Главная страница
Навигация по странице:

  • Братьям на Руси

  • Учебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только xix в, вышел в 1989 г и стал малодоступным для студентов. Вовторых, с перестройкой всей нашей жизни


    Скачать 2.13 Mb.
    НазваниеУчебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только xix в, вышел в 1989 г и стал малодоступным для студентов. Вовторых, с перестройкой всей нашей жизни
    Дата16.10.2022
    Размер2.13 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаesin.pdf
    ТипУчебник
    #737311
    страница18 из 39
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   39
    А.И. ГЕРЦЕН
    (1812—1870)
    Письма из Avenue Marigny
    Письмо второе
    1
    Париж, 3 июня 1847 г Нельзя понять парижских театров, не пустившись в глубокомысленные рассуждения а а Сиэс о том, се que c'est le tiers etat?
    2
    Вы идете сегодня в один театр спектакль неудачный (те. неудачный выбор пьес, играют здесь везде хорошо вы идете на другой день в другой театр — та же беда, тоже в десятый день, двадцатый. Только изредка мелькнет изящный водевиль, милая шутка или старик Корнель со стариком

    Расином величаво пройдут, опираясь на молодую Рашель и свидетельствуя в пользу своего времени. — Между тем театры полны, длинные хвосты тянутся с пяти часов у входа. Стало, парижане поглупели, потеряли вкуси образование заключение основательное, приятное и которое, я уверен, многим очень понравится остается узнать,
    так ли на самом деле остается узнать, весь ли Париж выражают театры, и какой Париж Париж, стоящий за ценс, или Париж, стоящий за ценсом
    3
    ; это различие первой важности Знаете ли, что всего более меня удивило в Париже — Ипподром Гизо?» Нет — Елисейские поля Депутаты — Нет Работники, швеи, даже слуги, — все эти люди толпы до такой степени в Париже избаловались, что небыли бы ни на что похожи,
    если б действительно не походили на порядочных людей. Здесь трудно найти слугу,
    который бы веровал в свое призвание, слугу безответного и безвыходного, для которого высшая роскошь сони высшая нравственность ваши капризы, — слугу, который бы не рассуждал. Если вы желаете иметь слугу-иностранца, берите немца немцы охотники служить берите, пожалуй, англичанина англичане привыкли к службе, давайте им денег и будете довольны но француза не советую брать. Француз тоже любит деньги до лихорадочного судорожного стремления их приобрести ион совершенно прав без денег в Париже можно меньше жить, нежели где-нибудь, без денег вообще нет свободного человека, разве в Австралии. Пора бы перестать разглагольствовать о корыстолюбии бедных, пора простить, что голодным хочется есть, что бедняк работает из-за денег, из-за
    «презренного металла. Вы не любите денег Однако ж сознайтесь, немножко — деньги хорошая вещь я их очень люблю. Дело совсем не в ненависти к деньгам, а в том, что порядочный человек не подчиняет всего им, что у него в грудине все продажное.
    Француз-слуга будет неутомим, станет работать за троих, ноне продаст ни всех удовольствий своих, ни некоторого комфорта в жизни, ни права рассуждать, ни своего point d'honneur
    4
    <...>
    Француз-слуга, милый в своем отсутствии логики, хочет служить как человек (те. в прямом значении, у нас в слове человек заключается каламбур, ноя говорю серьезно).
    Он не обманывает вас своею привязанностию, ас беззаботной откровенностью говорит,
    что он служит из денег и что, будь у него другие средства, он бы вас покинул завтра у него до того душа суха и полна эгоизма, что он не может предаться с любовью незнакомому человеку франков за пятьдесят в месяц. Здешние слуги расторопны до невероятности и учтивы, как маркизы эта самая учтивость может показаться оскорбительною, ее тон ставит вас на одну доску сними они вежливы, ноне любят ни стоять навытяжке, ни вскочить с испугом, когда вы идете мимо, а ведь это своего рода грубость. Иногда они бывают очень забавны повар, нанимающийся у меня, смотрит за буфетом, подает кушанье, убирает комнаты, чистит платье, — стало, не ленив, как видите, но по вечерам, от 8 часов и дочитает журналы в ближнем cafe, и это conditio sine qua non
    5
    Журналы составляют необходимость парижанина. Сколько разя с улыбкой смотрел на оторопелый взгляд новоприезжего помещика, когда garcon
    6
    , подавши ему блюдо,
    торопливо хватал лист журнала и садился читать в той же зале.
    Слуги, вопрочем, еще не составляют типа парижского пролетария, их тип — это ouvrier, работник, в слуги идет бездарнейшая, худшая часть населения. Порядочный работник, если не имеет внешних форм слуги, то по развитию и выше и нравственнее
    <...>
    Есть бедные, маленькие балы, куда по воскресеньям ходят за десять су работники,
    их жены, прачки, служанки несколько фонарей освещают небольшую залу и садик там танцуют под звуки двух-трех скрипок <...> На этих бедных балах все идет благопристойно поношенные блузы, полинялые платья из холстинки почувствовали, что тут канкан не на месте, что он оскорбит бедность, отдаст ее на позор, отнимет последнее уважение, и они танцуют весело, но скромно, и правительство не поставило муниципала,
    в надежде на деликатность — учеников слесарей и сапожников!
    В праздник на Елисейских Полях ребенок тянется увидеть комедию на открытом воздухе, но как же ему увидеть из-за толпы. Не беспокойтесь, какой-нибудь блузник посадит его себе на плечо устанет — передаст другому, тот третьему, и малютка,
    переходя с рук на руки, преспокойно досмотрит удивительное представление взятия
    Константины с пальбой и пожаром, с каким-то алжирским деем, которого тамбурмажор водит на веревке. — Дети играют на тротуаре, и сотни прохожих обойдут их, чтоб им не помешать. На днях мальчик лет девяти нес по улице Helder мешок разменянной серебряной монеты мешок прорвался, и деньги рассыпались мальчик разревелся, нов одну минуту блузники составили около денег круг, другие бросились подбирать,
    подобрали, сосчитали (деньги были все налицо, завернули и отдали мальчику.
    Это все Париж, за ценсом стоящий.
    Но не таков буржуа, проприетер, лавочник, рантье и весь Париж, за ценс стоящий
    <...>
    Буржуазия явилась на сцене самым блестящим образом в лиц хитрого, увертливого,
    шипучего, как шампанское, цирюльника и дворецкого, словом — в лице Фигаро а теперь она на сцене в виде чувствительного фабриканта, покровителя бедных и защитника притесненных. Вовремя Бомарше Фигаро был вне закона, в наше время Фигаро законодатель тогда он был беден, унижен, стягивал понемногу с барского стола и оттого сочувствовал голоду ив смехе его скрывалось много злобы теперь его бог благословил всеми дарами земными, он обрюзг, отяжелел, ненавидит голодных и не верит в бедность, называя ее ленью и бродяжничеством. У обоих Фигаро общее собственно одно лакейство, но из-под ливреи Фигаро старого виден человека из-под черного фрака Фигаро нового проглядывает ливрея, и, что хуже всего, он не может сбросить ее, как его предшественник, она приросла к нему так, что ее нельзя снять без его кожи Буржуазия не имеет великого прошедшего и никакой будущности. Она была минутно хороша как отрицание, как переход, как противоположность, как отстаивание
    себя. Ее сил стало на борьбу и на победу но сладить с победою она не могла не так воспитана. Дворянство имело свою общественную религию правилами политической экономии нельзя заменить догматы патриотизма, предания мужества, святыню чести;
    есть, правда, религия, противоположная феодализму, но буржуа поставлен между двумя религиями.
    Наследник блестящего дворянства и грубого плебеизма, буржуа соединил в себе самые резкие недостатки обоих, утратив достоинства их. Он богат, как вельможа, но скуп, как лавочник Но осторожных правил своих Фигаро не оставил его начали обижать — он подбил чернь вступиться за себя и ждал за углом, чем все это кончится чернь победила и Фигаро выгнал ее в три шеи с площади и поставил Национальную гвардию с полицией у всех дверей, чтоб не впускать сволочь. Добыча досталась ему — и Фигаро стал аристократом граф Фигаро-Альмавива, канцлер Фигаро, герцог Фигаро, пэр Фигаро. А религии общественной все нет она была, если хотите, у их прадедов, у непреклонных и настойчивых горожан и легистов
    7
    , но она потухла, когда миновала в ней историческая необходимость. Буржуа это знает очень хорошо чтоб помочь горю, они выдумали себе нравственность, основанную на арифметике, на силе денег, на любви к порядку <...>
    Герцен АИ Собр. соч. В 30 т.
    М., 1954. Т. 5. С. Вольное русское книгопечатание в Лондоне

    8
    Братьям на Руси
    Отчего мы молчим Неужели нам нечего сказать?
    Или неужели мы молчим оттого, что мы не смеем говорить Дома нет места свободной русской речи, она может раздаваться инде, если только ее время пришло.
    Я знаю, как вам тягостно молчать, чего вам стоит скрывать всякое чувство, всякую мысль, всякий порыв.
    Открытая, вольная речь — великое дело безвольной речи — нет вольного человека.
    Недаром за нее люди дают жизнь, оставляют отечество, бросают достояние. Скрывается только слабое, боящееся, незрелое. Молчание — знак согласия, — оно явно выражает отречение, безнадежность, склонение головы, сознанную безвыходность.
    Открытое слово — торжественное признание, переход в действие. Время печатать по-русски, кажется нам, пришло. Ошибаемся мы или нет — это покажете вы.
    Охота говорить с чужими проходит. Мы им рассказали как могли о Руси и мире славянском что можно было сделать — сделано. Но для кого печатать по-русски заграницею, как могут расходиться в России запрещенные книги
    Если мы все будем сидеть сложа руки и довольствоваться бесплодным ропотом и благородным негодованием, если мы будем благоразумно отступать от всякой опасности и, встретив препятствие, останавливаться, не делая опыта ни перешагнуть, ни обойти,
    тогда долго не придут еще для России светлые дни.
    Ничего не делается само собою, без усилий и воли, без жертв и труда. Воля людская,
    воля одного твердого человека — страшно велика Присылайте, что хотите, все писанное в духе свободы будет напечатано, от научных и фактических статей по части статистики и истории до романов, повестей и стихотворений. Мы готовы даже печатать безденежно.
    Если у вас нет ничего готового, своего, пришлите ходящие по рукам запрещенные стихотворения Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Полежаева, Печерина и др.
    Приглашение наше столько же относится к панславистам, как ко всем свободномыслящим русским. От них мы имеем еще больше права ждать, потому что они исключительно занимаются Русью и славянскими народами.
    Дверь вам открыта. Хотите ли вы ею воспользоваться или нет — это останется на вашей совести.
    Если мы не получим ничего из России — это будет не наша вина. Если вам покой дороже свободной речи — молчите.
    Но я не верю этому — до сих пор никто ничего не печатал по-русски за границею,
    потому что не было свободной типографии. С первого мая 1853 типография будет открыта. Пока, в ожидании, в надежде получить от вас что-нибудь, я буду печатать свои рукописи.
