Главная страница
Навигация по странице:

  • Рекламное обращение

  • Основные выводы

  • Вопросы для самопроверки

  • 3.1.2. Содержание рекламного обращения

  • «...Общефирменные цели

  • Ромат Е. Реклама. История,теория, практика. Учебник для вузов 5е издание История Теория Практика Москва СанктПетербург Нижний


    Скачать 8.29 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов 5е издание История Теория Практика Москва СанктПетербург Нижний
    АнкорРомат Е. Реклама. История,теория, практика.doc
    Дата04.02.2017
    Размер8.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРомат Е. Реклама. История,теория, практика.doc
    ТипУчебник
    #2096
    страница29 из 51
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   51
    Раздел 3

    РАЗРАБОТКА РЕКЛАМНОГО

    ОБРАЩЕНИЯ, ВЫБОР СРЕДСТВ

    И КАНАЛОВ ЕГО ПЕРЕДАЧИ306 Раздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств.,

    3.1. Разработка рекламного обращения. Проблемы/ рекламного творчества (креатив)

    3.1.1. Рекламное обращение: понятие, основные этапы и технологии процесса разработки

    Рекламные обращения поражают многообразием своих форм: от вы­криков наемных глашатаев до спутниковой международной трансля­ции рекламного видеоклипа по телевидению; от шариковой ручки, ис­пользуемой в качестве рекламного сувенира, до широкомасштабных рекламных панно, занимающих сотни квадратных метров; от рубрич-ного объявления в газете до рекламного послания, распространяемого в сети Интернет, и т. д.,

    Рекламное обращение, безусловно, является центральным элементом всего процесса рекламного воздействия на получателя. Именно рек­ламное обращение представляет коммуникатора его целевой аудито­рии, потенциальным покупателям. Именно в рекламном обращении фокусируется большинство элементов рекламной коммуникации. В их числе — идея коммуникации и используемые коды, которые способству­ют восприятию этой идеи получателем обращения. Участие посредни­ка (особенно, если он является «лицом фирмы») иногда становится неотъемлемой частью самого обращения. Характер рекламного посла­ния в совокупности с основными характеристиками целевой аудито­рии во многом определяет выбор наиболее эффективного канала ком­муникации. И, наконец, рекламное обращение может рассматриваться как главное средство, основной инструмент достижения целей реклам­ной деятельности.

    Рекламное обращение элемент рекламной коммуникации, являю­щийся непосредственным носителем информационного и эмоционального воздействия, оказываемого коммуникатором на получателя. Это посла­ние имеет конкретную форму (текстовую, визуальную, символическую и т. д.) и поступает к адресату с помощью конкретного канала комму­никации.

    Кратко рассмотрим характеристики процесса разработки реклам­ных посланий.

    Важнейшей характеристикой этого процесса является его творче­ский характер. Причем значение данной характеристики настолько ве­лико, что сам процесс, сначала на сленге практиков, а затем и в специ­альной литературе, получил название креатив (от англ. creative творческий, созидательный; creativity творческая функция реклам-

    .1, Разработка рекламного обращения. Проблемы...

    307
    н»го агентства по составлению рекламных текстов и выполнению ху­дожественных работ [5, с. 67]).

    )дин из ведущих московских специалистов-практиков рекламы Игорь Ганжа определяет креатив как «процесс информационного и эмо­ционального наполнения рекламной коммуникации» [24, с. 15].

    И. Ганжа предложил также условную классификацию креатива по критерию наличия и необходимости иллюстраций: I # дизайнерский (например практически все рекламные плакаты, буклеты, проспекты, видеоролики и т. п.), т. е. креатив, направ­ленный на создание визуального образа;

    копирайтерский (т. е. текстовый, например: «Нигде кроме, как в Моссельпроме!», «Бриллиант — навсегда!», «Думай не так, как все!» и др.);

    смешанный (содержащий элементы первых двух типов).

    Создание рекламного обращения — сложный и многоплановый про­цесс, который помимо творческой составляющей включает в себя и элементы научных исследований, и проведение логического анализа, и сложные межличностные отношения (между заказчиком и реклами­стом, творческими работниками и менеджерами, сотрудниками различ­ных подразделений рекламного агентства и др.).

    Бывший директор американского рекламного агентства BBDO А. Осборн выделил следующие основные этапы творческого реклам­ного процесса:

    1. Ориентация — определение проблемы.

    2. Подготовка — сбор относящейся к делу информации.

