Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.2. ЭТА. ГОФМАН И ЕГО СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ЩЕЛКУНЧИКИ МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ.

  • Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
    АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    Дата28.01.2017
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    ТипУчебник
    #734
    страница11 из 40
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   40
    ГЛАВА 5. ЗАРУБЕЖНАЯ СКАЗКА ЭПОХИ РОМАНТИЗМА
    5.1. РОМАНТИЧЕСКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ Это было тяжкое время для Европы Франция переживала колоссальной силы социальный взрыв – в 1789 году началась Великая французская революция, которая длилась и сотрясала мир в течение пяти лет. Последний год, год революционного террора, был, вероятно, самым тяжкими кровавым. Настроение, которое породили революционные события, можно определить одним словом – разочарование. Вера в возможность переустройства мира на гуманных основаниях рухнула. В лагере, противоположном революционному, она рухнула тоже сохранить прежнюю, монархическую форму государственности не удалось – она изжила себя. Кровь пролилась понапрасну. Уроки революционных потрясений необходимо было осмыслить. И пока французы строили баррикады и умирали на них, эти катастрофические события осмыслялись в соседней Германии, стране философов.

    168 Именно там из глубочайшего разочарования, охватившего мир, родилось романтическое искусство. Впервые слово романтический появилось у английских писателей ещё в х годах XVIII века. Но тогда оно обозначало всего лишь живописный, те. фантастический, сказочный, принадлежащий нездешнему миру. По-настоящему романтическое сознание оформилось в е годы XVIII века в Германии и означало оно новую целостную систему философских и эстетических взглядов. Она утверждала веру в существование иного, нематериального, мира. Причём, именно этот мир воспринимался романтиками как истинный. То было царство чистой духовности, истины, добра и красоты – мир Божий. К нему-то и стремилась душа романтика. В мире здешнем – мире мелочности, пошлости и злобы – она задыхалась. В поисках чего-то истинного, крупного, настоящего романтики обратили взор к историческому прошлому своего народа. Им казалось, что там, в далёкие времена, едва различимые сквозь туман столетий, вырисовываются могучие фигуры богатырей, за толстыми стенами замков таятся великие страсти, совершаются грандиозные деяния. От истории романтики перешли к временам доисторическим, они начали изучать мифологию своих далёких предков, их художественное наследие. Романтики первыми стали собирать, изучать и систематизировать фольклор. Ну, а те из них, кто предавался поэзии, создали целую заповедную страну грёз и фантазий, где царили подлинные и яркие чувства, красота и мудрость, где душа поэта парила вольно и счастливо. Подобно любому религиозному человеку, романтик представлял себе душу как некую бессмертную сущность она была всегда и обитала близ Бога. Когда жена земле рождалось дитя, душа вселялась в этот маленький дрожащий комочек плоти. Огромная, вечная мудрая душа поселялась на некоторое время в этом маленьком существе. И, конечно, поначалу душе было непривычно в её новом месте обитания, она тосковала о том мире, из которого пришла. Поэтому-то ребёнка как бы сама природа наделила романтическим мироощущением странной тягой к иным неведомым мирам,

    169 особым даром улавливать неясные импульсы, исходящие из них, иной раз прозревать глубинную сущность вещей сквозь непрозрачный покров обыденной жизни. Взрослым, чья душа уже успела позабыть свою истинную родину, все эти способности абсолютно недоступны и даже кажутся чем-то подозрительным, излишним, враждебным здравому смыслу. Взрослые погружены вделав заботы о хлебе насущном, ими руководит рассудочность и прагматизм. Так романтиками впервые был открыт ребёнок. Сих точки зрения, сам романтик – дитя, которое так никогда и не взрослеет, но сохраняет связь с таинственными высшими сферами. Поскольку ребёнок надел н совершенно другим типом мышления, по сравнению со взрослыми, то он среди них выглядит чужаком. Точно также, как и романтик. Так возникает неизбежный трагический конфликт, отражённый практически во всех романтических произведениях противостояние романтического героя взрослого мечтателя или ребёнка) реальной действительности. Конфликт является трагическим, потому что он не может быть разрешён: ни обыденный мир не поймёт и не примет никогда романтического героя, ни романтический герой никогда не пойдёт на соглашение с вульгарной обыденностью. Противостояние оборачивается полным одиночеством героя, изоляцией его от людей. В том случае, когда героем является ребёнок, он чаще всего окружён родными и любящими людьми. Но вся печаль в томи состоит, что и любящие родители, и старшие братья и сёстры не могут понять детскую душу, её томления, неясные и самому ребёнку. Вспомним
    Карлссона, который живёт на крыше. Он прилетает к Малышу, потому что слышит его безмолвный и страстный зов. А Малыш, со всех точек зрения, благополучный, даже счастливый ребёнок: у него есть нежные и заботливые мама и папа, школьные друзья, брат и сестра, отдельная комната, наконец, Щенок Но Малыш стоит у окна в этой своей комнате, полной игрушек, и тоскливо смотрит вдаль ему чего-то, кого-то смертельно не хватает. И вот тогда появляется Карлссон. Откуда С крыши Сверху Из неведомого мира, где живут птицы, где случаются рискованные и великолепные приключения, где так хороши белые ночи итак близко небеса. Малыши Карлссон – наши современники. Возникнув в конце XVIII столетия, романтизм, вовсе не прекратил своего существования с наступлением эпохи реалистического искусства, а затем и других литературных направлений. Несколько видоизменившись, он продолжает существовать посей день, поскольку романтики, по- видимому, никогда не переведуться. Что же касается детской литературы, тов ней романтизм остаётся ведущим направлением, поскольку детское сознание типологически сходно с сознанием романтическим. Даже в сугубо реалистических произведениях о детях или для детей непременно обнаруживаются элементы романтизма. Потому, что романтическое миросозерцание естественно для юного существа, потому что в книге это юное существо ищет отзвука своих стремлений и чувствований. Следовательно, ему необходима книга, несущая в себе стремления к высшему, совершенному, прекрасному и доброму. И такая книга для ребёнка – самый лучший витамин роста.
    5.2. ЭТА. ГОФМАН И ЕГО СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ЩЕЛКУНЧИКИ МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ.
    Эрнст Теодор Амадей Гофман(1776 – 1822), один из самых ярких талантов Германии начала XIX столетия, был человеком с детства очень одиноким. Родился он в Кёнигсберге 24 января года. Мальчику едва исполнилось два года, когда брак его родителей был расторгнут и мать, забрав ребёнка, переезжает в дом своего брата. Дядя, Отто Вильгельм, был человеком сурового нрава. В семье царила атмосфера ограниченной или- цемерной морали. Любви и ласки этот ребёнок не видел. Утешение находил в музыке. Мечтал стать композитором. Впрочем, очень рано он пристрастился и к рисованию, мечтало живописи. Поэзия волновала его ум не меньше. Трудность состояла лишь в выборе меж искусствами. Но семья настояла на юридическом факультете. Так он стал нотариусом, адвокатом
    – государственным служащим, человеком подневольным. Юноше кажется,

    171 что под архивной пылью будущность его сереет, пропадает. Он попадает в Варшаву, крупнейший культурный центр Пруссии. Здесь Гофман, не прекращая опостылевшей службы, окунается в мир искусства руководит филармоническим обществом, дирижирует концертами, читает доклады на музыкальные темы. Когда в Варшаву вошли войска Наполеона и все прусские правительственные учреждения были распущены, Гофман очутился без средств, но зато и без необходимости ходить на службу. Вот тут-то они предаётся всецело поэзии. Он выпускает сборник под названием Фантазии в манере Калло» (1814). Сборник назван в честь французского художника Жака Калло (1592 - 1635): Гофмана зачаровывали его офорты, на которых легко узнаваемые типы людей соседствуют, а порой сливаются с невероятными существами, словно бы явившимися прямиком из преисподней. Как у Калло, фантазии Гофмана и странны, и страшны, и смешны. Среди этого причудливого собрания помещена и сказка Щелкунчики Мышиный король. Именно с этой прекрасной сказки начинается настоящая детская литература.
    Гофман сразу же находит удобную для детского чтения форму весь текст разбит на компактные главки, которые ребёнок может за один раз прослушать перед сном или самостоятельно прочесть, не уставая. Но откладывать книжку не хочется, потому что каждая главка, завершая какую- то небольшую тему, останавливается в преддверье какой-то новой тайны. История Щелкунчика начинается сточного указания времени и места действия. Двадцать четвёртого декабря детям советника медицины
    Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их и совсем не пускали. В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник. Деловое, казалось бы, указание на время действия на самом деле сразу же включает читателя в сказочную ситуацию. Двадцать четвёртое декабря сочельник Рождества Христова. В ночь под Рождество всегда свершаются чудеса. В комнату не вносят лампы для того, чтобы свет первой звезды прорезал тьму и ознаменовал дивный момент рождения божественного младенца. Герои сказки – восьмилетняя девочка Марии её брат Фриц – уже достаточно большие, чтобы прекрасно знать о чуде переживаемой ночи. Это знание не остаётся рассудочным, оно выливается в смутные томительно-прекрасные ощущения им чудилось, будто над ними веют тихие крылья и издалека доносится прекрасная музыка. Откуда это, издалека Из Рая, конечно Значение места действия, так точно воссозданного Гофманом, не оставляет сомнений – это модель мира. Тёмная детская, где дети сидят взаперти, является как бы миниатюрным воспроизведением нашей земной сферы жизни. Она отграничена от таинственной гостиной проходной комнатой. Проходная комната и есть граница меж мирами – нейтральная полоса. Ну, а гостиная. Конечно же она сверкающее подобие высшего блаженного края. Светлый луч скользнул по стене, тут дети поняли, что младенец Христос отлетел на сияющих облаках к другим счастливым детям. Ив тоже мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик “Динь- динь-динь-динь!” Двери распахнулись, и ёлка засияла таким блеском, что дети с громким криком Ах, Ах – замерли на пороге. Светлый луч звезды возвещает о главном чуде этой ночи границы меж мирами раскрылись, младенец Христос в сопровождении сонма ангелов спускается на землю к другим счастливым детям, асами дети получили право доступа в райский сад, посреди которого высится древо жизни. Рай – прежде всего царство света. Блаженство сияния после мрака заточения – главное из райских блаженств. И Гофман не жалеет слов для воспроизведения образа светозарного мира Большая ёлка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками ... Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звёздочки, сверкали в густой зелени ... Вокруг дерева всё пестрело и сияло. Смоделированный родителями для детей рай превосходит все их ожидания. Не знаю, кому под силу это описать – восклицает Гофман. По замыслу взрослых, более всего должен был восхитить детей главный подарок – изумительный замок с золотыми башенками, где прохаживаются кавалеры и дамы, а детишки пляшут под музыку. Однако когда Фриц просит крёстного Дроссельмейера, смастерившего эту хитроумную игрушку, заставить обитателей замка двигаться по-другому, выясняется, что это невозможно Механизм сделан рази навсегда, его не переделаешь отрезает он. Неразумные дети разочаровываются, а взрослые продолжают восхищаться сложностью и отлаженностью устройства огромной музыкальной шкатулки. И немудрено Взрослые обожают механизмы, ведь и вся их взрослая жизнь механистична. Она сделана рази навсегда и таким образом упорядочена. Очень целесообразно, но для ребён- ка неприемлемо ребёнок пока ещё в большей степени природное существо, свободное, живое. И вот Фриц отправляется к своим гусарам, которые могут скакать и стрелять сколько душе угодно, а Мари застывает, увидев замечательного человечка. Кажется, будто слово замечательный вырывается из уст Мари, хотя на самом деле, очарованная, она не произносит не звука. Слово сказано
    Гофманом, и это самое первое слово, которое относится к Щелкунчику. Поэт говорит за Мари вмиг потрясения маленькой героини он сливается с ней. Когда же он хочет объективно обрисовать замечательного человечка, то признаёт, что тот и нескладен, и несуразен, в общем, довольно уродлив. Но Мари ничего этого не замечает.
    13
    Возникшая тема
    – соотношения живого им ртвого, механического – получит развитие ив творчестве самого Гофмана, ив мировой литературе. Всякий раз она будет рассматриваться по-разному. В фантазии Песочный человек Гофман представит куда более сложный механизм, чем замечательная музыкальная шкатулка это будет прекрасная дева Олимпия, которая не только городскими обывателями, но и романтичнейшим юношей будет восприниматься как воплощение идеала жизни и женственности. Но сконструирована-то она будет неким жутким Песочным человеком, едва лине самим дьяволом. Трагическая эта история – показатель меры ослепления и омертвения нас и нашего бытия. Совершенно по-другому эта тема будет разработана В.Ф.Одоевским в его сказке для детей Городок в табакерке, где как раз работа механизма, так остроумно придуманного, и будет представлять главный интерес и восхищение ах, как же всё это ловко устроено

    174 Образы девочки и уродца Щелкунчика, безусловно, возникают как отзвук фольклорного мотива Красавицы и Чудовища. Однако во всех народных сказках Красавица, отправляясь к Чудовищу, приносит себя в жертву. Только много позже она начинает жалеть доброе чудовище. С Мари же всё иначе он « полюбился ей с первого взгляда и кажется ей миловидным, хорошеньким, красивым. Значит это одно Мари обладает тем удивительным зрением, которое позволяет ей проникать взглядом в самую глубь явления и постигать его сущность. Пока, разумеется, на инстинктивном уровне. В первый момент встречи она, конечно жене понимает, что Щелкунчик – заколдованный принц. Но она видит перед собой прекрасное существо с ласковыми глазами, а не жалкого уродца, который и не человек вовсе, атак, щипцы для щёлканья орехов. Взгляд Мари – взгляд ребёнка и прирождённого романтика. Но это ещё не значит, что каждый ребёнок – романтик. Фриц тут же демонстрирует свою «антироман- тичность»: он ломает зубы Щелкунчику да ещё и смеётся над его страданиями. Так вновь подтверждается истина романтический герой – личность и впрямь исключительная, не только среди взрослых, но даже и среди детей.
    Именно на обыкновенных людей сих поверхностным зрением и рассчитано было колдовство королевы Мышильды. Во всех народных сказках злые силы стремились отвратить сердца людей от прекрасных принцев и принцесс. Для этого они обращают их красоту в безобразие. Но
    Мышильда превращает юного Дроссельмейера непросто в уродца, а вин- струмент, в механизм, таким образом, вышвыривая его вообще за пределы жизни. Вот уж коварство так коварство Точный был расчёт! Фриц вот, как и задумывалось, увидел в Щелкунчике только инструмент. И Мари, которую механизмы тоже не интересовали, должна была от Щелкунчика отвернуться. Однако. В этом-то и состоит вся слабость злодеев не в состоянии они представить себе, что чувствует светлая душа и на что она способна.
    Чуть позже, когда Мари, как и положено сказочной героине, ради своего избранника пройдёт через множество жестоких испытаний, Крёст-

    175 ный скажет ей Ах, милая Мари, тебе дано больше, чем мне и всем нам. Ты ... – прирождённая принцесса ты правишь прекрасным, светлым царством. «Прирождённая принцесса – такой термин изобретает Гофман. Означает он – истинная романтическая героиня. Но жребий истинного романтического героя тяжел он обречён на одиночество. Будем честны это не только удел, но и результат свободного выбора. Как только в жизнь Мари вошёл Щелкунчику неё появилось сокровище, которое она тщательно охраняет от чужих взоров. Она строит свой внутренний мир, строит в тишине ив тайне, и сознательно совершает выбор одиночество. Мари, самане зная почему, не решилась признаться маме в том, что лежало у неё на сердце. Однако, сделав выбор, она не представляет себе, как он опасен. Оставшись наедине со Щелкунчиком, она шагнула из уютной детской в царство добрых и злых чар. Переход из одного мира в другой совершается в определённый сакральный час часы бьют полночь. И тут раскрывается пол, и появляется семиглавый мышиный король со своим войском. В ночь перед Рождеством, когда все границы разомкнуты, не только ангелы слетают с небесно и хтонические – подземельные – существа выползают из тёмных своих нор. Для Мари начинается время испытаний. Когда утром мама находит девочку на полу в луже крови и без сознания, это страшно. Обморок – подобие смерти. Мари пребывала в нём несколько часов. Это нечто иное, как ситуация «едва-не-смерть», которую проходят все герои народных сказок они умирают, чтобы возродиться в новом качестве. В глубокой древности данная ситуация включалась все- рию обрядов, сопровождающих инициацию. Инициация – ритуал, который знаменовал переход человека из одного социального статуса в другой. В семье, вроде был ребёнок, но теперь его больше нет, он умер, а на его месте появился новый член рода – молодой воин, охотник или взрослая девушка, молодая жена.

