Главная страница

Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


Скачать 2.59 Mb.
НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
Дата28.01.2017
Размер2.59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
ТипУчебник
#734
страница25 из 40
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   40
7.4. РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ
7.4.1. Дети и время в произведениях А.П. Гайдара Крупным явлением в детской литературе 1920-х-1930-х годов стала проза Аркадия Петровича Гайдара (1904-1941). Начиная с первой повести для детей Р В Си кончая сценарием Клятва Тимура (1941), , каждой повестью, рассказом, очерком Гайдар откликался на события сегодняшнего дня. По-существу, его творчество стало летописью этих двух десятилетий. Первые повести Гайдара посвящены Гражданской войне он был ее участником, оказавшись на фронте, когда ему было всего четырнадцать лет. Война многому его научила, сделала взрослым бойцом, но первые, почти детские впечатления, тоже остались навсегда в сознании. Характерно звучит его признание Вероятно, потому что в армии я был еще мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишками девчонкам,

358 какая она была жизнь, как оно все начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел все же немало. Да, Гайдар с неиссякаемым интересом следил за жизнью страны, затем, как она менялась. Ноне менее интересны для него были люди – поколение взрослых и еще больше – поколение растущих. Гайдар доверяет своему читателю писатель уверен в том, что с детьми можно говорить открыто, на самые серьезные, казалось бы, недетские темы. Такой повестью стала Голубая чашка, самая лирическая книга писателя. Очень верно сказал об этой повести писатель Л. Кассиль. В этой повести он заметил как бы несколько разных слоев глубины. Чем взрослее читатель, тем дальше и глубже может он заглянуть в замысел гайдаровского рассказа. Для маленького читателя откроется лишь зеркальная поверхность картины пленительных странствий отца и дочки Светланы. Более старший читатель сквозь хрустальное строение рассказа разглядит его до дна, уловит его подлинное течение…»(Кассиль Л.
Гайдар / /Гайдар А. Собр. соч. М, 1955, Т. С. Пленительные странствия папы и дочки длятся всего один день, но как много они успевают увидеть, сколько встретить людей. Они разбирают чужую сору, и Светлане удается рассудить всех по справедливости. Передними открывается разнообразная большая трудовая жизнь людей. Они попадают на чудесную поляну, где Светлана сочиняет песню, которая так хороша, что ее молча и торжественно выслушали… высокие цветы и тихо закивали Светлане своими пышными головками. Но неожиданно они попадают ив глубокое болото, и папе приходится не на шутку испугаться за Светлану. Однако где-то наступает момент, когда приходит пора отдыха и серьезных разговоров вопросов Светланы и ответов папы. А спросить у Светланы есть о чем. Ведь все путешествие началось с того, что дочка и папа обиделись на маму Марусю, и причина для обиды у каждого своя и для каждого очень настоящая. Светлану обвинили в том, что она разбила любимую мамину голубую чашку, да еще велели идти спать, когда они с папой прикрепляли вертушку на крышу. Разве это не повод для обиды Ноу папы совсем другая причина для обиды на маму. Вместо того, чтобы проводить время на даче вместе, втроем, мама уезжала в город, потом к ней приходил знакомый летчики она как будто совсем забыла о своих близких. Грустные чувства поселяются в душе у папы, ему кажется, что Маруся о нем не думает, а может даже и разлюбила. Разве это не повод уйти из дома и, как кажется папе, уйти навсегда Конечно, первой о том, что пора вернуться домой, задумывается Светлана, и именно ей, шестилетней девочке писатель доверяет также тонко, как в ссоре играющих детей, разобраться в душевном состоянии папы. Она уже давно не сердится на маму, и ей давно кажется, что оттуда, из дома, идут какие-то сигналы, зовущие их вернуться. Неожиданно на ветку около них спускается серый чижи словно для них что-то зачирикал. У Светланы нет сомнения «- Это знакомый чиж, это он за ними так далеко прилетел. Но папа никак не хочет с этим согласиться, убеждая девочку в том, что у того чижа на хвосте не хватает перьев и что тот чиж потолще и чирикает он совсем другим голосом. Конечно, папа это говорит сгоряча, ив ответ на его несправедливые слова сердито чирикнул серый чижи ни один цветок не качнулся и не кивнул головой. Проходит время, и неожиданно над ними промчался самолет. И опять Светлана убеждена это тот самый летчик улетели опять папа возражает дочке, и тогда маленькая Светлана своим чутким сердцем начинает понимать, что надо найти какие-то более убедительные для папы доводы. Путь ее ведет к разговору самому сокровенному, к вопросам о том, как и когда началась дружба папы имамы. И походу трагического и, одновременно, лирического рассказа папы становится ясно им обоим, что не может из-за каких-то пустяков уйти, рушиться такая большая любовь. И теперь Светлана находит такие доводы о том, что мама по-прежнему любит папу, против которых он никак не может возразить. Но ведь кто-то разбил голубую чашку что-то произошло, что вызвало такую обиду, боль и даже ревность у папы В этой удивительной повести Гайдар пишет о том, о чем в современной детской литературе никогда не писали, Повесть

360 говорит о том, что жизнь далеко непроста, что в ней бывают и страдания, обиды и горе, но что все нужно определять по самому главному. Входе повествования Гайдар лишь мельком пишет о Марусе (хотя ее сильный и прекрасный облик раскрывается в рассказе папы, подробнее он говорит о папе. Но главная героиня Голубой чашки, конечно, Светлана. В ее облике ясном, человечном есть что-то от песни, что-то от сказки, но она реальная маленькая девочка сочень тонкими справедливым отношениям к людям и событиями мир во всем его многообразии открытее душе, ее сердцу Если путешествие Светланы с папой длилось один лишь день, топу- тешествие двух маленьких братьев оказалось совсем другим. Жили Чук и
Гек с мамой в Москве, а их папа работал очень далеко от их города. Итак случилось, что папа приехать к ним на Новый год не смога вызывал их к себе, а ехать туда надо было тысячи и тысячи километров поездом, а потом еще в санях, через тайгу. Это известие только радует мальчиков им ничего нестрашно. Они храбрые. Длинный путь братьев оказался необычайно интересным, полным самых разных событий как много увидели они, сколько происшествий произошло в дороге Снова Гайдар рисует маленькую семью и, пожалуй, нигде так пристально он не вглядывается в характеры своих героев. Чук и Гек растут вместе, но какие они, оказываются разные И если Чук был человек практический, успевал все заготовить особенно для дальнего пути, то Гек, напротив, про все нужное позабывал, но зато он умел сочинять и петь песни, в душе у него жил маленький поэт. Особенно интересным, даже странным характером наделяет писатель маму если братья успевали поссориться или подраться, она не ругалась за драку, не кричала, а просто разводила драчунов по разным комнатами целый часа то и два не позволяла им играть вместе. А водном часе – тик да так – целых шестьдесят минут. А в двух часах итого больше. Гайдар очень удачно придумал сюжетный ход для путешествия мамы с сыновьями на самом деле папа прислал телеграмму о том, что ехать к нему ненужно, потому что их лагерь переезжает на новое место. Нов том-то и дело, что вовремя страшной драки братья эту телеграмму выбросили, не думая о последствиях, имама, конечно вообще об этой телеграмме вообще ничего не узнала. Ау братьев есть отличное оправдание ничего не зная про телеграмму, мама, естественно, о ней ничего и не спросит, значит, им даже врать не придется Рассказ этот Гайдар, видимо, писал с особым удовольствием, потому что для него он был светлый, как жемчужина. Все здесь складывается счастливо, и даже неожиданный для папы приезд его семьи, тоже оборачивается и для него, и для его друзей, и, особенно, для маленькой семьи особым праздником В творчестве Гайдара рассказ этот стоит где-то особняком в нем собрал писатель все самое светлое, о чем ему так важно было сказать в трудное время конца тридцатых годов. Вопросы и задания