    3. Анализ — классифицикация собранного материала.

    4. Формирование идей — сбор различных вариантов идей.

    5. Инкубация — выжидание, во время которого приходит озарение.

    6. Синтез — разработка решения.

    7. Оценка — рассмотрение полученных идей [91, с. 421].

    Американский рекламист Б.-В. Берг предложил свою схему основ­ных этапов креатива в рекламе (рис. 3.1) [там же, с. 422].

    Было бы неправильно сводить весь процесс разработки рекламного обращения только к творческой его стороне. Наверное, не менее важ­ной особенностью данного процесса является его коммерческий харак­тер. Уже упоминавшийся нами И. Ганжа добавляет в том же определе­нии креатива: «При этом главной характеристикой качества креатива является его способность продавать» [24, с. 15]. Того же мнения при-308

    Раздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств

    1



    '3.1. Разработка рекламного обращения. Проблемы...

    309

    дёрживается и И. Имшинецкая, автор книги «Креатив в рекламе»: «Рек­ламное творчество — это не креатив ради креатива, как в искусстве, а креатив ради продажи» (цит. по [50, с. 8]).

    Творческие работники рекламных агентств (креаторы, копирайте-ры, дизайнеры, художники и др.) должны создать не столько малень­кое произведение рекламного искусства, сколько деловое предложение целевой аудитории, от которого адресату было бы трудно отказаться. В этой связи важен учет в процессе разработки рекламного обращения маркетинговых целей коммуникатора (в том числе ожидаемого эконо­мического эффекта от разрабатываемой рекламы, пожеланий по сро­кам изготовления, бюджету рекламной кампании и т. д., и т. п.). Содер­жание и форма рекламного послания, каналы его распространения при этом в определяющей степени зависят от характеристик его целевой аудитории. Российский специалист в сфере рекламы А. Репьев по это­му поводу замечает: «Кто может считаться творцом в рекламе? Мой ответ повергнет в уныние конкурсантов: творец в рекламе — это тот, кто всеми силами стремится сделать рекламу максимально продающей. Творцом может быть или не быть рекламный маркетолог (аналитик), копирайтер, дизайнер, и даже медиапланировщик или "рекламный" слесарь, мастерящий вывески и штандеры» [71].

    Американские авторитетные специалисты в области креативных стратегий А. Джулер и Б. Дрюниани отмечают следующее: «Креатив­ная реклама создает релевантные1 и неожиданные связи с целью по­строения позитивных отношений между товаром и потребителем. Ре­левантность исходит из фактов, в то время как неожиданные связи — это вдохновение копирайтера и художественного директора, дополни­тельный ингредиент, благодаря которому сообщение будет замечено» [32, с. 39].

    Совершенно естественной тенденцией представляется желание рек­ламистов привнести научный подход в творческий процесс разработ­ки рекламных обращений.

    В числе наиболее распространенных научных креативных техноло­гий, получивших распространение в практике отечественной рекламы, можно назвать применение ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. Ее создателем является Г. С. Альтшуллер. Основные положе­ния теории изложены в [2,3 и др]. Среди наиболее известных последо­вателей ТРИЗ, активно внедряющих ее в практику рекламной деятель­ности, следует назвать И. Л. Викентьева (см.: [18,19]) и специалистов,

    1 Соотнесенные. — Примеч. авт.310

    Раздел 3. .Разработка рекламного обращения, выбор средств.
    объединившихся в Систему «ТРИЗ-ШАНС». Не ставя перед собой за­дачи даже кратко рассмотреть данную технологию, можно отметить сле­дующее. Основными исходными посылками этой технологии являют­ся «принятие решений, интуиция, творческие озарения, с одной стороны, и шаблонность мышления, неприятие нового — с другой, реа­лизуются на основе единого психофизиологического механизма: принципа доминанты, открытого А. А. Ухтомским» [19, с. 29]. «Чело­век живет не по законам разума и логики. У каждого человека суще­ствуют стереотипы. Отрицательные Ст----это мнения, воспоминания,

    предубеждения "ПРОТИВ" рекламируемого объекта, а более редкие Ст+ — "ЗА"» [там же, с. 47]. Другими основными категориями ТРИЗ являются «инерция мышления», «ресурс», «свертка», «согласование» и «рассогласование», «противоречие», «идеальный конечный резуль­тат» и др. Более подробно с теорией можно ознакомиться в указанных выше источниках.

    Как и всякая теория, ТРИЗ имеет и последователей и противников. Так, один из ее оппонентов, А. Ульяновский, замечает: «Ярким отече­ственным проявлением технического подхода стала и адаптация тео­рии решения изобретательских задач к нуждам рекламы — в работах последователей ТРИЗ. В ТРИЗ человек описывается как движимый жесткими программами (стереотипами со знаками + и — ) механизм. Производя алгебраические операции над стереотипами и сообщения­ми — складывая (усиливая) и вычитая (ослабляя) их — можно управ­лять поведением потребителя.

    Как указывается, инженерные приемы анализа и планирования сами по себе правильны, но при их использовании часто упускаются осо­бенности рекламы как социального процесса, формальные описания которого не всегда возможны. Сложность описания и независимость социальных процессов заложены в пхмифологизме» [11, с. 17]. (Заме­тим по ходу, что автор не разделяет такого упрощенного подхода к ТРИЗ.)

    А. Ульяновский считает одним из перспективных направлений оте­чественной рекламной деятельности «упор на формирование симво­лической ценности и мифов о товаре» [там же, с. 18]. Формирование мифов, их широкое использование, «мифодизайн» представляется этим специалистом в качестве основного средства разработки рекламы (см., напр.: [89]).

    Еще одной технологией, активно используемой в процессе разработ­ки рекламных обращений, является нейро-лингвистическое програм­мирование (Neuro-Linguistic Programming NLP; произносится: эн-эл-

    3,1. Разработка рекламного обращения. Проблемы...

    311

    nil)- Данное направление прикладной психологии возникло в середине 70-х гг. в США. Его основателями стали Дж. Гриидер и Р. Бендлер. Как теоретическая концепция NLP находится еще в стадии развития. Необходимо отметить, что в настоящее время нет ее общепринятого определения.

    Известные американские NLP-исты Дж. О'Коннор и Дж. Сеймор определяют сущность концепции таким образом: «NLP — это искусст­во и наука о личном мастерстве. Искусство — потому что каждый вно­сит свою уникальную индивидуальность и стиль в то, что он делает, и это невозможно отразить в словах и технологиях. Наука — потому что существует метод и процесс обнаружения паттернов, используемых выдающимися личностями в любой отрасли для достижения выдаю­щихся результатов. Этот процесс называется моделированием, и обна­руженные с его помощью паттерны, умения и техники находят все бо­лее широкое применение в консультировании, образовании и бизнесе для повышения эффективности коммуникации, индивидуального раз­вития и ускоренного обучения» [63, с. 16—17]. При этом под термином «паттерн» понимается «систематически повторяющийся устойчивый элемент (фрагмент) или последовательность элементов (фрагментов) поведения» [там же, с. 254].

    Российский автор Л. Н. Хромов представляет NLP как «технологи­ческую модель взаимодействия людей друг с другом на основе позна­ния внутреннего процесса, происходящего в человеке при воспомина­нии, то есть при обращении к внутреннему опыту» [96, с. 158].

    Главное открытие NLP заключается в исходном положении: опыт человека состоит из зрительных образов, звуков и ощущений. В зави­симости от того, какой тип восприятия («карта реальности») преобла­дает, люди также делятся на типы:

    ♦ визуалы — воспринимают и организуют свой опыт и мышление в основном с помощью зрительных образов. Данный тип составля­ет примерно 80% всех людей;

    ♦ аудиалы — представляют и описывают мир в аудиальных, слухо­вых образах (около 15%);

    ♦ кинестетики — воспринимают и оценивают окружающую дей­ствительность прежде всего с помощью ощущений и чувств (око­ло 5%).

    Эффективная коммуникация, с точки зрения специалистов NLP, Предполагает диалог с получателем на его «языке». Причем само поня­тие «коммуникация» в данной технологии понимается значительноРаздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств...

    шире, чем та совокупность слов, которая произносится. Так, по дан­ным исследований, 55% воздействия человека на собеседника опреде­ляется языком его телодвижений — поз, жестов — и взглядов; 38% оп­ределяется тоном его голоса, и лишь 7% — содержанием сказанного им [63, с. 34].

    Практическое применение NLP также связано с двойным действи­ем слова (эмоционально-образным и рационально-логическим). Это позволяет с помощью манипуляций со словами сформировать у чело­века неосознаваемое им самим позитивное и негативное отношение к чему-либо («слова-приглашения» и «слова-отторжения»).

    Еще одно направление применения наработок NLP — использова­ние привычных человеческих стратегий мышления, называемых мета-программами. Сущность этого понятия аналогична своеобразным цен­зорам, которые как бы сортируют всю информацию, поступаемую извне. То, что не соответствует мета-программе, независимо от созна­ния ее обладателя не охватывается его вниманием. Основными мета-программами являются: «К» и «От». Первая из них означает нацелен­ность на успех, стремление к чему-то. Мета-программа «От» означает постоянное стремление уйти от чего-то, преобладание мотивации из­бегания неудачи. Обе мета-программы активно используются в прак­тике рекламы. Так, в рекламном обращении, направленном на полу­чателей с мета-программой «К», можно показать преимущества, получаемые при использовании рекламируемого товара. Для тех по­лучателей, у которых преобладает программа «От», эффективнее бу­дет реклама, описывающая трудности, с которыми сталкивается потре­битель, не пользующийся рекламируемым товаром.

    Ярким примером применения концепции NLP в рекламе является обращение к покупателям шоколада «Hershey's»: «Вафли, шоколад, и Вы почувствуете дух Америки. Арахис, карамель, и Вы увидите, как выглядит Америка. Кокосы, миндаль, и Вы услышите звуки Америки». Можно убедиться, что послание рассчитано одновременно и на визуа-лов, и на аудиалов, и на кинестетиков (см. подроб.: [58, с. 129-131]).

    Мы не ставили перед собой цели даже сжатого изложения сущности концепции NLP. Для этого больше подходят цитировавшиеся источники.

    Следует отметить, что технологии межличностного общения NLP уже находят эффективное применение в практике российской рекла­мы, в том числе в процессе разработки рекламных посланий. Примеры из отечественного опыта практического использования концепции NLP, в том числе в рекламе, описываются, в частности, в работах NLP-иста из Петербурга М. Гринфельда [см. 28; 29].

    3.1. Разработка рекламного обращения. Проблемы...

    313

    В последние годы одной из наиболее популярных креативных тех­нологий в рекламе является «метод разрыва» (disruption), предложен­ный французским рекламистом Жан-Мари Дрю. Сущность метода сво­дится к творческим решениям, выработка которых распадается на три основных этапа:

    1. Изучение сложившихся стереотипов в понимании конкретного бизнеса (convention).

    2. Разрыв, разрушение стереотипов (disruption).

    3. Поиск нового направления развития (vision).

    Лолита Волкова описала сущность метода следующим образом: «Идея, между тем, проста. Берешь набивший оскомину стереотип. То есть нечто привычное, обыденное, устоявшееся. Смотришь на него и понимаешь, что так жить нельзя. А если и можно, то не обязательно. Тогда ты берешь его и ломаешь. То есть ткнул пальцем — и рассыпался карточный домик. А ты почесал в затылке и начал собирать снова, со­здавая что-то совершенно новое. И все. Выявил — сломал — создал» [23, с 8].

    Яркой иллюстрацией применения «метода разрыва» в рекламной практике является реклама компьютеров «Apple» («Think different!»). Сложившимся стереотипом является устоявшееся мнение о том, что компьютеры — это высокотехнологичное оборудование, интересующее исключительно специалистов. Отсюда — акцент на технических ха­рактеристиках и выполняемых функциях, который характерен для большей части рекламы данного типа товаров. Рекламисты из сете­вого агентства TBWA разрушили этот стереотип. Упор был сделан на человеческие ценности. При этом использовался мотив самореализа­ции пользователя компьютера. В серии роликов героями стали Аль­берт Эйнштейн, Джон Леннон, Мартин Лютер Кинг, Махатма Ганди и Др. Все клипы серии объединила рекламная идея: эти люди были до­статочно безумны, чтобы изменить мир. Общим слоганом, выражаю­щим рекламную идею, стал «Think different!». В свободном переводе он звучит следующим образом: «Думай не так, как все!». По мнению автора, это — один из наиболее сильных слоганов, когда-либо исполь­зовавшихся в рекламе. Таким образом, задан новый уровень восприя­тия известной марки компьютера.

    Более подробно с методикой «разрыва» можно ознакомиться в [34; 35; 57 и др.].

    Метод разрыва приобрел настолько широкую популярность, что, по Мнению некоторых специалистов, потерял свою оригинальность. Не-314

    Раздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств...

    мецкий рекламист М. Вейнтзетл, например, отмечает: «Однако вскоре все больше рекламодателей захотели примкнуть к "разрушителям сте­реотипов". В итоге "разрушение стереотипов" тоже стало стереотипом; этот прием стал привычным, и люди перестали его замечать. Перед рек­ламодателями встал тот же вопрос, что и раньше: реклама их продукта перестала выделяться на общем фоне» [ 17, с. 79]. И хотя данное выска­зывание еще нельзя отнести к рекламе на постсоветском пространстве, мнение западного рекламиста еще раз доказывает истину, что совер­шенствование рекламного творчества — постоянный процесс, не име­ющий пределов.

    Перейдем к рассмотрению основных составляющих рекламного об­ращения. Наиболее важными из них являются содержание, форма и структура обращения.

    Основные выводы

    1. Рекламное обращение является одним из центральных элементов рекламной коммуникации. Ее характеристики тесно взаимосвяза­ны с параметрами всех остальных элементов схемы коммуникации.

    2. Рекламное обращение можно определить как элемент рекламной коммуникации, являющийся непосредственным носителем ин­формационного и эмоционального воздействия, оказываемого коммуникатором на получателя. Это послание имеет конкретную форму (текстовую, визуальную, символическую и т. д.) и посту­пает к адресату с помощью конкретного канала коммуникации.

    3. Процесс разработки рекламного обращения содержит как твор­ческую, так и коммерческую составляющую. В этом процессе ис­пользуются различные технологий.

    Вопросы для самопроверки

    1. Возьмите в качестве примера любое рекламное обращение и про­комментируйте связь его характеристик с параметрами отправи­теля, посредника, получателя.

    2. Представьте себе, что вам необходимо разработать рекламное об­ращение. Отправителем выступает ваш вуз (фирма). Проиллюст­рируйте на этом примере основные этапы творческого процесса разработки рекламного обращения.

    3. Перечислите основные известные вам технологии творческого процесса. Какие из них вы предпочли бы использовать в своей практике? Почему?

    3.1. Разработка рекламного обращения. Проблемы...

    315

    3.1.2. Содержание рекламного обращения

    Известные американские специалисты в области рекламы Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцол высказали в своем фундаментальном труде следующую мысль: «...Общефирменные цели часто выражаются финан­совыми категориями (доходы, прибыль на вложенный капитал и т. п.), цели маркетинга часто касаются результатов поведенческого характера (рост посещаемости магазина, количество покупаемых товаров и т. п.), а цели рекламы, если рассматривать их под этим углом зрения, заклю­чаются в воздействии на происходящее в сознании людей}

    Другими словами, <...> объявления очень редко оказываются в со­стоянии завершить акт купли-продажи или вызвать определенное дей­ствие в простой причинно-следственной хронологии. Они, скорее, воз­действуют на наши знания, на наши чувства и т. п.» [86, с. 217].

    Это заключение во многом иллюстрирует настоятельную необходи­мость обращения к проблемам психологии при рассмотрении механиз­ма воздействия рекламного обращения на получателя. Следует отме­тить, что активное применение научных достижений психологии вывело на новый уровень практику рекламы. В числе этих достиже­ний: теория бессознательного и психоанализ 3. Фрейда, исследование коллективного бессознательного К. Г. Юнгом, бихевиористская теория Дж. Уотсона, изучение условных и безусловных рефлексов И. П. Пав­ловым, открытие принципа доминанты А. А. Ухтомским и др.

    Насущные проблемы рекламного бизнеса, его материальная поддерж­ка в свою очередь способствуют активным исследованиям в области психологии. Взаимосвязь эта настолько тесная, что примерно в 60-е гг. XX в. стало выделяться такое направление экономической психологии, как психология рекламы. Наш учебник не претендует на подробное системное изложение положений данной дисциплины, но в то же вре­мя нам придется обращаться к ее категориям в ходе дальнейшего изу­чения проблем формирования рекламных обращений.

    Исходным моментом формирования психологии рекламы как науки специалисты считают выход в 1908 г. книги американского психолога В. Скотта «Теория и практика рекламы». Именно в этой работе были сделаны выводы о необходимости привлечения внимания, разработки рекламного слогана («ударной идеи») и др. (см. [12, с. 42-43]).

    Первые научно обоснованные и практически значимые исследова­ния в сфере рекламной психологии проведены в США еще в 1930-е гг. , (см., напр.: [78, с. 274-276]). В последние же десятилетия она получи-

    1 Выделено автором.316

    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   51


    написать администратору сайта