Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
Скачать 2.59 Mb.
|
5.4.Х.К. АНДЕРСЕН. Андерсен (1805 – 1875) – самый читаемый в мире писатель. Нет, наверное, в мире ребёнка, который не знал бы сказок Андерсена. Что же сделало его таковым То, что отец сказочника был башмачником, а мать – прачкой, пожалуй, известно всем, но мало кто знает, что дед Андерсена был довольно состоятельным фермером. Однажды разразилось непоправимое пожар пожрал всё, что у них было, в том числе и надежды на будущее. Дед не пе- ренёс удара он лишился рассудка. Отец отказался от мечты об образовании, семья погрузилась в жестокую бедность. Переехала она в город Оден- се – это центр датского острова Фюн – и поселилась близ богадельни, где содержались несчастные безумцы. Там бабушка могла ухаживать за дедом. Там и родился Ханс Кристиан. 188 Биографическую повесть "Сказка моей жизни" Андерсен начинает с описания кровати, на которой он родился. Отец новорожденного сам сколотил её из досок от чьего-то погребального помоста. На них ещё кое-где сохранились обрывки чёрного сукна. Всё это катастрофа, постигшая семью, соседство безумного деда, мрачное ложе – первое земное прибежище младенца – всё сулило ему судьбу горестную и безысходную. Однако были и светлые мгновения башмачник рисовал картинки для сына, читал ему басни Лафонтена и сказки «1000 и 1 ночи. Так началось противоборство сил, определивших его будущее страданиям, убожеству и прозе жизни противостояла поэзия, сказка, которая воспринималась Хансом Кристиа- ном как некий высший закон бытия. Он не шутя надеялся на чудо – на превращение своё из сына башмачника в знатного вельможу, а то ив принца. Его дразнили мальчишки, но их смех только усиливал его уверенность. Он знал твёрдо, что в сказках именно «Иванушка-дурачок», «Ханс-простак» оказывается, в конце концов, принцем и писаным красавцем. А был Ханс Кристиан долговяз, нескладен, лицом невыразителен, и только внушительных размеров нос придавал ему некоторую значительность. Надо было пристально вглядеться в это лицо, чтобы оценить, какой добротой и кротостью сияли его небольшие голубые глаза. Писаным красавцем – увы – он так никогда и не стал, хотя чудес в его жизни, действительно произошло немало. С детства он в них поверили благодаря своему второму имени Кри- стиан – наследственное имя датских королей. И означает оно – Христов, принадлежащий Христу. Когда, в одиннадцать лет, Андерсен лишился своего мечтательного, нежного отца и все кругом жалели сиротку, сам мальчик знал, что есть у него Отец Небесный, и Он любит его. Однажды жестокая бедность вынудила мальчика с матерью отправиться на господское поле собирать оставшиеся после жатвы колосья. В разгар работы вдруг появился барский управляющий, известный своей свирепостью. Со страшным криком накинулся он на ребёнка и замахнулся 189 хлыстом. "Ноя взглянул ему прямо в глаза и невольно сказал Как же ты смеешь бить меня – ведь Господь видит тебя" Реакция мальчика была столь неожиданной, что ошеломлённый управляющий опустил хлыст, потрепал его по щеке и даже дал денег. Может быть, в этот момента может, ещё раньше Андерсен осознал себя избранником Божьим. Чувство великой гордости наполняет его сердце, но одновременно приходит и чувство столь же великой ответственности он должен жить для того, чтобы дать миру нечто столь ценное, что может быть признано Божьим даром. И даров этих было немало. Имел он высокий чистый и сильный голос. Прослушав однажды в театре оперу, он мог затем дома или в саду – как он полагал, на радость соседям – воспроизвести все арии из не. Просмотрев театральную афишу с перечнем действующих лиц, мог сочинить и разыграть кукольный спектакль, исполняя обязанности не только драматурга, режиссёра и актёров, но и декоратора, костюмера, мастера-кукольника. Когда впервые он увидел балет, то был настолько потрясён, что вообразил себя танцовщиком ив каморке своей репетировал все партии без исключения. Одним словом, он осознал себя человеком искусства и видел долг свой в созидании красоты. В четырнадцать лет он понял, что медлить нельзя, и надумал ехать в Копенгаген. Когда же ему советуют попросту, как всем, обучиться полезному ремеслу, он отвечает серьёзно: "Это было бы величайшим грехом" Перепуганная мать обращается к гадалке. "Сын твой, – сказала старуха, – будет великим человеком Настанет день, и родной город Оденсе зажжёт в его честь иллюминацию. Но проза жизни говорила другое. Казалось бы, в Копенгагене, одинокий, довольно безграмотный провинциальный подросток со смешными амбициями должен был бы погибнуть, однако впервые же дни с ним вновь начинают происходить чудеса директор Королевского театра Йонас Коллин становится его покровителем, его устраивают в театральную школу, берутся платить за обучение и содержание. Дают возможность окончить гимназию. Как похоже на сказку И уверенность его