полные фантазии игры Третий звонок. / Дон-дон-дон! Пассажиры, кошки и куклы, в вагон (Поезд, они устраивают необыкновенный костер (Давайте руки – / И будем прыгать вкруг огня. / Нет лучше шутки – Зажечь огонь средь бела дня (Костерим никогда не бывает скучно. Оставшись одна, Катюша устраивает грандиозную стирку, ив результате От окна до самой печки, Словно белые овечки На веревочках висят Вряд
    Лошадкина жилетка,
    Мишкина салфетка, Собачьи чулочки,
    Куклины сорочки, Пеленка
    Куклиного ребенка, Коровьи штанишки И две бархатные мышки. С какой любовью изображает поэт эту маленькую прачку, которая, покончив со стиркой, сразу же ищет себе новое увлекательное и озорное занятие (Про Катюшу. Все у Саши Черного звучит по особенному сколько, до него, ив стихах, ив прозе было сказано о четырех временах года, но ни у кого не было сказано с таким упоением, с такой радостью Зимою всего веселей / Сесть к печке у красных углей <...> Весною всего веселей / Кричать средь зеленых полей. <...> А летом всего веселей / Вишневый обкусывать клей. <...> А осень еще веселей / То сливы сбиваешь с ветвей. Здесь ненужны зрительные образы или наблюдения каждое время года как будто взрывается и поселяется со всеми своими чудесами не извне, а внутри озорного мальчишки, который ощущает природу всем своим нутром, как некое чудо, как сплошной праздник. Каждый герой у Саши Черного неповторим поэт охотно смеется над мальчишкой, который кормит свою лошадку шоколадками, а к великому удивлению кошки все таракашки растолстели как барашки он очень точно обозначает человечка, из которого, не переставая сыпятся вопросы. Это «Приставалка», и на все его бесконечные Почему появляется резонный, но так дружелюбно звучащий ответ Оттого, что у моего сыночка / Рот без замочка. Ответ этот вариируется: Оттого, что у моей дочки / Рот без замочка. Герои Саши Черного шалят, они большие озорники, но поэт любит их, потому что они, все без исключения, добры. Стоит вспомнить стихотворение Снежная баба о мальчике, который вскочил ночью, чтобы укутать снежную бабу – ведь она могла замерзнуть Также щедро и разнообразно насыщен цикл Зверюшки. Он начинается с забавного стихотворения, в котором не человечки оценивают зверюшек, а зверюшки с удивлением смотрят на человечков Чижик клюв раскрыл в волненье, Чижик полон удивленья: Ай, какая детвора Ноги – длинные болталки, Вместо крылышек – две палки, Нет ни пуха, ни пера Что кому нравится. Дети вступают со зверюшками (тут и попка, и индюки теленок, и жеребенок) в самые разные отношения – трогательные (Слон, Воробей, теребят их – и это автору не нравится (Что ты тискаешь утенка, удивляются их повадкам – все вызывает любопытство, интерес, мир открывается с еще одной стороны. Как будто совсем другой Саша Черный в цикле Песенки. Полна нежности Мамина песня, сверкает всеми красками Песня солнечного луча и самое главное, что все эти чудеса обращены здесь к ленивому мальчишке, который не хочет проснуться, и как любовно, перечисляя все радости, которые ждут мальчишку, кончает стихотворение поэт Ну. вставай же, егоза. Всю неугомонность, всю энергию детства передает Песня

    300 ветра. И прекрасная последняя песенка, обещающая всем удивительные сны, звучит в Вечернем хороводе А девочкам, дин-дон, Пусть приснится сон-сон, Полный красненьких цветов И зелененьких жучков Детский остров начинался с стихотворения Детям, конец его тоже обращен к его любимым героям. В завершающем книгу стихотворении Дети поэт высказывает самую заветную свою мечту собрать детей всей планеты вместе – Верст на двести / Растянулся б хоровод. Но ведь они сделал это в своем Детском острове. Он собрал здесь детей и разрешил им жить, на этом отдельном острове, веселой, счастливой, полной свободы и независимости жизнью. Саша Черный писал не только стихи, у него есть несколько серьезных рассказов, и среди них выделяется, написанная в свойственной писателю юмористической манере повесть Дневник фокса Микки». Литература для детей знает много прекрасных рассказов о собаках, достаточно назвать «Каштанку» А.П. Чехова, Белого пуделя АИ. Куприна, Кусаку Л. Андреева. В этих рассказах герои – собаки думают, мысленно разговаривают, многое понимают. Но первой собакой, которая умудрилась вести дневник, то есть делать записи, причем очень последовательные (на то это и дневник, оказался герой Саши Черного – фокс по имени Микки. Конечно, Микки необыкновенное существо ведь надо было додуматься, как и чем писать И Микки додумался – писать карандашом, взяв его в рот. Сколько же смешного, поучительного и весьма назидательного прочтет читатель на страничках этого дневника. С одной стороны, Микки сродни ребенку вот Зинин дядя сказал, что у него глаза на лоб полезли, и уж как старался Микки самому в этом убедиться, но он убедился только в том, что дядя говорит глупости вот деревья молодеют каждую весну, а люди и взрослые собаки – никогда. Отчего Зинин дядя совсем лысый, а вдруг бы у него на черепе весной зеленая травка выросла и цветочки Почему корова должна кормить весь дом молоком и для этого целый день жевать траву,

    301 ведь кошка, например, кормит только своих котят Зачем наш сосед пашет землю и сеет хлеб, когда рядом сего усадьбой есть булочная Однако, его вопросы далеко не всегда так наивны, из своих наблюдений над поведением людей он приходит часто к весьма нелестным для взрослых выводам. Он замечает, как много, как бесконечно долго едят люди и как немыслимо много они разговаривают И почему дамы все переодеваются и переодеваются. Потом раздеваются, потом опять переодеваются Но, конечно, главное – он сам, в его поисках доброго и красивого, в его, можно сказать, поэтическом взгляде на мир. Как тонко он чувствует изменения в природе повеяло теплом, и небо станет как вымытая Зинина голубая юбка, и на черных палках покажутся зеленые комочки. Потом они лопнут, развернутся, зацветут. Ох, хорошо Это называется – весна. Он любит, когда Зина читает стихии замечает в ее чтении какую-то закономерность точно котлетки рубит. А на конце каждой строчки – ухо уме- ня тонкое – похожие друг на друга кусочки звучат дети – отца, сети – мертвеца. И Микки догадывается, что это и есть стихи. И, конечно, его как некогда гофмановского кота Мурра) обуревает желание попробовать себя в этом деле , ион сочиняет первый в своей жизни стишок, очень даже неплохой По веранде ветер дикий Гонит листья все быстрей. Я веселый фоксик Микки, Самый умный из зверей Гордость переполняет его, ион оставляет в дневнике чрезвычайно лестную для себя запись «Фокс Микки, / Собака-поэт, / Умнее которой в мире нет. Нет, не всегда он говорит о себе в таком тоне в каких-то обстоятельствах он пишет о себе, как об одиноком, несчастном, холодном иго- лодном фоксе Микки». Оценки себя появляются самые противоположные, и это свидетельствует о том, что Микки задумывается и над жизнью и над самим собой. Да, он умеет наблюдать – удивительны его впечатления от зоосада как смешно, и как тонко все звери выглядят в его собачьих глазах. Но, конечно, самое главное – его отношения с Зиной. Ее он любит больше

    302 всех, потому что, кажется ему, между ними много общего она тоже визжит, прыгает, ловит руками мячи грызет сахар, как собаченка. И его одолевает мысль – нет ли у нее хвостика Он прощает Зине все ее шалости, все штучки, которые она проделывает с ним то маникюр ему устраивает, то красит нос губной помадой, то вообще бросает его надолго, и тогда на него нападает такая тоска Конечно, мысли и впечатления Микки все жене человеческие, а собачьи. Подшучивая над своим героем автор явно любит его, согласен с многими его оценками и рассуждениями. Поддерживает его рассуждения о несправедливости, о неравенстве условий человеческих и собачьих. С полным сочувствием прислушивается он к жалобе Микки о самом гнусном человеческом изобретении – ошейнике, разделяет недоумение Микки: егоза маленькую лужицу на полу тычут в нее носом, а когда это же сделает малыш, пеленку вешают на веревочку, а его целуют в пятку. И неудачей кончаются его мысли о хвостике на пляже, где сидели голенькие малыши, он, наконец, сумел подсмотреть. Увы, никаких хвостиков у детей нет. В этой повести Саша Черный еще раздает оценку человеческому существованию, глядя на него чистыми наивным взглядом. Взгляд этот дополняет наше представление об окружающем мире. Вопросы и задания

