Главная страница
Навигация по странице:

  • Ю.Яковлева и В.Железникова

  • Л.Воронковой

  • В.Богомолова

  • Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
    АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    Дата28.01.2017
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    ТипУчебник
    #734
    страница26 из 40
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   40
    7.4.4. Рассказы ММ. Зощенко для детей До того, как Михаил Михайлович Зощенко (1895-1958) стал писателем, он прошел большой путь воевали вернулся с Георгиевским крестом, полученным за храбрость, А потом стал думать, кем ему быть, потому что никакой профессии у него не было. Трудно даже перечислить, куда судьба забрасывала будущего писателя был он пограничником, агентом уголовного розыска, потом неожиданно стал сапожником, а потом столяром и даже помощником бухгалтера. Он так много успел повидать за годы своих скитаний, стольких разных людей встретить, что захотелось ему изложить свои впечатления на бумаге. И оказалось, что он наделен редким литературным даром – писать смешные рассказы, в которых говорилось о серьезных вещах. Наибольшая известность Зощенко пришлась на 1920-
    1930 годы. Тогда он попробовал написать и несколько рассказов для журнала Чиж. Но еще прежде он выступил со статьей Дети и литература. В этой статье писатель выразил уверенность, что ребенок обладает настоящим чувством юмора и способен на тонкое и умное прочтение вещи. Впервой книге Умные животные писатель ведет ребенка к большими важным открытиям он приглашает читателя не в экзотические страны, а к путешествию близкому. Неслучайно рассказ называется Умный гусь, Глупый вор и умный поросенок, Умная кура». Эти крошечные рассказы-миниатюры характерны не только изобретательным сюжетом, в них нашли выражение те стилистические приемы, по которым мы без труда угадываем особенности писательской манеры Зощенко. Вот, к примеру, реплика незадачливого вора, которого перехитрил поросенок. Вор говорит Ах, какая свинья этот хитрый поросенок. Наверно, он нарочно притворился мертвым, чтобы я его выпустил. В другой книжке, тоже про животных и похожей на веселые и изящные сказки, – Хитрые и умные автор убеждает читателя в том, что маленький может победить большого. Особенно выделяется сказка Попалась, которая кусалась. Перед нами мирная прогулка семейства мышек, и вдруг на пути такая страшная змея, что ужас. Вступив в хитроумную борьбу с змеей, мама-мышь ее побеждает, и даже самая маленькая мышка имеет смелость крикнуть запутавшейся змее Попалась, которая кусалась С книгами Смешные рассказы и Самое главное в творчество
    Зощенко вошел новый герой – современный ребенок. Писатель одобряет его стремление к самостоятельности (Показательный ребенок, подшучивает над родителями, которые слишком опекали своего не такого уж маленького четырехлетнего сына (Глупая история, радуется находчивости девочки, которая нашла способ выручить запертую кошку (Умная Тамара, делает смешной историю с мальчиком, испугавшимся из-за пустяка (Трусишка Вася. Но как стать по-настоящему хорошим, храбрым, находчивым Писатель заставляет задуматься над этими непростыми задачами в рассказе Самое главное. На многие из этих вопросов Зощенко ответил в цикле лучших своих рассказов «Леля и Минька». Рассказы эти могут показаться дидактичными, но от излишней дидактичности их спасает то, что они необычайно интересны и занимательны. О чем бы ни шла речь у Зощенко – о том ли, как

