Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.4. Типология государств. Формационный, цивилизационный и другие подходы

  • формационного подхода

  • Цивилизационный подход

  • Вопросы для самоконтроля

  • Список литературы

  • ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

  • 4.1. Понятие и классификация функций государства. Формы осуществления функций государства Социальное назначение государства

  • Функции государства

  • Учебник Под редакцией доктора юридических наук, профессора А. А. Клишаса


    Скачать 3.3 Mb.
    НазваниеУчебник Под редакцией доктора юридических наук, профессора А. А. Клишаса
    Дата24.03.2022
    Размер3.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаteoriya_gosudarstva_i_prava_uchebnik.pdf
    ТипУчебник
    #414556
    страница13 из 59
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   59
    Формы осуществления государственной власти.
    Обеспечение един- ства и взаимодействия всех элементов государственного механизма по управлению общественной жизнью осуществляется методами убеж- дения, принуждения и поощрения.
    Убеждение
    – приглашение граждан и иных субъектов права к опре- деленной деятельности, соответствующей их воле, без силового дав- ления, обеспечивая свободу выбора; основывается на заинтересован- ности населения в законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.
    Формами метода убеждения являются рекомендательный и по- ощрительный способы государственного управления. Целью данных способов управления является ориентирование на конкретный вариант поведения, желательный для общества и государства.
    Принуждение–
    склонение людей к определенной деятельности посредством силового давления, ограничивая свободу выбора. Может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресе- чения, наказания и т.д.
    Поощрение–
    побуждение с помощью системы вознаграждений к действиям, в которых заинтересованы общество и государство; сти- мулирует социально полезную деятельность.
    Так, государственная власть рабовладельческого общества в боль- шинстве своем сводилась к насилию. Функции выполнения общих дел в деятельности государства занимали незначительный объем. В фе- одальном обществе феодально-зависимый крестьянин становится свободнее раба, поэтому метод насилия становится менее значимым.
    Раннее буржуазное государство, примерно до 50-х гг. XIX в., также отличалось стремлением к насилию и принуждению, несмотря на то что рабочий был свободен в продаже своего труда. Буржуазное государ- ство более позднего периода (конец XIX – начало XX в.) по-прежнему инструмент классового правления.
    Лишь после экономических и политических преобразований 50-х гг.
    ХХ в. в содержании государственной власти ведущих капиталистиче- ских государств стали преобладать элементы координации, руководства
    «общими делами». Другими словами, государство стало выполнять свои природные, изначальные функции, функции общесоциального пред- ставительства, услуг и др. Однако это не означает, что при наличии значительной социальной дифференциации населения оно утратило свое классовое назначение.

    99
    Тема 3. Понятие и сущность государства
    Государство – это сложный механизм управленияобществом, раз- носторонними социальными сферами и процессами, представляющи- ми систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.
    Специфическая особенность органов, образующих в своей совокуп- ности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов, и осно- ванной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.
    Функционирование этого специально созданного государственного механизма предполагает наличие особого отряда людей – государ- ственных служащих (чиновников), основное назначение которых, с учетом сложившегося в обществе разделения труда, состоит в управ- лении, обеспечении государственной власти, ее гарантированности.
    3.4. Типология государств.
    Формационный, цивилизационный и другие подходы
    Категория «исторический тип государства», «исторический тип го- сударства и права» занимают самостоятельное место в категориальном аппарате науки теории государства и права. Задача типологии госу- дарства – процесс познания государственной (и правовой) материи с позиции естественно-исторического процесса развития государства, его юридических правил, исторически неизбежной смены одной госу- дарственности другой. Исторический тип государства – совокупность
    существенных, наиболее значимых признаков государства в определен-
    ный исторический период времени
    . Такие признаки можно выделить на основе обобщения большого фактического материала правового, экономического и другого характера.
    Классификация и типология государств имеют свои различия. Де- ление основывается на устойчивых, но весьма второстепенных свой- ствах государства. Жан Боден, например, используя географический критерий, делил народы на южные, средние и северные
    1
    . Известный немецкий ученый-юрист начала XX в. Г. Еллинек в зависимости от степени динамизма подразделял государства на статические и ди-
    1
    Ж. Боден (1530–1596, Франция) – государствовед, философ. Основная работа –
    «Республика» (Франция, 1577).

