Главная страница
Навигация по странице:

  • В.Драгунского

  • Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
    АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    Дата28.01.2017
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    ТипУчебник
    #734
    страница27 из 40
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   40
    Н.Носова. Этот популярный писатель был автором не только смешных рассказов, но и юмористических повестей. Правда, юмор в них особый. Дело в том, что комические происшествия в произведениях
    Носова часто совершаются под лозунгом серьезного дела школьники устраивают инкубатор (Веселая семейка, 1949), сооружают каток (Наш каток, вскапывают огород (Огородники, 1945). Практические умения и коллективная работа широко пропагандировались в детской литературе, и проблематика рассказов Носова отвечала запросам своего времени. Это отразилось ив характере персонажей - детей активных и вполне серьезных, несмотря на комизм ситуаций, в которых они оказываются. При таком серьезном восприятии детства Носов изобретателен на остроумные шутки и смешные положения. Лучше всего удавались писателю комические диалоги, в которых путаются слова, искажается их смыслили заменяется звуковой игрой (такая остроумная игра есть в рассказе Телефон, где дети безуспешно пытаются договориться по испорченному телефону. Забавны многие сценки, похожие на эстрадные номера юмористов (так, Мишка в рассказе Щенок не к месту читает стихи, стараясь отвлечь внимание пассажиров от визга спрятанного щенка. В основе сюжетов носовских рассказов - комические ситуации, которые сопровождаются непредвиденными происшествиями и завершаются неожиданными развязками. Например, страшный разбойник, напугавший детей в рассказе
    «Тук-тук-тук», оказался вороной, клевавшей на крыльце ягоды. Ив каждом таком случае есть много преувеличенного и карикатурного, привносящего в юмористический рассказ нечто фантастическое. Так, каша, которую варит Мишка, чудесным образом пухнет и лезет из кастрюли, как в народной сказке про горшочек каши («Мишкина каша, шляпа, под которой укрылся котенок, в глазах детей становится живой и ползет (Живая шляпа, а из самодельных бенгальских огней получается фантастический фейерверк (Бенгальские огни. Фантастическая история разыгрывается в остроумном рассказе «Бобик в гостях у Барбоса, в котором животные, подобно басенным персонажам, комично подражают людям. Простота ситуаций и характеров, а также наглядность жизненных уроков, сделали рассказы Носова популярными в детском чтении (Ступеньки, На горке и др. Предметом насмешки в юмористических рассказах служат распространенные детские грехи – лень, трусость, желание прихвастнуть и нежелание учиться. Именно они приводят к плачевному для героя результату. Но, как правило, детские писатели предпочитают героев, наделенных не только недостатками, но и достоинствами, главное из которых - деятельная активность. Таким персонажам несвойственны раздумья и переживания, зато они переполнены идеями и планами (комические проблемы возникают при их осуществлении. Подобный тип героя мы находим в рассказах
    Н.Носова, Ю.Сотника, В.Медведева. Показательно звучит название рассказа Ю.Сотника Как я был самостоятельным (1957) (последствия такой самостоятельности изображаются в преувеличенно разрушительном виде. Жаждой самостоятельной деятельности охвачен Вовка Грушин, изобретатель подводного аппарата. Но проплыть на нем новому Архимеду таки не удалось – великий изобретатель не посещал уроков физики, поэтому его подводная лодка оказалась на дне реки (Архимед Вовки Грушина»). Но жажда открытия оказывается сильнее возможных последствий и захватывает даже взрослых (как в рассказе Изобретатели, где учитель, подобно своим ученикам, решил исследовать незнакомое помещение и оказался в

    385 неловкой для себя роли пленника. Необыкновенные случаи Сотник описывает со всеми подробностями действительных происшествий. Значительно больше комических преувеличений в рассказах В.Медведева. Название его книги Капитан Совриголова»(1974) говорит само за себя ее главный герой – неисправимый врун и выдумщик, попадающий в самые неожиданные положения. Обычно в юмористических рассказах речь идет о героях-мальчиках. Своеобразие рассказов И.Пивоваровой в том, что написаны они от лица девочки (Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса, 1979). Писательница остроумно обыгрывает мысли и круг интересов маленькой школьницы с ее повышенной эмоциональностью (восторги сменяются обидами, а радость отчаянием. Подобно мальчикам, героиня Пивоваровой иногда ленится, иногда хитрит – развязки подобных историй всегда оказываются неожиданными. Так, после сочинения на тему Я помогаю маме, где Люся приписала себе великие трудовые подвиги, ей пришлось совершать их наяву (рассказ Сочинение. Но значительное место в рассказах девочки занимают чувства и переживания иного характера – это отношения с подругой и с мальчиками из класса. Проявления этих чувств трогательны и комичны одновременно. Так, получив от неизвестного мальчика записку, Люся пытается найти ее автора, тем самым выдавая его тайну. Об эмоциях героини говорит ее меняющееся настроение. Пока Люся тосковала, дождь ей казался ужасным И судьба моя такая плохая, такая плохая, что хуже не бывает Таки буду сидеть здесь до ночи. И ночью буду сидеть. Одна в темном классе, одна во всей темной школе. Так мне и надо. Но стоило девочке увидеть мальчика, как все изменилось На улице шел замечательный, лучший в мире весенний дождь (Весенний дождь. Вопросы и задания

    1. В чем своеобразие рассказов Ю.Нагибина, Р.Погодина и Ю.Астафьева? Какие детали в портрете героя, его поступках и словах свидетельствуют о психологической глубине в изображении детского характера
    2. Какую роль в рассказах Н.Носова играет комическое преувеличение Какие еще приемы комического характерны для рассказов этого писателя

    386 3. Каких героев предпочитают авторы юмористических рассказов и почему Рассказы В.Драгунского

    По-новому возможности юмористического жанра раскрылись под пером В.Драгунского (1913-1972). Его рассказы о Дениске появились в самом начале х годов (первый сборник вышел в 1961 году под названием Он живой и светится) и продолжали создаваться писателем в течение нескольких лет. Свои рассказы В.Драгунский не объединял в цикл, но сюжетные и тематические связи между ними есть. Ощущение единства создает образ центрального персонажа - Дениски Кораблева (поэтому все произведения Драгунского часто объединяют одним названием «Денискины рассказы. Не только Дениска, но и другие персонажи переходят из рассказав рассказ
    – это папа имама Дениски, его друзья, знакомые, учителя. Ощущение единства в «Денискиных рассказах поддерживается также формой повествования, которое ведется от лица самого Дениски. Возраст героя в рассказах остается неизменным – это младший школьники взрослеть своему герою писатель не дает. Драгунский остроумно воссоздает характерные особенности детской речи, ее эмоциональность и своеобразную логику. Нов тоже время он не ставит перед собой задачу воспроизвести речь и мышление ребенка определенного возраста – писателя больше занимает внутренний мир мальчика, не сводимый к возрастным особенностям. Зато принципиальны «общедетские» доверчивость и непосредственность, задающие тон всему повествованию. Дениска в рассказах Драгунского высказывается всегда очень искренне и свободно, без оглядки на взрослую, чужую для него точку зрения. Это касается как самой манеры разговора, таки его содержания. Чего я люблю и И чего не люблю - два знаменитых рассказа Драгунского, в названии которых на первое место выдвинуто собственное мнение ребенка (а в отрицательном случае оно еще и подчеркнуто восклицательным знаком. Это утверждается в перечислении того, что любит и чего не любит Дениска. Я

