Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.2.5. Романтико-фантастическая сказочная повесть Иной предстает сказочная повесть в творчестве С.Прокофьевой

  • Кира Булычева

  • Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
    АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    Дата28.01.2017
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    ТипУчебник
    #734
    страница31 из 40
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   40
    8.2.4. Сказочные повести Э. Успенского Сказочные повести Э.Успенского написаны на неожиданном для детской литературы материале – это современная жизнь с ее социальными проблемами. Она изображается в духе анекдота с характерной для него поэтикой абсурда и небывальщины. Сочетание анекдотического с традиционно сказочным (вроде говорящих животных) придает сказочной фантастике Успенского необычный для детской литературы вид. Столь жене- обычна тематика его сказок – актуальная, а порой даже и злободневная Крокодил Гена и его друзья, 1966, Вниз по волшебной реке, Дядя Федор, пес и кот, Гарантийные человечки. Подобная злободневность заметно возросла в сказках Успенского х годов Школа клоунов, Меховой интернат, Тетя дяди Федора. Сказочные герои Успенского изображаются как определенные социальные типы, из которых можно составить целую государственную систему это администраторы, учителя, военные, чиновники. В поведении каждого из них важны не индивидуальные черты, а социально типичные. Так, в правилах чиновника Ивана Ивановича (Крокодил Гена и его друзья) было все делать наполовину, а в правилах опытной учительницы Василисы Потаповны из Школы клоунов - скучно и властно преподавать. Такой чиновники такая учительница – вполне типичны, и их поведение воспринимается как общественная норма. Другой ряд составляют персонажи, которые этой норме не соответствуют. Это своеобразные аутсайдеры, выпадающие из системы. Так, Чебурашка – непонятного вида зверь. Дядя Федор – мальчик, непохожий на других детей в детском саду. Его мама жалуется все дети как дети – сидят себе в углу и из желудей человечков делают. Посмотришь, и сердце радуется. При взгляде на героев Успенского сердце не радуется, потому что ведут они себя не как все. Сказочные персонажи существуют в мире, полном абсурдных ситуаций, порой вовсе несказочного характера. Известно, что абсурд может довольно точно отражать реальную картину жизни. Таки произошло в сказках Успенского, читатели которых узнавали в перипетиях сказочных персонажей современные проблемы. Доставлял удовольствие не только юмор, с каким о них рассказывалось, но и та сказочная легкость, с какой эти проблемы разрешались. Когда для строительства дома дружбы кладовщик предложил гнутые гвозди, то Чебурашка попросил у него гнутый молоток
    – так остроумно разрешилась экономическая проблема. Когда обитатели деревни Простоквашино занялись сельским хозяйством, они написали на завод письмо и получили маленький трактор. Не чудо и не волшебство помогают героям, а здравый смысл. Он особенно присущ детям, которым в сказках Успенского отводится главная роль в улучшении жизни. Они рассуждают серьезно и держатся солидно что не исключает комических ситуаций. О подобной взрослости свидетельствует уже имя мальчика дядя Федор, и такого уважительного обращения герой Успенского вполне заслуживает. Когда родители не разрешили сыну оставить дома четвероногого друга, то дядя Федор принимает решение уехать скотом жить в заброшенную деревню. В письме родителям он их успокаивает Вы за меня не беспокойтесь. Яне пропаду. Я все умею делать и буду вам писать. И это не только слова – дядя Федор и его друзья все время показаны в деле Весь день они так трудились. И морковь пропололи, и капусту. Ведь они сюда жить приехали, а не в игрушки играть. Так ребенок решает нравственные и хозяйственно-бытовые проблемы. Не разв сказках Успенского дети находят самое неожиданное, но вполне разумное решение взрослых вопросов из различных областей жизни. Так, юная учительница из сказки Меховой интернат, не углубляясь в проблемы педагогики и реформы школы, нашла путь к сердцам своих мохнатых учеников. Смогли герои Успенского справиться и с другой проблемой для всех тех, кто не имеет друзей, они создают дом дружбы, в котором каждый найдет себе близкого друга (оказалось, что лучше всего это делать в совместной работе. Герои Успенского не хотят жить серединка наполовинку». Мы будем жить счастливо, - говорит дядя Федор, и такой оптимизм отличает всех деятельных персонажей сказок Успенского. Желанию жить счастливо постоянно мешают