Главная страница

Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


Скачать 2.59 Mb.
НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
Дата28.01.2017
Размер2.59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
ТипУчебник
#734
страница23 из 40
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   40
7.2.3. Стихи В.В. Маяковского для детей Казалось бы, что поэзия Владимира Владимировича Маяковского
(1893-1930), поэта трибуна, голос которого собирал огромные аудитории московского Политехнического института поэта, с именем которого связано создание таких форм в поэзии, как марш, лозунг, плакат нового поэтического словаря, открывавшего слово весомое, грубое, зримое – по существу своему, должна была бы быть далека от детской поэзии. Интерес
Маяковского к работе художника (он окончил сначала московское Строгановское училище, готовящее прикладных художников, декораторов, граверов, а позднее Школу зодчества, ваяния и живописи) и непреходящее его участие в политической жизни страны тоже обозначал круг глобальных, актуальных устремлений поэта к событиям сегодняшнего дня. Но вот, когда позади были уже такие поэмы, как Облаков штанах, Флейта- позвоночник, работа в Окнах Роста (Российское телеграфное агентство, а впереди, кроме множества злободневных стихов шла работа над поэмами Про это, Владимир Ильич Ленин Хорошо, неожиданно в его

326 планах на 1925 год появился раздел Для детков». Правда, было еще гораздо более раннее обращение к детками не где-нибудь, а в насквозь пронизанных антивоенными, актуально-политическими лозунгами и плакатами Окон Роста Лучше сосок не было и нет Готов сосать до старости лет, От игр этих стихают дети. Без этих игр ребенок тигр.
Маяковский написал для детей за пять лет четырнадцать стихотворений и, по словам Маршака, решил этими стихотворениями четырнадцать задач. Он создал для детей сказку, несколько книжек-картинок (Гуляем, Что ни страница – то слон, то львица, «Конь-огонь»); предложил детям большое стихотворение – игру в разные профессии (Кем быть, книж- ку-путешествие вокруг света (Прочти и катай в Париж и Китай, ввел в поэзию для детей темы сегодняшнего дня, носящие открыто публицистический характер (Эта книжечка моя про моря и про маяк, Песня- молния, Возьмем винтовки новые, Майская песенка. Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий была написана вначале двадцатых годов (вышла в 1925) и должна была помочь ребенку-читателю разобраться в сложных, еще только складывающихся представлениях о современной жизни, о многих особенностях окружающего ребенка быта. Маяковский построил сказку на резком, контрастном противопоставлении двух типов детей, и для этого противопоставления прибегнул к известному в литературе ив народной сказке приему гиперболы, не боясь, для характеристики персонажа отрицательного – Пети – слов, звучащих грубо, прямо, зримо. Необычайно интересно, однако, что окончательная характеристика плохому Пете и идеально хорошему Симе, который умеет трудиться, готов защищать всех слабых, храбрый, добрый, сильный, смелый исходит из мира звериного Ясно / даже и ежу – / этот Петя был буржуй Птицы с песней пролетали, / Пели / “Сима – пролетарий. Судя по сказке, Маяковский хорошо знал детский фольклор, ее первые строчки – типичная детская считалка Жили были
Сима с Петей.

327
Сима с Петей были дети. Пете 5, а Симе 7 – И двенадцать вместе всем. На сказочном мотиве строится и конфликт и завязка действия пожалев кусочек пончика маленькому щенку, Петя проявил не только жадность, но и жестокость Носи четверо колен / об земь в кровь расквасил щен». И как в каждой сказке, обиженный щенок обращается с просьбой о справедливости ко всему звериному миру Выйди, зверь и птичка / Накажи обидчика Как и всякая сказка, и эта сказка кончается пиром. Предводи- тельствуемая Симой пятерка октябрят весело поглощает все, что принадлежало Пете. Итакой характерный для любой сказки конец сюжета Кончен пир – / конец и сказке. Многие исследователи детского Маяковского замечали обращаясь к детям, Маяковский видел в них будущих взрослых и поэтому предлагал им расти (это понятие одно из самых повторяемых) как можно скорее Я расту кавалеристом (Конь-огонь»), Вырастешь – будь таким Гуляем Дети, будьте как маяк (Эта книжечка моя про моря и про маяк У меня растут года – / будет мне семнадцать (Кем быть. Такое явное и даже страстное обращение к детям, конечно вызвано мыслью и идеей о том, что сегодняшний ребенок – гражданин недалекого и нового будущего, и к этому будущему он должен готовиться уже сегодня. В этой подготовке Маяковский видит свою роль поэта уже сегодня он делает все, чтобы постепенно открывать ребенку путь в будущее. Увлеченно в стихотворении «Конь-огонь» он открывает юному читателю тайны ремесла. С какой радостью и с каким уменьем, оказывается, трудятся мастера, чтобы лошадка для мальчика была самой прекрасной И на глазах маленького заказчика возникает чудо Что за лошадь, что за конь – горячее, чем огонь Но ведь мальчик не только наблюдатель, они сам заражен, он уже

328 и сам участник сотворения этого чуда. Совсем другая история, полная романтики, возникает в стихотворении Эта книжечка моя про моря и про маяк. Там Дуют ветры яростные, там плавать в море трудно очень / все покрыто скалами, / скалами немалыми, там бьется в стены шторм ивой, там Закружит волна кружение, / вот / и кораблекрушение. Какой опасной, но необходимой для всех – и для пароходов, и для взрослых и для детей (детям сухо, дети дома) оказывается труд рабочего на маяке Разве может эта романтика не увлечь ребенка, и, конечно, призыв Дети, будьте как маяк уже сегодня должен найти горячий отклик. Уже сегодня поэт открывает детям возможность увлеченно поиграть в разные профессии, выбрать, пока еще в разнообразной игре, кем быть И оказывается, все интересно, все заманчиво Я / сначала / начерчу / дом / такой, / какой хочу План готов, / и вокруг / сто работ / на тыщу рук. А можно поиграть не в инженера, а в доктора Я приеду к Пете, я приеду к Поле.
– Здравствуйте, дети Кто у вас болен Как живете, как животик – Сколько удовольствия приносит эта игра и доктору и заболевшим участникам игры. Но еще заманчивее быть кондуктором (неужели может быть такое, что ты будешь беспрепятственно кататься в трамвае. А как замечательно быть столяром и плотником, а может быть шофером, а еще лучше летчиком, а может интереснее матросом Самое привлекательное в этом стихотворении – ощущение, что поэт как бы сам перепробовал все работы, так мастерски, так, прямо-таки, профессионально, с таким увлечением и задором он пишет о каждой профессии – и снова открывает перед читателем будущий его мир. И все же поэт понимает будущий мир для ребенка пока еще связан нес профессиональными интересами, а что важнее, с этическими нормами, с самыми главными понятиями, выраженными в, вероятно, лучшем стихотворении Что такое хорошо и что такое плохо. В этом стихотворении поэт открылся в своем отношение к детству с наибольшей полнотой (даже лексика здесь особенная детишки,
«крошка-сын», кроха. В нем звучит самый открытый разговор, решается почти глобальная задача. Общеизвестно, что как-то легче, проще выявить плохое, и гораздо труднее обозначить хорошее. Мы знаем много попыток в литературе XIX века выстроить ряд по принципу лобового противопоставления ленивый – трудолюбивый, злой – добрый. Маяков- ский идет от жизни, от реальных поступков, представлений, примеров и почти нигде, за небольшим исключением, не делает прямых утверждений. Ведь даже в явлениях природы все может быть относительно Если ветер крыши рвет, / если град загрохал, – / каждый знает – / это вот / для прогулок / плохо. Поэтому кажутся такими закономерными отнюдь не категорические оценки Плоховатый мальчик, или ясно, / это / плохо очень / для ребячьей кожицы. Или этот мальчик / очень милый, / поступает хорошо, он / хотя и маленький, / но вполне хороший. В этих оценках нет, конечно, ни особого осуждения, ни особой похвалы скорее здесь подспудно звучат забота, теплая усмешка. Но что-то поэт обозначает очень четко Без всякой пощады пишет оно трусости – это очень плохо, еще более непримирим он к дрянному драчуну, который бьет более слабого, и, следуя строчкам стихотворения я такого / не хочу / даже / вставить в книжку, в любом издании книги место вместо лица заштрихованное пространство (это замечательная придумка автора – ну не рисовать же маленького злодея. Закономерно возникает и прямой и очень важный контраст к заштрихованному мальчишке Этот вот кричит / – не трожь / тех, / кто меньше ростом – / Этот мальчик / так хорош, / загляденье просто. Да, автор не скрывает своего восхищения перед таким малышом. Поэту надо сказать обо всем хорошем и плохом сегодня, сразу жене откладывая, чтобы не упустить время. А категория времени ив этом стихотворении наиважнейшая, потому что здесь тоже речь идет о вступлении человека в новую эпоху, даже если этот человек на данный момент всего только «крошка-сын» Поэтому так, по-маяковски звучит финал Мальчик радостный пошел, / и решила кроха Буду / делать хорошо
/ и небу- ду – / плохо. Стихотворение это не потускнело от многих десятилетий, оно и сегодня остается программным. Вопросы и задания