крепнет из 190 меня непременно выйдет поэт. Только немаленький Однако первые публикации даруют юноше не радость, а жестокие страдания критика беспощадна, язвительна, уничтожающа. За долгие десять лет такого обстрела можно было сломить любую волю, но только не Андерсена. Он писал, писал, писал невероятно много и вот наконец – перелом роман "Импровизатор" приносит ему европейскую известность. Герой его откровенно авто- биографичен. Вся его история – цепь несчастных случаев, которые в конечном счёте приводят к счастью. Такова, по Андерсену, логика и его собственной судьбы. А потому своего героя он тоже наделил способностью понимать и принимать с благодарностью эту логику, видеть за утратами удачи, за случайностями – руку провидения. Это одна из любимых андер- сеновских идей. Она пронизывает всего творчество. Она станет одной из основных в его "Сказках. Первый выпуск сказок вышел в 1835 году. Сразу же вслед за "Импровизатором. Как и все предыдущие произведения, на родине поэта они вызвали злобные нападки критики, нов Андерсене опять сработала пружина противодействия "Я так уж создан, – пишет он, – что когда у меня хотят отнять всякие достоинства, я особенно живо проникаюсь сознанием того, что мне дано Богом. До конца жизни поэт остался верен сказками сказки прославили его имя во всем мире. Непоколебимая верность своему призванию, зародившаяся в детстве, и была той силой, что вела его сквозь все испытания и превратила в конце концов водного из счастливейших людей в мире. Потому-то автобиографическую повесть они назвал "Сказка моей жизни. Первую её часть Ан- дерсен завершает так " Да, правда, что я родился под счастливой звездой Я чувствую, что я дитя счастья" Эти слова были написаны 2 апреля 1855 года – вдень пятидесятилетия поэта, а 6 декабря 1867 года, осуществилось давнее пророчество родной город был иллюминирован в его честь – он был избран почётным гражданином Оденсе. Спустя ещё восемь лет – 2 апреля 1875 года – вдень его 191 семидесятилетия, который отмечался как национальный праздник, было решено поставить ему в столице памятник при жизни, ион принимал участие в обсуждении проекта. Когда он был более счастлив – в часы творчества, в минуты триумфов или вовремя молитвы – как знать Ясно одно его молитва была услышана, и даже смерть пощадила его. Он умер тихо, как уснул. Это случилось в ночь сна августа 1875 года. Накануне он сложил свои прощальные стихи До свиданья ж, друзья Мир цветущий, прости С благодарной душой вас покину – Славя Бога за всё, что мне дал – что мне даст – В бесконечном пути к совершенству. Андерсен считается автором ста семидесяти сказок. На русский язык переведено сто пятьдесят четыре. Первую книжку сказок Андерсен выпустил в 1835 году. Этому предшествовали давние планы собрать воедино и издать датские народные сказки. Однако, принявшись за осуществление плана, писатель понял, что не может просто взять да записать фольклорный текст – он должен его рассказать и рассказать по-своему. Сказок, непосредственно заимствованных в фольклоре, у него всего семь. Это Огниво, Маленький Клаус и Большой Клаус, Дорожный товарищ, Дикие лебеди, Свинопас, Что муженёк ни сделает, то и ладно, Ганс- чурбан. Их хорошо знали в Дании, но как преобразил их его рассказ Неповторимый стиль Андерсена-рассказчика складывается с первой же сказки. Современники в первую очередь отмечают совершенно особую андер- сеновскую манеру повествования Смелая цель употреблять устную речь в печати <...> Писаное слово – бедно и одиноко, устное имеет целый штат помощников в выражении губ, ... в движении руки, ... в длине и краткости тона, в более резком или более мягком, серьёзном или комичном характере его, во всей игре физиономии ..." Действительно, сказки спокон веку сказывались, что слышится в самом их названии, а потому как раз литературная форма, строгая и безличная, им чужда. Андерсен вдохнул в сказку непосредственность, задушевность, домашний уют. Во многом этому способствовал образ рассказчика. 192 Как только начинается любая андерсеновская сказка (неважно, кто её рассказывает Крёстный, старушка Йоханна, ветер, куст бузины, старый уличный фонарь или совсем молодой студент, слушатель словно бы уютно устраивается рядышком со сказочником, ловит каждую его интонацию, отзывается на малейшее изменение его лица. Немалое мастерство требуется, чтобы с листа бумаги вдруг зазвучал живой голос, чтоб в глубине страницы вдруг проявилось доброе лицо, движения губ, глаз, бровей, "вся игра физиономии. Вот солдат из сказки "Огниво" по очереди открывает сундуки – сперва с медными деньгами, потом с серебром… Но вот он увидел золото. Рассказчик не может спокойно сказать обрадовался солдат. Он его чувства не описывает, он их сам переживает он словно замирает в восхищении над сундуком и сдавленно выдыхает "Батюшки Сколько тут было золота" Тут уж мы видим, конечно, как он руками всплескивает, как прижимает их к груди, как расплывается в блаженной улыбке его физиономия. Устная речь – это непосредственное выражение эмоций. Чувство опережает мысль, вырывается в слове искреннем, необдуманном. Но рассказчик сливается с героем лишь в отдельные моменты. Гораздо чаще автор наблюдает за ним со стороны. Рассказчик может вдруг отвлечься от изложения событий, чтобы от собственного лица их прокомментировать. Рассказчик может, как это только в устной речи бывает, вдруг перебить сам себя "Мальчишка стрелой пустился за огнивом, отдал его солдату и. А вот теперь послушаем" И, уж конечно, всем понятно, что сейчас произойдёт самое важное. Перебивом, неожиданным восклицанием выделена кульминация истории. Она представляет собою, как и положено в любой народной сказке, решительную схватку героя с противником – злым, несправедливыми более могущественным. Но герой, разумеется, выйдет победителем. Побеждает он бесстрашием и смекалкой. В фольклоре хитрость не порока великое достоинство – синоним ума. А ум – это и есть свет. Такс конкретным 193 материальным понятием (огниво – источники хранитель огня, света) сливается понятие духовное – весёлая сообразительность, лукавая мудрость. Герой Андерсена являет собою собрание едва лине самых главных достоинств человека он умерен в желаниях, изобретателен и остроумен, неприхотлив и отважен, целеустремлён и решителен. Он энергичен и стоек. Он несёт в себе колоссальный заряд жизнелюбия и веселья, не теряет присутствия духа нив каких испытаниях, потому что силы черпает в радостном и простодушном доверии к судьбе. Его присутствие освежающе он такой естественный, настоящий, что рядом с ним всё фальшивое, лживое, тщеславное и мелкое обнаруживает истинное лицо. Вот почему Андерсен любит своих лукавых героев. Веселье и радость – знак духовного здоровья. Им в высшей степени обладает народная поэзия и поэзия Андерсена. Однако Андерсеновская поэзия эмоционально многоцветна. Если с героями, пришедшими из фольклора, сказочник веселится, то с теми, что, как он говаривал, из головы, он чаще грустит. Наверное, это потому, что из головы только сюжеты, а вот сами герои – из сердца. Говорят, фантазия похожа на дерево до небес, которое корнями уходит глубоко в землю. Как бы высоко ни залетал Андерсен в своём воображении, от земли не отрывался никогда. Сказки Андерсена – честные сказки они не скрывают того златой грязи, что омрачает человеческое существование. Горький удел личности, отмеченной Богом, ноне признанной людьми одна из основных тем Андерсена. Ей посвящены "Гадкий утё- нок"(1843), "Ребячья болтовня, "Садовники господа, "Тернистый путь славы, "Перо и чернильница, "Психея"(1861), "Золотой мальчик, "Сын привратника"(1866),"Жаба"(1866), "Доля репейника" (1869). Все эти произведения возникли после 1840 года, для Андерсена переломного. Он уже не подвергался шельмованиям критики, напротив, был обласкан светом, датским королём, и чуть лине всеми царствующими особами Европы. Но старые раны кровоточат, и печальный удел романтика 194 изгоя то и дело всплывает в его творчестве. Сказочно счастливый конец венчает большую половину произведений, вырастающих из этого противостояния – Личность и Среда. Их так много, по-видимому, потому что они отражают судьбу и веру самого поэта. Но если даже такие сказки заканчиваются счастливо, всё равно, большая часть повествования посвящена страданиям героя. Описания их пронзительны. В голосе сказочника слышатся слёзы. Сказка Гадкий утёнок» как бы заключает в себе модель сюжета данного типа. Лишь испив сполна чашу страданий, отверженный уродец неожиданно для самого себя обнаруживает, "что он прекраснейший между прекрасными. Финал – ослепительное счастье. Да "Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца" Однако довольно часто финал сказок о судьбе романтика двойстве- нен – обнадёживающе-трагичен («Психея»,1861). Если исходить из интересов человечества в целом, то его следует рассматривать как торжество "истины, добра и красоты. Нос точки зрения отдельного человека, он бесконечно печален. Это рассказ о гении, умершем непонятыми неоце- нённым. Затона долю его творения выпала бессмертная слава. Жизнь человеческая тленна – искусство вечно. Существует и третий вариант развития событий чисто романтическая ирония в духе Гофмана... Сказку Жаба) уж никак не назовёшь счастливой. О, как стремилась героиня сказки ввысь и вдаль, к неведомому Согласно народному поверью, в голове одной из самых безобразных жаб иной раз спрятан драгоценный камень. Для Андерсена самая главная драгоценность – романтическая душа. Так что нечего удивляться, что в голове его маленькой безобразной героини "как рази сидел этот драгоценный камень – эта вечная тоска, стремление к лучшему, стремление вперёд, вперёд! Она вся светилась им. Но ни она сама, ни – тем более – мир так ничего и не узнало