Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
Скачать 2.59 Mb.
|
6.7. РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ АИ. КУПРИНА Многие произведения Александра Ивановича Куприна (1870-1938), который, начиная с 1897 года, пишет для детей, рассказывают о животных и об их отношения с детьми. Так, например, "Барбос и Жулька" (1897) - это рассказ о том, как трогательно привязаны друг к другу два дворовых пса рассказ "Ю-ю" (1927) - история про удивительную и ласковую кошку Сапсан" (1921) - повествование о большой, могучей собаке, которая в момент опасности загораживает своим телом маленькую дочку хозяина. Рассказ "Белый пудель" (1904) строится на противопоставлении. С одной стороны, маленькая бродячая труппа артистов - двенадцатилетний мальчик Сергей, дедушка Мартын Лодыжкин и белый пудель Арто. Они зарабатывают на жизнь, давая представления мальчик-акробат делает упражнения, а собака танцует под аккомпанемент шарманки старика. С другой стороны - капризная барыня, в доме которой они выступают, и ее избалованный мальчик Трилли. В мире барыни все измеряется деньгами, она недоумевает, когда старик отказывается продать собаку, которую хочет иметь в качестве игрушки Трилли. "Нет вещи, которая бы не продавалась, - говорит барыня. Однако невозможно продать дружбу и преданность, 267 привязанность и верность, ведь собака не только помогает прокормиться - она - равная людям в той жизни, которую они проживают. Не соблазняется старик тремя сотенными (авто время это были большие деньги, однако по приказу барыни дворник крадет Арто. И мальчик приходит собаке на помощь, освобождая ее из каменного подвала. Они бегут вместе - человек и животное, не разбирая дороги, бегут на свободу, ив этом стремлении они уравнены автором, включены в естественный мир природы "Мальчик пришел в себя только у источника… припавши вместе ртами к холодному водоему, собака и человек долго и жадно глотали свежую, вкусную воду. Рассказ "В недрах земли" основан наличных впечатлениях писателя, который в 1896 году в качестве корреспондента "Киевской газеты" побывал на Донецких угольных шахтах, спускался в ствол, разговаривал с рабочими. Положение детей было страшнее и безнадежнее, чем положение взрослых рабочих. Шахта, подобно чудовищу, проглатывает их, чтобы никогда не вернуть к жизни. Васю Ломакина, героя рассказа, привезли в город, на шахту, из деревни, из мира, который находится в жестоком противоречии с укладом, встреченном Васькой в шахте. Неслучайно рассказ начинается противопоставлением природы и шахты. Звукам, которыми полна степь, противостоят свисток шахты и протяжный грохот цепей. Груба и дика среда шахтеров, ставшая семьей деревенского мальчонки. Непосильный труд, уродливый, ничем не скрашенный быт, ужас обессмысленного существования развращали и ожесточали людей. Но даже и здесь в их душах живет нежность к ребенку, и перед читателем предстает шахтер Грек, который оказывает ребенку "нечто похожее на заботу, или вернее, внимание" Весь рассказ - это подготовка к маленькому по объему, но чрезвычайно драматическому эпизоду - обвалу в шахте. Васька не бросает в осыпающемся забое Грека, и это окончательно связывает их узами братства. Испытание героев на прочность вполне в манере АИ. Куприна: также как ив "Белом пуделе" автор показывает, как в драматических эпизодах, требующих короткого, но предельного напряжения всех сил ребенка, определяется его человеческая личность, его возможное поведение в будущем. Вопросы и задания 1. Как ведут себя люди и животные в рассказах А. Куприна? Как в их поведении обнаруживается противопоставление естественного и неестественного в мире людей 6.8. ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ Первая треть XIX века была временем блистательного развития поэзии, достаточно назвать имена АС. Пушкина, В.А Жуковского, КА. Батюшкова, Е.А. Баратынского, МЮ. Лермонтова. Однако, это время почти не оказало влияния на поэзию для детей. Лишь где-то, понемногу, в детских журналах стали появляться отдельные стихотворения, подхваченные детьми – такие, как Завтра завтра не сегодня – / Так ленивцы говорят Б.