Главная страница
Навигация по странице:

  • 7.2.6. Стихи С. Михалкова Расширил социальную сферу в поэзии для детей Сергей Владимирович Михалков

  • Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
    АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    Дата28.01.2017
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    ТипУчебник
    #734
    страница24 из 40
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   40
    7.2.5 Ребенок в поэзии А.Барто Вином ключе вошла в мир детской поэзии Агния Львовна Барто
    (1906-1981). Ее первые книжки Дом переехал, Игрушки, Наш сосед Иван Петрович принесли ей широкую известность. Уже в первых стихотворениях Барто прозвучал голос, мастерски владеющий приемами комического, характерного для фольклора приема гиперболы. С первых же шагов ее стихи наполнились нестандартными сюжетными коллизиями. Способность и готовность Гани-ревушки («Девочка-ревушка») плакать пока- ждому пустяку доводится до гротескного преувеличения Что завой Что зарев Там не стадо ли коров
    Барто создает тип девочки, на которую ничем не угодишь, которой ничего не нравится, и чтобы сделать ее портрет еще более характерным,
    Барто каждую ее реплику снабжает рефреном «Уу-уу-у!» или «Оо-оо-о!». Так возник первый выразительный портрет «девочка-ревелочка, / хныкал- ка-сопелочка!». От этого, еще в какой-то мере обобщенного портрета Бар- то удачно шлак открытию характера современного ребенка – чаще всего прибегая к иронии. Зазвучала детская речь, возникли характерные житейские ситуации, взятые из жизни школы, дома, улицы. В галерее образов, созданных Барто, каждый отличался меткой и острой характерностью, выражал время. Школьные увлечения сразу многими делами обернулись гротескным образом девочки Лиды (Болтунья Драмкружок, кружок по фото,
    Хоркружок – мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали. Уже давно стали афоризмом ее слова А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда Мне болтать-то некогда. Блестяще переложенное на музыку С. Прокофьевым, это стихотворение живет и посей день особой жизнью Столь же известными стали персонажи из стихотворения Мыс Тамарой, где строчки Мыс Тамарой / Ходим парой передают два совершенно разных характера – один деятельный, активный, а другой прилепившийся, никчемный и живущий лишь славой и делами подруги. Столь же ярким стал портрет Леночки с букетом, Танюши: Вот у Тани сколько дела / Таня ела, чай пила, / Села, с мамой посидела, / Встала, к бабушке пошла…» (Помощница»). Особенной популярностью пользовалось стихотворение «Любочка» о девочке такой очаровательной, когда она на виду у всех, и такой несимпатичной в других ситуациях. И здесь очень точно звучит обобщение, своеобразный урок Случается, что девочки бывают очень грубыми, / Хотя необязательно / Они зовутся Любами. Многие имена, созданные Барто, сохранились в литературе надолго, и можно смело говорить об открытии здесь определенной традиции.
    Барто многое сумела сказать о прелести, чуде человеческого общения. Оказавшись один в пустой квартире, мальчишка приходит в полный восторг он может творить все, что хочет, никто ему не сделает замечания, как ему, вроде бы, сейчас замечательно Спасибо этому ключу / Но поче- му-то я молчу, / дин в пустой квартире (В пустой квартире. Необычайной удачей стал цикл Игрушки. Изящные, лаконичные, легкие и веселые стихи цикла гармонично объединяли два мира – живой и игрушечный. Игра становилась тем важным жизненным полем, где проверялись характеры детей, где они держали подчас серьезный экзамен на человеческие качества, где проявлялась их фантазия, где в воображении каждый персонаж наделялся своими особенностями. Полнее всего выражена любовь к игрушке Все равно его не брошу – / потому что он хороший (Мишка, Я люблю свою лошадку, и любовь эта деятельная, проявляющаяся в заботе об игрушке. Какой полет фантазии открывает иг- рушка-самолет. Собственно, игрушки пока еще и нет, но можно его построить, тогда игра становится особенно увлекательной Понесемся над лесами, / Понесемся над лесами. Для самого маленького, игрушка вдруг открывается в неизвестном ее свойстве. Плачущая Танечка узнает

