Главная страница
Навигация по странице:

  • Т.Александрова

  • И.Токмаковой

  • Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
    АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    Дата28.01.2017
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    ТипУчебник
    #734
    страница30 из 40
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   40
    Г.Цыферова. Их герои – зверюшки и игрушки, которые кажутся взятыми из мира детской игры. За простоватой внешностью скрывается глубокий внутренний мири душевная чуткость. В сказке Град ослик распахивает над своим маленьким домом зонтик, чтобы защитить его от ударов непогоды. Подобная чувствительность кажется окружающим чудачеством, да и сам автор называет своих героев чудаками (Про чудака лягушонка,
    1969). Но за поступками сказочных чудаков стоит мудрое понимание того, что составляет истинную ценность человеческой жизни. Маленький паровозик (Паровозик) совершает, с обыденной точки зрения, неразумный поступок – он останавливается в лесу, чтобы пассажиры могли услышать пение соловья и полюбоваться закатом. Герой Цыферова убежден, что, не замечая природы, можно опоздать на всю жизнь. Прекрасное и нравственное тесно связаны между собой, поэтому сказочник призывает Если видишь красивое, если видишь хорошее – остановись. Об истинном значении прекрасного в жизни человека написаны сказки С.Козлова. Их сюжеты небогаты событиями, и главное содержание составляют разговоры, в которых сталкиваются разные точки зрения или, напротив, обнаруживается взаимопонимание. Герои сказок Козлова – традиционные сказочные зверюшки (ежик, медвежонок, заяц, а вот темы их бесед непривычны для детской литературы речь идет о красоте и ее восприятии, об одиночестве и краткости жизни. В сказке Радуга предметом спора стала радуга, появившаяся на небе после дождя. Труженик Муравей- сторонник практического отношения к жизни, и не следует отвлекаться на пустяки (таким пустяком он считает радугу после дождя. А для Медвежонка наслаждение красотой – не бесцельное времяпрепровождение ведь увидеть и оценить красоту – это тоже труд. В знаменитой сказке
    С.Козлова Ежик в тумане (1978) герой заворожен красотой вечернего

    413 тумана, в котором все предметы становятся таинственными и меняют свои очертания. Расскажу – не поверят - подумал Ежики стал смотреть еще внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту. Двигаясь в тумане, ежик теряет из вида путь. Но чувство беспомощности вскоре проходит – оказывается, что мир полон добрыми существами, готовыми прийти на помощь. О том, как много значит понимание друзей, написаны многие сказки
    Козлова. С друзьями преодолевается тоска одиночества (Мы будем приходить и дышать, острее чувствуется красота (Как оттенить тишину, уходят страхи (Как Ежик с медвежонком приснились зайцу. Чувства героев С.Козлова не только детские – они свойственны человеку в любом возрасте. Вот почему сказки этого писателя воспринимаются как своеобразные притчи, смысл которых можно понимать обобщенно. Но такая многозначность не мешает непосредственному детскому восприятию сказок
    С.Козлова. Животные в литературных сказках имеют мало звериного - ведь речь в них идет о людях и их поступках. Своеобразие сказок Б.Заходера в том, что в героях из его сказок звериное сохраняется. Писатель остроумно и свободно играет с природоведческой действительностью, рассказывая при этом об отношениях между людьми. Сказка «Ма-тари-кари» начинается со слов «Жил-был крокодил, причем тут же уточняется, что речь идет не о сказочном крокодиле, а о самом настоящем Крокодиле, который жил в самой настоящей Африке, и все у него было страшное. Многократно повторяя слово страшный, писатель добивается обратного – комического эффекта. Игра со словом продолжается и тогда, когда автор обыгрывает выражение крокодильи слезы, - крокодил рыдает, а его слезам не верит никто. Лишь добрая птичка Тари пожалела беднягу и помогла ему избавиться от зубной боли. Забавно то, что подобную помощь она оказывает крокодилу ив природе, служа ему своеобразным санитаром, но Заходеру реальный факт нужен лишь для того, чтобы доказать нравственную истину