М. Федорова, Вечер был / Сверкали звезды / На дворе мороз трещал (Сиротка КА Петерсона), А, попалась, птичка, стой / Не уйдешь из сети (Птичка А.А. Пчельниковой), «Раз-два-три-четыре- пять Ф.Б. Миллера. 44 Эти стихи легко запоминались, в них играли, они становились считалками. И, однако, они не могли стать для детей открытием окружающего их мира. Сначала х годов в поэзию для детей один за другим стали приходить большие поэты. Первое стихотворение, где поэт вошел в мир ребенка и показал его в его обстановке, сего игрушками принадлежало Афанасию Афанасиевичу Фету (1820-1892). Стихотворение Кот поет, глаза прищуря» было написано совсем молодым, двадцатилетним человеком, и, вместе стем, это стихотворение положило начало огромной традиции, оно стало открытием мира природы, во всем его разнообразии и очаровании. В этих двенадцати строчках вообще много открытий и кот, не сказочный кот Баюн, а настоящий, который, в отличие от мальчика, может спать в любое время, ко Подробнее об этих стихотворениях и об их авторах см в антологии Русская поэзия детям В х Т, Большая серия Б-ки поэта, Т СПб., 1997. 269 гда ему захочется.В первом критическом отзыве известный критик Ап. Григорьев писал Боже мой, какой счастливый этот кот и какой несчастный мальчик. Здесь и первая картина, отделяющая уютный мир ребенка от окружающей дом стихии (На дворе играет буря, / Ветер свищет на дворе. Этот контраст между уютным, а в других случаях, неуютным миром, и не ведающими ни о чем снегами, метелями, ветрами станет характерным для многих детских стихотворений. Прошли долгие десятилетия, почти пятьдесят лети Фет написал еще одно стихотворение о ребенке, но, когда читаешь его, кажется, не десятилетия прошли, а только одна ночь. И мальчик тоже тот же самый, который был в первом стихотворении. Встав утром, он увидел, как все после метели преобразилось, оказалось необычайно красивым, как будто кто-то щедрый, тороватый убрал весь двор, все деревья, все кусты Мама глянь-ка из окошка – / Знать, вчера недаром кошка / Умывала нос (1887). И это чудо, которое чуть лине на глазах мальчика сотворила природа, уже не уйдет из сердца поэта, а будет постоянно вызывать множество самых разнообразных картин зимних, весенних, летних, утренних, вечерних, пленяющих его сердце и сердце читателя. Мы часто произносим ставшую уже привычной формулу Пейзажная лирика. Что значит это для художника, чем насыщается это понятие Пейзаж для поэта – непросто описание природы, это выражение чувств самого поэта, это его настроение, его раздумья о жизни, о ее истоках. Это, очень часто, ощущение красоты и счастья, но и трагедий земного существования, это размышления о том, что дарит человеку земля. В самой природе поэт ищет ответы на многие вопросы, разгадку многих тайн, которыми она полна. Удивительно сказал об этом ФИ. Тютчев: Не то, что мните вы, природа Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. 45 Фет А.А. Ранние годы моей жизни МС Читая эти строчки Тютчева, мы ощущаем, что природа каждому поэту может помочь выразить во всей полноте свои чувства Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой Каждая строчка стихотворения Фета убеждает нас все это пробуж- денье, все это преображенье – оно происходит одновременно ив природе, ив душе поэта. Рассказать, что стой же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все также счастью И тебе служить готова Я пришел к тебе с приветом. Неслучайно Л. Толстой писал Фету: Я свежее и сильнее Вас не знаю человека <…> От этого-то мы и любим друг друга, что одинаково думаем умом сердца, как вы называете» 46 У природы брал поэт уроки терпенья Учись у них – у дуба, у березы Кругом зима. Жестокая пора <…> / И за сердце хватает холод лютый Они стоят, молчат молчи и ты. Читая Фета, мы ощущаем цвет воздуха, игру теней, прозрачность каждой капли ручья Какая ночь Как воздух чист, / Как серебристый дремлет лист. Или другая картина А там по нивам на просторе / Река раскинулась как море, / Стального зеркала светлей, / И речка к ней на середину / За льдинкой выпускает льдину, / Как будто стаю лебедей. И уже, кажется, видишь эту созданную волшебным воображением поэта стаю лебедей Поэзии Фета было присуще особое уменье – на это указывали многие исследователи его поэзии – ловить неуловимое, давать образ и название мимолетным ощущением души человеческой, и опять на помощь приходит природа И грезит пруди дремлет тополь сонный. В стихотворении Фета Люди спят мой друг, пойдем в тенистый сад, – пишет исследователь, – выступают как бы на равных правах люди, звезды, соловей, сердце и рука самого лирического героя 46 Толстой Л. Переписка с русскими писателями. М, 1978. Т. 2. С. 10. 47 Бухштаб. Б.Я. Вступит статья А.А. Фет. Стихотворения и поэмы Б-ка поэта Большая серия. Л, 1985, 271 Давно уже полюбились детям стихи Ласточки пропали, Зреет ночь над жаркой нивой, Печальная береза. К ребенку обращено стихотворение Мотылек мальчику, передающее мимолетное, но такое прекрасное ощущение жизни мотыльком ведь его жизнь длится только один день, но этот день дарит ему и дружеское приветствие цветов, И манит куст душистой веткой, и пусть лишь одно есть у него мгновение, но и оно одно дает ему возможность «Жизнию упиться. Одно, мимолетное мгновенье запечатлено в стихотворении Бабочка Не спрашивай откуда появилась / Куда спешу / Здесь на цветок я легкий опустилась / И вот – дышу».И это мгновенье тоже наполнено жизнью, дыханьем, полетом. К ребенку обращено и стихотворение Рыбка. С каким восхищенным чувством, с каким любованьем описал ее Фет: Голубоглазая спина, / Сама как серебро, Глаза – бурмитских два зерна, / Багряное перо. И как радуется поэт, что опять обманул рыбака лукавый глаз. Какой благодарностью звучит стихотворение К жаворонку, который поет всем, но, как будто, несет что-то особенное поэту. Собрание стихотворений Фета содержит сотни названий, но казалось, в этом стихотворении он собрал все лучше все самое прекрасное, яркое, безбрежное Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крики вереницы, Эти стаи, эти птицы Этот говор вод. Перечислить здесь все невозможно, иначе придется назвать ивы, березы, и их капли – эти слезы, горы, долы, этот зыки свисти, конечно, Эта ночь без сна, Эта дробь и эти трели, и, наконец, торжествующий, заключительный аккорд Это все – весна. Трудно поверить, что в стихотворении этом всего три строфы, восемнадцать строк. Нов этом и заключается тайна поэзии восемнадцать строки весь мир перед тобой. С. 272 Давно уже хрестоматийными стали стихотворения Аполлона Николаевича Майкова (1821-1897). Интерес к литературе возник у него еще с детства. В доме отца, академика живописи НА. Майкова, царила атмосфера любви к искусству, театру, музыке. В доме издавался рукописный журнал Подснежника позднее журнал под таким же названием стал выходить) под редакцией брата поэта, Владимира Майкова. Там печатались известные писатели, там публиковались и многие стихи АН. Майкова. Стихотворения Майкова близки детскому восприятию в них все крупно, ярко, все в движении. Если летний дождь – то ослепительный, заражающий своей красотой. Золото, золото падает с неба – Дети кричат и бегут за дождем. Если весна, то приходит она, как герой победитель, ив этой победе тоже участвуют дети достаточно прочесть первую строчку Уходи, зима седая чтобы сразу же почувствовать интонацию ребенка. И во всем пре- ображенье природы тоже как будто участвует своими доводами ребенок А что шума, что гуденья, Теплых ливней и лучей, И чиликанья и пенья. Уходи себе скорей Весна Стихотворение Весна поэт посвятил мальчику Коле, крестнику брата поэта, Вербную неделю маленькой Кии таки кажется, что они среди тех кто участвует в этом торжественном празднике прихода весны Сдернута с неба завеса туманов, По небу блеск, на земле торжество <…> Машут знаменами малые дети, Лица сияют, смеются уста В стихотворениях Майкова пейзаж часто связан с картинами деревенской жизни, особенно осенней, и все тоже выглядит яркими праздничным Малейший шорох в чаще, там, Где пышный папоротник дремлет, А красных мухоморов ряд, Что карлы сказочные спят. 273 В этот пейзаж врываются совсем другие звуки – шум мельницы и дороги, по которой выезжает тяжелый вози снова детство Старикана возу – дитя, И деда страхом тешит внучка. И, наконец, впервые появляется персонаж, который навсегда войдет в литературу для детей Вкруг с лаем суетится жучка. От нее звон, от нее Веселый лай идет кругом (Пейзаж. И еще одно, стихотворение, как бы завершающее пору осенних работ – Сенокос, передающее размах и ширь крестьянских работ, идущих под этим одуряющим запахом пахнущего, прогретого солнцем сена. Бабы, мужики, растущий, как дом, воз, ожидающий своего часа конь и, конечно, участвующая во всем жучка удалая. В цикле стихов, обращенных к детям, есть и другие темы у Майкова: это редкое по красоте стихотворение Мать, апофеоз материнской любви, отвоевывающей заболевшего мальчика от смерти Отклони удар, уйди, Смерть с своей косою Мать дитя с своей груди Не отдаст без бою И, быть может, в первый разв поэзии для детей звучит тема смерти. Казалось бы, В лучшем мире наша Зоя, но все доводы про тот, лучший мир, не могут оспорить главного довода матери Ах у бедной нет там мамы, Кто смотрел бы из окна, Как с цветами, с мотыльками В поле резвится она. Мать и дети. Так в поэзии Майкова впервые, с такой силой, входит новая тема – матери, с ее безмерной любовью к ребенку. Майков был автором многих исторических произведений. Одним из самых известных стала его поэтическая баллада, обращенная к истории России, – «Емшан». Имя Алексея Константиновича Толстого (1817-1875) хорошо знакомо всякому, кто знает сказку Черная курица или подземные жители. Это для него, когда он был еще маленьким Алешей, эту сказку рассказывала потом записал его дядя, писатель Антоний Погорельский. Мальчик, с детства одаренный литературными способностями, стал известным поэтом (назовем несколько стихов Коль любить, так без рассудку, Тыне спрашивай, не распытывай», Средь шумного бала, случайно, То было раннею весной, Не ветер вея с высоты, драматургом (до сих пор не сходят со сцены его пьесы Смерть Иоанна Грозного, Царь Федор Ио- аннович», Царь Борис, прозаиком (роман Князь Серебряный. И еще об одной стороне творчества Толстого надо сказать Вместе со своими двоюродными братьями Алексеем, Владимиром и Александром Жемчуж- никовыми он создал пародийный литературный портрет под именем Козь- мы Пруткова. Толстой никогда не писал стихов для детей, и даже упоминаний о детстве в его лирике нет. Но многое из его стихов входят в наше сознание с детства, обогащает наши чувства, наше представление о мире. Приведу строчки Осень. Обсыпается весь наш бедный сад Листья пожелтелые по ветру летят, Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. Каждая подробность здесь кажется такой зримой, ощутимой, что она не может не вызвать и соответствующего настроения, о котором говорит конец стихотворения. О том, как и весело, и горько смотреть на эту еще трогающую сердце красоту и о том, как болезненно отзывается это прощание с красотой в душе поэта. Прямую связь между расцветом природы и приливом новых сил и надежд передает одно из любимых стихотворений Звонче жаворонка пенье, Ярче вешние цветы, Сердце полно вдохновенья, Небо полно красоты. Это стихотворение кажется особенным все мирозданье охватил, объял поэт единым чувством. Это ощущение единства мира и свое слиянье с ним проходит через многие стихотворения Толстого. Ему дорого все 275 земное, Все ежедневные картины / Поля и села, и равнины / И звон косы в лугу росистом , поэт шлет свое благословенье на все окружающее его и на все , что дает ему самому этот мир Благословляю вас, леса, Долины, нивы, горы, воды, Благословляю я свободу И голубые небеса Иоанн Дамаскин») Каждая строчка здесь расширяет представление о мире и соотношении между мирозданьем и человеком. Может быть, неслучайно стихотворение, уводящее нас вглубь истории (тема очень близкая творчеству Толстого, достаточно назвать поэмы Илья Муромец, Василий Шибанов», Песня о Гаральде и Ярославне») начинается с таких простых, почти детских строк Колокольчики мои, Цветики степные Что глядите на меня, Темно-голубые? Имя Федора Ивановича Тютчева (1803-1873), как поэта, появилось только в 1836 году. Окончив Московский университет, он оказался на дипломатической службе в Мюнхене. Весной 1836 года с стихами Тютчева познакомился АС. Пушкин. Он встретил эти двадцать четыре стихотворения с изумлением, с восторгом, и Стихотворения, присланные из Германии, с подписью “Ф.Т. ”» напечатал в своем журнале Современник. Так Пушкин стал крестным отцом «Ф.Т»: мы все хорошо помним строчки Тютчева, посвященные памяти великого поэта Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет. Историки литературы отмечали в поэзии Тютчева особенную способность проникать в тайны природы, в тайны мироздания и души человеческой. В его стихах находили отражение те противоборства, противостояния различных сил природы где стихия, хаос находился на одной стороне, примирение, гармония – на другой. Ночь и день у Тютчева – два различных состояния ив природе, ив человеке. Приведем несколько строчек Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья. Тогда густеет ночь, как 276 хаос на водах, / Беспамятство, как Атлас, давит сушу..(«Видение»), День – сей блистательный покров – / День, земнородных оживленье... Друг человеков и богов / Но меркнет день – настала ночь / Пришла – и, с мира рокового / Ткань благодатную покрова / Сорвав, отбрасывает прочь. / И бездна нам обнажена (День и ночь. Как бы два разных мира открывает поэт, и многие стихотворения Тютчева передают ликование жизненных сил природы, победы весны над зимою, победы гармонии над хаосом. Каким покоем, какой чистотой дышит стихотворение Есть в осени первоначальной. Его хочется процитировать целиком, так прекрасна, с такой теплотой и, вместе, с такой точностью, передана здесь каждая подробность. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора, – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Где бодрый серп гуляли падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц неслышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле. Здесь изображена трудовая, крестьянская осень, а строчки Лишь паутины тонкий волос / блестит на праздной борозде особенно восхищали Л.Н. Толстого. Стихотворение передало душу осени, кончились крестьянские работы, и трудовая борозда отдыхает. Но какая наполненная теплотой подробность Лишь паутины тонкий волос – это все, что осталось на поле и что вызывает благодарное воспоминание о только что былом. Не менее важны строчки Но далеко еще до первых зимних бурь. Да, это еще покой в природе, это еще теплая лазурь. Еще далеко до противоборства, которое со всей силой возникнет в стихотворении Зима недаром злится. Каким страшным, вызывающим испуг существом проявляет себя 277 зима в этой отчаянной вражде Взбесилась ведьма злая. И каким эпитетом награждает поэт весну она прекрасное дитя, от своей трудной победы И лишь румяней стала Наперекор врагу. Весна в стихотворениях Тютчева торопится скорей отогреть землю, разбудить все спящие ее силы, она как долгожданный вестник отправляет вовсе концы своих гонцов с ликующим кличем Весна идет, весна идет (Весенние воды. Апофеозом всех чувств, связанных с приходом весны стала Весенняя гроза. Это стихотворение привлекло особенное внимание многих исследователей. Они обратили внимание на как будто явное противоречие между словами Люблю грозу как можно любить грозу Ведь слово гроза как бы несет в себе такие представления, как грозить, угроза. Но Тютчев пишет о первой, весенней грозе и потому все, что звучит дальше, когда громи iгiрая, грохочет, когда гремят раскаты молодые – во всех этих «гро-гра-гро-гре» ощущается игра, озорство, молодая удаль. Гром здесь похож на ребенка, он грохочет «резвяся и играя, и дождику него – совсем маленький, новый, новорожденный Е.Г Эткинд обращает внимание на целую симфонию звуков в этом стихотворении, на пленительную игру гласных и согласных , на цветовой ряд (Повисли перлы дождевые, / И солнце нити золотит. Для исследователя очень важно вернуть стихотворению ее последнюю строфу, часто отсутствующую в изданиях Тютче- ва для детей Ты скажешь ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь на землю пролила. В этой последней строфе для исследователя заключен важный смысл. В первых трех строфах поэт говорит о хаотической, живой природе в последней строфе природный хаос организован художественным воображением человека, силой искусства хаос превращен в гармонию. По разному прочитали это стихотворение любители поэзии Тютчева, и для 48 Эткинд. Е.Г. Люблю грозу. О литературе для детей, Л, 1963, С 129. 278 многих из них Весенняя гроза стала развернутой метафорой, олицетворением молодости, вдохновения, гармонией света и радости. Творчество Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953) приходится, в большей своей части, на начало XX века. Но многие свои стихи он напечатал впервые в журнале Детское чтение в 1887-1888 годах. Отдельными изданиями вышли книги Под открытым небом Стихи для детей и юношества (М Изд. журн. Детское чтение и Педагогический листок. 1889), Стихотворения и рассказы. М изд. Детское чтение и Педагогический листок) (Полевые цветы. Сборник стихотворений и рассказов для юношества.М.,1901). В своем творчестве Бунин продолжает во всей полноте традицию русской поэзии и поэтому, смещая несколько хронологическую канву (совсем ненамного, творчеством Бунина мы завершаем то особенное направление в литературе второй половины XIX века, которое мы условно назвали как Пейзажная лирика. По воспоминаниям современников Бунин обладал особенным, отличающимся от нормы, зрением, слухом и обонянием. Он видел в цветовой гамме такие тона, которые были ведомы только ему. Точно таким же удивительным было то, что он слышали ощущал в природе. В романе Жизнь Арсеньева» автор пишет о себе Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша, мог отличить запах росистого лопуха от запаха сырой травы. Бунин многое сказало детстве, скорее в прозе, но ив его стихах возникает образ детства, воспоминаний о нем, и всегда, постоянно, в этих воспоминаниях, огромную роль играют картины природы. Впечатления о детстве лежат в основе многих его стихотворений Вот как он вспоминает Зимой безграничное снежное поле, летом – море хлебов, трав, цветов. Что-то сокровенное чудилось во всем этом его младенческой душе. «Глу- 49 На это ссылается АТ. Твардовский в вступ. статье к девятитомному Собр. соч. М, 1965. 279 бина неба, даль полей говорили о чем-то ином. Вызывали мечту и тоску о чем-то мне недоступном, трогали непонятной любовью и нежностью к ко- му-то и чему-то» 50 Пройдет немного времени и все эти, так рано и сильно созревшие впечатления, перейдут в стихи, станут большой поэзией. Детские переживания легли в основу стихотворений Помню долгий зимний вечери Мать. Первое передает настроение больного мальчика, утешением для которого становятся лишь навеянные матерью грезы о колосьях ржи, о шелесте берез, о радостях, которые скоро принесет природа. Стихотворение Мать приоткрывает завесу над теми превратностями, которые так изменили когда-то большое, богатое и шумное поместье. Теперь здесь горит лишь одна свеча, теперь здесь хозяйничают бураны и снега Они врывались в мертвый дом – Истекла в рамах дребезжали, И снег сухой в старинной зале Кружился в сумраке ночном. В десятках стихотворений В селе, Вечерний полумрак мне навевает грезы , Ангел – во всех них любая встреча с природой вызывала ощущение детского очарованного состояния души. И стихотворение Детство, написанное, когда Бунину было уже далеко за тридцать, в который развернет поэту никогда не уходящее от него состояние его души Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок – как шелк. Прильну к сосне корявой И чувствую мне только десять лет, А ствол – гигант, тяжелый, величавый. В девятитомном Собрании сочинений Бунина поэзии посвящен лишь один том, потому что в литературу Бунин вошел, в первую очередь, как прозаик, как автор сделавших его имя известным всей России повестей Деревня, Веселый двор, Антоновские яблоки. Известность принеси редкостный по красоте перевод эпической поэмы американского писателя Г. Лонгфелло Песнь о Гайавате», удостоеныой Пушкинской премии. И, конечно, надо помнить, что Бунин был первым русским писателем, лауреатом Нобелевской премии. Но это уже было много позднее, в 1933 г, ко Бунин И. Жизнь Арсеньева. Собр. соч. Т. МС гда Бунин жил в Париже, когда, находясь в эмиграции, он продолжал писать только о том, что он вынес в своем сознании и памяти о жизни в России. Первым своим учителем Бунин считает Фета: он помог начинающему поэту осознать чувство единства человека с природой и ощутить, что нет никакой отдельной от нас природы, что каждое движение воздуха есть движение нашей собственной жизни. Поэтому рядом с многокрасочным миром природы у Бунина всегда ощущается присутствие человека. В поэме Листопад, пронизанной образами русских сказок, образами народных поверий и преданий, рядом с ощущением торжественной лесной тишины и воздушной серебряной паутины, и всего леса, который точно терем расписной, / лиловый, золотой, багряный все время ощущается единство человека с природой. Это все время подтверждается такими к примеру, строчками Сегодня целый день играет / В дворе последний мотылек, Теперь уж тишина другая / Прислушайся – она растет, Не жди наутро не проглянет / На небе солнце Прости же, лес Прости, прощай. Эта ранняя поэма (1900) будто сконцентрировала в себе красоту и богатство образов многих последующих стихотворений поэта. Каждое явление природы приобретает у Бунина особый аромат, особую цветовую гамму, точную художественную деталь Свежо и сладко пахнет можжевельник (Апрель Туча растаяла. Влажным теплом / Веет весенняя ночь над селом. В тихом саду замолчал соловей / Падают капли во мраке с ветвей / Пахнет черемухой. Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи, / На солнце бархатом пшеницы отливают (Как дымкой даль полей закрыв на полчаса Невидно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. На все явления находит отклик поэзия Бунина – и на первый снег, и первые бурные приметы весны (Бушует полая вода, переходящей в сладостный для всего голос летнего дождя (Крупный дождь в лесу 51 Цит. по вступ. статье Б.О. Костелянец. Иван Бунин. Стихотворения. Б-ка поэта, Малая серия, Л, 1964, С. 18. 281 зеленом. Красоту мира и неутолимую жажду жизни воплощал они в птицах и животных. Какая сила, какое стремление к жизни в строчках, посвященных оленю, преследуемому охотниками О, как легко он уходил долиной. Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной Он красоту от смерти уносил. Густой зеленый ельнику дороги. Радуга, солнце, небо, зреющий хлеб, золотые колосья ржи – вот из чего слагается то простое человеческое счастье, которым дорожит поэт Об этом он сказал в удивительных стихах И цветы, и шмели, и трава, и колосья И лазурь, и полуденный зной. Срок настанет – Господь сына блудного спросит Был ли счастлив ты в жизни земной И забуду я все – вспомню только вот эти Полевые цветы меж колосьев и трав – И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. Стихотворение это написано в 1918 году, оно уже одно из последних в его лирике, это итог, отчет поэта за все главное, что он сказал своими стихами. Вопросы и задания 1. Дайте определение пейзажной лирике. 2. Расскажите о творчестве А. Фета. Сделайте анализ нескольких стихов поэта. 3. Какие особенности поэтической системы ФИ. Тютчева вы можете назвать Подкрепите свой ответ примерами. 4. Какие темы затрагивает в своих произведениях АН. Майков? 5. Какие из стихотворений А.К. Толстого вошли в детское чтение Как выдумаете- почему Аргументируйте свой ответ. 6. Какие традиции русской поэзии продолжает в своем творчестве И.А. Бунин? Приведите примеры. |