    374 сестра и брат еще до прихода гостей разорили елку, или о том, как Леля, зная привычку родителей дарить заболевшим детям подарки, сделала вид, что проглотила бильярдный шарика он случайно выпал из ее передника – рассказы держат читателя искусно завязанной сюжетной интригой, внутренней напряженностью конфликта. Идея о том, что многие представления существуют не в застывшей, а в живой форме и человеку всякий раз надо думать, определять главное в своих поступках, все время будет находить подтверждение в рассказах. Возмущенный ложью детей папа кричит Что может быть хуже вранья. Но узнав, что дети продали тряпичнику чужие галоши, он говорит Хуже вранья – это то, что вы сделали. В другом случае, не разделяя восторгов бабушки в адрес Миньки, папа создает свое представление о хорошем сыне Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы сестренке несколько монеток, видя, что у нее ничего нету. Но услышав, что Минька требует теперь громогласного одобрения, папа меняет свое прежнее представление конечно, лучший мальчик тот, который сделает что-то хорошее и после об этом не будет хвастаться. В рассказе Не надо врать, где маленькое вранье обрастает целой историей (герой пытается скрыть от отца единицу и избавляется от двух дневников, раскрытие истины происходит в два этапа сперва отец узнает о единице, и вдобавок ему приносят один из дневников сына. Не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья оставалось неизвестным, – говорит он сыну. Получив этот урок, герой делает полное признание. К его изумлению, отец обрадован у него появилась надежда, что сын больше не будет врать. И когда в доме появляется учитель со вторым дневником героя, в словах отца чувствуется и любовь, и глубоко запрятанная отцовская гордость Об этом дневнике я уже слышал лично от моего сына. Он сам признался в этом поступке. Урок получен героем на всю жизнь он дает себе слово всегда говорить правду. Легко и ненавязчиво звучит последняя фраза Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно В каждом рассказе мы слышим голос автора, которому больно видеть разобщенность, царящую в семье, неравную любовь бабушки к детям и мы сочувствуем нескладной некрасивой Лелище, которую балуют куда меньше, чем хорошенького Миньку). Каждая из всех этих детских справедливых и несправедливых историй, даже и непонятая в детстве, оборачивается нравственным уроком для взрослого героя-рассказчика. Этот жизненный опыт автор и пытается передать читателю. И за все эти тридцать пять летя, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и не ударил того, кто слабее меня. Или И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по детской привычке, думаю Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли я, не надул ли кого-нибудь’». Десятилетия спустя задумывается герой-рассказчик о том, почему его сестра в детстве пыталась обмануть родителей (Через тридцать лети едет через всю страну, чтобы загладить несправедливость, которую ей приходилось терпеть. Брат и сестра, вечно ссорившиеся в детстве, осознают, как сильно они любят друг друга. И это позднее признание тоже очень важно и для его сегодняшнего опыта. Не в этих ли рассуждениях Зощенко подходит к важнейшей своей мысли, когда он задумывается над тем, что путь к самому главному продолжается всю жизнь, что стать хорошим очень трудно, но к этому надо всегда стремиться. Доброе и грустное звучание этих рассуждений точно уловил
    Маршак. Он увидел здесь сходство с Гансом Христианом Андерсеном, мастером поэтической морали и моральной поэзии. Давно уже кануло влету постановление ЦК партии о журналах Звезда и Ленинград (1946) где два писателя – Анна Ахматова и Михаил Зощенко были отлучены от литературы, как несоветские писатели. Но историю забывать нельзя, ив знак особого уважения к литератору, отличающемуся чистотой нравственного чувства, прочтите его рассказ Приключения обезьяны, давший повод для травли замечательного писателя. ММ. Зощенко.

    376 Вопросы и задания

    1. В чем различие книг ММ. Зощенко Умные животные и Хитрые и умные
    2. Какими рассказами подводит Зощенко к пониманию самого главного в жизни человека. Какие разные характеры детей возникают в Смешных рассказах
    4. Объясните смысл названия Золотое слово из цикла «Леля и Минька». Попробуйте определить, в чем заключается дидактичность рассказов из этого цикла и почему она легко воспринимается читателем. ГЛАВА 8 РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.

