Главная страница

Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


Скачать 2.59 Mb.
НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
Дата28.01.2017
Размер2.59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
ТипУчебник
#734
страница22 из 40
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   40
7.2. ПОЭЗИЯХ ГОДОВ. Первооткрывателем нового направления в детской послеоктябрьской литературе стал Корней Иванович Чуковский (1882-1969). Его литературная деятельность поистине безгранична. Его первые статьи появились в
1901 году, и с этого времени началась непрекращающаяся интенсивная жизнь Чуковского – критика, публициста, исследователя русской литературы второй половины XIX в. (От Чехова до наших дней, 1911), поэзии и прозы его современников. Много времени он отдал разысканию и публикации полного Некрасова (СПб., 1920), эта тема привлекала его долгие годы и завершилась книгой Мастерство Некрасова» (1952). В огромной разносторонней литературной работе Чуковского, лингвиста, переводчика, теоретика художественного перевода была одна область, к которой он относился с особенной самозабвенной любовью. Такой областью в его литературной судьбе стало создание сказок и стихотворений для детей – по существу, детского эпоса. За этим горячим увлечени-
57
Собр. соч. М, 1953, Т. 25, Сем стояло желание узнать и понять мир ребенка, обостренный интерес к ребенку. Он писал Наши дети для нас незнакомцы. Мы видим их урывками, налету. Словно в сумасшедшем трамвае мы проносимся мимо детей
– в вихре всяческих дели хлопот. Попытка ответить на это ставшее привычным неуважение к ребенку привела Чуковского к решению Уйти в детвору, как некогда уходили в народ, к необходимости почти порвать с миром взрослых и водиться лишь с трехлетними ребятишками Вероятно, мир детства был настолько ему близок, что он вошел в него легко и свободно. Как писала о нем его дочь, Лидия Корнеевна Чуковская, сам он, во всем своем физическими душевном обличье, был словно нарочно изготовлен природой по чьему-то специальному заказу для детей младшего возраста и выпущен в свет тиражом в один экземпляр».
59
«Хождение в детство открыло то многое, что станет потом основой для его сказок и стихов. Он был убежден все дети в возрасте от двух до пяти лет верят и жаждут верить, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья. Необычайную значимость он придавал детскому смеху. Этот смех лучшее доказательство, что дети реалисты смех – это результат их жизненного опыта, утверждения себя в этом опыте».
60
Современный историк литературы пишет Свои исследования детского мышления и словотворчества он (Чуковский – Е.П) проводил также, как полевой этнолог исследует примитивные культуры, – погружением в изучаемую среду Это исследование открыло для Чуковского важные принципы педагогики детства. Убежденный, что художественный образ, особенно если ему придана стихотворная форма, есть наиболее могучий рычаг педагогики раннего возраста, он определили главную творческую задачу помогать утверждаться детскому оптимизму, средствами поэзии
58
Чуковский К.И. Маленькие дети. Л, 1929. С.
59
Чуковская Л. Памяти детства. МС Чуковский К.И. Управдом или Дарвин Лит. газета. 1932, 11 сентября.
61
Мирон Петровский. Вступ. статья Поэт Корней Чуковский». В кн Корней Чуковский. Стихотворения СПб, Новая Б-ка поэта, 2002. С. 6.

308 открывая путь к радостным эмоциям, к яркой и ритмической словесной игрек проявлению заложенного в ребенке творческого начала. На основании этих глубоких исследований Чуковский создал книгу, аналогов которой, вероятно, нет От двух до пяти. В этой книге (ее переизданиям несть числа, при жизни Корнея Ивановича каждое издание дополнялось им новыми примерами, новыми размышлениями, а иногда и новыми главами, построенной на фактическом материале, автор задался целью художественного исследования умственной и психической жизни ребенка. Особенно его интересует здесь проблема речевого развития автору книги представляется, что овладение речью является одним из величайших чудес детской психической жизни. Этот свой тезис Чуковский проверяет и доказывает на множестве интереснейших и убедительных примеров. В главах Неосознанное мастерство, Величайший труженик Чу- ковский связывает неосознанные открытия ребенка с народной этимологией, а эта глубинная связь, в свою очередь, ведет ребенка к самому главному к завоеванию грамматики. В постижении растущим человеком грамматики Чуковского интересует все и подражание взрослыми разногласия сними, когда возникает свой вариант, поражающий неопровержимой логикой («– Пойдем в этот лес заблуждаться. Или, когда выясняется, что баран – она овца – она, появляется естественная поправка почему папа – он Или « - Мама, утки утьком идут – Гуськом. – Нет гуси – гуськом, а утки – утьком.» Задумываясь о стиховом воспитании ребенка глава Как дети слагают стихи, Чуковский на примере влечения ребенка к рифме, над тем, как и что, почти даже в экстазе, он сочиняет, создает своеобразный поэтический кодекс, названный им Заповеди для детских поэтов. Всегда ли каждый поэт, пишущий для детей, строго следует этим наставлениям Вероятно, у каждого настоящего поэта есть свое отношение к стихотворному слову, свой неповторимый стиль и голос, но мимо этих удивительно многогранных заповедей – открытий, думается, не прошел ни один детский поэт.