1. Какие задачи решал своими стихотворениями В.В. Маяковский?
2. Чем вы объясняете резкий контраст в характерах героев его Сказки о Пете и Си- ме»?
3. Какие моральные ценности несет в себе разговор папы с сыном в стихотворении Что такое хорошо и что такое плохо
4. Укажите, какие приемы Сказки о Пете и Симе» соотносятся с фольклором для детей. Просмотрите стихотворения поэта где и как проявляется его отношение к детям как будущим взрослым.
7.2..4. Поэзия обэриутов (Д.И. Хармс, Ю. Д. Владимиров, АИ. Введенский На рубеже х – х годов в поэзию приходят новые имена, возникает все больший интерес и к современности и к поискам все новых путей для разговора с детьми средствами поэзии. Два журнала Ежи Чиж (1930-1941) в своей работе усилили то, что открыли
Чуковский и Маршак – значение яркого поэтического слова, содержащего в себе огромные возможности в шутке, перевертыше, нонсенсе, анекдоте. Веселая реклама, чуть лине на каждой странице загадки, шарады, участие замечательных поэтов и художников, десятки хитроумных приемов для того, чтобы нельзя было пропустить ни одного номера журнала, – все это сделало Ежи Чиж необычайно популярными среди детской аудитории. Но самое главное заключалось в стремлении редакции ни о чем него- ворить поучительно и назидательно, не повторять уже известные вещи. Здесь превыше всего ценилась оригинальность, находка, юмор, талант. И тогда разговор на самую важную современную тему становился увлекательными интересным. Редактором этих журналов был Николай Макарович Олейников, а для своих публикаций он выбрал псевдоним Макар Свирепый. Каждой своей публикацией он подавал пример шутке и розыгрышу Мы считаем, что Еж Потому и хорош,

331 Что его интересно читать. Все рассказы прочтешь И еще раз прочтешь, А потом перечтешь их опять…
Именно с этими журналами оказалась связанной работа молодых поэтов, вошедших в литературу под названием обэриуты. В конце двадцатых годов несколько молодых людей решили создать новое литературное Объединение реального искусства или сокращенно ОБЭРИУ. То было время, как вспоминает современник тех лет И. Рахтанов, множества литературных группировок и направлений. Если сходились три, четыре, пять одинаково думающих и настроенных людей, они образовывали содружество, выпускали манифест, по большей части ниспровергавший все и вся, существовавшее до них Обэриуты (они называли себя «чинарями») устраивали литературные вечера, читали на них непонятные для многих, заумные стихии часто их выступления кончались скандалами На одном выступлении обэриутов присутствовал Маршак. Сего тонким удивительным чутьем к поэзии он увидел в их стихах не только много чуть лине тарабарщины, сумбурного, много желания удивить слушателей, но и какие- то элементы фантазии, чудачества и решил привлечь их к работе для детей. Делясь своими впечатлениями от выступлений обэриутов, Л. Чуковская задает себе и своему шефу вопрос Какой прок, казалось бы, можно извлечь для детской литературы, требующей содержательности и ясности, из заумного творчества И тут же приводит ответ Маршака: Но мне казалось, что эти люди могут внести причуду в детскую поэзию, ту причуду в считалках, в повторах, в припевах, которой так богат детский фольклор во всем мире».
76
Маршак не ошибся со всей полнотой и щедростью обэриуты принесли в детскую литературу шутку, чудачество, игру словом, эксцентрику. И хотя они – Ю.Д. Владимиров, Д.И. Хармс, А.А. Введенский были совершенно разными, их работа в литературе для детей сложилась у них в
75
И. Рахтанов. Рассказы по памяти. МС Чуковская Л. В лаборатории редактора. МС определенную систему, стала стилем их поэзии. Сразу скажем, что работа для детей была лишь очень небольшой частью их огромного творчества, которое стало известно лишь спустя долгие десятилетия.
77
Самым молодыми рано ушедшим был Юрий Дмитриевич Владимиров (1909-1931). Он начал печататься в журналах Ежи Чиж, когда ему было восемнадцать лет. Он родился в Петербурге, по материнской линии был потомком художника Карла Брюллова. Кроме литературы, он увлекался морской жизнью, у него была спортивная яхта, он водил ее в Финском заливе и называл себя моряком-капитаном. Полнее всего он выразил себя и, может быть, целое направление в стихотворении Чудаки. Чудачество ведь может проявляться по-разному, и если у героя Маршака оно было следствием невероятной рассеянности, то у героев Владимирова их чудачество проявляется в излишней, приводящей к смешному результату, готовности выполнять какое-то указание буквально, не думая о здравом смысле. Приведем стихотворение. Чудаки Я послал на базар чудаков, Дал чудакам пятаков. Один пятак – на кушак, Другой пятак – на колпак, А третий пятак – так. По путина базар чудаки Перепутали все пятаки Который пятак на кушак, Который пятак на колпак, А который пятак так. Только ночью пришли чудаки, Принесли мне назад пятаки.
77
См ХармсД. Собр произв. Под ред. М.Мейлаха и В.Эрля. //Bremen.1978-1988;Хармс Даниил. Полет в небеса Стихи. Проза.Драмы. Письма Вступит статья, сост, подготовка текста и примеч.
А.А.Александрова. Л, 1988; Введенский А. Полн собр. соч Вт. Вступит статья, подготовка и примеч. М.Мейлаха. //Ардис, Анн Арбор, 1978-1984; Поэты группы «ОБЭРИУ. Вступ. статья
М.Б. Мейлаха. Биографические справки, сост, подготовка текста и примеч. М.Б. Мейлаха,
Т.Л. Никольской, Л.Н. Олейникова, В.И. Эрля // Б-ка поэта, БС СПб,. 1994.; Дмитренко А, Сажин
В.Краткая история «чинарей» //.. Сборник друзей, оставленных судьбой В.2-х Т, М, 1998, Т, С.

333
- Извините, нос нами беда Мы забыли – который куда Который пятак на кушак, Который пятак на колпак, А который пятак так. Не меньшей чудачкой выглядит Ниночка («Ниночкины покупки. Посланная мамой в магазин и запомнив как будто очень точно, что надо там купить, она перепутывает все на свете Наконец очередь Нинки. Нина твердит без запинки
– Дайте фунт кваса, Бутылку мяса, Спичечный песок, Сахарный коробок, Масло и компот, Деньги – вот. Конечно, автор подсмеивается над своими чудаками, доводя их характеристики до абсолютной, а потому уже абсурдной завершенности. Не менее абсурдной выглядит попытка разбудить мальчика, (Евсей, на которого не действуют ни двадцать пожарных частей, ни сто силачей, ни сто скрипачей, ни рота красноармейцев, Но лишь стоило спросить маме, Хочешь, Евсеюшка, мятного пряника – Как проснулся Евсей, / Потянулся Евсей, / Гаркнул Евсей / Грудью всей / Давай. В этом стихотворении особенно ощущается близость к народной поэзии. Гипербола в Евсее доведена до абсурда, а дополнительный эффект достигается сочетанием абсолютного вымысла с абсолютно конкретными реалиями пожарная команда, скрипачи, рота красноармейцев, Фонтанка, Нева (ведь и у Мар- шака все предметы и названия в его Рассеянном тоже взяты из обыденной жизни. В том-то и заключается чудачество, эксцентрика, абсурд , что рядом стоят совершенно реальные вещи и несоответствующие им перевернутые действия. Кроме названных стихотворений Владимиров успел написать еще только несколько (Оркестр, Барабан, Самолет, и все они были полны самыми разными находками – сюжетными, ритмическими, игровыми. Наибольшее количество публикаций в Еже и Чиже связано с именем Даниила Ивановича Хармса
(1905-1942, был репрессирован, умер в тюрьме. Это псевдоним поэта, настоящая его фамилия Ювачев, а
Хармсом он стал еще тогда, когда учился в Петершуле итак подписал свои первые юношеские стихи. Вообще, псевдонимов у него было много, но этот пришелся ему по вкусу больше всего, потому что в переводе с французского и английского слово «charm» означало колдовство, чары, и молодому литератору показалось, что чары, очарование как раз соответствуют назначению литературы. Уже в первом стихотворении Хармса Иван Иваныч Самовар проявились существенные особенности его поэзии детям. Одним из излюбленных его приемов были повторы, нов том-то и заключалось мастерство поэта, что всякий раз одно и тоже слово приобретало совершенно новое звучании благодаря прибавлению к нему нового словечка или другой интонации. Получалось повторение с вариациями, и сказанное слово приобретало более объемное, более зримое, открывающее совершенно по- новому какой-то предмет или действие. Так, используя повторения с вариациями, Хармс обыгрывает предмет с разных сторон, к примеру Иван Иваныч Самовар Был пузатый самовар, трехведерный самовар. В нем качался кипяток, пыхал паром кипяток, разъяренный кипяток, Лился в чашку через кран, через дырку прямо в кран, прямо в чашку через кран. Весь сюжет стихотворения строится на получении от этого золотого чашки чая. Вместе стем (что бывало не так нечасто, походу действия проявляются и характеры членов большой семьи кто – приходит совсем рано, кто-то попозже, все ведут себя уважительно по отношению к самовару. Но вот, Вдруг девчонка прибежала, / к самовару прибежала – / это внучка прибежала. / – Наливайте – говорит, – / мне послаще, – говорит.

335 Но еще развязнее ведет Сережа неумытый приходил, / всех он позже приходил, да еще «– Подавайте – говорит. И тут снова проявляется характер Ивана Иваныча, который не хочет давать чаю опоздавшему и лежебоке. И опять Хармс прибегает к повторам, благодаря которым возникает непохожий на первоначального, совсем другой Иван Иваныч: Наклоняли, наклоняли, наклоняли самовар, но оттуда выбивался только пар, пар, пар, Наклоняли самовар, будто шкап, шкап, шкап, но оттуда выходило только кап-кап-кап Какая же забавная трансформация происходит с Иван Иванычем, какой веселый забавный возникает его образ Необычайно интересна предыстория стихотворения Иван Топо- рышкин». На страницах Ежа он существовал как столяр, изобретатель и сотрудник журнала, а всем своим видом, одеждой, манерами в дружеском шарже был очень похож на Хармса: носил шляпу-колпак с короткими полями, брюки-гольф, короткую куртку, большие ботинки на толстой подошве. Вместе с Макаром Свиренпым он участвовал во множестве приключений и изобретений Читатели Ежа часто в письмах просили рассказать о его приключениях. И Хармс откликнулся стихотворением о том, как
Топорышин отправился со свои пуделем на охоту (и то, что слово топор будет звучать много раз, только усиливает шутку. Это стихотворение- скороговорка, если читать его быстро-быстро, то все слова, а заодно идей- ствия начинают путаться и меняться местами Иван Топорышкин пошел на охоту, С ним пудель пошел, перепрыгнув забор. Иван, как бревно, провалился в болото, А пудель в реке утонул, как топор. Иван Топорышкин пошел на охоту, С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор…
И хотя в конце этой несусветной путаницы пудель вприпрыжку попал на топор, этот словесный перевертыш, шутка, игра словом не вызывала никаких сомнений в дальнейших приключениях провалившегося в болото Топопрыжкина, и читатели ждали дальнейших историй о нем. Как дать детям представление о таком огромном сборище ребят, которое составляет целый миллион В стихотворении Миллион, проявилось одна из особенностей поэзии обэриутов – удивительно ритмичное построение текста. Как весело обыгрывает поэт числа, начиная всего с сорока шел по улице отряд, – / сорок мальчиков подряд / Раз, / два, / три, / четыре, / и четыре, / на четыре, / и четырежды / четыре, / и еще потом четыре. Путем остроумных и легко проделываемых умножений и прибавлений Хармс приходит к конечной цели участников стало и не сороки не сотня, / а почти что / МИЛЛИОН. Самой активной жизнью живут его мальчишки в стихотворении Игра каждый из них выбирает свою роль – Петька теперь автомобиль, Васька – почтовый пароход, Мишка – советский самолет. Чтобы сыграть свою роль, каждый по-особенному двигался вдоль дороги, каждый по- своему кричал (один «Га-ра-рар!», другой «Ду-ду-ду!», третий – «Жу-жу- жу!»). И здесь Хармс выстраивает смешной эпизод на этой фантастической игровой площадке вдруг появляется настоящая корова, с настоящими рогами / шла навстречу по дороге, / всю дорогу заняла. И еще больше смешного в том, что корова, словно поняв игру разгоряченных мальчишек, уходит сих пути, сих воображаемого пространства. Игра оказывается сильнее действительности. Похоже на кумулятивную сказку стихотворение Как Володя быстро под гору летел. Вовремя его полета под горку салазочки налетают по очереди на охотника, на собачку, лисичку, зайца. Но вот когда этот теремок налетел на медведя, Володя стой поры / Не катается с горы. Огромную известность приобрела история с кошкой, которая порезала лапу Удивительная кошка. Невероятным, фантастическим оказывается способ вылечить Кошкину лапу – и для этого всего-навсего Воздушные шарики надо купить Уже давно стали афоризмом последние строчки стихотворения А кошка отчасти идет по дороге, / Отчасти по воздуху плавно летит Так кошка тоже попадает в разряд чудаков. В стихотворениях Хармса собралось много чудаков – это и герой стихотворения Врун, это и музыкант Амадей Фарадон, который умел играть на всех инструментах, но почему-то обращался с своей музыкой ток лягушками лягушки плясали «турлим / тю-лю-лю…», ток собаками собаки плясали «фарлай / ту-ру-ру…», или к цыплятами тогда раздавалось «тундррум / динь / ди-ринь…». Не забыл Хармс еще одного чудака, таки кажется, что стихотворение Из дома вышел человек – это о нем самом. Это он сам в дальний путь отправился пешком. И это он сам неожиданно исчез в темном лесу. Не могут не вызвать у нас особенного чувства, особенной реакции последние строчки Но если как-нибудь его Случится встретить вам, Тогда скорей, Тогда скорей, Скорей скажите нам.
Хармс, кроме стихов, написал еще множество сказок и занимательных историй и про лису и зайца, которые друг друга думали перехитрить, и про храброго ежа, который один из всех зверей не испугался и загрыз змею. Но самое забавное – это то, как он закричал потом, наверное от радости. А как он закричал Писатель предлагает несколько вариантов может быть Кукареку Вряд ли. Может быть «Ав-ав-ав» – опять не так, может быть «Мяу-мяу-мяу!» Тоже не получается. И тогда автору остается только обратиться с вопросом к детям Кто знает, как ежи кричат Какую бы ни рассказывал историю писатель, всегда она у него с подвохом. Особенно занятно он рассказал О том, как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил. Убежденный фантазер Колька все равно будет уверен, что передним бизона закоренелый скептик Петька резонно спросит «– А это не корова была. А в результате небольшого путешествия так все и останется одному будут мерещиться туземцы, кондоры, битвы, а другой каждый раз будет разубеждать товарища.

338 Но, вероятно, писателю больше нравится Колька ведь благодаря ему ребята совершили, пусть даже в воображении Кольки, такое увлекательное путешествие. Другая, не менее увлекательная история называется О том, как старушка чернила покупала. Все у этой старушки, как у многих других – сын взрослый уехал, муж умер, старушка осталась одна. Но почему-то, хотя она жила мирно и тихо, говорили, что она с луны свалилась. Вероятно, это говорили потому, что она очень редко выходила из дома, а когда выходила и видела что-то новое, страшно удивлялась, и невольно ей говорили да что вы, гражданочка… с луны что ли, свалились В поисках чернила у нее раньше были, да кончились) старушка обходит целый большой городи, конечно, благодаря удивляющейся всему старушке читатель тоже смотрит на все изменения, на все происшествия ее удивленными глазами. Забавно звучит конец рассказа длинные поиски старушки кончаются тем, что она попадает на шестой этаж (в шкафу приехала, где размещались журналы Ежи Чиж. Весело подсмеиваясь над старушкой а мы даже узнаем, с кем она разговаривала) и тоже убеждаясь, что старушка прямо как с луны свалилась, слушая рассказ старушки о том, как она чернила покупала, авторы журналов и создают этот настоящий обэри- утский рассказ. В детской литературе Александр Иванович Введенский
(1904-
1941; был репрессирован, погиб) открылся как поэт лирический, хотя, конечно, он были настоящим обэриутским поэтом. Он окончил гимназии в Петербурге и поступил в 1921 году на юридический факультет Петроградского университета, затем перешел на китайское отделение восточного факультета, ноне окончил его. Он увлекался искусством современных художников П Филонова, В. Татлина. Уже в первом стихотворении
«Кто?»о каком-то неизвестном озорнике, который на пол уронил / Банку, полную чернил, / И оставил на столе / Деревянный пистолет, / Жестяную дудочку / И складную удочку а заодно сбросил со стола Три тарелки, два котла / Ив кастрюлю с молоком Кинул клещи с молотком, – проявилось

339 его самое настоящее обэриутское начало. Самое смешное, что в этих поступках всерьез обвиняются и серый кот, и черный пес, и толстый индюк. Конечно, находится подлинный виновник – мальчик Петя Бородин, носа- мо предположение о том, что банку, полную чернил мог уронить на тетрадку индюки он же побросал в кастрюлю тарелки, а всякие другие действия могли совершить курицы или пес, сразу же делает это стихотворение полным нонсенса и всяких чудачеств. Столь же построенным на анекдоте звучит стихотворение Лошадка Начинается она как будто с самого обыкновенного описания лошади
Жила-была лошадка,
Жила-была лошадка,
Жила-была лошадка, Ау лошадки хвост. Но именно эта лошадка спасает двух едущих старушек, от опасности, потому что она сумела прочесть важное объявление. Конечно, старушки удивились, лошадку похвалили, А после подарили / тетрадку и букварь. Многие стихотворения Введенского, игровые, веселые, полные происшествий, ближе к интересам читателя-ребенка, как например маленькая поэма Щенок и котенок. Их жизнь начинается на одном маленьком коврике, из одной оловянной чашки получают они Сладкую манную кашку, они приветливы друг к другу, но идет время, и чем дальше, тем больше они начинают различаться друг ль друга то, что страшно и неудобно одному, очень удобно другому, чего боится один, тому радуется другой. То прежняя дружба, а то полный разлад. Да и как они оба изменяется Прошли лишь лето и осень и вместо маленького щенка На себя непохожий Мохнатые уши, / Огромный рост, / Длинный и черный / Лохматый Хвост. А вместо крошечного котенка Толстый, / Огромный, / Пушистый Кот / Лежит / И лижет Себе живот. А походу их историй сколько происшествий, сколько событий, сколько страха и радости Нос еще большей любовью и вниманием Введенский заглянул в мир детских чувств и переживаний, вошел в детскую комнату и посмотрел на все предметы, находящиеся там и на куклу, и на лошадку, и на щенка и

340 котенка добрым взглядом. Когда в Колыбельной он обращается к ребенку со словами Я сейчас начну считать / Раз, два, три, четыре, пять и приглашает к каждому сон – это я не условное, поэт сливается с миром детства, становится его соучастником. Колыбельная Введенского – одна из самых лирических песен, обращавшихся к ребенку, хотя в ней как будто все знакомо и привычно сон, дрема, кот. Но все окрашено и организовано каким-то особенно проникновенным чувством взрослого к ребенку, к миру детской, с ее куклами и медведями. И вплотную к пределам детской подступает дружественный мир природы. Подстать Колыбельной «Люсина книжка в ней описан один день – от пробуждения Люси, которой снится удивительный сон, до ждущего ее нового сна. Каким радостным идет навстречу девочке каждый предмет С добрым утром, синий таз, / Мыться буду я сейчас / С добрым утром, гребешок, / Щетка, губка, порошок. Целый мир открывается в представлении Люсии все в этом мире разные одним не надо надевать на себя ни туфель, ни чулочков, другие не хотят есть ни бутерброда, ни груши, но все они уживаются между собой в воображении Люсии поэтому таким добрым оказывается ее новый сон Не бросается медведь, / Не кусается медведь, / С медвежатами медведь / Начинает песни петь. Излюбленным жанром Введенского в поэзии для детей стали песенки поет свою песенку машинист Спят ли волки / Спят. Спят / Спят ли пчелки / Спят. Спят. Спит весь мир, только не спит он, машинист Мы не спим, / Мы не спим, / И летит до самых / звезд / К небу дым, / К небу дым. Поют свою песенку у Введенского дождь, грибы, лошадка, ступеньки дома, а в результате открывается движущийся, цветовой, звучащий на все лады мир. Неслучайно Л. Чуковская считала, что основой творчества
Введенского была лирика, что он прирожденный лирик, который умел радостными словами говорить с детьми о звездах и птицах, о просторе наших лесов, морей, небес. Чистый и удивительно легкий стих
А.Введенского вводит ребенка не только в мир родной природы, но ив мир русского классического стиха».
78
Лирическая тема зазвучала в стихотворениях Елены Александровны Благининой (1903-1989). Она начала печататься в конце х годов, ее стихи появлялись в журналах «Мурзилка», Затейник, Сверчок, а потом выходили и отдельными изданиями Осень, «Сорока-белобока», Вот какая мама, Вот какая мама, Посидим в тишине. Благинина по- новому передала прелесть дома, уюта, тишины. Все, что связано с природой, одухотворено в ее стихах любовью – и к рябине за окном, и к двум березкам, которые тянутся друг к дружке точно две подружки (Песен- ка-бесконеченка»). В основе ее стихотворений лежит фольклорное начало, оно проявит себя ив стихотворении «Журавушка: Прилетел журавушка / На старые места / Травушка-муравушка / Густым-густа». А рядом с жура- вушкой – ивушка и, конечно, она «грустным-грустна!». Может быть, именно в стихах Благининой впервые вернулась в детскую поэзию утраченная было задушевность, интерес к неброским, но таким дорогим чувствами переживаниям Улетают, улетели / улетели журавли. Может быть, Благинина первая заговорила об отношениях дочери имамы Вот какая мама – / Золотая прямо. Девочка умеет отплатить маме нежностью и заботой. Так хочется побегать, песенку спеть, посмеяться, но совсем этим можно подождать, и подождать ради мамы Мама спит, она устала Ну и я играть не стала (Посидим в тишине. Вопросы и задания

1. Что вызнаете о журналах Ежи Чиж
2. Как расшифровывается аббревиатура «Обэриу» и как она возникла
3. Почему С.Л. Маршак считал нужным привлечь к детской литературе заумных и непопулярных поэтов
4. Кто был редактором журналов Ежи Чижи какой псевдоним он себе выбрал
5. Какие черты характера определют понятие чудаки
6. Что объединяет и что отличает друг от друга поэзию Ю.Д. Владимирова,
Д.И. Хармса, АИ. Введенского?
7. Найдите характерные для поэзии обэриутов художественные приемы нонсенса, перевертыша, анекдота, гиперболы и т.д.
78
Чуковская. Л. В лаборатории редактора. С. 272, 275.

342
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   40


написать администратору сайта