Главная страница
Навигация по странице:

  • Индивидуальные особенности мышления можно каким-ли- бо образом оценить, если учесть качество мышления. Основными качествами мышления принято считать самостоятельность

  • Глубина мышления проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса. Человеку которого велика глубина мышления, не ограничивается фиксацией отдельных фактов

  • Рис. 42. Структура интеллекта по ДисГилфорду

  • В скобках перечислены процессуальные доминанты, ведущие признаки и механизмы соответствующих уровней (представленные субмодальностями системного механизма понимания).

  • Шевандрин-Психодиагностика-коррекция-и-развитие-личности-. Учебник для студентов высших учебных заведений


    Скачать 2.9 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов высших учебных заведений
    Дата20.05.2022
    Размер2.9 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаШевандрин-Психодиагностика-коррекция-и-развитие-личности-.pdf
    ТипУчебник
    #540769
    страница21 из 41
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   41
    4. Проверка правильности решения задачи.
    В зависимости от содержания решаемой задачи принято выделять следующие виды мышления наглядно-действенное (практическое мышление характеризуется тем, что возникает при
    решении мыслительной задачи непосредственно в процессе
    практической деятельности. Оно неразрывно связано с восприятием, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми образами и теми связями, которые даны в восприятии. Оно неотделимо от прямого манипулирования с вещами, неотделимо от
    действия в его моторном, физическом смысле Наглядно-образ-
    ное мышление — это вид мышления, который оперирует с образами и представлениями. Такое мышление более сложное и
    более обобщенное по сравнению с наглядно-действенным.
    варно-логическое (отвлеченное, теоретическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Этот
    вид мышления позволяет установить наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества. В процессе мыслительной деятельности все виды мышления неразрывно взаимосвязаны.
    Индивидуальные особенности мышления можно каким-ли-
    бо образом оценить, если учесть качество мышления. Основными качествами мышления принято считать самостоятельность,
    глубину, широту, гибкость, критичность, быстроту.
    Самостоятельность мышления выражается в умении увидеть
    новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее
    ярко выражается в его самостоятельности.
    Глубина мышления проявляется в степени проникновения в
    сущность явления, процесса. Человеку которого велика глубина мышления, не ограничивается фиксацией отдельных фактов
    или событий, а идет дальше, проникая в сущность данного яв-
    ления.
    Возможность человека постоянно держать под своим мысленным контролем большое количество отношений между предметами и явлениями, умение использовать при решении задачи
    различные знания характеризуется как широта мышления.

    Гибкость мышления проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям,
    которые обнаруживаются входе решения задач. При наличии
    такого качества мышления человеку удается находить новые подходы, действия, способы решения, наиболее полно отвечающие требованиям задачи
    В критичности мышления отражается способность человека правильно оценить как объективные условия, таки собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности. Обычно в основе этого качества мышления лежат глубокие знания и большой практический опыт.
    Быстрота мышления проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовать их в условиях дефицита времени [295. С. Исследование процессов мышления Обычно под творческим

    мышлением понимают процессы решения сложных задач,
    получения новых результатов или знаний, которые нельзя непосредственно вывести из уже имеющихся знаний. Враз- личных исследовательских направлениях складывались свои системы понятий, позволяющие до некоторой степени объяснить отдельные моменты или стороны решения творческих задач. Так, например, в вюрцбургской школе в качестве решающего фактора выступала так называемая детермини- рующая тенденция, те. определенная направленность мыслительных процессов, формирующаяся под влиянием задачи,
    цели, стоящей перед субъектом.
    В гештальтпсихологии основным понятием, связанным с пониманием структуры творческого мышления, является понятие
    «инсайт» (озарение, которое означает вероятность нахождения решения, представляющего усмотрение идеи данной задачи.
    Возникновение состояния «инсайта» объясняется такими факторами, как переструктурирование условий задачи (в результате чего раскрывается новое свойство объекта — В.Кёлер), изменение функциональных значений (М.Вертгаймер, К.Дункер), раскрытие латентных свойств объекта (Л.Секей).
    В отечественной психологии творческое мышление изучалось СЛ.Рубинштейном, А.НЛеонтьевым, Я.А.Пономаревым и др. Общим явилось выделение активности субъекта, понимание творческого мышления как активной деятельности, включающей в значительной степени использование прошлого опыта.
    На базе этих исследований общая схема решения творческой задачи может быть представлена как состоящая из двух этапов. Нахождение адекватного принципа, идеи задачи, не вытекающей прямо из ее условий. Реализация этого принципа для непосредственного нахождения решений
    Основными характерными чертами первого этапа являются:
    внезапность возникновения решения, атак же случайность обстоятельств, которые способствуют ее возникновению.
    Методика выявления условий нахождения решения задачи посредством использования принципа решения, найденного обследуемым при решении наводящей задачи. Такая методика предполагает наличие некоторой задачи. Например, в опытах
    А.Н.Леонтьева предлагалось сложить из шести спичек четыре равносторонних треугольника. Раскладывая спички на плоскости, решить задачу нельзя. Для ее решения необходимо сложить объемную фигуру — тетраэдр, те. поднять спички над плоскостью.
    Наводящая задача может состоять в том, что испытуемому предлагается разместить на горизонтальной площадке трико- робки. Относительные размеры площадки и коробок следует выбирать по предлагаемому образцу, сделанному таким образом, что коробки своей плоской стороной чуть-чуть не помещаются на площадке, а могут поместиться лишь в том случае,
    если их поставить на ребро. При этом не следует брать слишком малую площадку, т.к. задача решается слишком легко и не выполняет своей функции наведения на решение основной за- дачи.
    Необходимым условием проведения эксперимента является незнание обследуемым принципа решения предлагаемой задачи.
    Инструкция испытуемому Сложите из шести спичек четыре равносторонних треугольника».
    Анализ результатов и выводы объектом анализа должен являться процесс решения основной и наводящей задачи, влияние решения наводящей задачи на решение основной при всех вариантах опыта. На основе проведенного анализа диагност должен сделать выводы относительно условий, обеспечивающих влияние решения наводящей задачи на решение основной, показать значимость таких факторов, как последовательность решения задачи, желание испытуемых решить задачу, время предъявления наводящей задачи в процессе решения основной С. ВООБРАЖЕНИЕ — это познавательный процесс создания новых образов (представлений, предметов и явлений на основе переработки и мыслительной реконструкции представлений,
    оставшихся у человека от прошлого опыта. Это процесс преобразующего отражения действительности. Основой воображения являются знания и впечатления
    Различают следующие виды воображения непроизвольное и произвольное, воссоздающее и творческое. Непроизвольное воображение является пассивным. Оно проявляется в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без сознательного намерения. Оно чаще возникает при ослаблении сознательного контроля, например, грезы,
    сновидения. Произвольное воображение, являясь активным, заключается в преднамеренном порождении образов нового в связи с определенной деятельностью. При воссоздающем воображении человек по одному описанию представляет себе то, что он никогда не воспринимал. Творческое воображение проявляется в порождении новых оригинальных идей, образов предметов или действий [295. С. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОПИСАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

    СФЕРЫ. Одну из первых моделей интеллекта предложил английский психолог КХпирмен. Занимаясь проблемами профессиональных способностей, он обратил внимание на то, что люди,
    которые успешно выполняет тесты на диагностику мышления,
    как правило, также успешны и при решении заданий на другие познавательные способности и наоборот. Опираясь на указанные факты, Спирмен предположил, что успешность любой интеллектуальной деятельности определяется 1) некоторой общей способностью (общим или генеральным фактором — фактор) и) рядом специальных способностей, характерных для конкретной деятельности (специфические факторы, или ^-факторы).
    <7-фактор рассматривался как общая умственная энергия».
    В исследованиях Спирмена было установлено, что значение этого фактора максимально при решении сложных математических задачи задач, требующих развитого понятийного мышления, и минимально при выполнении сенсомоторных действий. (фактор латентен (скрыт от непосредственного восприятия) и максимально проявляется в операциях и действиях, протекающих в
    «умственном плане».
    Из теории К.Спирмена вытекает ряд следствий 1) единственной основой успешности решения различных тестов является фактор общей умственной энергии 2) корреляция результатов выполнения различными людьми, разных интеллектуальных тестов должна быть положительной 3) для диагностики значения (г-фактора лучше применять задачи на определение абстрактных отношений.
    Развитие двухфакторной теории в работах Спирмена привело к созданию иерархической модели. Между факторами G
    и S

    242

    Э.Торндайк, в отличие от Спирмена, отрицал наличие общей основы интеллектуальных действий, т.к. по его мнению каждая конкретная интеллектуальная операция является результатом взаимодействия множества отдельных факторов. Его последователь Л.Терстоун предложил метод многофакторного анализа матриц интеркорреляций, который позволял выявлять некоторые независимые латентные факторы, определяющие взаимосвязи результатов выполнения разных тестов разными испытуемыми. Аналогичные взгляды развивал Т.Келли, который к основным интеллектуальным факторам относил пространственное мышление, вычислительные и вербальные способности, память и скорость мышления.
    Первоначально Терстоун выделял 12 факторов из которых чаще всего в исследованиях воспроизводились 7:
    1. Словесное понимание — диагностируется заданиями на понимание текста, словесные аналогии, вербальное мышление,
    интерпретацию пословиц и т.п.
    2. Беглость речи — диагностируется тестовыми заданиями на нахождение рифмы, называние слов определенной категории и т.п.
    3. Числовой фактор — измеряется заданиями на скорость и точность арифметических вычислений Пространственный фактор Он подразделяется на два под- фактора 1) успешность и скорость восприятия пространственных отношений (восприятие жестких геометрических фигур на плоскости 2) мысленное манипулирование зрительными представлениями в трехмерном пространстве

    5. Ассоциативная память — оценивается тестами на механическое запоминание ассоциативных пар Скорость восприятия — измеряется быстротой и точностью восприятия деталей, сходств и различий в изображениях.
    Может быть выделен вербальный и образный подфактор».
    7. Индуктивный фактор — диагностирует задания на определения, правила и на завершение последовательности С. Одной из широкоупотребляемых моделей интеллекта, на которой могут базироваться тесты достижений, является модель,
    предложенная американским психологом Дж.Гилфордом В основу этой модели Гилфорд положил три переменные операции, содержание и результаты мышления.
    Составляющие проявлений структуры интеллекта включают) познавательные процессы (операции) — это то, что умеет испытуемый) виды информации (содержание) — природа материала или информации, на основе которой осуществляются действия) виды конечного мыслительного продукта (результаты).
    Более развернуто интеллектуальные операции состоят из познания — открытие, повторное открытие или узнавание памяти — сохранение познанного дивергентного (расходящегося) мышления, те. мышления в различных направлениях, включающего исследование или отыскивание различий конвергентного мышления — сходящегося мышления, которое приводит к одному ответу, узнаванию лучшего или самого оптимального варианта действия оценки.
    Содержание мышления можно представить в следующих формах:
    а) образной (реальные объекты или их изображения, модели);
    б) символической (буквы, числа, условные знаки);
    в) семантической, смысловой (слова);
    г) поведенческой (информация о других людях, их поведении, способностях, потребностях и т.д.) формах.
    Результаты мышления могут проявляться) в элементах) в классах (совокупности элементов) в отношениях) в системах) в предвидениях

    6) в преобразованиях [1. Т. 2. С. 15]
    Разработаны и другие менее значимые модели интеллекта типа моделей С.Барта, Д.Векслера, Ф.Вернона и др. (подробнее см. [63. С.
    Рис. 42. Структура интеллекта по ДисГилфорду
    ПОНИМАНИЕ. Важной интегральной характеристикой ин- теллектуально-познавательной сферы личности является пони- мание.
    Феноменологизация и концептуализация понимания Ведущими областями знания, использующими понятие «понимание»,
    являются: искусствознание, психология, филология, философия.
    В психологии понимание в основном рассматривается при исследовании мышления и социального взаимодействия. При этом следует различать две основные сферы проявления понимания:

    предметную и межличностную.
    Предметное понимание должно быть рассмотрено в контексте логического и пралогического (нечувствительного к противоречиям, непроницаемого для опыта, предполагающего сопричастность) мышления. С позиций пралогического мышления понимание предполагает сопричастность понимаемому, которая реализуется как способность уподобиться понимаемому, наличие опыта переживания понимаемого, существование различных форм передачи свойств между объектом и субъектом понимания (Шевандрин и Хализев, 1995). Для объемности предметного понимания необходим системный диалог между сопричастными сущностями: субъектом понимания и репрезентацией понимаемого во внутреннем мире субъекта.
    Межличностное понимание — это понимание другого через объяснение, интерпретацию, отождествление, вживание, способность переноситься во внутренний мир другого (частным случаем является эмпатия). Сопричастность внутреннему миру другого через отождествление (если бы я был им, на его месте)
    предполагает: участие невербализуемого, интуитивного опыта переживания актуализацию собственного аналогичного жизненного опыта устранение оценочного отношения к другому,
    т.е. исчезновение внешней оценочной позиции. Наиболее адекватное понимание другого достигается при оставлении внешних оценочных позиций и переходе к многоуровневому, поли- модальному диалогу во внутренней позиции.
    Пралогическое мышление позволяет достичь понимания или набросать путь к его углублению в ситуациях логического противоречия, межличностного конфликта, при смене аспекта или уровня анализа. Сопричастность объекту или субъекту понимания придает пониманию мотивированность, «голографичность»
    и ориентированность (Шевандрин и Хализев, Если оставить в стороне нулевой уровень феноменологии понимания (представленность на уровне обьщенного сознания),
    то согласно феноменологии первого уровня (после предварительной концептуализации) понимание — это потребность, вживание, способность, способ бытия, бытийное реагирование,
    смысл бытия, способ существования, процедура мышления, познавательное отношение, личностный способ мышления, психический процесс, компонент механизма социального мышления и т.п. Концептуализации понимания должна учитывать его основные контексты: методологический, когнитивный, логический,
    семантический, лингвистический, коммуникативнй, психологический. Следует учитывать, что понимание является одной из граней и/или уровней психической реальности, обозначенной такими понятиями как эмпатия, понимание (в узком смысле
    доверие. В первом приближении эмпатию можно рассматривать как безоценочное, а доверие — как оценочное понимание.
    Необходимо выделять три основных аспекта проявления понимания предметный, отношенческий и телеологический Предметный аспект понимания проявляется в умении познавать предметы, те. нечто, представленное средствами наглядного образа
    или внутреннего смыслового единства. Как известно, различают следующие основные виды предметов вещи, понятия, состояния. При исследовании предметного аспекта значимо понимание
    чувственной, семантической, символической и поведенческой
    информации. Отношенческий аспект понимания проявляется в
    умении познавать отношения, те. во взаимосвязи между объектами и их свойствами Теологический аспект понимания проявляется в умении познавать ориентированные процессы, прогнозировать события.
    Формально уровни понимания могут быть обозначены как феноменологический (доминанта — понимание через отнесение к известному ведущий признак — сопереживание механизмы — аттракция, эмпатия, метафора, идентификация как
    узнавание); 2) классификационный (отнесение к классу по признаку осознавание; горение, рефлексия, каузальная атрибуция типологический (отнесение к типу по множеству признаков;
    доверие; инсайт, проекция, стереотипизация, интуиция 4) системный (понимание как включение в систему принятие озарение, идентификация как уподобление, структурирование,
    систематизация); 5) интегральный (понимание через соотнесенность с направленностью, целью, абсолютизм ориентированность синергия, интеграция, абсолютизация, ориентирование).
    В скобках перечислены процессуальные доминанты, ведущие
    признаки и механизмы соответствующих уровней (представленные субмодальностями системного механизма понимания).
    Основными размерностями исследования понимания в психологии должны быть рассмотрение его как феномена, состояния, процесса, потребности, способности и ценностной ориентации. Для переживания состояния понимания характерно ясное
    ощущение внутренней связности, упорядоченности, организованности понимаемого. Процессуальный план понимания реализуется в зарождении и развитии потребностно-ценностного
    познавательного состояния, прояснении содержания, связей,
    ориентированности понимаемого, упорядочении нового в системе знаний субъекта, сопричастности и диалогичности с внутренними репрезентациями понимаемого. Понимание как потребность относится, в основном, к познавательной сфере потребностей. Она открыта, ситуативно ненасыщаема, ее интенсивность определяется общим уровнем пассионарности личности. Понимание как способность является одной из составляющих в общей структуре интеллектуальных способностей, проявляющаяся в умениях воспринимать суть и отношения понимаемого быть сопричастным этим отношениям реализовывать системный диалог с внутренними репрезентациями понимаемого. Основной функцией понимания является обеспечение осмысленного поведения и ориентации индивида в жизнедеятель- ности.
    На наш взгляд, для наиболее обобщенной концептуализации и развития понимания адекватен интегральный подход. Например, с позиций интегрального подхода, если диагностируется уровень понимания, то его проявления в социальном плане могут быть обозначены как 1) сопереживание (эмоцио), 2) осознание (рацио), 3) доверие (интуицию, 4) принятие (экзистен- цио), 5) содействие (працио). Перечисленные понятия можно назвать метамодалъными синонимами Другими словами, они являются модальными презентациями (представлениями) метака- тегориями понимание. Разные люди говоря — Понимаю имеют ввиду разное.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   41


    написать администратору сайта