силы зла, за которыми стоят враждебные человеку социальные явления. Правда, выглядят эти силы вполне мирно, без традиционного сказочного антуража. Например, почтальон Печкин из сказки Дядя Федор, пес и кот, который с виду был добренький, асам вредный были любопытный. Печкин во всем строго следует инструкциям, не принимая в расчет жизненные обстоятельства. Например, когда не отдает почтовую посылку, требуя документы от кота и собаки (Только як вам теперь каждый день приходить буду. Принесу посылку, спрошу документы и обратно унесу. Это абсурдное поведение граничит с жестокостью. Ноне злой нрав Печкина, а правила, доведенные до абсурда, стоят за поведением деревенского почтальона. В сказке Гарантийные человечки сталкиваются две разные общественные системы. С одной стороны, военизированное мышиное государство, где все как один бездумно выполняют приказы А наш солдатне думает он у нас выполняет обычай веков. Таков наш серый герой. Психология серого героя основывается на презрении к человеку, прикрытым лозунгами об общественном благе. Эти мышиные лозунги действуют и на некоторых из гарантийных человечков. Работящие мастера привыкли руководствоваться не лозунгами, а трудом, но однажды и они оказались перед трудным выбором стоит ли всем подвергать себя опасности ради одного гарантийного мастера. Все важнее одного, - говорят одни. Но другие им мудро возражают Сначала высчитаете, что все важнее одного. Потом считаете, что половина всех важнее половины всех. А если одни привыкли считать себя главнее других, они таки будут считать себя главнее, даже если их станет меньше. Ив конце концов у вас выйдет, что не все важнее одного, а один, самый важный, важнее всех остальных. Так сказка Успенского объясняла детям непростой механизм тоталитарной власти. Этот же механизм остроумно показан в сказке Вниз по волшебной реке. Здесь есть и бездарный царь, и ленивые бояре, и правителей Кащей. Рассуждают сказочные персонажи вполне современно, ив их поведении нетрудно узнать распространенные типы государственных деятелей. Есть у писателя и свое объяснение общественных бед – неплохой царь и не жестокий Кощей, а Лихо одноглазое (то есть лень и бесхозяйственность) оказываются самой страшной бедой сказочного государства. В последующих сказках Успенского общественное зло все больше конкретизировалось и приобретало черты откровенной политической сатиры. Нов большей части своих произведений писатель не теряет юмористического тона и доброжелательного отношения к своим героям. Это возможно потому, что в каждом из них (несмотря на солидный вид и возраст) живет детская непосредственность (не в этом ли главная причина неувядающего успеха сказок Успенского у детей. Почтальон Печкин простодушно говорит Я почему нехороший был Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну. Много детского в старухе Шапокляк, которая собирает злы, чтобы прославиться. Ведет она себя при этом как сорванец-мальчишка – стреляет из рогатки, лазает по деревьям. Бояре в сказке Вниз по волшебной реке, подобно нерадивым школьникам, готовы убежать отрешения государственных дел на речку. Соединение взрослого и детского – неисчерпаемый источник комического в сказках Успенского. В стиле Успенского остроумная игра со словами. Так, хороший характер человека пес Шарик называет «колбасно-угощательным», а плохой
    – «венико-выгонятельным». Играет писатель и со звуками. Шапокляку которой набит рот, пытается рассказать доктору о своей беде. Нона невнятное «шубу-шубу-шу» доктор отвечает Шуб я не шью. Из испорченного радиоприемника доносится Передаем, хрю-фью, старинные вальсы. Особенность сказок Успенского - пародийная стихия, в которой предметом комической игры могут быть деловые бумаги, официальные документы, письма, лозунги и даже классические тексты детской литературы. Все общепринятое и формальное получает новое значение. Например, в письме дяди Федора родителям царит комическая путаница Дорогие папа имама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвосту меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Пародией может стать даже адрес на письме, написанный ребенком Москва, институт Физики Солнца, отдел Восходов и Заходов, ученому у окна, в халате без пуговиц. У которого разные носки. Играет писатель и с формой объявления Молодой крокодил пятидесяти лет хочет завести себе друзей, лозунга Каждому ребенку дайте по котенку, названием детского кружка Умелые ноги) и даже прогнозом погоды (Местами снег, местами град, местами кислый виноград. Немало шуток связано с детской литературой. Знаменитая Красная