    344 Не утонет в речке мяч. Бывает к игрушке и небрежное отношение, об этом одно из лучших стихотворений Зайка Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. Как тонко и точно реализована здесь метафора Наше привычное выражение промок до ниточки приобретает подлинный смысл. Самое загадочное стихотворение Снегирь каждый трактует по- своему. Два характера сталкиваются в стихотворении – Сережин и мамин на любые просьбы сына она выставляет свои требования. которым подчиняться очень трудно. Но вот наступает такой случай, что одержимый желанием иметь снегиря, Сережа готов выполнять все, что угодно Было сухо, но галоши Я послушно надевал. До того я был хорошим – Сам себя не узнавал. На какие только не шел он мученья говорил спасибо, не дрался с девчонками – и, наконец за все эти мучения – долгожданная награда «– У меня снегирь живой. Замечательное это стихотворение заставляет задуматься над очень важным вопросом кто же этот Сережа – лицемер Стал ли Сережа, пройдя через мучения (не спорил с дедом, нормально сидел за столом, выполнял просьбы мамы, не дрался, как обычно, лучше, приобрел ли что-нибудь хорошее Последний вопрос Сережи, обращенный им к самому себе Значит, снова можно драться Завтра утром во дворе содержит, одновременно, и утверждение, но и какое-то сомнение, какую-то явную неуверенность. Над этим стихотворением хочется думать, так ведь настоящая литература и не должна давать буквальных ответов. Для поэзии Барто стала характерной каламбурная рифма, диалог, который помогает увидеть героя, и здесь большую роль играет интонационное и ритмическое богатство ее поэзии. Вопросы и задания

    1. К каким разным возрастным категориям обращается А.Л. Барто в своей поэзии

    345 2. Как связаны игрушки в ее поэзии с жизнью ребенка
    3. Какие характеры детей возникают на страницах ее поэзии
    4. Обратите внимание наконец стихотворения Снегирь. Остался ли Сережа лицемером или что-то изменилось в нем
    5. Определите, в чем заключается острая характерность героинь Барто.
    7.2.6. Стихи С. Михалкова Расширил социальную сферу в поэзии для детей Сергей Владимирович Михалков (род. в 1913). Своим творчеством он продолжил традицию старших современников, работая сразу в нескольких жанрах сатирик, переводчик, публицист, драматург. Его стихи для детей стали печататься с
    1933 года в журналах «Мурзилка», Пионер, в газетах Известия, Комсомольская правда, в больших журналах. Уже первые выступления были широко замечены в печати Совершенно незаметно, под веселый смех и шутку, Михалков вводит ребят на территорию серьезной темы Интересные мысли о том, что внес Михалков в литературу для детей, высказал А. Фадеев. Особенность Михалкова Фадеев увидел в естественности голоса молодого поэта, в отсутствии какой бы тони было назидательности. Вместе стем, речь идет о возможностях расширения границ детской поэзии, о введении в стихи для детей социального содержания, и говорится об этом искренне и серьезно Н. Асеев отмечал в поэзии Михалкова те нравственные черты в стихотворениях Про мимозу, Светлана, А что у вас, которые подкупают своей правдивостью, а такие стихотворения как Фома, Мыс приятелем утверждали новый тип советской сказки. И еще одна важная мысль Михалкову нигде не надо обставлять себя видимостью педагогического наблюдения».
    81
    Лучшими стихами Михалкова стали те, где он нашел заветный ключ к живому детскому миру, и, хотя стихотворение А что у вас отражает лишь прошедшее уже время, совсем другую эпоху, но детские голоса звучат, несмотря на это, также весело, их неугомонное нетерпение, постоян-
    79
    Незнамов П. Стихи Михалкова // Лит. газета. 1937. 15 августа.
    80
    Фадеев А. Несколько слово Михалкове. // Детская литра. 1938. № 20. С. 28-29.
    81
    Асеев Н. «Кокоша» и Дядя степа // Комсомольская правда,

    346 ная готовность удивляться, удивлять и радоваться вызывают отклики сегодня. Вечным останется стремление к привязанности, к приручению, к поискам друга и друзей и горечь разлуки – это стремление вызывает горячее сочувствие к героям стихотворения Мыс приятелем. По-прежнему актуально стихотворение Одна рифма, построенное на неожиданном поэтическом ходе. Вся оригинальность этого стихотворения состоит в том, что строчки в нем не рифмуются, как будто автору просто жаль тратить поэтическое слово на людей невежливых, невоспитанных, а заодно и скучных. И все-таки оказывается, что рифма нужна, необходима даже, когда надо, чтобы обращение поэта ко всем предыдущим персонажами таким же, как они) прозвучало призывно и ярко Этот случай про старушку Можно дальше продолжать, Но давайте скажем в рифму Старость надо уважать Не теряет свого обаяния, не перестает радовать детей Дядя Степа, Тогда, когда поэма только появилась, этот добрый великан оказался прописанным водном районе и был как бы районным великаном. За те семьдесят лет, которые прошли со времени публикации поэмы (1935), он давно уже перешагнул границы не только своего района, но стал принадлежать всем районам, всем городам, всем детям, ибо потребность в сказочном добром великане, мечта о нем всегда будет жить в детском сердце. Вопросы и задания

    1. Какие приметы времени х годов раскрыл в своих стихотворениях СВ. Михалков?
    2. Как высчитаете что преобладает в стихотворениях поэта – юмор или сатира
    3. Чем объясняется непреходящий интерес к поэме Дядя Степа
    4. Назовите имена героев, книги, продолжающие Дядю Степу.
    7.3. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКАХ Х ГГ. (Ю.ОЛЕША, А.ТОЛСТОЙ. Е. ШВАРЦ) Рядом с открытиями сделанными поэзией К.И. Чуковского,
    С.Я Маршака, прозой А.П. Гайдара, Л. Пантелеева, ММ. Зощенко совершенно новыми сюжетами и героями, новым небывалым языком, поворотом к театральному и цирковому миру, вошла в литературу 1920-х-1930-х

    347 годов литературная сказка. Начало положил Юрий Карлович Олеша

    (1889-1960), автор романа-сказки Три толстяка. Детские и юношеские годы писателя прошли в Одессе. Вместе с В. Катаевым, Э. Багрицким, И. Ильфом он входил в Коллектив поэтов, с 1922 года работал в газете Гудок, где прославился своими фельетонами, печатавшимися под псевдонимом Зубило. Олеша написал немного книг (самой знаменитой была повесть Зависть, но вошел в литературу как редкий мастер слова. Особенно это стало ясно, когда после смерти вышла его книга Ни дня без строчки, которую автор замышлял как роман о своей жизни. Думая о своем творчестве, Олеша говорил, что обладает особым даром называть вещи по-новому», те. открывать в них то, что не замечают другие. Таки кажется, что как будто нарочно, слегка интригуя читателя, он начинает Трех толстяков с утверждения, что никакой сказки он не пишет, что вообще Времена волшебников прошли. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Все это выдумки и сказки для совсем маленьких детей. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников. Автор Трех толстяков хочет заверить читателя, что ничего необыкновенного в его сочинении не происходит. Есть очень мудрый ученый доктор Гаспар Арнери, и ему ничего не стоит превратить канатоходца Ти- булав негра и таким образом спасти его от охотящихся за ним гвардейцев. Головокружительный переход канатоходца Тибула по проволоке через огромную площадь правдоподобен и вроде бы похож на его обычное выступление неслучайно покрытая стеклянным куполом площадь похожа на колоссальный цирк. Тибул спокойно сопоставляет Я перейду над площадью по этой проволоке, как ходил по канату на ярмарке. Яне упаду. Одна проволока тянется к фонарю, другая – от фонаря к противоположному дому. Пройдя по обеим проволокам, я достигну противоположной крыши и спасусь. Эти хладнокровные профессиональные рассуждения Тибула лишь подчеркивают чудо, которое он на самом деле он совершает

    348 Также бесстрашно и талантливо играет, попав во дворец, роль куклы наследника Тутти живая цирковая артистка Суок, выполняя заодно опасное поручение и освобождая из клетки оруженосца Просперо. А его выход из дворца уже обеспечен. Через огромную кастрюлю проделал до него этот путь продавец воздушных шаров, отпущенный поварятами дворцовой кухни за подарок воздушных шариков. Да и вообще все в конце-концов разъясняется, и двое детей – мальчик с железным сердцем, наследник всех богатств Трех Толстяков, и цирковая артистка, девочка Суок оказываются братом и сестрой.
    Но в том-то и сила и красота этой сказочной повести, что каждое событие и происшествие расшито здесь дивной выдумкой, что рядом с каждым будто бы реальным событием соседствует необычайные, сказочные- несказочные, интригующие, небывалые еще в сказках эпизодцы. Вот Суок у Тутти, который в восторге оттого, что починенная доктором кукла стала еще прекраснее. Ему приносят завтраки Суок не может удержаться, чтобы не съесть кусочек пирожного. Тутти в восторге, но вдруг девочка видит слугу, который смотрит на нее, и смотрит с ужасом Услуги был широко открыт рот. Слуга был прав. Ему никогда не приходилось видеть, чтобы кукла ела. Да ведь не менее удивительным было происшествие, случившееся с продавцом воздушных шаров, когда он оказался в дворцовой кухне и, обработанный в виде торта, оказался, в качестве десерта, на столе у Трех толстяков если бы не внезапное происшествие, умереть бы ему в животах прожорливых гостей. Вообще, этот продавец воздушных шаров, не имеющий как будто никакого отношения к главному сюжету, откалывает невероятные штуки мотаясь по ветру, он теряет с ноги свой огромный соломенный башмаки вот уже в качестве жуткой шляпы башмак оказывается на голове изящного, самовлюбленного учителя танцев Раздватриса. А еще через некоторое время, когда Тибул, с помощью огромных капустных голов, отбивается от устроенного Тремя толстяками балагана нанятых силачей и стрелков, он вытаскивает вместо очередной капустной головы круглую рожу продавца воздушных шаров, который докатился до какой-то огромной ямы, аза этой находкой следует очередное приключение. Разве это не цирк, когда в самую ответственную минуту на арену вылетает коверный, и публике надо отдышаться и всласть посмеяться В сказочной повести Олеши все абсолютно логично, в ней, действительно, нет ни одного волшебника и ни одного колдуна. Они здесь и ненужны. Вместо них действуют ошеломляющая эксцентрика, блестящая выдумка, насыщенные веселыми и, одновременно, драматическими событиями эпизоды, А каждый герой как будто сошел с подмостков сцены или арены цирка. Удивительный диалог идет между Тибулом и Суок, когда канатоходец хочет объяснить ей задание, которое ее ждет. Речь идет о представлениях, которые они давали по воскресеньям. Ты стояла на полосатом мостике. Я говорил Аллеи ты сходила на проволоку и шла ко мне. И дальше описывается трюк, гораздо более серьезный, но, спрашивает Тибул, ей было страшно И снова Суок отвечает «– Нет, ты говорил мне Алле – значит, надо было быть спокойной и ничего не бояться. – Ну вот, сказал Тибул, теперь я тебе тоже говорю Алле ’ ты будешь куклой. – Я буду куклой. И все-таки волшебство в этой сказке есть оно заключается в неповторимом ее языке, небывалых метафорах, делающих эту книгу каким-то кладезем неисчерпаемых возможностей языка. Но если начать приводить метафоры из текста, тона это уйдут многие и многие страницы. Яне волшебник. Я только учусь. Кто не знает этих слов, ставших уже афоризмом Имя Евгения Львовича Шварца (1896-1958) стало появляться начиная с концах годов в журналах Ежи Чиж. Он вел там несколько разделов, особенно интересными были Приключения
    В.И.Медведя». Он писал стихи, раешники, но постепенно начал определяться его главный интерес – к созданию драматургической сказки. Названия многих сказок Шварца – Красная шапочка, Снежная королева, Золушка, Тень, Голый король невольно могут вызвать вопрос ведь

    350 сюжеты этих произведений нам уже давно знакомы На этот вопрос
    Шварц ответил ясно и убедительно Сказка живет века, и каждый рассказывает ее на свой лад. Те сказки, которые мы перечислили, были написаны в прозе, а Шварц перевел их в новый жанр – драматургической сказки. Рядом со знакомыми героями появились новые персонажи, возник характерный для драматургии диалог между героями, у сказки возникла новая композиция – она была разделена на несколько действий, и, самое главное, в ней возникали новые сюжетные линии, иной поворот событий. В 1937 году появилась сказка Красная Шапочка, и уже с первых строк читатель попадал в совершенно непривычную, по прежним вариантам, атмосферу. Сказка начиналась с диалога мамы и девочки, их отношения между собой, немножко ироничные, казались абсолютно сегодняшними, современными Мама. Ну, до свиданья, девочка. Красная шапочка. До свиданья, мамочка. Мама. Смотри, девочка, когда пойдешь мимо болота, не споткнись, не поскользнись, не оступись и не упади вводу Красная шапочка. Хорошо. А ты, мамочка, ножницы, игольник, катушку и все ключи положив карман и, пожалуйста, не теряй. В отличие от всех предыдущих вариантов этой сказки Шварц придумывает для героини – немножко самонадеянной, но очень хорошей девочки замечательный замысел. Во-первых, всех зверей сделать храбрыми особенно зайцев) и, во вторых, всех их подружить между собой. Пологи- ке ее замысла волк останется в одиночестве, уже никому не будет страшен, и никто его не будет бояться. Какой же наивной оказывается Красная шапочка Вот она ведет разговор с зайцами Она и книжки им читала, она их всяким премудростям учила, знакомила их со всеми обитателями леса, а главное учила их храбрости. Сколько юмора в ответе зайца на ее вопрос об их храбрости Мы не пугаемся, а храбро прячемся. Мы молодцы. Теперь желание Волка съесть Красную шапочку тоже очень точно обосновано она его враг, она хочет изменить весь лес, сделать всех друзьями каким же жалкими бессильным останется он в полном одиночестве

    351 Конечно, Красная шапочка еще маленькая девочка, а Волк умудренный старый хищники, естественно, что ему, с помощью коварной и хитрой лисы, удается обмануть девочку. Дальше все происходит так, как в каждой сказке Волк съедает сначала бабушку, а потоми Красную шапочку, и
    Шварц почти полностью сохраняет все те вопросы, которые удивленная странным видом бабушки, задает ей девочка. Но и бабушка у Шварца совсем другая, тоже современная она хоть и больна. но тайно от Красной шапочки и на речку сбегала, и за грибами сбегала, и на гитаре поиграла…
    Устроившись в животе у волка, она с удовольствием съедает пирожок, принесенный внучкой, она шумит и толкает вовсю по животу волка, а вот Красная шапочка плачет. Плачет не потому, что ей страшно там, в животе у волка, а от обиды, потому, что пока она проиграла. Однако, уроки Красной шапочки вовсе не прошли зря, и сначала птицы (они первые проследили за всем ходом событий, а потом уже все обитатели леса приходят на помощь девочке и бабушке. И они вправе праздновать свою общую победу Мы окончили войну
    Раз-два! Раз-два! Волк – в плену, лиса – в плену
    Раз-два! Раз-два! Мы победу заслужили,
    Раз-два! Раз-два! Потому что мы дружили…
    Так совсем иначе передал этот известный веками сюжет Шварц в своей Красной шапочке. Сколько нового внес Шварц в сказку Снежная королева. Немало значительного для этой сказки определяется еще в рассказе Два брата. Младший очень мешал старшему, и когда родители уехали за подарками к Новому году, старший, в ответ на просьбу младшего поиграть с ним, крикнул (что было не в первый раз Оставь меня в покое, вытолкал его водвори запер дверь. А когда вспомнило нем, мальчика уже не было. Слова, сказанные старшим Оставь меня в покое, составляют для Шварца целую философию. Их смысл хорошо разъясняет мальчику Прадедушка Мороз. Для него это великие слова, с помощью которых люди губят других, близких им, губят доброе дело, потому что за этими словами стоят определенные качества – равнодушие, душевный, холод, безразличие ко всему, что не касается лишь самого себя. Богатейший сюжет сказки Г.Х. Андерсена Снежная королева превратился под пером Шварца в полную приключений и драматизма пьесу. В этой пьесе он отдал дань великому сказочнику, изобразив его в роли студента, с которым свободно общаются и разговаривают вещи, а сказок он знает столько, что если рассказывать каждый день по сто сказок, то за сто лет он успеет выложить только сотую долю своего запаса. Вот и сегодня он расскажет сказку. Это сказка и грустная и веселая, и веселая и грустная. Пожалуй, нив одной сказке Шварц так не приближается к самой основе, к самым главным мыслями чувствам, проходящим через сказку- оригинал. Но каждому персонажу он придал еще большую колоритность, дал еще большее поле действия. Достаточно вспомнить и сопоставить эпизоды с атаманшей и маленькой разбойницей в сказке Шварца девочка- разбойница приобретает острую характерность, а убеждение атаманши Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники уже давно разошлось по свету, как афоризм. Также приобретают сюжетную весомость и другие персонажи сказки так, лесной Ворон превратился в значительную фигуру ученого Ворона Карла. Каждая фигура получила свой характер, заговорила своим языком. Фигура Снежной королевы дважды появляется мельком. Она не живет на сцене полноценной жизнью, нов ней воплощено то зло, тот холод, который, по ее страшному замыслу должен погубить все живое, все тов чем живут доброта и счастье. А вот Герде Шварц дает возможность прожить огромной сценической жизнью, проделать во имя любви огромный путь, на котором ее ждут испытания, а, в результате, и подвиги и победы. Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи В этих словах Сказочника выражена самая главная мечта Шварца.

    353 Все звериное окружение Бабы Яги в сказке Два клена меняется с того момента, как на ее территории появляется Василиса-Работница. И Ко- тофей Ивановичи Медведь, и Шарики мыши, хитростью попавшие в услужение Бабы Яги, вдруг открываются в своей редкой, уникальной для каждого характерности. Василиса-Работница тоже попалась на удочку Ба- бы-Яги, заколдовавшей ее сыновей, и чтобы выручить их она должна выполнить невыполнимые работы и заслужить похвалу хозяйки. Нов том-то и разница между всеми персонажами и Василисой, что ею руководит чувство великой любви к ее сыновьями доброй симпатии ко всему живому. Чуткостью и заботой, пониманием и мудростью она завоевывает сердца всех обитателей этого затерянного царства. Сказка удивительно выстроена в сюжетном отношении, но есть в ней эпизод, которого, кажется, нив одной сказке нет и еще не было. Все мы, кажется, знаем, какова собой Баба-
    Яга. Шварц решил докопаться до ее начала, ее истоков и воочию увидеть, как обыкновенный человек становится Бабой-Ягой. Оказывается, характер будущей Бабы-Яги начал складываться еще в детстве. Вот как она рассказывает об этом Василисе Я еще девочкой-ягой была, в школу бегала, а уже покоя и на часик не знала. Ваш брат работничек вытвердит, бывало, все уроки, да испит себе, а я бедная малютка яга, сбоку набок ворочаюсь, все думаю, как бы мне милочке, завтра, ничего не зная, извернуться да вывернуться. В другом месте она жалуется Ты думаешь, это легко чужим трудом жить Думаешь, это сахар ничего не делать. И еще одно признание на вопрос Василисы, любит ли она себя Баба Яга отвечает Мало сказать люблю, я в себе, голубке, души не чаю. Теми сильна. Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя самое. У вас тысячи забот – о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке и беспокоюсь. Вот и беру верх. Таки слышится в этих словах то давнее Оставь меня в покое. Нет, вероятно, ни маленького, ни взрослого читателя и зрителя, который не знал бы и не любил бы сказку Золушка. Шварц написал ее в

    354 виде киносценария. На скромном занавесе надпись Золушка. Старинная сказка, которая родилась много-много веков назад и с тех пор все живет да живет, и каждый рассказывает ее на свой лад. Возможности кино, конечно, многое прибавили к постановке Золушки. Зритель воочию видит, как происходят чудеса, испытывает на себе очарование актерской игры. В сценарии Шварца много новых, им самим придуманных эпизодов. В финале звучат слова поистине вечные Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят а что ты можешь, так сказать предъявить И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым. И устами сказочного короля Шварц говорит о том, что ценит он превыше всего верность, благородство, умение любить эти волшебные чувства, которым никогда не придет конец. Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) на протяжении своего творчества много раз обращался к литературе для детей, Сначала века он печатал самые различные сказки, действие которых часто происходило в детской комнате (Прожорливый башмак, Фофка»), но многие его сказки были о животных «Еж-богатырь», «Полкан», Воробей. В тридцатые годы он много времени отдал работе над созданием свода русской народной сказки. Одна из лучших его книг – автобиографическая повесть Детство Никиты (Повесть о многих превосходных вещах, где описывается полная поэзии жизнь мальчика далеко от большого города, на хуторе. Именно здесь сливаются воедино природа и человек. Есть в Детстве Никиты эпизод, когда вся семья с волнением и нетерпеливым ожиданием следит за стрелкой барометра. Вся жизнь целого года зависит оттого, куда повернет стрелка или она обозначит засуху, а стало быть, неурожай, голод, или она принесет благодатное известие о дожде, о грозе – и тогда земля, а вместе с ней люди будут ликовать, и собравшаяся в зале семья ликует, в доме наступает настоящий праздник. Природа приносит Никите постоянное ощущение чего-то волшебного, он бывает настолько потрясен ее картинами, что, кажется ему, только в зачарованном царстве бывает так

    355 счастливо на душе. В своем воображении он живет одной жизнью с скворцом Желтухиным, он словно слышит все его мысли, с своим котом, ежом Ахилкой, любимым конем. С памятью детства он не расстанется никогда. Создавая сказку Золотой ключик или Приключения Буратино», Толстой снова обратился к памяти детства. Он вспомнил любимую сказку детства «Пиноккио, или похождения деревянной куклы С. Коллоди, стал ее пересказывать со все новыми и новыми подробностями, пока в его сознании не сложилась другая сказка, где и сам сюжет, и его герои зажили совсем другой жизнью. Уже само имя Буратино, по мнению папы Карло, счастливое, и тот, кто носит его, обязательно будет жить счастливо и весело. Сюжет «Буратино» закручивается вокруг какой-то тайны, она все время будет будоражить героев, ее загадку пытаются разгадать многие, а путь к ее разгадке, попытки овладеть этой тайной, получить ее вещественное применение приводит героев к столкновениям, к постоянной борьбе, к постоянному движению и сюжетному напряжению. Уже в первый раз, когда Буратино неожиданно получает от страшного синьора Карабаса-
    Барабаса вместо того, чтобы быть поджаренным на огне, пять золотых монет, Буратино шепотом говорит куклам здесь какая-то тайна. Этой тайной, оказывается, владеет живущая на самом дне пруда старая черепаха
    Тортила, но она знает лишь одну ее часть. Гораздо больше знает о тайне
    Карабас Барабас, но возможность полностью овладеть ею зависит от Бура- тино, и эта невероятная интрига будет все время сталкивать героев, пускаться одних за другими в погоню, устраивать отчаянные сражения. Страницу, описывающую главное сражение между деревянными человечками и полицейскими бульдогами, рядом с которыми и сам Карабас
    Барабас, невозможно читать без восхищения. На призыв Буратино, зовущего всех животных, зверюшек и насекомых на помощь, является несметное войско, действующее непреклонно и последовательно На помощь