её драгоценном камне. Подошёл аист и проглотил жабу. Такой тривиальный конец. И трагический. Скольких прекрасных жаб 195 уже пожрали и ещё пожрут в нашем мире. Порой, однако, по мановению руки волшебника, сцена, на которой совершается действие, описывает круги на переднем плане оказываются не жертвы, а их погубители. И уж тут-то сказочник не знает пощады Мягкий голос наливается язвительной иронией, сказка превращается в сатиру. Ложь, лицемерие, позёрство и фразёрство власть придержащих (Новый наряд короля, ограниченность и злословие обывателей (Истинная правда, тупое самодовольство толстосумов Свинья- копилка) – всё убожество и грязнотца жизни выставлена напоказ, пороки обнажены, зло названо злом. Самые ранние воспоминания Андерсена связаны с большими бедами маленьких людей – голодом, холодом, бесприютностью, изнурительным трудом. Тема бедности – тема не сказочная, ноу Андерсена она становится одной из основных, ион рассматриваете с разных сторон. Пожалуй, прежде всего, он стремится бедных утешить. Цель непростая, поскольку Андерсен убеждён, что бедность существовала от века и, по-видимому, будет существовать всегда. Вот в сказке "Иб и Кристиночка"(1855) маленьким мальчику и девочке в лесу повстречалась какая-то странная цыганка – то ли цыганка, то ли фея. Она дарит им волшебные орехи – пророчества о грядущем. Для Кристиночки из них вышли золотая карета и пышные наряды. А Ибу досталась чёрная пыль, земля, тяжкий крестьянский труд. При этом фея сказала "Здесь то, что для тебя будет лучше всего. Да, если уж феи признают социальное неравенство как нечто неизбежное, тона что же надеяться Андерсен тем не менее пытается найти надежду и находите в Евангелии не хлебом единым жив человек. Чтобы не страдать от бедности, можно попробовать над ней возвыситься – не позволить мысли о хлебе завладеть всем твоим существом. В маленькой истории "Талисман) он рисует образ тихого и глубокого счастья. Это "мир, любовь да согласие. Любовь супружеская, родительская, детская. Согласие в мыслях и чувствах, честный, хоть и нелёгкий, труд, нежная песня пастушеской свирели. Такое счастье не может омрачить даже отсутствие самого необходимого – обыкновенной сорочки. О ней просто не вспоминают. Счастье не в земном имуществе, нов душе человеческой. Сюжет другой истории – "Свечи) – строится по принципу симметрии. В ней два полюса жизни две семьи – богатая и бедная, две свечи – восковая и сальная. Но, начавшись с контраста, история заканчивается гармоническим созвучием на разных полюсах одинаково ярко, как бы отражаясь друг в друге, сияют свечи и лица двух счастливых маленьких девочек. Души, умеющие радоваться, окружены, словно свечи, тёплым сиянием и далеко рассылают свои золотые лучи, заливая светом Божий мир. Прекрасно Идиллия, созданная стареющим поэтом в высшей степени трогательна. Но всё-таки – что вызвало радость этих прелестных крошек Богатая девочка радуется предстоящему балу. Бедная – горячей картошке на ужин. Подняться над "хлебом, как видим, здесь не удалось. Но зато здесь действует другой завет довольствуйся малым, довольствуйся тем, что посылает судьба. И всё-таки вряд ли мать бедной девочки способна также сиять и сальная свеча, и картошка – подарок, точнее, подаяние барыни, матери богатой девочки. Разумеется, Бог помогает бедным через других, более удачливых детей своих. Однако трудно радоваться гармонии, основанной на милостыне. Андерсен это чувствовали отнюдь не всегда был столь прекраснодушен. Среди его сказок многие раскрывают подлинную трагедию бедности. А трагедии, как правило, завершаются смертью. Две истории – "Девочка со спичками" (1845) и "Пропащая) – почерпнуты им из семейной хроники и связаны с судьбой его матери, Анн- Мари. Это она, Анн-Мари, как безымянная Девочка со спичками, бродила в детстве по заснеженным улицам, прося подаяния. Это она, мать маленького мальчика, полоскала бельё в ледяной воде Оденсе. Это она сказала о 197 своей умершей подруге, которая, не выдержав лютого холода, прибегала к спасительной бутылочке "Хорошая она была женщина И Господь Бог скажет тоже самое, когда примете в царство небесное А люди пусть себе называют её пропащею. Когда же Андерсен узнало кончине матери, то "невольно воскликнул Слава Богу Окончились её мытарства и нужда, которых я не в силах был облегчить" Во всех трёх сюжетах, связанных с Анн-Мари, центральное событие – смерть. Во всех трёх смерть – естественное следствие невыносимой нищеты и унижений. И во всех трёх Андерсен рассматривает смерть как счастливую развязку страшной истории для страдалицы распахиваются небеса, и сам Господь принимаете душу в свои благословенные объятия. Безусловно, эти и другие подобные этим истории (Под ивою, "Иб и Кристиночка" –1855, "На дюнах" – 1859) задуманы как благодарственные гимны Небесному Отцу, но при этом они звучат и как гневные обвинения людям, повинным