Главная страница

Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


Скачать 2.59 Mb.
НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
Дата28.01.2017
Размер2.59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
ТипУчебник
#734
страница28 из 40
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   40
8.1.3. Рассказы В.Голявкина Своеобразное сочетание лирики и юмора мы встречаем в прозе
В.Голявкина (1929-2000). Сборники его рассказов и повестей начали выходить в конце начале х годов (книги Тетрадки под дождем,
1959 и Наши с Вовкой разговоры, 1960). Голявкин пришел в литературу со своими представлениями о возможностях юмористического письма. Юмор, по его мнению, не должен ограничиваться карикатурным изображением человека, напротив, задача юмористической манеры - передать сложность и неоднозначность жизни. Это как бы дополнительное зрение,

393 оно дает возможность увидеть в предмете, в человеке, в событии дополнительные краски, которые могут усложнить образ или все показать вне- ожиданном свете. О том, как юмор усложняет образ, свидетельствует знаменитая повесть Голявкина Мой добрый папа. Ее главный герой папа, а рассказчик его сын. Несмотря на свою важную роль родителя, папа часто выглядит смешными комичным, бесхозяйственными непрактичным. Поведение папы у многих вызывает осуждение ведь принято видеть в отце непререкаемый авторитет. Номы смотрим на папу глазами его сына и видим, что за поступками папы кроется безграничная доброта, и это главное достоинство человека, по мнению его сына. Юмор сделал героя
Голявкина по-человечески понятным читателю, поэтому гибель папы на войне принимается читателем так близко к сердцу. Не только повесть, но и короткий юмористический рассказ может быть достаточен, чтобы охватить характер человека и суть жизненной ситуации. Более того, сверхкороткое повествование, к которому стремился
Голявкин, особенно выразительно. Оно дисциплинирует писателя. Речь идет о дисциплине особого рода – писатель должен ограничивать себя в рассуждениях, пусть говорят сами герои. Вот почему так много у Голявки- на диалогов. Правда, диалоги эти особые – в них собеседники не могут услышать и понять друг друга. В рассказе Тетрадки под дождем два школьника решили сбежать с урока, но успели только спустить за окно портфели, как прозвенел звонок. Тетрадки с выполненным домашним заданием оказались под дождем. Вот как дети обсуждают сложившееся положение
«Марик записку мне пишет Пропали наши тетрадки. Я ему отвечаю:«Пропали наши тетрадки. Он мне пишет:«Что делать будем Я ему отвечаю:«Что делать будем Ответы повторяют вопросы, усиливая безвыходность ситуации. Эта безвыходность достигает апогея вовремя разговора с учителем.
«- Тыне заболел ли случайно
- Заболел, - говорю.
- Ас домашним заданием как

394
- Хорошо с домашним заданием. Учитель подходит ко мне.
- А ну, покажи тетрадку. Я молчу.
- Придется тебе поставить двойку. Он открывает журнал и ставит мне двойку, а я думаю о своей тетрадке, которая мокнет сейчас под дождем. Поставил учитель мне двойку и спокойно так говорит
- Какой-то сегодня ты странный. Странный не ученика сама ситуация, в которой он оказался за сделанное домашнее задание приходится получать двойку. Налицо полная бессмыслица, абсурд, и порождает его сама школьная жизнь, где строго определены правила игры, а дети, в силу возраста, а иногда и характера, их постоянно нарушают. Ученик по фамилии Цыпкин забрался в шкаф, чтобы мяукнуть вовремя урока (В шкафу. Эта неудавшаяся шутка обернулась для Цыпкина драматическими последствиями возле шкафа, в котором он оказался заперт, собралась вся администрация школы. Ну, выходи, - сказал директор. И объясни нам, что это значит. Яне двинулся с места. Мне было страшно.
- Почему он стоит - спросил директор. Меня вытащили из шкафа. Я все время молчал. Яне знал, что сказать. Я хотел ведь только мяукнуть. Но как я сказал бы об этом…»
Директор и ученик не понимают друг друга, потому что оказались вне установленного порядка. Каково же удивление ребенка, когда учитель ведет себя не по правилам. Забравшись под парту вовремя урока, ученик с вожделением думает, как же удивится учитель, заметя его отсутствие Станет спрашивать, куда я делся, - вот смеху-то будет Но сидеть под партой очень неудобно, пришлось вылезать. Реакция учителя оказалось неожиданной Ты сегодня сидел очень тихо. Вот так бы всегда на уроках. Подобная неожиданность и рождает смех. Смешна и наивность ученика, который встречает учителя не в школе, а на улице. Он со страхом ждет учительских вопросов про домашнее задание и удивляется тому, что учитель не спрашивает его, а шутит и смеется (Всему свое место. Название последнего рассказа имеет характер долженствования (такие

