Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.5. СКАЗКИ В.М. ГАРШИНА Знаменитая сказка Лягушка-путешественница, в детском чтении ставшая хрестоматийной, — последнее произведение Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888)

  • — от сказки Жила-была

  • Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
    АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    Дата28.01.2017
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    ТипУчебник
    #734
    страница17 из 40
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   40
    6.4. РАССКАЗЫ И СКАЗКИ ДН. МАМИНА-СИБИРЯКА Одним из писателей, чьи произведения вошли вкруг детского чтения, был Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912). Его произведения для детей различных жанров (рассказы, сказки, очерки на различные темы) адресованы читателям разных возрастов. Сибиряк" - это литературный псевдоним писателя, детство и юность которого прошли в Пермской губернии. Писатель хорошо помнил время, проведенное на Урале, и его произведения раскрывают удивительный мир природы, показывают быт людей, живущих в уральской глуши. Это рассказы "Емеля-охотник" (1884), "Зимовье на Студеной" (1892), "Приемыш"
    (1893), "В глуши" (1896), "Богачи Еремка" (1904), "Пимка-жигаленок"
    (1911), очерки "На реке Чусовой" (1900), "В степи" (1900), повесть "Белое золото" (1897). Проза ДН. Мамина-Сибиряка для детей отличается тематическими жанровым многообразием. Кроме социально-бытовых повестей и рассказов, реалистических произведений о животных вкруг детского чтения входят также публицистические хроники и художественные очерки писателя

    245 Славен город Великий Новгород, 'Покорение Сибири, 'На реке Чусо- вой пейзажные этюды (Зеленые горы сатирические, бытовые и познавательные сказки рассказы, отражающие психологию маленьких детей Фунтик, 'Бедный пильщик, 'Кукольный магазин. В "Уральских рассказах" Мамина-Сибиряка явственно звучат две основные темы "взаимоотношения человека с природой и общественное зло. Из детских рассказов <…> к первой теме относятся рассказы оста- рых охотниках и животных "Емеля-охотник", "Зимовье на Студёной", Богачи Ерёмка", "Приёмыш"; ко второй - рассказы обедах маленьких тружеников "Вертел, "Кормилец, "В каменном колодце, "Под землей"
    39
    Во всех этих произведениях, имеющих, как правило, незамысловатый сюжет, конфликты подчас остры и нередко трагичны. В рассказе "Вертел" читателю раскрывается трагическая судьба мальчика Прошки, работающего в гранильной мастерской. С самого начала рассказа вводится противопоставление света и тьмы солнце, врывающееся в темное помещение, не может осветить темного угла, в котором за своим точильным колесом работает Прошка, выполняя самую черную работу. В его жизни нет не только солнечного света, но и человеческого тепла. Причем, самое страшное заключается в том, что они забыло том, каким это тепло может быть, а потому ему так непривычна неумелая забота барыни, посетившей мастерскую со своими детьми. Для одного из них - Володи - тяжелый Прошкин труд - нечто вроде игры, которую он потом устраивает у себя в детской. А барыня не может понять, что сытная еда, которой она пытается накормить Прошку, не может заменить ему материнское тепло.
    Прошка умирает, угасает за своим точильным колесом, которое он крутит до последнего, поскольку ему совестно есть даром чужой хлеб. В рассказе нет открытого конфликта, не происходит в жизни персонажей ничего из ряда вон выходящего. Все буднично и обыкновенно. Но самое трагичное именно в этом сама жизнь обуславливает конфликтность, заключающуюся
    39
    Арзамасцева Н.Н., Николаева с.А. Детская литература - МС в том, что ненормальное становится нормой существования. Можно сказать, что рассказы, в которых повествуется о человеке и природе, открывают возможность иного мироустройства в них природа вовлекает человека в такие отношения, которые естественны для живых существ, и человек обнаруживает в себе добро и сострадание. Заботятся друг о друге собака и сторож, заброшенный на лесной кордон и обманутый купцами (рассказ "Зимовье на Студеной, промышляет охотой, удивляясь мудрости природы, старик Емеля ("Емеля-охотник"). Природа в таких рассказах не является фоном - она вступает с героем в своеобразный диалог, порой жестоко испытывает его. Так, в рассказе "Емеля- охотник" старик пытается выходить заболевшего внука Гришутку и отправляется на охоту за олененком, о котором мечтает мальчик. Но, увидев, как олениха подставляла себя под пулю, самоотверженно защищая своего детеныша, старик, пораженный поведением зверя, не смог сделать смертельный для него выстрел. История заканчивается счастливо. Дед рассказывает внуку, что видел олененка - желтенького, с черной мордочкой и черными копытцами и как тот убежал в лес. Этого оказывается достаточно, чтобы мальчик испытал радость. Сюжет "Приемыша" развивается последовательно и неторопливо. Это повествование о небольшом отрезке жизни старого охотника Тараса. Он заботится о молодом лебеде, которого спаси приручил, когда "наезжавшие охотники из господ" ради забавы пристрелили его родителей. Кроме лебедя у Тараса живет собака Соболько. Содержание произведения - это описание трогательных отношений человека, животного и птицы. Точно ребенка, выхаживает лебедя Тарас, называет его Приемышем. Диалог между ними автором-повествователем, являющимся участником всех описанных событий, помогает понять старик уверен, что лебедь будет жить с ним всегда, так как здесь хорошо - сытно и кругом вода. Однако тут же замечает, что "человеку указано одно, а птице - другое. Рассказывает старик о дружбе лебедя и собаки, которых Мамин