в унижениях и страданиях ближних своих. Фабула "Пропащей" проста и тривиальна в юности бедная девушка, совсем ещё не "пропащая, была помолвлена со студентом, но, по настоянию его матери, отказалась от возлюбленного. Оба они жили совсем недолго и совсем несчастливо, но, как истинно любящие, умерли почтив один день. Именно потому, что былине вместе. В сказке "Иб и Кристиночка" сюжет строится как зеркальное отражение сюжета "Пропащей здесь молодой человек, надеясь, что достаток принесёт счастье девушке, добровольно отказывается от не. Но вместо довольства Кристиночке уготована могила на кладбище для бедных. Все эти ранние смерти – обвинительный приговор обществу. Но Андерсен не прокурор, он сказочник. За страдания он выдаст своим героинями некоторую земную компенсацию, хотя они о ней таки не узнают. Бывший студент оставляет сыну «пропащей»прачки небольшое наследство – на образование ну, а дочку Кристиночки берёт на попечение Иб, который не обеспечит ей ни золотой кареты, ни нарядов, но даст неизбывную любовь – 198 теперь он ей и отец, и мать. Урок, который Андерсен извлекает из всех этих горьких историй, он сами формулирует "Чаша жизни никогда не бывает наполнена одной полынью – такой не поднесёт ближнему ни один добрый человека уж тем меньше сам Господь" (На дюнах, 1859) И пока Господь есть, есть и надежда. (Жив ещё старый Бог, 1836). Противостояние добра и зла в сказке всегда было противостоянием Жизни и Смерти. В сказках Андерсена драматизм этой борьбы многократно возрастает из-за разительного неравенства сил Жизнь у него представлена как бы только в почке, в бутоне – существами очень маленькими и хрупкими. Нежная пятнадцатилетняя Русалочка, пожалуй, самая старшая из них, Герда гораздо её младше, Стойкий оловянный солдатик только- только родился от матери оловянной ложки, да ещё в придачу – инвалид, ну, а Дюймовочка итого меньше, к тому жене оловянная, а живая девочка, нежная, ясная, точно лепесток розы. Смерть же является всегда в грозном своём могуществе, хотя ив обличиях разных. Где, в чём гнездится она Как распознать е В сказке Стойкий оловянный солдатик она таки остаётся неузнан- ной. В первый раз она налетает на маленького героя порывом злого ветра как разв тот момент, когда в сердце его пробуждается любовь. Сказочники сам как будто не знает, по милости ли тролля или от сквозняка был его герой выброшен с третьего этажа. Хорошо иной раз оказаться оловянным Солдатик собрался с силами и мужественно преодолел все испытания, словно и воля его была отлита из металла. «Ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд!» Он честно заслужил новую встречу с прекрасной танцовщицей и был по-солдатски сдержан. Но опять именно в тот момент, когда он был так растроган, что чуть не заплакал оловом, вновь налетает смертная сила. Почему мальчишка ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку Наверное, это всё тролль подстроил Возможно. Злодеи так чутко улавливают чужое счастье итак люто ненавидят любовь. Но вопросы и предположения выдвигаем мы. Солдатик жене рассуждал, он стоял в 199 полном освещении и «всё ещё держался стойко, с ружьём на плече. И танцовщица порхнула в его погребальный костёр... Печальный финал Как ужасно погибнуть, едва начав жить и любить. Но как прекрасно сгореть в огне любви вместе с любимым Кто победил в поединке Нет, не Жизнь, но и не Смерть. Наверное, победила Любовь. Какая удачная мысль сделать героями сказки игрушки Невольно приходит на ум вопрос не игрушки ли и мы в руках Судьбы Оловянный солдатик с бумажной танцовщицей не избежали рока – он доиграл сними свою игру до конца. Маленькие и непрочные Как легко их было уничтожить Но они оказались созданиями, исполненными такого достоинства, такой любви и такой внутренней силы, что победить их – нет, не удалось В сказке "Русалочка" героиня – тоже не человек. Она маленький водный дух, рыбка, морская волна. Всю жизнь воображение Андерсена тревожил образ девы вод. Уже в е годы молодой поэт посвятил ему три поэмы, в е Русалочка продолжила этот ряд, ещё позже – в 1858 году – появилась Дочь болотного царя. Водяная дева сродни своей холодной стихии, но водная стихия не бесплодна из пены морской родилась греческая Афродита. Русалочка Андерсена – маленькая Афродита Севера, сама любовь, самоотверженность и нежность – главное чудо сказки. Впрочем, и других чудес в ней множество. Разве не чудо, что маленькая девочка задаётся сложнейшими философскими вопросами и страстно стремится к их разрешению Она пытается выяснить, что есть Жизнь и что есть Смерть. Если ей, Русалочке, уготовано беспечальное существование длиной в триста лета потом она растает пеной морской, то можно ли считать это жизнью Набежала волна и отхлынула. И всё! А вот человеческая душа бессмертна – после краткого пребывания на земле она отлетает в синее небо, в неведомые блаженные страны и пребывает