Шевандрин-Психодиагностика-коррекция-и-развитие-личности-. Учебник для студентов высших учебных заведений
Скачать 2.9 Mb.
|
х Рис. 2. Структура личности по К.Юнгу К.Юнг обратил внимание на то, что мы рождаемся не только с биологическим наследием, но и с психическим. Последнее представлено индивидуальным (характерным для конкретного индивида) и коллективным бессознательным Коллективное бессознательное состоит из содержания, которое лишь в минимальной степени формируется личностью, а в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением, оно по существу одинаково повсюду и не изменяется при переходе от человека к человеку. Это бессознательное •— как воздух, который одинаков повсюду, которым дышат все, но который не принадлежит никому. Его содержание (называемое архетипами первичные условия или паттерны психического формирования вообще [цит. по 318. С. Архетипы — это психические структуры, формы без собственного содержания, организующие и канализирующие психическую материю. Они суть первобытные образы тенденции к образованию представлений мотивов мыслеформы; динамические факторы, проявляющиеся в импульсах спонтанно как инстинкты. Архетипы имеют собственную специфическую побудительную энергию. Они способны вызывать глубокий эмоциональный резонанс и заряд психической энергии, являясь выражением вечных проблем и истин. Архетипы представляют собой настоящие символы, для которых характерны неисчерпаемость, многозначность, богатство предчувствий, необозримая полнота соот- несенностей и парадоксальность см 206. С. 63—128]. Каждая из образующих личности может служить примером архетипов. Эго — это центр сознания и один из ключевых архетипов личности. Оно создает ощущение последовательности и ориентированности в сознательной жизни человека и стремится противостоять всему, что угрожает связности сознания. Согласно Юнгу, душа первоначально состоит лишь из бессознательного. Эго прорастает из бессознательного как сгусток и центр притяжения различных переживаний и воспоминаний. Персона — это наша презентация нас окружающему миру. Это характер, который мы принимаем, это посредник нашего отношения к другим людям. Она проявляется в социальных ролях, которые мы играем, в одежде, которую мы носим. Юнг называл персону архетипом конформности». Тень является центром личного бессознательного, фокусом материала, вытесненного из сознания. Она включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, отрицаемые индивидом как несовместимые сего персоной или противоречащие социальным нормами идеалам. Как все архетипы, тень коренится в коллективном бессознательном. Юнг выделяет бессознательные структуры, представляющие интерсексуальные связи в душе любого индивида. Такими образованиями являются анима — у мужчин анимус — у женщин. Эти психические образования притягивают весь психический материал, не удовлетворяющий сознательным представлениям конкретного человека о себе как о мужчине или женщине. Центральным архетипом личности является самость, которая есть архетип целостности и порядка. Как отмечал Юнг, сознание и бессознательное. дополняют друг друга по целостности, которая и есть самость [цит. по 318. С. Юнг использовал для целей диагностики, коррекции и терапии личности три основных метода 1) ассоциативный (услышав слово-стимул, обследуемый называет первое слово, пришедшее ему на ум 2) анализа сновидений 3) активного воображения (это концентрация на внутренних картинах видимого, приводящая к проявлению активности бессознательного) По К. Юнгу, структура души человека (psyche) включает коллективное бессознательное (ядро psyche), индивидуальное бессознательное, инвазии, аффекты, субъективные компоненты функций, память, интуицию, чувства, мышление, ощущения (рис. 3) [209. СВ сознании человека можно различить несколько функций, благодаря которым оно может ориентироваться либо на экто- психические, либо на эндопсихические факты Эктопсихика это отношение между содержаниями сознания и данными, поступающими извне Эндопсихика — это система отношений между содержаниями сознания и бессознательными процессами/ К эктопсихическим функциям относятся) ощущение — совокупность всех осознаваемых человеком данных о внешних факторах, получаемых от органов чувств (говорит мне, что нечто есть) мышление — означает восприятие и суждение. Оно дает имя вещи, прилагает понятие, сообщает нам о том что есть данная вещь) чувство (feeling) — благодаря своей тональности сообщает нам о ценности вещи. Сточки зрения чувства объекты различаются не только фактически но и ценностнм 4) интуиция — это нечто вроде предвосхищения. Она является особым типом восприятия, идущим от бессознательного. Перечисленные функции попарно дополнительны, те. если сильно развита одна из входящих в пару, то другая играет подчиненную роль (рис. 4). В центре рис. 4 находится «Эго» (Э) с присущей ему энергией воли ощущение (О) и интуиция (И) дополнительны, так как невозможно одновременно одинаково хорошо воспринимать физические факты и заглядывать за угол тоже самое можно сказать о мышлении (М) и чувстве (Ч) — думая, мы должны исключить всякие чувства, и, наоборот, глубокие чувства исключают мышление. С. 8-15]. 19 Рис. 4. Основные психические функции по К.Юнгу К эндопсихическим компонентам Юнг относит) память — способность воспроизводить бессознательные содержания. Она связывает нас стем, что ушло из сознания, либо было вытеснено, или подавлено) субъективные компоненты сознательных функций — склонность реагировать определенным образом. Они являются своеобразной теневой стороной «Эго»; 3) аффекты — состояния, в которых человеком овладевает то, что у него внутри и чему он не в силах противостоять) инвазии (invasion) — охваченность страстями при минимуме сознательного контроля [209. С. На базе перечисленных представлений о личности и душе человека К. Юнг построил одну из наиболее известных типоло- гий: интраверт, экстраверт, сенсорный, интуитивный, мыслительный, чувствующий [208]. При таком подходе индивид есть пучок противопоставлений, которые можно обозначить как различительные признаки Они являются субмодальностями пси- хосоциальной активности человека. Катарина Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс-Майерс на базе типологии Юнга с дополнениями разработали Индикатор типов Майерс-Бриггс» (MBTJ). В основу этой типологии были положены следующие четыре различительных признака [259. С. 47— 102; 260]: 21 й — доминирующий источник энергии: Экстраверты (Е ) Интроверты ( / ) социальны с чувством территории общительны . задумчивы сначала говорят, потом думают сначала думают, потом говорят Ориентированы на: взаимодействие сосредоточенность внешний облик внутренние свойства широту глубину экстенсивность интенсивность обширный круг знакомых узкий круг знакомых расходование энергии экономию энергии внешние события внутренние ощущения 2-й — преобладающий источник информации: Люди сенсорного (S) типа Люди интуитивного (N) типа последовательны случайны реалистичны отвлеченны Ориентированны на: настоящее будущее факты фантазии Проявляют: упорство вдохновение действенны теоретичны приземленны летающие в облаках практичны оригинальны конкретны общий — характер принятия решений: Люди мыслительного ( Г ) типа Люди чувствующего (F) типа объективны субъективны верны своим убеждения милосердны беспристрастны сочувствующие настойчивы ориентированы на убеждения точны человечны ясны гармоничны Следуют: законам обстоятельствам Ориентированы на: критику понимание политику общие ценности й — отношение к миру: Люди решающего (/) типа Люди воспринимающего (Р) топа решительны выжидающи окончательны предварительны тверды податливы отмеренны свободны точны экспериментальны действуют по программе непредсказуемы Ориентированы на: контроль приспособляемость завершенность открытость структуру изменчивость Знание психического типа человека позволяет предсказать его поведение, строить с ним оптимальные отношения, эффективно осуществлять процедуры коррекции, развитие и самораз- витие. Я Л. Морено представлял себе личность человека как социальный атом. Он говорил, что социальный атом — это наименьший социальный элемент, но это не индивид. Социальный атом как наименьший элемент структуры отношений состоит из всех отношений между человеком и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним вязаны. Термин социальный атом следует понимать нестрого по аналогии с физическим атомом, а лишь в смысле = далее неделимый». Согласно Морено, обособленный индивид — это социальная фикция. С момента рождения человека окружают люди, составляющие его как социальный атом (мать, отец, бабушка и др.). В его атоме развертывается конкретная жизнь. С возрастом все меньше партнеров из его социального атома состоят с ним в кровном родстве, но многие являются родственными по духу. Все знакомые человека составляют объем знакомств (рис. По мнению Я.Морено, все идет от индивида, от его «теле» (способностей притягивать других людей, социальных атомов (объема эмоциональных связей индивида, социальных молекул (связей атомов в группы, от микроструктуры. Согласно Морено, всю макроструктуру, те. общественную жизнь, можно изменить эволюционно в соответствии с микроструктурой групп, что и представляет подлинную гуманизацию общества. Наименьшим элементом такой микроструктуры является социальный атом, состоящий из всех отношений между индивидом и окру- 23 Рис. 5. Структура атома — внутреннее ядро (лица, с которыми поддерживаются отношения — внешнее ядро (лица, с которыми хотелось бы иметь отношения 3 — объем знакомств (знакомства, не имеющие личного значения для индивида) жающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны (см. рис. 5) [4. С. 38—39]. Социометрия выделяет три типа отношений, приводящих в движение «социоэмоциональные силы притяжения и отталкивания) вчувствование — проникновение человека в личностный эмоциональный мир другого индивида путем представления себя на его месте. Оно проявляется в воображаемом эмоциональном принятии роли другого человека) перенос — отношения, опосредованные (обусловленные) бессознательными фиксациями желаний или воспоминаний) теле — многостороннее взаимное понимание и проникновение вглубь переживаний другого человека, которое проявляется в феномене взаимного принятия роли другого, адекватной оценке индивидами друг друга и возникновении реалистичных межличностных отношений [4. С. На основе социометрической процедуры диагностики (см. прил. 2) были выявлены существенные закономерности как в поведении отдельных личностей, таки в деятельности групп. Так, например, высокий социометрический статус положительно коррелирует с пониманием данным индивидом связей и взаимоотношений в группе с уровнем интеллекта с знаниями и достижениями со здоровьем человека с социоэкономическим статусом. Индивиды с высоким социометрическим статусом являются как бы референтами групп, те. носителями основных норм и ценностей этих групп эффективность их действий выше при выполнении важных заданий и т.п. «Социометрические 24 американским структов. систему i ства, пути му эгоист — ал изобретенш альность. В сутствуют: за элементарная шения и т. субъективную события и В ее системного ный констр ные Часть этих Дж.Келли [подробнее анализа и содержание В предсказания друзья (делающие взаимные выборы) обычно имеют одинаковый уровень образования, сходные личностные характеристики, находятся в пространственной близости. «Социометриче- ская сплоченность группы положительно коррелирует с общей ее эффективностью [331. С. Однако дальнейшие исследования показали, что ряд подобных разноуровневых закономерностей проявляется лишь в малозначимых и неравновесных ситуациях или характерен только для диффузных групп. Несмотря на эти ограничения, социо- метрический подход к личности позволяет производить коррекцию, терапию и развитие личности путем трансформации ее социальных связей (социометрия) и расширения репертуара и содержания ее ролей (психодрама). Своеобразный подход к описанию личности был предложен психологом Дж.Келли в теории личностных кон- Сбгласно этому подходу, личность представляет собой систему индивидуальных конструктов. Конструкты — это сред- интерпретаций и толкования мира. Они имеют фор- биполяр 1ых поняти вый уровень образования, сходные личностные характеристики, находятся в пространственной близости. «Социометриче- ская сплоченность группы положительно коррелирует с общей ее эффективностью [331. С. Однако дальнейшие исследования показали, что ряд подобных разноуровневых закономерностей проявляется лишь в малозначимых и неравновесных ситуациях или характерен только для диффузных групп. Несмотря на эти ограничения, социо- метрический подход к личности позволяет производить коррекцию, терапию и развитие личности путем трансформации ее социальных связей (социометрия) и расширения репертуара и содержания ее ролей (психодрама). Своеобразный подход к описанию личности был предложен психологом Дж.Келли в теории личностных кон- Сбгласно этому подходу, личность представляет собой систему индивидуальных конструктов. Конструкты — это сред- интерпретаций и толкования мира. Они имеют фор- биполяр 1ых понятий (белый — черный, умный — глупый, .труист и т.п.), но представляют собой личностные, истолкования, накладываемые индивидом на ре- функционировании конструкта одновременно при- обобщение, различение, прогнозирование и контроль поведением. Обобщая, можно сказать, что конструкт — это единица нашего восприятия, мышления, отно- п, которая, объединяя объективные сведения и интепретацию их, позволяет нам прогнозировать контролировать свое поведение. концег туальном плане подход Келли к рассмотрению личности с внуренних (субъективных) позиций является попыткой описания. Такое описание имеет явно выражен- ясгивный характер. В силу этого возможны различ- допускающие экспериментальную проверку. Предсказаний и следствий теории разработана самим (конструктивное, организационное, социальное и т.п.) .: 74], часть из них может быть получена в процессе обобщения теории личностных конструктов. Форма и этой теории допускают развитие и обобщения. плане подход Келли позволяет определять видение ситуации с позиций самого обследуемого и корректировать его поведение, установки и потребности путем изменений и трансформаций наличной системы конструктов. Выяв- 25 практическом ляя и анализируя личностную систему конструктов, мы можем (зачастую очень оперативно) определить основные проблемы клиента (см. прил. 2, 6, 7), конструировать социальную ситуацию его жизнедеятельности и развития. Примером реализации системного подхода может быть многоуровневая, иерархическая структура личности, предложенная американскими психологами Дж.Ройсом и А.Пауэллом [цит. по: 47]. Они исходят из ряда концептуальных положений. Человек не является машиной. Человеческая личность представляет собой совокупность систем. В частности, авторы выделяют шесть подсистем обработки информации я — сенсорная (ощущающая я — моторная (двигательная я — когнитивная (познавательная я аффективная (эмоциональная я — стилевая я — ценностная (рис. 6). я и я подсистемы находятся на периферии и обеспечивают в основном кодирование и декодирование информации. Когнитивная и аффективная подсистемы расположены вблизи центра и выполняют ключевые роли в процессах обучения и адаптации (например, идентификация инвариантов и задание оптимального уровня внутреннего возбуждения системы. Стилевая и ценностная подсистемы, являясь центральными узлами, определяют направленность функционирования других подсистем, каждая из которых является многоуровневой и иерархической. Сенсорный уровень личности — это слой управляемых процессов. Познание и аффект образуют преобразовательный слой. Стиль и ценности — слой самоорганизации или интеграции. Подсистемы стиля и ценностей обусловливают индивидуальные различия. В результате взаимодействия шести перечисленных подсистем возникают молярные психические образования. Например, эмоции — это результат взаимодействия, в первую очередь, познания и аффекта познание и стиль доминируют в процессе формирования мировоззрения взаимодействие аффекта и ценностей порождает стили жизни образ своего Я (психический контур) реализуется из взаимодействия вначале подсистем стиля и ценностей, а потом — когнитивной и аффективной (см. рис. 6). 3. Личностный смысл — это интегративная цель. С позиций рассматриваемой модели личность представляет собой целенаправленную суперсистему, ключевой интегративной целью которой является личностный смысл (быть человеком — значит искать смысл жизни. Поиску смысла жизни способствуют социальные условия жизнедеятельности (образы жизни, способы Рис. 6. Уровень целостной системы (супрасистемы) личности (личностный смысл) взаимодействия между людьми и др- При этом личностный смысл имеет три основные составляющие и связан с мировоззрением, стилем жизни и образом своего Я (рис. Перечисленные образующие реализуются при помощи критериев валидности (проверки обоснованности Эпистемологическая валидность характеризует справедливость притязаний название экзистенциальная — отношение к нормам, лежащим в основе разных стилей жизни валидностъ образа самого себя связана с утверждением образа своего «Я». Три перечисленных критерия представлены различными связями стиль — ценность. Сочетание рационального стиля и внутренних ценностей (средний путь) порождает образ своего «Я» в форме концептуально-достижимого, из которого соответственно вытекает завершенный-незавершенный критерий са- моодобрения. Аналогично возникают и другие лучи (рис. 8). 4. Образы своего Я порождаются различными связями. Первичные интерактивные связи целей и ценностей представлены парами «социальное-эмпирическое», «внутреннее-рациональное» и «Я-метафорическое» (табл. 1). 27 Рис. 7. Структура личностного смысла Таблица Определения стилей, ценностей и результирующие образа своего «Я» Стиль (характерные способы манифестации когнитивных или аффективных феноменов) Ценности (ориентация на действия, которые могут быть упорядочены и само- достаточны) Результирующая характеристика своего «Я» (персонификация собственных действий, внутренних процессов и отношений с миром) Эмпирический: образы реальности оцениваются сточки зрения надежности и валидности наблюдений связан с когнитивными процессами восприятия Социальные: социальный контакт, взаимопомощь, похвалы, поддержка со стороны других людей, добрые дела — наиболее желаемая цель выше всего милосердие- рактивная: персонификация своих действий и мотивов по отношению к социальному окружению и социальному идеалу Я ориентировано на здесь — теперь» и другого Рациональный: образы реальности оцениваются сточки зрения их логической непротиворечивости связан с когнитивными процессами концептуализации Внутренние: достижение высоких результатов в выполнении конкретных задачи достижении целей, особенно связанных с психологическими и (или) физическими усилиями мастерство как конечная цель Концептуально-дости- жимая: персонификация своего Я относительно понимания своих достижений, управление своим Я, подчинение его целями овладение мастерством Метафорический: образы реальности оцениваются сточки зрения универсальности заключенных в них прозрений связан с когнитивными процессами символизации Я характеризуется акцентом на своей уникальности и неповторимости, сохранением независимости и поведением в соответствии с личностными стандартами поведения самоактуализа- ция как конечная цель Трансцендентально-вос- ходящая персонификация физической и общественной сфер в терминах своих потребностей, интересов, действий и характерных способов реагирования. Переживание своего Я как идиосинкратической манифестации искусства жизни Согласно рассматриваемой модели имеются девять возможных результирующих образов самого себя, которые описаны в табл. 2. 29 Таблица Основные образы своего «Я», |