Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 20.1. Понятие правосознания. 20.2. Виды правосознания.20.3. Правовая культура в современном обществе.20.1. Понятие правосознания

  • Правосознание

  • 20.2. Виды правосознания В рамках правосознания принято выделять правовую идеологию

  • Учебник Под редакцией доктора юридических наук, профессора А. А. Клишаса


    Скачать 3.3 Mb.
    НазваниеУчебник Под редакцией доктора юридических наук, профессора А. А. Клишаса
    Дата24.03.2022
    Размер3.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаteoriya_gosudarstva_i_prava_uchebnik.pdf
    ТипУчебник
    #414556
    страница53 из 59
    1   ...   49   50   51   52   53   54   55   56   ...   59
    Список литературы
    1. Ботин А.Г., Кузнецов В.В. Как правильно составить судебные до- кументы: приговоры, кассационные определения: пособ. для судей.
    М., 2003.
    2. Вишневский А.Ф., Дмитрук В.Н.Теория и практика подготовки проекта нормативного правового акта. Минск, 2005.
    3. Власенко Н.А. Законодательная технология: теория, опыт, пра- вила: учеб. пособ. Иркутск, 2001.
    4. Власенко Н.А. Основы законодательной техники: практическое руководство. Иркутск, 1994.
    5. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.
    6. Власенко Н.А., Стародубцев С.В. Основы теории юридических документов. М., 2006.
    7. Губаева Т.В. Язык и право: искусство владения словом в профес- сиональной юридической деятельности. М., 2004.
    8. Делопроизводство в судах / под ред. М.А. Подобеда. М., 2004.
    9. Законодательная техника / под ред. Ю.А. Тихомирова. М.,
    2000.
    10. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование / под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород,
    2001.
    11. Законодательная дефиниция / под ред. В.М. Баранова. Н. Нов- город, 2007.
    12. Каргин К.В. Юридические документы: вопросы разработки и применения. Н. Новгород, 2006.
    13. Каргин К.В. Юридические документы. М., 2008.
    14. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учеб. М., 2007.
    15. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1991.
    16. Керимов Д.А. Законодательная техника. М., 1998.
    17. Нормография / под ред. Ю.Г. Арзамасова. М., 2007.
    18. Проблемы юридической техники / под ред. В.М. Баранова.
    Н. Новгород, 2000.

    Тема 19. Юридические документы и юридическая техника
    19. Смирнов Л.В. Законотворческая техника в современной России.
    М.; Тула, 2006.
    20. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридиче- ской науке и практике. Екатеринбург, 1993.
    21. Юридическая техника: курс лекций / под ред. В.М. Баранова.
    Н. Новгород, 2015.
    22. Ушаков А.А. Право и язык: избранное. М., 2008.
    23. Язык закона / под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.

    452
    ТЕМА 20
    ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
    20.1. Понятие правосознания.
    20.2. Виды правосознания.
    20.3. Правовая культура в современном обществе.
    20.1. Понятие правосознания
    Правосознание
    не существует вне человеческого сознания, вне человеческого разума. Ни одно явление не оказывает воздействия на право, если предварительно не отражается в правосознании. Право- сознание – это своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, формирующие право, определяющие его назначение, характеристики и влияние на общественные отношения. Значение правосознания для жизни права столь велико,что некоторые ученые рассматривали право как часть правосознания. Выдвигалась и другая точка зрения, согласно которой правосознание является частью права.
    Но большинство отечественных правоведов разделяют мнение о том, что право и правосознание – самостоятельные явления, хотя и тесно взаимодействующие между собой.
    Существуют два диаметрально противоположных суждения на про- блему сущности правосознания. Согласно одному из них (марксист- ско-ленинская теория права) правосознание людей целиком опре- деляется их социальным положением, их интересами. Однако это учение по существу игнорирует вопрос о воздействии бессознательного фактора на поведение людей. К тому же нередки случаи, когда человек ставит цели и действует вопреки своим действительным интересам.
    Согласно другой точке зрения (большинство немарксистских учений о праве) правосознание определяется прежде всего индивидуальны- ми предпочтениями субъекта, уровнем его культуры, религиозными взглядами, изменившимися нравственными установками и прочими субъективными факторами. Но при этом фактически без объяснения остается вопрос, почему люди с разными субъективными установка- ми объединяются для защиты одних и тех же правовых принципов.

