Главная страница
Навигация по странице:

  • Признаки понятий.

  • Содержание и объём понятий 15Глава III.Содержание и объём понятий

  • Содержание и объём понятий 17Глава III.Содержание и объём понятий Ограничение и обобщение.

  • Содержание и объём понятий 19Глава IV.Логические категории и отношения между понятиями Глава IVЛогические категории и отношения между понятиямиt

  • Логические категории и отношения между понятиями 21Глава IV.Логические категории и отношения между понятиями

  • Учебник логики удк 823141 ббк 84 (7)87. 6 Р96 удк 823141 ббк 84 (7)87. 6 Челпанов В. Г


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеУчебник логики удк 823141 ббк 84 (7)87. 6 Р96 удк 823141 ббк 84 (7)87. 6 Челпанов В. Г
    Анкорkjubrf
    Дата23.03.2022
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаchelpanov_logika.pdf
    ТипУчебник
    #412222
    страница2 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    О различных классах понятий
    13
    Глава III
    Содержание и объём понятий
    Признаки понятий. Понятия в психологии получаются из сравнений сход- ных представлений. Представления в свою очередь складываются из отдельных элементов. Составные элементы представления или понятия принято называть признаками. Признаки есть то, чем одно представление или понятие отличается от другого. Например, признаками золота мы считаем «металл», «драгоценный»,
    «имеющий определённый удельный вес» и т.п. Это всё то, чем золото отличается от других вещей, от не-металлов, от недрагоценных металлов и т.п.
    Не все признаки нужно считать равноценными. Каждое понятие имеет множе- ство различных признаков, но при мышлении о нём мы прежде всего по преиму- ществу мыслим только известные признаки. Эти признаки являются как бы основ- ными, около которых группируются другие признаки. Первые признаки называют- ся существенными, или основными, а остальные — второстепенными. Основные признаки — это такие признаки, без которых мы не можем мыслить известного по- нятия и которые излагают природу предмета. Например, для ромба существенным является тот признак, что он есть четырёхугольник с параллельными и равными сторонами и т.п.; несущественным для понятия ромба является тот признак, что он имеет ту или другую величину сторон, ту или другую величину углов.
    Признаки понятий со времени Аристотеля принято делить на следующие 5 классов:
    1. Родовой признак. Если мы скажем, что химия есть наука, то наука будет родо- вым признаком для понятия «химия»; в числе других признаков, присущих по- нятию «химия», есть и признак «наука»; этот признак отличает химию от всего, что не есть наука. Род (genus) или родовой признак есть понятие класса, в кото- рый мы вводим другое рассматриваемое нами понятие.
    2. Видовое различие. Если мы скажем, что химия есть наука, занимающаяся из- учением строения вещества, то прибавление признака — «занимающаяся из- учением строения вещества» будет служить для обозначения того, чем эта на- ука отличается от других наук. Такой признак, который служит для того, что- бы выделять понятие из ряда ему подобных понятий, называется видовым раз- личием (differentia specifica). Возьмём понятия «моряк русский», «моряк фран- цузский», «моряк английский». В этом случае «русский», «французский», «ан- глийский» есть видовое различие; оно служит для того, чтобы выделить моряка одной нации от моряков всех прочих наций.
    3. Вид (species). Если к родовому признаку присоединить видовое различие, то по- лучится вид. Например, «здание для склада оружия» — арсенал; «здание для лизна», конкретному термину «строгий» соответствует абстрактное понятие «стро- гость», термину «квадрат» — «квадратность», «человек» — «человечность».
    Термины положительные и отрицательные. Положительные термины характе- ризуются тем, что они служат для обозначения наличности того или другого каче- ства. Например, употребляя термины «красивый», «делимый», «конечный», мы хо- тим указать, что в предметах имеются налицо качества, обозначаемые этими слова- ми; соответствующие же им отрицательные термины «некрасивый», «неделимый»,
    «бесконечный» будут означать, что указанные качества отсутствуют в предметах.
    Другие примеры отрицательных терминов: «вневременный», «сверхчувственный»,
    «ненормальный», «беспечный», «бессмысленный».
    Относительные и абсолютные термины. Есть, наконец, термины относительные и абсолютные. Что значит вообще абсолютный? Под абсолютным мы понимаем то, что не находится в связи с чем-либо другим, что не зависит от чего-либо друго- го; под относительным мы понимаем то, что приводится в связь с чем-нибудь дру- гим. Абсолютный термин — это такой термин, который в своём значении не со- держит никакого отношения к чему-либо другому, он не принуждает нас мыслить о каких-либо других вещах, кроме тех, которые он обозначает. Например, термин
    «дом» есть термин абсолютный. Мысля о доме, мы можем не думать ни о чём дру- гом. Относительный же термин — это такой термин, который кроме того предмета, который он означает, предполагает существование также и другого предмета. На- пример, термин «родители» необходимо предполагает существование детей: нель- зя мыслить о родителях без того, чтобы в то же время не мыслить о детях. Если мы говорим о каком-либо человеке, что он строгий, то мы наше внимание можем ограничить только этим человеком; но если мы говорим о нём, как о друге, то мы должны подумать ещё об одном лице, которое стоит к нему в отношении друж- бы. Другие примеры: «компаньон», «партнёр», «сходный», «равный», «близкий»,
    «король»–«подданные», «причина»–«действие», «северный»–«южный». Каждый из такой пары терминов называется соотносительным другому термину.
    Вопросы для повторения
    Какое существует соотношение между рассмотрением терминов и понятий? Ка- кие термины общие и какие индивидуальные? О каких терминах мы говорим, что они употреблены в собирательном смысле, и о каких — в разделительном смысле?
    Какое различие между собирательными терминами и общими? Какие термины на- зываются абстрактными и какие конкретными? Какие термины называются поло- жительными и какие отрицательными? Какие термины относительные и абсолют- ные

    14
    Глава III.
    Содержание и объём понятий
    15
    Глава III.
    Содержание и объём понятий
    понятие можно разложить на ряд присущих ему признаков. Содержание понятия может быть весьма изменчивым в зависимости от принятой точки зрения, от раз- мера знания и т.п. Например, в понятии «сахар» химик мыслит одно содержание, а нехимик — другое.
    Объём понятия есть то, что мыслится посредством понятия, т.е. объём поня- тия есть сумма тех классов, групп, родов, видов и т.п., к которым данное понятие может быть приложено. Например, объём понятия «животное»: птица, рыба, насе- комое, человек и т.д.; объём понятия «элемент»: кислород, водород, углерод, азот и т.д.; объём понятия «четырёхугольник»: квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция.
    Таким образом, различие между объёмом понятия и содержанием понятия сво- дится к следующему: объём понятия означает ту совокупность предметов, к кото- рым должно прилагаться данное понятие, а содержание обозначает те признаки, которые приписываются тому или другому понятию.
    Для более ясного представления объёма понятий и отношения объёмов суще- ствует особый приём, называемый «логической символикой».
    На рис. 1 большой круг символизирует собой понятие «элемент», а меньшие круги, в нём находящиеся, символизируют понятия, входящие в его объём. Если мы изображаем какой-нибудь круг внутри другого круга, то мы этим символизиру- ем, что объём одного понятия входит в объём другого.
    Из рис. 2 видно, что понятие «дерево» содержит в своём объёме понятия «дуб»,
    «ель» и т.п. Отдельные точки в круге «ель» символизируют индивидуальные, или единичные, ели.
    Понятие с большим объёмом называется родом по отношению к тому понятию с меньшим объёмом, которое входит в его объём. Понятие с меньшим объёмом в этом случае называется видом. Понятия с большим объёмом можно назвать также понятиями более широкими или более общими.
    Любой вид может сделаться родом. Например, понятие «пальма» относится к понятию «дерево», как вид к роду, но в свою очередь оно относится уже как род к своим видам — «пальма кокосовая», «пальма фиговая» и т.д. Вообще более об- склада хлеба» — амбар. В этом случае «здание» есть род, «для хранения оружия» есть видовое различие; присоединение к роду видового различия даёт вид «ар- сенал». Присоединение к понятию «здание» видового признака «служащее для хранения хлеба» даёт вид «амбар». Вид может быть признаком, потому что его можно приписать понятию. Например, «эта наука есть химия».
    4. Собственный признак (proprium). Собственный признак — это такой признак, который присущ всем вещам данного класса, который не содержится в числе су- щественных признаков, но который может быть выведен из них. Например, су- щественным признаком человека является его «разумность». Из этого свойства вытекает его способность владеть речью. Этот последний признак есть соб- ственный признак. Основной признак треугольника — это прямолинейная пло- ская фигура с тремя сторонами. Что же касается того признака треугольника, что сумма углов его равняется двум прямым, то это есть его собственный при- знак, потому что вытекает или выводится из основных признаков. Мы этого признака не мыслим, когда думаем о треугольнике, поэтому он является выво- дным.
    5. Несобственный признак (accidens). Несобственный признак — это такой при- знак, который не может быть выведен из существенного признака, хотя и мо- жет быть присущ всем вещам данного класса. Например, чёрный цвет ворона есть accidens. Если бы чёрный цвет ворона был выводим из основных свойств его, то он мог бы быть назван proprium, но он не выводим, так как мы не знаем, по какой причине вороны имеют чёрный цвет перьев. Он есть, следовательно, accidens.
    Несобственные признаки делятся на две группы: на неотделимые несобствен- ные признаки (accidens inseparabile) и отделимые несобственные признаки (accidens separabile). Последние суть те признаки, которые присущи только некоторым ве- щам того или другого класса, но не всем, а первые присущи всем вещам данного класса. Например, чёрный цвет ворона есть accidens inseparabile. Чёрный цвет во- лос для человека есть accidens separabile, потому что есть люди, которые не име- ют чёрного цвета волос. По отношению к отдельным индивидуумам несобствен- ный признак также может быть отделимым и неотделимым. Отделимые — это та- кие признаки, которые одно время имеются налицо, а в другое время не имеются.
    Например, Бальфур — первый министр Англии. Через некоторое время он может не быть первым министром. Это есть признак отделимый. «Лев Толстой родился в
    Ясной Поляне». В этом предложении признак «родился в Ясной Поляне» есть неот- делимый признак.
    Содержание и объём понятий. Понятия могут быть рассматриваемы с точки зрения содержания и объёма.
    Содержание понятия — это то, что мыслится в понятии. Например, в понятии
    «сахар» мыслятся признаки: сладкий, белый, шероховатый, имеющий тяжесть и т.д.; эти признаки в совокупности и составляют содержание понятия «сахар». Со- держание понятия, другими словами, есть сумма признаков его; поэтому каждое
    Рис. 1.
    Рис. 2.

    16
    Глава III.
    Содержание и объём понятий
    17
    Глава III.
    Содержание и объём понятий
    Ограничение и обобщение. Процесс образования менее общих понятий из более общих называется ограничением (determinatio). Для образования менее общего понятия мы должны к более общему прибавить несколько признаков, бла- годаря чему понятие уясняется (determinatur). Например, чтобы из понятия «дере- во» получить менее общее понятие «пальма», надо к признакам дерева прибавить специальные признаки пальмы: вид её листьев, прямизну ствола и т.д. Обратный процесс образования более общего понятия из менее общего, при котором, наобо- рот, некоторое количество признаков от данного понятия отнимается, называется обобщением (generalisatio).
    Род образуется из видов при помощи процесса обобщения, и, наоборот, виды образуются из родов при помощи процесса ограничения. Эти процессы мы можем изобразить при помощи следующей схемы:
    A
    Aa
    Aab
    Aabc
    Рис. 4
    Предположим, что у нас есть понятие A (наука). Из него при помощи видового различия a мы можем образовать вид Aa (математика); прибавив к понятию Aa ви- щее понятие есть род для менее общего понятия; более общее понятие представля- ет собой родовое понятие для менее общего, менее общее само становится родом для ещё менее общего и т.д., пока мы не придём к такому понятию, которое уже не может в своём объёме содержать какие-либо другие виды, а может подразделяться только на отдельные индивидуумы.
    Следует упомянуть о попытке греческого философа Порфирия (233–304) при помощи схемы облегчить понимание отношения между охватывающими друг дру- га понятиями, т.е. понятиями, из которых одно входит в объём другого. Эта схема называется «деревом Порфирия». В понятие «бытия» (т.е. того, что вообще суще- ствует) входит понятие «телесного бытия» и «бестелесного бытия». Тело содержит в своём объёме одушевлённое тело, или организм, и неодушевлённое тело. Поня- тие «организм» содержит в своём объёме чувствующие и нечувствующие организ- мы (растения). Чувствующие организмы содержат в своём объёме разумные и не- разумные существа и т.д. (рис. 3).
    Бытие есть высший род, который уже не может быть видом для другого рода.
    Такой род называется summum genus; человек — это низший вид. В его объём уже не входят понятия с меньшим объёмом, а входят только отдельные индивидуумы.
    Такое понятие называется infima species (самый низший вид). Ближайший выс- ший класс (или род) того или другого вида называется proximum genus (ближай- ший род). Отношение между более широкими и узкими понятиями можно изобра- зить и иначе, именно, поместив круги, служащие для обозначения понятий с мень- шим объёмом, внутри кругов, служащих для обозначения понятий с большим объ-
    ёмом (рис. 3а).
    Рис. 3
    Рис. 3а

    18
    Глава III.
    Содержание и объём понятий
    19
    Глава IV.
    Логические категории и отношения между понятиями
    Глава IV
    Логические категории и отношения между понятиями
    t Ни один предмет не представляет собой чего-либо совершенно отличного от всех других предметов. Он похож на них в каком-либо отношении: его всегда мож- но отнести в какой-либо общий класс с другими предметами; все вообще предметы могут быть относимы в общие с другими предметами классы. Есть классы, которые обнимают небольшое количество предметов, но есть классы, которые обнимают большое количество предметов, и именно потому, что это суть предметы с самыми общими сходствами. Эти классы вещей в нашем мышлении получают выражение в виде известных понятий. Такие понятия, которые служат для обозначения самых об- щих сходств между предметам и Аристотель назвал категориями. Слово «категория» происходит от греческого слова kategoria что значит высказывать, быть сказуемым.
    Категории для Аристотеля суть возможные предикаты какого-либо единичного пред- мета, т.е. такие понятия, которые можно высказать относительно того или иного еди- ничного предмета или класса предметов.
    Вот эти категории:
    1. Субстанция (substantia).
    2. Количество (quantitas).
    3. Качество (qualitas).
    4. Отношение (relatio).
    5. Место (ubi).
    6. Время (quando).
    7. Положение (situs).
    8. Обладание (habitus).
    9. Действие (actio).
    10. Страдание (passio).
    Под эти десять категорий, по мнению Аристотеля, подходит всё то, что можно мыслить. Если мы желаем высказать о тех или других вещах что-либо самое общее, то мы не можем о них высказать ничего другого, кроме того, что они суть или суб- станции, или что они обозначают качество, отношение, место и т.п. Других точек зрения, кроме тех, которые содержатся в категориях, не существует. Таким образом, можно сказать, что категории представляют собой наиболее общие классы всего мыслимого.
    В новейшей философии в качестве наиболее общих классов мыслимого фило- софы различают вещь, свойство, отношение. Всё, о чём мы можем мыслить, есть довое различие b (определение пространственных отношений), получим геометрию
    Aab. Прибавив к этому виду признак c получим планиметрию Aabc.
    Обратный процесс — получение более общих понятий путём отбрасывания от- дельных признаков — будет называться обобщением. И тот и другой процесс мож- но изобразить при помощи следующей схемы, в которой стрелки показывают или нисхождение от более общих понятий к менее общим или, наоборот, восхождение от менее общих к более общим понятиям.
    Отношение между объёмом и содержанием понятия. Для того чтобы отве- тить на вопрос, какое существует отношение между объёмом и содержанием по- нятия, возьмём какой-нибудь пример. Объём понятия «человек» обширнее, чем, например, объём понятия «негр». Употребляя понятие «человек», мы думаем обо всех людях, мы думаем о людях, живущих во всех пяти частях света, между про- чим и в Африке. Употребляя понятие «негр», мы думаем только о тех людях, ко- торые живут в Африке. Но о содержании этих двух понятий следует сказать как раз наоборот: содержание понятия «негр» будет обширнее содержания понятия
    «человек». Когда мы говорим о негре, то мы можем найти в нём все признаки по- нятия «человек» плюс ещё некоторые особенные признаки, как-то: чёрный цвет кожи, курчавые волосы, приплюснутый нос, толстые губы и т.п.
    Итак, по мере увеличения содержания понятия уменьшается его объём, и на- оборот.
    Вопросы для повторения
    Что такое признаки понятий? Какие признаки понятий мы отличаем? Что та- кое родовой признак? Что такое видовое различие? Что такое вид? Что такое соб- ственный признак? Что такое несобственный признак? Что такое содержание поня- тия? Что такое объём понятия? Что такое summum genus? Что такое infima species?
    Что такое обобщение? Что такое ограничение? Какое существует отношение между объёмом и содержанием понятия?

    20
    Глава IV.
    Логические категории и отношения между понятиями
    21
    Глава IV.
    Логические категории и отношения между понятиями
    тот же. Раскроем теперь содержание этих понятий. В понятии «английский народ» мы мыслим известное политическое устройство, известную территорию, извест- ную культуру и т.д., в понятии же «первые мореплаватели» — известное искусство в постройке кораблей и управлении ими, известное развитие морской торговли, многочисленность флота и т.д.; следовательно, содержание этих понятий различно.
    Если у нас есть два понятия с различным содержанием, но одинаковым объёмом, то такие понятия называются равнозначащими. Другие примеры: «христианин»–
    «крещёный», «органический»–«смертный», «величайший писатель»–«автор „Вой- ны и мира“». Равнозначащие понятия можно символизировать при помощи двух кругов, сливающихся в один, подобно тому как сливаются объёмы указанных поня- тий; различие же содержания символизируется двумя различными буквами, стоя- щими в этом круге (рис. 6).
    е На эти два различных класса понятий, очень сходных по своим внешним свой- ствам, но в то же время совершенно различных по существу, следует обратить осо- бенное внимание и хорошенько продумать их различие, так как при оперировании с ними легко впасть в ошибку.
    Если мы возьмём объём какого-нибудь понятия и будем распределять по сте- пени сходства виды, входящие в него, таким образом, что после каждого вида мы или вещь (субстанция), или это есть свойство (атрибут), или, наконец, это есть от- ношение.
    Под вещами мы понимаем то, что обладает большим или меньшим постоян- ством формы. Например, таким постоянством обладают камень, дерево, жидкость в сосуде и т.п. Кусок камня сегодня обладает той же формой, какой он обладал вче- ра: нам представляется, что такое постоянство будет ему присуще и впоследствии.
    Вещи мы представляем или имеющими известные свойства или качества, или совершающими известные действия, или находящимися в известном состоянии.
    Например, то, что кусок железа имеет известную тяжесть, есть его свойство, или качество. Если кусок железа накалён, то это есть его состояние: если кусок железа плавится или движется, то это есть известный процесс, состояние. Свойства, дей- ствия, состояния мы представляем принадлежащими известной вещи как извест- ной носительнице их. Но в то же время мы их мыслим как элементы, из которых со- стоит вещь: мы мыслим железо как нечто, имеющее известную тяжесть, твёрдость, способность накаляться, приходить в движение и т.п. Качество, действие, состоя- ние мы будем называть одним общим именем — свойства вещи.
    Одна вещь может мыслиться нами находящейся в различных отношениях к дру- гой вещи. Одна вещь может быть больше, чем другая (пространственное отноше- ние); одна вещь может быть причиной другой вещи (причинное отношение); одна вещь может возникнуть раньше, чем другая (временное отношение), и т.п.
    Всё, что мы можем мыслить, мы должны мыслить под одной из этих категорий, т.е. всё, что мы мыслим, мы должны мыслить или как вещь, или как свойство вещи, или как отношение. Эти три наиболее общих понятия мы и считаем категориями.
    Этим исчерпывается вопрос о категориях.
    Отношения между понятиями. Рассмотрим логические отношения, существую- щие между понятиями.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта