Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.2. СКАЗОЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА

  • 8.2.2. Лирическая и философская сказочная проза Литературная сказка второй половины 20 века открывается сказками К.Паустовского

  • И.Токмаковой

  • Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
    АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    Дата28.01.2017
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    ТипУчебник
    #734
    страница29 из 40
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   40
    М.Москвиной. В цикле ее рассказов Моя собака любит джаз, написанных от лица ребенка, речь идет о неожиданных происшествиях в семье, герои которых сам рассказчик, его родители и любимая собака. Реальность незаметно переходит в фантастику, а непосредственный детский рассказ в остроумный монолог взрослого. В потоке словесной и стилистической игры, отличающей прозу М.Москвиной, писательница никогда не теряет из поля зрения главного – душевного мира своих героев, их тяги к любви и взаимопониманию. Водном из рассказов, где речь идет о семейной ссоре, есть такие слова давайте договоримся если кто-нибудь из нас от нас уйдет, пусть возьмет нас с собой (Наш мокрый Иван. Герои М.Москвиной, несмотря на эксцентричность своего поведения, всегда остаются верны этому жизненному правилу. Яркая страница в современной детской литературе - творчество
    О.Кургузова самый полный сборник писателя
    – Мой кот- инопланетянин, 2003). Герои рассказов Кургузова – мальчики его родители. Все события, о которых идет речь, относятся к разряду будничных домашних происшествий, но рассказано о них с комическими фантастическим преувеличением. В такой манере писатель преподносит читателю очень важную мысль – трудности и неурядицы ежедневного существования преодолеваются любовью, связывающей всех членов семьи (к ним относится даже домашний кот. Обращенность к чувствам придает рассказам
    Кургузова особый, лирический характер, даже если это шутливая история. Одна из них имеет очень длинное название, комично противопоставленное последующему короткому рассказу Самая короткая история про любовь, пришедшая на ум маленькому мальчику после изучения на уроке природоведения круговорота воды в природе. В школе на уроке природоведения мы изучали процесс круговорота воды в природе. А после урока я подумал вот что мама любит папу, папа любит меняя люблю маму. Вот и получается круговорот любви в природе. Лирический юмор в прозе современных писателей говорит о стремлении стать ближе к миру ребенка, и это свидетельствует о продолжении традиций отечественной детской литературы второй половины 20 века. Вопросы и задания