    453
    Тема 20. Правосознание и правовая культура
    Видимо, недостаточно при определении сущности правосознания рассматривать только объективные или только субъективные факторы, воздействующие на него. Следует исходить из того, что на деле имеет место взаимодействие этих факторов, совместно влияющих на фор- мирование, динамику и трансформацию правосознания.
    Во всем мире ныне все более широкое признание завоевывает ли- беральное правосознание, согласно которому право должно служить интересам всех людей. Такое правосознание начало складываться еще в недрах рабовладельческого общества, когда древние мысли- тели (Сенека и др.) высказывали негативное отношение к институ- ту рабовладения. Немалую роль в формировании демократического правосознания сыграло христианство с его идеей о равенстве всех, хотя бы только перед Богом. Во время Великой французской револю- ции демократические идеи были выдвинуты не просто как идеалы, но и как притязания правового характера. К числу основных идей демократического правосознания ныне относят либеральные идеи о неотчуждаемых правах человека, о свободе, безопасности личности, частной собственности и т.п.
    Для научного понимания правосознания важное методологическое значение имеют рассмотрение его как формы сознания и экстрапо- ляция на его характеристики всех тех отличительных черт, которые присущи сознанию вообще. В соответствии с этим подходом в правосо- знании выделены познавательные, ценностные и практические (воле- вые) элементы
    1
    . Познавательный элемент правосознания заключается в знании и понимании того, что представляет собой право, каковы его основные принципы и требования. Он включает в себя и осознание того факта, что в стране может быть несколько систем правосознания, но только одна система права. Такое понимание правосознания об- условлено существованием в обществе различных социальных групп, имеющих свои интересы, которые оказывают непосредственное воз- действие на их представления о праве. Эти интересы могут быть осоз- нанными или неосознанными, ближайшими, отдаленными или пер-
    1
    См. подробнее: Поляков А.В. Правосознание // Поляков А.В., Тимошина Е.В. Об- щая теория права. СПб., 2015. С. 157. С.В. Бошно в этой же связи считает правильным говорить не об элементах, а о функциях правосознания: познавательной, оценочной и регулятивной (см.: Бошно С.В. Теория государства и права. С. 300–301). И.А Шапо- валов к этим функциям правосознания добавляет еще одну – проективную, которая, по его мнению, «базируется на человеческом качестве, редком даже среди юристов – проективном мышлении» (см.: Шаповалов И.А.Правосознание и правовая культура //
    Основы права / под ред. В.Б. Исакова. М., 2015. С. 278).

    454
    Теория государства и права спективными, индивидуальными, групповыми или общесоциальными и т.д. Что касается отдельных индивидов, то для них первостепенное значение имеют интересы, отражающие их личностные ситуации.
    Приходится учитывать, что каждый человек входит одновременно в состав различных социальных групп, интересы которых нередко конфликтуют между собой. Взаимодействие между такими интереса- ми создает ситуацию, которую далеко не всегда можно предугадать, а тем более прогнозировать. Поэтому возможны такие случаи, когда правосознание личности может полностью расходиться с ее социаль- ным происхождением и социальным положением, с ее объективными интересами.
    Содержание правосознания всегда имеет ценностный (оценочный) характер. Оно включает в себя правовые чувства, идеи и суждения о том, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью субъект соотносит их с собственными интересами, а также с умоз- рениями тех социальных групп, в которые он входит, а в некоторых ситуациях (например, во время войны) – даже с интересами общества в целом. Правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, т.е. отвечают ли они тем или иным правовым чувствам, представлениям, требованиям. И наконец, оно вы- рабатывает отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результат оценки субъектом своих действий в дальнейшем выступает как мотив его поведения.
    Наконец, практический элемент правосознания отражает поведен- ческие установки субъекта, его готовность использовать свои теоре- тические знания и ценностные оценки в практической деятельности.
    Он предостерегает лицо от возможных ошибок при постановке правовых целей и избрании средств их реализации. Правовые чувства, эмоции, идеи, принципы, установки, ставшие для субъекта частью его право- сознания, в дальнейшем обусловливают его поступки в сфере права.
    Все формы сознания (включая правосознание) тесно взаимодейству- ют между собой, при этомподчиняясь тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом. Но правосознание характеризуется и относительной самостоятельностью. Это выражается, во-первых, в том, что правосознание может отражать не только данное состоя- ние общественных отношений, но и тенденции их развития. И тогда оно выступает в качестве своеобразного фактора, толкающего право к прогрессивным изменениям. Пределы опережающего отражения общественных отношений зависят от степени познания объективных закономерностей. В ряде случаев правосознание, напротив, отстает