309 Вопросы и задания

1. Какие новые темы, сюжеты, черты вошли в поэзию для детей х годов
2. В каких стихотворениях х годов поэзия открыла характерные для времени черты современного ребенка
3. Что нового внесла в литературу х годов поэзия обэриутов?
4. Назовите имена запомнившихся вам героев в стихотворениях этого периода. Определите, что нового открыла поэзия в представлении об окружающем мире.
5. Назовите стихотворения, в которых наиболее ярко проявились особенности поэзии обэриутов.
7.2.1. Сказочные поэмы К.И. Чуковского Определить точную дату создания первой эпической поэмы-сказки
Чуковского Крокодил трудно, но есть два важных свидетельства. Находясь вместе в поезде по дороге в Куоккалу (теперь Репино) в гости к художнику И. Репину, Горький заговорил с Чуковским о детской литературе, к тому времени Чуковский был известен, как автор нашумевшей статьи
«Нат Пинкертон». Понимая необходимость этой статьи, направленной против вульгарной литературы, Горький заметил Сейчас одна хорошая детская книжка сделает больше добра, чем десяток полемических статей. Вот напишите-ка длинную сказку, если можно в стихах, вроде Конька- горбунка, только, конечно, из современного быта Поездка была в 1916 году. По нескольким упоминаниям Чуковского, все его попытки написать что-то, сидя за столом, успеха не имели. И однажды, благодаря непредвиденному случаю, сказка создалась сразу же, без промедления. Вот как рассказывает об этом сам ее автор. Но случилось так...что мой маленький сын заболели нужно было рассказать ему сказку. Заболел он в Хельсинки, я вез его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал, чтобы как- нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический грохот бегущего поезда все, что в этот момент приходило в голову. Стихи сказались сами собой. Ни минуту он не думал ни о форме, ни о рифме, ни об эпитетах, он торопился любым способом отвлечь мальчика от томившей его боли. Вся ставка была на скорость, на быстрейшее чередование событий и образов, чтобы больной мальчуган не успел низа Чуковский К. Об этой книжке. Стихи. МС стонать, ни заплакать. Поэтому я тараторил, как шаман Признание это, особенно в шаманстве (по существу, импровизации) объясняет многое в Крокодиле. Внимательный читатель почувствует ритмические совпадения между сказкой и многими произведениями русской поэзии поэмами МЮ. Лермонтова Мцыри и Н. Гумилева «Мик». Но больше всего ритмических совпадений падает на долю НА. Некрасова: Милая девочка
Лялечка / С куклой играла она / И на Таврической улице вдруг увидала слона. Эти ритмические заимствования как нельзя лучше объясняют шаманство поэта его колдовская память (а он, также, как С.Я. Маршак, знал всю русскую поэзию наизусть) подбрасывала ему все что в эту секунду могло пригодиться для создания нового эпизода или нового поворота в сюжете не только из классики, но и из детского фольклора, из уличной пе- сенки.
64
Сказка Крокодил была первой, проложившей начало всему последующему комическому эпосу в творчестве Чуковского. Здесь родилась
«корнеева рифма Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил, Папиросы курил,
По-турецки говорил – Крокодил, Крокодил Крокодилович! В этой сказке перед читателем впервые в литературе для детей открывается улица большого города, с ее движением, с массой разнообразного народа. Еще больше поразит читателя фантастический темп развития сюжета, где с невероятной быстротой одно событие сменяет другое. После многих причудливых происшествий наступает счастливый конец – примирение двух миров человеческого и звериного. Для общей гармонии люди и звери должны отказаться от самого страшного. Мы ружья поломаем / Мы пули закопаем, / А вы себе спилите / Копыта и рога. Как меняется
63
Там же. С.
64
См. об этом Гаспаров Б.М., Паперно И.А. Крокодил К. Чуковского: к реконструкции ритмико- семантических аллюзий Тезисы 1 Всесоюзной (III) конференции. Тарту, 1975. С. 165-169.