    414
    – доброе отношение может изменить даже крокодила. Герои Заходера отличаются добрым сердцем, но окружающим они кажутся мягкотелыми и бесхарактерными. В сказке Отшельники роза) незащищенность главного героя рака-отшельника выражается буквально – у него нет панциря. В отсутствии жесткой защиты окружающие видят страшный пороки стараются обидеть того, кто непохож на остальных. Вот и приходится раку стать Отшельником. Из-за одиночества синее море кажется Отшельнику серыми чтобы спастись от этого серого одиночества, Отшельник отправляется на поиски друга. Вместе с ним странствует морская Роза, перебираясь на спине рака-отшельника (содружество актинии и рака – факт биологический. Совместное путешествие помогло героям стать друзьями. И тогда они впервые увидели море - синим, а жизнь - радужной. В таких красочных образах передает Заходер радость взаимопонимания и дружеского общения. Героиня сказки Заходера Серая звездочка) - жаба, обитающая в саду. Некрасивая внешность жабы не должна заслонять полезных достоинств этого существа, защитника растений от вредителей. Поэтому все цветы в сказке любят жабу и зовут ее красивым именем - Серая звездочка. Только герой с говорящим именем Очень Глупый Мальчишка считает жабу уродливой и бросает в нее камень. Смысл рассказанной истории очень глубоки не сводится к идее полезности. Речь идет о том, как важно видеть в человеке его внутреннюю красоту, не сводимую к внешней привлекательности. Об этом писали сказочники со времен Андерсена, и Серая звездочка Б.Заходера продолжает эту вечную тему. Тематика лирико-философской сказки второй половины 20 века очень широка и всегда серьезна, поскольку касается важных мировоззренческих и нравственных проблем. Герой такой сказки оказывается пред трудным выбором жизненного пути, и этим он похож на сказочного витязя, стоящего на распутьи. Все события и происшествия, о которых рассказывает автор, носят характер испытаний, что также свойственно народной

    415 сказке. В сказочных повестях Р.Погодина герои часто оказываются на жизненном распутьи. Сами повести достаточно велики по объему, но легко делятся на отдельные истории-притчи, с внутренне законченной темой.
    Погодин писал для читателя младшего возраста, поэтому стремился к афористичности и законченности. В тоже время писатель был склонен к созданию широкой панорамы представлений о счастье, лежащих в основе всякой этики и нравственной философии. Поэтому так много в сказках По- година персонажей и эпизодов, из которых эта панорама складывается. Сказка «Гдеты, Гдетыгдеты?» (1985) имеет подзаголовок сказка про жеребенка Мишу и его друзей. Судьба красоты, как природной, таки рукотворной, созданной человеком, - главная тема сказки Погодина. Неслучайно, что ее действие происходит в городе Новгороде, богатом памятниками древнерусской культуры и народного творчества. Проблема восприятия и сохранения прекрасного имела для Погодина особое значение – сам писатель увлеченно занимался живописью. Но чувство прекрасного нужно не только художнику, но и каждому человеку, только тогда он будет бережно относиться к природе и произведениям искусства. Герой сказки с говорящим именем Попугаев Вовка (подобно птице безумно повторяет чужие глупости) не привык задумываться о последствиях своих поступков например, когда покрывает краской живую листву деревьев. Его детские забавы совсем не безобидны и наносят непоправимый вред природе и культуре. Так, из своего игрушечного ружья убил Вовка сказочного зверя Индрика. Как печальный афоризм звучат слова писателя о детской бездумности, которая продолжает жить часто и во взрослом человеке Спасать еще не умеешь, а стрелять уже научился…» (говорит эти слова маленький мормыш – сказочный обитатель новгородской земли. Красота беззащитна на земле – утверждает сказочник. Поэтому в эпилоге сказки превращается в облако и покидает мир маленький мамонт по имени Где- тыгдеты, чье имя звучит как вечный призыв человека к далекому и прекрасному. Сказочная повесть Книжка про Гришку (1974) имеет подзаголовок
    – Повесть про становую ось и гайку, которая внутри. Становая ось и гайка – это метафорические обозначения тех нравственных качеств, которые определяют характер и мировоззрение человека. Чтобы их укрепить в своем сыне, родители отправляют мальчика в деревню с символическим названием Коржи. Как хлеб необходим для человека, так необходима ему близость к родной земле. Деревня в сказке Погодина необычна – в ней говорят и философствуют не только люди, но и птицы, звери, а также нереальные существа (они похожи на персонажей русских суеверий. Из высказываний и поступков сказочных персонажей складывается пестрая картина представлений о счастье и путей, к нему ведущих. Маленькому Гришке предстоит выбрать свой путь. Но перед этим он делает для себя важное открытие оказывается, что счастье - у каждого свое, и путей, к нему ведущих, много. Воробью Мухолову с гордым именем Аполлон нужна слава, а драчливому козлу Розенкранцу сила, Пестряков Валерий мечтает об ударе без промаха, а девочка Лиза не мыслит себе счастья без говорящей собаки. В подобных представлениях есть нечто общее, и связано оно с эгоистичным желанием человека возвыситься над другими людьми. Иначе мыслит себе жизнь герой по имени дядя Федя, устами которого говорит сам писатель. Он советует мальчику не искать легких путей, а переходить речку вброд, ощущая каждый камушек и выдерживая все удары судьбы. Каждое событие в сказке становится проверкой готовности Гришки следовать выбранному пути. Например, когда девочка Лиза решила отказаться от своего четвероногого друга ради породистой собаки, Гришка без колебаний высказал свое отношение к такому поступку Если друг, тоне собственность. Если собственность, то унижение. Если унижение, тов дружбе измена. Если измена, то предательство. А предательство маленьким не бывает. Так пробует Гришка переходить речку вброд, ошибаясь порой, но вновь возвращаясь к нужному пути. В награду за это мальчику

