Главная страница
Навигация по странице:

  • § 3. Вождества: конфликт личного и коллективного интересов

  • юр. антропология. Учебник для вузов Издательство норма (Издательская группа нормаинфра М) Москва, 2002 удк 340. 15 Ббк 67. 0 К 86


    Скачать 2.79 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Издательство норма (Издательская группа нормаинфра М) Москва, 2002 удк 340. 15 Ббк 67. 0 К 86
    Анкорюр. антропология.doc
    Дата20.05.2017
    Размер2.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаюр. антропология.doc
    ТипУчебник
    #7974
    страница12 из 33
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   33
    § 2. Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса

    Выше уже отмечалось, что обособление групповых и лич­ных интересов подрывало традиционные структуры общинно-племенного самоуправления. Начавшийся процесс выделения публичной власти, ее кристаллизация требовали иной среды, чем архаический коллективизм родоплеменного строя. Посколь­ку сразу взорвать общинно-племенные структуры самоуправле­ния, освященные временем, традицией, магическими ритуала­ми, было невозможно, к новым требованиям приспосабливают­ся иные социальные структуры, лежавшие до сих пор как бы на периферии системы общинно-племенного самоуправления1.

    1 См.: Андреев И. Л. О характере социальных связей в эпоху перехода от первобытно-общинного строя к классовому обществу // Советская этно­графия. 1971. № 2. С. 13—14. Из более поздних публикаций см. интерес­ные работы В. В. Бочарова, написанные на африканском материале: Бо­чаров В. В. Власть. Традиции. Управление. М., 1992; Он же. Ранние формы политической организации в структуре колониального общества: На аф­риканском материале // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995. С. 205—229.

    Речь идет прежде всего о возрастных, а также поло­возрастных группах1. Иначе и не могло быть, так как со временем рамки рода и даже общины становятся тесными для возросшего объема задач трудовой и общественной жиз­ни территориальной организации. Скажем, срочная вырубка части леса при пожаре или отражение внезапного набега со­седнего племени требовали мгновенной реакции и мобилиза­ции молодого мужского населения, минуя сбор общинного совета: элементарные задачи выживания допускали в этих случаях обход необходимости принятия решений всем коллек­тивом. Возрастные группы превращаются в некие замкнутые корпоративные объединения, каждое из которых выполняет свои, нормативно определенные, функции. Выражаясь совре­менным языком, подобная децентрализация управления, опе­ративность принятия решений заинтересованными группами, четко знающими свои обязанности и свою роль в коллекти­ве, отвечали необходимости сохранения общностью своей жизнеспособности, не ущемляя до поры до времени внут­реннего демократизма самой организации управления.

    Одним из пережитков дуально-родового брака, обеспе­чивавшим выполнение строгих предписаний экзогамии, было длительное обособление мужчин и женщин, особенно по­тенциальных половых партнеров, в так называемых муж­ских и женских домах, позднее - - домах девушек и домах холостяков. Такие дома существовали у всех народов. Даже с утверждением парного брака мужские дома оставались свое­образным клубом, на основе которого возникали различные охотничьи, тотемические, а впоследствии и военные тайные союзы. Эти союзы играли исключительно важную роль не только в хозяйственной жизни общин, становясь замкнуты­ми органами управления, в которых обсуждались и выраба­тывались решения, не всегда выносимые на обсуждение всей общины.

    1 Отметим несколько работ по этому вопросу: Задыхина К. Л. Пережитки возрастных классов у народов Средней Азии // Труды Института этнографии. Т. 14. М.; Л., 1951. С. 157—179; Калиновскал К. П. Возрастные группы народов Восточной Африки: Структура и функции. М., 1976; Летнее А. Б. Деревня Западного Мали. М., 1964.

    166 Часть II. Становление "человека юридического"

    Интересно проследить отражение существования муж­ских союзов в эпосе разных народов, начиная с Гомера и заканчивая сказкой1, в том числе русской сказкой2: семеро богатырей, "разбойники", дружина Черномора - - все это отголоски былых мужских союзов, "братств".

    У Гомера часто главной сферой деятельности мужских союзов выступает устройство совместных трапез, причем уст­раиваются они чаще всего в складчину:

    В доме царя собралися тем временем званые гости, Коз и овец приведя и вина дорогого принесши (Хлеб же прислали их жены, ходящие в светлых повязках). Так все готовилось к пиру в высоких палатах Атрида.

    (Одиссея, IV, 621—624)

    Гомеровский мужской союз рисуется как союз связан­ных узами дружбы воинов, но допуск в него ограничен теми, кто способен внести свой вклад в общую трапезу, как, впро­чем, и более поздние спартанские фитидии ("обеденные клубы"). Тот же факт, что в трапезах участвуют и мальчи­ки, знаменует, по мнению Ю. В. Андреева, "господство пат­риархальной семьи и консолидацию наследственной аристо­кратии"3. В "Одиссее" же "женихи", состязающиеся за бла­госклонность Пенелопы, представляют общество молодежи, готовящейся к военной службе и кормящейся за счет общи­ны—- налицо военно-охранительная функция архаических мужских союзов.