1. Что послужило причиной начала путешествия Светланы и папы в Голубой чашке
2. Какими чертами наделяет автор маленькую Светлану Почему именно ей писатель доверяет разобраться в семейном конфликте
3. Какими разными чертами характера наделяет Гайдар двух братьев – Чука и Ге- ка
4. Что послужило причиной дальнего пути мамы и ее сыновей
5. Сопоставьте дорогу, которую проходят герои Голубой чашки, с дорогой героев «Чука и Гека». Попробуйте определить, почему Гайдар любит отправлять своих героев в путешествие.
7.4.2. Рассказы Б.Житкова Сложилась традиция сопровождать книги Житкова краткой биографией писателя. Это неслучайно – образ человека, многое повидавшего в жизни, вызывал у читателей особое доверие. Некоторые факты из биографии писателя особенно интересны детям. Например, то, что еще гимназистом Житков ходил в дальние морские походы на яхте, построенной своими рукам, позднее совершил два кругосветных путешествия в должности штурмана дальнего плавания, водил самолеты. Романтика путешествий и тяга к дальним странствиям привлекали Житкова наравне с техникой инженерного и строительного дела, и такое разнообразие интересов впоследствии сказалось на тематике его книг.

362 За их создание Житков взялся по совету своего бывшего однокашника Корнея Чуковского в 1923 году. Первый рассказ Житкова Над водой был отдан на суд С.Маршака, который стоял во главе Ленинградского детского издательства. Рассказ был с восторгом принят. Маршак нашел в лице
Житкова свой идеал нового детского писателя – бывалого человека, который может наполнить детскую книгу поэзией реального знания. Жит- ков становится постоянным автором лучших детских журналов Чиж, Еж. Один за другим выходят его сборники Морские истории (1926), Рассказы про животных (1935). Уже после смерти писателя вышли знаменитые книги Что бывало (1939) и Помощь идет (1939). Стиль рассказов Житкова для детей необычен – это остросюжетные новеллы, написанные в виде случая из жизни, как правило, драматического. Их герои - мужественные люди, совершающие подвиг (Над водой, Наводнение. Другие рассказы посвящены происшествиям из жизни ребенка (Как я ловил человечков, «Джарылгач», «Пудя»). И отдельная группа – это рассказы о животных, в которых речь идет об отношениях между человеком и животным (Про слона, Про обезьянку, Мангуста. Среди написанного Житковым для детей немалое место занимают познавательные книги, самая знаменитая из которых – энциклопедия Что я видел (1938). Установка на достоверность, драматизм ситуаций и глубина характеров- отличительная черта всех произведений Житкова. В сборнике рассказов Что бывало (Пожар в море, На льдине, Обвал, Почта) речь идет о происшествиях, принадлежащих к числу экстремальных. В тоже время все они из разряда что бывало разлив реки, пожар на корабле, обвал в горах, снежная буря в тундре. Люди оказываются в плену разыгравшейся стихии и, казалось бы, обречены на гибель. Однако герои Житкова не торопятся сложить руки в тяжелейших условиях они продолжают выполнять свой долг. Такие поступки и являются образцами истинного подвига. Тема подвигав рассказах Житкова тесно связана с идеей взаимопомощи, которая помогает людям противостоять беде. Слова Помощь идет можно поставить эпиграфом ко многим рассказам Житкова. Взаимопомощь связывает знакомых и незнакомых людей. Так, капитан баржи рассказ Наводнение) самоотверженно спасал людей от угрозы наводнения в то время, как угроза нависала над его домом. Но близкие капитана оказались спасены – о них позаботились другие люди. Благополучное разрешение драматической ситуации – неслучайность, а закон жизни (Вот здесь вы помогали нашим, а там товарищи спасли ваших. Каждый может быть уверен помощь идет – таков основной смысл рассказов Житкова. И раскрывается он в кратком, почти информативном описании поступков героев, итог которым подводится в афористичных высказываниях. Виной манере написаны рассказы о детях. Рассказчик в них очень близок к герою-ребенку, но отделен от него некоторой возрастной дистанцией, необходимой для оценки случившегося. В рассказе«Пудя» описан драматический эпизод из раннего детства рассказчика дети оторвали кусочек меха от шубы важного гостя и боятся признаться в содеянном. Положение осложняется тем, что есть свидетель их проступка – соседский мальчишка, который грубо пользуется своей властью. Серьезным испытанием для детей стало наказание собаки, которую отец считает виновницей происшествия. Чтобы спасти бедное животное, дети должны во всем признаться. Налицо традиционная для детской литературы проблема нравственного выбора между ложью и правдой. Однако Житков значительно усложнил ее дело в том, что герои Житкова скрывают правду не только из-за малодушия. Оторванный от шубы хвостик в детских руках стал живой собачкой по имени Пудя. Описанию игры с Пудей в рассказе отводится значительное место. Именно такое место занимает игра в реальной жизни детей. Она преображает окружающий мир, одушевляет самые обычные предметы. Но взрослые не могут этого понять. Вот почему дети медлят с признанием, которое дается им в итоге ценой тяжелых переживаний. Признание исчерпывают нравственную проблему, ноне психологическую мир