311 мир, какая совсем новая открывается жизнь И наступила тогда благодать Некого больше лягать и бодать. <…> По вечерам быстроглазая Серна Ване и Ляле читает Жюль-Верна. / А по ночам молодой Бегемот / Им колыбельные песни поет. <…> Вон, погляди, по Неве по реке / Волки Ягненок плывут в челноке. Библейская мечта и детская совпадают. В этой поэме впервые с такой силой игровой фантазии возникнет страна Африка, огромная площадка для всяких приключений, недаром про нее написано так Африка ужасна.
Да-да-да! Африка опасна,
Да-да-да! Не ходите в Африку, Дети, никогда. Именно поэтому. как только папочка и мамочка уснули вечерком, / А Танечка и Ванечка – в Африку тайком. И, наконец, именно в Крокодиле появляется небывалый еще юный герой – Это доблестный Ваня Васильчиков». Он боец, Молодец, Он герой Удалой Он без няни гуляет по улицам. Именно с этого героя, Вани, начинается проходящая через все сказки, может быть, главнейшая для Чуковского мысль неважно, кто ты, а важно, какой ты. В руках у Вани, побеждающего Крокодила и все нашествие зверей, всего-то сабля игрушечная. Другой герой, спасающий Муху-
Цокотуху от страшного паука, – всего лишь маленький Комарик, третий – Воробей, легко и просто справляется с грозным Тараканом. Отвага и неустрашимость маленького героя подчеркивается еще и тем, что сильные, клыкастые, зубастые всякий раз трусливо прячутся. Победа маленького над большим – тема, уходящая в фольклор (вспомним Илью Муромца и Идолище поганое, в библейские истории (Давид и Голиаф. Об этическом начале своих сказок лучше всех сказал сам Чуковский, как бы комментируя замысел Крокодила. Он писал Нужно выдвинуть на первый план серьезный смысл этой вещи. Пусть она останется легкой, игривой, но под спудом в ней должна ощущаться прочная моральная основа, а под шутливыми образами далеко нешуточная мысль».
65
Неповторимый сказочный мир Чуковского необычайно разнообразен и своими сюжетами, и своим небывалым звериным миром, где легко и просто уживаются козявочки и букашечки с гиенами, носорогами и акулами, и своими завораживающими географическими пространствами. На всей территории сказок Чуковского царят неудержимая выдумка, шутка, игра, нонсенс, перевертыш. Перевертыш, быть может, самый любимый прием в его сказках. На этом приеме держатся сказки «Чудо-дерево»
(1924), где возможна самая что ни наесть несусветица А на дереве ерши Строят гнезда из лапши. <…> В огороде-то на грядке / Вырастают шоколадки, и Путаница, где все меняется местами, верх становится низом, происходит великая неразбериха с звериными голосами, и вообще наступает полное отклонение от привычной житейской нормы Рыбы по полю гуляют, / Жабы по небу летают. Перевертышам Чуков- ский посвятил отдельную главу в книге От двух до пяти, где он задается вопросом в чем польза детского влечения к игре в перевернутый мир. Он находит ключ к этой разнообразной и радостной деятельности в игре, которая необходима ребенку и для развития его умственной и нравственной деятельности. Для него эта обратная координация вещей представляет собой разные виды игры мыслительной, игры ума, потому что ребенок играет не только камешками, куклами, но и мыслями».
66
Своими сказками Чуковский создал цельный огромный художественный мир, заражая ребенка самыми разными эмоциями, вызывая походу сюжета и чувства страха, ужаса, испуга и принося ему, в результате, сча-
65
Чуковский К. Предварительные замечания к киносценарию Приключения Крокодила Крокодилови- ча». 16 февр 1924 г. – Архив К. Чуковского. Цитирую пост. Мирона Петровского Поэт Корней Чуков- ский» в кн. К. Чуковский. Стихотворения. СПб, 2002. С. 28-29.
66
От двух до пяти. МС стье и радость. Его наблюдения над детьми привели его к убеждению ребенок любит действие, движение, перемещение, игру вещей. Ив его сказках все беспрестанно движется Ехали медведи / На велосипеде / Аза ними кот / Задом наперед»(«Тараканище»,1923). Одеяло убежало / Улетела простыня, ./ И подушка, / Как лягушка, / Ускакала от меня («Мойдо- дыр, 1923). Все его сказки приводят действие к счастливому финалу, открывая ребенку, читателю и слушателю, возможность выразить вместе с героями бурную радость, громкое, шумное ликование. Пляшут чижики и зайчики в лесах, / Пляшут раки, пляшут окуни в морях Да здравствует мыло душистое / И полотенце пушистое А слониха-щеголиха / Так отплясывала лихо Будет. будет мошкара / Веселиться до утра Вот обрадовались звери / Засмеялись и запели / Ушками захлопали, / Ножками затопали Вот и вылечил он их, / Лимпопо / Вот и вылечил больных, / Лимпопо / И пошли они смеяться, / Лимпопо / И плясать и баловаться, / Лимпопо. Сколько же ответной радости, сколько желания попрыгать, весело выкрикивать текст, танцевать и баловаться дают ребенку эти ликующие концы всех сказок Почему Чуковский выбрал сказку Замечательно звучит его признание «По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценой воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою. Сказочники хлопочут о том, чтобы ребенок с малых лет научился мысленно участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путем за рамки эгоцентрических интересов и чувств. <…> Вся наша задача заключается в том, чтобы возбудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, со-страдать,со-радоваться, без которой человек – не человек Чуковский К. Об этой книжке. С. 20-21.