    Н. И. Зибер, изучивший огромный этнографический и фольклорный материал о "братствах" у разных народов, от-

    1 См.: Андреев Ю. В. Мужские союзы в поэмах Гомера // Вестник древ­
    ней истории. 1964. № 4. С. 37—49. В этой работе указывается, в частно­
    сти, что термин "мужской союз" впервые ввел в употребление немец­
    кий ученый Г. Финслер в одной из работ, посвященных анализу гоме­
    ровских поэм.

    2 См.: Пропп В. Я. Мужской дом в русской сказке // Ученые записки
    ЛГУ. Серия филологических наук. С. 174—198; Он же. Исторические
    корни волшебной сказки. Гл. IV. Л., 1946 (сейчас имеется уже несколь­
    ко переизданий этой уникальной работы).

    3 Андреев Ю. В. Указ. соч. С. 42.


    167
    Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"

    мечал такие черты этих "братств", как коллективная ответ­ственность за убийство; общие земли, пастбища; выбор гла­варя — предводителя (он же судит, собирает подати, пред­водительствует на войне); братские сходки1. По его мнению, возникновение ''братств" вызвано тем, что старые родовые формы неспособны решить новые социальные потребности. Создается как бы "фиктивный род", подменяющий естествен­ные формы родства и устанавливающий свои нормы.

    С. А. Токарев, как мы отмечали выше, исследовавший сощиальную организацию островитян Меланезии, пришел к выводу, что "мужские организации являются носителями обжцественной власти"2: они олицетворяют собой и судебную, и распорядительную власть, в союзы входят все взрослые мужчины, за исключением самых бедных, слабоумных, ка­лек, хотя постепенно особое место в них занимает верхушка шгеменньгх вождей. Аналогичные функции мужских союзов могут быть обнаружены на материале Средней Азии3, Ближ-него Востока4, у древних германцев5. Следует добавить так­же, что мужские дома и мужские союзы выступают и как хранителем тотемов, святынь, ритуальных масок и костюмов.

    Итак, мужские союзы выступают как автономные орга-нь.1 власти, вырастающие из традиционных родоплеменных или общинно-племенных самоуправляющихся структур. Они сггособств уют появлению норм, дающих определенные при­вилегии своим членам. Членство в них — способ повышения своего статуса.

    Следует отметить роль женских домов и союзов, своеоб­разной первобытной "системы сдержек и противовесов", если позволительно прибегнуть к столь прямолинейному модерни-за/горству. Дело в том, что первобытное общество, устанав­ливая разделение труда женщин и мужчин, отводило пер-

    1 См.: Зибер Н. И. Еще о братствах // Слово. 1881. № 1. С. 179—180. - Токарев С. А. Родовой строй в Меланезии // Советская этнография. 19>33.№ 3—4.С. 84. Ср. с: Godelier M. Making of Great Man: Male Domination and Power among the New Guinea Baruya. Cambridge, 1986. :{ См.: Снесарев Г. П. О реликтах мужских союзов в истории народов Средней а.зии // Доклад на VII конгрессе МКАЭН. М., 1964. 1 См.: Шурщ Г. Указ. соч. С. 132—146. 1 См.: То.цытп. Германия. П. § 31.

    168

    Часть II. Становление "человека юридического"

    Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"

    169



    вым господствующее положение в хозяйственной жизни, вто­рым — в социальной сфере, включая охранительные и рели­гиозно-магические функции. Дислокальный брак сохранял длительное время за женскими домами функции "первичной социализации" детей, в том числе и мальчиков, поэтому вряд ли оправданно считать женские союзы только как произ­водственные объединения1 или как ответ на "терроризм муж­ских клубов"2. Разумеется, женские союзы были менее проч­ными и менее многочисленными, чем мужские, уже в силу необходимости для женщин покидать свой род, общину по достижении брачного возраста или, овдовев, возвращаться в родную общину. Но тот же Георг Шурц, считая женские союзы "вторичным явлением", приводит сведения о "насто­ящих" женских союзах у африканских народов3. "Настоящи­ми" они были по своей роли в общественной жизни. Именно в Африке, где роль женщины в хозяйственной жизни осо­бенно велика, женские союзы приобретали роль существен­ного фактора и в общественной жизни. Раздельное прожива­ние мужчин и женщин при дислокальном браке побуждало женщин часто принимать на себя заботу об охране женского лагеря, отсюда и легенды об амазонках4. И позднее, при пар­ном браке, когда еще четче происходит половозрастное раз­деление труда, женская часть общины берет на себя многие функции оперативного управления ее жизнью, например, дележ охотничьей добычи мужчин чаще всего производится женщинами, многие празднества готовятся также ими. Мис­сионеры и этнографы застали у многих народов отдельные культовые сооружения при женских домах. Участие жен­щин в управлении жизнью общин прослеживается у наро-

    1 См.: Аввркивва Ю. П. Разложение родовой общины и формирование
    раннеклассовых отношений в обществе индейцев северо-западного по­
    бережья Северной Америки // Труды Института этнографии. Т. 70. М.,
    1961. С. 192.