    387 очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо. Денискины «люблю»-«не люблю часто полемичны по отношению к предписаниям взрослых (Когда я бегаю по коридору, то люблю изо всех сил топать ногами или Очень не люблю, что по радио мальчишки и девчонки горят старушечьими голосами, но герой Драгунского словно не догадывается об этом, простодушно делясь с читателем. В образе Дениски много типично детского это наивность, склонность к выдумке и фантазии, иногда простодушный эгоизм. Свойственные детскому возрасту промахи оказываются предметом юмора и шуток, как всегда бывает в юмористическом рассказе. С другой стороны, в герое Драгунского есть черты, которые свидетельствуют о вполне сложившейся личности – Дениска решительно противится всякой фальши, он восприимчив к красоте, ценит доброту. Это дало право критикам увидеть в образе главного героя автобиографические черты самого Драгунского. Нов данном случае важно несходство героя с конкретным человеком - Дениска близок к идеальному представлению писателя о человеческой личности, духовной и тонко чувствующей. И такие качества раскрываются в эпизодах лирического или драматического характера. Сочетание лирического и комического – главная особенность рассказов В.Драгунского о Дениске. Содержание «Денискиных рассказов связано с происшествиями из обычной жизни ребенка – это случаи на уроках, домашние заботы, игры с друзьями во дворе, походы в театр и цирк. Но их обычность только кажущаяся комическое преувеличение обязательно присутствует в рассказе. Драгунский – мастер создания самых невероятных ситуаций на материале житейском, даже обыденном. Основанием для них служит часто парадоксальная логика детей и их неисчерпаемая фантазия. Дениска и Мишка, опоздав на урок, приписывают себе невероятные подвиги (Пожар во флигеле, или подвиг во льдах, но оттого, что каждый фантазирует по-своему, следует неизбежное разоблачение. Мальчишки увлеченно строят во дворе ракету, при запуске которой Дениска улетает не в космоса в окно домоуправления (Удивительный день. Дети, в отсутствии маляров, решают помочь им красить, нов самый разгар игры обливают краской управдома Сверху вниз, наискосок. Дениска не хочет есть манную кашу и выбрасывает ее за окно, которая попадает на шляпу случайного прохожего Тайное становится явным. Все эти немыслимые совпадения и происшествия иногда просто смешны, иногда предполагают моральную оценку, иногда рассчитаны на эмоциональное сопереживание. Но каждый раз герой Драгунского поступает естественно и простодушно. Первоклассники устроили стрельбу из игрушечных пистолетов в кинотеатре (Сражение у Чистой речки. Детская логика неопровержимо свидетельствует об искренности детей Мы хотели во чтобы тони стало помочь красным. Я все время палил водного толстого фашиста…я истратил на него, наверно, сто пистонов, но он даже не посмотрел в мою сторону. О чистоте детских помыслов должно говорить и самоназвание рассказа Сражение у Чистой речки. Парадоксальная логика, которой руководствуются герои Драгунского, не только предмет шуток, но и путь к пониманию ребенка. В рассказе
    «Зеленчатые леопарды дети комично рассуждают о всевозможных болезнях, находя в каждой из них достоинства и выгоды (болеть хорошо когда болеешь, всегда что-нибудь дарят. За, казалось бы, абсурдными рассуждениями детей о болезнях стоит трогательная просьба о любви когда болеешь, все тебя больше любят. Ради такой любви ребенок готов даже заболеть. Детская иерархия ценностей кажется писателю глубоко человечной. В рассказе Он живой и светится…» Драгунский словами ребенка утверждает важную истину ценности духовные выше материальных. Предметным воплощением этих понятий в рассказе являются железная игрушка,

    389 обладающая материальной ценностью, и светлячок, способный излучать свет (символ мечты и любви одновременно. Дениска совершил неравноценный с взрослой точки зрения обмен он променял большой самосвал на маленького светлячка. Рассказу об этом предшествует описание длинного вечера, вовремя которого Дениска ожидает маму. Вот тогда-то мальчик в полной мере ощутил мрак одиночества, из которого его спасла бледно- зеленая звездочка в спичечном коробке. Поэтому на вопрос мамы, как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка,
    Дениска отвечает Да как же тыне понимаешь Ведь он живой И светится. В рассказе Друг детства речь идет не только о верности старым друзьям, как это следует из названия рассказано и о верности детским чувствам, на смену которым приходит часто взрослая грубость. Дениска решил заняться боксом, чтобы всех побивать. Силу удара он собирается тренировать на старой игрушке. Но плюшевый медвежонок напомнил мальчику то время, когда Дениска любил своего игрушечного друга Я его спать с собой укладывали укачивал его как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его твердые бархатные ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара. Чтобы сохранить верность самому себе, герой Драгунского отказывается стать боксером. Зато взрослые в рассказах Драгунского выступают иногда с позиции грубой силы. В рассказе Старый мореход эту силу воплощает бестактная гостья, небрежно относящаяся к обещаниям, данным ребенку. Столь распространенная в быту манера вызывает в рассказе целую драму Дениски- ных ожиданий и разочарований. Труднее всего мальчику понять бессмысленность обмана, истинная причина которого - нечуткость и душевная глухота. Намек на эти качества есть уже в портрете Марьи Петровны Она