395 лаконичные названия-уроки характерны для Голявкина)– всему должно быть свое место. Отказ от этого жизненного правила и приводит героя ко всяким школьным неприятностям, из которых он пытается найти выходи, как правило, удачно. В рассказе «Яандреев» ученик считает, что все его школьные беды из-за фамилии (с моей фамилией пропадешь) - она начинается с буквы А, поэтому часто приходится отвечать у доски. Тогда он придумывает себе фамилию Яандреев (я тогда отличником сразу буду. Развязка, как всегда в рассказах Голявкина, парадоксальна – учительница говорит Иди, Яандреев, урок отвечать, и результат ответа нетрудно предугадать. В рассказе Два подарка мальчик получил в подарок от папы ручку с золотым пером. Этим пером учительница поставила ему двойку. Выходит, папа подарил мне ручку, чтобы мне ею двойки ставили – сказал Алеша. – Вот так номер Какой же это подарок Учительница улыбнулась и сказала
- Ручку тебе подарил папа, а сегодняшний подарок ты себе сам сделал. Все развязки в рассказах Голявкина происходят как бы безучастия автора между собой разговаривают персонажи. Не вмешивается писатель ив монолог героя, оставляя за ним последнее слово. В рассказе Никакой горчицы я не ел прогульщик уверяет, что ему прогуливать урок – очень весело Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой – сразу выгонят. А тут пой сколько душе угодно. На улице он встречается со многими людьми, но все они заняты делом и иронизируют над бездельником (Видишь, вон дом кривой – Вижу. Пойди подтолкни его с того боку, чтобы он ровный был. – Как это – Атак. Тебе ведь нечего делать. Таки подтолкни его. Весенняя прогулка оборачивается в тоскливое ничегонеделание, а монолог завершается искренним недоумением Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются. Но почему мне так скучно Встречается у Голявкина и еще один прием – писатель повторяет за своим героем его слова, но произнесенные почти дословно, они начинают

396 звучать совершенно иначе, обнаруживая свою ошибочность. Зимой Ника учится плавать, разгуливая по квартире. Зато летом он не торопится лезть вводу Еще рано. Нужно еще подучиться зимой. Потренироваться. Дома как-то спокойней. Спешить некуда. Не последнее лето. Будет ведь лето еще И писатель подхватывает слова Ники, но доводит их до полной бессмыслицы И верно. Будет зима. Потом будет лето. Потом снова будет зима. Потом опять лето…Что верно, то верно. Поскольку авторских выводов нет (они иногда только звучат в названиях рассказов, герою приходится самому открывать истину. В рассказе Пароход и лошадь герой всем хвалился Вот какие замечательные пароходы я могу рисовать. Но когда он увидел нарисованную мальчиком- художником лошадь, то перестал хвалиться пароходами, потому что так лошадь я не сумел бы нарисовать никогда (восклицательный знак передает восторг перед талантом художника. Иногда голос героя сливается с голосом самого писателя (вот откуда лирические ноты в абсурдно-комичном повествовании. Голявкин хорошо знал не только труд писателя, но и мастерство художника (часто сам иллюстрировал свои книги, страстно любил музыку и занимался боксом, так что природа творчества и мастерства была ему хорошо знакома. Вопросы и задания

1. Что такое юмор абсурда и какого его место в рассказах В.Голявкина?
2. Как раскрывается позиция автора в рассказах В.Голявкина? Какова роль названий в них Рассказы и повести Ю.Коваля На тонкой грани лирического и комического повествования находится проза Ю.Коваля (1938-1995), одного из самых талантливых писателей детской литературы х годов. У Коваля не было какой-либо одной формы повествования он писал остросюжетные повести (Приключения Васи Куролесова», 1971, Пять похищенных монахов, 1977, «Недопесок»,
1975), рассказы (Алый, 1969), лирические миниатюры. Произведения малых жанров писатель часто объединял в циклы (Чистый Дор», 1970,