    2 Шурц Г. Указ. соч. С. 139.

    3 См.: там же. С. 140 и след. См. также: Evans-Pritchard E. E. Woman,
    Culture and Society. Stanford, 1974.

    4 См.: Косвен М. О. Амазонки. История легенды // Советская этногра­
    фия. 1947. № 2. См. также: Collier J., Rosaldo M. Politics and Gender in
    Simple Societies // Sexual Meanings: The Cultural Construction of Gender
    and Sexuality. Cambridge, 1981. P. 275—329.

    дов, давно прошедших стадию матриархата, например у ин­дейцев, якутов, африканских племен. Словом, мужские со­юзы вряд ли могут считаться монопольными носителями пуб­личной власти в общлнно-племенной организации. Однако тен­денция к монополизации этой власти и захват институтов племенного самоуправления усиливаются с превращением мужских союзо»в в тайные общества.

    Разложение первобытно-общинных отношений, появле­ние племенной: верхушки, претензии ее на безраздельное господстезо над соплеменниками превращают мужские союзы из институтов социализации юношей и общественных клубов мужского населения в органы "внеэкономического" принуж­дения ос иовнойс массы соплеменников, вначале женщин, де­тей, пленников, затем и рядовых общинников.

    Что обусловило создание тайных обществ? Закабале­ние сопл-еменников, будь то в форме принудительных работ, выплаты дани своигм вождям или в иных, часто обставлен­ных религиозно-мистическими ритуалами, формах, неизбеж­но вызы вало конфликты и противоречия, сопротивление части соплеменгников, подавить которые традиционные орга­ны самоуправления не могли, ибо их назначением было, на­против, еогласо вание личных и коллективных интересов. Тре­бовались иные органы подавления. Существовавшие мужские союзы и стали той основой, на которой формировались тай­ные общества, очиидавшие эти союзы от "посторонних", т. е. не допущенных к кругу посвященных, соплеменников.

    Трансформация мужских союзов в органы господства родоплеменной верхушки отмечена у племен Северной Аме­рики, Африки, Океании, Средней Азии, Кавказа.

    Возникая вначале как военная организация общинно-племенного самоуправления, тайные союзы начинают подме­нять их, насаждая свою волю как силой вооруженного тер­рора, таьс и введением новых ритуалов, прибегая к магии и колдовству для нагнетания в случае необходимости массово­го психоза и атмосферы страха среди рядовых соплеменни­ков. Вместе с т«м необходимо избегать трактовки тайных об­ществ как исключительно террористических организаций, орудия з ахвата власти племенной верхушкой, хотя эти черты преобладают в их характеристике.

    170

    Часть П. Становление "человека юридического"

    Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"

    171



    "Раздвоение публичной власти" между двумя системами организации общественной жизни — самоуправляющейся общин­но-племенной и (тоже) самоуправляющейся узкокорпоративной — при всех коллизиях, возникающих из такой раздвоенности, все же давало выход личным или групповым интересам, способ­ствовало развитию личной инициативы. Очень часто, вступая в тайное общество, его члены фактически порывали кровнород­ственные связи, отныне они беспрекословно подчинялись обы­чаям этого общества, но одновременно приобретали статус лич­ности, наделенной персональной властью и ответственностью. При­общение к узкому кругу посвященных освобождало члена тайного общества от стадного "бараньего сознания" (К. Маркс). Привязы­вая своих членов к жесткой, регламентированной организации, тайные союзы вместе с тем не позволяли им слишком замыкать­ся в интересах рода, семьи, общины, как бы раздвигая обще­ственный диапазон бытия тех, кто состоял в организации.

    Сам тип организации тайных обществ и союзов, чрезвы­чайно эффективный для достижения конкретных целей опре­деленных групп, оказался очень живучим, а отголоски тай­ных союзов можно обнаружить впоследствии в организациях спартанских илотов, римских рабов, в первых христианских общинах, средневековых "конспирациях", масонских ложах, тайных организациях нового и новейшего времени1.

    § 3. Вождества: конфликт личного и коллективного интересов

    Период разложения общинно-родового строя, обычно опре­деляемый (с разными нюансами) как период вождеств, -- это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малозначащему ритуалу. Утверждение новых институтов властвования сопровождалось перекрытием основ­ных каналов участия рядовых соплеменников в самоуправлении. Лишь позднее разросшиеся управленческие структуры ранне­го государства потребуют возрождения самоуправленческих начал хотя бы на низовом, общинном, уровне...

    1 См.: Гвкертон Ч. У. Тайные общества всех веков и всех стран. М., 1993 (1-е изд. СПб., 1876).

    Утверждение единоначалия вождя входило в конфликт с традициями общинного самоуправления, с суверенитетом коллектива. Создавалось своеобразное двоевластие: на одном полюсе -- органы общинного самоуправления, опирающего­ся на кровнородственные, общинные, тотемические связи, на свои мононормы, с другой — вожди, стремящиеся к со­зданию своей клановой, военной, ритуально-корпоративной организации в противовес стесняющим их инициативу общин­ным структурам и общинному праву. Если общинное само­управление было более демократичным, то вождистско-кор-поративная организация публичной власти давала более эф­фективные средства принуждения и насилия, что обеспечивало подчас лучшие условия жизнеобеспечения разросшимся общ­ностям -- племенам, конфедерациям племен.

    Вместе с тем явление вождеств не должно оцениваться однозначно как исключительно свертывание общинной де­мократии, хотя эта тенденция и преобладала. В мировой на­уке высказывались и иные мнения. Явно идеализируя роль вождей в общественном прогрессе позднепервобытного обще­ства, Дж. Фрэзер считал эту роль решающей. "Едва лишь племенем перестают управлять нерешительные, раздирае­мые внутренними противоречиями, советы старейшин и власть переходит к одному сильному и решительному чело­веку, оно начинает представлять угрозу для своих соседей и вступает на путь захватов, которые на ранних ступенях ис­тории нередко благоприятствуют общественному, промышлен­ному и умственному прогрессу". Следуя этой логике, он ут­верждает далее, что именно деспотические правители дава­ли больше "свободы мыслить и решать свою судьбу... чем в свободной по видимости жизни дикарей, у которых личность от колыбели до могилы заключна в прокрустово ложе на­следственного обычая"1. Итак, "прогрессивное насилие" и "бес­сильная демократия" - тема извечная, но к предмету наше­го исследования имеющая второстепенное отношение.

    Период вождеств, если правильно опознать его в много­образии догосударственных форм организации власти, инте­ресен прежде всего сочетанием двух начал, демократическо­го и авторитарного, в социальной жизни обществ, в которых

    1 Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. С. 60.

    172

    Часть П. Становление "человека юридического"

    Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"

    173



    углублялись имущественная дифференциация, общественное разделение труда.

    Благодаря богатству русского языка возможно терми­нологически развести два качественно различных этапа в со­здании надобщинных потестарных структур, вводя термины "главарство" и "вождество"1. Употребленный нами в преды­дущих разделах для обозначения формы властвования в эпо­ху позднеродовой общины термин "главарство" применим именно благодаря оттенку этого понятия как "неформально­го" лидерства, т. е. лидерства, не обросшего иными институ­тами властвования, кроме ритуально-обрядовых (сакраль­ных) атрибутов власти.

    Сложнее уточнить определение персонификации влас­ти в эпоху, именуемую в марксистской литературе эпохой "военной демократии". Обычно для обозначения институтов властвования в предгосударственную эпоху современные ис­следователи пользуются введенным Э. Сервисом и впослед­ствии разработанным X. Дж. Клессеном термином "чифдом" (вождество)2, воспринятым востоковедами (Л. С. Васильевым, Н. Б. Кочаковой)3, частично историками (В. И. Гуляевым,

    1 Исчерпывающее исследование по этой теме: Крадин Н. Н. Вожде­
    ство: современное состояние и проблемы изучения // Ранние формы
    политической организации: от первобытности к государственности. М.,
    1995. С. 11—61. См. также: Першиц А. И. Вождество // Свод этногра­
    фических понятий и терминов. М., 1986. Вып. 1.

    2 См.: Service E. Origins of the State and Civilisation. N. Y., 1975. P. 15—16;
    Claessen H. J. M. The Early State: A Structural Approach // The Early
    State. The Hague. 1978. Справедливости ради напомним, что авторство
    идеи выделить особую роль вождей в процессе становления институтов
    власти принадлежит Г. Мэну: MaineH. S. Lectures on the Early History
    of Institutions. Lecture V. "The Chief and His Order". N. Y., 1874.

    3 Отошлем к работам наиболее активного сторонника этого понятия
    Л. С. Васильева: Васильев Л. С. Становление политической администра­
    ции (от локальной группы охотников и собирателей к протогосудар-
    ству — чифдом) // Народы Азии и Африки. 1980. № 1. С. 172—186. Он
    же.
    Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983. С. 32—40. Бо­
    лее нюансированную терминологию ("вождь", "старейшина", "бигмен")
    предлагает П. Л. Белков: Белков П. Л. Племя и вождество: К определе­
    нию понятий // Племя и государство в Африке. М., 1991; Он же. Соци­
    альная стратификация и средства управления в доклассовом и пред-
    классовом обществе // Ранние формы социальной стратификации. М.,
    1993; Он же. Вожди и бигмены // Ранние формы политической органи­
    зации: От первобытности к государственности. М., 1995. С. 126—139.