    1. Каких особенностях русского национального характера и быта рассказывается в Чистом Доре»?
    2. Каким человеком предстает рассказчик в произведениях Ю.Коваля?
    3. В чем особенность детского детектива в творчестве ю.Коваля?
    4. Как свободолюбивая тематика повести «Недопесок» отражается в ее системе персонажей и образно-символическом языке
    5. Покажите своеобразие современного рассказа для детей на примере произведений
    М.Москвиной и О.Кургузова. Какова роль фантастики и комических преувеличений в их рассказах
    8.2. СКАЗОЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА
    8.2.1. Художественное своеобразие произведений сказочных жанров Границы сказочной литературы второй половины 20 века очень широки, и образцы ее трудно поддаются классификации ведь под определение сказки попадают произведения самых разных жанров – это и сказки всевозможных типов, и сказочные повести, и близкие к ним произведения фантастического характера (фантастические рассказы и повести, фэнтези). Непременное условие любого сказочного жанра – фантастика и волшебство, выходящие за рамки жизненного правдоподобия. Поскольку в сказке постоянно преодолеваются границы реального мира, то у читателя складывается впечатление, что сказочник совершенно свободен от законов этого мира. Между тем подобная свобода относительна, и реальность в сказке обязательно присутствует. В первую очередь это касается изображения человеческих характеров, в каких бы фантастических обличьях они ни являлись. Многие герои литературных сказок обладают выразительными характерами. Крокодил Гена из сказочной повести Э.Успенского отличается душевной чуткостью, воспитанностью и культурным поведением, что делает его похожим на интеллигентного человека. Зато в характере кота Матроскина из другой сказки писателя видны черты обстоятельного и слегка прижимистого хозяина – и такой тип человека тоже часто встречается в жизни. Узнаваемость реальных человеческих характеров усиливает интерес к судьбе сказочных героев. Особенно тогда, когда в их поведении есть некоторое сходство с детьми – ребенок всегда отзывается на судьбу тех персонажей, которые близки к миру детства. Поэтому так много среди героев сказок всевозможных зверюшек, игрушек и маленьких человечков от коротышек из сказки Н.Носова до гарантийных человечков из сказки
    Э.Успенского). Небезразличен сказочники к реальным обстоятельствам, в которых живут герои его сказок. Действие многих литературных сказок протекает в пространстве реального города или деревни, да и время в литературной сказке обозначено зачастую вполне конкретно. Назначение реального в сказке указывают различные жанровые определения, которые писатели дают своим произведениям «повесть-сказка», «быль-сказка», сказочная повесть. Писатели нашего времени постоянно вводят в сказку «несказоч- ные» детали и образы, расширяя представление о возможностях сказочного жанра. Так, в сказках К.Паустовского много подробностей из быта человека и жизни природы, а в повестях-сказках Э.Успенского интерес вызывает социальная сторона жизни людей, проблемы современного общества. В тоже время чудесное обязательно присутствует в литературной сказке, как и особая сказочная атмосфера. Чтобы создать ее, писатели часто обращаются к мотивами персонажам традиционного сказочного фольклора. Оттуда пришли в литературную сказку говорящие животные, чудесные предметы, одушевленные силы природы. Основополагающими остаются мотивы сказочных испытаний и сказочных путешествий, вовремя которых герой посещает фантастический мир. Часто встречаются в сказках чудесные превращения – один из древнейших мифологических мотивов. Обращаются современные писатели и непосредственно к героям народных сказок, а также к персонажам русских суеверий. Но их характеры в литературной сказке обрисованы совершенно иначе, чем в фольклорной. Баба Яга, избаловавшая домовенка в сказке Т.Александровой Кузька, мало похожа на бабу Ягу народной сказки, хотя свою зловещую роль неумелая воспитательница все-таки исполняет. Но и это необязательно темные силы традиционной сказки могут оказаться в современной сказке вполне добродушными существами. Вообще современные писатели не озабочены сохранением канона народной сказки - они предпочитают остроумную игру с образами русского фольклора. Границы этой игры очень широки – они захватывают и такой экзотический для детской литературы материал, как страшилки из детского фольклора (их пересказывают с юмором авторы современных страшных сказок. Охотно обращаются детские писатели к миру западноевропейских легенд и сказок. Образы фей и магов, королей и рыцарей создают в отечественной литературной сказке особую романтическую атмосферу. Легендарное прошлое легло в основу популярного в последние годы жанра фэн- тези, в котором оживают герои эпических сказаний и средневековых книг. Отечественные авторы используют в своих фэнтези не только европейский, но и славянский материал. Чудесное в современной сказке может являться не из прошлого, а из будущего и иметь научное обоснование. Герои сказочно-фантастической литературы, вооруженные новейшими достижениями науки и техники, преодолевают пределы пространства и времени, попадают в далекие космические галактики. Но и там они часто встречаются с персонажами сказочного фольклора. В фантастических повестях К. Булычева ученые будущего оживляют героев сказок и легенд и бережно сохраняют их в заповеднике сказок. Близость к сказке – характерная особенность детской фантастической литературы. Источником фантастического для писателя часто служат детские мечты и фантазии. Они услышаны у детей или продолжают жить в глубинах сознания самого писателя. В созданной им сказке герою предоставляется счастливая возможность осуществить заветные мечты детства – полетать на ковре-самолете, получить волшебную палочку, научиться языку птиц и зверей. И, конечно, воплощается в сказке мечта каждого ребенка о празднике непослушания, на котором дети могут жить без оглядки на взрослых и их запреты. В сказке дети всегда большие и сильные, и они способны изменить жизнь вокруг себя. Мир, устроенный детьми, имеет ярко выраженный характер утопии. В ее основании - представления писателя о чистоте и неиспорченности детской души. Правда, не редкость в детской литературе разрушение такой утопии сказка показывает неразумность детских желаний, когда обладание волшебными предметами приносит герою одни неприятности. Тем самым подчеркивается значение самой действительности, в которой ребенку предстоит жить. Но новейшая сказочная литература не делает и этого, она изображает ребенка во власти магии или колдовства и не настаивает на торжестве реальности. Фантастическое в сказочном жанре не ограничивает писателя в выборе тем, они могут быть самыми разнообразными, как и содержание сказки (нравственно-философское, социально-критическое, дидактическое. Нравственная проблематика наиболее характерна для жанра литературной сказки. Абстрактные понятия добра и зла в сказках становятся живыми и конкретными, и противостояние между ними развертывается как борьба темных и светлых сил. Чудесное разрешение всех противоречий, завершающее сказку, вселяет уверенность в разумное и гуманное устройство мира, и это еще одна из причин любви детей к сказочной литературе. Некоторые авторы понимали нравственную проблематику прямолинейно, сочиняя сказки про плохих учеников, впоследствии исправлявшихся. Ноне менее важно для литературы придать вопросам морали глубокий нравственный смысли тогда сказка уподобляется притче, где на конкретном примере повествуется об универсальных ценностях человеческого бытия. Близость сказки к притче – ее характерная особенность, и подобных сказок немало в детской отечественной литературе. Не чужда современной литературной сказке и социально- критическая проблематика. Она была знакома русской литературе еще со сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, нашла продолжение у Е.Шварца и
    В.Каверина. В детской литературе последних десятилетий появились сказочные произведения, в которых писатели иронизируют над тем, что происходит в обществе, и такие юмористические сказки социальной тематики популярны как у детей, таки у взрослых. Очень важен для сказочника возраст читателя, а он у любителей этого жанра разный – от самых маленьких детей до подростков. Сказки для малышей - это незамысловатые истории о говорящих зверюшках или игрушках (как в сказках-картинках В.Сутеева), а в сказочных повестях для подростков описываются фантастические приключения и романтические подвиги (сказочно-фантастические повести В.Крапивина). Но бывает итак, что определить предполагаемого адресата сказки непросто. Для кого написаны сказки С.Козлова или Р.Погодина? Их произведения универсальны, и объясняется это спецификой метафорического и иносказательного языка, который позволяет говорить о глубоких идеях и сложных понятиях в образах простых и доступных. Метафоры и иносказания – непросто элемент стиля в сказке. Часто бывает так, что сказочный сюжет рождается из метафорического выражения сказанное в переносном смысле сказка делает реальностью. Метафорическое выражение терять время даром в Сказке о потерянном времени Е.Шварца становится действительностью – нерадивые ученики время теряют, а злые волшебники его подбирают, чтобы вернуть себе молодость.