    Еще в 1849 году я думал начать в Париже печатание русских книг но, гонимый из страны в страну, преследуемый рядом страшных бедствий, я не мог исполнить моего предприятия. К тому же я был увлечен много времени, сердца, жизни и средств принеся на жертву западному делу. Теперь я себя в нем чувствую лишним.
    Быть вашим органом, вашей свободной, бесцензурной речью — вся моя цель.
    Не столько нового, своего хочу я вам рассказывать, сколько воспользоваться моим положением для того, чтоб вашим невысказанным мыслям, вашим затаенным стремлениям дать гласность, передать их братьями друзьям, потерянным в немой дали русского царства. Лондон, 21 февраля 1853.
    Герцен АИ Собр. соч. В 30 т.
    М., 1954. Т. 12. С. Крещеная собственность
    С детских летя бесконечно любил наши села и деревни, я готов был целые часы,
    лежа где-нибудь под березой или липой, смотреть на почернелый ряд скромных,
    бревенчатых изб, тесно прислоненных друг к другу, лучше готовых вместе сгореть,
    нежели распасться, слушать заунывные песни, раздающиеся во всякое время дня, вблизи,
    вдали... С полей несет сытным дымом овинов, свежим сеном, из лесу веет смолистой хвоей и скрипит запущенный колодезь, опуская бадью, и гремит помосту порожняя телега, подгоняемая молодецким окриком...
    В нашей бедной, северной, долинной природе есть трогательная прелесть, особенно близкая нашему сердцу. Сельские виды наши не задвинулись в моей памяти ни видом
    Соренто, ни Римской Кампаньей, ни насупившимися Альпами, ни богато возделанными фермами Англии. Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши, в нашей стелющейся природе что-то мирное, доверчивое, раскрытое,
    беззащитное и кротко грустное. Что-то такое, что поется в русской песне, кровно отзывается в русском сердце.
    И какой славный народ живет в этих селах Деревенские мещане-собственники составляют на Западе слой народонаселения,
    который тяжело налег на сельский пролетарий и душит его, по мелочи и на чистом воздухе, так, как фабриканты душат работников гуртом в чаду и смраде своих рабочих домов.
    Сословие сельских собственников почти везде отличается изуверством,
    несообщительностью и скупостью оно сидит назаперти в своих каменных избах, далеко разбросанных и окруженных полями, отгороженными от соседей. Поля эти имеют вид заплат, положенных на земле. На них работает батрак, бобыль, словом, сельский пролетарий, составляющий огромное большинство всего полевого населения.
    Мы, совсем напротив, государство сельское, наши города — большие деревни, тот же народ живет в селах и городах разница между мещанами и крестьянами выдумана петербургскими немцами. У нас нет потомства победителей, завоевавших нас, — ни раздробления полей в частую собственность, ни сельского пролетариата крестьянин наш не дичает в одиночестве — он вечно на миру и с миром, коммунизм его общинного устройства, его деревенское самоуправление делают его сообщительными развязным.
    При всем том половина нашего сельского населения гораздо несчастнее западного,
    мы встречаем в деревнях людей сумрачных, печальных, людей, которые тяжело и невесело пьют зеленое вино, у которых подавлен разгульный славянский нрав, — на их сердце лежит, очевидно, тяжкое горе. Это горе, это несчастие — крепостное состояние.
    <...>
    Зачем наш народ попал в крепость, как он сделался рабом Это нелегко растолковать.
    Все было до того нелепо, безумно, что заграницей, особенно в Англии, никто не понимает.
    Как, в самом деле, уверить людей, что половина огромного народонаселения,
    сильного мышцами и умом, была отдана правительством в рабство без войны, без
    переворота, рядом полицейских мер, рядом тайных соглашений, никогда невысказанных прямо и не оглашенных как закон.
    А ведь дело было таки не бог знает когда, а два века тому назад. Крестьянин был обманут, взять врасплох, загнан правительственным кнутом в капканы, приготовленные помещиками, загнан мало-помалу, по частям, в сети, расставленные приказными прежде нежели он хорошенько поняли пришел в себя — он был крепостным. Торг людьми идет не хуже, как в Кубе или в Малой Азии. Правда, стыдливое и целомудренное правительство запретило объявлять о продаже людей. В газетах скромно и бессмысленно печатают Отпускается в услужение кучер, лет 35, здорового сложения,
    с обкладистой бородой и честного поведения, или девка лет 18, прекрасного поведения и годная на всякую службу».
    Это лицемерие, этот полустыд, эта неловкая ложь пойманного наделе вора — в устах самодержавия имеет в себе что-то безгранично подлое.
    Самое существование несчастного сословия дворовых людей — внезаконное, ничем неопределенное и зависящее вполне от помещика. Сколько крестьян может взять помещик во двор из деревни, сколько рук отнять у семей Он может взять жену у мужа и сделать ее прачкой у себя в доме, он может взять последнего сына у старика отца и сделать из него лакея пока помещик не уморил с голоду или не убил физически своего крепостного человека, он прав перед законом и ограничен только одним — топором мужика. Им, вероятно, и разрубится запутанный узел помещичьей власти Народ русский все вынес, но удержал общину, община спасет народ русский;
    уничтожая ее, вы отдаете его, связанного по руками ногам, помещику и полиции. И
    коснуться до нее, в то время когда Европа оплакивает свое раздробление полей и всеми силами стремится к какому-нибудь общинному устройству!
    Говорят, что община поглощает личность и что она несовместна с ее развитием. В
    этом мнении есть доля правды. Всякий неразвитой коммунизм подавляет отдельное лицо.
    Но ненадобно забывать, что русская жизнь находила сама в себе средства отчасти восполнять этот недостаток. Сельская жизнь образовала рядом с неподвижной, мирной,
    хлебопашенной деревней подвижную общину работников — артель и военную общину казаков Само собою разумеется, что нив коммунизме деревень, нив казацких республиках мы не могли бы найти удовлетворения нашим стремлениям. Все это было слишком дико,
    молодо, неразвито, но из этого не следует, что нам должно ломать эти незрелые начинания, — напротив, их надобно продолжать, развивать, образовывать. Тут нет большого достоинства, что мы неподвижно сохранили нашу общину, в то время как германские народы ее утратили, но это большое счастье, и его ненадобно выпускать из рук. Народ русский ничего не приобрел <...> он сохранил только свою незаметную,
    скромную общину, те. владение сообща землею, равенство всех без исключения членов общины, братский раздел полей по числу работников и собственное мирское управление
    своими делами. Вот и все приданое Сандрильоны
    10
    , — зачем же отнимать последнее?
    <...>
    Герцен АИ Собр. соч. Т. 12. С. Объявление о Полярной звезде»

    11
    Да здравствует разум!
    А. Пушкин
    Полярная звезда скрылась за тучами николаевского царствования.
    Николай прошел, и Полярная звезда является снова, вдень нашей Великой
    Пятницы, в тот день, в который пять виселиц сделались для нас пятью распятиями.
    Русское периодическое издание, выходящее без цензуры, исключительно посвященное вопросу русского освобождения и распространению в России свободного образа мыслей, принимает это название, чтоб показать непрерывность предания,
    преемственность труда, внутреннюю связь и кровное родство.
    Россия сильно потрясена последними событиями. Чтобы ни было, она не может возвратиться к застою мысль будет деятельнее, новые вопросы возникнут — неужели и они должны затеряться, заглохнуть — Мы не думаем. Казенная Россия имеет языки находит защитников даже в Лондоне. А юная Россия, Россия будущего и надежд не имеет ни одного органа.
    Мы предлагаем его ей.
    С 18 февраля (2 марта) Россия вступает в новый отдел своего развития. Смерть
    Николая больше, нежели смерть человека, смерть начал, неумолимо строго проведенных и дошедших до своего предела. При его жизни они могли кой-как держаться, упроченные привычкой, опертые на железную волю.
    После его смерти — нельзя продолжать его царствования План наш чрезвычайно прост. Мы желали бы иметь в каждой части одну общую статью (философия революции, социализм, одну историческую или статистическую статью о России или о мире славянском разбор какого-нибудь замечательного сочинения и одну оригинальную литературную статью далее идет смесь, письма, хроника и пр.
    «Полярная звезда должна быть — и это одно из самых горячих желаний наших убежищем всех рукописей, тонущих в императорской цензуре, всех изувеченных ею. Мы в третий раз обращаемся с просьбой ко всем грамотным в России доставлять нам списки
    Пушкина, Лермонтова и др, ходящие по рукам, известные всем Рукописи погибнут наконец — их надобно закрепить печатью <...> 25 марта (апреля) 1855.

    Герцен АИ Собр. соч. Т. 12. С. Предисловие к «Колоколу»
    13
    «Полярная звезда выходит слишком редко, мы не имеем средств издавать ее чаще.
    Между тем события в России несутся быстро, их надобно ловить налету, обсуживать тотчас. Для этого мы предпринимаем новое повременное издание. Не определяя сроков выхода, мы постараемся ежемесячно издавать один лист, иногда два, под заглавием
    «Колокол».
    О направлении говорить нечего оно тоже, которое в Полярной звезде, то же,
    которое проходит неизменно через всю нашу жизнь. Везде, во всем, всегда быть со стороны воли против насилия, со стороны разума против предрассудков, со стороны науки против изуверства, со стороны развивающихся народов против отстающих правительств. Таковы общие догматы наши.
    В отношении к России мы хотим страстно, со всею горячностью любви, со всей силой последнего верования, чтоб с нее спали, наконец, ненужные старые свивальники,
    мешающие могучему развитию ее. Для этого мы теперь, как в 1855 году, считаем первым необходимым, неотлагаемым шагом:
    Освобождение слова от цензуры!
    Освобождение крестьян от помещиков!
    Освобождение податного сословия — от побоев.
    Не ограничиваясь, впрочем, этими вопросами,
    «Колокол»,
    посвященный исключительно русским интересам, будет звонить, чем бы ни был затронут, — нелепым указом или глупым гонением раскольников, воровством сановников или невежеством сената. Смешное и преступное, злонамеренное и невежественное — все идет под
    «Колокол».
    А потому обращаемся ко всем соотечественникам, делящим нашу любовь к России,
    и просим их не только слушать наш Колокол, но и самим звонить в него!
    Появление нового русского органа, служащего дополнением к Полярной звезде»,
    не есть дело случайное и зависящее от одного личного произвола, а ответ на потребность;
    мы должны его издавать.
    Для того чтобы объяснить это, я напомню короткую историю нашего типографского станка.
    Русская типография, основанная в 1853 году в Лондоне, была запросом. Открывая ее, я обратился к нашим соотечественникам с призывом, из которого повторяю следующие строки <...>
    Ожидая, что будет, я принялся печатать свои сочинения и летучие листы, писанные другими. Ответа не было, или хуже — до меня доходили одни порицания, один лепет страха, осторожно шептавший мне, что печатание заграницей опасно, что оно может компрометировать и наделать бездну вреда многие из близких людей делили это мнение.
    Меня это испугало.
    Пришла война. Ив то время, когда Европа обратила жадное внимание на все русское и раскупала целые издания моих французских брошюр и перевод моих Записок на английском и немецком языках быстро расходился, — русских книг не было продано и
    десяти экземпляров. Они грудами валялись в типографии или рассылались нами на наш счет, ипритом даром.
    Пропаганда тогда только начинает быть действительной силой, когда она окупается;
    без этого она натянута, неестественна и может разве только служить делу партии, но чаще вызывает наскоро вырощенное сочувствие, которое бледнеет и вянет, как скоро слова перестают звучать.
    Меньшинство осуществляет часть своего идеала только тогда, когда, по-видимому выделяясь из большинства, оно, в сущности, выражает его же мысль, его стремления, его страдания. Большинство бывает вообще неразвито, тяжело на подъем чувствуя тягость современного состояния, оно ничего не делает, чтобы освободиться от него тревожась вопросами, оно может остаться, не разрешая их. Появляются люди, которые из этих страданий, стремлений делают свой жизненный вопрос они действуют словом как пропагандисты делом, как революционеры — нов обоих случаях настоящая почва тех и других — большинство и степень их сочувствия к нему.
    Все попытки издавать журналы в лондонской эмиграции с 1849 года не удались, они поддерживались приношениями, не окупались и лопались это было явное доказательство, что эмиграции не выражали больше мысли своего народа. Они остановились и вспоминали, народы шли в другую сторону. Ив то самое время, как угасал последний французский листок демократической партии в Лондоне, четыре издания прудоновской книги «Manuel du speculateur a la bourse»
    14
    были расхватаны в
    Париже.
    Конечно, строгость и свирепые меры очень затрудняли ввоз запрещенных книг в
    Россию. Но разве простая контрабанда не шла своим чередом вопреки всем мерам Разве строгость Николая остановила воровство чиновников На взятки, на обкрадывание солдат, на контрабанду — была отвага на распространение свободного слова — нет;
    стало быть, нет еще на него и истинной потребности. Я с ужасом сознавался в этом. Но внутри была живая вера, которая заставляла надеяться вопреки собственных доводов я,
    выжидая, продолжал свой труд.
    Вдруг телеграфическая депеша о смерти Николая.
    Теперь или никогда
    Под влиянием великой, благодатной вести я написал программу Полярной звезды».
    В ней я говорил
    *14
    <...>
    В день казни наших мучеников — через 29 лет — вышла в Лондоне первая
    «Полярная звезда. С бьющимся сердцем ожидал я последствий.
    Вера моя начала оправдываться.
    Я стал вскоре получать письма, исполненные симпатии — юной, горячей, тетради стихов и разных статей. Началась продажа, сначала туго и медленно возрастая, потом, с выхода второй книжки в апреле 1856 г, количество требований увеличилось до того,
    что иных изданий уже совсем нет, другие изданы во второй раз, третьих остается по нескольку экземпляров. От выхода второй книжки Полярной звезды и до начала
    «Колокола» все расходы по типографии покрыты продажей русских книг.
    Сильнее доказательства на действительную потребность свободного слова в России быть не может, особенно вспомнив таможенные препятствия.
    Итак, труд наш не был напрасен. Наша речь, свободное русское слово раздается в
    России, будит одних, стращает других, грозит гласностью третьим.
    Свободное русское слово наше раздается в Зимнем дворце — напоминая, что сдавленный пар взрывает машину, если не умеют его направить.
    Оно раздается среди юного поколения, которому мы передаем наш труд. Пусть оно,
    более счастливое, нежели мы, увидит наделе то, о чем мы только говорили. Не завидуя смотрим мы на свежую рать, идущую обновить нас, а дружески ее приветствуем.
    Ей радостные праздники освобождения, нам благовест, которым мы зовем живых на похороны всего дряхлого, отжившего, безобразного, рабского, невежественного в
    России!
    Герцен АИ Собр. соч. В 30 т.
    М., 1954. Т. С. Под спудом
    15
    Мы получили запрошлый месяц ворох писем сердце обливается кровью и кипит бессильным негодованием, читая, что у нас делается под спудом.

    Прежде нежели мы начнем страшный перечень злодеяний, мы еще раз умоляем всех особ, пишущих к нам, проникнуться — ради нашего дела, ради смысла и значения,
    которое мы хотим ему приобресть, — что всякий факт неверный, взятый по слухам,
    искаженный, может сделать нам ужасный вред, лишая нас доверия и позволяя преступникам прятаться за ошибочно обвиненных.
    Одна горячая любовь к России, одно глубокое убеждение, что наш обличительный голос полезен, заставляет нас касаться страшных ран нашего жалкого общественного
    быта и их гноя. Мы крик русского народа, битого полицией, засекаемого помещиками, да будет же крик этот исторгнут одной истинной болью!
    Отсутствие николаевского гнета как будто расшевелило все гадкое, все отвратительное, все ворующее ив зубы бьющее — под сенью императорской порфиры.
    Точно как по ночам поднимается скрытая вонь в больших городах вовремя оттепели или перед грозой.
    Для нас так это ясно, как простая гамма или гласность — или все начинания не приведут ник чему. И не иносказательная гласность повести, намеков, а обличительные акты с именами, с разбором дели действий лиц и правительственных мест.
    Искренно, от души жалеем мы Александра II, его положение действительно трагическое, не рассеять ему туман, скрывающий от него страшное состояние России, он устанет от борьбы, оттого, что борьба всего труднее в безгласную ночь, да еще нес врагами, ас толпой клевретов и мошенников.
    Зачем он не знает старой русской пословицы Не вели казнить, вели правду говорить Это единственное средство правду узнать!

    Вести, полученные нами, до того страшны, до того гадки — и лучшие из них до того глупы, что мы теряемся, с чего начать. Их все можно разделить на две части часть
    сумасшедшего дома и часть смирительного дома. Во всех действуют безумные и воры, в разных сочетаниях и переложениях, иногда воры и безумные вместе, иногда безумные,
    но не воры (нет, это мы обмолвились все воры, — воры смирные, воры бешеные, воры цепные, а потом духовные, военные, городские, полевые, садовые воришки — все это восходит, поднимается от становых приставов, заседателей, квартальных до губернаторов, полковников, от них до генерал-адъютантов, до действительных тайных советников (го класса иго класса) и оканчивается художественно, мягко, роскошно,
    женственно в Мине Ивановне, этой Cloaca Maxima
    16
    современных гадостей, обложенной бриллиантами, золотой и серебряной работой (Сазикова
    17
    ), с народным калачом и православной просвирой в руке, на которой потомок старинной русской фамилии велел вырезать Благословенна ты в женах — Хорош архангел, да и пречистая дева недурна <...>
    Герцен АИ Собр. соч. Т. 13. С. Сечь или не сечь мужика Сечь или не сечь мужика ? That is the question
    19
    . — Разумеется, сечь, и очень больно.
    Как же можно без розог уверить человека, что он шесть дней в неделю должен работать на барина, а только остальные на себя. Как же его уверить, что он должен, когда вздумается барину, тащиться в город с сеном и дровами, а иногда отдавать сына в переднюю, дочь в спальную. Сомнение вправе сечь есть само по себе посягательство
    на дворянские права, на неприкосновенность собственности, признанной законом. Ив сущности, отчего жене сечь мужика, если это позволено, если мужик терпит, церковь благословляет, а правительство держит мужика заворот и само подстегивает?
    Неужели в самом деле у насесть райские души, которые думают, что целая каста людей, делящая с палачом право телесных наказаний и имеющая над ним то преимущество, что она сечет по собственному желанию, из собственного прибытка ипритом знакомых, а не чужих, — что такая каста — из видов гуманности и благости сердечной — бросит розги Полноте дурачиться Кто не знает у нас историю. о том, как флигель-адъютант (Эльстон-Сумароков) был отправлен в Нижегородскую губернию на следствие о возмутившихся крестьянах. Дело само по себе замечательно. Крестьяне одного помещика (помнится, Рахманова)
    предложили за себя взнос, помещик взял деньги, те. украл их, а мужиков продал другому, вместо того чтоб отпустить на волю.
    Крестьяне, разумеется, отказались повиноваться новому помещику. Трудное ли дело разобрать Ноу нас суд нипочем, надобно комиссии, флигель-адъютанты, аксельбанты,
    команда, розги. С розгами и послали Эльстон-Сумарокова. Мужики бросились на колени
    (бунт на коленях. Он спросил их Чьи вы. Крестьяне сказали имя прежнего помещика, Сумароков же назвал имя нового помещика (кажется, Пашкова или наоборот)
    и после этого приказал без всякого разбора сечь мужиков. Крестьяне не покорились.
    Тогда флигель-адъютант до того расходился, что дал предписание губернскому правлению одну часть на коленях бунтующих мужиков сослать в Сибирь на поселение,
    другую в арестанские роты, а третью da capo
    20
    высечь. Губернское правление и радо бы исполнить, ноне смело взять на себя такое явное нарушение положительного закона и отнеслось в сенат. За такое понятие о справедливости, за такое знание законов Эльстон-
    Сумароков сделан вице-директором одного из департаментов военного министерства.
    А вы рассуждаете о том, сечь или не сечь мужиков Секите, братцы, секите с миром!
    А устанете, царь пришлет флигель-адъютанта на помощь!!!
    Герцен АИ Собр. соч. Т. 13. С. Нас упрекают
    21
    Нас упрекают либеральные консерваторы в том, что мы слишком нападаем на правительство, выражаемся резко, бранимся крупно.
    Нас упрекают свирепо красные демократы в том, что мы мирволим Александру хвалим его, когда он делает что-нибудь хорошее, и верим, что он хочет освобождения крестьян.
    Нас упрекают славянофилы в западном направлении.
    Нас упрекают западники в славянофильстве
    Нас упрекают прямолинейные доктринеры в легкомыслии и шаткости, оттого что мы зимой жалуемся на холода летом совсем напротив — на жар.
    На сей раз только несколько слов в ответ последнему упреку.
    Он вызван двумя или тремя признаниями, что мы ошиблись, что мы были увлечены;
    не станем оправдываться тем, что мы ошибались и увлекались со всей Россией, мы не отклоняем ответственности, которую добровольно взяли на себя. Мы должны быть последовательны, единство
    — необходимое условие всякой пропаганды, с нас вправе его требовать. Но, принимая долю вины на себя, мы хотим ее разделить с другими виновниками.
    Идти по одной линии легко, когда имеешь дело с спетым порядком дел, с последовательным образом действия, — что трудного взять резкое положение относительно английского правительства или французского императорства Трудно ли было быть последовательным вовремя прошлого царствования?
    Но мы этого единства не находим в действиях Александра II; он то является освободителем крестьян, реформатором, то заступает за николаевскую постромку и грозит растоптать едва восходящие ростки Как согласить облегчение цензурных пути запрещение писать об освобождении крестьян с землею?
    Как согласить амнистии, желания публичности с проектом Ростовцева, с силой
    Панина?
    22
    Фридрих II говорил, что он не боялся ни одного генерала так, как Салтыкова
    23
    ,
    потому что никогда не мог догадаться за минуту вперед, какое движение он сделает;
    Салтыков все их делал зря.
    Шаткость в правительстве отразилась в наших статьях. Мы, следуя за ним, терялись и, откровенно досадуя на себя, не скрывали этого. В этом была своего рода связь между нами и нашими читателями. Мы не вели, а шли вместе мы не учили, а служили отголоском дум и мыслей, умалчиваемых дома. Ринутые в современное движение
    России, мы носимся с ним попеременному ветру, дующему с Невы.
    Конечно, тот, кто останавливая надежду и страх, молча выждет результата, тот не ошибется. Надгробное слово — истории — гораздо больше предохранено от промахов,
    нежели всякое участие в совершающихся событиях.
    Доктринеры на французский манер и гелертеры на немецкий, люди, производящие следствия, составляющие описи, приводящие в порядок, твердые в положительной религии или религиозные в положительной науке, люди обдуманные, точные доживают до старости лет, не сбиваясь с дороги и не сделав ни орфографических, ни иных ошибок;
    а люди, брошенные в борьбу, исходят страстной верой и страстным сомнением,
    истощаются гневом и негодованием, перегорают быстро, падают в крайность, увлекаются и мрут на полдороге — много раз споткнувшись
    Не имея ни исключительной системы, ни духа партии — все отталкивающего, — мы имеем незыблемые основы, страстные сочувствия, проводившие нас — от ребячества до седых волос, в них у нас нет легкомыслия, нет колебания, нет уступок. Остальное нам кажется второстепенным средства осуществления бесконечно различны, которое изберется. в этом поэтический каприз истории, — мешать ему неучтиво.
    Освобождение крестьян с землею — один из главных и существенных вопросов для
    России и для нас. Будет ли это освобождение сверху или снизу — мы будем за него!
    Освободят ли их крестьянские комитеты, составленные из заклятых врагов освобождения — мы благословим их искренно и от души. Освободят ли крестьяне себя от комитетов во-первых, а потом от всех избирателей в комитеты — мы первые поздравим их братски и также от души. Прикажет ли, наконец, государь отобрать именья у крамольной аристократии, а ее выслать, — ну хоть куда-нибудь на Амур к Муравьеву
    25
    ,
    — мы столько же от души скажем Быть посему Из этого вовсе не следует, что мы рекомендуем эти средства, что нет других, что это лучшие, совсем нет, — наши читатели знают, как мы думаем об этом.
    Но так как главное дело, чтоб крестьяне были освобождены с землею, то из-за средств спора мы не поднимем.
    При таком отсутствии обязательной доктрины, предоставляя, так сказать, самой природе действовать и сочувствуя каждому шагу, согласному с нашим воззрением, мы можем часто ошибаться, всегда будем очень рады, когда ученые друзья наши»,
    спокойно сидящие в сторожках на берегу, прокричат нам правее или левее держаться;
    но мы желали бы, чтоб и они не забывали, что им легче делать наблюдения над силой волн и слабостью пловцов, нежели нам плыть. ипритом так далеко от берега.
    Из-за стен доктрины, как из-за монастырских стен, сполугоря смотреть на треволнение мирское. Доктринеры счастливы, они не увлекаются и. не увлекают других.

    Герцен A.M. Собр. соч. Т. 13. СВ последнее время в нашем журнализме стало повевать какой-то тлетворной струёй,
    каким-то развратом мыслимы их вовсе не принимаем за выражение общественного мнения, аза наитие направительного и назидательного цензурного триумвирата
    27
    Чистым литераторам, людям звуков и форм, надоело гражданское направление нашей литературы, их стало оскорблять, что так много пишут о взятках и гласности итак мало «Обломовых» и антологических стихотворений. Но вот шаг дальше
    Журналы, сделавшие себе пьедестал из благородных негодований и чуть не ремесло из мрачных сочувствий со страждующими, катаются со смеху над обличительной
    литературой, над неудачными опытами гласности. И это не то чтоб случайно, но при большом театре ставят особые балаганчики для освистывания первых опытов свободного слова литературы, у которой еще не заросли волосы на полголове, так она недавно сидела в остроге.
    Когда товарищи Поэрио
    28
    , встреченные тысячами и тысячами англичан при въезде в
    Лондон, не знали, что им сказать, и наконец просили простить их нескладную благодарность, говоря, что они отвыкли вообще от человеческой речи в десятилетних оковах, народ не хохотал им в ответ и Пунш, смеющийся надо всем на свете, над королевой и парламентом, не сделал карикатуры Без сомнения, смех одно из самых мощных орудий разрушения смех Вольтера били жег, как молния. От смеха падают идолы, падают венки и оклады и чудотворная икона делается почернелой и дурно нарисованной картиной. С этой революционной,
    нивелирующей силой смех страшно популярен и прилипчив начавшись в скромном кабинете, он идет расширяющимися кругами до пределов грамотности. Употреблять такое орудие не против нелепой цензурной троицы, в которой Тимашев представляет
    Святой слуха ее трезубцем, значит участвовать с ней в отравлении мысли.
    Мы сами очень хорошо видели промахи и ошибки обличительной литературы,
    неловкость первой гласности но что же тут удивительного, что люди, которых всю жизнь грабили квартальные, судьи, губернаторы, слишком много говорят об этом теперь.
    Они еще больше молчали об этом!
    Давно ли у нас вкус так избаловался, утончился? Мы безропотно выносили десять лет болтовню о всех петербургских камелиях и аспазиях, которые, во-первых, во всем мире похожи друг на друга, как родные сестры, а во-вторых, имеют то общее свойство с котлетами, что ими можно иногда наслаждаться, но говорить об них совершенно нечего.
    «Да зачем же обличительные литераторы дурно рассказывают, зачем их повести похожи надело Это может относиться к лицам, а не к направлению. Тот, кто дурно и скучно передает слезы крестьянина, неистовство помещика и воровство полиции, тот,
    будьте уверены, еще хуже расскажет, как златокудрая дева, зачерпнувши воды в бассейне, облилась, а черноокий юноша, видя быстротекущую влагу, жалел, что она не течет по его сердцу.
    В обличительной литературе были превосходные вещи. Вы воображаете, что все рассказы Щедрина и некоторые другие таки можно теперь гулом бросить с
    «Обломовым» на шее вводу Слишком роскошничаете, господа Онегины и Печорины были совершенно истинны, выражали действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни. Печальный рок лишнего, потерянного человека только потому, что он развился в человека, являлся тогда не только в поэмах и романах, нона улицах ив гостиных, в деревнях и городах. Наши литературные фланкеры последнего набора шпыняют теперь над этими слабыми мечтателями, сломавшимися без
    боя, над этими праздными людьми, не умевшими найтиться в той среде, в которой жили.
    Жаль, что они недоговаривают я сам думаю, если б Онегин и Печорин могли, как многие, приладиться к николаевской эпохе, Онегин был бы Виктор Никитич Панин, а
    Печорин не пропал бы по пути в Персию, асам управлял бы, как Клейнмихель, путями сообщения и мешал бы строить железные дороги.
    Но время Онегиных и Печориных прошло. Теперь в России нет лишних людей,
    теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает. Кто теперь не найдет дела,
    тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй, И оттого очень естественно Онегины и Печорины делаются Обломовыми.
    Общественное мнение, баловавшее Онегиных и Печориных потому, что чуяло в них
    свои страдания, отвернется от Обломовых.
    Это сущий вздор, что у нас нет общественного мнения, как говорил недавно один ученый публицист, доказывая, что у нас гласность ненужна, потому что нет общественного мнения, а общественного мнения нет потому, что нет буржуазии!

    У нас общественное мнение показало и свой такт, и свои симпатии, и свою неумолимую строгость даже во времена общественного молчания. Откуда этот шум о чаадаевском письме, отчего этот фурор от Ревизора и Мертвых душ, от рассказов
    Охотника, от статей Белинского, от лекций Грановского? И, с другой стороны, как оно зло опрокидывалось на свои идолы за гражданские измены или шаткости. Гоголь умер от его приговора сам Пушкин испытал, что значить взять аккорд в похвалу Николаю.
    Литераторы наши скорее прощали дифирамбы бесчеловечному, казарменному деспоту,
    чем публика у них совесть притупилась от изощрения эстетического нёба!
    Пример Сенковского еще поразительнее. Что он взял совсем своим остроумием,
    семитическими языками, семью литературами, бойкой памятью, резким изложением?..
    Сначала — ракеты, искры, треск, бенгальский огонь, свистки, шум, веселый тон,
    развязный смех привлекли всех к его журналу, — посмотрели, посмотрели, похохотали и разошлись мало-помалу по домам. Сенковский был забыт, как бывает забыт на фоминой неделе какой-нибудь покрытый блестками акробат, занимавший на святой от мала до велика весь город, в балагане которого не было места, у дверей которого была давка...
    Чего ему недоставало А вот того, что было в таком избытке у Белинского, у
    Грановского, — того вечно тревожащего демона любви и негодования, которого видно в слезах и смехе. Ему недостаточно такого убеждения, которое было бы делом его жизни,
    картой, на которой все поставлено, страстью, болью. В словах, идущих от такого убеждения, остается доля магнетического демонизма, под которым работал говорящий,
    оттого речи его беспокоят, тревожат, будят. становятся силой, мощью и двигают иногда целыми поколениями.
    Но мы далеки оттого, чтоб и Сенковского осуждать безусловно, он оправдывается той свинцовой эпохой, в которой он жил Что же похожего на то время, когда балагурничал Сенковский под именем
    Брамбеуса, с нашим временем Тогда нельзя было ничего делать имей себе гений
    Пестеля и ум Муравьева — веревки, на которых Николай вешал, были крепче.
    Возможность мучеников, как Конарский, как Волович, была, и только. Теперь все, везде
    зовет живого человека, все в почине, в возникновении, и, если ничего не сделается, в этом никто не виноват — ни Александр II, ни его цензурный терцет, ни квартальный вашего квартала, ни другие сильные мира сего, — виной будет ваша слабость, пеняйте на себя, на ложное направление и имейте самоотвержение сознать себя выморочным поколением, переходным, тем самым, которое воспел Лермонтов с такой страшной истиной!..
    Вот потому-то в такое время пустое балагурство скучно, неуместно но оно делается отвратительно и гадко, когда привешивает свои ослиные бубенчики не к той тройке из царских конюшен, которая называется Адлерберг, Тимашев и Муханов, а к той, которая, в поту и выбиваясь из сил, вытаскивает — может, иной раз оступаясь — нашу телегу из грязи!
    Не лучше ли в сто раз, господа, вместо освистываний, неловких опытов, вывести на торную дорогу — самим наделе помочь и показать, как надо пользоваться гласностью?
    Мало ли на что вам есть точить желчь — от цензурной троицы до покровительства кабаков, от плантаторских комитетов до полицейских побоев. Истощая свой смех на обличительную литературу, милые паяцы забывают, что по этой скользкой дороге можно
    досвистатъся не только до Булгарина и Греча, но (чего боже сохрани) и до Станислава
    на шею!
    Может, они об этом и не думали — пусть подумают теперь!
    Герцен АИ Собр. соч. В 30 т.
    М., 1958. Т. 14. С. От редакции
    30
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   39


    написать администратору сайта