314
Чуковский создал множество стихотворений для детей, используя в них мотивы русского и английского фольклора, вводя в русский стих нонсенс, тот же перевертыш, шутку, которыми прославилась и стала знаменитой английская книга Песни Матушки Гусыни. На шутке, перевертыше строятся такие стихи, как Обжора, Ежики смеются (У канавки / Две козявки / Продают ежам булавки. / А ежи то хохотать Нам ненадобны булавки мы булавками сами утыканы Огород (Сел баран на пароход / И поехал в огород, «Бебека», Закаляка», Верблюдица и много еще других. Целый циклон посвятил переводу английских народных песенок, куда вошли и ставшие знаменитыми Скрюченная песня и «Барабек» («Робин Бобин Барабек / Скушал сорок человек, и «Котауси и Мауси» (Жила- была мышка Мауси / И вдруг увидала Котауси...»), целый цикл загадок. Но, кажется, полнее всего он выразил себя в стихотворении Радость. Радость это такое чувство, от которого меняется все ив человеке, ив природе Куры стали павами, / Лысые – кудрявыми. Он готов нести безоглядную радость всем, увлекая этим чувством и больших, и маленьких Так бегите же за мною На зеленые луга, Где над синею рекою Встала радуга-дуга. Мы на радугу вскарабкаемся Поиграем в облаках И оттуда вниз по радуге На салазках, на коньках В этом стихотворении выразился весь Чуковский. Вопросы и задания

1. Как вы понимаете определение поэзии К.И. Чуковского эпическая
2. Какими особенностями отличается сказочный мир Чуковского?
3. Почему Чуковский считает сказку лучшим средством нравственного воспитания ребенка
4. Найдите примеры перевертыша в сказках Чуковского и объясните, почему таким существенным доля детей он считал этот прием.
5. Сопоставьте Заповеди детским поэтам Чуковского сего собственным творчеством. Стихии сказки С. Я. Маршака В литературе двадцатых годов С.Я. Маршаку (1887-1964) принадлежит особое место. Он внес неоценимый вклад в развитие и становление литературы для детей. В его лице соединились организатор детской литературы, редактор, учитель. О необычайно творческой атмосфере труда и блестящей выдумки, царившей вокруг Маршака, влюбленно вспоминали работавшие с ним авторы и редакторы – Л. Чуковская, В. Шкловский, Л. Пантелеев, А. Любарская, Т. Габбе, И. Рахтанов. Они писали о том, как
«примагнитивались» к Маршаку разные люди – писатели, художники, редакторы, издатели, и все они образовывали литературную солнечную систему, которая получила наименование Академия Маршака»
68
. Мар- шак вовлек в детскую литературу десятки людей ив первую очередь, самого себя. Мне ив голову не приходило, – вспоминал он впоследствии, – что я могу когда-нибудь стать детским писателем. Ему казалось, что участие в детской литературе будет лишь его временным пристанищем. Но, как пишет исследователь его творчества М. Гаспаров, это временное пристанище оказалось очень длительными стало самой большой удачей в его литературной биографии»
69
Появлению Маршака в сфере детской литературы предшествовало несколько важных событий в его биографии. Летом 1902 года юный Мар- шак познакомился с известным искусствоведом и художественным критиком В.В. Стасовым, и благодаря ему мальчик был переведен из воронежской гимназии в петербургскую. Здесь началась его новая жизнь. Стасов водил его в театры и музеи, в Публичную библиотеку, знакомил юношу с композиторами, писателями, художниками. В доме Стасова Маршак познакомился с М.Горьким. Узнав, что у мальчика больные легкие, писатель предложил ему поехать на юг, в Ялту, где жила его семья, и там Маршак провел два года (1904-1906). Другим важнейшим событием была его поездка (в 1912 году, вместе с женой, в Англию. Там он изучил английский языки поступил учиться в
68
См. Чуковская Л. В лаборатории редактора. М, 1963, Пантелеев Л. Маршак С, // Собр.соч., Л, 1984, Т. 4., Рахтанов И. Рассказы по памяти. // М, 1971.
69
Гаспаров М. Маршак и время Даугава, 1987, № С.

316 Лондонский университет. Вовремя своих путешествий молодые люди набрели на лесную школу, или. как, она иначе называлась, Школа простой жизни, основанная педагогом Филиппом Ойлером., где народные детские песенки широко использовались в занятиях и играх. Здесь Маршак впервые познакомился с народными балладами и с великой россыпью детского фольклора – с песенками, считалками прибаутками (Nursery rhymes)»
70
, здесь он начал принимать живое участие в работе и жизни детей и воспитателей. В 1914 г. Маршаки вернулись в Россию. Освобожденный от военной службы Самуил Яковлевич уже вплотную подошел к общению с детьми – сначала в детской колонии на берегу Онежского озера, а потом в Краснодаре, где с группой педагогов он создавал Детский городок. Именно там началась его работа – автора пьес-сказок (его соавтором была поэтесса
Е.Васильева). В 1922 году произошло главное событие Маршак был вызван для работы в Петроград, где получил должность заведующего литературной частью ТЮЗа. Поиски авторов для создания репертуара детского театра привели его в Показательную библиотеку детской литературы при Пединституте дошкольного образования. Об этой библиотеке и ее создателе – Ольге Иеронимовне Капице (1866-1937) надо сказать отдельно. Замечательный фольклорист, собиратель детского фольклора и преподаватель детской литературы, она создала при библиотеке кружок исследователей детской литературы и студию детских писателей (которую впоследствии называли колыбелью детской литературы. Произошла встреча необыкновенной важности между Капицей и Маршаком, библиотекой и студией Студия приобрела совершенно новый размах, она стала той площадкой, куда приносили свои первые книжки Б.Житков, Е. Верейская, , К. Золотовский, Е. Шварц, В. Бианки, Е. Данько. Возникла необходимость
70
Цит. по примеч. М. Гаспарова в кн С.Я. Маршак. Стихотворения и поэмы //Б-ка поэта БС, Л, 1973, с.

317 печатать эти стихии рассказы, и сначала появился небольшой альманах Воробей. Он очень быстро оказался недостаточным по своему объему для потока новой детской литературы, ив его недрах возник большой по формату и прекрасно организованный журнал Новый Робин- зон. Именно здесь получили путевку в литературу многие писатели. Особенно развернулась на страницах журнала литературная работа Б. Житкова, именно здесь произошло открытие Лесной газеты В. Бианки. Своим творчеством Маршак создал многоголосый и многокрасочный мир поэзии, и самая большая удача в его работе пришлась на е годы. Именно тогда возникали стихи, которые совершенно по-новому открывали мир, окружавший ребенка. Откуда стол пришел, Что мы сажаем, сажая леса, Вчера и сегодня. Эти книги пробуждали у ребенка интерес к действительности. Книги были удивительны тем, что они сочетали в себе, одновременно, и познавательный интерес, и все элементы веселой книжки. Эту особенность поэзии Маршака отметил К.Чуковский. В книге От двух до пяти он пишет о том, что стихи Маршака, которые мы называем потешными, шуточными, развлекательными, на самом деле имеют для ребенка познавательный смысл. Отвечая Чуковскому, Маршак еще раз подтверждает познавательную ценность веселой книжки. В раннем возрасте познание неотделимо от игры...»
72
Элемент познавательный настолько вписывался в поэтический строй поэзии Маршака, что он доставлял ребенку лишь дополнительную радость. Уже стал классическим пример из стихотворения Мороженое (современный читатель должен помнить, что речь идет о двадцатых годах прошлого века Взял мороженщик лепешку, Сполоснул большую ложку, Ложку в банку окунул,
71
(Письмо К.Чуковского С.Маршаку. Копия – Архив К.Чуковского. Цит. по кн Мирон Петровский. Книги нашего детства. МС Маршак С. Собр. соч. Т. 8, С. 275.

318 Мягкий шарик зачерпнул, По краям пригладил ложкой И накрыл другой лепешкой
Маршак обосновал свой теоретический взгляд на особенности детской литературы он был убежден, что для детей надо создавать, прежде всего, стихотворения большие и сюжетные. Вместе стем, их должна отличать абсолютная доступность восприятия и запоминания. Читая стихотворения Маршака, легко угадываешь характерные особенности его поэтических приемов. Прежде всего, речь идет о четкой, прозрачной композиции стихотворения. Отталкиваясь в чем-то от кумулятивной сказки, где один эпизод тянет за собой другой и присоединяется к предыдущему,
Маршак придал известному приему больше движения и действия. К примеру, своеобразным теремком, постоянным местом обитания в Сказке о глупом мышонке служит мышиная норка, куда по требованию маленького мышонка приходят одна за другой все новые и новые няньки. В отличие от привычной ситуации кумулятивной сказки, няньки в теремке не задерживались, но волей постоянно недовольного ими мышонка стремительно исчезали. Их исчезновения сопровождались всегда одними и теми же действиями мамы, погоней за очередной нянькой и одними тем же поэтическим текстом Побежала мышка-мать, Стала утку в няньки звать
<…> Побежала мышка-мать, Стала жабу в няньки звать…» и одинаковыми ответами мышонка Нет, твой голос нехорош. Стихи, заполнявшие пространство этой певучей и изящной сказочки, не только легко запоминались, но и велик ее сюжетному завершению – наказания капризного мышонка. Возникала увлекательная история со многими действующими лицами, а заодно, походу сюжета, обнаруживались вполне реальные икон- кретные сведения чем питаются, как разговаривают, чем похожи и чем отличаются друг от друга разные няньки одна предлагает мышонку червяка, другая комара, третья мешок овса, одна поет грубо, другая скучно, третья слишком громко, четвертая слишком тихо. Так, одновременно, познавательное легко и весело уживалось с игровым, ярким, увлекательным. На большом сюжетном материале построены и многие другие стихотворения Маршака: Вчера и сегодня, Детки в клетке, Пожар, Почта, Багаж. В основе с историей дамы лежит перечисление семи предметов, они легко запоминаются. Но их передвижение и пропажа маленькой собачонки все время приводят в движение сюжет и позволяют познакомиться, походу, с действиями, голосами разных людей и хорошо узнать характер самой дамы. И опять мы легко угадываем прием Маршака: ведь основное место в стихотворении составляют повторы Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку. Эти предметы будут перечисляться чуть лине восемь рази, конечно, легко, с удовольствием запомнятся. И именно потому, что так легко и просто запомнилась основа стихотворения, с таким живым интересом будут восприниматься немаловажные, придающие движение сюжету, подробности как принимается багаж, как его везут, какие случаются происшествия в дороге – возникнет острая дорожная кульминация потеряв дороге маленькой собачонки и замена ее на огромного, взъерошенного пса. Забавная история, похожая на анекдот, приобретает приключенческий и, вместе стем, познавательный характер В большом стихотворении Почта Маршак вовлекает детей в огромное путешествие отправленное из Ленинграда письмо следует за своим адресатом, который постоянно переезжает из одной страны в другую и попадает тов Берлин, тов Лондона то еще в Бразилию…
Письмо Само Никуда не пойдет, Нов ящик его опусти – Оно пробежит, Пролетит,

320 Проплывет Тысячи верст пути. Стихотворение ритмически построено так, что оно передает всегда загадочную для нас жизнь письма. О своих поисках Маршак писал Нужно было найти ритм, соответствующий теме, который передает движение поезда, парохода, самолета…» (Собр.соч. Т С) Вот письмо в поезде, и мы словно слышим перестук колес Пакты поп лкам /Разлóжены ст лком, В дорóге разбóрка идéт, И двá почтальóна/ На лáвке вагóна
/Качáются нóчь напролéт». Мы ощущаем быструю, необычайно подвижную жизнь английского почтальона По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит / Шагает быстро мистер Смит / В почтовой синей кепке, / Асам он вроде щепки. Какой контраст с этим почтальоном составляет почтальон бразильский он двигается совсем в другом ритме, возникает ощущение совсем иного, наполненного жарой пространства Под пальмами Бразилии, / От зноя утомлен, / Шагает дон Базилио, / Бразильский почтальон. Перед читателем постепенно открывается заманчивая тайна, вечная загадка, которую скрывает почтовый ящик. Также, как Чуковский, Маршак был сторонником энергичного стиха, в котором главное значение приобретал глагол, делающий стих упругими сильным. Эта необычайная сила, заложенная в глаголе, полнее всего проявилась в стихотворении Пожар. В нем все построено на противоборстве с одной стороны несущая в себе гибель сила стихии и, с другой, вступающая с ней в борьбу сила и воля человека. Стихотворение построено на увлекательном, стремительно развивающемся, эмоционально напряженном сюжете, снова открывающем читателю что-то новое и очень важное в его представлении о мире. Ведь Лена всего лишь из простого любопытства чуть-чуть приоткрыла дверцу печки, и какая сразу же возникает, захватывая воображение, картина, которую Маршак создает с помощью одних лишь глаголов Приоткрыла дверцу Лена – Соскочил огонь с полена, Перед печкой выжег пол,