    426 шапочка в исполнении героев Успенского выглядит вполне современно. На вопрос Красной шапочки (ее роль исполняет Крокодил Гена, почему бабушка такая лохматая, взбешенный волк отвечает Да все некогда побриться, внученька, забегалась я …». Пародируется популярные детские песенки, например, про елочку В трусишках зайка серенький под елочкой скакал. В сказках Успенского много смешных ситуаций в духе цирковой клоунады- герои ведут себя как сумасшедшие или пьяные. От молока коровы, объевшейся хмелем, все пьянеют и начинают комично буянить. Разыгрывает писатель и сценки из анекдотов (про галчонка и почтальона
    Печкина, повторяющего одно и тоже. Такая близость к стихии детского юмора привела к тому, что и герои сказок Успенского сами стали героями детских анекдотов. Поэтика абсурда и словесной игры характерна и для сказок Г. Осте-

    ра. Это юмористические произведения, в которых рассказывается о невероятных происшествиях. Некоторые сказки связаны общими героями и объединяются в циклы, и таких циклов у Остера несколько Зарядка для хвоста (1982), Легенды и мифы Лаврового переулка, Петька- микроб. Особенность сказок Остера в том, что они представляют собою сценки-диалоги, и это открыло им прямой путь в мультипликацию некоторые, наоборот, родились из сценариев. В сказочных диалогах герои часто не понимают друг друга. Причиной комического непонимания служит словесная путаница – наивные персонажи путают значения словесных выражений. В сказке Привет мартышке переполох вызван тем, что вежливую фразу передай привет мартышка понимает буквально – в виде какого-то предмета и очень разочаровывается, не получив его. И дело не только в плохом знании языка, но ив этическом непонимании по-детски эгоистичной мартышке радость доставляют только материальные подарки. Мудрый удав объясняет истинное значение формул вежливости Когда я

    427 передаю тебе привет, я делюсь с тобой хорошим настроением. Урок родного языка становится уроком вежливости и доброты, вовремя которого простодушная мартышка учится разделять чужую радость. Дети в сказках Остера самостоятельны и разумны. Поэтому писатель называет малышей шутливо-уважительно: люди дошкольного возраста. Они не теряются в большом городе, крепко держась за руки (Гирлянда из малышей, учат правильной речи взрослого человека (Человек с детским акцентом. Сталкиваясь с фактами науки, дети доходят до истины опытным путем. Комическими недоразумениями сопровождается попытка измерить длину удава в сказке Это я ползу, прежде чем герои поймут, что все зависит от единицы измерения. Смешна их попытка закрыть закон всемирного тяготения (Великое закрытие. Ноне менее смешны взрослые в своих занятиях наукой. Ученые смотрят в микроскоп и видят там микробы, а микробы в это время с интересом разглядывают ученых. Среди микробов есть дети, как и среди ученых тоже (писатель комически обыгрывает выражение младший научный сотрудник. Правда, ученым не всегда хватает здравого смысла, и Петька-микроб без труда побеждает в научном споре теоретика (Портфель с теорией. Вопросы и задания

    3. Какова роль современной жизни и ее представителей в сказочных повестях
    Э.Успенского?
    4. Приведите примеры различных пародий из произведений Э.Успенского.
    5. В чем своеобразие сказок Г.Остера?
    8.2.5. Романтико-фантастическая сказочная повесть
    Иной предстает сказочная повесть в творчестве С.Прокофьевой, приключенческая по своей природе. Юмор в ее сказках сочетается с романтикой и интересом к внутреннему миру человека. Разделяет писательница и популярную идею о том, что волшебные силы меркнут перед реальными возможностями самого человека. В сказке Приключения желтого чемоданчика (1965) дети надеются излечиться от страхов и капризов с помощью чудодейственных лекарств. Необходимость в них отпала после