    455
    Тема 20. Правосознание и правовая культура от уровня развития общественного бытия. Это характерно для периодов революционной ломки общественных отношений, когда значительная часть населения отрицательно относится к переменам. Во-вторых, правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает одно и то же явление. Например, охрана собственности рассматрива- ется политическим сознанием с позиции интересов государства или тех или иных социальных групп, а нравственным сознанием – с точки зрения добра и зла. Между тем правовое сознание рассматривает те же самые вопросы преимущественно с позиции законности и т.д. Осо- бенно тесным является взаимодействие правосознания и нравствен- ного сознания. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых чувств и право- вых взглядов, во многих случаях лежат в основе их формирования и реализации. Падение уровня общественной нравственности крайне отрицательно сказывается на правосознании: формируется пренебре- жительное отношение к праву, моральные факторы перестают работать в качестве средства предупреждения правонарушений. Такое явление имело место в нашей стране в лихие 90-е гг. прошлого века. В-третьих, правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в по- коление могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве, о том, что и как должно защищаться правом, как оно должно охранять интересы гражданина и государства. В наше время многие гражда- не считают необходимым усиление контроля со стороны государства или саморегулируемых организаций за качеством продовольственных товаров, реализуемых через торговые сети. Речь идет о не столь уж редких случаях прямого нарушения со стороны предприятий торговли гарантированного ст. 41 Конституции РФ права граждан на охрану здо- ровья. Этой статьей Конституции РФ предусмотрена и ответственность должностных лиц за сокрытие ими фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Однако проверки торговых пред- приятий на предмет реализации продовольственных товаров, несущих угрозу здоровью граждан, перестали быть систематическими. Поэтому фактически юридическая угроза привлечения должностных лиц за ука- занные выше деяния крайне редко приводится в действие.
    Говоря о преемственности правосознания, следует упомянуть и о восприятии правовых идей, взглядов, выработанных другими на- родами в прежних исторических условиях. Примером может служить рецепция норм римского частного права в Западной Европе, т.е. их включение в национальные правовые системы ряда западноевропейских

    456
    Теория государства и права стран, начавшееся в XI–XII вв. Рецепция способствовала формирова- нию в Западной Европе своего рода единого правового ландшафта – так называемой романо-германской правовой системы.
    В современных условиях глобализации, охватившей весь мир, сближение воззрений на использование правовых инструментов для решения тех или иных проблем стало определяющей тенденцией в раз- витии правосознания многих народов. Такое явление характерно, в частности, для стран Европейского союза – экономического и по- литического объединения 28 европейских государств. Постепенно оно формируется и в рамках Евразийского экономического союза – эко- номического объединения некоторых бывших советских республик
    (Россия, Беларусь, Казахстан и др.).
    В-четвертых, правосознание оказывает обратное воздействие на об- щественные отношения, выступает как активная сила, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их. Например, до сих пор не преодолено негативное отношение значи- тельной части населения к проводимой в городах жилищной реформе, которая для многих граждан вылилась прежде всего в непомерное уве- личение стоимости коммунальных услуг. С другой стороны, принцип свободы договоров, введенный в стране после событий 1991 г., сравни- тельно легко нашел признание широких слоев населения. Изменилось и отношение граждан к существованию частной собственности – для многих ее признание стало основой их правовой активности.
    Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что правосознание
    представляет собой совокупность чувств, настроений, представлений,
    взглядов, идей, теорий, концепций и т.п., в которых выражено теорети-
    ческое, ценностное и практическое отношение субъекта к действующему
    праву, ко вновь создаваемым юридическим нормам.
    20.2. Виды правосознания
    В рамках правосознания принято выделять правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология – это научно-теоретическое
    осмысление права в виде совокупности идей, теорий, концепций
    , в кото- рых выражено отношение к праву. Примером концепций, являющихся ее составными частями, могут служить учение о правовом государстве, учение о социальной ценности права. К числу концептуальных идей, фиксируемых в правовой идеологии, относят, например, идею о нераз- рывной связи прав и обязанностей личности, идею о недопустимости

    457
    Тема 20. Правосознание и правовая культура противопоставления законности и целесообразности в деятельности государственных органов и должностных лиц. Правовая идеология стре- мится объяснить право с позиции тех или иных классов или социальных
    слоев
    , нередко маскируя от непосвященных свои цели и задачи, форму- лируя разного рода мифы и симулякры. «Творцы» правовой идеологии, за исключением марксистской, представляют ее как внеклассовую, отвечающую требованиям истины и справедливости. Такие утверж- дения не могут не вызывать серьезные сомнения.
    В отличие от правовой идеологии правовая психология складывается стихийно, в виде правовых чувств, настроений, переживаний, в которых выражено отношение к праву – например, в форме неприятия безза- кония, переживания страха перед уголовным наказанием и т.п. Су- ществование правовой психологии связано с присущей человеческой психике способностью эмоционально реагировать на внешние явле- ния. Человек ведет себя тем или иным образом, подчиняясь не только разуму, но и своим правовым чувствам, которые улавливают в при- роде общественных отношений и то, что подчас недоступно разуму.
    Правовая психология включает значительную часть бессознательного, т.е. психических явлений, влияние которых субъектом не осознается.
    Равнодушное отношение к нарушениям правовых норм, неприятие их требований или, напротив, стремление – это те правовые чувства, которые становятся для субъекта наиболее сильным элементом его правосознания. Правовые чувства, эмоции в значительной мере фор- мируются и «воспитываются» под влиянием общения с другими людь- ми. Находясь в том или ином окружении, человек подчас думает и чув- ствует иначе, чем если бы он был изолирован от других людей. Поэтому определение социально-ценностных ориентаций соответствующих групп (коллективов) имеет большое значение при выявлении уровня правосознания конкретных индивидов. Некоторые исследователи считают правовые чувства главной мотивационной частью правосо- знания. Их учету придается особое значение и в правотворческой, и в правоприменительной практике.
    В правовой психологии есть более и менее стойкие компоненты.
    Первые из них реализуются через соблюдение обычаев, традиций и во- обще всего того, что вошло в привычку людей. Например, устойчивым является отрицательное отношение людей к преступлениям против личности, особенно против лиц, находящихся в беспомощном состо- янии. В качестве подвижной части правовой психологии выступают настроения. Они всегда активны, одобряют или, напротив, отрицают что-либо. Но настроениями можно сознательно руководить, поскольку

    458
    Теория государства и права они поддаются идейному воздействию. Например, можно преодолеть бытующее среди некоторой части населения отрицательное отноше- ние к защите своих прав в судах, где якобы сложно добиться правды и справедливости. Совершенствование работы судебной системы, мониторинг результатов ее деятельности способны если не преодолеть, то по крайней мере снизить планку традиционного для правосознания многих слоев населения недоверия к судам.
    Важнейшее звено правовой психологии – самосознание личности, выражающееся в самооценке, в умении критически оценить свое по- ведение с точки зрения его соответствия действующим нормам права.
    Самооценка может выражаться в виде чувства удовлетворения своими поступками или, напротив, отрицательного отношения к ним. В не- которых случаях самооценка выражается в таком эмоциональном явлении, как чувство стыда. Стыд – это внутреннее осознание непри- емлемости данного поступка для других людей. Например, стыдно ездить в транспорте, не оплачивая свой проезд. Правонарушителю бывает стыдно рассказывать о тех своих поступках или высказываниях, которые вызывают неприкрытое осуждение со стороны слушающих.
    Стыд подавляет активность, направленную во вред общественным интересам. Поэтому, обращаясь к этому чувству человека, можно в той или иной мере регулировать его поведение в целом.
    Чувство стыда – одно из элементарных проявлений совести чело- века. Высшая же форма проявления совести – переживание, которое побуждает к нравственно-справедливому поведению». Человек, ко- торому присущи подобные переживания, не нуждается во внешнем социальном контроле. Иначе говоря, совесть на ее высшем уровне раз- вития позволяет предупредить любые отклонения поведения от норм морали и соответствующих им юридических норм.
    Следует особо подчеркнуть, что правовую психологию нельзя рас- сматривать как нечто второразрядное по отношению к правовой иде- ологии. Это две взаимодействующие части правосознания, оказыва- ющие друг на друга значительное воздействие. От характера и уровня идеологической подготовки личности зависит, например, в какой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства, «властвовать над собой». С другой стороны, развитие правовой идеологии тесно связано с правовой психологией: без человеческих эмоций не совер- шается ни один сколько-нибудь осознанный поступок, в том числе и в сфере права.
    Говоря об элементах правосознания, помимо правовых знаний и ценностей следует выделить и тот его элемент, который обеспечи-

    459
    Тема 20. Правосознание и правовая культура вает его активность, отражает представления субъекта о том, как ему следует действовать в мире права, какие средства и в каких условиях он может использовать. Речь идет о явлении, которое еще в первой четверти ХХ в. стали именовать правовой политикой
    1   ...   49   50   51   52   53   54   55   56   ...   59


    написать администратору сайта