юр. антропология. Учебник для вузов Издательство норма (Издательская группа нормаинфра М) Москва, 2002 удк 340. 15 Ббк 67. 0 К 86
Скачать 2.79 Mb.
|
Глава 4. Человек "общинный" и человек "государственный" Меньше всего хотелось бы, чтобы и антропология права, и так называемое "обычное право" противопоставлялись в анархистском духе государственному бытию человека и "праву государства", мол, долой государство — назад к "золотому веку", к общине. Европейская общественная мысль уже переболела этим умственным расстройством, идея правового плюрализма не имеет к нему (к расстройству) никакого отношения. Антропологию права интересует другое: изменения в правовом бытии человека по мере усложнения социальной организации общества и способов управления социумом. Но и этот интерес важен не сам по себе. "Копание" в древней, новой и 1 Исполняя усвоенный в советское время ритуал, приведем обязательную цитату из К. Маркса, писавшего об "идиллических" общинах, что они "ограничивали человеческий разум самыми узкими рамками, делая из него покорное орудие суеверия, накладывая на него рабские цепи традиционных правил, лишая его всякого величия, всякой исторической инициативы" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 9. С. 135). 139 Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" новейшей истории требуется для того, чтобы выяснить, какие исторические формы нормативного регулирования со-гфеменное государство, задыхающееся под тяжестью своих законов, может без особого ущерба для своего суверенитета вернуть гражданскому обществу и тем самым разгрузить свой административный и судебный аппарат, а какие отжили безвозвратно. На Западе этот поиск идет все активнее, мы же пока запаздываем. В обозначенной теме мы рассмотрим прежде всего новые источники нормативного регулирования жизни человека: новые по сравнению с теми, которые нами анализировались выше (табу, тотем, миф, ритуал, обряд, обычай). Акцент будет сделан на органы общинного самоуправления и органы управления разросшимися социумами, являвшимися субъектами нормотворчества, а также на механизмы правовой социализации индивида. Мы будем при этом отдавать предпочтение отечественным источникам, прибегая, где это действительно необходимо, к источникам зарубежным, — дань уважения наработкам по этой теме в отечественной науке за два века и стремление ввести в научный оборот источники, наиболее доступные тем, кто впервые осваивает наш предмет. § 1. Общинная модель публичной власти и место человека в ней В словах К. Маркса о привязанности первобытного че-. ловека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием выживания человека была его полная интеграция в свой социум, в котором коллективная безопасность означала и безопасность личную. Никаких "личных" прав, кроме права на долю в добыче и права на домашний очаг, у первобытного человека быть не могло -- такой вывод напрашивается сам собой. И все же в свете новых данных археологии, этнологии и социальной антропологии этот вывод оказывается не таким уж бесспорным. Вопрос о месте человека в общине, даже такой элементарной, как первобытная, не праздный вопрос. Юриста-ант- 140 Часть II. Становление "человека юридического" рополога интересует, в какой степени даже эта община способна обеспечить определенную автономность личности, а следовательно, особенности ее правового статуса. Ведь и в более развитых обществах, вплоть до современных, баланс между публичным и частным интересом в праве во многом определяется именно автономностью личности, гражданского общества в общей системе социальных связей. Именно этот интерес побуждает нас докапываться до основ фундамента конструкции "человек—общество". Для начала зададимся вопросом, имеющим большое методологическое значение для нашего анализа: что первичнее: род или община? Уже исследователи прошлого века Г. Мэн, И. Бахофен, Дж. Леббок, М. Ковалевский и другие, рассматривая генезис правовых и политических систем, подошли к пониманию того, что многие функции будущих социально-политических систем и их институтов выполнялись родственными отношениями, семейной организацией, общинными связями. Это отмечал и К. Маркс. Судя по конспектам книг этих авторов, К. Маркса интересовали именно социально-регулирующие функции первобытных структур1. Известно, что задолго до появления трудов Л. Г. Моргана К. Маркс и Ф. Энгельс уже в "Немецкой идеологии" выделяли коллективистские начала первобытной общественной жизни, основанной на коллективной собственности и совместном труде. К первобытным общественным структурам Ф. Энгельс возвращался неоднократно, уточняя и развивая представления об этих структурах. "Чем меньше развит труд, — писал Ф. Энгельс, — ...тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей"2. Мысль о доминировании родовых связей как основной детерминанты социального развития первобытного строя долгие годы оставалась ведущей в марксистской истории первобытного общества и позволила опровергнуть немало идеалистических концепций первобытности. Однако в 1 См. конспекты книг Г. Мэна "Лекции по истории институтов", Дж. Леб- бока "Происхождение цивилизации и первобытное состояние челове ка", М. М. Ковалевского "Общинное землевладение, ход и последствия его разложения" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 45). 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 26. 141 Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" последние десятилетия "родовая теория", кажется, теряет монополию на истину. Открытия археологов и особенно этнографов позволяют со все большим основанием говорить о многолинейном социальном развитии первобытных общностей различных регионов, о чем пойдет речь ниже. Отсюда и дискуссии сторонников "родовой", т. е. классической, и "общинной" теорий развития первобытного общества1. В. Р. Кабо, ставя задачу "выявления в структуре первобытного социума его жизненного центра, средоточия социально-экономических связей", считает таким институтом общину, в отличие от сторонников "родовой" теории. "Первобытная община, — по мнению В. Р. Кабо, — это естественно сложившийся коллектив, который возник одновременно с возникновением самого человеческого общества, с возникновением производства, это форма организации совместного хозяйства первобытного общества"2. Это мнение разделяют некоторые другие этнографы и историки, считающие, что род в силу присущей ему экзогамии не может выступать в качестве единого производственного коллектива хотя бы потому, что включает в себя не только кровных родственников. Но такой подход не означает отрицания за родом регулирования некоторых других сфер общественных отношений, помимо семейно-брачных. Безусловно, прав Ю. В. Маретин: "Материалы мировой этнографии показывают, что эволюция (равно как и распад) родовых и общинных связей протекает далеко не всегда синхронно, и часто узы родства, пережитки родовых отношений оказываются более живучими, чем связи общинные"3. Проблема "родового" и "общинного" подхода в исследовании социальных структур первобытности проявилась давно. Еще М. М. Ковалевский констатировал: "История застает 1 О спорах сторонников "родовой" и "общинной" теории см.: Данилова Л. В. Дискуссионные проблемы теории докапиталистических обществ // Про-олемы истории докапиталистических обществ. М., 1968; Архаическое общество: Узловые проблемы социологии развития. Вып. 1. М., 1991. Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. М., 1986. С. 5. Маретин Ю. В. Основные типы общины в Индонезии // Проблемы истории докапиталистических обществ. М., 1968. С. 330. 142 Часть II. Становление "человека юридического" главнейших представителей арийской семьи на той ступени их развития, которую можно назвать переходной от родового к общинному быту... Какую общественную единицу признать тем эмбрионом, из которого путем последовательного дифференцирования возникли известные нам в истории формы общежития - - род, семью или общину? - - вот вопрос, которым в течение столетий не переставали и доселе не перестают задаваться исследователи древнейшей арийской культуры, одинаково — на западе и у нас"1. Сам М. М. Ковалевский видел разрешение этого вопроса в исследовании общественного устройства разных народов "в колыбели их развития" без слепой привязки их к общественному устройству последующих эпох, поскольку любая общественная организация в процессе своего развития претерпевает значительную эволюцию и схожие "в колыбели" формы существенно разнятся на стадии их развития. "Родовая теория" получила в нашей стране свое развитие в начале XX в. прежде всего в работах А. Н. Максимова2, а затем в работах советских этнографов в 20—30-е гг. — П. М. Кушнера, Е. Ю. Кричевского и др. Так М. П. Жаков, по-своему трактуя мысли К. Маркса в первом черновике письма к В. Засулич, писал: "Первобытное человеческое общество было коммунистическим, но коммунизм его есть коммунизм родства"3. Концепции общественных функций рода нашли отражение в блестящих работах А. М. Золотарева по этнографии народов Дальнего Востока4, в работах М. В. Крюкова о формах и системе родства китайцев0, в работах известного африканиста Д. А. Ольдерогге, в трудах Ю. И. Семенова, других авторов6. 1 Ковалевский М. М. Первобытное право. Вып. 1. М., 1886. С. 1. 2 См.: Максимов А. Н. Теория родового быта. М., 1913. :f Жаков М. П. К постановке генетических проблем истории доклассового общества // Из истории докапиталистических формаций. М.; Л., 1933. С. 77. 4 См., например: Золотарев А. М. Родовой строй и религия ульчей. Хабаровск, 1939 (особенно гл. 3 "Родовой суд"). 5 См.: Крюков М. В. Формы социальной организации древних китайцев. М., 1967; Он же. Системы родства китайцев. М., 1972. " См.: Советская этнография. 1958. № 1; 1969. № 6. 143 Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" Примем во внимание аргументы и сторонников "родовой теории" первобытности. "В первобытном обществе социальное родство было той основой, на которой строились самые различные формы общественной организации. Наиболее распространенной из последних была родовая"1, - - пишет В. А. Шнирельман в академической "Истории первобытного общества". Напомним, что в современной отечественной периодизации первобытности наука различает раннепервобытную (по преимуществу родовую) общину охотников и собирателей и по-зднепервобытную (соседскую) земледельческую общину. Среди многих этнографов укоренилось мнение о том, что родовые отношения и производственные отношения идентичны. "Первобытно-коммунистические производственные отношения были родовыми и никакими другими"2, - - со всей категоричностью утверждает известный этнограф Ю. И. Семенов, хотя он же вынужден признать: "К настоящему времени настоятельной необходимостью стало создание новой целостной теории первобытности, которая бы согласовывалась со всем имеющимся фактическим материалом"3. В чем все же преимущество позиций В. Р. Кабо, В. М. Вахты, Н. А. Бутинова и других сторонников "общинной теории"? В том, что, признавая за родом большое значение в качестве социально организующего и регулирующего института, особенно на сравнительно поздних стадиях его развития (именно тех, которые застал Л. Г. Морган у ирокезов), они вместе с тем подчеркивают, что сущность рода как формы общественной организации — в регулировании прежде всего родственных связей: происхождение от общего предка, т. е. кровное родство, запрет вступать в брак в пределах рода (экзогамия). При всей важности этой функции рода, регулирующей воспроизводство самого человека, роль общины гораздо шире. Строясь на отношениях, основанных прежде всего на производственной деятельности, устанавливая об- История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М, 1986. С. 359. Вопросы философии. 1965. № 6. С. 171. Семенов Ю. И. Проблема начального этапа родового общества // Про-Племы истории докапиталистических обществ. М., 1968. С. 174. 144 Часть II. Становление "человека юридического" щинную экзогамию, но уже не только с целью пресечения кровосмешения, но ввиду необходимости укрепления межобщинных связей, община представляет собой единый социально-экономический коллектив, состоящий из как минимум двух родов, семей, групп. Эту истину, впоследствии основательно забытую, выразил еще в 1899 г. русский марксист Н. И. Зибер: "Не род создает общину, а община род"1. Такой методологический подход позволяет высветить более многосторонне жизнь первобытных общностей и самого человека в ней, не замыкаясь на выявлении лишь кровнородственных связей, сколь бы важными они не считались. С точки же зрения предпринимаемого нами исследования такой подход представляется наиболее плодотворным. Для чего мы углубились в такие теоретические дебри, казалось бы далекие от юриспруденции? Очевидно, для того, чтобы подчеркнуть: наряду с признанием важнейшей роли семьи, рода как регулятора жизни человека, мы должны все же признать и определяющую в конечном счете роль общинных структур в качестве института социализации человека и источника основного массива регулирующих бытие человека норм. Именно общинная организация, как мы сейчас убедимся, давала больше возможностей для развития индивидуальных черт в психологии и сознании человека. Кроме того, родовая община продолжает играть по сей день важную роль в общественной жизни многих народов, в частности народов Севера2, независимо от того, хотят это признавать или нет федеральные чиновники и некоторые исследователи. Совершенствование орудий труда в ходе так называемой неолитической революции, изменения в характере производственной деятельности (переход к земледелию, скотоводству), эволюция собственности (переход от общинной к 1 Зибер Н. И. Очерки первобытной экономической культуры. СПб., 1899. С. 331. Идеям Н. Зибера созвучны некоторые мысли П. Кропоткина об общинной взаимопомощи как факторе эволюции. 2 См., например: Айпин Е. Д. Родовая община как орган этнического самоуправления и хозяйственной деятельности коренных малочислен ных народов Севера Российской Федерации // Обычное право и пра вовой плюрализм. М., 1999. С. 66—68. 145 Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" семейной собственности) обусловили и создание более стабильных социальных групп с более четкой структурой. Большинство общин переходит к оседлости, возрастает их внутренняя консолидация; община становится автономной социальной единицей, имеющей свои органы "властвования" (в научном обороте — "потестарные органы"), свои собственные нормативные регуляторы. Земледельческая (сельская) община характерна тем, что каждая входящая в нее семья получает свой земельный надел по числу работников или домов; в собственность семьи входит и жилище, скот, птица, огород; в общественной собственности остаются пахотная земля, пастбища, леса, общественные строения. Таким образом, существование двух видов собственности, столкновение семейных (частных) и коллективных интересов требует создания иной, чем прежде, структуры управления и иных регулирующих норм. Именно на стадии возникновения сельской общины исследователи фиксируют и появление таких институтов самоуправления, как сходка (собрание) общинников, совет старейшин (глав семей), предводитель (вождь). С переходом общины к оседлости общественная жизнь ее становится более разнообразной, приобретает системное состояние. В ней продолжают действовать два фактора, выделенные Ф. Энгельсом: "Разделение народа по признаку родства и общая собственность на землю"1, но на эти факторы накладываются еще и личный интерес, борьба отдельных групп, будь то семья, род или часть общины, за лучшие наделы, за ведущую роль в общественной жизни, например за право хранения общинных реликвий или отправления культовых обрядов. Отметим еще одну тенденцию, присущую именно эпохе неолита, эпохе позднеродовой общины: самоуправление впервые приобретает иерархический характер, когда создаются органы управления и выдвигаются лидеры на общинном уровне, в то же время на более низком уровне (уровне рода, семьи) сохраняются прежние органы управления по принци- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 329. 146 Часть П. Становление "человека юридического" пу родства и старшинства. Между ними существует определенная подчиненность, но лишь в той мере, в какой это не противоречит интересам семей и родов. Переход от присваивающего к производящему хозяйству повсеместно ведет к укрупнению первобытных социумов, созданию целой иерархии отношений семей, родов, общин, племен. Это наполняет их жизнь большей социальностью, но усиливающаяся "приватизация" общественного производства видоизменяет эту социальность: разделение труда провоцирует "разделение интересов"1. Намечающаяся общественная дифференциация прослеживается на археологическом материале, например на погребальных сооружениях (напоминаем в этой связи о методе социальной реконструкции). На этой стадии еще сохраняются начала демократизма в управлении. Повсеместно исследователями зафиксировано общинное собрание (сходка), решающее наиболее важные вопросы. Старейшины занимают свои должности по праву избрания и, как правило, могут смещаться, если их действия не отвечают интересам общинников. Здесь хотелось бы сделать еще одно отступление, чтобы заострить внимание на проблеме, которая представляется одной из ключевых при рассмотрении характера управления в по-зднепервобытной общине, — проблеме лидерства, или главар-ства. Вопрос состоит в том, является ли лидерство на данном этапе социального развития, а именно на этапе соседской общины, фактом появления надобщинной власти или же лидерство сохраняет еще черты патриархального старшинства? При анализе столь отдаленной эпохи, каковой является первобытно-общинный строй, трудно различить факты, явления, присущие именно этой эпохе, и соответствующие аналоги более позднего времени, наложенные на матрицу первобытности и порождающие иллюзии. Одной из таких лож- 1 См. комплексное исследование на эту тему: Ранние формы социальной стратификации: Генезис, историческая динамика, потестарно-по-литические функции. М., 1993. См. также: Массой В. М. Экономика и социальный строй древних обществ (в свете данных археологии). Л., 1976; Павленко Ю. В. Раннеклассовые общества: Генезис и пути развития. Киев, 1989; Хазанов А. М. Социальная история скифов. М., 1975. |