Главная страница
Навигация по странице:

  • Система фирменного стиля

  • Товарный знак

  • Товарный так

  • Фирменная шрифтовая надпись (логотип)

  • Фирменный блок

  • Фирменный лозунг (слоган)

  • Фирменный цвет (цвета)

  • Фирменный комплект шрифтов

  • Ромат Е. Реклама. История,теория, практика. Учебник для вузов 5е издание История Теория Практика Москва СанктПетербург Нижний


    Скачать 8.29 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов 5е издание История Теория Практика Москва СанктПетербург Нижний
    АнкорРомат Е. Реклама. История,теория, практика.doc
    Дата04.02.2017
    Размер8.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРомат Е. Реклама. История,теория, практика.doc
    ТипУчебник
    #2096
    страница19 из 51
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   51
    Раздел 2. Система маркетинговых коммуникаций

    компании-коммуникатора, история возникновения бренда, доводимая до покупателя.

    Приведенное выше толкование термина «бренд» указывает на то, что основным составляющим бренда является имидж его обладателя. Имидж компании представляет собой комплекс сложных характерис­тик фирмы и отношения к ней со стороны ее аудитории. В основе ус­пешного имиджа фирмы лежат такие ингредиенты как:

    ♦ моральные принципы;

    ♦ миссия фирмы (mission);

    ♦ корпоративная философия;

    ♦ долгосрочные цели компании (vision);

    ♦ стандарты поведения и внешнего вида.

    Как мы можем убедиться, формирование имиджа компании осуществ­ляется не столько инструментами маркетинга, сколько средствами ме­неджмента. Анализ этого процесса выходит за рамки данной книги. По­дробнее с его основными положениями можно ознакомиться в [54; 69].

    В качестве важнейших составляющих бренда можно рассматривать также основные элементы фирменного стиля коммуникатора. Однако следует помнить, что фирменный стиль — лишь внешнее отражение имиджа фирмы. Его главная задача — визуализация и идентификация бренда. Более подробно элементы фирменного стиля рассмотрим в сле­дующем пункте книги.

    Примерами сформированных брендов, получивших признание во всем мире (так называемых мегабрендов), могут служить марки напит­ков «Coca-Cola» и «Pepsi», автомобилей «Mercedes» и «BMW», слож­ной бытовой аппаратуры «Sony», ресторанов быстрого обслуживания «McDonald's», компьютеров «IBM», самолетов «Boeing» и т. п. Каж­дый из этих брендов подразумевает в нашем сознании нечто большее, чем просто газированный напиток, автомобиль, телевизор, гамбургер, компьютер или самолет.

    В качестве примеров сформировавшихся российских общенациональ­ных брендов можно назвать марки пива: «Балтика», «Степан Разин», «Старый мельник», «Толстяк», «Клинское» и др. В других сферах — это автомобили «ВАЗ», водка «Столичная», шоколад «Тройка», сига­реты «Ява», «Майский чай» и т. д.

    В некоторых случаях специалисты выделяют региональные (местные) бренды — товарные марки, популярные в конкретном районе страны.

    В качестве brand name могут использоваться как названия фирм — владельцев бренда (Volvo, BMW, Coca-Cola и др.), так и конкретные на-

    2.3. Структура СМК: основные и синтетические средства...

    205

    звания товарных марок. Марочные названия некоторых товаров иног­да не менее известны, чем названия фирм-производителей: например, сигареты «Marlboro» (производитель — Philip Morris), «Camel» (ком­пания R.J. Reynolds Nabisco, а после выкупа ее международного бизне-ся Japan Tabacco Internationale 1998 г. — именно эта корпорация); кук­ла «Барби» (Mattel) и др. Соревнуются в известности с общефирменной торговой маркой «Procter & Gamble» (мегабренд) и многочисленные товарные марки, владельцем которых является фирма: «Ariel», «Tide», «Pampers», «Head & Shoulders», «Blend-a-med» и др. По отношению к указанному мегабренду они являются суб-брендами (подбрендами). Иногда встречаются даже трехуровневые системы брендов. Напри­мер, марка международного автогиганта Daimler-Chrysler AG является мегабрендом. Производственное подразделение этой корпорации Jeep представляет сильный международный бренд. Большинство конкретных товарных марок, производимых этим подразделением, тоже являются брендами, как, например, одна из моделей Jeep — внедорожник «Cruiser». | Оценка бренда осуществляется с помощью целого ряда характерис­тик. Приведем некоторые из них.

    > Сила бренда (brandpower) определяется способностью бренда доми­нировать в своей товарной категории.

    '■'■' Соответствие (релевантность) бренда (brand relevance) определя­ется степенью соответствия имиджа и характера бренда нуждам и ожи­даниям покупателей.

    | Приверженность (лояльность) бренду (brand loyalty) характеризует вовлеченность покупателей в потребление бренда, определяется час­тотой выбора данного бренда при наличии других вариантов.

    •' Уровень известности бренда у покупателей (brand awareness) опре­деляется как процент целевой аудитории, который может вспомнить данный бренд. При этом выделяют вспоминание бренда без подсказок со стороны интервьюера (unaided awareness) и вспоминание бренда с подсказкой (aided of prompted awareness).

    Указанные выше характеристики используются для оценки стоимо­сти бренда (brand value). Это — главная характеристика бренда. Мето­дики ее измерения многочисленны и многообразны. Наиболее извест­ными из них являются методики консалтинговых компаний The Brand Consulting^ Interbrand. Последняя регулярно производит оценки круп­нейших мировых брендов. С результатами оценки можно ознакомить­ся в Internet на сайте www.interbrand.com.

    Согласно последним исследованиям 2001 г., наиболее дорогим ме­габрендом владеет компания Coca-Cola $68,95 млрд (в 2000 г. —206

    Раздел 2. Система маркетинговых коммуникаций

    $72,5 млрд). Стоимость суб-бренда компании Microsoft Windows за по­следний год возросла почти на четверть и составила $65,07 (в 2000 г. t-$70,2 млрд). В тройке гигантов также IBM — $52,75 млрд (в 2000 г. — $53,2 млрд). Как видим, бренды всех трех лидеров за последний год по различным причинам изрядно «похудели». К слову сказать, в 2001 г/ подобные же тенденции наблюдались у 10 корпораций из первых 12.

    Утверждение руководителей фирмы Coca-Cola, что их бренд оцени­вается дороже, чем все остальное имущество фирмы, имеет под собой объективную основу. Это подтверждается оценкой экспертов Interbrand, установивших, что доля стоимости бренда данной компании в рынрч-ной капитализации составляет 72,53%. Действительно, если просум­мировать расходы на рекламу и пропаганду марки фирмы более чем за столетие, затем прибавить к ним затраты на поддержание репутации производителя высококачественных напитков (повышение качества выпускаемых товаров и создание новых; совершенствование системы сбыта; улучшение дизайна продукции и т. д.), учесть преимущества, которые дает бренд при реализации напитков по сравнению с «просто напитком», то в итоге получится сумма гораздо большая, чем стоимость основных и оборотных средств фирмы.

    На практике встречались случаи, когда цена бренда составляла еще большую долю стоимости компании-владельца. Например, компания Philip Morris приобрела фирму Kraft Food за $ 13 млрд, что в семь (!) раз превышало балансовую стоимость последней.

    В экономической практике развитых стран активно используется такое понятие как марочный капитал [5; 53].

    Бренды также приобретают конкретную реальную денежную оцен­ку и в условиях российской экономической практики. Сейчас их стои­мость может учитываться в бухгалтерском балансе фирмы в разделе «Нематериальные активы». Банки могут рассматривать права собствен­ности на бренд как обладание конкретной интеллектуальной собствен­ностью и использовать его в качестве залога при выдаче кредитов.

    Более подробно с проблемой оценки брендов можно ознакомиться в следующих источниках: [5, с. 62-60; 44, с. 23-26; 184, с. 66 и др.].

    Инструментарий и цели брендинга выходят далеко за рамки систе­мы маркетинговых коммуникаций и включают также элементы товар­ной политики, стратегии в сфере ценообразования и решения в сбыто­вой сфере. Так же, как и паблик рилейшнз, брендинг не поглощается полностью не только системой маркетинговых коммуникаций, но даже всей системой маркетинга. Брендинг следует рассматривать в качестве управленческой технологии, включающей элементы как маркетинга,

    g-.'З. Структура СМК: основные и синтетические средства...

    207

    так и менеджмента. Необходимо согласиться с определением Н. Доб-робабенко, которая считает, что брендинг — «товарно-знаковая поли­тика, или управление имиджем посредством комплексного использо­вания стратегий и технологий маркетинга и менеджмента» [54, с. 14]. - Коммуникационная технология брендинга направлена не только на внешнюю целевую аудиторию, но и на внутреннюю. Брендинг рассмат­ривается теперь как элемент корпоративной культуры. \ Если рассматривать брендинг с точки зрения маркетинга, то он пред­оставляет собой один из типов маркетинговых технологий, направлен­ный на создание бренда и управление им. Исходя из такого узкого под­хода, брендинг можно определить как маркетинговую технологию по созданию особого потребительского впечатления о конкретном то­варе (фирме), которое включает имидж бренда, его наименование (бренд-нейм), историю возникновения бренда, доводимую до поку­пателя (бренд-миф), и формирует целостное отношение целевого сег­мента рынка к бренду.

    I К основным маркетинговым целям,решаемым при помощи техноло­гий брендинга, относятся:

    ♦ создание бренда; '' ♦ усиление бренда;

    ♦ позиционирование и репозиционирование бренда;

    ♦ обновление и изменение стадии развития бренда;

    ♦ расширение и углубление бренда [45, с. 6].

    Используя еще более узкий подход, с точки зрения системы маркетин­говых коммуникаций брендинг можно рассматривать как одно из комп­лексных, синтетических средств СМК, включающее элементы всех ос­новных средств СМК (рекламы, паблик рилейшнз, директ-маркетинга и сейлз промоущн), реализующееся в создании целостного образа товара в сознании потребителя. В свою очередь, инструменты брендинга актив­но используются в практике рекламы, ПР и директ-маркетинга.

    В дальнейшем брендинг будет рассматриваться нами именно в этом узком понимании. Более подробно с технологиями брендинга можно ознакомиться в работах Дэвида Аакера, Ольги Гусевой, Михаила Дым-шица, Игоря Крылова, Валентина Перция и др. [45, с. 6-13; 57, с. 11-14; 84, с. 90-99; 119, с. 11-14; 120, с. 51-55; 186].

    Понятия «бренд», «брендинг» часто ассоциируются с такой катего­рией как «торговая марка». В то же время торговая марка (ТМ) явля­ется скорее официально-юридическим понятием. Основное предназ­начение торговой марки — идентификация продукции конкретного208

    Раздел 2. Система маркетинговых коммуникаций

    производителя/продавца, установление юридического приоритета пользования ТМ ее владельцем, использование ее как средства борьбы с недобросовестной конкуренцией. ТМ обладает, как правило, право­вой защитой. Ее основным элементом является товарный знак, входя­щий также в систему фирменного стиля.

    2.3.5.2. Основные элементы фирменного стиля

    Система фирменного стиля включает в себя следующие основные эле­менты:

    1. Товарный знак.

    2. Фирменная шрифтовая надпись (логотип).

    3. Фирменный блок.

    4. Фирменный лозунг (слоган).

    5. Фирменный цвет (цвета).

    6. Фирменный комплект шрифтов.

    7. Корпоративный герой.

    8. Постоянный коммуникант (лицо фирмы);

    9. Другие фирменные константы. Несколько слов о каждом из этих элементов ФС.

    Товарный знак (другие используемые названия: знак обслуживания, фирменный знак; англ. trade mark) является центральным элементом фирменного стиля. Не совсем корректным является определение то­варного знака (ТЗ) как «торговой марки». Товарный так представля­ет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразитель­ные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются владельцем ТЗ для идентификации своих това­ров. Исключительное право владельца на использование товарного знака обеспечивается правовой защитой со стороны государства.

    Основные функции товарного знака (по мнению специалистов [31, с. 37-42]) следующие:

    ♦ облегчать восприятие различий или создавать различия;

    ♦ давать товарам имена;

    ♦ облегчать опознание товара;

    ♦ облегчать запоминание товара;

    ♦ указывать на происхождение товара;

    ♦ сообщать информацию о товаре;

    ♦ стимулировать желание купить;

    ♦ символизировать гарантию.

    g.3. Структура СМК: основные и синтетические средства.

    209

    Товарные знаки отличаются своей многочисленностью и многооб­разием. Выделяют пять основных типов ТЗ:

    11. Словесный ТЗ. Характеризуется лучшей запоминаемостью. Может быть зарегистрирован как в стандартном написании, так и в ори­гинальном графическом исполнении (логотип). Например: «IBM», «Adidas», «Coca-Cola», РАО «Газпром», «Балтика», «Мос­ковская Сотовая Связь» и др.

    Словесный ТЗ — самый распространенный тип товарных знаков. Примерно 80% всех регистрируемых ТЗ относятся к этому типу. Значение brand name настолько велико, что разработкой имени товара занимается целое направление брендинга, именуемое семо-немикой (от греч. semon — знак и петеоп — назначать). Еще одно название этого процесса — нэйминг {naming). С особенностями этого процесса можно подробнее ознакомиться в книге Генри Чар-мэссона «Торговая марка: как создать имя, которое принесет мил­лионы» [174]. Технологии нэйминга успешно используются и в российской практике предпринимательства. В частности, много и успешно работает в этой сфере петербургский копирайтер Марга­рита Васильева [24, с. 10-13; 25, с. 17-19; 28, с. 16-18 и др.].

    2. Изобразительный ТЗ представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы. Например, характерная изогнутая линия как товар­ный знак фирмы Nike, производящей спортивный инвентарь; стили-

    1 . зованная старинная ладья, вписанная в овал, — ТЗ АвтоВАЗ, и т. п.

    3. Объемный — зарегистрированный знак в трехмерном измерении. Например, специфической формы бутылка от «Coca-Cola» (тоже обеспечена правовой защитой); флакон духов «Dali» и т. д.

    4. Звуковой ТЗ в недавнем прошлом был больше характерен для ра­диостанций и телекомпаний (например, вступительный такт му­зыки к песне «Подмосковные вечера» — ТЗ радиостанции Маяк). В последнее время данный вид ТЗ все шире используется в рек­ламной практике фирм, работающих в других сферах бизнеса. Например, могут использоваться оригинальные музыкальные фразы в корпоративной рекламе. Так, фирменный видеоклип ра­створимого кофе «Nescafe» фирмы Nestle («Нового дня глоток!») содержит два зарегистрированных звуковых товарных знака: ос­новную музыкальную фразу и ритмичное постукивание ложеч­кой о чашку с кофе.

    Очень сильный коммуникационный заряд несет такой шаг фирмы Zippo как регистрация в качестве звукового ТЗ щелчка зажигалки.210

    Раздел 2. Система маркетинговых коммуникаций

    5. Комбинированные ТЗ представляют собой сочетания приведен­ных выше типов. Например, комбинация логотипа и объемной скульптурной группы «Рабочий и колхозница» В. Мухиной — то­варный знак киностудии Мосфильм.

    Примеры некоторых ТЗ приведены на рис. 2.14.



    g.3. Структура СМК: основные и синтетические средства...

    ; Основные требования, предъявляемые к товарным знакам, пробле­мы их разработки и регистрации будут рассмотрены нами ниже.

    Фирменная шрифтовая надпись (логотип) — оригинальное начерта­ние или сокращенное наименование фирмы, товарной группы, произво­димой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею. Как правило, логотип состоит из 4-7 букв. Приблизительно четыре товар­ных знака из каждых пяти регистрируются именно в форме логотипа.

    Фирменный блок (ФБ) представляет собой традиционное, часто упот­ребляемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Чаще всего это изобразительный ТЗ (товарная эмблема) и логотип, например, надпись adidas под фирменным рассеченным треугольником — фирмен­ный блок фирмы Adidas, логотип фирмы KLM со стилизованной короной над буквами — фирменный блок авиакомпании KLM Royal Dutch Airlines.

    Фирменный блок может также содержать полное официальное на­звание фирмы, его почтовые и банковские реквизиты (например на фирменных бланках). Иногда ФБ включает и фирменный лозунг.

    Фирменный лозунг (слоган) представляет собой постоянно исполь­зуемый фирменный оригинальный девиз. Некоторые слоганы регист­рируются как товарные знаки.

    Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо (например фирма Nike: «Только сделай это!» («Just Do It!»); Philips: «Изменим жизнь к лучшему!»; Procter & Gamble: «Качество, за­служивающее доверия»; компания Bee Line: «Вас услышат только ваши абоненты» и др.).

    В качестве мотива слогана может быть избрана забота о клиенте (на­пример Johnson & Johnson: «Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье!»; ШРР (производитель детского питания): «С любовью к Вашему малышу»).

    Слоган может также подчеркивать исключительные качества фир­мы (Rank Xerox- «Мы научили мир копировать!») или делать ударение на достигнутой мощи, завоеванном авторитете (корпорация Sony: «Это — Sony]»).

    Существует множество других подходов в разработке слоганов, со­ответствующих различным концепциям рекламного обращения: обе­щание выгод, лирический, фантазийный и т. д. [145].

    К фирменному рекламному девизу предъявляются следующие ос­новные требования:

    1. Слоган должен органично вписываться в фирменный стиль его владельца и вносить вклад в формирование его имиджа.

    2. Слоган должен обязательно учитывать особенности целевой ауди­тории, клиентурного рынка фирмы, быть понятным и близким212

    Раздел 2. Система маркетинговых коммуникаций

    этой аудитории. Например, слоган производителя автомобиль­ных амортизаторов фирмы Monroe: «Железная рука держит до­рогу наверняка!» может быть не совсем понятен широкой аудито­рии. Зато он однозначно расшифровывается целевой аудиторией — автомобилистами, которые знают, к чему могут привести плохие амортизаторы на скоростных поворотах.

    3. Слоган должен хорошо запоминаться — отсюда краткость.

    4. Слоган должен быть оригинальным (естественно, в определенных пределах). Например, один из операторов мобильной связи ис­пользовал в рекламной кампании слоган: «GSM-900 наступает. Москва сдается». Для полной достоверности в рекламном обра­щении было использовано подобие тактической военной карты, где столица России окружалась соответствующими стрелками «направленний наступления». Естественно, что подобная ориги­нальность вызвала у получателей рекламы негативную реакцию и положительный эффект не принесла.

    Другой пример. Конкретная украинская фирма использовала слоган: «Мы торгуем адреналином!». Оригинальность слогана заключалась в том, что этот рекламодатель не занимался прода­жей медикаментов, а предоставлял услуги по обучению состоя­тельных клиентов навыкам вождения спортивных самолетов.

    5. Слоган должен иметь интенсивную эмоциональную окраску.

    6. Слоган должен исключать двоякое толкование (например: «Ин­комбанк»: «Каждую секунду мы превращаем в доход наших кли­ентов» или офисный календарь с предложением «Поселитесь на год в спальнях ваших клиентов!» и др.).

    Впрочем, «дополнительное» толкование нередко сознательно пред­полагается самими разработчиками. Второй смысл, вносимый в обращение, зачастую носит эротический подтекст. Например: «Если жить, то с "Комсомолкой"!»; «Смотри, какой мобильный!» (о сотовом телефоне, находящемся за поясом у девушки). А вот рекламистам сети магазинов, продающих бытовую технику и ин­струмент, чувство меры явно изменяет. На биллборде изображе­на обнимающаяся парочка в вечерних туалетах. Подпись гласит: «Я полюбила тебя за твой инструмент...». Как говорится, коммен­тарии излишни.

    7. Слоган должен соответствовать стилю жизни, системе ценно­стей, сложившейся в момент времени его использования. Напри­мер, за более чем вековую историю Coca-Cola сменила больше

    2.3. Структура СМК: основные и синтетические средства...

    213

    сотни зарегистрированных слоганов: от «Пейте Кока-Колу!» до «Глоток, который освежает!», «С Кока-Колой дела идут лучше!», «Насладись Кока-Колой!», «Это — Кока-Кола»!».

    Однако «модернизация» фирменного лозунга целесообразна не во всех случаях. Так, более чем полувековую приверженность к своему единственному слогану «Бриллиант — навсегда» («A diamond is fore­ver») демонстрирует южноафриканская компания De Beers. Кстати, этот девиз, разработанный еще в 1947 г., по мнению авторитетного журнала «Advertising Age», стал «лучшим рекламным слоганом тысячелетия» (см. подробней: [21, с. 52-55]).

    Более детально с технологиями разработки слоганов можно ознако­миться в [26; 101; 150; 157 и др.].

    Фирменный цвет (цвета) также является важнейшим элементом ФС, одним из компонентов общей картины образа фирмы. Цвет дела­ет элементы ФС более привлекательными, лучше запоминающимися, позволяет оказать сильное эмоциональное воздействие. За некоторы­ми типами продукции и услуг конкретные цвета закрепились доста­точно прочно. При этом можно назвать стойкие ассоциации всей дея­тельности, связанной с морем и водой, с Голубым цветом; авиации — с серебристым; растениеводства и продуктов его переработки — с зеле­ным и т. п. В качестве наиболее известных примеров использования фирменных цветов можно назвать: сеть ресторанов McDonald's крас­ный и желтый; лидер мирового производства фототоваров KodaK желтый и золотистый; IBM — синий; Pepsi — синий, белый, красный. К слову сказать, в связи с тем, что красный — один из фирменных цве­тов главного конкурента (Coca-Cola), его использование как фирмен­ного цвета Pepsi Co постепенно сокращается. В последнее время в фир­менных рекламных и ПР-обращениях преобладает темно-синий цвет.

    Фирменный цвет может также иметь правовую защиту в случае со­ответствующей регистрации товарного знака в этом цвете. Однако не­обходимо учесть, что если товарный знак заявлен в цветном исполне­нии, то только в этом цвете он и будет защищен. При регистрации же ; ТЗ в черно-белом варианте он имеет защиту при воспроизведении в любом цвете.

    Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные осо­бенности образа марки, вносить свой вклад в формирование ФС. Шрифт может восприниматься как «мужественный» или «женствен­ный», «легкий» и «тяжелый», «элегантный» или «грубый», «прочный», «деловой» и т. п. Задача разработчиков ФС — найти «свой» шрифт, который вписывался бы в образ марки. Существует множество типов214

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   51


    написать администратору сайта