364 детской игры остается закрытым для взрослых. Рассказ Как я ловил человечков тоже написан от лица ребенка. События в нем развиваются в двух планах – реальном и воображаемом. В реальном мире над мальчиком висит бабушкин запрет нельзя трогать модель пароходика, которая считается семейной реликвией. В мире воображаемом пароходик становится настоящим кораблем с живой командой. (Я все смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтобы лучше видеть. И все больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И, наверно, в нем живут человечки, маленькие, как раз по росту пароходика. Ребенок полностью захвачен преследованием воображаемых человечков. Он изобретает разные способы, чтобы захватить их врасплох, и когда это не удается, в азарте игры ломает пароходик. Чувство глубокого разочарования отягощается сознанием непоправимой вины. И это вызывает сочувствие к герою, несмотря на то, что речь идет о серьезном проступке. Отказываясь от морализирования, Житков показывает, что в детской игре раскрываются ценные качества личности ребенка активность, упорство, смекалка, любознательность. Действие в обоих рассказах протекает динамично и напряженно. Жизнь ребенка изображается как сплошной поток переживаний и событий. По образному выражению писателя, детское время идет плотнее, чем в шекспировской драме, и повествование в рассказах Житкова движется в ритме детского времени. От лица ребенка написана познавательная книга для дошкольников Что я видел. Она предваряется авторским пояснением Эта книга - о вещах. Писал я ее, имея ввиду возраст от трех до шести лет. Читать ее надо ребенку по одной-две главы на раз. Пусть ребенок листает книгу, пусть рассматривает, изучает рисунки. Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живет в ней и вырастает. Самой трудной для писателя была задача выстроить повествование от лица четырехлетнего мальчика. Хорошо понимая условность такой формы, Житков видел в ней залог доступности для детского восприятия. Как это держало меня в масштабе возраста Всякое чужое возрасту слово торчало и требовало замены. Язык соответствовал кругу понятий и, выходя из языка, я, следовательно, выходил из этого круга. Тут я мог корректировать себя прямо на слуху. С масштабом возраста Житков соизмерял весь познавательный материал, будь то реалии деревенской и городской жизни, факты материальной культуры и техники. Форма детского сказа позволяла писателю переводить все новое и неизвестное на язык знакомых ребенку понятий. Но доступность – это лишь одно из достоинств такого повествования. Речь маленького Алеши богата яркими сравнениями, неожиданными сопоставлениями. Вот как описывается радиобашня: А совсем далеко – башня. Только она как из тесемочек сделана. Все насквозь видно. Про холл в гостинице сказано Комната большая-большая. Пол блестит, как лед. И очень скользкий. И коврики на полу, как дорожки в саду. Литературный эксперимент Житко- ва удался, и по образцу его книги про Алешу Почемучку стали создаваться познавательные произведения для маленьких. Манера детского сказа напоминает о себе и там, где рассказчик – человек взрослый. Историю Про слона рассказывает моряк дальнего плавания, совершивший на корабле поездку в Индию. Несмотря на то, что основное место в рассказе занимает слон (на это указывает название, важная роль принадлежит фигуре рассказчика. Хотя он – человек взрослый и много повидавший, его восприятие оказывается близко к детскому. Подобно ребенку, он сгорает от нетерпения, ожидая встречу с экзотическим животным (как если бы мне в детстве целый ящик игрушек принесли. И только завтра можно его раскупорить. По-детски радуется рассказчик осуществлению своей мечты. Встреча со слоном начинается с описания того, что слон катает маленьких детей. Восторг вызывает то, как бережно и осторожно обращается великан с малышами, как разумно он помогает индусам в тяжелых работах и домашнем хозяйстве. Невольно возникает мысль, что не индус тут хозяина слон, слон тут самый главный. Рассказ завершается эпизодом, в котором труд слонов описан как изнуряющая, непосильная работа. Такое отношение к животному вызывает тягостное чувство, омрачающее радость встречи. Не экзотика, а человечность выступает в рассказе
Житкова на первый план. Тоже происходит в рассказе Мангуста. Повадки необычного зверька описываются как веселая игра, в которую включается взрослый, подобно ребенку. При этом рассказчик остается внимательным наблюдателем, который знает, что общение с животными требует от человека терпения. Поэтому он снисходительно относится ко всем проделкам животных. Усмешка сменяется уважением, когда речь заходит о ловкости и бесстрашии мангуст при столкновении со змеей. Когда же мангусты одолели опасного противника, любовь рассказчика к бесстрашным зверькам разделили все члены команды. Последний эпизод рассказа – мнимая гибель одной из мангуст. Ее возвращение к жизни вызывает у окружающих откровенную радостью. (Как я радовался Я все ее к лицу прижимали гладил. И тут все стали приходить ко мне, все радовались и гладили мангусту – так ее любили. Такое завершение рассказа говорит о торжестве человеколюбия. Делая акцент на гуманном отношении человека к животному, писатель не торопился очеловечивать своих четвероногих персонажей – все звери в рассказах Житкова отличаются свойственным животным нравом и повадками. И это вовсе радует людей, которые предпочли бы видеть в звере игрушку. В рассказе Про обезьянку»гимназист принес в дом маленькую обезьянку по имени Яшка. Поначалу экзотическое животное вызывало у окружающих умиление своим сходством с ребенком. Сшитая для обезьянки одежда это сходство еще больше подчеркивала. Однако Яшка вскоре показал свой истинный характер. Я стал гладить лапку и думал Совсем как ребеночек - и пощекотал ему ладошку, а ребеночек-то как дернет лапку рази меня по щеке. Я и мигнуть не успела он надавал мне оплеухи прыг под стол. Вот и ребеночек Умиление взрослых сменилось раздражением против обезьянки. Между тем в проказах Яшки много сообразительности и находчивости он умеет ловко отомстить обидчикам, может постоять за себя. Но по настоянию взрослых от обезьянки пришлось избавиться, хотя потом домашние стали скучать по ловкому и сообразительному зверьку. Простота и ясность повествования сочетаются в рассказах Б.Житкова с глубиной изображаемых характеров и ситуаций – ив этом отличительная черта его произведений. Вопросы и задания

1. Как название сборника Что бывало отражает его идейно-художественное содержание. Какие речевые приемы создают иллюзию детского сказав книге Что я видел
3. Какое место занимает в рассказах «Пудя» и Как я ловил человечков описание детской игры Какие стороны детского характера раскрываются в игре
4. Какие черты личности рассказчика проявляются в рассказах Б.Житкова про животных. Рассказы о детях Л. Пантелеева Биография Л. Пантелеева
(псевд., наст. имя Алексей Иванович Еремеев) совпала с бурным временем начала XX века. Первые десять лет он прожил в состоятельной семье, с гувернерами, гувернантками. Правда, уже тогда отец писателя успел узнать, что такое война. Первый воинский подвиг в сознании Алеши был связан с именем отца. Молодой казачий офицер был послан, вовремя японской войны, с важным донесением в штаб русского командования. Раненный навылет в грудь, молодой офицер сумел отбиться от неприятеля и, обливаясь кровью, доставил пакет, куда следовало. За этот подвиг он получил Владимира с мечами и бантом и потомственное дворянство. В 1918 году мать Алеши, Александра Васильевна, уехала из голодного Питера (отец находился где-то на войне) к бывшей няньке, под Ярославль, там, по слухам, можно было подкормиться. С этого времени началась другая жизнь Алеши. В годы мировой и Гражданской войны тысячи детей, потерявших родителей, крови дом, бороздили по дорогам России.

368 Их называли беспризорниками. Жизнь Алеши Еремеева сложилась так, что он тоже оказался среди этой неуправляемой армии, и только в 1921 году вернулся в Питер и отыскал мать. Однако жизнь беспризорника настолько втянула Алешу в свое течение, что ему было трудно, да и не хотелось возвращаться к голодной жизни города, к необходимости работать и учиться, и на каком-то очередном деле он попал в отделение милиции. Осенью 1920 года в Петрограде, по Старо-Петергофскому проспекту, д. 19, открылось заведение, носившее длинное сложное название Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского. В школу стали прибывать ребята из самых различных мест – из детских домов, из тюрем, из распределительных пунктов, из отделений милиции. Длинное и трудное название школы первая же партия воспитанников удобно сократила в «Шкид». Сюда был направлен Алеша Еремеев. С этой школы началась его новая жизнь, здесь, как у всех других ребят, его имя поменяли на прозвище, ион стал Ленькой Пантелеевым. В этой школе он пробыл немногим более двух лети ушел оттуда, вместе с другом Гришей Белых, совсем другим человеком. Оба они были талантливы, оба уже в школе писали большие детективные романы, создавали Шкидкино, а, оказавшись самостоятельными людьми, задумали написать об этой школе книгу – Республика
Шкид». Книга вышла в 1927 году и имела ошеломляющий успех. «Преори- гинальной, веселой, жуткой назвал повесть восхищенный ею М. Горький. Конечно, молодые авторы, еще неостывшие от буйного ритма жизни школы, успели за два месяца работы передать все самое горячее, интересное, значительное. В книге нет последовательного сюжета. Каждая глава идет как бы по кругу, описывая какое-то событие от начала до его завершения. Вот захватила ребят газетная лихорадка, и кто бы мог поверить, что в Питере, где ценился клочок бумаги, в дефективной республике выходило ежедневно шестьдесят газет – ровно столько, сколько было ребят каждый хотел быть издателем. Постепенно лихорадка кончилась, но сколько интересного, нового принесла она шпаргонцам. Или история с паучком Слае-

369 новым, когда в Шкиде незаметно появился маленький человечек и сумел постепенно опутать хлебными долгами всю Шкиду. Три отделения отдавали ежедневно свой хлеб ставшему хлебным королем Слаенову, а четвертому, состоящему из самых сильных и интересных ребят, Слаенов ежедневно устраивал роскошные, неслыханные по тем временам, пиршества. Но вот наступил день, когда все три отделения отказались отдать свой хлеб паучку, ион призвал на помощь сытых и, казалось, преданных ему ребят. Как поступят они Выберут ли они сытую, роскошную жизнь и отдадут на растерзание измученных голодом своих же товарищей Каким счастливым становится тот момент, когда ребята объединяются все вместе и наступает конец этой жуткой истории. Так, каждая глава (а их в повести 32) дает представление о ритме и содержании жизни Шкиды, о ее поражениях и победах, о том, как постепенно менялись представления и характеры ребят, как многое получали они, занимаясь чуть лине по двенадцать часов вдень. Особенно удался молодым писателям монументальный образ заведующего школой Викниксора, прекрасного и мудрого педагога, хотя и здесь авторы весело и дружески поведали о многих его ошибках, о тех головоломках, которые приходилось постоянно решать, имея столь непростых и умудренных неоднозначным жизненным опытом воспитанников. Тема беспризорника нашла отражение еще в ряде произведений
Пантелеева, в частности, в повести Часы – одной из лучших в литературе тех лет. С украденными золотыми часиками Петька Валет связывает самые прекрасные мечты о роскошной жизни. Но так получается, что часики приходится закопать в землю во дворе детского дома, куда он был отправлен. Ровно год пролежал драгоценный предмет в земле, но когда он оказался снова в Петькиной руке, какими ненужными показались ему его прежние мечты, его прежние представления о счастливой жизни. Огромную известность получил рассказ Пантелеева Пакет о неунывающем бойце, попадающем в самые трагические и комические ситуации. Разбирая этот рассказ, весь облик Пети Трофимова, его сочную, грубоватую лексику, где перепутались самые разные нормы языка, К. Чуковский увидели угадал мускулатуру таланта Пантелеева. Составляя свое собрание сочинений, Пантелеев в отдельный раздел выделил Рассказы о детях. В этот раздел вошли рассказы о Белочке и
Тамарочке», двух сестрах, из которых одна, Тамарочка обладала характером более властными даже немножко коварным она умела подбить младшую, Белочку на какую-нибудь непозволенную проказу, иона же оказывалась невиноватой. Особенно интересным кажется Большая стирка здесь Пантелеев сосредоточивает внимание на маме двух девочек. Увидев новую скатерть, сначала залитую чернилами (Тамарочкой) а потом ужасно постиранную и запрятанную под диван, мама хочет, чтобы девочки поняли, в чем же была их главная беда, и постепенно, неожиданно для них, выясняется, что главная вина их была не в том, что скатерть была залита чернилами, что ее пытались отстирать, а потом запихнули под дивана в том, что они струсили перед необходимостью первого признания. Подобного рода важный и ценный урок можно найти в любом рассказе – веселом, смешном, забавном. Из рассказов о детях особенно выделяется Буква ты. Рассказ этот автобиографический – это он, Алексей Иванович, никак не мог справиться с трудной задачей объяснить Иринушке существование буквы Я. Как бережно вводит автор читателя в мир детства Как тонко постигает он психологию ребенка. Вот умучившийся учитель предлагает девочке своеобразную помощь он советует Иринушке сказать эту букву как будто про себя я. Понимаешь Про себя, как ты про себя говоришь. Кажется, что может быть понятней Ноу Иринушки своя логика, и происходит невероятная вещь она шепотом, про себя говорит ты. Но разве она неправа, разве не могла она понять просьбу учителя именно так про себя – значит тихо-тихо. Рассказ заставляет задуматься о многом и о том, как сложен и многообразен язык, сколько в нем скрыто возможностей, и о том, каким неожиданным образом, с какой непосредственностью воспринимается он ребенком.

371 Перед самой войной Пантелеев написал рассказ Честное слово, вызвавший огромную дискуссию нужно ли было мальчику, давшему честное слово стоять часовым в игре, выполнить его, в то время как все игравшие давно убежали Пантелеевне только поддерживает этого часового, но верит в него – сегодняшнего и будущего. Несколько рассказов Пантелеев посвятил теме дети и война. В рассказах На ялике, «Доло- рес», Главный инженер он написало детях, разделявших военную судьбу блокадного города, сумевших внести немалую лепту в трудную победу. Из этих рассказов выделяется своей лирической напряженностью рассказ Маринка – он не только о девочке, а еще и о нем самом, о том, как переплетались судьбы людей, взрослых и маленьких. Первые месяцы войны Маринка еще жила своим детским мирком. Немца она боялась, как боятся чудища из сказки, и вопрос взрослого, что стала бы она делать, если бы в комнату вошел немец, она воспринимает лишь как момент увлекательной словесной игры Я бы его стулом А если стул сломается – Тогда я бы его зонтиком… лампой,… калошей». Но проходят четыре месяца, и как много говорят подробности о совсем другой Маринке, жизнь которой едва теплится под грудой одеял. Ее старший друг снова хочет вовлечь ее в прежнюю игру, и теперь Маринка задумывается над ответом, теперь она рассчитывает свои силы. Стула ей не поднять, до лампы не дотянуться, и все-таки она отвечает на заданный вопрос. Нет, она бы не сдалась Я его укушу, – и сказано это было так, что честное слово, я не позавидовал бы тому немцу, который отважился бы войти в эту холодную и закопченную, как вигвам, комнату. Отдельную книгу Наша Маша Пантелеев написало своей дочери. Она и для детей, и для родителей. Открыто, горячо и откровенно писатель рассказало самом трудном своем романе, о том, как он сам, в течение пяти лет участвовал в воспитании, в росте девочки, которую с самого начала, чуть лине с первых месяцев воспринимал как личность. Пантелеев написал еще много книг, огромный том дневниковых записей (из старых записных книжек, много очерков о людях, с которыми

372 его связывала большая дружба («Маршак», «Шварц»), о встречах с М. Горьким, художником Н. Тырсой, со всеми теми, кто оставил след в его жизни.
Как-то у Пантелеева спросили есть ли в его творчестве самая главная для него тема Я думаю, – ответил он, – что такая тема есть – только не знаю, как точнее ее обозначить. Скорее всего, это тема совести. Писатель очень точно обозначил то особенное внутреннее чувство, которое определяет каждую его книгу. Вопросы и задания

1. Когда и где Алеша Еремеев получил прозвище Ленька Пантелеев
2. Как точно пишется псевдоним писателя
3. В чем увидел К.И. Чуковский мускулатуру таланта автора Пакета
4. Определите, чем отличаются характеры, поведение детских героев довоенных лети времени Великой Отечественной войны.
5. Проанализируйте рассказ Честное слово.
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   40


написать администратору сайта