    417 открывается дорога в сверкающую яркими красками Весеннюю землю. Это метафорический образ родного края, необыкновенная красота которого является далеко не каждому. Гришка шел по котловине, и возникало в его душе ощущение цвета и звука, света и тени, сливаясь в простое слово – Родная Земля. И как бы заново нарождались в Гришкиной голове слова, такие, как радость, щедрость, великодушие. А такие слова, как слава, триумф, непреклонность, перед которыми Гришка раньше робел, как бы растушевывались, теряли четкие очертания. В сказках Погодина много образов из мира культуры. Они не всегда просты для понимания, как, например, имя Розенкранц – так звали подлого приятеля Гамлета в трагедии Шекспира. Готов на любую подлость и козел в сказке Погодина. Понимание культурного значения необязательно для юного читателя сказки. Важнее для него резкое звучание согласных в имени героя. Культурные символы и образы в сказках Р.Погодина разговаривают с ребенком разными способами, постепенно раскрывая передним подлинную глубину смысла. Таинственные шныри и мормыши в сказках Погодина призваны напомнить об истоках народной мудрости и народной жизни. С этой же целью детские писатели обращаются к персонажам русских народных суеверий. Одной из первых это сделала Т.Александрова в сказочной повести Кузька. В ней рассказывается о встрече городской девочки с маленьким домовым. Он познакомил ее со старинными русскими обычаями и правилами. Особенно поразила девочку речь домовенка, разукрашенная пословицами и поговорками. «Охти мне, батюшки Охти мне, матушки Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая Ив кого такая уродилась Ну да ладно А я на что Ум хорошо, а два лучше того. Старинные русские слова соединяются в ритмичные скороговорки, да и сам домовой ведет себя как заправский скоморох, забавно притопывая и прихлопывая. Но среди шуток и прибауток то и дело звучат мудрые наставления Дома и стены помогают, «Дом-то хорош, да хозяин не гож», - смысл сказанного не совсем понятен современной девочке (она с удивлением смотрит на стены, которые помогают. Удивляет ее также желание домового собрать на новоселье всех своих знакомых Афоньку, Адоньку, Вуколочку, Луто- нюшку (перечень старинных имен – опять скороговорка. Но за игрой словами открывается народное представление о родственной связи между людьми, про которую забывает подчас современный житель городской квартиры. Писательница напоминает об этом ребенку, не забывая развлечь и потешить его. Вопросы и задания

    1. Как связаны в сказках К.Паустовского мир природы и человека
    2. Часто говорят об уроках сказки. Приведите примеры таких уроков из произведений Б.Заходера, Я.Акима, И.Токмаковой, Р.Погодина.
    3. Как в сказках Г.Цыферова и С.Козлова передается глубина человеческих взаимоотношений. Сказочно-юмористическая проза