    247 Сибиряк наделяет человеческими чертами "собака скучает, когда лебедь уплывает далеко, а лебедь оказывается гордой птицей "Помани ее кормом да и не дай, в другой разине подойдет. Осенью улетает Приемыш, утверждая силу законов природы, и старик переживает расставание с лебедем, разлука с которым означает для Тараса приход настоящей старости, и мы видим, что любовь человека к природе может приносить ему не только радость, но и страдание. В 1903 году АИ. Куприн, рецензируя повесть Киплинга "Смелые мореплаватели, справедливо замечало Мамине - Сибиряке "я не ошибусь, сказав, что из современных наших художников только один Мамин-Сибиряк умеет и может писать те прелестные рассказы для детей, тайна которых заключается в том, что они неотразимо захватывают и взрослых. Последнее условие можно считать самым безошибочным признаком того, что произведение написано талантливо и что оно найдет путь к детскому сердцу" В литературном наследии беллетриста особую страницу составляют сказки для детей. Мастер научной сказки (сб. 'Светлячки, 'Лесная сказка, Зеленая война, в предисловии к одному из сборников он советует детям наблюдать ту таинственную жизнь природы, которая кипит беспрерывно вокруг. Группа 'сказок природы' Мамина-Сибиряка продолжает традицию научно-познавательной сказки, в России XIX века заложенную В.Ф.
    Одоевским и продолженную детскими писателями-натуралистами XX столетия В.В. Бианки, Е.И. Чарушиным и другими. В увлекательной сказочной форме писатель знакомит ребенка с особенностями деревьев, лесных трав, цветов, с ночной жизнью обитателей природы, с происходящим в ней естественным отбором и межвидовой борьбой. Прелесть художественного мира, создаваемого в литературных сказках Мамина - Сибиряка, — в мудром, добром взгляде на природу и 'меньших братьев. Так, 'Лесная сказка это волнующая история гибели старой ели и ее молодого потомства. Из ран срубаемых деревьев сочатся слезы, которых люди не замечают, принимая их за обыкновенную смолу. Сорняки в огороде (Зеленая война)

    248 спорят за лучшее местечко под солнцем, проявляя каждый свое индивидуальное лицо. Колючий репей любит прихвастнуть. Жгучая крапива всем постоянно досаждает и ворчит. Отталкиваясь от народного животного эпоса, прозаик создает свою оригинальную сказочную поэтику. Демонологических персонажей он наделяет совершенно реальными, узнаваемыми чертами характера. Дедушка Водяной — это хранитель лесной влаги. Леший
    — веселый и лукавый старик. Русалка — маленькая девочка, которая забавляется светящимся червячком. Ее все любят и нежно называют 'Белочкой. В сказке 'Серая шейка' любящая утка-мать горюет из-за предстоящей разлуки с любимой дочерью, а Селезень-отец более сдержан в своих чувствах ему приходится заботиться обо всем утином семействе. Вероломная лиса произносит ласковые речи, а сама хитростью и обманом таки норовит ухватить добычу. Серый заяц хоть и сочувствует одинокой уточке, но уж очень труслива потому беспокоится только о собственном спасении. Медвежонок у Мамина-Сибиряка шаловлив (''Медведко''). Воробей вороват (Старый воробей. Петербургский кот Васька — любитель легкой наживы, забияка и нахал (Скверный день Василия Ивановича. В сказки о животных писатель вводит персонажей из детских потешек и прибауток комара, муху, козявочку. Их образы он раскрывает по законам реалистического психологического искусства, мастерски передавая точку зрения героя на мир, что совершенно нехарактерно для фольклорных произведений. Таким художественным способом автор как будто стремится компенсировать 'немоту' окружающего ребенка мира, перевести с 'природного' на 'детский. С этими же моментами сказочного повествования у Мамина-Сибиряка связано много комического. Воробью кажется, что он единственный и искренний друг человека и к тому же прекрасный певец (Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу. Комнатная Муха уверена, что добрая маменька три раза вдень накрывает на стол для того, чтобы накормить ее досыта (Сказка о том, как жила-была последняя Муха. Только что родившаяся Козявочка

    249 искренно полагает, что мир прекрасен и принадлежит ей одной (Сказочка про Козявочку''). А кот Мурка убежден, что птицу в клетке держат исключительно для него (Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке. Приключения животных забавны, но поучительны. Ерш Ершо- вич, колючая рыба, ловко утаскивает из-под носа вора и забияки Воробья
    Воробеича, зазевавшегося в споре, упавшую вводу хлебную крошку. Комар Комарович — Длинный нос поборол Мохнатого Мишу — короткий хвост. Он собрал огромное комариное войско и с позором выгнал косолапого пришельца из своего болота. Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост долго трусил. Но ему надоело бояться, ион стал Храбрым. Сказки писателя аллегоричны. Обитатели Птичьего двора у Мамина-
    Сибиряка делятся на 'высшее общество' и 'презренные низы' (Умнее всех. 'Порядочное' общество возглавляет индюк — существо претенциозное, но пустое и трусливое. И это показательно 'благовоспитанные' представители домашних птиц из-за своей спеси не в состоянии понять, что голодные птицы, как голодные люди, делались несправедливыми именно потому, что были голодны. Но это знает автор. Поэтому мамин- ский сказочный Еж, хоть и принадлежит к 'презренным низам, как рази есть тот самый ''серячок-мужичок'', который умеет за себя постоять и иронически относится к птичьей аристократии. Он разумен, находчив и скромен Лучший сказочный сборник Мамина-Сибиряка ''Аленушкины сказки'
    (1896). Здесь писатель проявил себя не только знатоком детской психологии, но и умным воспитателем. Современники неслучайно определили творческую манеру автора цикла как 'мамин слог. Подвиг отцовства, запечатлевшийся в ''Аленушкиных сказках, был интимен и для публикации не предназначался. Кому-то из друзей писателя пришла счастливая мысль единой книгой издать произведения, сочинявшиеся для больной дочери, Елены Дмитриевны Маминой. Ведь в них как нельзя более полно выразилось просветительское кредо писателя, в детской сказке видевшего

    250 весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы души и вызывает рост брошенных на эту благородную почву семян. Сила любви умного, доброго, талантливого Мамина-отца размыкает границы его собственных сказок в реальность, формируя у читателя доверие к людям и миру. Это главное художественно-педагогическое достижение писателя. Неслучайно в письме к матери в декабре 1896 года Мамин-
    Сибиряк отметил Это моя любимая книжка, ее писала сама любовь, и потому она переживет все остальные Вопросы и задания

    1. Как в рассказах ДН. Мамина-Сибиряка раскрываются взаимоотношения человека и природы
    2. Расскажите о судьбе мальчика Прошки из рассказа "Вертел. Какие художественные средства использует автор для того, чтобы подчеркнуть трагизм положения ребенка. Как в сказках Мамина-Сибиряка раскрывается таинственная жизнь природы
    6.5. СКАЗКИ В.М. ГАРШИНА Знаменитая сказка ''Лягушка-путешественница'', в детском чтении ставшая хрестоматийной, — последнее произведение Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888), рано ушедшего из жизни. При этом на собственно литературное творчество писателя приходится немногим более десяти лет с 1877 погоды. Тем ценнее его вклад в русскую детскую литературу. В литературу для маленьких детей Гаршин вошел как автор нескольких сказок. Интерес писателя к сказочно-аллегорическим формам повествования возник под влиянием демократического направления в литературе времени. Большое воздействие на Гаршина оказали сатирические сказки
    М.Е. Салтыкова-Щедрина, имеющие аксиологическую природу они говорят о мире и человеке с позиций 'вечных' ценностей и нравственных истин, всеми принимаемых без доказательств. Иносказательный смысл, в целом характерный для русской прозы последней трети XIX века, имеют такие известные произведения писателя, как ''Attalea princeps'' (1880), Красный цветок' (1883), 'Сказка о жабе и розе' (1884), 'Лягушка

    251 путешественница' (1887). Образ пальмы под пером Гаршина-сказочника становится символом неудержимого стремления к свободе (''Attalea prin- ceps’’). Сказочная коллизия столкновение противоположных сил, интересов, стремлений) этого произведения характеризует его умонастроение как романтическое по существу мечта о свободе, как и любая мечта, представляется ему недостижимой. Но столь же сильны и реалистические основания творчества писателя. На создание сказки, по собственному утверждению Гаршина, его подтолкнул подлинный случай в ботаническом саду. Испытывая устойчивый интерес к детской литературе, вместе с братом Евгением Михайловичем Гаршиным (1860-1931) писатель выступал как библиограф произведений для детей, как редактор обзоров современной детской литературы. Свои произведения он нередко печатал в детских журналах. Именно в детском журнале 'Родник' впервые появилась сказка
    Гаршина 'Лягушка - путешественница, ставшая вершиной творчества писателя.
    Пространственно-временная организация ''Лягушки-путешественницы''
    — от сказки ''Жила-была на свете лягушка-квакушка. <…> Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги. А точность и реалистическое правдоподобие деталей — от реалистического рассказа до юга лететь три тысячи верст, утки решили переменяться каждые два часа утки летят на юг осенью, над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями полными хлеба в скирдах. Как положено мудрому сказочнику, Гаршин знает, о чем думают и что чувствуют все его персонажи. Но писателю интересно рассказать не столько о том, что же именно произошло. Ему важно объяснить растущему человеку, как и почему это случилась. Поступки сказочных героев он мотивирует таковы законы письменной, а не устной литературы. Главный признак сказочного мира — его неправдоподобие. Нов произведении Гаршина все авторские комментарии предстают как проявление вполне разумной, все объясняющей точки зрения самого персонажа (лягушки, и это качество сказки писателя оригинально. Автор 'Лягушки- путешественницы' словно переводит повествование из условной, сказочной реальности — в реальность действительную и достоверную. Из народного эпоса о животных Гаршин берет на вооружение принцип антропоморфизма (очеловечивание животных, проявляющееся в передаче мыслей и речи персонажей-животных) в сочетании с зооморфизмом (сохранение внешности и повадок животных, свойственных им в настоящей, несказоч- ной среде обитания. Можно заметить в сказках писателя также отголоски характерного для фольклорной сказочной прозы представления о благодарном животном, указывающем человеку путь. Переосмысливает автор ''Лягушки-путешественницы'' и положенный в основу известной русской сказки ''Царевна-лягушка'' классический мотив мудрости существа, обладающего магической связью со своим первопредком. Нов качестве жанрового образца волшебная устная сказка Гаршиным не используется. Исходная ситуация ''Лягушки-путешественницы''характеризуется благополучием. Там нет ни нарушения запрета, ни деятельности вредителя, нет и недостачи всех тех толчков в развитии действия, которые могут привести героя от ''несчастия'' к 'счастью. Весь век лягушка прожила бы благополучно — конечно, в том случае если бы не съел ее аист. Нов сказке, а тем более в жизни, всегда есть место случайности. Однако не ею, а исключительно собственными качествами литературно-сказочного гаршинского персонажа определяется достижение или не достижение героем конечной цели. Трудную задачу герой решает самостоятельно. А само необычное предстает у писателя как объяснимое, ив рамках предложенного объяснения закономерное. Сказочный закон 'все хорошо кончается' осуществляется по реалистической схеме. В ней отправка героя (путешествие лягушки) облекается другим смыслом путешествие ничуть не страшнее и не опаснее своей противоположности — остаться дома. А гаршинская Лягушка близка и понятна читателю, хотя далеко неидеальна. Свойства ее характера не претерпевают чудесного изменения входе событий. Два качества ум и тщеславие — соединены писателем водном персонаже, а сюжетный конфликт автором ''Лягушки-путешественницы'' из внешнего, физического пространства переведен во внутренний, психологический мир литературного героя, почти человека, чего не бывает нив устной сказке, нив басне. Героине ''Лягушки-путешественницы'' Гаршина не удается избежать греха самолюбования и хвастовства. Беда в том, что она не может справиться с собственными эмоциями, со своей 'гордыней авторства. Уж очень Лягушке хочется, чтобы все знали, что именно ей пришло в голову путешествовать таким необычным способом прицепившись за прутик, концы которого взяли в свои клювы утки. Вот она и квакнула не вовремя, закричала изо всей мочи Это я Я. А в результате полетела вверх тормашками на землю и лишь чудом осталась жива, бултыхнувшись в грязный пруд на краю деревни. Но гаршинская Лягушка по-русски сметлива попав впросак, умеет вывернуться, что очень характерно и для национальных анекдотов, и для персонажей устной бытовой сказки и народной драмы про Петрушку, и для действующих лиц отечественной литературной комедии. Свое неожиданное появление в новом месте героиня объясняет вполне убедительно Я заехала к вам посмотреть, как выживете. Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила. Конечно, утки уж никогда не вернуться, потому что думают, что квакушка разбилась о землю. Но они 'очень жалеют ее Ведь при всех своих недостатках она существо любознательное. А любопытство, как гласит молва, не порок. Зато жаба из 'Сказки о жабе и розе' Гаршина действительно отвратительна, и не только внешне. Она безобразна внутренне завистлива, злобна, мстительна. Полная противоположность ей роза, символ гармонии. Помысли автора, конфликт Добра и Зла, Красоты и Уродства, Жизни и Смерти вечен. Но столь же вечны в мире другие ценности сострадание и самопожертвование, любовь и дружба, участие и стремление к действенной

    254 помощи. Это закон жизни, объединяющий все живое людей, животных, растения. Мотивы и образы аллегорических философских притч В.М. Гаршина порой необычны. Но ведь в сказке бывает все. Там и лягушки путешествуют А то, что вымышленная реальность подвергается в его сказках реалистическому осмыслению, тоже важно в своем развитии растущий человек обязан сделать своевременный шаг от игры к действительности. Помогая ребенку взрослеть, Гаршин проявляет чуткость и дальновидность. Может быть, прежде всего, именно это имел ввиду И.С. Тургенев, оценивая талант писателя как несомненный' и 'оригинальный. Вопросы и задания

    1. Какие особенности русских народных сказок можно обнаружить в сказках В.М.
    Гаршина? Что отличает сказки писателя от фольклорных
    2. Как раскрывается тема красоты в "Сказке о жабе и розе
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   40


    написать администратору сайта