    1. Кого напоминает, на кого похожа в своих прогулках, в своих проказах Фея в
    «Фейных сказках К.Д. Бальмонта?
    2. Какие стихотворения поэта говорят о его любви к ставшему ему близким миру живых
    3. Какие книги для детей написал А.А. Блок
    4. В каких стихотворениях особенно проявилась его любовь к тварям (его любимое обозначение животного мира
    5. В каком стихотворении Блока ярко проявляются фольклорные мотивы
    6. Как вы понимаете название книги Саши Черного Детский остров
    7. Какими жителями населяет поэт свой остров
    8. Какие рассказы и повести напоминают вам героя повести Саши Черного Дневник Фокса Микки»?
    9. Какими неожиданными способностями наделяется писателем его фокс?
    10. Найдите стихотворения К.Д. Бальмонта, близкие по описанию природы русской поэзии XIX века.
    11. Сопоставьте зимний цикл Блока со стихотворениями поэтов XIX века

    303 АН. Плещеева, ИЗ. Сурикова.
    12. Найдите в Дневнике Фокса Микки» точные характеристики, отличающие детей от взрослых. ГЛАВА 7 РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

    7.1. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ВРЕМЯ
    К.И. Чуковский назвал эти первые два десятилетия ренессансом детской литературы. Да, действительно, в эти годы в литературу для детей буквально хлынул поток новых молодых имен, происходило открытие еще небывалой поэзии и прозы – достаточно назвать имена
    К.И. Чуковского,
    С.Я. Маршака,
    В.В. Маяковского,
    Б.С. Житкова,
    А.П. Гайдара, Л. Пантелеева и Г.Г. Белых, В.В. Бианки, а немного позднее
    А.Л. Барто,
    Е.А Благининой, СВ. Михалкова, ЕЛ. Шварца, КГ. Паустовского, ММ. Зощенко, ММ. Пришвина... В эти годы возникли новые журналы Барабан (1923), направление которого выразилось в лозунге всех будить и призывать к творческой работе. Одновременно появились три журнала (1924): «Мурзилка», призванный поначалу отразить ребячье житье-бытье и природу и очень быстро ставший одним из самых любимых. В нем, несколько позднее, печатались Маршак, Чуковский, А.Л. Барто, Бианки, Михалков Не менее широкую популярность завоевал художественно-публицистический, ставший по существу центральным, журнал Пионер, на страницах которого печатались все лучшие произведения литературы для детей журнал Искорка, определивший свою задачу, как издания информационного, знакомящего детей с событиями, происходившими в стране. Однако литературный процесс развивался совсем непросто, возникали большие дискуссии, шли споры о том, какой должна быть литература для нового пролетарского ребенка Возникало убеждение, что вся дореволюционная детская литература должна быть вычеркнута, изъята из обращения как мещанская, сентиметально-монархическая, религиозная. А между тем, возвращенная сейчас читателю, эта поэзия открывает бесспорные

    304 ориентиры. Вот как пишет об этом современный писатель Читая стихи для детей вековой, даже двухвековой давности, видишь, сколько ценностей уже в наше время было растеряно, забыто, упущено, какие нравственные идеалы, какая поэтическая педагогика, какие глубокие милосердие и сострадание были принесены в жертву социальной назидательности и пионерскому оптимизму.
    55
    Вероятно, в связи с отношением к прошлой литературе встали вопрос о сказке. Дискуссия Нужна ли пролетарскому ребенку сказка была, пожалуй, самой длительной и острой. В рассуждениях педагогов- педантов проявлялся некоторый парадокс. Они предлагали изъять сказку из детского чтения именно потому, что дети любят сказку, увлечены ее фантастическими нравственным содержанием. Противники сказки видели в этом увлечении угрозу, преследующую цель отвлечь ребенка от реальной действительности, возвращения маленького читателя к идеологии буржуазного мира. Сказка, казалось им, с ее чудесами, волшебными помощниками могла оказать отрицательное влияние на развитие материалистического воспитания ребенка. Вызывали возмущение и счастливые концы, когда крестьянский сын становился царем, а трудящаяся Золушка выходила замуж за принца. Дискуссия о сказке, о разговаривающем в ней животном мире, перекинулась на дискуссию об антропоморфизме. И здесь утверждалось примерно тоже самое прием очеловечения животных и окружающих ребенка реалий предметного мира дезориентирует ребенка в его реальном опыте, тормозит утверждение ребенка в реальной действительности. Весомо и убедительно прозвучали рассуждения видного педагога
    А.К. Покровской Антропоморфизм, органически вытекающий из творческой фантазии, всегда богат содержанием, глубоко осмыслен...и обычно заключает в себе богатство языка. Приводя примеры из фольклора, изба- сен Эзопа, Лафонтена, Крылова и современных поэтов – Чуковского и
    Маршака, она говорит о громадном воспитательном значении приема, раз М. Яснов. Уроки детской поэзии // О литературе для детей. Выпуск 33, Л, 1991.

    305 вивающего у ребенка чувство юмора, приближающего его к освоению далекого и близкого, ибо ребенок чрезвычайно рано и достаточно отчетливо начинает различать категории действительности и выдумки».
    56
    Еще одна дискуссия заняла большое место на страницах журналов и газет нужна ли вообще современному ребенку развлекательная книжка Нужны ли ему вообще сегодня всякие истории про глупых мышат, про му- ху-цокотуху, про чудо-дерево и всяких мойдодыров? Нужны ли вообще какие-то специальные заповеди для детских поэтов Как считал все тот же педагог-педант, современный ребенок не нуждается нив сказке, нив развлекательной книге ему нужна книга деловая, серьезная, вводящая его в мир современных событий. Весомое слово входе всех этих споров прозвучало в статьях М. Горького Человек, уши которого заткнуты ватой (к дискуссии одет- ской книге и О безответственных людях и детской книге наших дней. Статьи сыграли большую роль в истории детской литературы ив разработке ее теоретических основ Они прозвучали как дискуссионное выступление, как живой отклик на возникшие теоретические разногласия, сними, тогда, в свою очередь, спорили. Горький сумел уловить самую суть разногласий, сумел, вероятно, глубже, чем сами участники дискуссии, сформулировать суть разногласий и придать этим спорам серьезное теоретическое звучание. Горький теоретически обосновал право детской литературы на шутку, развлечение, на тенденцию позабавить ребенка, который по своим возрастным особенностям требует забав, и требование его биологически законно. По его мнению, игра, применительно к детскому возрасту, является наиболее эффективным средством познания окружающего мира, средством познания языка, его тонкостей, его музыки, того, что филологи называют духом языка. Умело и увлекательно построенная книга может помочь ребенку разобраться в явлениях окружающей его жизни. Горький
    56
    См. Книга детям, 1928, №№ 2-6.

    306 подчеркивает Было бы вредно и даже преступно втискивать детей в серьезное, слишком грубо насилуя их неорганизованную и податливую волю Такую же весомую роль сыграла его статья в защиту сказки. К этой теме он возвращался много рази, разрабатывая программу развития и воспитания ребенка, в список отобранных книг включал сказки Киплинга,
    «Конька-Горбунка» Ершова, все сказки Пушкина, Андерсена. сказки Чу- ковского и Маршака. Вопросы и задания

    1. В чем заключается суть полемики Нужна ли пролетарскому ребенку сказка
    2. Почему разгорелась дискуссия вокруг понятия антропоморфизм
    3. Какие аргументы использовались группой педагогов в литературной критике против развлекательной книжки
    4. Какую роль сыграли статьи Горького входе этих дискуссий
    5. Выявите главные положения в статьях Горького Человек, уши которого заткнуты ватой и О безответственных людях и детской книге наших дней.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   40


    написать администратору сайта