    356
    Артемону шло семейство ежей сам еж, ежиха, ежова теща, две ежовые незамужние тетки и маленькие еженята… Серьезные муравьи не спеша залезали в ноздри и там пускали ядовитую муравьиную кислоту… Жужелицы и жуки кусали за пупок… Жабы держали наготове двух ужей, готовых умереть геройской смертью. Деревянные человечки у Толстого не статичны. Когда Буратино появляется на свет, он еще только озорники мысли у него пока маленькие- маленькие, коротенькие-коротенькие. Входе борьбы за золотой ключик он мужает, он начинает дорожить дружбой товарищей и заботиться о них. Он становится явным лидером группы деревянных человечков, и они охотно подчиняются ему. Входе суровой борьбы меняется девочка с голубыми волосами – хорошенькая воспитанная Мальвина она начинает понимать, что человеку нужны еще другие качества, кроме воспитанности. Слетает пудра с белого лица Пьеро, и под ней оказывается краснощекий мальчик, который, сидя на кочке, умел прежде сочинять только унылые стишки. Ион в минуту опасности способен досадить врагам. Каким храбрым, отважным становится пудель Артемон, в обязанности которого прежде входило лишь услужение Мальвине. Какие славные, добрые, веселые человечки предстают перед зрителями, когда, наконец, открывается тайна золотого ключика, и теперь можно создать такой театр, где всем будет уютно, сытно, тепло и хорошо Кажется, неслучайно повесть кончается первым театральным представлением здесь как бы начинается еще один бесконечно важный сюжет, связанный с театром, с искусством. Когда открывается дверь, ведущая пока непонятно куда, голодный папа Карло разочарован он ожидал найти здесь, за этой дверью что-то существенное, необходимое сию минуту. Но проходит немного времени, ион сами все остальные деревянные актеры понимают, какое настоящее сокровище – театр – скрывалось за тайной, ради которой шла такая непрестанная нешуточная война ведь речь шла о том, в чьи руки попадет искусство

    357 Вопросы и задания

    1. В чем сказались художественные особенности сказки Ю.К. Олеши в его стремлении называть вещи по-новому»?
    2. Как вы относитесь к утверждению автора Трех толстяков о том, что в его сочинении ничего необыкновенного не происходит Какие необыкновенные события происходят на самом деле
    3. Почему Суок так легко могла превратиться и сыграть роль куклы во дворце Трех толстяков
    4. Обратите внимание на язык сказки Олеши. Найдите особенно яркие метафоры, сравнения. Проследите за причудливым ходом сюжета сказки.
    5. На какой интриге строится весь сюжет сказки Золотой ключик
    6. Что лежит в основе борьбы за золотой ключик
    7. Почему Буратино стал баснословным героем, какие его качества покоряют детские сердца
    8. Проследите, какой путь взросления прошли маленькие человечки, как изменились они входе борьбы за золотой ключик. Обратите внимание на эпизод, в котором все звериное царство приходит на помощь Буратино и его друзьям. Выделите те эпизоды, где наиболее ярко проявляются героическое и смешное в поведении главного героя.
    9. Каким новым содержанием наполнил ЕЛ. Шварц сказку Красная шапочка
    10. Какой нравственный идеал несет в себе образ Герды?
    11. Какие черты отличают Василису-Работницу, почему ей служит и помогает победить Бабу-Ягу все звериное царство
    12. Вспомните и назовите сказки Х.К. Андерсена, которые и по названиями по сюжетам являются предшественниками сказок Шварца. Сопоставьте эти сказки и определите, в чем отличие сказок Шварца от сказок Андерсена. Вспомните заключительный эпизод сценария Золушки, те главные слова, которые выражают полнее всего нравственную заповедь всех сказок Шварца.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   40


    написать администратору сайта