там вечно. Лишь обладание душою дарует подлинную Жизнь, исполненную духовного смысла. А душу дарует Любовь. Легенды о воодушевлении 200 природного духа человеческой любовью существовали ещё в средневековье душа, полюбив, словно переливается через край, претворяя свой избыток в новую живую душу. Обретя е, и природный дух может познать любовь. У Андерсена не совсем так. Он верит, что вся природа напоена любовью. И не диво, что Русалочка полюбила ещё до того, как узнала и оду- шеи о любви. Её любовь истинна и животворна: изливаясь на принца, она отвоёвывает его у смерти. Чудо это свершается в сказке дважды уже в первый раз Русалочка идёт на риск Нет, нет, он не должен умирать Иона поплыла между брёвнами и досками, совсем забывая, что они всякую минуту могут раздавить её само. Во второй раз она поставлена перед жестоким выбором растаять ли тотчас морской пеной или выкупить свои оставшиеся двести восемьдесят пять лет ценою жизни принца. Она целует в лоб принца, а нож падает из руки её за борт и вонзается вводы, окрашивая их в цвет крови. Это умираете русалочье естество. Однако любовь бедной отвергнутой девочки столь велика, что смерть приходит к ней лишь для того, чтоб помочь ей в тот же миг родиться заново она ощутила волшебную лёгкость, услышала неземную музыку и поняла, что возносится ввысь, в сияющую голубизну. Нет, она ещё не получила бессмертной души и летит не в райские чертоги. Ей снова назначен испытательный срок в триста летно уже в новом качестве и с новыми сёстрами – сильфидами – дочерями воздуха. Грустный и всё же какой счастливый конец сказки Но разве счастье не становится более пронзительным от тонкого налёта грусти Безмятежно спит принц, улыбается во сне принцесса, и никогда они не узнают, что Смерть стояла у самого их изголовья. Для них Жизнь торжествует, и можно надеяться, что любовь их будет настолько крепка, что они будут жить долго и счастливо и умрут в один день, а души их полетят, обнявшись, прямо в небесную обитель. А Русалочке ещё предстоит долгий, неутомимый труд, новые жертвы и подвиги любви. Но разве не именно это и называется Жизнью Андерсен не смеет признать способность Русалочки любить за проявление души. Как в древней легенде, это всего лишь готовность к приятию души. Ну, что ж, она готова. Она замирает в парении на полпути к небесам, к вечности. Её вознесла Любовь. Она опять победила. В сказке Дочь болотного царя героиня душу обретает, хотя она дочь не столько вод, сколько тины. Это куда ниже уровня обычной русалки. И тем не менее, чудо совершается. Душу она обретает не только через приобщение к высокой духовной любви, но через веру и ритуал крещения. Дикое языческое получеловеческое созданье обращается в девушку, исполненную кротости и смирения. Таким образом, Андерсен как бы приручил неукротимые воды, придав их грозной красоте характер благости. Другое дело – Ледяная дева. Это сама Смерть. Смерть, ставшая зримой. Смерть, обретшая лицо. И весь ужас в том, что лицо её прекрасно. В нём отразилась и яростная красота диких неукрощённых води убийственная сила стужи, и обманная нежность ночи. Она, убивающая и уничтожающая наполовину дитя воздуха, наполовину могущественная властительница вод. Укротить Ледяную деву нельзя. Уже в одиннадцать лет Ханс Кри- стиан знал об этом. Тогда отец его, глядя на серебряные узоры на окнах, тихо спросил Что За мной пришла Мать испугалась, и неспроста. Весной, уходя, Ледяная дева увела за собой молодого башмачника. Таков её нрав всякий раз она непросто похищает очередную жертву, но разлучает любящих. Именно Любовь – самый исток Жизни – она и стремится уничтожить. А потому и маскируется под Любовь. Ханс Кри- стиан не мог отрешиться от образа обманной её красоты. В е годы была написана баллада Королева метелей. В ней словно оживает его молодой и весёлый отец Они весели громко и стройно пот, И по снежным сугробам идёт. Они с ветром пот, и с метелью свистит, 202 По сугробам глубоким к красотке спешит... Но красотка не дождётся суженого его перехватит королева метелей, заворожит ледяной красотой, околдует притворной любовью Ты так молод, прекрасен - со мною пойдём! Тыне хочешь ли быть королём? У меня есть чертоги в горе ледяной, Блещут радугой стены, и пол расписной, И на мягком сугробе нам быстро постель Нанесёт полуночи метель. Ив Королеве метелей, ив Снежной королеве ив созданной позже Деве льдов) повелительница мороза и буранов предстаёт в убранстве сверкающих драгоценностей зимы. Весь блеск и сияние инея, льдов и снегов влекутся за ней, как фата стеклянные замки – её замёрзшие мысли леденящие ветры Арктики – всего лишь её дыхание. Словно быстрый водопад, застывший неровными зеленоватыми глыбами блещет глетчер. А в глубине пропастей ревут бурные потоки, образовавшиеся из растаявшего снега и льда. Глубокие ледяные пещеры и огромные ущелья образуют там диковинный