    408 Поговорка лопнуть от зависти становится реальностью в сказке
    В.Каверина Много хороших людей и один завистник - превратился в шар и лопнул от зависти Великий завистник. Реализация метафоры – художественный прием, любимый многими сказочниками. Вопросы и задания

    1. В чем своеобразие сказочных жанров
    2. Как сочетается в них чудесное и реальное
    8.2.2. Лирическая и философская сказочная проза Литературная сказка второй половины 20 века открывается сказками
    К.Паустовского. Действие его сказок протекает в конкретном времени и пространстве. Это послевоенная советская деревня (Теплый хлеб, 1945, Стальное колечко, 1948), Москва военного времени (Растрепанный воробей, красноармейский полк времен Великой Отечественной войны (Похождения жука-носорога», 1945). Обилие бытовых деталей делает сказки Паустовского похожими на новеллы, да и сказочная фантастика в них укладывается в рамки возможного. Так, чудесное участие природы в жизни людей проявляется вполне естественным образом – через изменение погоды или череду времен года. Лишь изредка природа предстает в образе сказочного существа, как, например, золотоволосая красавица-осень в сказке Артельные мужички (1949). Природный и человеческий миры в сказках Паустовского тесно связаны между собой, и из этой связи рождается сказочные сюжеты. Так, в сказке Теплый хлеб на людей обрушились суровые морозы, потому что среди них появился человек с холодным сердцем. Метафорический образ холодного сердца пришел из одноименной сказки немецкого сказочника В.Гауфа, есть они в Снежной королеве Андерсена, ив сказке
    Е.Шварца Два брата. И везде сердечный холод подобен смерти, будь то бездушный камень в груди человека или лед в его сердце. В сказке Пау- стовского охлаждением сердца страдает деревенский мальчишка, жестоко обидевший старого коня (небрежно бросил ему корку черствого хлеба.

    409 Тем самым Филька оскорбил не только несчастное животное, но и проявил небрежение к человеческому труду, воплощением которого является хлеб. Наступившие вслед за этим поступком холода грозят гибелью всем жителям деревни. Ноне в природе сокрыто зло, а в самом человеке, природа лишь мстит ему за равнодушие и жестокость. Спасти мир от холода может только теплота человеческих сердец. Она согревает мир вокруг, о чем свидетельствуют наступившая весна, бегущие ручьи и вновь заработавшая мельница. Единство природного и человеческого воплощает испеченный хлеб, который вобрал в себя не только тепло огня, но и теплоту человеческих сердец. Родная природа в сказках Паустовского помогает человеку преодолеть житейские трудности и делает его жизнь счастливой. Это главная идея сказки Стальное колечко. В ней описана история деревенской девочки, чье детство выпало на тяжелые военные годы. Лишь однажды Ва- рюшке было даровано чудо – стальное колечко, во власти которого перенести его обладательницу в далекие края. Но главным чудом оказалось не кольцо, а весеннее преображение природы, когда по лесам, по лугам, по оврагам, сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели, запестрели тысячи тысяч цветов. Мир вокруг стал так прекрасен, что покидать родные места девочке не захотелось, и волшебная сила кольца оказалась ненужной. Сказка Растрепанный воробей - это лирическая новелла о любви, рассказанная в виде происшествия из жизни маленькой девочки и ее мамы. О чувствах героев в произведениях Паустовского часто говорят бытовые мелочи и предметы. В сказке Растрепанный воробей Таким предметом является хрустальный букетик цветов – прощальный подарок отца, уходящего на фронт. Скромное украшение воспринимается как бесценный талисман любви, поэтому так тяжело переживает мама его пропажу. Ничего сказочного в такой пропаже нет – блестящий предмет стащила ворона. И все-таки история, рассказанная писателем, это сказка – образы из реально

    410 бытового мира имеют аналогии в сказочном. Ворона – это не только пти- ца-воровка, но и традиционный образ враждебных человеку сил. Им противостоит городской воробей, привычный обитатель московских дворов. В скромной птичке есть что-то от сказочного простака, побеждающего сильного противника ловкостью и смекалкой (не потому ли воробья писатель называет растрепанным, тем самым намечая сходство с человеком. Возникает еще одна сказочная ассоциация – с благодарными животными, помогающими своим спасителям (замерзающего воробья спасла девочка, а он вернул украшение. В кульминации сказки происходит настоящее чудо в театр влетает воробей, держав клюве сверкающий хрустальный букет. Завершается сказочная новелла описанием падающего за окном снега, и эта картина символически связывает земное и небесное, преходящее и вечное. Со сказок Паустовского в детской литературе начинается традиция лирической сказочной прозы, расцвет которой относится к х годам
    20 века. Лирическая сказка с ее эмоциональностью и поэтической образностью по сути дела открывала душевный мир человека. Значение такой литературы не ограничивается определенной эпохой ведь лирическая сказка говорит о непреходящей ценности человеческих чувств. О том, как они важны для человека любого возраста, рассказывает сказочная повесть
    Я.Акима Учитель Так-Так и его разноцветная школа. В ней описана необыкновенная школа, в которой учат детей доброму и чуткому отношению к человеку – самой главной науке. Чтобы этому научить, сама школа и учитель должны быть особенными. Поэтому школа сложена из разноцветных кирпичиков и расположена на цветущей полянке, а учитель
    Так-Так похож на доброго волшебника. Похож они на самого Я.Акима, который придал своему герою биографические черты. Уроки доброты в разноцветной школе начинаются с воспитания умения быть чутким к природе. Поэтому учитель ведет своих учеников смотреть на звездное небо и утренний рассвет. Когда дети научатся слушать тишину и видеть красоту,

    411 они смогут понять непростые правила человеческих отношений. О главном из них писатель говорит словами учителя Запомните каждый человек говорит по-своему. Научиться слушать и откликаться – это и значит быть другом. В природе видят авторы лирической сказки лучшего воспитателя для ребенка. Природа является в их произведениях сказочно опоэтизированной неслучайно так любят лирическую сказку поэты. В повести-сказке
    И.Токмаковой Счастливо, Ивушкин» (1983) описана сказочная страна под названием Нигде-и-Никогда. Туда уходит из дома обиженный народи- телей мальчик. Он попадает в мир, где разговаривают деревья и травы. Этот идиллический мир несвободен от зла (его творят темные силы, изображающие распространенные человеческие грехи. Так свойственное людям легкомыслие воплощены в образе прохладного ветерка, постоянно меняющего свое направление. Человеческая грубость и ее последствия тоже имеют зримый облик - грубые слова оставляют на белоснежных облаках грязные пятна, которые отстирывает прачка-енот. Как и во всяком сказочном путешествии, герой Токмаковой проходит испытания на доброту и человечность. Цель пути Ивушкина и его верного друга лошади Луши - встреча с мудрой девой Летницей. Летница – сказочное воплощение красоты природы, подобное летнему деревенскому утру, когда легкий туман плывет над озером, травы стоят в росе неподвижно, а на опушке леса проснулась лазоревка и звонкими капельками роняет свои песенки в росу. Именно Летница преподносит мальчику урок доброты. Она рассказывает ему о солнечном зайчике, которого нужно уметь увидеть в душе каждого человека, и тогда всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. Лирическая атмосфера и поэтическая образность могут быть отличительной чертой как сказочной новеллы, таки в сказочной повести. Ноне- трудно заметить, что для сказочной повести большее значение имеет сюжет, построенный по законам приключенческой литературы, в то время

    412 как сказка может довольствоваться минимумом событий, заключенных в диалоге или короткой истории. Подобная краткость может быть очень содержательной. На лирические миниатюры похожи коротенькие сказки
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   40


    написать администратору сайта