321 Влез по скатерти на стол, Побежал по стульям с треском, Вверх пополз по занавескам, Стены дымом заволок, Лижет пол и потолок. Для этого бушующего пламени Маршак находит удивительное образное сравнение возникает сопоставление огня с коварным, хитрыми ловким зверем – лисицей, готовой на всякие уловки, чтобы умилостивить беспощадного пожарного Кузьму. И теперь от глагола Маршак переходит к звуковому ряду, заставляя услышать лживые уговоры лисицы Пощади меня, Кузьма, Яне буду жечь дома…
Маршак помнило том, что его читатель – ребенок, и поэтому, кроме истории борьбы Кузьмы с пожаром, он вводит в сюжет и существо, близкое ребенку – спасенную кошку, которая должна утешить плачущую навзрыд девочку.
Маршак доставлял читателю радость от игры словом, используя приемы считалок, дразнилок. Примером тому может служить стихотворение Мяч (Мой / Веселый / Звонкий / Мяч, / Ты куда / Помчался / Вскачь, которое одновременно и считалка (конец считалки Лопнул, / Хлопнул – / Вот и все, и игра (Ты / Пятнадцать Раз / Подряд / Прыгал / В угол / И назад, и веселый рассказ о любимой игрушке. Чтобы сказать об удивительном, неизвестном еще чуде водопровода, Маршак прибегает к нонсенсу, к шутке Речка спятила сума По домам пошла сама. Целую маленькую пьеску, где проза перемежается стихами, Маршак сочинил про девочку и котенка – «Усатый-полосатый». Вся эта пьеска построена на загадках. «Жила-была девочка. Как ее звали <...> Сколько ей было лет Кто у нее былина веселых происшествиях с котенком, который шалил, который никак не хотел спать так, как спят дети, а все делал по-котячьи, и – это опять открытие целого мира, на шутках и нонсен- сах:(чего только стоит вопрос, почему удочки мохнатые лапы, а усы – как у папы.

322 В своем творчестве Маршак утверждал новую традицию, традицию нонсенса, шутки, перевертыша, словесной игры. Все эти новации полнее всего нашли отражение водном из самых знаменитых его стихотворений Вот какой рассеянный. Как только стихотворение стало известным,
Маршака буквально забросали вопросами о прототипе его героя. Можно привести один из ответов поэта Рассеянный с улицы Бассейной так рассеян, что прислал мне свой адрес, по которому я никак не могу понять, где он живет. Адрес такой Кавказ, первый перепереулок, дом Кошкина, квартира. Конечно, поэтому адресу его найти невозможно. <...> А пока можешь писать ему по моему адресу. Ходили слухи, что прототипом служил известный ученый И.А. Каблуков, и на полях чернового наброска у
Маршака были строчки В Ленинграде проживает Иван Каблуков. Сам себя он называет Каблук Иванов
73
Впрочем, друзья поэта, зная его необычайную рассеянность, считали, что частично прототипом стихотворения служил он сам. Нив одном стихотворении Маршака не было такого количества перевертышей, у героя абсолютно все наоборот Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок на пятки Натянул себе перчатки. Он отправился в буфет Покупать себе билет. А потом помчался в кассу Покупать бутылку квасу. Рассеянность чудака проявляется не только в его действиях, нов его жестах, но ив его обращении со словами, понятиями. Нельзя ли утрам- вала / Вокзай остановить, спрашивает Рассеянный у «Вагоноуважаемого
Вагоноуважатого». Стихотворение это, доставляющее бесконечную радость читателю,
73
Цит. По примеч. МЛ. Гаспарова. С.Я. Маршак., указ соч. С.