    428 того, как герои пережили ряд серьезных жизненных испытаний и вышли из них с честью. Итог сказки таков Когда сама жизнь делает человека смелым, это действует гораздо сильнее, чем любые лекарства. Оглядка на реальную жизнь не мешает игре в фантастику и небывальщину. Так, в сказке Приключения желтого чемоданчика много комических недоразумений в духе комедии ошибок (чудесные лекарства попадают не по назначению, что приводит к неожиданным последствиям. Комическая неразбериха усиливается оттого, что невероятные события происходят в обстановке современного города. Писательница не разделала его местом сказочного действия по городским улицам несется оживший плюшевый тигр (Неизвестный с хвостом, бредет обиженный на маму ребенок (Не буду просить прощения. В творчестве С.Прокофьевой встречается и другой тип литературной сказки – романтической. В экзотическом мире средневековья разыгрывается борьба между жестокими правителями и жителями сказочного королевства («Лоскутик и облако, «Глазастик и ключ-невидимка», 1986). Но дружба, связывающая добрых и честных людей, приводит к ниспровержению сил зла и победе добра. В таких историях заметно влияние сказки
    Ю.Олеши Три толстяка, но отличительная черта Прокофьевой в том, что писательница внимательна к чувствам своих героев. Герои сказок Прокофьевой отличаются особым душевным складом. Это мечтатели и фантазеры, художники и музыканты. В их портретах выделяются в первую очередь глаза (литература традиционно считает их зеркалом души. Одну из сказочных героинь таки зовут Глазастик - чуткость и доброта светятся в ее взгляде, а нищенские одежды не могут скрыть ее душевных достоинств. Возвышенность души писательница не боится сочетать с приземленной или даже вовсе комической внешностью. Крикливая и суровая на вид королевская повариха со смешным именем
    Барбацуца в сказке «Лоскутик и облако - добрая и чувствительная натура, как и жаба Розитта, за отталкивающей внешностью которой кроется внутренняя красота и одухотворенность. Многие герои Прокофьевой - дети или существа, похожие на них. Маленькое Облаков сказке «Лоскутик и облако постоянно меняет облик и настроение Не могу долго быть одними тем же. Мне все время хочется меняться, превращаться. В этих словах проявляется не столько природа сказочного существа, сколько живой характер ребенка, всегда готового к игре и фантазиям. Любит сказочница поиграть словами на детский манер. Вообще детям в ее сказках отводится главная роль в спасении и преображении мира, к ним тянутся все силы добра. Как говорит облако словами самой писательницы Насколько проще с детьми. Всему верят. Понимают с полуслова. Представление о том, что дети – спасители мира, лежит в основе ска- зочно-фантастических повестей Кира Булычева. Действие в них происходит в далеком будущем. Научная фантастика х годов была активно занята проблемами современности – она создавала утопические миры, в которых решались злободневные социальные и нравственные проблемы или показывались трагические последствия их неразрешенности. К традициям отечественной фантастики принадлежат и повести Кира Булычева. Своеобразие произведений писателя в том, что его фантастика - детская, и главное место в утопиях будущего принадлежит детям. Писатель наделяет детей будущего необыкновенными возможностями – они водят космические корабли и управляют сложной техникой наравне со взрослыми, но сохраняют при этом детскую непосредственность, доброту и живость воображения. Эти отнюдь не фантастические возможности оказываются наиболее востребованными в будущем. Главная героиня Булычева - современная девочка Алиса, которая появилась впервой повести писателя Девочка с земли (1974) и стала после этого героиней нескольких повестей. Ребенок будущего кажется похожим на сверхчеловека по своим фантастическим возможностям Ей уже десять лети у нее за плечами несколько космических путешествий. Она отлично справится с этим небольшим заданием

    430 речь в повести День рождения Алисы идет о том, чтобы спасти иноземную цивилизацию. Алисе по плечу трудные задания, перед которыми пасуют взрослые. Таких фантастических успехов героиня Булычева добивается, руководствуясь добрым сердцем и детской логикой. Так, она сумела выкормить маленького динозавра – для этого достаточно было ласково поговорить с малышом-гигантом, о чем не могли догадаться ученые. Когда отец Алисы с легкой иронией говорит Я думаю, если бы я привез огнедышащую гадюку, ты бы с ней тоже подружилась, то девочка задает вопрос по существу Зачем вы увезли ее с Марса. И взрослый вынужден признать правоту вопроса-упрека: Тут я ничего ответить не смог. Это была чистая правда. Гадюку не спрашивали, когда увозили с Марса. Талант Алисы в ее простоте и естественности Дело в том, что вы все – взрослые, умные люди. Ивы все мыслите, как ты сам говоришь, логически. А я не очень умная и мыслю, что в голову взбредет. Такой тип героини, которая во всем добивается успеха, позволила некоторым критикам сравнить Алису с героями-простаками из русских волшебных сказок. Еще больше похожа героиня Булычева на мудрую девочку-семилетку (героиню бытовых сказок, которая разгадывает самые трудные загадки. Подвиги Алисы сопровождаются невероятными приключениями – переодеваниями (писатель любит сказочный маскарад, превращениями, исчезновениями, погонями и побегами. Поэтика таинственного соседствует со стихией юмора и пародии. Писатель постоянно находит повод для шутки – это неожиданное сравнение, преувеличение или комичное сопоставление с современностью. Вот как описывается пришелец из космоса
    «Громозейка в два раза больше обычного человека, у него десять щупальцев, восемь глаз, панцирь на груди и три добрых, бестолковых сердца, а любимый напиток столь фантастического существа – сердечные капли. Предметом шутки могут быть образы художественной литературы, персонажи русского фольклора, представители научного мира. Утопия Булычева
    – веселая и оптимистическая, и такая склонность писателя к чудесному

    431 разрешению всех противоречий роднит его фантастику со сказкой. Вот почему у фантастических повестей этого писателя так много читателей младшего возраста. Литературная сказка остается одним из самых популярных жанров современной детской литературы. Этим обусловлено ее влияние на бурно развивающийся жанр нашего времени – фэнтези, основывающийся на псевдоисторическом материале, мир которого населяется сказочными существами. И это одно из свидетельств актуальности и востребованности жанра литературной сказки. Вопросы и задания

    1. Что характерно для героев сказочных повестей С.Прокофьевой?
    2. Что роднит фантастически повести К.Булычева со сказкой
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   40


    написать администратору сайта