    8.1. РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА Художественное своеобразие рассказов и повестей для детей (психологическая проза, юмористический рассказ)
    Проза для детей второй половины 20 века – яркое явление отечественной литературы. Ее содержание во многом определила эпохах годов, с ее попыткой осмысления происходящего в стране и жизни. Литература должна учить искать истину, а не навязывать готовые понятия и догмы – такая позиция объединяла писателей различных художественных установок и идейных взглядов. В.Голявкин, один из самых талантливых прозаиков х годов, так определял назначение детского писателя Постоянно слышишь и читаешь, что детская литература должна воспитывать. По сути дела, всякое удачное литературное произведение хорошо воспитывает. Но писатель видит свою задачу шире и объемнее. Литературные произведения нужны для выяснения жизненной истины, а истина вовсе неоднозначна. На страницах своих книг искали жизненную истину такие замечательные детские писатели, как В.Драгунский, Р.Погодин,
    В.Железников, А.Алексин, В.Крапивин, Ю.Яковлев, Ю.Коваль и другие. Интерес к миру детства разделяли авторы взрослых книг. Детское восприятие, свободное от фальши, служило в их произведениях критерием для оценки людей и жизненных явлений. Одним из первых советских писателей, посмотревших на окружающий мир глазами ребенка, была
    В.Панова. Ее повесть Сережа) посвящена описанию жизни очень маленького мальчика. Пятилетний возраст главного героя выбран писательницей неслучайно - он служил гарантией искренности и непосредственности. Глазами Сережи мы видим будничные происшествия из жизни детей и взрослых, и все привычное и безусловное начинает осмысляться по-новому. Так, мальчик замечает, что его проступки оцениваются строже, чем те же проступки, совершенные взрослыми. Замечает Сережи то, как много ненужных слову взрослых (ведь и без этих слов ребенку многое понятно. Удивляется мальчики тому, как часто расходятся у взрослых их слова и поступки. Детство в изображении В.Пановой оказывается временем напряженных открытий и неисчерпаемых вопросов. Рассказывая о них, писательница внимательно прислушивается к голосу и мыслям своего героя. Они звучат ив авторском повествовании, стиль которого напоминает иногда манеру детского рассказа. Детский голос прочно завоевал себе место в прозе этого времени. Многие рассказы (и даже повести) написаны от лица ребенка. Такая форма, по словам В.Голявкина, позволяет ближе подойти к человеку, к самому маленькому или самому большому, исследовать характер изнутри до подсознательных глубин и интуитивных возможностей. Интерес к человеку и его характеру – отличительная черта рассказов и повестей для детей этого времени. От детского восприятия писатель движется к оценке окружающей жизни. Вот почему не всегда легко определить, читателю какого возраста такие произведения предназначаются - слишком непростые вопросы в них затронуты. Так, герой и рассказчик в произведениях недетского писателя Ф.Искандера – ребенок. В рассказе Тринадцатый подвиг Геракла
    (1966) автор вспоминает случай из своего школьного детства. Чтобы избежать ответа у доски, мальчик был готов сделать медицинскую прививку. Такое показное мужество прикрывало трусливое желание избежать наказания за нерешенную задачу. Учитель математики ядовито высмеял незадачливого Геракла, воспитывая тем самым в своих учениках презрение ко всякой лжи. Урок честности в рассказе Искандера касается не только нерадивых школьников – речь идет о гражданской позиции, исключающей

    378 ложь и трусость. Утверждение жизненной истины всегда связано с проблемой положительного героя. В детской литературе х годов было найдено принципиально новое решение этой проблемы. Писатели находили героев своего времени не среди идеальных девочек и мальчиков, а среди тех, кого называли трудными детьми или плохими учениками (они - главные герои в произведениях Ю.Яковлева и В.Железникова). И если в юмористическом рассказе подобные персонажи - предмет шуток, тов рассказе психологическом сомнение вызывают сами критерии оценки личности, часто формальные или бездушные. В рассказе Ю.Нагибина Зимний дуб
    (1953) молодая учительница должна была признать, что не разглядела многих достоинств в нелюбимом ученике Савушкине, постоянно опаздывавшем на уроки. Вовремя прогулки по зимнему лесу плохой ученик вдруг раскрылся перед учительницей с неожиданной стороны – он оказался знатоком и почитателем лесной природы (ее воплощением в рассказе служит образ лесного великана – зимнего дуба. Только тогда учительница поняла истинную причину опозданий мальчика, который не мог проходить равнодушно мимо окружавшей его красоты. Поэтичный язык рассказа Нагибина передает душевный мир ребенка, любителя природы и гражданина своей земли. Рядом с такими героями в детской литературе второй половины 20 века много социально активных персонажей. Традиция их изображения началась с произведений А.Гайдара и продолжилась в литературе времен Великой Отечественной войны. Произведения о детях-героях утверждали идеал человека, гражданские добродетели которого раскрываются в годы национальных бедствий. Далеко не вся литература военной тематики оказалась долговечной (слишком часто писатели искажали правду о войне в угоду героической идеализации, зато произведения, от такой идеализации свободные, продолжали жить. Среди них повесть Л.Воронковой Девочка из города. В ней рассказана история ребенка, вырванного войной из

    379 привычного мира. Трагедия пережитого сказывается в поведении и переживаниях девочки из блокадного города. Так, когда Валентинка начинает играть в игрушки, то ей кажется, что поломанные куклы, подобно ей, бежали из города и попали под вражеский обстрел. Новую семью маленькой ленинградке предстоит обрести в чужой для нее крестьянской семье. Процесс врастания в новую семью оказывается очень непростым, но благополучный конец книги Воронковой давал надежду на счастливое возвращение маленьких жертв войны к жизни. В повести В.Катаева Сын полка) семьей для ребенка-сироты стал военный полк. Писатель изобразил в своем герое не жертву войны, а юного воина, удивлявшего опытных солдат своей ловкостью и мужеством. Оптимистические ноты в имени героя (Ваня Солнцев), как и его жизнеутверждающий характер, должны были свидетельствовать о силе народного характера, несломленного войной. Подобного оптимизма не было в книгах писателей, создававших реалистическую литературу о войне. Так, в повести В.Богомолова Иван) юный герой – это не только бесстрашный разведчик, но и нервный подросток, в котором военные испытания убили детство. Поэтому даже имя мальчика звучит по-взрослому – Ивана трагическая развязка исключает возвращение героя войны к нормальной человеческой жизни. Но подобное изображение ребенка на войне находилось за пределами детской литературы. Героем детской литературы х гг. оказывается не только ребенок, но и мир детства в его своеобразии. Детские годы изображаются как время серьезных поступков, определяющих личность человека. Подобное видение детства разделял Р.Погодин (1925-1993), справедливо считая, что ребенок как личность формируется в раннем детстве. По словам писателя, ребенок живет в неделенном мире, в мире, не взятом еще под сомнение. Этот мир начинает разрушаться, когда ребенок пытается подделаться под требования взрослых и вступает в разногласие с самим собой. Предпочтение писатель отдавал героям цельным, «неразрушенным». При

    380 этом Погодин избегал свойственной многим авторам героизации, предпочитая ситуации из будничной жизни. Они легли в основу рассказов из цикла Кирпичные острова (1958), объединенных образом главного героя –
    Кешки. Характер мальчика раскрывается в житейских ситуациях, подобных той, которая описана в рассказе Как я с ним познакомился (маленький Кешка, сдерживая слезы, терпит ушную боль. Будничность происходящего не умаляет мужества ребенка. Чтобы это подчеркнуть, автор вспоминает эпизод из военных лет, когда он сам оказался в госпитале с больным ухом. И такая параллель с событиями военных лет вполне уместна. Основное содержание рассказов Погодина - отношения мальчика с окружающими людьми сверстниками, мамой, соседями по квартире. Именно в этих отношениях заложены драмы и противоречия, вызванные сложностью самой жизни. Ребята невзлюбили новенького, считая его подлизой. Но мужественное поведение мальчика вовремя драки заставило их изменить свое мнение (рассказ «Сима из 4 номера. Зато попытка разговора с соседской девочкой кончается взаимной неприязнью – девочки несправедливы и всегда готовы пожаловаться взрослым (рассказ Неприятностей не оберешься. Непросто складываются отношения и с самими взрослыми. В рассказе Снежинка соседи по квартире с неприязнью отнеслись к белой крысе, которую Кешка назвал красивым именем Снежинка. Отказывая детям вправе иметь друзей-животных, взрослые демонстрируют полное пренебрежение к ребенку. Такое несовпадение взглядов и интересов нередко встречается в реальной жизни. Тем дороже взаимопонимание, возникающее между взрослыми и детьми. В рассказе Кирпичные острова, давшем название всему сборнику, старый моряки мальчик, пускающий кораблики в весенней луже, отнеслись друг к другу с взаимным уважением – между островами детской и взрослой жизни перекинулся мостик взаимопонимания. Процесс понимания, как и процесс взросления, всегда непрост, и
    Погодин не торопится выпрямлять его. Поэтому его герои часто совершают неприглядные поступки – это естественные этапы духовного роста. В рассказе Что у Сеньки было (1969) пятилетний Сенька решает уйти из дома, когда у него появилась новорожденная сестра. Мальчику кажется, что эта нахалка заняла его место в мире и отняла любовь окружающих. Но когда Сенька поднялся на холм, оказавшийся на его пути, он увидел не только родную деревню, но и прекрасный «огромадный» мир за ее пределами. Открытие этого мира стало возможным для мальчика благодаря появлению младшей сестры. Ухты, - подумал он, - куда от такой земли уйдешь, если она моя И мамка моя, и отец, и сестренка, и все люди-соседи, и птицы пролетные, и птицы оседлые – все мои. Рассказ Погодина близок к притче, повествующей о духовном взрослении человека. Обретение зрелости связывается писателем с осознанием принадлежности к родной земле и зарождением чувства любви к ней. В рассказах известного писателя В.Астафьева (1924-2002) ребенок изображен в тесной связи с традиционным укладом национальной жизни. В произведениях Астафьева это, как правило, жизнь сибиряков (сказались биографические корни писателя, который родом из Красноярского края. Маленький Васютка в рассказе «Васюткино озеро (1956) заблудился в тайге, ноне погиб в таежном лесу, а сумел после нескольких дней странствий найти дорогу домой. Помогли ребенку сибирский характер и хорошее знание таежных законов, которым обучили мальчика отец и мать. Когда
    Васютка отказывался следовать принятым среди сибиряков правилам, то мать строго говорила сыну Мал еще таежные законы переиначивать. Странствия мальчика по тайге полны драматических испытаний, нов каждом из них раскрывается твердый характер человека, выросшего на сибирской земле. При этом писатель внимателен ко всем подробностям жизни в тайге как мальчик охотился, готовил еду и устраивал ночевку. Эти детали из области практической жизни привлекательны для ребенка-читателя и создают ощущение достоверности происходящего. Национальный уклад жизни, важный для становления личности человека, лучше всего сохраняется среди простых деревенских людей, – утверждает писатель. Детские годы, проведенные в деревне, описываются им как время важнейших жизненных уроков. Они связаны с образом бабушки, настоящей сибирской крестьянки. В рассказе Конь с розовой гривой
    (1965) описан один поучительный эпизод из деревенского детства бабушка посылает внука собирать землянику, чтобы на вырученные деньги купить ему пряник в форме коня с розовой гривой. Поддавшись на уговоры приятелей, мальчик не стал собирать ягоды, а вместо ягод положил в туесок травы. Наступившая развязка стала для ребенка важнейшим жизненным уроком. Мальчика потрясли несправедливые упреки бабушки, а ее всепрощающая доброта. Несмотря на нанесенную обиду, бабушка привезла внуку из города долгожданный пряник. Уж столько лет с тех пор прошло Сколько событий минуло Давно нет на свете бабушки, нет и дедушки. А я все не могу забыть того коня с розовой гривой. Поэтический образ коня с розовой гривой стал в рассказе символом доброты и сердечности. В деревенской жизни люди и животные оказываются близки друг к другу, но жестокость и необдуманность человека по отношению к животным приводят к драматическим последствиям. Безжалостный поступок, совершенный в детстве, тяжелым воспоминанием отзывается в душе взрослого человека (рассказ Зачем я убил коростеля. Бессердечие людей вызывает ответную жестокость со стороны животного. В рассказе «Бе- логрудка» описана история куницы, которая мстит людям за своих погубленных детенышей. Куница названа писателем по имени – один из распространенных приемов очеловечивания персонажа из мира животных. Этой же цели служит соотнесенность страданий зверя с переживаниями матери, потерявшей своих детей. Драматизм иного рода в рассказе «Стрижонок Скрип (1965). История стрижонка полна треволнений и переживаний, носам рассказ заканчивается благополучно – осенью стрижи улетают, чтобы весной вернуться на родину. Образ маленькой птички писатель связывает со счастливыми годами детства, проведенными народной земле.

    383 Особую группу в детской литературе составляют юмористические рассказы из детской жизни. У каждого писателя свое представление око- мическом и его месте в художественном произведении. В рассказах
    Н.Носова, Ю.Сотника и В.Медведева юмор близок к карикатуре, а иногда и к сатире, в юмористических рассказах В.Драгунского и И.Пивоваровой немало лирических эпизодов, а комические миниатюры В.Голявкина близки к юмору абсурда. В советской детской литературе середины 20 века образцом юмора считалась проза
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   40


    написать администратору сайта