    176 Вот и Мари, вернувшись к жизни, меняется она явно взрослеет, становится гораздо смелей такая кроткая раньше, она гневно выговаривает
    Дроссельмейеру: Окр стный, какой ты гадкий ... Почему тыне поспешил на помощь Щелкунчику, почему тыне поспешил на помощь мне, гадкий крёстный?» Родители в ужасе, но крёстный, оставшись наедине с девочкой, объясняет ей своё невмешательство и её собственную роль – это роль героини много придётся тебе вытерпеть, если ты возьмёшь под свою защиту бедного уродца Щелкунчика Ведь мышиный король стере- жёт его на всех путях и дорогах. Знай не я, а ты, ты одна можешь спасти Щелкунчика. И Мари готовит себя к борьбе, к лишениям. Но то, что в мире грёз сопряжено с такой глубокой серьёзностью, в мире реальном все считают бредом, а затем – ложью. Это её-то, такую правдивую девочку, объявляют лгуньей Ей даже запретили вообще упоминать о Щелкунчике. Девочку окружает тёмная стена непонимания, одиночество превращается в трагический удел Теперь бедняжка Марине смела и заикнуться о том, что переполняло ей сердце и вместо того, чтобы играть, как бывало раньше, могла часами сидеть смирно и тихо, уйдя в себя Один лишь крёстный Дроссельмейер понимает Марии помогает ей понять самоё себя. Для этого он рассказывает ей сказку о принцессе Пер- липат. Вот кто претендует на роль прирождённой принцессы Но Перли- пат, королевская дочь, оказывается истинной виновницей уродства Щелкунчика. Раздумывая над её историей, Мари понимает свою миссию она должна снять чары с заколдованного принца. Никто не говорит ей о том, как это можно сделать. Никто, кроме её сердца. Мари сидела около стеклянного шкафа и, грезя наяву, глядела на Щелкунчика. И вдруг у неё вырвалось Ах, милый господин Дроссельмейер, если бы вы на самом деле жили, я не отвергла бы вас, как принцесса Перлипат...». Эти-то слова и следовало произнести, и как раз с таким чувством, рвущимся из сердца. Они и были заклинанием. Раздаётся грохот, Мари падает со стула без сознания. Сказка заканчивается свадьбой Когда Мари приводят в чувства, мама пеняет ей Ну, можно ли падать со стула Такая большая девочка А девочка и впрямь большая. И неслучайно со стула падала и опять сознание теряла. Как должно произойти её внезапное взросление – уже не внутреннее, а внешнее Как Щелкунчик может переродиться в юного и пригожего Дроссельмейера, племянника крёстного? Да, через заклинание, аза- тем через волшебное действие оземь девочка грянулась – встала уже невестой. На свадьбе у них плясали двадцать две тысячи нарядных кукол, а уж музыка гремела. Музыка прошла через всю сказку. Мы слышали и серебряный колокольчик, возвестивший о Вифлиемской звезде, и жутковатую песнь часов, и победный гром военного гусарского оркестра Фрица, и страшную музыку сражений. Номы не только слышали, мы видели эту сказку о любви и мужестве, видели и нарядных кукол, и пёстрый убор л- ки. И, наконец, золотую карету, запряжённую серебряными лошадьми, в которой молодой Дроссельмейер увёз свою невесту. Этот праздник музыки, красок, поэзии и мудрости подарил нам великий сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман. Вопросы и задания

    1. Расскажите, что вызнаете о личности Э.Т.А.Гофмана. Какое значение в его жизни имели музыка, изобразительные искусства и само понятие синтез искусств
    2. Объясните, какую роль играют в сказке Э.Т.А.Гофмана Щелкунчики Мышиный король точное указание времени и подробное описание места действия.
    3. Чем продиктована необходимость использования такого композиционного прима, как сказка в сказке
    4. Что означает для Гофмана и его героев понятие «прирождённая принцесса
    5. Какую роль в сказке играет крёстный Дроссельмейер и его замечательные поделки
    6. Почему в качестве антигероя Гофман изобразил Мышь
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   40


    написать администратору сайта