    По-своему разговаривала с читателем юмористическая сказочная повесть, очень популярная в детской литературе х годов. В ней тоже говорится о человеке и свойствах его характера, но предпочтение отдается не миру человеческих чувств и переживаний, а поступкам (положительным или отрицательным, которые писатель оценивает с юмором. Эти поступки совершают персонажи типические – ленивый школьник, плохая ученица (соотнесенность с положительным типом очень много значила в детской литературе середины 20 века. Остросюжетные приключения и комические ситуации искупают некоторую скудость содержания, ограниченного элементарными воспитательными задачами. Популярная в свое время сказочная повесть В.Губарева Королевство кривых зеркал (1951) рассказывает о девочке, которая отличалась дурным характером и привычкой часами проводить время у зеркала. В наказание она очутилась в за- зеркальном мире, где стала участницей борьбы с жестокими правителями. В Стране невыученных уроков) Л. Гераскиной двоечник попадает в волшебную страну, где он встречается с собственными ошибками (особенно страшны полтора землекопа и плотоядная корова. Спасаясь от обиженных им сказочных существ, лентяй проявляет немалую сообразительность, а после получает важные для себя нравственные уроки. Эти уроки иногда сочетаются с познавательными задачами из области начальных школьных знаний. Но подобное знание в литературной сказке всегда носит особый, игровой характер. Предметом литературной игры могут быть сказочные путешествия по учебным книгам – букварю или арифметике. Фантастическому путешествию в азбуку посвящена сказочная повесть И.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А (1967). Выучиться азбуке по этой сказке нельзя, а поиграть с буквами и звуками можно. И писательница придумывает остроумные словесные игры, которые не столько обучают, сколько демонстрируют художественные возможности языка. Этой цели служат песенки и стишки-скороговорки, загадки и словесные путаницы. Есть в сказке Токмаковой и традиционный злодей (чернильная клякса) и добрая спасительница – маленькая школьница. От нее требуется выполнение языковых заданий (угадать, написать, нарисовать, но для литературы куда важнее грамотное поведение героев – они добры и готовы помочь друзьям. Эти же качества демонстрируют герои в математической сказке Токмаковой Может, нуль не виноват. Познавательные игры и задания есть в сказках других писателей (например, в Школе клоунов Э.Успенского), но от этого их сказки не становятся учебной литературой, сохраняя интерес к главному – человеку и свойствам его характера. В сказке юмористической писатель гротескно заостряет отдельные черты характера, отчего персонаж выглядит карикатурно смешным. Но детская сказка редко становится злой сатирой - ведь в ней говорится оде- тях. Более того, как настоящие искатели приключений, юные герои привлекательны своей активностью и склонностью к авантюрным поступкам. В этом причина популярности персонажей сказочной повести Н.Носова Приключения Незнайки и его друзей (1954). Все они видом и нравом похожи на детей, но вот их деятельность в сказке довольно точно повторяет взрослую – коротышки трудятся, ведут хозяйство, водят машины, запускают воздушный шар, работают в больнице, пишут стихии рисуют картины. Все это выглядит очень комично, тем более что коротышки, несмотря на свою серьезность, остаются детьми – ссорятся, обижаются, дерутся. В некоторых случаях портреты коротышек похожи на довольно злые карикатуры, что дало современникам право оценивать сказочную прозу Носова как сатирическую. Но сатирическая злободневность со временем ушла, зато сохранилось обаяние созданного писателем сказочного мира. Его своеобразие в том, что описывается настоящая республика детей, в которой нет преград для детской самостоятельности. Все хозяйственные дела и заботы коротышек описываются обстоятельно и подробно от хитроумных способов сбора фруктов до создания воздушного шара, а это особенно интересно для ребенка, который только начинает открывать материальный мир. В изображении героев писатель придерживается определенного правила- каждый персонаж сделан из одной черты характера, которой все подчинено (умный Знайка имеет ученый вид и соответствующее имя. Вообще все имена у героев Носова значащие доктор Пилюлькин, мастера Винтики Шпунтик, любители вкусно поесть Пончики Сиропчик – в таких именах и характеристика персонажа, и шутливая игра. Главный герой сказочной повести – лентяй и хитрец Незнайка. Тип вруна хорошо знаком литературе, и с таким героем открываются возможности для безбрежной фантазии и выдумки. В носовском Незнайке много детского, непосредственного, отчего все его проделки кажутся забавными и извинительными. И есть еще одно ценное, сточки зрения писателя, качество – неистощимая энергия. Широко использует Носов все возможности юмористической литературы смешны не только проделки героев, но и их разговоры, пересыпанные шутками, каламбурами, комическими ошибками и путаницами. Нетрудно заметить, что смешным часто оказывается тот персонаж, который неправ так сказочник выступает в роли моралиста. К юмористическому жанру принадлежат произведения В.Медведева,

    421 где сказочная фантастика дает возможность реализоваться желаниям персонажа и посмотреть на их результаты. Прием этот в сказочной литературе очень распространен. Так, в известной сказке В.Катаева Цветик- семицветик» осуществилось каждое из неразумных желаний обладательницы волшебного цветка, но только последнее доставило ей радость. В сказочной повести В.Медведева «Баранкин, будь человеком (1962) два лентяя мечтают избавиться от школьных хлопот и обязанностей, сопровождающих человека. Волшебство помогло нерадивым школьникам изменить облик – стать птицами и насекомыми. Прием превращения писатель использовал с дидактической целью – он показал, что жизнь птиц и насекомых тоже полна труда и забот. После перенесенных мучений возвращение в человеческий образ воспринимается как радость, а все школьные обязанности кажутся достойными звания человека. Вопросы и задания

    1. 1. Как изображается мир маленьких человечков в сказочной повести Н.Носова Приключения Незнайки и его друзей
    2. 2. Как школьные знания становятся материалом для сказочных приключений
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   40


    написать администратору сайта