    В. М. Массоном, А. М. Казаковым), этнографами (Л. Е. Куббе-лем, С. А. Токаревым), предпочитающими употреблять тер­мин "вождество" (иногда — "главарство"), но пока отвергае­мым или игнорируемым большинством юристов-историков (Т. В. Кашанина — одно из немногих исключений).

    При изучении периода вождеств следует учитывать слиш­ком широкий смысл, вкладываемый многими исследователя­ми в термин "вождь". Известный африканист А. С. Балезин, как и П. Л. Белков, считает такую широкую трактовку "реа­лией колониализма", ибо "этим же унифицированным тер­мином колонизаторы обозначали различные местные виды и даже типы традиционных властей — от наследственных пра­вителей раннеклассовых государств до общинно-родовой вер­хушки потестарных обществ, — которых в большинстве случа­ев никак нельзя назвать "вождями"1. (Автор — А. С. Балезин — считает, что термин "вождь" применим лишь к традиционным, т. е. доколониальным, институтам власти.) Другой африканист Н. Б. Кочакова считает, что "чифдом — это доклассовое полити­ческое образование, где а) господствуют территориально-род­ственные связи и намечающаяся социальная иерархия типа "пра­вители—управляемые" основывается на иерархии родов (или скрыта под ней); б) правящий слой в экономическом отношении не вполне отделен от массы общинников: ни дань, ни данничес­кие подарки не являются систематическими; нельзя сказать, что этот слой живет целиком за счет отчуждения части приба­вочного продукта; в) отсутствуют органы насилия; г) существу­ют средства интеграции населения чифдома: это наличие цент­рального руководства, которое, однако, не имеет аппарата, и общая идеология, способствующая цементированию чифдома"2.

    Большую роль в утверждении власти военного предво­дителя, вождя играли военные походы, переселения3. Пе-

    1 См.: Балезин А. С. Африканские правители и вожди в Уганде. М., 1986.

    С. 7—8. Ср. с: Белков Я. Л. Вожди и бигмены. С. 132.

    - Кочакова Н. Б. Рождение африканской цивилизации. М., 1986. С. 14.

    К ее выводам близки и выводы британских исследователей: African

    Systems of Kingship and Marriage. L., 1950.

    ' О типе "предводителя каравана" см. интересное исследование:

    Demolin Е. Comment la route crce le type social. Vol. 1. P., 1950. P. 71—73.

    См. также: Мельникова Е. А. Меч и лира. Гл. 1. М., 1987.

    174

    Часть П. Становление "человека юридического"

    Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"

    175


    реселение саксов в Британию в конце V в. — один из таких примеров. Саксонская хроника сообщает, что в 495 г. в Бри­танию прибыли саксы, предводительствуемые двумя "елдер-менами" (старейшинами) Кедриком и Цинриком. В 519 г. они уже становятся королями западных саксов. У. Стабс с пол­ным основанием считал, что "новые короли - - это короли тех народов, которыми они предводительствовали во время завоевательных походов"1. Скандинавские, особенно исланд­ские, саги и баллады также дают огромный (и, к сожале­нию, совсем не обобщенный историками права) материал о героизации военных предводителей и укреплении их власти2. Скальдический поэт Гуннлауг Змеиный Язык в своей "Драпе об Адальраде" восклицает:

    Англов князъ, что ангел, Яснится всем в яви. Рады биться роды В рати Адалърада3.

    Для нас период вождеств интересен тем, что оправдан­ные вождем приказы порождают новый тип права, которое шведский историк права Э. Аннерс называет "командным пра­вом": "Необходимое руководство племенем для защиты его от внешних врагов или, наоборот, для организации нападения на внешнего противника осуществляется вождем племени. Возможно, что такой вождь одновременно был и верховным жрецом, обеспечивающим исполнение общего для всего пле­мени религиозного культа. Занимаемый таким вождем выс­ший военный пост обеспечивал ему право отдавать военные приказы и возможность поддерживать требуемый уровень дис­циплины. Из этого командного права вытекало примитивное военно-уголовное право, распространявшееся, например, на такие проступки, как предательство, трусость в бою, дис­циплинарные преступления (неповиновение) и т. д."4 Представ-

    1 Stubbs W. The Constitutional History of England in Its Origins and
    Development. Vol. 1. L., 1896. P. 72.

    2 См.: Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Л., 1984. С. 32—43 (фрагмент
    о "сагах о королях"); Он же. Баллада в Скандинавии // Скандинавская
    баллада. Л., 1978.

    3 Цит. по: Поэзия скальдов. Л., 1979. С. 50.

    4 Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. С. 12. См. также:
    Cheater A. (ed.). The Anthropology of Power. L., 1999.

    ляется, однако, что нормотворчество вождя не ограничива­ется "командным правом", а захватывает мало-помалу дру­гие сферы жизнедеятельности социума, помимо военной.

    У народности апатани Восточных Гималаев именно на период вождеств приходится становление светских, т. е. не­религиозных, судов — неформальных советов уважаемых людей: "Решения советов, касавшиеся, например, наказа­ния преступников, заранее обговаривались с участием пред­ставителей заинтересованных деревень и родов. В крайних случаях споры заканчивались ритуальными сражениями. Непосредственные виновники конфликта в них участия не принимали, а выплачивали компенсацию семьям убитых или раненых. Такие сражения прекращались после первой про­литой крови (чем не прототип состязательного процесса на­шего времени? — А. К.). Если спор не затрагивал групповых интересов, сторонам предоставлялось решать свои проблемы любыми методами"1. Так, если мужчина и женщина одного рода (а род у апатани считался экзогамным) желали поже­ниться, то, принеся в жертву быка, они могли жить вместе.

    Феномен "вождеств" как регулятора социальных отно­шений давно привлек внимание отечественных исследовате­лей. По традиции, идущей от М. М. Ковалевского, институт вождей рассматривался не столько сквозь призму "патриар­хальной теории", сколько как институт властвования, отве­чающий определенному уровню развития производительных сил. Так, М. М. Ковалевский отмечал: "Изменения в порядке замещения должности вождя сопровождаются постепенным расширением его юрисдикции, в ущерб юрисдикции народ­ного собрания и совета старейшин. Сосредоточивая мало-по­малу, как в своих руках, так и в руках образовавшегося с течением времени при его дворе служилого сословия, зако­нодательные, административные и судебные функции, на­родный старейшина приобретает тем самым возможность об­наруживать решительное влияние на изменение обычного

    1 Березкин Ю. Е. Вождества и акефальные сложные общества: дан­ные археологии и этнографические параллели // Ранние формы по­литической организации: От первобытности к государственности. М., 1995. С. 72.

    176

    Часть П. Становление "человека юридического"

    Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"

    177


    права в направлении, благоприятном разложению общинно­го землевладения"1.

    Продолжая эту традицию, М. О. Косвен, исследовав ин­ститут "главарства" (его термин) австралийских аборигенов, пришел к выводу, что австралийский вождь — главарь -"является лишь ставленником экономически господствующей группы геронтов. Выходя из их среды, он остается с ними целиком связанным, им подчиненным, лишь их представи­телем"2. В этих условиях объяснимо использование струк­тур самоуправления для обеспечения экономического гос­подства верхнего возрастного слоя общинников. К таким же выводам приходил и К. М. Тахтарев, отмечавший также по­стоянный и организованный характер власти у австралий­ских племен3. И оба этих исследователя, и С. А. Токарев, исследовавший феномен главарства у меланезийцев4, отмеча­ли сильно выраженный геронтократический характер вождеств у народов Австралии и Океании, когда старшинство в роде, превосходство возраста, знания, навыков становятся опреде­ляющим фактором лидерства при сохранении институтов об­щинно-племенного самоуправления.

    Не покидая тихоокеанского региона, обратимся к исто­кам возникновения феномена вождеств в недрах самоуправ­ленческих структур. Вначале, как показывают, например, этнографические данные об острове Ниуэ в Тихом океане, власть принадлежала выборным, а не наследственным вож­дям, а сами их полномочия были ограниченными. На другом острове, Ротума, большая роль отводилась советам вождей и военачальников, а также правителям отдельных округов, на

    1 Ковалевский М. М. Общинное землевладение, причины, ход и послед­
    ствия его разложения. М., 1879. С. 10.

    2 Косвен М. О. Первобытная власть // Революция права. 1929. № 2.
    С. 101. Интересно сравнить вывод М. О. Косвена с выводами классика
    современной антропологии А. Рэдклифф-Брауна: Radcliffe-BrownA. R.
    The Social Organisation of Australian Tribes. Sydney, 1931; Idem. Structure
    and Function in Primitive Society. L., 1952.

    3 См.: Тахтарев К. М. Сравнительная история развития человеческого
    общества и общественных форм. Ч. 1. Л., 1924. С. 223—224.

    1 См.: Токарев С. А. Родовой строй в Меланезии // Советская этногра­фия. 1933. № 3—6.

    которые делился остров. Подобная же система самоуправле­ния существовала на других, относительно изолированных малых островах. Такие общества американский ученый И. Гол-дмен предложил называть "открытыми" в отличие от иерар-хизированных и стратифицированных сословных обществ островов Тонга, Самоа и других более крупных островов1.

    Исследовав социальную организацию полинезийцев до­колониального периода при переходе от позднего общинно-родового строя к классовому ("племенной сословно-кастовый строй"), Н. А. Бутинов отмечает: "Управление хозяйствен­ной, социальной и духовной жизнью осуществляют главы до-мохозяйств, вожди общин и вождь племени, а также перио­дически созываемые советы домохозяйств, советы общин и совет племени. В совет домохозяйств входят главы малых се­мей, в совет общины -- главы домохозяйств, в совет племе­ни — вожди общин, в совет союза племен — вожди племен"2. Таким образом, круг участников процесса управления ста­новится все более узким. Это уже время отделения управлен­ческих функций от производства материальных благ; дуализма племенных мононорм (одни для знати, другие для рядовых об­щинников); создания самостоятельного управленческого слоя в лице вождей, жрецов и членов их семей, живущего за счет грабительских войн, принудительных работ общинников и при­своения прибавочного продукта. Рядовые общинники уже не допускаются к управлению общиной, не говоря о племени, к тому же преклонение перед "божественной силой" вождя, магическими чарами жреца, страх быть жестоко наказан­ным или принесенным в жертву по любому поводу, бесчис­ленные табу и запреты лишали общинника попыток к само­стоятельности в общественном поведении. Уже первые путе­шественники, первооткрыватели островов Океании, прежде всего Дж. Кук, оставили свидетельства культа вождей, со­провождавшегося жестокими обычаями вплоть до человечес­ких жертвоприношений и имевшего целью беспрекословное подчинение общинников власти вождя, распоряжавшегося и

    См.: Goldman I. Ancient Polynesian Society. Chicago, 1970.

    Бутинов Н. А. Социальная организация полинезийцев. М., 1985. С. 11.

    178

    Часть II. Становление "человека юридического"

    Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"

    179


    их жизнями, и их имуществом. По мнению новозеландского ученого Дж. Беллвуда, "это была деспотическая система феодального типа, характерная для большинства архаичес­ких цивилизаций -- ранний вариант государственной систе­мы"1. Крайним выражением этого деспотизма была монопо­лия каннибализма вождя, позволявшая ему поедать не толь­ко пленных, но и собственных соплеменников...

    Африканский материал дает множество типов вождеств, вырастающих из родоплеменных самоуправленческих струк­тур. Общей чертой многих из них является формирование родственно-территориальных кланов — линьяжей, на осно­ве которых создаются потестарные образования, выдвигаю­щие своих вождей. (Такие образования получили у исследо­вателей название "сегментов", а состоящие из них общнос­ти — сегментарных обществ2.) Как правило, в этих обществах еще нет постоянно действующего аппарата власти и ярко выраженной иерархии родоплеменной знати, самоуправлен­ческие начала еще не вошли в острый конфликт с авторитар­ными поползновениями лидеров. Пример такого общества дает этническая группа тив в Нигерии. Исследователи свидетель­ствуют: "У тив различаются: а) выдающиеся люди, имена ко­торых служат, в частности, для определения линьяжей; б) лю­ди, пользующиеся "престижем" благодаря материальному преуспеванию и щедрости; в) "политические, руководители", которые не занимают никакого поста, но принимают учас­тие в делах, касающихся всего общества"3. Видимо, именно из этих лиц впоследствии рекрутируется управленческий слой в обществах, в которых углубление социального и имуще­ственного неравенства зашло уже довольно далеко4.

    Примером общества, в котором "политическая власть" выделялась наполовину в виде узаконенных возрастных, во­енных, обрядовых групп, обретающих властные функции,

    1 Беллвуд Дж. Покорение человеком Тихого океана. Пер. с англ. М.,
    1986. С. 389.

    2 Более подробно см.: Хлопин И. Н. Сегментация в истории первобытно­
    го общества // Вопросы истории. 1968. № 8.

    3 История Тропической Африки. Пер. с франц. М., 1984. С. 73.

    1 См., например: /sard M. Gens du pouvoir, gens de la terre: les institutions politiques de 1'ancien royaume de Yatenga. P., 1985.

    могут служить этнические группы Восточной Африки до при­хода колонизаторов: "У найди и кикуйю-камба в Восточной Африке социальная организация основана на иерархии воз­растных классов, облеченных военными, политическими и правовыми обязанностями и непосредственно участвующих в управлении обществом, тогда как кланам и линьяжам от­водится второстепенная роль. В подобных обществах может со временем установиться сильная централизованная власть"1. Лишь в эпоху военных походов власть вождей приобретает сильно выраженный авторитарный характер. В мирное же время структуры общинного, племенного самоуправления продолжают играть роль основного института управления.

    Использование структур общинного, племенного само­управления для самовыдвижения вождей не везде носило характер насильственной узурпации этих структур претен­дентами на роль вождя. Карл Йеттмар, западногерманский исследователь народностей Гиндукуша, описывает заслужи­вающую внимания схему преобразования институтов общин­ного самоуправления народности кати (Нуристан) в вожде-ства2. Самоуправление разросшихся общин требовало допол­нительной организации, поэтому образуются общественные единицы по территориальному признаку дгога - - "первич­ные поселения", в каждую из которых входило по 50 муж­чин вместе с их родственниками. Эти мужчины направляли по одному представителю в орган исполнительной власти, в совет —иге. "Урэ должны были следить за соблюдением обыч­ного права. Вопрос в том, как проявлялась воля территори­альной общины при решении проблем внутренней и внешней политики за пределами, ограниченными положениями этого права, остается спорным"3. Один из исследователей, Дж. Ро-бертсон, на которого ссылается К. Йеттмар, считал, что су­ществовала своего рода двухпалатная система с советом по внешним и советом по внутренним делам, при этом человека, устраивавшего "праздник заслуг", допускали сперва в совет по внешним делам в качестве "джаста" ("старейшины"), а

    1 История Тропической Африки. С. 74.

    2 См.: Йеттмар К. Религии Гиндукуша. Пер. с нем. М., 1986. С. 33—45.
    •"' Там же. С. 43.

    180

    Часть П. Становление "человека юридического"

    Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"

    181


    затем в качестве "мира" ("князька", "царька") в совет по делам внутренним, в который входили и жрецы селения. И "джасты", и "миры" выдвигались как по своим военным, ораторским способностям, так и с помощью дорогостоящих "престижных пиров"1. Во время военных походов мужей ос­тавшиеся женщины избирали мира — женщину. Словом, во­енные успехи и богатство позволяли использовать органы общинного самоуправления для выдвижения вождями без осо­бого насилия и принуждения. Интегрирующим механизмом, обеспечивающим сплоченность на более высоком, чем селе­ние, уровне, были, помимо родственных связей, линьяжей, общая религия, общие обычаи, тотемы, мифы2.

    Следует подчеркнуть, что в период вождеств резко сни­жается роль рядового общинника в судопроизводстве (эту функцию берут на себя вождь или совет вождей): наряду с контролем над перераспределением собственности и таких ресурсов, как земля и вода, отправление правосудия и нор­мотворчество становятся важным инструментом осуществ­ления власти вождя и окружающей его аристократии3. Для выполнения этих и других религиозно-культовых (организа­ционных, военных) функций вождя создается подчиненный ему "аппарат управления", все более отчуждающий рядово­го общинника от управления, но сохраняющий до поры до времени его статус свободного общинника.

    1 Французские авторы Ж. Дави и А. Морэ считают, что соперничество в
    раздаче пищи и подарков ("потлач") являлось "ценной коррективой к на­
    следственному праву" (DavyD., MoretA. Des clans aux empires. L'organisation
    sociale chez primitifs et dans 1'Orient Ancien. P., 1923. P. 10. См. также: Rivers
    W. H. R.
    Kinship and Social Organisation. L., 1968).

    2 Особенно наглядно этот процесс просматривается на африканском
    материале. См., например: Кочакова Н. Б. Аристократия: Традицион­
    ные правители — носители "священной" власти // Механизмы поли­
    тической власти в странах Западной Африки. М., 1991.

    :i Т. В. Кашанина дает оригинальную типологию вождеств по видам деятельности: теократические вождества, носящие очевидный храмово-теократический характер; военные вождества, имевшие ярковыраженный военно-иерархический характер, и тропико-лесные вождества, ориенти­рованные на хозяйственное освоение территории (см.: Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 1999. С. 31).

    Как обычно, подведем общие итоги анализа феномена вож­деств. Если в условиях родовой общины единственным претенден­том на лидерство оставался старейшина рода (на стадии материн­ского рода — прародительница), то с возникновением территори­альной организации круг претендентов расширяется не только за счет большего числа входящих в нее старейшин родов, но и пред­водителей кланов, линьяжей, жрецов, хранителей тотемов и даже, как мы убедились, лекарей, знахарей, кузнецов. Возникнове­ние имущественного неравенства включает в этот круг канди­датов в лидеры и более зажиточных соплеменников. Создается новая социальная иерархия: не тотемическая, не кровнород­ственная, а иерархия богатства и социального лидерства. Она находит свое отражение и в нормативной системе: появляется, например, институт наследования. Наследование имущества по отцу ведет к дальнейшей индивидуализации власти, ее персо­нификации. Далее, как мы видели, вступают в действие и раз­нообразные региональные особенности способов утверждения личной власти: это и выдвижение старших по возрасту, и сак­рализация вождей, завоевавших тотем, и право сделать его своим символом власти в Австралии и Океании, и сложная си­стема чередования у власти лидеров кланов и линьяжей в Аф­рике, и узаконение лидерства победителей соревнований в пре­стижных дароприношениях и пиршествах в восточных обществах. Особое значение имела институционализация половозрастных, военных, обрядовых групп ("мужские союзы"). При всем разно­образии форм утверждения вождеств как антипода коллекти­визма общинно-племенного самоуправления, их особая роль в процессе появления "индивидуализированного" права несомненна.

    Вождества - - это уже первый шаг в строну создания государства с особым, отделенным от социума, аппаратом управления, строящимся чаще всего на началах единонача­лия. Это также период, когда раздвоение правового бытия человека, его личных прав и его общественной статусности получают окончательное оформление.

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   33


    написать администратору сайта