323 по мнению К.Чуковского, способствуют интеллектуальной работе ребенка. Лаконичные, веселые, звонкие строки Рассеянного полны перевертышей не потому ли они с давнего времени так привлекают к себе миллионы ребячьих сердец В том смехе, с которым дети встречают каждый поступок героя, чувствуется самоудовлетворение, не лишенное гордости Мыто знаем, что сковорода – не одежда и что на ноги не надевают перчаток. Чуковский убежден, что при чтении этого смешного стихотворения у ребенка появляется некоторое сознание своего превосходства над этим незадачливым героем, и читатель даже возвышает себя в собственном мнении»
74
И, однако, размышляя над историей развития, новых возможностей литературы, мы видим в этом стихотворении начало многих новых открытий в литературном процессе, в первую очередь, в литературе для детей. Продолжая традицию большого стихотворения, в тридцатые- сороковые годы Маршак создает Рассказ о неизвестном герое, Мистера
Твистера», позднее Что такое год, интереснейшую Разноцветную книгу, своеобразную книжку-картинку с иллюстрациями В.В. Лебедева, вернувшись, по существу, к многочисленным книжкам-картинкам двадцатых годов. Из многих пьес Маршака особенное внимание привлекают Кошкин дом и Двенадцать месяцев. Обратившись к известной потешке «Тили- тили-тили бом! Загорелся Кошкин дом, Маршак создал большую пьесу, населив ее многими действующими лицами , и придал ее сюжету достаточно драматический и поучительный конфликт. В пьесе снова проявляется стремление к шутке, к нонсенсу уже само то, что в гости на богатый пир к кошке приходят такие разные гости, как козел, петух, свинья, заранее создает смешную ситуацию. И неудивительно, что гости никак не могут устроиться за одним столом. С каким юмором передает автор диалоги действующих лиц
74
К.Чуковский. От двух до пяти. МС Свинья Вот это стол – На нем сидят. Коза Вот это стул – Его едят. Козел Смотри, какие зеркала Ив каждом вижу я козла. Коза Протри как следует глаза Здесь в каждом зеркале коза. Свинья Вам это кажется, друзья, Здесь в каждом зеркале свинья Нов пьесе Маршака есть и другие действующие лица маленькие ко- тятки, которых, из-за того, что они бедны, даже не впустили в дом. И когда, по условиям потешки, Кошкин дом сгорает, именно у них, а не утех, кто был ее достоин, Кошка находит приюти любовь. Забавное, даже сатирическое начало в сюжете ведет к финалу лирическому, доброму. Тема одной из лучших в нашей драматургии сказок для детей Двенадцать месяцев – единение человека с природой. Среди многих действующих лиц две девочки, и обе сиротки. Но одна из них – маленькая королева, которой, кажется, подчиняется все на свете. А другая – бедная падчерица, которая вынуждена подчиняться любым приказаниям злой мачехи. В их противостояние (они ничего не знают друг о друге) вмешивается сама природа в лице двенадцати месяцев. Посланная мачехой принести для королевы корзину подснежников в лютую зимнюю непогоду, падчерица встречается на поляне, у костра, со всеми месяцами – так бывает один разв году. Почему ради девочки, уступая друг другу место, братья дают время апрелю Потому что каждый из них видел ее в работе, в дружбе сними, знал ее настолько, что апрель дарит ей обручальное колечко, как символ ее вечной неразрывной связи со всеми братьями. Сказка полна блестящих юмористических эпизодов и диалогов, когда дело касается жизни маленькой королевы и ее придворных. Сказка очаровывает стихами, которые, как редкая инкрустация, украшают прозаический текст. Сказка дышит подлинной поэзией. Мы не касаемся блестящих переводов Маршака из детской поэзии, особенно английской, начатых стихотворением Дом, который построил Джек. И Баллада о королевском бутерброде, и история с потерявшими свои перчатки котятками (Перчатки, и Золотой кораблики все переводы из Эдварда Лира – все это вас ждет впереди, в разделе о зарубежной литературе. Вопросы и задания

1. Как связано становление новой детской литературы с именем С.Л. Маршака?
2. В каких стихотворениях и поэмах Маршака обнаруживаются приметы времени
3. Какие положительные сведения об окружающем мире может извлечь ребенок из стихотворений поэта
4. Какие пьесы Маршака вы прочли
5. Попробуйте определить, чем отличается поэтическая манера Маршака, найдите, где он проявляет себя как мастер большого, сюжетного стихотворения. Найдите стихотворения, богатые повторами как помогают они усвоить большие по форме произведения поэта Найдите стихотворения, где он утверждает приоритет глагольной формы в стихотворениях для детей.
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   40


написать администратору сайта