397
«Листобой», 1972). Сюжеты моих книг напрямую связаны с моей биографией- говорил Коваль, имея ввиду автобиографическую канву своих произведений. Но ощутимое присутствие автора в повествовании связано не только с биографическими фактами. Важнее другое за событийным рядом в произведениях Коваля всегда есть ряд эмоциональный, отражающий чувства и настроение писателя. Такой субъективно-личностной манере писатель остается верен в произведениях самой разной тематики. В цикле рассказов Чистый Дор» Коваль ищет ответ на очень непростой вопрос в чем заключается своеобразие русской национальной жизни. Художественным ответом на него стал рассказ о жизни в маленькой деревушке под названием Чистый Дор (в подобной деревушке, расположенной в вологодской области, писатель действительно прожил около года. Деревня в изображении Коваля - это модель русского мира, и такое изображение деревни в традициях русской литературы. Рассказчик в Чистом Доре» близок к самому автору, писателю и художнику Ю.Ковалю, в тоже время он - обычный городской житель. Случайная встреча в лесу с деревенской старушкой открывает ему дорогу вне- знакомый мир. В этом мире все кажется чудесным, даже такой обыденный предмет, как топор топор блеснул в тени под кустами, как глубинная рыба (рассказ По лесной дорожке. Такое поэтическое сравнение символично- в глубину ведет героя лесная дорожка, к чистым истокам народной жизни. Об этом говорит и самоназвание деревни Чистый Дор, где слово
«дор», через словесную игру, отсылает к слову рода определение чистый свидетельствует о естественности и простоте. Ласковое обращение батюшка племянник, услышанное от незнакомой старушки, напомнило рассказчику о том родственном отношении к человеку, про которое давно забыли жители большого города.
По-родственному относятся чистодорцы не только к людям, но и кок- ружающей их природе (в этом слове тоже слышится корень род. Деревенские дети пекут из листьев березы и ягод пирожки (Березовый пирожок, аза грибами жители деревни ходят босиком (Лесовик. Тесно связана жизнь чистодорцев со всяким зверьем, лесными деревенским. Так, в стогу за околицей поселился медведь (Стожок, а по деревне разгуливает фиолетовая курица (Фиолетовая курица. Жители деревни гордятся своими животными, поэтому быку Буньке чистодорцы не дали отпилить рога, объясняя это так Хоть и злой бык, зато настоящий. Чистодорский.
Уважамый» («Бунькины рога. Живет в чистодорцах и бескорыстное отношение ко всему живому, даже если это хищник. В рассказе Выстрел маленький Витька, охранявший от ястреба кроликов, случайным выстрелом убил хищную птицу. Девочка Нюрка не спешит восторгаться удачным выстрелом - ей до слез жалко распростертого на траве ястреба. И хотя ребята доказывают, что Витька прав (Ястреб нападал – Витька защищался, последнее молчаливое слово в этом споре писатель оставляет заде- вочкой. Жители Чистого Дора сохраняют верность мифологическим представлениями исторической памяти. Рассказчик то иронизирует над простодушием деревенских жителей, то искренне разделяет их наивную веру. Комично описаны его страхи при встрече с лесовиком (Лесовик, зато, когда из-под земли послышались звуки военного оркестра, то сердце рассказчика отозвалось болью на память прошедшей войны (Под соснами. Мир Чистого Дора представлен как единый, но каждый из его обитателей неповторимая личность добрый и сердечный дядя Зуй, гостеприимная Пантелеевна, справедливая Нюрка. Все они симпатичны писателю, каждый по-своему. В рассказе Кепка с карасями дядя Зуй чистосердечно нахваливает своего кума, называя его золотым человеком. Ноне прижимистый кума сам дядя Зуй, видящий в каждом только хорошее, - по- настоящему золотой человек. Односельчан дядя Зуй считает родными, поэтому надень рождения к его внучке собирается вся деревня («Нюрка»). Рассказчик в Чистом Доре» - не сторонний наблюдатель, а непременный участник всех деревенских событий, будь то хождение в лес за ягодами или детский день рождения. В его поведении есть что-то детское, простодушное, роднящее с деревенскими жителями. Об этом же свидетельствует наивная манера рассказа
«Нюрке дядизуевой было шесть лет. Долго ей было шесть лет. Целый год. А как разв августе стало Нюрке семь лет («Нюрка»). В тоже время деревенская жизнь увидена глазами художника и поэта. Все описания в Чистом Доре» поэтичны и живописны, а речь музыкальна. Так, рассказ Лесовик начинается удивительной по звукописи фразой Я плыл по Ялме». Картины природы в рассказах Коваля сияют красками Гляжу – на рябине птица сидит. Хохлатая, грудь оранжевая, на крыльях голубые зеркала. Ноне только художник смотрит на мирно и поэт, мыслящий метафорами и сравнениями. О ягодах земляники сказано так Снял ягоду со стебля, положил в рот и понял, что и вкусу нее особенный. У простой земляники – солнечный вкуса тут – лесной, болотный, сумрачный (Березовый пирожок. Такое поэтическое видение придает самым обыденным предметам особый философский смысл. Даже в простой картошке, испеченной на костре, есть этот смысл (Картофельный смысл. В рассказе Вода с закрытыми глазами вода из осеннего ручья напоминает о краткости человеческой жизни (ее образ – затухающий осенний день с прощальным теплом. Но вода – это и символ вечной жизни. Прикосновение к вечности ощущают взрослый и ребенок, когда, закрывая глаза, пьют из ручья студеную воду. Как в Чистом Доре», таки в других рассказах Коваля, главным героем оказывается сам автор. Его лирический мир открывается в общении с собеседниками из мира природы. В рассказе Белозубка мыши помогли человеку скоротать одиночество в заброшенной среди тайги избушке. В своем воображении он разыграл веселый праздник, который устраивают на прощание землеройки. В рассказе Картофельная собака автор обрел неожиданного друга в большом бездомном псе, пугающем всех окружающих. И хотя от картофельной собаки одни неприятности, расставаться с четвероногим другом он не хочет. В рассказе Капитан Клюквин спасает от одиночества маленький клест, вместе с которым рассказчик проводит длинные вечера, играя на гитаре и слушая пение птицы. И хоть автор иронизирует над своим времяпрепровождением (корявая играна гитаре сопровождалась кривоносым пением, видно, что расставание с клестом вызывает у него глубокую печаль. Такое сочетание шутливой иронии по отношению к самому себе и лирической грусти – характерная особенность рассказов Коваля. Общение с животным в его произведениях выглядит как трогательная дружба, в которой человек находит для себя опору. В цикле рассказов о пограничниках Алый, с которого Коваль начал свой путь детского прозаика, описана история дружбы пограничника и его собаки. Не только пограничник (автор дал ему имя Кошкин, чтобы подчеркнуть мягкость характера и доброту) печется о своем воспитаннике, но и пес по кличке Алый заботится о воспитавшем его человеке. Такое равенство человека и животного выглядит слегка комично, зато позволяет осознать всю глубину дружбы, связывающей пограничника и его собаку.
По-новому зазвучал под пером Коваля и жанр детектива в повестях Приключения Васи Куролесова» и Пять похищенных монахов. Писатель использует традиционные для этого жанра приемы организации сюжета его завязка – таинственное преступление, раскрытию которого посвящено основное повествование, а в конце повести преступник найден и все тайны раскрыты. Но писатель все время опровергает эту детективную схему, внося в нее несвойственное детективу содержание. Вместо опытных сыщиков – простодушный Вася Куролесов (имя говорит само за себя) или обычные московские подростки. Да и преступления, которые им приходится раскрывать, из разряда незначительных. Комичной выглядит идеализация бесстрашных милиционеров или карикатурные портреты преступников. И все-таки перед нами не пародия, а самый настоящий детектив, да к

401 тому же с психологической прорисовкой характеров. Не только главные, но и второстепенные персонажи у Коваля - люди со своими характерами есть среди них и одинокие мечтатели, и романтики, что совсем несвойственно детективу. Действие происходит в мире, реально обозначенном Москва, провинциальный городок, но реальность все время соседствует с фантастикой. Это единство рождается из самого повествования с развернутыми метафорами и неожиданными сравнениями, которые реализуются на наших глазах. Коваль все время играет со словом – так рождаются шутки и каламбуры, фантастические надписи и объявления. Например, монахи в повести Пять похищенных монахов – это и порода украденных голубей, и банда переодетых в монахи преступников. В повести «Недопесок» детективная интрига только намечена – со зверофермы бежал песец, которого предстоит поймать. Но недопесок не беглый преступника пленник, рвущийся к свободе. Поэтому и зовут его Наполеон, как французского императора, и мех его подобен императорской мантии. О человеческом значении образа Недопеска напоминают многие детали. Например, когда песец лизнул снег, то он показался ему сладким (вспоминается известное выражение это сладкое слово свобода. Все персонажи в повести противопоставлены по принципу свободы и несвободы. На одном полюсе оказывается рвущийся на волю зверь, а на другом властные директора, один из которых возглавляет звероферму, а другой школу. Особое место занимают дети, которые, с одной стороны, сочувствуют недопеску, ас другой, оказываются слабыми перед посулами и угрозами. Лишь один герой в повести оказывается равен Наполеону в его в свободолюбивом порыве – это дошкольник Серпокрылов, который безуспешно пытается помочь беглецу. Ноне случайно на протяжении всей повести Коваль описывает созвездие Ориона, преследующего созвездие Тельца. Небесному стрельцу не удастся догнать свою жертву, а преследователям остановить рвущегося на волю недопеска. Образно- метафорический язык повести превращает историю о сбежавшем песце в

402 притчу о несгибаемом стремлении человека к свободе. Образы культуры в произведениях Коваля (имена, скрытые и явные цитаты) встречаются довольно часто, но они не навязываются читателю, культурный багаж которого еще невелик. Они могут служить и поводом для остроумной игры, и источником широких смысловых ассоциаций, постепенно открывающихся читателю. Прозой Юрия Коваля завершается большой период отечественной детской литературы второй половины 20 века и начинается ее новый этап. Рассказы и повести конца начала 21 века отличаются союзом юмора и лирики, реализма и фантастики. Все эти особенности характерны для произведений
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   40


написать администратору сайта