    390 вся такая полная, платье на нее натянуто тесно, как наволочка на подушку. Но, как говорится в рассказе Ничего изменить нельзя, отношения детей и взрослых будут всегда строиться по одному и тому же сценарию, в котором сталкиваются взрослая неискренность и детская незащищенность. В рассказе На Садовой большое движение совершается обман другого рода взрослый парень выпрашивает у ребят велосипед, якобы для того, чтобы съездить за лекарством для больной бабушки. И опять ребенок оказывается доверчивой жертвой, ноне потому, что глупи не может отличить ложь от правды, а потому, что близко принимает к сердцу чужое горе. Даже в конце рассказа Дениска отказывается верить в обман он убежден, что парень не смог вернуть велосипед, потому что : « на Садовой большое движение. Такое детское непонимание является на самом деле решительным неприятием жестокости и обмана. Это неприятие выражается по-детски, как, например, нелюбовь детей к книгам с плохими концами, но писатель придает каждому такому чувству особое толкование – детине желают мириться со злом. Именно поэтому
    Дениска решает переделать знаменитый стишок про зайчика, погибающего от пули злого охотника (Не пиф, не паф. В переделке Дениски печальный конец стишка звучит совсем по-другому: Не пиф Не паф Не ой-ой- ой Не умирает зайчик мой. Теперь спасенный зайчик опять будет играть по утрам на росистой полянке, будет скакать и прыгать и колотить лапками в старый трухлявый пень. А Дениска с этого момента принимает решение не плакать при виде ужасных несправедливостей, а вовремя сказать Не пиф, не паф. Героя Драгунского отличает обостренное неприятие несправедливости, поэтому он так торопится отпустить воздушный шар, рвущийся в голубое небо (Красный шарик в синем небе. Нитка с шаром в руках Дени- ски звенит и натягивается, и мальчику кажется, что шар просит о свободе. И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я держу его на привязи, и я взяли выпустил его. Радостное чувство свободы разделяет также маленькая подруга Дениски, готовая отдать еще один шарик, чтобы Дениска его выпустил. Очень значительный персонаж в «Денискиных рассказах - папа, близкий и верный друг своего сына, умный воспитатель. В рассказе Арбузный переулок мальчик капризничает за столом, отказываясь от еды. И тогда отец рассказывает сыну один эпизод из своего военного детства. Этот сдержанный, но очень трагический рассказ переворачивает мальчику душу. С образом отца связан один из самых драматических рассказов Драгунского Человек с голубым лицом. Денискин папа соглашается отвезти на своей машине важного начальника, но по дороге происходит страшная авария – чтобы сохранить жизнь девочке, перебегающей дорогу, отец резко сворачивает машину, рискуя жизнью собственного сына. Рабочий, бывший свидетелем этот подвига, говорит очень важные для Дениски слова Выходит, душа у человека геройская, огневая. Большая, значит, душа. Жизненные ситуации и человеческие характеры, описанные Драгунским, порой очень непросты. Поскольку о них рассказывает ребенок, то смысл всего происходящего помогают понять отдельные детали, а они в
    «Денискиных рассказах очень важны. В рассказе Рабочие дробят камень Дениска хвастается тем, что сможет прыгнуть сводной вышки. Снизу ему кажется, что сделать это легче легкого. Нона самом верху у мальчика от страха захватывает духи он начинает искать оправдания для своей трусости. Борьба со страхом происходит на фоне неумолкаемого звука отбойного молотка – там внизу рабочие дробят камень при строительстве дороги. Казалось бы, эта деталь мало связана с происходящим, нона самом деле она убеждает в необходимости упорства, перед которым отступает даже камень. Также отступила трусость перед твердым решением
    Дениски совершить прыжок. Во всех своих рассказах, даже там, где речь идет о ситуациях драматических, Драгунский остается верен юмористической манере. Смешными и

    392 забавными кажутся многие высказывания Дениски: Федька к нам приехал по делу – чай пить (Мотогонки по отвесной стене) или Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской (Синий кинжал. Но часто детская речь (с оговорками, ею свойственными) звучит очень трогательно Очень люблю лошадей, у них красивые и добрые лица Что я люблю) или Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно…»(«Друг детства. Сочетание грустного и комичного в прозе Драгунского напоминает нам клоунаду, когда за смешными нелепым видом клоуна скрывается его доброе сердце. Неслучайно так любит Драгунский мир цирка и театра (это было связано также с профессиональной деятельностью писателя, который был артистом и выступал в театре и на эстраде. В рассказе Мой знакомый медведь описана встреча Дениски с актером, переодетым медведем. Когда медведь снимает маску, то Дениска видит усталые глаза человека с больным сердцем – но надо забавлять детей, поэтому артист вновь надевает маску, и вокруг него начинает раздаваться веселый детский смех. Вопросы и задания

    1. Приведите примеры детской речи и детской логики в рассказах В. Драгунского Всегда ли они выполнят задачу рассмешить читателя
    2. В каких рассказах писателя речь идет об утверждении жизненных ценностей и как они связаны с миром детства
    3. В чем своеобразие юмора в «Денискиных рассказах
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   40


    написать администратору сайта