    100
    Теория государства и права намические
    1
    . Основываясь на своеобразии политико-государствен- ного режима, выделяют авторитарные, тоталитарные, либеральные и демократические государства.
    Типология же должна учитывать критерии, сформированные со- циальной практикой, определяющей глубинную природу государства.
    Типология как прием основывается на обобщении исторического, социологического и правового материала, на выявлении объективных процессов и связей в обществе, а также на анализе функционирования государственно-правовых явлений и систем.
    В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и ци- вилизационный.
    В основе формационного подхода лежат свойства общественно-эко- номических формаций, отражающие влияние на природу государства экономического базиса и надстройки. Другими словами, существо тако- го взгляда состоит в систематизации и объединении существенных при- знаков государства в рамках конкретной общественно-экономической формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, сущности и социального назначения.
    Выделяют следующие общественно-экономические формации: пер- вобытнообщинная (догосударственная), рабовладельческая, феодаль- ная, капиталистическая, коммунистическая (началом которой является социализм). Первой формации – первобытнообщинной – присущи низкий уровень организации труда, неразвитые производственные отно- шения, общественная форма собственности. Объективной потребности в существовании государства данная фаза развития общества не имела.
    Рабовладельческой формации свойствен рабовладельческий тип госу- дарства и права, феодальной – феодальный тип государства и права, капиталистической – буржуазное государство и право. Все исторические типы государства выражали интересы господствующих классов; с точки зрения организации также имелись особенности: для рабовладельческого и феодального государства характерна монархия, нередко абсолютная, особенность права – в защите интересов имущих, раб, пленный, неиму- щий крестьянин по сути были бесправны. Капиталистическая формация, буржуазное государство и право считаются более демократичными, более универсальными. Для этого этапа уже характерна продажа раба как вещи, продажа должника (его семьи) за долги и т.д.
    1
    Г. Еллинек (1851–1911) – немецкий профессор права. Основная работа – «Общее учение о государстве» (1877).

    101
    Тема 3. Понятие и сущность государства
    Марксизм выдвинул идею коммунистической формации – фор- мации, обладающей высоким уровнем производства, общественной формой собственности, в основе которой уравнительный принцип рас- пределения материальных благ. Государство и право в этом идеальном обществе станут лишними, ненужными и будут отправлены на «свалку истории». Эта идея исторической практикой не подтвердилась. Попыт- ка построить социалистическое государство в ряде стран, способное стать предпосылкой коммунистической формации, не оправдалась.
    В середине 90-х гг. прошлого столетия уже Россия вернулась к капи- талистическим принципам экономики и поставила задачу построения правового государства.
    Заслуга формационного подхода – в характеристике экономической и социальной основы государства, в вычленении связи, зависимости прямой и обратной между государством, правом на определенном этапе времени и экономической и социально-политической структу- рой общества. Формационный подход ответил на вопрос о том, чьи интересы защищает государство, что составляет его сущность.
    Цивилизационный
    подход, один из востребованных в настоящий период времени, предлагает учитывать не только (и не столько) уро- вень производительных сил, формы собственности, принцип рас- пределения материальных благ, классовую расстановку сил, но и тип
    культуры
    , духовные факторы, другими словами, уровень и качество цивилизации. Однако тип культуры – категория очень емкая и вклю- чает в себя культуру производства, духовную культуру, мировоззре- ние, религиозные взгляды на систему социального регулирования и т.д. В зависимости от того, как определяют тип культуры, призна- ки цивилизации, предлагается и классификация, а следовательно, и историческая типизация государств.
    По мнению А. Тойнби, М. Вебера, П. Сорокина, О. Шпенглера и др., цивилизационный подход дает все же более точную типологию государств. По их мнению, духовно-культурная жизнь общества, вы- ражающаяся в совокупности духовных ценностей, – главенствующий фактор в развитии техники, социальной организации, религии, фило- софии, государства и права.
    В рамках данного подхода следует выделить и теорию стадий эко- номического роста, автором которой является Уолд Ростоу
    1
    . По его
    1
    У. Ростоу (1916 г. – Нью Йорк) – известный американский экономист, философ, историк, сын русских эмигрантов. Обосновал теорию роста человечества, «вечности» капиталистических отношений.

    102
    Теория государства и права мнению, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют и в связи с этим общество с учетом экономического развития можно отнести к одной из пяти следующих стадий:
    • традиционное общество – отношения основаны на доньютоновской науке и технике, на преобладании сельского хозяйства;
    • переходное общество, в котором закладываются основы преобра- зований,– это период трансформации традиции общества в более развитое – формирование основ для развития обрабатывающей промышленности;
    • общество, переживающее процесс движения, понимаемый как взлет научно-технического развития в промышленности и сельском хозяйстве;
    • созревающее общество – это период некой зрелости, когда на осно- ве применения научно-технических достижений образуется устой- чивое превышение выпуска продукции по отношению к числу на- селения;
    • общество, достигшее высокого уровня потребления, это стадия, характеризующаяся высоким уровнем массового потребления.
    У. Ростоу классифицировал государства в зависимости от стадии экономического роста, духовно-культурных условий развития об- щества. Таким образом, согласно его концепции, чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.
    С позиции цивилизационного подхода наибольший интерес пред- ставляет классификация цивилизаций и соответствующих государ- ственных институтов по уровню их организации. В соответствии с дан- ным критерием цивилизации и государства подразделяют на первичные
    и вторичные.
    К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, шумерскую, иранскую, японскую и др. Они отличаются друг от друга таким фак- тором, как соединение государства с религией, где государство более чем государство, ибо оно связанно с духовностью. Религия же прямо обожествляет правителя, т.е. культивирует вождя, фараона и т.д.
    Вторичные цивилизации –
    это западноевропейская, восточноев- ропейская, латиноамериканская и др. Характерной чертой является различие между государственной властью и религией. Власть оказы- вается не такой всемогущей, как в первичной цивилизации, но и здесь государство во многом подчинено культурно-религиозной системе.
    В совокупности формационный и цивилизационный подходы дают относительно полную картину развития государственности и позволя-

    103
    Тема 3. Понятие и сущность государства ют достаточно содержательно охарактеризовать тип государства, при этом учитывая не только социально-экономические, но и духовно- культурные факторы.
    В учебной юридической литературе используются и иные критерии типологии государства например, выделяют в соответствии с по- литическим режимом демократические и недемократическиетипы государства, а также в зависимости от местоположения государства
    западной
    и восточной цивилизации.
    Иногда государства подразделяют по принципу отношения к ре- лигии. На этом основании выделяют светские, клерикальные, теокра-
    тические
    и атеистические государства.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Сущность государства. Основные подходы к пониманию сущ- ности и назначения государства.
    2. Общесоциальное в предназначении государства.
    3. Основные признаки государства. Роль и функции государствен- ной символики.
    4. Понятие государственной власти, ее структура и основные ме- тоды осуществления.
    5. Основания типологии государства.
    6. Формационный подход, его особенности.
    7. Цивилизационный подход в типологии государств. Соотноше- ние государства и духовно-культурной жизни общества как критерий такого подхода.
    8. Иные критерии типологии государств (личность, политический режим, религия).
    Список литературы
    1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
    2. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Са- ратов, 2006.
    3. Бутаков А.В. К исследованию новейшей истории российской государственности: неподъемная демократия? Омск, 2012.
    4. Загорный А.В. Становление государственности. М., 2004.
    5. Замковой В.И. Тоталитаризм: сущность и концепции. М., 1994.

    Теория государства и права
    6. Ившина И.Н. Становление и развитие канадского федерализма.
    Киров, 2007.
    7. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2007.
    8. Клишас А.А. Социальное государство. М., 2017.
    9. Кравцов Б.П. Понятие государства и права. М., 1967.
    10. Майбуров И.А., Ушак Н.В., Косов М.Е. Теория и история нало- гообложения. М., 2013.
    11. Марксистско-ленинская общая теория государства и права: основные институты и понятия. М., 1970.
    12. Пионтковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве. М., 1993.
    13. Серегин А.В. Эволюция учения о монархической форме правле- ния в истории политико-правовой мысли. Ростов н/Д, 2010.
    14. Сорокин В.В. Государство переходного периода: теоретические вопросы. Барнаул, 2000.
    15. Ленин В.И. О государстве // В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 39.
    16. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.
    17. Тихомиров Ю.А. Государство: преемственность и новизна. М.,
    2011.
    18. Тихомиров Ю.А. Государство. М., 2013.
    19. Федерации в зарубежных странах. М., 1993.
    20. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.
    21. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.
    22. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.
    23. Чиркин В.Е. Законодательная власть. М., 2008.

    105
    ТЕМА 4
    ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
    4.1. Понятие и классификация функций государства. Формы осущест- вления функций государства.
    4.2. Механизм государства. Функции государства и механизм госу- дарства.
    4.3. Механизм государства и государственный аппарат.
    4.4. Органы государства. Представительные (законодательные), ис- полнительные и судебные органы государства. Контрольно-над- зорные органы. Прокуратура. Силовые структуры.
    4.1. Понятие и классификация функций государства.
    Формы осуществления функций государства
    Социальное назначение государства
    – роль государства в обществе,
    степень вмешательства государства в жизнь общества.
    Оно предо- пределяет задачи государства – проблемы, стоящие перед обществом
    на данном этапе его развития, требующие разрешения государством.
    Типичными задачами государства на современном этапе являют- ся: обеспечение сохранения общества и государства, преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных, националь- ных и т.д.); обеспечение безопасности и укрепление государства, содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества.
    Функции государства
    – это основные направления его деятельности
    с целью управления делами общества, выражающие его сущность и со-
    циальное назначение.
    Функции государстваэто предмет деятельности государства, содержание этой деятельности, формы ее обеспечения. Их перечень, формы выражения претерпевают изменения с течением исторического процесса.
    По большому счету функции государства отвечают на вопрос, чем занимается государство, его органы, какие цели стоят перед ним, что оно решает.

    106
    Теория государства и права
    Реальный показатель значимости конкретных функций для госу- дарства на данном этапе его развития – это бюджет государства (он показывает, на какие цели расходуются средства государства, какие цели являются приоритетными по финансовым затратам). Функции государства предопределяются его сущностью, в связи с этим они имеют либо классовый, либо общесоциальный характер.
    Функции государства зависят от следующих факторов: сущность государства, потребности общества и государства, характер общества
    (раннеклассовое, классовое, переходное, гражданское), степень его вмешательства в духовную, религиозную, экономическую и социаль- ную сферу, степень развития форм деятельности государства, в част- ности эволюция властно-принудительных методов государственного управления, экономические ресурсы, находящиеся в распоряжении государства.
    Функции государства характеризуются тем, что они:
    • непосредственно выражают и предметно конкретизируют его сущность и служебную роль как важнейшей части надстройки по отношению к базису; они вытекают из природы и нужд самого общества;
    • очерчивают предметные границы деятельности государства в той или иной сфере общественной жизни;
    • формируются и развиваются сообразно историческим задачам и целям государства, и существуют с целью претворения их в жизнь;
    • имеют систематический, относительно постоянный и объективный характер;
    • осуществляются механизмом государства, его элементами (на- пример, в России функция обороны реализуется как органами государства – Министерством обороны, Советом Безопасности, так и материальными средствами – Вооруженными Силами);
    • реализуются в определенных формах и соответствующими мето- дами.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   59


    написать администратору сайта