хрустальный дворец – обиталище Девы Льдов, королевы глетчеров, а сама она вихрем проносится над своими владениями, и ветер развеваете длинные белоснежные волосы и голубовато- зелёное одеяние, сверкающее подобно водам в глубинах ... озёр". Ледяная красота ослепляет, за блистаньем трудно распознать её смертоносную сущность. Только живому, полному любви сердцу это под силу. Его не обманешь, и сердце маленького Кая отважно рвётся сразиться с грозным противником. Правда, пока он столкнулся лишь с красотой сказок о ней, но и этого оказалось достаточно, чтобы угадать верный способе победить Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает Затем, впервые увидев эту женщину, укутанную в тончайший белый тюль, с глазами, что сверкали, как звёзды», мальчуган испугался в них не было ни теплоты, ни кротости. Он не захотел больше глядеть на не, нона него-то уже упал смертоносный взгляд и – охота началась. Бьёт королева прицельно один осколок зеркала троллей вонзается Каю в глаз, другой – прямо в сердце. И сразу прелесть роз для него меркнет, зато 203 власть её ледяной красоты становится неотразимой. Кай цепляет свои санки к саням Королевы не потому, что ему хочется прокатиться с ветерком. Нет, это наворожила, наколдовала красота непостижимая женщина в белых мехах, её леденяще-ласковый взгляд, серебряная повозка, бешеные кони, вихри метелей – всё волшебство, опасность, всё тайна, ужас и блаженство. И вот уже мальчик пересажен в большие сани, вот закутан в королевские меха, вот он уже обмирает от её поцелуя. Обмирает – в прямом смысле слова, он пронзён смертоносным холодом, коченеет, и не чувствует уже ничего. Сердце его перестаёт биться. Оно превратилось в кусок льда. Даже колдовство ледяной красоты над ним теперь не властно. И это понятно подобная красота не цель, она лишь средство – средство обольщения, похищения очередной жертвы. Так Андерсен подхватывает тему Гауфа, тему холодного сердца. Непросто подхватывает – развивает. Тема этическая переплетается у него с темой эстетической. Великан Михель, по сравнению со Снежной королевой, выглядит чуть лине эталоном чести он соблазняет свою жертву, ноне насилуете волю, он ждёт добровольного согласия. Соблазняет он довольно вульгарно – богатством. И нестойкий герой Гауфа совершает свободный выбор. Он отрекается от сердца, которое трепещет и болит. Мужественное сердце маленького Кая соблазняют красотой. Но до тех пор, пока в него не вселились троллевы, перевёрнутые критерии, оно нечувствительно к ледяной красоте. Андерсен наделяет своего героя собственными эстетическими представлениями прекрасное лишь тогда прекрасно, когда несёт в себе жизнь и любовь, красота лишь тогда подлинна, когда идёт об руку с истиной и добром. Мальчик, выросший вместе с розами под самым небом, держится стойко. Тут-то и пригодились тонкие и острые зеркальные осколки, извращающие зрение, а в сердце убивающие любовь. Утрата нравственных ориентиров отдаёт душу во власть торжествующей красоты смерти. Сердце Кая было сначала отравлено, а затем заморожено и похищено. И, кажется, безвозвратно. Но и Жизнь не так-то 204 легко отдаёт то, что принадлежит ей по праву. И вот начинается тяжкий труд отвоевания и спасения заледеневшего сердца мальчика. Нечеловеческому могуществу Снежной королевы противостоит маленькая девочка, отправившаяся искать своего братца и чуть лине весь путь проделавшая босиком. Так Афродита искала своего возлюбленного, похищенного мрачным царством Аида она шла, раня нежные ноги об острые камни, а из капель её крови вырастали анемоны. Там, где проходит Герда, тоже вырастают цветы они распускаются в сердцах всех, с кем встречается девочка. Словно факел зажигается от факела – все стремятся делать добро принц и принцесса, маленькая разбойница и растрогавшиеся разбойники, лапландка и финка, ворон с вороной и северный олень. И дело даже не в реальной помощи, которую они оказывают девочке, но её словно окутывает, поднимает над страданиями и непреодолимыми препятствиями объединённая добрая воля людей, птиц и зверей. Под этим напором любви должны рухнуть ледяные крепости злой королевы. И Герда приходит, наконец, к Каю. Сама того не осознавая, она тоже начинает ворожить, она совершает целый ряд ритуалов, которые снимают с застывшего мальчика злые чары «... в огромные ворота, проделанные буйными ветрами, входила Герда. Она прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули. Она свободно вошла в огромную пустынную залу и увидела Кая. Девочка тотчас узнала его, бросилась ему на шею, крепко обняла его и воскликнула – Кай, милый Кай! Наконец-то я нашла тебя Но он сидел всё такой же неподвижный и холодный. Тогда Герда заплакала горячие слёзы её упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела Розы цветут. Красота, красота Скоро узрим мы младенца Христа. Кай вдруг залился слезами и плакал так долго итак сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался.<…>Герда поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зацвели розами, поцеловала его в глаза, и они заблистали, как её глаза поцеловала руки и ноги, ион опять стал бодрыми здоровым. Андерсен соединяет всю ворожбу, всенародные обряды, призванные оживить мёртвого и запечатлённые фольклорной сказкой магию касания, магию называния по имени, магию слова, магию музыки, пения, магию горючей слезы – живительной солнечной влаги и, наконец, магию поцелуя, объединившего дыхание и прикосновение. Сознательно Герда прибегает только к имени Божьему и молитве. О волшебной силе всех остальных своих действий она не подозревает. Она действует инстинктивно. Кая оживляет магия её Любви. И сказка завершается полным торжеством не- винно-радостной воскресшей Жизни. И всё же какое-то смутное беспокойство омрачает счастливый конец истории Кая и Герды. Фольклорные сказки, конечно, тоже завершаются спасением одного из любящих и их воссоединением, но предшествует этому открытый поединок и гибель злодея. Ну, а Снежная королева попросту улетела проверить глетчеры где-то на юге и невольно предоставила Герде свободу действий. Кай отвоёван, но Снежная королева жива, и жива еле- деняще-жгучая красота. Финал, таким образом, можно считать открытым. Эта страшная и прекрасная героиня перебирается в другие сказки, например, в Деву льдов. В ней она тоже покушается на счастье влюблённых и выходит победительницей. У многих читателей при чтении этой сказки вскипает негодование против сказочника как мог он позволить Ледяной деве безнаказанно похитить весёлого и смелого жениха в канун свадьбы, обездолить невесту, такую нежную, прелестную и почти совершенно невинную Мог. Всё дело в маленьком словечке почти. Андерсен порой бывает бескомпромиссно суров. Обнаружив ив сердце Руди, ив сердце Бабет- ты самые тонкие, почти незаметные осколки зеркала тролля, он понимает, что они беззащитны перед натиском Ледяной девы. Сохранность их счастья и жизни могла бы обеспечить только такая же неколебимая любовь, какой горело сердце Герды. От этого чистого пламени оттаяло сердце Кая. Но, видно, такая любовь осталась лишь в сказках. Ещё до Девы льдов, в 1852 году, Андерсеном была написана история Под ивою. Она кажется зеркальным отражением сюжета Снежной королевы. А раз зеркальным, то – с печальным концом. В ней мальчик 206 бродит по свету в поисках дороги к той девочке, с которой они играли под ивою. Он бродит всю жизнь. Но она недостижима – она прославленная певица, она царит в недосягаемой выси искусства. И хоть любовь постаревшего мальчика неизменна и горяча, она не может растопить хрустальных стен заколдованных дворцов. Ион находит успокоение, умирая под ивою. Таковы варианты разработки темы холодного сердца у Андерсена. Как видно, даже искусство, не согретое любовью, может быть смертоносно. И всё же гораздо чаще искусство связано у Андерсена с комплексом – истина, добро и красота. Оно властвует над разрушительной силой времени и смерти. Оно пробуждает в человеческих душах высокие порывы, оно посрамляет мелочность, вульгарность и злобу. Великой верой в животворную силу искусства дышат сказки Старая могильная плита, «Психея»(1861), Золотой мальчик, Самое невероятное. В сказке Подснежник) вновь возникает единоборство хрупкой красоты и сил холода. И вновь побеждает красота, побеждает именно нежностью и хрупкостью, простодушной преданностью солнечным лучам. В них-то и таится, по Андерсену, самая могучая сила жизни. На них и держится истинное искусство. Подснежник – это душа поэта. Может быть, она возрождается каждой весной Подснежники сам не знал, какой он сильный ему прибавляла сил жизнерадостность и вера в то, что лето всё равно придёт. <…> Итак он стоял, исполненный любви, веры и надежды, в белом наряде на белом снегу и склонял голову, когда густо падали снежные хлопья и дули ледяные ветры. В нём вызревала песня. А песня, вырвавшаяся из души поэта, точь-в-точь как солнечный луч, возрождает всё, к чему прикоснётся. И это знает каждый ребёнок. Ведь трудно найти ребён- ка, который не знал бы сказки Андерсена Соловей. Помните, как песня маленькой серой птички отогнала от ложа императора саму Смерть Она свилась в белый холодный туман и вылетела в окно. А когда слуги 207 явились взглянуть на умершего, он встал передними в полном императорском облачении и сказал "Здравствуйте" Вопросы и задания 1. Расскажите о конфликтах в сказках Андерсена. Кто, как правило, в них представляет силы добра, а кто – силы зла 2. Назовите сказки, почерпнутые непосредственно в национальном датском фольклоре. Как выглядит герой этих сказок 3. Какова роль искусства в сказках Приведите примеры. 4. Каково значение Красоты для Андерсена? Как оно соотносится с понятием Добра Ас понятием Правды ГЛАВА 6 РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА |